Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Возрождение: усадьба Санс-Эннуи»
Автор проекта: Птюшкина Г.Н.,,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Руководители проекта: Птюшкина Г.Н.,,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,
Королева Н.Э., учитель ГБОУ СОШ № 430
Участники проекта:
1. Востряков Тарас
2. Казонурдов Антон
3. Кувшинова Алиса
4. Некрасова Маргарита
5. Шиляев Андрей
6. Бородай Анна
7. Краснова София
8. Разуванова Дарья
9. Бойков Андрей
10. Пузырев Андрей
11. Амурлаев Фарман
12. Птюшкина Г.Н.
13. Кололева Н.Э.
14. Титова А.В.
15. Шиляева О.В.
Продолжительность проекта: 5 месяцев (октябрь 2020 – февраль 2021)
Санкт-Петербург
2021
Название проекта: «Возрождение: усадьба Санс-Эннуи».
Введение.
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Актуальность выбранной проблемы очевидна. Будущее нашей России только в силе исторического, культурного и духовного потенциала.
Цель: привлечение внимания населения города Ломоносова к физическому состоянию объекта культурного наследия, расположенного на территории города.
Задачи:
1.проанализировать научную литературу об усадьбе Санс-Эннуи;
2.подготовить в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова выставку литературы по теме;
3.провести анкетирование детей «Что вы знаете о городе Ломоносове»;
4. провести опрос среди посетителей библиотеки с целью выяснения их пожеланий по поводу сохранения культурного и исторического наследия края.
Результатом данного исследования будет подготовка видеоролика с привлечением внимания к проблеме сохранения культурного и исторического прошлого нашего города.
Участники проекта: учащиеся 2 класса, педагог дополнительного образования, учитель начальной школы, родители.
Сроки реализации: октябрь 2020 – февраль 2021.
Продукт проекта: презентация «Объекты культурного и исторического наследия города Ломоносова.
Поставленные выше цели достигались в три этапа.
1 этап – подготовительный: выбор темы; определение цели и формулирование задач, проблемы; определение названия проекта; обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов; выбор способов работы (используемые методы исследования); обсуждение продукта проекта.
2 этап – практический: поиск и анализ научной краеведческой литературы и СМИ; оформление выставки по теме в библиотеке; проведение анкетирования и опроса; создание видеоролика, представление результатов работы по проекту в библиотеке.
3 этап – завершающий. Формулирование выводов. Оформление проекта, подготовка презентации проекта. Продолжение работы по выявлению культурных и исторических объектов города. Создание презентации.
Ход проекта.
1 этап – подготовительный. Определили тему и название проекта, сформулировали задачи, проблемы. Наметили план работы, источники информации нашли в Библиотеке Семейного чтения города Ломоносова; выбрали способы работы, сообща обсудили продукт проекта: видеоролик, презентация об объектах культурного наследия города.
2 этап – практический. Оформили выставку по теме в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова. В течение месяца каждый участник проекта по очереди дежурили в библиотеке у выставки делая обзор для посетителей, проводили анкетирование, опрос (каждый участник проекта со взрослыми: родителями или руководителями проекта).
Обзор у выставки. Представляем вашему вниманию усадьбу Санс-Эннуи, расположенную в черте Петербурга, на окраине города Ломоносова. Это одна из усадеб Российской Империи, очень тесно связанная с историей России.
Первоначально в этом имении жила сестра Петра Великого, Мария Алексеевна, принадлежавшая к семейству Милославских. С 1722 года усадьбой владел Александр Меншиков, с 1730-х годов – генерал-майор Иван Иванович Косагов.
А вот следующим владельцем стал Петр Третий, внук Петра Великого, император Российский. Именно при нем усадьбу стали расширять и перестраивать. К сожалению, пользовался он ею недолго, так как вскоре был свергнут своей женой.
В 1780 году императрица Екатерина Вторая пожаловала усадьбу командиру Кронштадтского порта адмиралу Грейгу. Его потомки и владели усадьбой до революции 1917 года.
В советское время здесь был сначала санаторий, затем военный госпиталь. В июне 2017 года в усадьбе произошел пожар, уничтоживший часть здания...
