Исследовательский проект " История семьи в истории народа"
Оценка 4.9

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история
4 кл
23.09.2018
Исследовательский проект " История семьи в истории народа"
Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, без чувства гордости за свою семью и страну трудно воспитать патриотизм и гражданственность. В истории каждой семьи, в судьбе каждого человека нашли отражение события, происходившие в городе, стране, мире. Работая над проектом « История семьи в истории народа», я понял: если «новая Земля» принимает в трудную минуту жизни, кормит семью, согревает, то эта «новая Земля» становится второй Родиной.
история семьи.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Направление: Гуманитарное Секция: история История семьи в истории народа Автор проекта: ученик 4 класса Жумадилов Дарын КГУ «Камышенская средняя школа» Бородулихинского района Научный консультант: Бралинова Д. И. Ст. преподаватель кафедры истории Казахстана ГУ им Шакарима г. Семей Руководитель: Валеева Надежда Александровна Учитель начальных классов КГУ «Камышенская средняя школа» С. Бородулиха 2014 1 5 Содержание учителя 1 Введение Аннотация Глава Отзыв 1 стр.3 2 Рецензия 3 стр. 5 4 стр. 6 5 Глава 2 Литературный обзор 2.1 Депортация поляков в Казахстан стр. 7 2.2 Положение депортированных поляков стр. 10 2.3 Помощь казахского народа спецпереселенцам стр.11 6 стр. 13 7 стр. 15 8 стр.16 9 стр.18 Исследовательская использованной Жизнь новой Список Глава на Глава литературы Заключение часть Родине 4 2 Аннотация Тип проекта – исследовательский Исполнитель- учащийся 4 класса Жумадилов Дарын Характер проекта- учебно- исследовательская работа. Проблема:  Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, без чувства гордости за свою семью и страну трудно воспитать патриотизм и гражданственность. В истории каждой семьи, в судьбе каждого человека нашли отражение события, происходившие в городе, стране, мире. Объект исследования: история семьи Жумадиловых. Предмет исследования: обретение новой Родины . Цель: Изучение истории депортации поляков в Казахстан, обретение ими новой Родины на примере моей семьи. Задачи: 1 Изучить теоретический материал по темам: « Депортация поляков в Казахстан в 1939 – 1941 годы» 2. Работа с семейным архивом. 3 3. Провести интервьюирование по интересующим вопросам родственников. 4.   На   основе   исследований   углубить   знания   по   родословной   семьи Жумадиловых. Гипотеза: Обретение счастливой жизни возможно на новой Родине. Методы   исследования: анализ   документов   и   письменных   воспоминаний, интервьюирование. Выводы: 1.  Из исторических источников,  я узнал, что   семья   моей   бабушки родом из Западной Украины. 2.  Родственники рассказали, как  семья  Свинтановских оказалась в Казахстане и жила там.  3. Анализ исследования показал, что жизнь у человека не всегда складывается так, как он хочет, но с обретением новой Родины, он может найти свое счастье. 4.   Гипотеза   исследования:   обретение   счастливой   жизни   возможно   на   новой Родине, в процессе исследования подтвердилась. Область практических результатов: 1. В процессе исследования я узнал историю своей семьи, причины обретения новой Родины. 2. Исследование было представлено на классном часе, где все учащиеся очень заинтересовались и решили исследовать историю своих семей. . 4 Отзыв Современный   полиэтнический   состав   населения   Республики   Казахстан складывался   на   протяжении   длительного   исторического   периода.   Однако наиболее ощутимое влияние на этот процесс оказали общественно­политические события   XIX­XX   столетий,   в   первую   очередь   насильственные   переселения различных социальных и этнических групп, среди которых оказались и поляки. Сегодня   в   Казахстане   судьба   собрала   представителей   130   национальностей, только в Восточном Казахстане их 105, среди которых около 500 лиц польской национальности   и   польского   происхождения.   В   разное   время   и   по   разным причинам   оказались   они   в   далеком   краю,   для   многих   из   них   спустя   годы Казахстан стал второй родиной. Без знания своего прошлого нельзя построить будущее. И поэтому молодым важно знать свою историю. Историю своих предков. 