Исследовательский проект "Химические художества"
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Химические художества"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
МХК +2
8 кл—11 кл
14.09.2017
Исследовательский проект "Химические художества"
На уроках химии мне приходится часто использовать художественные произведения отечественных и зарубежных авторов, в которых упоминается химия. Это могут быть произведения как в прозе, так и в поэзии. Такие примеры повышают мотивацию к изучению химии, позволяют проводить связи химии с другими предметами, изучаемыми в школе.Объектом исследования проекта "Химические художества" являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. Предмет исследования: химические ошибки в литературных произведениях. В ходе работы над проектом были рассмотрены некоторые литературные произведения с точки зрения химии и дана их сравнительная характеристика. Результаты работы представлены в печатном виде и в виде презентации для придания прикладного характера изучаемому материалу.
Химические художества.docx
МБОУ «Школа №70» «Химические «Химические «художества»» «художества»» Проект выполнили: Оксенойд Антон, Стрекалова Анастасия 11А класс Руководители: Комарицких Тамара Анатольевна,  учитель химии и Денисова Анжелика Владимировна,  учитель русского языка и литературы Рязань 2016­2017 учебный год СОДЕРЖАНИЕ. 1 2 3 4 5 Введение Основная часть  Отрывки произведений художественной  литературы  Анализ произведений  Выводы Заключение Приложения Источники информации Стр. 3 ­ 4 Стр. 5 – 8 Стр. 9 Стр. 9 Стр. 10 Стр. 11­13 Стр. 14 2 ВВЕДЕНИЕ. Цель  работы:  на  примере  отдельных  произведений  рассмотреть, как, для чего и насколько грамотно используется химия в литературе. Задачи: 1. Найти химические сюжеты в данной литературе; 2. Проанализировать их на химическую «грамотность»; 3. Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях; 4. Проанализировав   художественные   произведения,   сделать   вывод   о том, как писатели сочетают художественный вымысел с элементами научной действительности; 5. Доказать,   что   описание   химических   явлений   в   произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления. Объектом  исследования   данного   проекта   являются   произведения русской   и   зарубежной   литературы,   в   которых   присутствуют   описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими,   образными,   колоритными,   позволяя   читателю   иметь   полное представление о каких­либо событиях.  Предмет  произведениях. исследования:   химические   ошибки   в   литературных Выбранная нами  тема очень  актуальна: ведь знакомство с литературой мы   начинаем   с   детских   стихов,   затем   изучаем   более   серьёзные произведения. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начинаем   их   анализировать,   появляются   вопросы,   в   которых   порой хотелось бы убедиться экспериментально.  Очень часто в художественной литературе авторы используют химические термины, элементы, процессы. Как   знания   химии   литературными   деятелями   отражаются   в художественных произведениях? Какую роль играют химические образы в литературе?   Насколько   они   достоверны?   Возможно   ли,   для   достижения более выразительного образа в произведении пренебречь знаниями химии? 3 Также в этом проекте мы выдвигаем  гипотезу: всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы? Методы исследования Теоретические: сбор и анализ информации; Практические:  проведение   исследовательской   работы,   создание компьютерной презентации. Проблемы исследования:  1. Грамотно   ли   авторы   используют   химическую   тематику   в   своих произведениях?  2. Помогает ли им это более полно и ярко вести повествование? Результаты         Результатом   работы   будет   рассмотрение   некоторых   литературных произведений с точки зрения химии и их сравнительная характеристика. Результаты   работы   будут   представлены   в   печатном   виде   и   в   виде презентации для придания прикладного характера изучаемому материалу.  4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Многие химики  были  не только  великими  учеными, но и  одаренными поэтами,   музыкантами.   