Сейчас усадьба совершенно заброшена, ее никто не охраняет.
Все двери открыты, давно уже нет никого, кто бы их закрыл. Можно войти внутрь. Половина комнат относительно цела, если не считать разобранного пола, а также выдранных труб и проводки.
Вокруг усадьбы был ухоженный парк. Перед нами пруд, в пруду островок с деревьями. Из пруда через плотину летом вытекает ручей к заливу. Каким бы хорошим местом для отдыха петербуржцев могла стать эта усадьба...
Она расположена на берегу древнего моря, который называется "Балтийский глинт", или иначе - береговой уступ. Он тянется отсюда на запад, мимо Лебяжьего и Красной Горки, на десятки километров.
Теперь вид на море заслоняют дамба и порт, а когда-то прямо из усадьбы можно было видеть морские волны, закат над водой, парусные корабли...
Памятник истории и культуры находится в плачевном состоянии. Нет средств на реставрацию.
Мы подумали, а что мы можем сделать для сохранения культурного и исторического наследия нашего города. И вот с помощью библиографа и библиотекарей подготовили выставку литературы об усадьбе Санс-Эннуи.
Для того чтобы выявить насколько глубоки знания жителей города об истории родного края мы подготовили небольшую викторину.
АНКЕТА проверка знаний о городе Ломоносове |
||
1 |
Назовите основной символ на гербе города Ломоносова. |
|
2 |
Как раньше назывался город Ломоносов? |
|
3 |
Кого можно считать основателем города? |
|
4 |
Название первой улицы города Ломоносова. |
|
5 |
Назовите имена, которые вошли в историю города. |
|
6 |
Назовите архитектора, оставившего заметный след в истории города. |
|
7 |
О какой исторической достопримечательности вы бы хотели рассказать другу? |
|
8 |
Назови любой из памятников культурного и исторического наследия города. |
|
9 |
Твои пожелания городу Ломоносову. |
|
10 |
Рисунок к любому номеру анкеты |
Было проведено анкетирование среди посетителей библиотеки с целью выяснения их пожеланий по поводу сохранения культурного и исторического наследия края. Были предложены следующие вопросы:
Анкета
1. Как Вы считаете, важно ли сохранение культурного и исторического наследия края?
Да Нет
2. Ваши предложения по сохранению культурного и исторического наследия края…(ваши предложения запишите)
3 этап – завершающий. Формулирование выводов. Оценка результатов. Мы постарались заинтересовать нашей деятельностью жителей города Ломоносова.
По результатам проведенной викторины, были сделаны следующие выводы: к сожалению, большинство поверхностно знают историю города, практически не ориентируются в исторических фактах, событиях, памятных местах на территории города Ломоносова.
Проведенное анкетирование дало несколько разных предложений:
• некоторые посчитали важным проведение экскурсионной работы, организацию лектория;
• другие предложили создать Интернет-сайт, а также проведение экскурсий;
• учащимся хочется провести экскурсии, им они тоже интересны.
Каким же будет ответ на главный вопрос: Как сохранить культурное наследие, представляющее историческую ценность? Мы думаем использовать с этой целью компьютерные технологии, чтобы увековечить памятники истории и культуры не только на фотографиях, но и в виртуальном пространстве.
Итогом нашей работы может презентация «Объекты культурного наследия города Ломоносова» с указанием всех объектов культурного наследия.
Данный материал можно использовать на уроках географии, истории, на занятиях по краеведению.
Заключение. Таким образом, в результате проведения данного исследования нами были изучены многочисленные источники информации по выбранной теме (интернет, книги, газеты, журналы), а также проведены консультации с работниками библиотеки. В ходе работы по проекту нами совместно с руководителями и родителями были проведены выезды для осмотра памятника истории, усадьбы Санс-Эннуи и прилегающего к усадьбе парка, получены материалы для обработки и анализа.
Список используемой литературы
1. Беда А.М. Охрана культурного наследия. М., 1999.
2. Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. СПб., 2001.
3. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. М., 2005.
4. http://www.pilna.ru/bandosovo/136-piar.html
5. http://www.gttp.ru/map_NN/pilna.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.