5 В связи с этим особый интерес представляет исследование ученика 4 класса Жумадилова Дарына жизни своей бабушки Свинтановской Марии, которая была депортирована с Западной Украины в Казахстан весной 1941 года. Устный рассказ представляет собой важный источник для исторического знания, позволяющий посмотреть на проблему изнутри. Поэтому, изучая, записывая свидетельства участников событий, можно представить всю полноту этих процессов. На основании рассказов членов семьи Жумадиловых, Дарын сделал попытку воспроизвести реальную картину событий тех лет, все то, что пришлось в действительности пережить его бабушке. Эту тему Дарын выбрал, чтобы показать актуальность проблемы. Во время исследовательской работы Дарын проявил хорошую степень самостоятельности. Конечно, он не действовал самостоятельно. Ему помогали и мама, и папа. Но в составлении плана, определении целей и задач, в сборе информации проявил исследовательскую, творческую активность; выражающуюся в обнаружении нового, постановке и решении проблем. Слабой стороной проекта считаю недостаточное изучение архивных документов. Рекомендую продолжить работу по данному вопросу. Введение      Большая часть нынешнего поколения живет только сегодняшним днем, ей сложно воспринимать то, что было до нее, как реальность. Все кажется далеким и не поддается осознанному анализу значимости происходившего. Это, в свою очередь, приводит к безразличию к истории страны, культуре своего народа. Великий   русский   историк   В.О.   Ключевский   писал:   «Без   знания   истории   мы 6 должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами,  которые не родятся, а  делаются,  не  умирают  по  законам  природы, жизни,   а   ломаются   по   чьему­то   детскому   капризу».   Без   знания   истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, без чувства гордости за свою семью и страну трудно воспитать патриотизм и гражданственность. Как пробудить интерес к истории? История страны – это история людей, живущих в ней. Необходимо понять, что историю творили не единицы, ее творили наши бабушки и дедушки, близкие нам люди. Надо помнить историю своей семьи, своего   рода.   В   истории   каждой   семьи,   в   судьбе   каждого   человека   нашли отражение события, происходившие в городе, стране, мире. И когда история соприкасается   с   жизнью,   она   становится   более   знакомой,   интересной   для изучения и близкой для души.      Сегодня много говорят о толерантности. Люди должны уважать традиции и обычаи народов, которые живут на одной земле. Не случайно можно увидеть, как схожи слова Родина, родители… родство.   Я думаю, говорить о родстве между народами можно много, но положение изменится лишь тогда, когда люди будут чувствовать реальную связь с историей страны и историей рода, знать прошлое семьи, отношение своих предков к жизни, к Родине. И если «новая Земля» принимает в трудную минуту жизни, кормит семью, согревает, то эта «новая Земля» становится второй Родиной. Размышляя над этим, я задавал себе вопросы: Что я знаю о своей семье? Похожа ли история моей семьи на историю моей Родины? Что интересного связано с жизнью моих предков? Оказалось мне известно об этом очень мало. Захотелось узнать больше. Считаю, что стыдно не знать историю своей семьи, своего народа, своей страны, в которой ты живёшь. Размышляя   над   этими   сложными   вопросами,   решил   начать   с   себя   и   ближе познакомиться   с   историей   своей   семьи.   Так   родилась   идея   этой исследовательской   работы.     Моя   многонациональная   семья   считает   своей 7 родиной   Казахстан.   