Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
математика
6 кл—7 кл
11.01.2017
Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"
кем быть или пропорции в мире профессий.docx
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сторожевка» Татищевского района Саратовской области Исследовательский проект «Кем быть? или Пропорции в мире профессий»                                               Выполнил: ученик 7 «б» класса                                      МОУ «СОШ с.Сторожевка»                  Трибунский Антон                                                   руководитель: учитель математики                                       МОУ «СОШ с.Сторожевка»                                            Жогаль Марина Александровна 2016 Содержание: Аннотация ……………………………………………………………….3 Ι .Введение ………………………………………………………………..4 1.1. Актуальность исследования………………………………………...4 1.2. Цель и задачи работы………………………………………………..5 1.3. Этапы и методы исследования……………………………………...5 ΙΙ . Основная часть…………………………………………………………6 2.1. Результаты  исследования……………………………………………6 2.1.1. Из истории понятия «ПРОПОРЦИЯ»……………………………..6 2.1.2.  Определение пропорции…………………………………………..7 2.1.3  Рынок труда Саратовской области………………………………..8 2.2.  Результаты практического исследования………………………….9 2.2.1. Профессии, которые мы выбираем………………………………..9 2.2.2. Пропорции в задачах………………………………………………10 2.2.3. Самостоятельно составленные задачи по теме  «Пропорции в мире профессий»…………………………………………14 . Заключение……………………………………………………………..18 ΙΙΙ 3.1. Выводы. 3.2. Рекомендации. Ι V. Список используемых источников…………………………………..19 V. Приложения исследовательской работы……………………………..20 2 Аннотация       Тема   «Пропорции»   является   обязательным   компонентом   школьного образования,   усиливающим   его   прикладное   и   практическое   значение. Решения задач методом пропорций необходимо для формирования умений воспринимать,   анализировать   информацию,   представленную   в   различных формах, понимать характер многих реальных зависимостей, применять его в решении реальных ситуаций в различных профессиях о областях нашей жизни.     Работа показывает практическое  применение математики и охватывает понятие  прямой  и  обратной  пропорциональной   зависимости, проценты  и задачи на деление на части пропорционально числам. Задачи могут быть использованы   для   работы   на   уроках   и   внеклассных   мероприятиях,   для повышения интереса к математике. 3 . Ι Введение  У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?                                    Маяковский В.В. 1.1 Актуальность исследования          В   2016   году   Саратовская   область   отмечает   своё   80­летие. Информационные источники сообщают о  достижениях в различных сферах деятельности, создании новых рабочих мест. Но в тоже время, всё чаще можно   услышать   о   кризисе,   сокращениях   на   производстве,     трудностях поиска работы…     Считаю, что выбор профессии всегда важен, а сейчас наиболее актуален. Объект   исследования  –   профессии,   востребованные   в   Саратовской области. Предмет   исследования  –   необходимость   знания   математики   для представителей разных профессий.       Практическая   значимость   работы   заключается   в   том,   что,   выбирая профессию,   каждый   ученик   должен   готовить   себя   к   ней,   получая качественные знания по различным предметам и, особенно, по математике. 4 1.2.  Цель и задачи работы  Цель:   выяснить,   в   каких   профессиях   применяются   знания   по   теме «пропорции». Задачи: ­выяснить   из   интернет­источников   какие   профессии   востребованы   в Саратовской области,  ­провести анкетирование  ­проанализировать перечень профессий родителей учащихся, и профессии, которые выбирают  наши учащиеся . ­подобрать   или   составить   задачи   по   теме   «Пропорции»   для   ряда профессий. ­показать   важную   роль   математики   во   многих   профессиях   и   областях нашей жизни. 1.3. Этапы и методы исследования         Методы   исследования:  наблюдение,   анкетирование,   опрос,   поиск информации в источниках, анализ, синтез.     