Достаточно   вспомнить   имена   М.В.   Ломоносова, А.П.   Бородина,   Н.А.   Морозова,   Л.П.   Радина   и   др.   Современники   Д.И. Менделеева   вспоминали   о   том,   что   великий   химик   высоко   ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна,  Ф.Купера, А.Дюма  и др. И,  безусловно,  произведения  этих  и других авторов изобилуют химическими описаниями. В прошлом году на уроках химии мы изучали тему «Углерод и кремний». Каково же было наше удивление, когда  при рассмотрении свойств оксидов углерода   учитель   предложила   нам   вспомнить   сказку   В.М.Одоевского «Мороз Иванович», а конкретно следующий отрывок: «…А   зачем   ты,   Мороз   Иванович,­   спросила   Рукодельница,­   зимою   по улицам ходишь да в окошки стучишься? ­ А затем я в окошки стучусь, ­ отвечал Мороз Иванович ­ чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать, а то я знаю, есть такие неряхи,   что печку истопят, а трубу закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице   угарно   бывает,   голова   болит,   в   глазах   зелено,   даже   и   совсем умереть от угара можно…». (7,С.3) И   действительно,   автор   правдиво   показал   в   детской   сказке   процесс образования   угарного   газа   при   взаимодействии   углекислого   газа   с углеродом.  Эта же сказка помогла нам в 8 классе понять процесс разделения смесей при изучении темы «Вещества и смеси». 5 «…Между   тем   Рукодельница,   воротится,   воду   процедит,   в   кувшин нальет,   да   еще   затейница   какая.   Коли   вода   не   чиста,   так   свернет   лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в него воды, а вода знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая словно хрустальная…» (7, с.2) Мы сразу узнали один из методов очистки веществ – фильтрование. А зачем Рукодельница брала угольки? Оказалось, это не что иное, как процесс адсорбции.  Мы   решили   убедиться   в   таком   способе   очистки экспериментально и  провели небольшой опыт: адсорбция активированным углем красящих веществ пепси­колы.  Приложение 1. (демонстрация опыта) Мы   заинтересовались,   в   каких   еще   произведениях   художественной литературы   встречаются   химические   сюжеты   и   все   ли   они   химически «грамотны». В   процессе   работы   над   проектом   мы   изучили   произведения отечественных и зарубежных авторов. М. Митчелл «Унесенные ветром» «…сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду… Она сунула ковёр в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно, захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось,  вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Били и била  мокрым ковром по струйкам огня, змеившемся вокруг неё…» (5, глава 27)  Б. Васильев «А зори здесь тихие» «…Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли   где­то   в   зыбкой   пустоте,   и   топь   мягкими   тисками   сдавила бедра…»  (10, с.14) А. Конан Дойл «Маракотова бездна»  «…Воздух был тяжёлый, спёртый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха,…..» (3, С.7) У. Коллинз «Лунный камень» 6 « ­ Господи помилуй! Вот уж поистине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! – сказала мисс Рэчел.   Блеск, исходивший от алмаза, походил на сияние полной   луны.   Один   мистер   Годфри   сохранил   самообладание. Снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, он сказал: ­ Уголь! Простой уголь, мой добрый друг!..»  (11, С.36)) Г. Р Хаггард  «Клеопатра. Богиня зари»  « ­ Она вынула из уха одну из огромных жемчужин…и…опустила её в уксус. Наступило молчание, гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина   медленно   растворяется   в   крепком   уксусе.   Вот   от   неё   не осталось   и   следа,   и   тогда   Клеопатра   подняла   кубок,   покрутила   его, взбалтывая уксус и выпила весь до последней капли…» (8, С.537)      К.Г. Паустовский «Золотая роза»  « ­ Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут   множеством   белых   кристаллов   и   превратятся   в   подлинные произведения искусства». (12, С. 12) В. Максимов «Карантин»  «…Тогдашняя весна застала меня в Красноводске. Пахнущий нефтью  и негашеной известью город встретил меня не так радушно как мне хотелось бы…Здесь введен был противохолерный карантин.» (13, С.33) В. Солоухин «Продолжение времени»   «…Современные   модернисты   создают   свои   шедевры,   не   отходя   от холста.   