Исследуя   архивы,   живые   воспоминания   моих   предков (информантов), я узнал, как люди польской национальности со своей культурой, – учебно- традициями и обычаями адаптировались на чужой, тогда для них, земле. Следовательно, эту тему мы выбрали, чтобы показать актуальность данной проблемы и пути ее решения. В своей исследовательской работе мы определили следующие задачи: - проследить связь истории семьи с историей народа; ­ доказать, что обретение счастливой жизни возможно на новой Родине. Доминирующая деятельность в проекте исследовательская и поисковая. Метод проектов целесообразно было применить, так как: - Существовала значимая для Дарына проблема (интеграция знания, исследования). - Есть значимость результата (теоретическая и практическая). - Была самостоятельная деятельность учащегося - Этапность проекта. - Используются исследовательские методы: - формулировка задач исследования; - выдвижение гипотез, их решение; - обсуждение методов исследования; - обсуждение способов оформления результатов; - сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных. - выводы. 2. 1 История вопроса Депортация поляков в Казахстан Поляки стали одним из первых многочисленных групп населения СССР, которые   были   переселены   исходя   из   национальной,   а   не   классовой принадлежности.   Они   были   в   массовом   порядке   выселены   из   Украины   и 8 Белоруссии   в   отдаленные   районы   азиатской   части   СССР,   в   основном   в Казахстан.[2]  Казахстан принял около 100 тысяч репрессированных поляков – граждан СССР.   В   1936   году   в   ходе   сталинских   репрессий   на   Украине   были ликвидированы   польские   национальные   районы   и   принято   решение   о переселении польских и немецких хозяйств из пограничных областей СССР в Казахстан, для чего была создана специальная комиссия по высылке. Поэтому среди   поляков   в   Казахстане   преобладали   так   называемые   спецпереселенцы, выходцы   с   Украины.   Людей   везли   в   казахскую   степь   в   грузовых   вагонах, отрывая   от   родной   семьи.   Основанием   для   применения   репрессивных   мер служили   подозрение   в   «неблагонадёжности»   или   наличие   родственников   в Польше у некоторых из них. Стандартным было обвинение в сотрудничестве с польской разведкой.[4] Приказ немедленно переселиться касался всех поляков по этническому принципу – даже коммунистов и советских работников. НКВД следовало инструкции.В ней было сказано:«Когда выясняются предварительные итоги обыска, всей семье предлагается одеться, после чего объявляется, что по решению правительства они переселяются в другую область (куда - не говорится). Выселенным разъясняется, что в новом месте жительства им будет предоставлено жилье и возможность работы. Предлагается собрать вещи, разрешенные к вывозу: одежду, белье, обувь, постельные принадлежности, посуду столовую, чайную и кухонную, ведра, продовольствие из расчета месячного запаса на семью, мелкий хозяйственный и бытовой инвентарь (топор, пила, лопата, мотыги, коса, грабли и др.), деньги (сумма не ограничена) и браслеты, бытовые ценности (кольца, серьги, часы, 9 портсигары) сундук или ящик для упаковки. Общий вес не более 500 кг на семью».[6] На сборы каждой семье отводилось максимум два часа. От сотрудников НКВД требовалось «не допускать ни в коем случае образования толпы» около домов выселяемых, «действовать во всех случаях твердо и решительно, без лишней суеты, шума и паники». Руководили   депортациями   оперативные   «тройки»   ­   центральные,   областные, районные, и специально созданные штабы. Они разрабатывали план операции, уточняли   состав   семей   выселяемых,   формировали   оперативные   группы, готовили транспорт. Опергруппы собирались накануне операции вечером и не могли отлучаться из штаба ни на минуту. Старший опергруппы изучал места проживания семей, которые ему надлежало выселять, пути подъезда к их домам, маршруты движения к железнодорожным станциям, где проходила погрузка в вагоны. Операция должна была начаться на рассвете, чтобы избежать «ненужной шумихи и паники». Станции оцепляли конвойные войска НКВД, которые сопровождали эшелоны из 55 небольших вагонов по 25­30 человек в каждом.[8] Поляки, проживавшие ранее на Украине, вынуждены были жить и работать вместе с представителями иных национальностей. Вместе с коренными жителями на территории Западной Украины и Западной Белоруссии проживало значительное количество поляков, как местных, так и эмигрировавших сюда в 1939-1940-х годах в результате вторжения гитлеровских войск в Польшу. Постановлением СНК СССР от 18 октября 1940 года в Казахстан из западных областей Украины прибыло 6478, из Западной Белоруссии—203 семьи переселенцев-поляков.