Этапы исследования. В ходе работы я провел анкетирование родителей и   учащихся   нашей   школы,   проанализировал   анкеты,   изучил  профессии, 5 востребованные   в   Саратовской   области,  провел   анализ   математических источников   и   поиск   необходимых   задач,   подобрал   и   составил   задачи, сделал   выводы   о   необходимости   математики   во   многих   сферах производства и  нашей жизни. . ΙΙ Основная часть     «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой,   пока   есть   к   тому   возможность.   Она   окажет   вам   потом огромную помощь во всей вашей работе».                                                                                   М.И.Калинин 2.1. Из истории понятия «ПРОПОРЦИЯ»    В Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, развитыми   ремеслами,   успешно   развивалось   в IV в   до   н.э.     учение   о пропорциях   .  В   Древней   Греции   возник   ряд   учений   о   гармонии. Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека   как   единое   целое,   где   все   взаимосвязано   и   находится   в гармонических отношениях.  С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Само слово «пропорция»   (от   латинского proportio)   означает   «соразмерность», определенное соотношение частей между собой.     Пропорциональность   в   природе,   искусстве,   архитектуре   означает   соблюдение   определенных   соотношений   между   размерами   отдельных 6 частей   растения,   скульптуры,  здания   и   является   непременным   условием правильного   и   красивого   изображения   предмета.  Понятие   «пропорция» было   введено   в   употребление   в   I   в.   до   н.э.   древнеримским   оратором Цицероном, который перевёл на латинский язык термин «аналогия», как  “соотношение”. Теория отношений и пропорций для целых чисел изложена в VII книге «Начал» Евклида. 2.2. Определение пропорции Прежде, чем говорить о пропорции, поясним понятие «отношение».    Частное двух чисел называют отношением. Пропорция ­  равенство двух или нескольких отношений. a:b=c:d ,   где  а  и  d  крайние члены пропорции,   bи  c­  средние члены пропорции.      Евклид   доказал   основное   свойство   пропорции:   произведение   крайних членов равно произведению средних членов Этим свойством удобно пользоваться при решении пропорций .     В геометрической пропорции  всего 3 элемента, но один из них общий: а:в=в:с К   геометрической   пропорции   относится   пропорция   «золотого   сечения» (в+с):в=в:с, где сумма двух величин изображаемого предмета относиться к большей величине так же, как большая величина относиться к меньшей. Например 1 : 0,618 = 0,618 : 0,382. 7 В  гармонической  пропорции 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например: а : с = (а — в) : (в — с). Среди   задач,   решаемых   с   помощью   пропорций,   выделяются   задачи   на прямую   и   обратную   пропорциональность,   задачи   на   деление   на   части пропорционально числам. Задачи   на   проценты   и   масштаб   являются   задачами   на   прямую пропорциональность. 2.3  Рынок труда Саратовской области        Саратов – наиважнейший промышленный центр Поволжья. Особенно в городе   развито   машиностроение   и   приборостроение,   представленное такими   предприятиями,   как   ОАО   «Саратовский   завод   энергетического   ОАО машиностроения», «Саратовский   агрегатный   завод»,   ОАО   «Саратовский   подшипниковый   ЗАО   «Саратовский   арматурный   завод», завод»,   ОАО   «Саратовстройстекло»   и   многими   другими.   Большинство данных   предприятий   Саратова   испытывает   нехватку   рабочих   кадров   и инженеров. [1]     Министерство   занятости,   труда   и   миграции   Саратовской   области   опубликовало рейтинг наиболее востребованных профессий на рынке труда региона. 8 Согласно нему, наибольший интерес у работодателей вызывают рабочие по строительным профессиям: электрогазосварщики, машинисты различной строительной   техники,   монтажники,   плотники   и   столяры,   маляры­ штукатуры, строительные и дорожные рабочие, рабочие по благоустройству населенных пунктов.         Также   требуются   слесари   различных   специализаций,   станочники широкого профиля, водители автомобилей, трактористы, повара, продавцы, кладовщики, кассиры, электрики, электромонтеры.      Востребованы работники неквалифицированных профессий: сторожи и вахтеры,   грузчики,   дворники,   уборщики   производственных   и   служебных помещений, подсобные рабочие.           