Потому   что   зачем   трудиться,   если   все   равно   никто   ничего   не поймет…   Можно   даже   перерисовать   из   школьного   учебника   схему получения   аммиачной   кислоты   и   выставить   под   названием   «Зимний пейзаж»…» (14, С.8)  Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»  «…Сегодня   Черная   Зоя   сдавала   экзамен   Алмакфишу   и   вдруг   как шлепнется   в   обморок!   Ну,   теперь   этим   никого   не   удивишь.   Сейчас   же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и, она встала…» (15, С.7) А. Конан Дойл «Собака Баскервилей»  «Да!  Это  была   собака,  огромная   чёрная  как   смоль….Из  её  отверстой пасти   вырывалось   пламя,   глаза   метали   искры,   по   морде   и   загривку переливался   мерцающий   огонь…………..Чудовище   лежало   перед   нами… Его огромная пасть ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие 7 дикие   глаза   были   обведены   огненными   кругами.   Я   дотронулся   до   этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, ­ сказал я» (1, С.104) Ю. Томилин «Карусели над городом» «…На   вид   это   была   вполне   невинная   речка.   Еще   не   так   давно   в  ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика  игрушек начисто перевела  в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав,  сплыла  вниз  по  течению  и ушла  в  другую речку,  где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать». (16, С.51) Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» «…Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто  шесть   с половиной  процентов  чистой воды, два  и две  трети процента   хлористого   натрия,   далее   в   небольшом   количестве   хлористый магний   и   хлористый   кальций,   сернокислый   магний….   Вы   видите,   что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот­то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы. В   соединении   с   ртутью     он   образует   амальгаму,   заменяющую   цинк   в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий,   а   мне   его   доставляет   море.   И   надо   сказать,   что   натриевые элементы, по крайней мере, в два раза сильнее цинковых». (17, С.82) Николай Носов  «Бенгальские огни» (6, С.1) “По   целым   дням   он   (Мишка)   толок   в   ступе   серу   и   сахар,   делал алюминиевые   опилки   и  поджигал   смесь   на  пробу”;  “  Вдруг   бенгальские огни   вспыхнули,  засверкали   и  рассыпались  кругом   огненными  брызгами. Это   был   фейерверк!   Нет,   какой   там   фейерверк   ­   северное   сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким­то едким, удушливым дымом”. Приложение 2 Анна Ахматова из сборника «Вечер» …На рукомойнике моём Позеленела медь. Но так играет луч на нём, Что весело глядеть…  Анна Ахматова из сборника «Белая стая» 8 Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор ­ к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней ­ царственное слово. …Всё мне видится Павловск холмистый,  Круглый луг, неживая вода…  И.Сельвинский «Избранная лирика» …Видишь – мрамор: Это просто кальций…  Проанализировав  литературные источники, мы сделали вывод:  авторы в произведениях порой допускают химические ошибки. Так, например: Автор, произведение М. Митчелл  «Унесенные  ветром» Г. Р Хаггард  «Клеопатра.  