[7] В целом об этом контингенте перемещенных, их социальном статусе, а также в каких областях они разместились можно 10 судить по докладной записке на имя Берии от 18 октября 1940 года, за подписью начальника отдела ГЭУ НКВД капитана Безрукова: „Согласно постановлению СНК Союза' ССР от 10 апреля с. г. № 4 97-17 8ее в Казахскую ССР было переселено из: западных областей Украины и Белорусской ССР—60 667 (по другим данным—61 092) членов семей репрессированных участников повстанческих организаций, офицеров бывшей польской армии, полицейских, тюремщиков, жандармов, помещиков, фабрикантов и чиновников бывшего польского государственного аппарата. Размещены они в Актюбинской, Акмолинской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Семипалатинской областях. Из них 36729 человек расселены в колхозах, 17 923— в совхозах и 8000 человек — в рабочих поселках различных промышленных предприятий...".[11]       Расправа органов НКВД над поляками продолжалась и в Казахстане. Их судили особые совещания тройки НКВД. Так началась новая история поляков Казахстана. Они прибывали в Казахстан, в стрессовом состоянии без средств к существованию и с клеймом «враг народа». В рубриках учета НКВД после июля 1941   года   вместо   «посадников»,   «беженцев»,   «семей   репрессированных» появилась рубрика «бывшие польские граждане».[2] После   начало   войны   с   Германий   между   советским   правительством   и Польским иммигрантским правительством 30 июля 1941 года было подписано соглашение   о   восстановлении   дипломатических   отношений   и   о   создании польской армии на территории СССР. Правительство СССР признало советско­ германские   договоры   1939   г.   утратившими   силу.   К   советско­польскому соглашению   был   приложен   протокол   следующего   содержания:   «Советское правительство   предоставляет   амнистию   всем   польским   гражданам, содержащимся   ныне   в   заключении   на   советской   территории   в   качестве   или 11 военнопленных   или   на   других   достаточных   основаниях   со   времени восстановления   дипломатического   отношения»   [6].   В   соответствии   с   этим протоколом  в   августе   1941   года   был   принят   Указ   Президиума   Верховного Совета СССР об амнистии «всех польских граждан». 2.2 Положение депортированных поляков Прибывшие спецпереселенцы были размещены в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. Жилищно- бытовые условия спецпереселенцев были тяжелыми. Люди были размещены в сараях, скотных дворах и вспомогательных постройках, неприспособленных для жилья. А оставленные под открытым небом, рыли себе землянки.      Из­за отсутствия воды мылись крайне редко, в основном летом, когда вода нагревалась на солнце. Во многих поселках не было ни школ, ни больниц, ни медпунктов. Тяжел был климат: летом жара доходила до 45°, зимой морозы в 50°. По степи рыскали волки, нападавшие на скот и людей. Пайка хлеба достигла 100 грамм на человека. С января по июль месяц 1945 года выдавалось по 50-100 грамм муки и крупы и по норме 5 грамм сахара в день на человека.[10] Очень высокой была смертность, особенно среди детей. Наиболее распространенными причинами были: эпидимические заболевания, в частности брюшной тиф, сыпной тиф, корь и дистрофии, а также цинга и дизентерия; слабое медико- санитарное обслуживание спецпереселенцев; тяжелое материальное и бытовое положение и элементарное недоедание, нехватка продовольствия. Все трудности, которые испытывали взрослые, ощущали на себе и дети. Из-за недоедания, отсутствия одежды, обуви многие дети не могли посещать школы. 12 Представители депортированных народов с самого начала их выселения были морально и социально ущемлены. Лишены элементарных прав. Не обеспечивалось право сохранности личного имущества и собственности переселенцев. Их положение характеризовалось унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах, органах НКВД. Контролировался каждый шаг спецпереселенца, любое незначительное нарушение немедленно пресекалось. На каждого спецпереселенца, достигшего 16-летнего возраста, заводилась персональная карточка. Велся посемейный учет, а также спецпереселенцев по алфавитным карточкам. На каждого спецпереселенца заводилось личное дело.