По   вакансиям   ИТР   и   служащих   наибольший   спрос   на   инженеров   инженеров­ различного   профиля   конструкторов,   инженеров­технологов),   страховых   и   рекламных   агентов, (инженеров­проектировщиков, менеджеров   (в   основном   в   рекламе   и   торговле),   бухгалтеров,   врачей, медсестер   и   санитаров,   лаборантов,   преподавателей,   воспитателей, техников, парикмахеров.  [2]       Согласно   информационному   бюллетеню   за   11   месяцев   2015   года   в области   создано   15,3   тыс.новых   рабочих   мест.   Новые   производства   АО «Энгельсский   локомотивный   завод»   создали   900   рабочих   мест,   «ТАУ Галерея»­2000,   ООО   НПП   «Полипластик»­290,   ООО   «Еврорадиаторы»­ 100, ООО Сады Придонья«»­70 и т.д. 2.2.  Результаты практического исследования 9 2.2.1.  Профессии, которые мы выбираем (результаты анкетирования) Нужные работники ­ Столяры и плотники! …Столяру хорошо, А инженеру – лучше, Я бы строить дом пошел, пусть меня научат.                                                                      Маяковский В.В.       Результаты   анкетирования   родителей   показали,   что   в   самых   разных профессиях нужна математика. (приложение 1)      Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека.   Какие   профессии   хотят   приобрести   ученики   нашей   школы? Чтобы   ответить   на   эти   вопросы,   было   проведено  анкетирование  среди учащихся для изучения их представления о будущей профессии       Ученики хотят стать врачами ­7, ветеринарами ­2, программистами ­6, военными или полицейскими ­3,водителями ­4,инженерами ­2, поварами ­2, частным   предпринимателем   ­2,   парикмахером   ­1,переводчиком   ­1, механиком   ­1,   архитектором   ­1,   модельером   ­1,   экономистом­1, строителем ­1, учителем ­1, не решили – 4.    12, 5 % опрошенных учащихся, считают, что «Пропорции» им в будущем не понадобятся. 2.2.2.  Пропорции в задачах 10 А для чего изучаем пропорции  мы?       Без   пропорции   невозможно   построить   дом,   приготовить   обед, приготовить лекарство, произвести расчеты необходимых материалов.   Я хочу привести примерные задачи из разных профессий, решение которых невозможно без пропорций. Повар , кулинар , домохозяйка    Пропорция   позволяет   рассчитать   количество   продуктов   для   приготовления одного и того же блюда для разного числа порций. 1) Для приготовления варенья из 2 кг крыжовника необходимо 3 кг сахара.   2) Сколько кг сахара необходимо для приготовления варенья из 4,4 кг крыжовника. Строитель  1) Всю кладку выполнят 4 каменщика за 15 дней. За сколько дней выполнят эту кладку 3 каменщика? 2) На участке дороги бетонные плиты длиной 6м заменили новыми длиной 8м. сколько нужно новых плит для замены 240 старых?  Медик    В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в   меньших   –   оно   бесполезно,   а   в   больших   –   приносит   вред.   При изготовлении   лекарств   тоже   соблюдаются   пропорции.   Здесь   необходима точность,   так   как   при   нарушении   пропорций,   составляющих   лекарство ингредиентов,   может   получиться   не   лекарство,   а   яд.   Отношения   и пропорции   используется   также   в   аптеках   при   изготовлении   лекарств   и лечебных напитков. 11 1) Для лекарственного отвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки. Сколько г ромашки необходимо для 500г отвара.       2)   Во   флаконе   ампициллина   находится   0,5   сухого   лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества. Водители и работники транспортной сферы 1) Для перевозки песка при строительстве потребовалось 14 автомашин   Сколько   потребуется   автомашин грузоподъемностью   4,5   т. грузоподъемностью 7 т для перевозки этого же песка?  2) Из Саратова до Энгельса на автобусе, движущемся со скоростью 40км/ч требуется 1час. Сколько времени потребуется, чтобы преодолеть это же расстояние на автомобиле, движущемся со скоростью 60 км/ч?       