Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс
Оценка 4.8

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
5 кл
05.03.2018
Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №3 г. Выксы Нижегородской области. ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая Работу выполнила: Ученица 5 класса Горина Анастасия Юрьевна Научный руководитель: Учитель МБОУ СОШ №3 Королева Светлана Васильевна Нижегородская область г.Выкса 2018 Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………........3 Введение………………………………………………………………………………4 Глава 1. Обзор литературы. .………………………………………...........................5 1.1.Знакомство с колыбельной песней.………………………………………6 1.2. История колыбельной песни………………………………………. ……8 Глава 2. Материалы исследования целебной силы колыбельной песни ……….11 2.1. Ноты вместо таблеток. ………………………………………………….11 2.2. Шаг к развитию речи …………………………………………………...12 2.3. Шум изменяет сознание ……………………………………………….13 2.4. Универсальное "снотворное" для детей и взрослых…………………..14 Глава 3. Результаты моего исследования…………………………………………16 3.1. Анкетирование и опрос ………………………………………………..16 3.2.Колыбельные песни Выксунского края……………………………….17 3.3. «Колыбельная» в детских рисунках и рассказах……………………..18 Выводы………………………………………………………………………………19 Заключение………………………..………………………………………………...19 Литература…………………………………………………………………………..21 Приложение №1…………………………………………………………………….22 Приложение №2…………………………………………………………………….36 Приложение №3…………………………………………………………………….37 Приложение №4…………………………………………………………………40-43 Аннотация Любые стихи развивают внимание и восприятие, благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства. Вашему вниманию представлена исследовательская работа - «Таинство колыбельной песни». Она заставляет задуматься и по-новому взглянуть на проблемы нашего современного общества. Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Целью данной работы является изучение роли колыбельной песни в жизни каждого человека. Для достижения данной цели использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение) и эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.). Данные методы исследования помогли решить следующие задачи: • сформулировать понятие о колыбельной песне; • познакомиться с историей колыбельной песни; • выявить значимость колыбельной в жизни человека; Исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов для расширения знаний о колыбельной.исследовательский проект
ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя  школа №3 г. Выксы Нижегородской области. ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ                                       Гуманитарное отделение                                           Секция искусствоведческая Работу выполнила:  Ученица 5 класса  Горина Анастасия Юрьевна Научный руководитель: Учитель МБОУ СОШ №3  Королева Светлана Васильевна Нижегородская область г.Выкса 2018 Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………........3 Введение………………………………………………………………………………4 Глава 1. Обзор литературы. .………………………………………...........................5           1.1.Знакомство с колыбельной песней.………………………………………6            1.2. История колыбельной песни………………………………………. ……8 Глава 2. Материалы исследования целебной силы колыбельной песни ……….11              2.1. Ноты вместо таблеток. ………………………………………………….11           2.2. Шаг к развитию речи …………………………………………………...12 2.3. Шум изменяет сознание  ……………………………………………….13 2.4. Универсальное "снотворное" для детей и взрослых…………………..14 Глава 3. Результаты моего исследования…………………………………………16            3.1. Анкетирование и опрос ………………………………………………..16            3.2.Колыбельные песни  Выксунского края……………………………….17            3.3. «Колыбельная» в детских рисунках и рассказах……………………..18 Выводы………………………………………………………………………………19  Заключение………………………..………………………………………………...19  Литература…………………………………………………………………………..21 Приложение №1…………………………………………………………………….22 Приложение №2…………………………………………………………………….36 Приложение №3…………………………………………………………………….37 Приложение №4…………………………………………………………………40­43 2 Аннотация Любые   стихи   развивают   внимание   и   восприятие,   благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства. Вашему   вниманию   представлена   исследовательская   работа   ­  «Таинство колыбельной песни».  Она   заставляет   задуматься   и  по­новому     взглянуть   на проблемы нашего современного общества.  Первой   встретить   ребенка   в   этом   мире   призвана   колыбельная   песня   – удивительный   дар   прошлого.   