[1] 2.3 Помощь казахского народа депортированным полякам Неизмеримы страдания тех, кто пережил стресс насильственного переселения. На местах прежнего жительства ими было брошено все. Сотни тысяч представителей так называемых «неблагонадежных народов», включая стариков. Женщин и детей, везли в скотных, товарных вагонах. Заподозренные в малейшем несогласии с чем-либо репрессировали на местах выселения, в поездах пути следования, в местах прибытия. Резкая смена климата, ужасные жилищно – бытовые условия, скудное питание, антисанитария несли новые и новые потери среди депортированных. Даже сами работники НКВД в своих докладных записках с мест писали: « Считаем такое явление совершенно недопустимым, граничащем с преступлением» В этих условиях стресса насильственного массового переселения народов с ярлыком «неблагонадежных», под 13 давлением колоссального прессинга репрессивной политики тоталитарного режима, его оголтелой пропаганды депортированные народы, прибывшие в Казахстан без средств существования, могли выжить только благодаря братской помощи казахского народа. Казахский народ, сам переживший величайшую трагедию голода в своей истории, все тяготы массовых политических репрессий, жертвуя последним, подвергая себя опасности, оказал неоценимую помощь этим народам в самый критический момент их жизни. Депортированные народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Kазахстанa Прием эвакуированных и депортированных граждан СССР в годы войны обусловил нынешний этнический состав населения Казахстана - в республике проживают представители более 130 национальностей. Благодаря гостеприимству и миролюбию казахского народа все прибывшие в страну в разное время не только выжили и сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Kазахстанa.[12] В Варшаве ко Дню Астаны одну из улиц в престижном районе города назвали Казахской. "Городской совет и мэрия Варшавы по инициативе посольства Казахстана в Польше приняли единогласное решение о наименовании улицы Казахской в самом престижном районе Варшавы - Виланове, где расположены летняя королевская 14 резиденция, известный в Европе парк Виланов, а также диппредставительство РК", - сообщила пресс-служба посольства Казахстана в Польше. По мнению властей польской столицы, улица Казахская - это символический дар польской столицы Астане, а также благодарность поляков казахскому народу за сочувствие и помощь, оказанную депортированным полякам.[9] Исследовательская часть. Я, Жумадилов Дарын Муратбекович, родился и живу в селе Камышенка Восточно-Казахстанской области. Мой папа Жумадилов Муратбек по национальности – казах, моя мама Баканова Татьяна Анатольевна – русская, дедушка Жумадилов Мукан – казах, а бабушка Свинтановская Анна – полячка. Моих бабушки и дедушки уже нет в живых много лет, а вот память о них живет в сердцах детей и внуков. Их история жизни тесно переплелась с историей народа- народа польского, русского, украинского и казахского. Я восстановил ее по отрывочным воспоминаниям родственников и односельчан моих горячо любимых бабушки и дедушки. Все началось в прошлом веке…. В западной Украине( Приложение 1), в Тернопольском районе, в селе Гуштян жила была девочка Анна. Ее папа был начальником милиции. Мама воспитывала детей: Станиславу, Анну, Богиславу и Гену. С ними жила бабушка София и прабабушка Мария. У них был большой, чистый и уютный дом. Вокруг дома раскинулся большущий сад. Семья была очень 15 дружная, в комнатах постоянно звучал смех. Все оборвалось с арестом папы Яна в начале 1940 года, а через два месяца сообщили, что отец расстрелян. Не успели высохнуть слезы на лицах женщин и детей – новое горе. Раннее утро. Мама месит тесто. Бабушка режет фрукты на компот. Станислава и Анна собираются в школу. На крыльце послышался топот сапог. Группа солдат НКВД во главе с офицером, скороговоркой зачитав постановление ГКО за подписью И. Сталина, приказали собираться в дорогу. Время на сборы определил старший группы – один