Богиня зари» В. Максимов  «Карантин» В. Солоухин  «Продолжение  времени» К. Дойл  «Собака  Баскервилей» Анна Ахматова из сборника  Химические ошибки Для того, чтобы погасить огонь, необходимо прекратить  доступ воздуха  и понизить температуру. Скарлетт  выполнила только второе условие. Размахивая ковром,  она усиливала поступление воздуха к пламени. Жемчуг – это карбонат кальция. При взаимодействии его  с уксусной кислотой образуется ацетат кальция,  углекислый газ и вода. Употреблять такой раствор внутрь  опасно для слизистых оболочек ЖКТ. Негашеная известь – это оксид кальция, который не имеет запаха. Скорее всего, речь идет о гашеной извести  (гидроксиде кальция) Аммиачной кислоты в природе не существует. Возможно,  автор имел в виду хлорид аммония (нашатырь), который  при растворении в воде может образовывать кристаллы. Если бы на шерсть собаки действительно был нанесён  белый фосфор, она немедленно получила бы ожоги от его  воспламенения. А фосфор, нанесённый на язык и зубы,  вызвал бы моментальное отравление. Белый фосфор  можно было бы нанести на шерсть собаки, не допустив  самовозгорания, если смешать его с вазелином или  воском. В сюжете отображается явление коррозии металлов. Здесь допущена неточность: медь сама по себе не может  9 «Белая стая» Анна Ахматова из сборника  «Белая стая» И.Сельвинский «Избранная  лирика» зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь  взаимодействует с кислородом, с образованием оксида, а  затем с  углекислым газом и водой, превращаясь в  основной карбонат меди – малахит!  Неживой воды в природе нет. Это метафора. А вот  тяжёлая вода есть: она состоит из дейтерия и кислорода Мрамор – это карбонат кальция. А кальций – это металл. Что же получается, поэты и писатели были химически безграмотными людьми? Почему они допускали такие оплошности? Химия   на   протяжении   всей   истории   человечества   представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов.   Всё   это   делало   их   произведения   более   яркими,   образными, колоритными. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В   заключение   своей   работы   хотелось   бы   отметить,   что   истины, облачённые   в   поэтические   одежды,   порой   влияют   на   сознание   гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз химии и литературы поражает своей   изобретательностью   и   значимостью.   Монументальность   химии,   её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой! В исследовательской работе мы выполнили поставленные цели и задачи: изучили   и   проанализировали   отрывки   из   произведений художественной литературы; проделали   серию   экспериментов, произведений; сформулировали выводы; подготовили  компьютерную презентацию.   аналогичных   сюжетам В работе мы использовали только художественные произведения, можно так же использовать местные печатные материалы, газеты, брошюры, это способствует   стремлению   больше   читать,   жить   в   мире   книг.   Как   писал 10 В. А. Сухомлинский:   «Жизнь   в   мире   книг   ­   это   приобщение   к   красоте мысли, наслаждения культурными богатствами, возвышение самого себя». Приложение 1. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси­колы 11 12 Приложение 2. «Бенгальские огни» 13 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. 1. Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей. М.:, 2002. ­ 127с. 2. Ахматова   А.   А.   Лирика   Всемирная   библиотека   поэзии. Издательство «Феникс», Ростов­на­Дону, 2000 – 544 с. 3. А.Конан   Дойл.     Маракатова   Бездна.   –   М.:   Детская   литература, 1993. 14 4. Остапенко   Л.   А.   Интеграция   знаний:   химические   сюжеты   в художественной литературе // Химия в школе. 2011. № 5 5. М.Митчелл. Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой) 6. Н.Носов,   Весёлые   рассказы   о   школьниках.   –   М.:   Детская литература, 1976 7. В.Ф.Одоевкий. Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001 8. Г.Р.Хаггард,   Клеопатра.   Скиталец.   Исторические   романы.   –   М.: Молодая гвардия, 1990 9. Стихи А.Ахматовой, И.Сельвинского 10. Васильев Б.Л. "А зори здесь тихие...". ­  М.: ДОСААФ, 1977 11. У.Коллинз. Лунный камень.­ М.; Пересвет, 1992  12. Паустовский К.Г., Золотая роза. ЭКСМО. 2007 13. Максимов В.С., Карантин. М.; Терра­Книжный клуб. 2008 14. Солоухин В.А., «Продолжение времени», М.: Правда, 1970.145с. 15. Н. Огнев, «Дневник Кости Рябцева» , М.: Советская Россия. 1989 16. Юрий Томин, Карусели над городом. Л.: Детская литература, 1979 17. Ж. Верн.  «Двадцать тысяч лье под водой». М.: Современный  писатель. 1992 15

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"

Исследовательский проект "Химические художества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2017