Созданная   в   далеких   веках,   передаваясь   из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние   ведь   не   зря   говорили,   что   воспитание   человека   начинается   с колыбельных песен. Целью данной работы является изучение роли колыбельной песни в жизни каждого человека.   Для   достижения   данной   цели   использованы   разнообразные  методы исследования,   такие   как:   теоретические   (анализ   литературы,   обобщение)   и эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.).  Данные методы исследования помогли решить следующие задачи:  сформулировать понятие о колыбельной песне; 3   познакомиться с историей колыбельной песни; выявить значимость колыбельной в жизни человека; Исследовательская   работа   имеет   не   только   теоретическое,   но   и практическое значение.  Практическая   значимость  данной   работы   определяется   возможностью использования материалов для расширения знаний о колыбельной.    Введение Грустно, но сегодня все чаще малыши засыпают в своих кроватках под звук работающего телевизора. А ведь для нормального развития колыбельная песня на сон грядущий ребенку просто необходима, как нежные мамины объятия, как мамино молочко. Влияние пения колыбельных на детей трудно переоценить. Их никогда не бывает много.[1]  Колыбельные ­ это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места. Для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной.   Кроме   осознания   собственного  «Я»  колыбельная   песня   знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Объектом исследования является колыбельная песня. Предмет  исследования   –   влияние   колыбельной   песни   из   детства   на дальнейшее развитие человека и его успешность в жизни.   Гипотеза  исследования   заключается   в   том,   что   колыбельные   песни являются универсальным терапевтическим средством.   4 Цель   данного   исследования   –  выявление   необходимости   присутствия колыбельной песни в жизни каждого человека в любом возрасте.  Для   достижения   поставленной   цели   предусматривается   решение следующих задач:   исследовать происхождение, содержание, сюжет, образную систему колыбельных песен.    Проследить за механизмом действия колыбельных песен.   Сделать выводы на основе изученного материала. Методы исследования: ­Наблюдение ­Анализ ­Сравнение ­Обобщение ­Практический        Работа выполнялась в течение октября­января 2011­2012 учебного года, на базе МОУ СОШ №3, большую помощь в консультациях оказывал учитель МОУ СОШ №3 Королева Светлана Васильевна. Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги [1­2], в работе активно пользовалась услугами Интернета.  Глава 1. Обзор литературы.        При исследовании темы « Таинство колыбельной песни» я первоначально  обратилась к  народному поэтическому творчеству. Большую информацию о  колыбельных песнях я нашла в книге ( Науменко,2001).                                        Материал автором собирался в различных регионах России.[2] Он оказался  интересным и увлекательным, что позволило мне больше узнать о том, какие  колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, почему их  поют и в наши дни.                                                                                                           5 В книге ( Капица, 2002) подробно рассказывается об искусстве и классификации  фольклора. О влиянии песен на душу ребенка и на его развитие.[1]                          В современное время просто необходимо пользоваться услугами Интернета. Для  нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий, при создании презентации. Я успешно использовала такие интернет­сайты:  http://shkolazhizni.ru.                                                                                            http://  mamuli      .  info.                                                                                           http://   http   www   ://   www   .  ideal    /  bayushki    ­  family    .ru.                                                                         .  ru.                                              http://www.allforchildren.ru/songs/lullaby.php 1.1. Знакомство с колыбельной песней.                Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это  мелодия  или песня, напеваемая людьми для  успокаивания  и  засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем   могут   быть   влюблённые,   колыбельная   может   быть   записана   на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным   признаком   колыбельной   песни   является   её   цель —   достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких­ либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.