час, и сразу после составления описи имущества выставили семью за дверь, опечатав ее. Имущество, даже разрешенное к отправке, не могли взять - на руках были дети. Были выданы квитанции о принятом у них имуществе. Посадили в подводы и повезли на ближайшую железнодорожную станцию, куда стекались такие же спецпереселенцы с ближайших сел. Бабушка Анна до самой смерти помнила, что окна в доме остались незакрытыми и ветер ласково трепал занавески . (Приложение 2) По воспоминаниям бабушки их провожала сестра папы, она пыталась передать им узелок с хлебом, но солдаты не подпустили ее, грубо и жестоко отталкивали от эшелона. Тетя долго бежала за вагоном и громко плакала. Их везли в скотном вагоне, полмесяца. В пути жара и духота, голод и жажда, болезни и жестокое обращение конвоиров тысячами косили несчастных людей, среди которых были и беременные женщины, и грудные дети, и беспомощные больные старики. Именно они умирали первыми. Люди делились друг с другом тем малым, что успели захватить из 16 продуктов. Семья бабушки доехала в полном составе. Бабушка говорила, что их спасло теплое время года. Там, где поезд останавливался, взрослые выскакивали и собирали съедобную траву, ягоды. На станциях запасались водой.( Приложение 3) Высадили депортированных поляков в Жангизтобе. Семью Свинтановских и еще 25 семей перевезли в село Большевик Кокпектинского района. Бабушка Станислава (сестра Анны) рассказывала: «Поселили в бараках. Там бараки были хуже, чем сейчас сараи. Пола не было, земля просто, стелили солому подряд. Ни коек, ни топчанов, ничего не было. Хорошо, что рядна домотканые привезли с собой, а солому стелили, так подряд все спали». За людьми устанавливался повсеместный контроль: на работе, в школе, дома. Преследовали за веру, отбирали иконы, книги, нельзя было носить крестики, предупреждали, наказывали. Старшие (бабушка Мария, мама София и сестры Станислава и Анна) вышли на работу. В это время был сенокос. Малыши оставались в бараке. Их маленькие тела были усыпаны красными точками от укусов блох. Через несколько месяцев от нехватки пищи и лекарств умер братишка Гена, а за ним и сестренка Богислава.( Приложение 4) Бабушка Анна рассказывала о дружбе и взаимопомощи соседей по бараку, все жили в невероятно тяжёлых условиях, но делили пополам всё: и хлеб, и радости, и горести: «Жили очень дружно, делились крошкой каждой». Бабушка Анна и бабушка Станислава в один голос благодарили казахский народ за помощь. Бригадир Калиоскар научил 17 женщин Свинтановских говорить на казахском языке. Это он в первый день приезда принес одежду и корпе. Это он поддерживал женщин добрым словом и куском хлеба. «Денег не было, работали на трудодни, если тебе за 15 лет, должен был выработать 270 трудодней. Только давали раз в полгода или год аванс, рублей 20-25, а деньги то копеечные были. Купят кое-что, сахар там, крупы, а так всё затируха, горох. Пирожки какие с морковки, со свеклы, с горохом, никакого повидла.»( приложение 4) Семья Свинтановских всей душой рвалась на Родину. После окончания войны, копили деньги, но уехать можно было, только получив вызов от родственников. Уехали все земляки. На Родине оставалась только сестра отца, но как предполагала бабушка, она погибла. Женщины Свинтановские остались в Казахстане. Благодаря радушию и доброте казахского народа они обрели новую Родину. Жизнь на новой Родине. По рассказам односельчан, моя бабушка, Анна Свинтановская была очень красивая и добрая женщина. В 19 лет, в 1951 году, она вышла замуж за местного ветеринарного врача Мукана. Она полюбила своего мужа, ради него приняла мусульманскую веру. Изучила быт и обычаи казахского народа. В совершенстве овладела казахским языком. Замечательно пекла баурсаки. Готовила мясо по- казахски. Ни одна свадьба, ни одни похороны или поминки не обходились без Анны апай. Её очень любили односельчане, ведь моя бабушка была первой 18 советчицей и другом молодым, помощницей старшим. Она очень много трудилась. Занималась огородничеством ( самая первая в селе) и научила этому односельчан. Разводила разнообразную птицу: кур, гусей, уток. Из пера птиц шила подушки и перины. Казахские женщины учились новым премудростям у Анны, а она в свою очередь всю жизнь училась у них. В 1955 году Мукана назначили управляющим села Слутал (Аксуатский район). В 1968 году назначен заместителем директора совхоза Сатпаев, где и проработал до последнего дня своей жизни.