[1] В   большинстве   своем   механизмы   внушения  при   помощи   убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.[4] В данном жанре сохранились элементы заговора­оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что­то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. 6 Позже   колыбельные   песни   утрачивали   магические   элементы,   приобретали значение доброго пожелания на будущее.[3] Колыбельная   песня —  песня,   с   помощью   которой   убаюкивают   ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Колыбельные   песни  ­   это   особенные   песни,   которые   складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые   прилетели,   сели   на   кровать,   стали   ворковать,  про   котиков,   которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые   медведи",   а   малыш   слушает,   он   еще   не   понимает   слов,   но   понимает мелодичность   и  интонацию   маминого   голоса,   понимает,  что   его   любят,  мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет   узнавать,   где   у   котика   хвостик,   и   где   у   зайки   глазки... Начинать   петь   колыбельные   малышу   можно   уже   во   время   беременности. Начиная с пятого месяца беременности, малыш слышит, различает и запоминает звуки.  Новорожденный   малыш,   услышав   песенки,  которые   мама   пела   ему   до рождения, узнает их и успокаивается.[3] 7 Рис. 1. А.   В.     Бугро, Колыбельная   1.2.История русской литературной колыбельной песни                  Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.  8 Ведь   колыбельная   знакомит   малыша   с  образами   животных   и   сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Ой, люли­люлюшеньки, Баиньки­баюшеньки... Сладко спи по ночам, Да расти по часам.  Ночь пришла,  Темноту привела,  Задремал петушок, Запел сверчок.  Вышла маменька,  Закрыла ставеньку...         История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова.[6]                История же изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни   насчитывает   более   полутора   веков.  Несмотря   на   то,   что   в   сборниках русского   фольклора   многие   колыбельные   печатаются   как   отдельные законченные   произведения,   в   быту   каждая   из   этих   песен   имеет   множество вариаций,   а   самое   главное   –   каждый   исполнитель   в   зависимости   от   своей фантазии   и   умения   владеть   словом   может   продолжать   её   до   бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:  Люли, люли люленьки Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стали Машеньку качать, Стали Машеньку качать,  Стала Маша засыпать. 9 Уж ты котинька­коток,  Кудреватенький лобок,  Приходи к нам ночевать,  Нашу Машеньку качать.  Я тебе­то ли, коту,  За работу заплачу:  Дам Кувшин молока  Да кусок пирога,  Белой папыньки  В обе лапоньки. Приди, котик, ночевать,  Приди Машеньку качать  Я тебе за то, коту,  За работу заплачу:  Красну шапочку сошью…         Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е.А. Авдеевой, которые были опубликованы в "Отечественных записках" 1849года: "В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них   нет   ничего   остроумного   или   поэтического,   они   изображают   простой старинный быт и какие­то особенные понятия о воспеваемых предметах. [2] В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы". Прошли   годы,   а   колыбельная   так   и   осталась   важной   составляющей процесса воспитания ребенка. Современные   специалисты   продолжают   советовать   будущим   родителям петь   колыбельные   уже   во   время   беременности.   Начиная   с   пятого   месяца пребывания   в   мамином   животе,   малыш   способен   слышать,   различать   и   даже запоминать звуки. 10 Поэтому   если   мамочка   не   ленится   и   с   удовольствием   ежедневно   поет своему крохе песенки, то после того как он появится на свет, они становятся для него уже знакомыми и родными, под которые так легко, приятно и самое главное – спокойно засыпать.  Изначально,   когда   литературоведы   впервые   уделили   должное   внимание жанру  фольклорной колыбельной, ими  была  названа  основная его  функция – успокоения. А в связи с тем, что младенец только познает окружающий мир посредством звуков, в скором времени исследователи нашли у колыбельной еще одну – педагогическую функцию.[4]  Между тем, некоторые теоретики литературы в своих работах определяют колыбельную   песню   строго   функционально   –   "ее   назначение   в   том,   чтобы усыпить ребенка": Сладко спи, ребенок мой,  Глазки поскорей закрой  Баю­баю, птенчик спать!  Будет мать тебя качать,  Папа сон оберегать…          И действительно, главное предназначение колыбельной, будь то дословные выдержки   из   первоисточников   или   на   ходу   сочиненные   заботливой   мамой строчки, в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.  11 Глава 2. Исследование целебной силы колыбельной песни 2.1. Ноты вместо таблеток Доказано,   что   ребенок   в   утробе   матери   воспринимает   музыку,   речь, интонации  голоса. Новорожденный, слушая  песенки,  которые  мама пела  ему, узнает   их   и   успокаивается,   скорее   начинает   реагировать   на   мамин   голос   и издавать в ответ мелодичные звуки.[4] Пение   колыбельных   способствует   улучшению   психического   состояния самой женщины — у нее уменьшаются проявления токсикоза, легче протекает беременность.   У   поющей   мамы   происходит   замедление   ритма   сердечных сокращений,   давление   приходит   в   норму,   к   ребенку   поступает   большее количество кислорода. Происходит гармонизация его сердцебиения, а вместе с колебаниями околоплодных вод ребенок получает нежный массаж его тельца. В дальнейшем   у   мам   улучшается   лактация,   идет   установление   более   близких отношений с детьми; недоношенные младенцы быстрее набираются сил.[5] Специалисты   рекомендуют   петь   колыбельные   детям,   у   которых перинатальная   энцефалопатия   (нарушение   функции   или   структур   головного мозга), нарушены ритмы дыхания, имеется брадикардия (уменьшение частоты сердечных сокращений), нарушением моторики кишечника. Также доказано, что отличное   профилактическое   средство   против   двигательных   и   речевых расстройств (заикание, тики, нарушения координации, моторные стереотипы) – уникальная ритмика колыбельных песен. Они могут служить как замечательное профилактическое средство.  Пение   колыбельной   должно   помочь   ребенку   поскорее   заснуть,   поэтому мелодии   в   песнях   однообразные,   зачастую   монотонные.   При   этом   ребенку неважно, какой у мамы музыкальный слух, достаточно ли красив у нее голос, он все равно проявляет лишь реакцию на тембр голоса, на мягкое исполнение, на 12 лиричное звучание. Петь колыбельную лучше с улыбкой, тогда голос становится особенно сердечным![5] 2.2 Шаг к развитию речи Через пение ребенок получает первые уроки развития речи. В ответ маме он начинает "гулить", а значит, развивается его гортань – главный инструмент нашей   речевой   деятельности.   Колыбельная   рассчитана   на   свойства   памяти младенца, который еще не может прочно запоминать словесную информацию. Привыкая   к   повторяющимся   интонациям   песни,   ребенок   начинает   делать различие   между   отдельными   словами,   что   помогает   ему   лучше   и   быстрее овладевать речью, делать для себя понятным ее содержание.[2]  Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, в текстах песен находит отражение только то, что малыш в состоянии реально воспринимать:   предметы   и   их   движение.   Характерным   для   колыбельных являются  различные  повторения,  в которых  фигурируют  звуковые   сочетания, слоги, отдельные слова и их цепочки — за счет этого идет обогащение словаря ребенка.  Однако колыбельные нужны не только младенцам, но и более взрослым детям.   Они   дают   азы   грамматического   строя   речи,   помогают   образовывать однокоренные слова (например, "кот", "котенька", "коток", "котик", "котя").[1] В   старшем   дошкольном   возрасте   важной   задачей   становится   выработка дикции.   Известный   факт,   что   у   ребенка   в   этом   возрасте   еще   недостаточно координировано   и   четко   работают   органы   речевого   двигательного   аппарата. Многие   дети   отличаются   излишней   торопливостью   в   речи,   нечетким выговариванием   слов,   "проглатыванием"   окончаний   или   излишне   замедленной манерой произношения слов.  13 Колыбельные лаконичные и четкие по форме, они глубокие и ритмичные, поэтому, повторяя их, дети преодолевают эти недочеты речи. Главное влияние пения   колыбельных   на   детей   –   развитие   гибкости   и   подвижности   речевого аппарата   ребенка, формирование правильного  произношения  звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи.[2] Влияние пения колыбельных важно также для развития мышления ребенка. От   того,   какие   песни   пела   ему   мама   (и   пела   ли   вообще),   зависят   характер маленького   человека,   его   физическое   здоровье,   степень   психологической устойчивости.   