(Приложение 5) Мои бабушка и дедушка прожили вместе 37 лет и были очень счастливы. У Анны с Муканом родилось пятеро детей. (приложение 6) Заключение Перебирая   старинные   фотографии   и   документы,   читая   воспоминания родственников, я понял, что история страны – это история людей, живущих в ней. Историю творили не единицы, ее творили наши бабушки и дедушки, близкие нам люди.  Семья моей бабушки в одночасье была выселена с ее малой Родины, целый   народ   стал   врагом   своему   Отечеству.   Но   как   ни   парадоксально   это звучит, им очень повезло, что они оказались в Казахстане.   Благодатная земля Казахстана стала Родиной для многих обездоленных, казахи сами прошедшие через   жернова   тоталитаризма,   испытавшие   горечь   потерь   и   унижений,   стали опорой   для   всех,   кто   волей   судьбы   оказался   здесь.  Сегодня   многие   страны сотрясают   революции   социальных   сетей.   Они   пытаются   прийти   к   модели единства,   согласия,   пытаются   найти   новые   формулы   достижения   дружбы народов, в Казахстане эта формула давно работает.  19 Работая над проектом « История семьи в истории народа», я понял: если «новая  Земля» принимает в трудную минуту жизни, кормит семью, согревает, то эта  «новая Земля» становится второй Родиной. Моя гипотеза подтвердилась: Депортированные в годы тоталитарного режима представители польского народа обрели для себя вторую родину – Казахстан. Их потомки вносят весомый вклад в процветание нашего многонационального государства. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: мы - народ Казахстана. Многонациональна как наша страна и моя большая родня. Для всех эта земля стала родной. Стремление к согласию живёт в крови каждого народа, но особенно оно развито у казахстанцев. Щедра казахская земля, и характер у казахского народа то же щедр и гостеприимен. Всем живущим здесь нужно знать язык, историю и обычаи казахского народа. И пусть звучат над этой землёй напевы домбры, украинские и польские песни. Пусть танцуют люди польку и лезгинку. Народ Казахстана един. Это поможет сохранить мир на древней, прекрасной казахстанской земле. А мир – важнейшее условие будущего процветания. Список использованной литературы 1. Машимбаев С.М., Исова Л.Т. Проблема истории польских переселенцев  в   Казахстане (1936­1946 гг.). Алматы, 2000. С.6. 20 2.   40­50­е   годы:   последствия   депортации   народов   (свидетельствуют   архивы НКВД­МВД СССР) // История СССР. 1992. №1. С.124. 3. Земсков В.Н. Спецпоселенцы (1930­1959 гг.) // Население России в 1920­1950­ е гг.: численность, потери, миграции. М., 1994. С.156. 4. Бугай Н.Ф. И.Сталин – Л.Берия: их надо депортировать… М., 1992. С.193­ 194. 5. По материалам Государственного Архива Карагандинской области. Сулейменова,М. 6 История казахстанских поляков М.Сулейменова // Индустриальная Караганда. - 2006. - 20 апр / 7. Из истории поляков в Казахстане. (1936­1956 гг.). Сб. документов: Архив Президента Республики Казахстан. Отв. ред. Л.Д.Дегитаева. Алматы: Изд. дом «Казахстан», 2000. 8     Герасимов   Б.Г.   Избранные   труды.   Факсимильное   издание.   Усть­ Каменогорск: ГАВКО, 2000. 9. Мусин М. Жизнь моя... Судьба моя... Усть­Каменогорск, 2002. 10. Достоевский Ф.М. Собр. соч. Т.3. Л.: Наука, 1988. 11. Шустер У.А. Революция 1905=1907 гг. в Польше // Исторические записки. Т.22. Отв. ред. Б.Д.Греков. М.: Изд во Академии наук СССР, 1947. (Академия наук СССР. Институт истории). 12. «В степи далекой поляки в Казахстане». Познань­Алматы, 2006­2007. 13. Эрлих К.В. Евгений Михаэлис в Казахстане // Культура немцев Казахстана: история   и   современность.   Материалы   международной   научно­практической конференции. Алматы, 9­11 октября, 1998. Алматы, 1999.   21

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"

Исследовательский проект " История семьи в истории народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018