В   колыбельных   песнях   всегда   утверждается   высшая   ценность занимаемого ребенком места. Для полноценного развития малышу важно знать, что он желанен и любим, его мама — самая лучшая, а родной дом — самый теплый и уютный. Более  того,  в  колыбельных  песнях   мама   выстраивает   окружающий   мир вокруг   ребенка,   как   бы   противопоставляя   всем   опасностям   внешнего   мира теплоту   и   защищенность   дома.   Нежность,   ласку,   сердечность,   задушевность, покой несут эти песни, они снимают излишнюю тревожность, возбуждение. Дети, которые не знали колыбельных, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам.[1] 2.3 Шум изменяет сознание        Специалисты называет очень опасной тенденцию приучать детей находиться в  постоянном   шуме,  будь   то   работающий   телевизор,   включенный   компьютер, просто  громкая  речь.  Утверждение, будто  ребенок "прекрасно" засыпает  под звуки   рок­музыки   или   "попсы", действительности. [3]   отчасти   могут   соответствовать Только   малыш   не   засыпает   —   он   впадает   в   состояние   измененного сознания, говоря молодежным языком, "вырубается". Дело в том, что при очень громких звуках происходит заметное торможение деятельности коры головного 14 мозга   и   растормаживание   подкорковых   центров.   Это   сродни   состоянию опьянения. Самое   легкое  и   неопасное,  чего   можно   добиться,  заменив   колыбельные песни телевизором — развить у малыша синдром дефицита внимания (СДВ). В настоящее   время,   по   оценкам   психиатров,   этой   психопатологией   страдает примерно   15­20%   современных   детей.   Она   выражается   в   неспособности сосредоточиться.   Дети,   страдающие   СДВ,   не   имеют   возможности   нормально учиться, они страдают от проблем в отношениях с окружающими.[5]  В самом деле, кому захочется дружить с ребенком,   который вырывает игрушки   у   других,   ломает   их,   и  «плюет»  на   всяческие   игровые   правила? Взрослым   с   СДВ   часто   присущи   маниакально­депрессивные   расстройства, отмечается склонность к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Синдром   дефицита   внимания,   к   счастью,   поддается   коррекции.   А   вот первичная   алекситимия  —  неспособность   выражать   свои   чувства   словами  — коррекции   практически   не   поддается.   Есть   основания   считать,   что эмоциональное развитие человека находится в прямой зависимости от модели отношений   "мама­ребенок"   в   период   раннего   детства.   Отсутствие   тепла   и контакта   между   мамой   и   малышом   оборачивается   со   временем   многими проблемами.[5] Петь  колыбельные  песни  нужно  хотя бы до трех  лет.  Это  поможет им вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми.  Влиянием   пения   колыбельных   на   детей   определяются   самые   сильные эмоции и чувства,  такие  как ласка, любовь, забота. Они рождаются в душах поющих и слушающих колыбельную. [6]  2.4 Универсальное "снотворное" для детей и взрослых       Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. 15 Пение мамы целительно для малыша. Отсутствие музыкальных способностей не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях.  Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно   в   первые   дни   своей   жизни   видеть   доброе   лицо,   слышать   плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно­ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют.[3] Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу   запоминать   слова,   их   значения,   порядок   слов   в   предложении. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).[2] Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. От   того,   какие   песни   пела   ребенку   мать,   и   пела   ли   она   их   вообще,   зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной   неустойчивости.   Ребенку   важно   знать,   что   мамочка   рядом   и очень любит его. Слушая   колыбельную   песню,   малыш   успокаивается,   затихает,   засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой,   потому   что   исходит   от   самого   родного,   самого   дорогого   существа­ матери. Ритм   колыбельной   песни,   обычно   соотнесенный   с   ритмом   дыхания   и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа. 16 Через   колыбельную   у   ребенка   формируется   потребность   в художественном   слове,   музыке.   Постепенно   привыкая   к   повторяющимся интонациям,   ребенок   начинает   различать   отдельные   слова,   что   помогает   ему овладеть   речью,   понимать   ее   содержание.   С   колыбельной   песней   ребенок получает   первые   представления   об   окружающем   мире:   животных,   птицах, предметах. Колыбельная   песня   несет   в   себе   свет   и   тепло,   является   оберегом   для малыша.[4] Глава 3. Результаты моего исследования. 3.1. Анкетирование и опрос.        В пятых классах нашей школы я провела анкетирование по данной теме. Ребята активно отвечали на мои вопросы ( см. Приложение №2). Результ опроса: На вопрос:  Какие колыбельные песни вы знаете?   75% знают больше народные, 25% современные.   На вопрос: 17  Часто ли вам пели колыбельные песни? 80% ответили довольно часто; 20% ответили редко. На вопрос:  Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? Все 100% ответили  « Да». 3.2 Колыбельные песни Выксунского края.           В ходе исследования были выявлены самые популярные народные  колыбельные. ( Приложение №3)  Детям пели чаще всего мамы, бабушки и даже дедушки. Вашему вниманию представлены колыбельные, которые знают все ребята (100%), принимавшие участие в опросе. ( Таблица №1) 18 Таблица №1 № 1  Колыбельные песни Народная колыбельная Название,  Баю, баюшки баю, 2 Любимая современная На ложися на краю. Придет серенький волчек  И ухватит за бочок. «Колыбельная медведицы»  (муз.Е.Крылатого. из мультфильма  «Умка») Самыми  любимыми  композиторскими колыбельными стали всего три:  «Спят усталые игрушки»  (слова З. Петровой, муз. А. Островского)  Спи моя радость, усни (муз. Моцарт В. / сл. Свириденко С., из телепередачи «Спокойной ночи,  малыши»)  «Колыбельная медведицы»  (муз.Е.Крылатого. слова./ из мультфильма «Умка») ( см.Приложение №3) 3.3. Колыбельная в детских рисунках и рассказах.       Часть ребят выразили данную тему в рисунках, другие написали рассказы. 20% ребят нарисовали рисунки по теме « Колыбельная». Получилось очень необычно. 19 Рис. 2. Горина Анастасия.                                   Рис.3. Гордеева Татьяна.                     Рис 4. Терентьева Елизавета.               Рис.5. Роганкова Ангелина. 30% учащихся представили свои размышления в виде рассказа. Интересно то, что они постарались свой рассказ оформить рисунком или  фотографией( см. Приложение №4).   Выводы. В итоге работы моя гипотеза подтвердилась:  Колыбельная действительно является универсальным терапевтическим  средством.  Она влияет  на детскую душу ребенка, развивают его творчество.  Многие дети  хорошо помнят колыбельную песню своего  детства. 20  Народные колыбельные остаются популярными  и передаются из « уст в  уста».  Многие поэты и композиторы продолжают обращаться к этому жанру.  Заключение.  Известно   более   500   авторских   колыбельных,   стихи   к   которым   писали выдающиеся русские поэты — Жуковский, Лермонтов, Цветаева и другие. Не перечесть   замечательных   колыбельных,   написанных   знаменитыми   детскими поэтами,   современными   бардами   и   звездами   эстрады.   Выходит,   этот   жанр востребован и сегодня все так же привлекает нас.         «Малыш заснул!» – сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних   это   время,   когда   появляется   возможность   заняться   какими­то срочными и нужными делами, а для мамы – немного отдохнуть. Каждая мама знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого!  А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия,   которые   вы   желали   бы   для   себя   –   приглушенное   освещение,   тихая музыка… Пойте   колыбельные   своим   детишкам.   Импровизируйте,   сочиняйте   свои авторские тексты и не забывайте те, что были придуманы века и десятилетия назад. Как, например, колыбельная любимейшей детской поэтессы Агнии Барто, которая всем своим творчеством утверждала: "Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!" Колыбельная. Агния Барто. Старший брат сестру баюкал: ­ Баюшки­баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки­баю. 21 Уговаривал девчушку (Ей всего­то год): ­ Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку, Встанешь ты на лед. Баю­баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь ­ Будешь за судью, Баю­баюшки­баю! Старший брат сестру баюкал: ­ Ну не купим мяч, Принесу обратно кукол, Только ты не плачь. Ну не плачь, не будь упрямой. Спать пора давно... Ты пойми ­ я папу с мамой Отпустил в кино. Литература 1.Капица Ф. С. Русский детский фольклор.­ М: Изд­во АПН, 2002. 2.Науменко Г.М. Народное поэтическое творчество.­ М.: ЗАО «Изд­во      «Центрполиграф», 2001. 3. http://shkolazhizni.ru. 22 4. http://  mamuli    .  info.        www   www   .  ru.  .  ideal    /  bayushki   4. http:// 5. http:// 6. http://www.allforchildren.ru/songs/lullaby.php  ­  family    .  ru. Приложение №1        « Колыбельные песни – фольклор материнства и детства» 23 Славянские названия колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать,  колебать,   качать,  зыбать.  В   северных   губерниях   России   колыбельные песни назывались «байками» от байкать, убаюкивать.  Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки,   укачивающие   ребёнка   в   колыбели   или   на   руках.   Одновременно   они обращаются к нему с песней. Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством. Колыбельные песни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал. При необходимости   песни   следовали   одна   за   другой,   скрепляясь   припевом   или повторами (чаще всего обращениями):  «спи, младенец», «спи да усни», «спи, Таня», «спи, дите».  Наименования жанра связаны с назначением колыбельных песен, созданных для того, чтобы с помощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать   ребенка.   В   колыбельный   период   ребенок   воспринимает   только ритмичную   мелодию   и   соответствующее   ей   движение.   Заметив,   что   при ритмичном   покачивании ребенок  засыпает  быстрее, человек  создал  колыбель. Утилитарно­бытовая   функция   песен   всегда   дополнялась   воспитательной   и эстетической. Исполнитель песен выражал свое отношение к окружающему его миру,   сообщал   некоторые   полезные   сведения,   выражали   свои   потаенные желания. Этнографы   показали,   что   тексты   колыбельных   песен   складывались постепенно, вначале они состояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся   в   такт   с   движениями   колыбели.   К   ним   присоединялись   и ритмичные поскрипывания ее деревянных частей. Подобные записи сделаны в разных частях земли от Африки до Северной Америки. Постепенно развилась словесная составляющая и появились собственно колыбельные песни.[4] 24 Древнее   происхождение   колыбельных   песен   доказала   А.Н.   Мартынова. Она считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н. Мартынова   показала,   что   антропоморфные   образы   Дремы,   Сна,   Покоя присутствовали   в   подобных   заговорах   и   потом   из   них   перешли   в   тексты колыбельных: Ходит сон по сеням, А дрема по терему, Ищет Валю в пологу, Нагибком качелю. Сон говорит:  «Надо Валю усыпить». А дрема говорит:  «Надо Валю удремить». Сон да дрема, Накатитесь на глаза!  Если младенец не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с  упреками: Глупый Сон, Сон! Неразумная Дрема! Мимо ты ходишь, Колыбели не находишь.  Тогда Сон и Дрему просили прийти к ребенку: Сон да Дрема, Приди к Ване в голова. Сон да Дрема, Накатися на глаза. В старинной карельской колыбельной песне мы находим и прямо  выраженную просьбу. Она воспроизводит древний погребальный обряд: Приходи­ко дед­снотворник, Дед­снотворник, бабка­дрема, Сон с собою принеси, Сладкий сон в корзинке медной, 25 Дрему в чаше оловянной, Лентой шелковою мягкой Повяжи ребенку глазки.  Лентой мягкой, золотою ты прикрой ребенку веки. Завяжи ты глазки крохе Лентой шелковою мягкой, Ты закрой малютке уши Золотой своей серьгою. Особенности   композиции   колыбельных   песен   напоминают   заговоры.   В некоторых   текстах   представлена   типичная   для   заговора   схема   договора   с представителями иного мира: им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие. Жертвой может выступать и ребенок: Возьми, возьми маленькую Туути, дочку, в край Туони, Будет в Манале невеста". (Туони ­ повелитель Маналы, царства мертвых). В   колыбельных   песнях   присутствуют   и   такие   свойственные   заговорам особенности, как обращения к животным: «Курица, возьми бессонницу у (имя), дай свой сон». (Выбор курицы не случаен. В верованиях большинства славянских народов она рассматривалась как воплощение женского и материнского начала. Отсюда возникло традиционное наименование ребенка цыпленочком).[5] Со временем появилось аналогичное обращение к коту:  «Кошки, коты, / Принесите дремоты». Как   ночное   животное  кот   считался   носителем   сна,   поэтому   его   образ заместил курицу, ритуальное значение образа которой было утрачено. Перед тем как ребенка первый раз уложить в колыбель, туда помещали кота, чтобы на него пали   возможные   козни   злых   сил.  «Спивать   кота» ­  у   белорусов   и   украинцев означает убаюкивать ребенка пением. 26

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс

Исследовательский проект " ТАИНСТВО КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018