В   задачах   на   движение   пропорциональными   являются   скорость   и расстояние,   время   и   расстояние;   обратно   пропорциональны   скорость   и время, а также грузоподъёмность и количество рейсов или машин. Работники торговли    За 3,5 кг картофеля заплатили 73,5 руб. сколько надо заплатить за 10,5кг такого картофеля? Секретарь     На   одной   копировальной   машине   можно   сделать   копию   пакета   документов за 20 минут. Сколько времени потребуется на выполнение этой же работы на двух копировальных машинах одновременно? Швея  12 Швея обрабатывает 0,6 м ткани за 2,16 мин. Сколько метров ткани может обработать швея за 1,44мин? Механик     В городе Жуковском на авиа­шоу МАКС проходят показательные полёты самолётов. Такому самолёту­истребителю, как МИГ­29 на 3 часа полётов требуется около 7,5 тонн керосина. Сколько тонн керосина потребуется МИГ­29 на 7 часов полётов? Токарь          Из 82,8 т металла изготовили 18 тыс. деталей. Какова масса метала, необходимого для изготовления 12 тыс. деталей? Географ, геолог, топограф, дорожники, строители, конструкторы и др.     Представителям этих профессий часто приходится работать с картами, изображениями, выполненными в масштабе.        В   географии   также   применяют   пропорцию   – масштаб.   Масштабом называют   отношение   длины   отрезка   на   карте   или   плане   к   длине соответствующего отрезка на местности. Для изготовления какой­либо вещи меньшего или большего размера, надо уменьшить или увеличить чертёж до нужного нам размера. Инженеры, токари, слесари, модельеры работают с чертежами, а значит должны знать масштаб. Физики и конструкторы 13 С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, коромысло, тачка и т.д. – примеры рычагов. Выигрыш, который дает рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией  M:m=l:L,  где M и m – массы грузов, а L и l – “плечи” рычага. Изобретатели механизмов, основанных на правиле рычага, должны знать пропорции. Химики      В химии приходится сталкиваться с задачами на концентрацию растворов, задачи о сплавах   Определить   процентную   концентрацию   раствора,   полученного     растворением 5 г поваренной соли в 45 г воды? В быту     1) Имеется 90 г 70% уксусной эссенции. Какое количество 9% столового уксуса из нее получиться?   2)     Папа решил взять кредит в банке на покупку холодильника 24000 рублей на год ­ 18% годовых. Он должен погасить кредит, внося в банк ежемесячно одинаковою сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? В природе, искусстве, архитектуре     Пропорциональность   в   природе,   искусстве,   архитектуре   означает соблюдение   определенных   соотношений   между   размерами   отдельных частей   растения,   скульптуры,  здания   и   является   непременным   условием правильного и красивого изображения предмета. В музыке  14 С   пропорциями   связывались   представления   о   красоте,   порядке   и   гармонии,   о   созвучных   аккордах   в   музыке.   Пифагору   принадлежит математическая теория музыки. 2.2.3. Самостоятельно составленные задачи по теме «Пропорции в мире профессий»    Из различных источников, я познакомился с огромным количеством задач из   разных   областей   нашей   жизни,   решение   которых   требует   умения составлять и решать пропорции , и решил сам составить такие задачи. Водитель  1)  Таксист за месяц проехал 1000 км. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 л. Сколько бензина израсходовал таксист за месяц?    2)  От Сторожевки до Саратова на скутере при скорости 12 км/ч уходит 0,5ч.Сколько   времени   потребуется   на   тот   же   путь   на   автомобиле, движущемся со скоростью 60км/ч? Энергетики, в быту 1   киловатт­час   электроэнергии   стоит   2,13   р.   Сколько   рублей   нужно заплатить за  96 киловатт­часов? Вязальщица     Образец из 10 петель имеет длину 6 см. Сколько петель надо набрать для вязания детали шириной 48 см? 15 Завхоз, маляр     1 кг краски хватает на 1,5 м (длины) стены школьного коридора. Сколько краски необходимо для покраски стены длиной 60 м? Школьники     Ученики 6 класса купили для акции «Дети­детям» 5 коробок красок по 60 рублей. Цена альбома для рисования 40р. Сколько таких альбомов купят учащиеся 7 класса на ту же сумму? Трудовая бригада школьников   1) 14 учащихся пропололи пришкольный участок за 3 дня. За сколько дней выполнят эту же работу 21 учащийся?    2) Бригада из 15 человек отремонтировали этаж школы за 8 дней. Сколько человек понадобится, чтобы отремонтировать такой же этаж за 5 дней? Медик        В   лекарстве   «РИНИКОЛД»   парацетамол,   кофеин,   фенилэфрина гидрохлорид   и   др.   содержится   в   соотношении   50:3:1:1.   Сколько   мг парацетамола и кофеина содержится в таблетке 550мг? Ветеринар        В   инструкции   лекарства   для   кошек   написано,   что   необходимое количество   препарата   рассчитывается   в   отношении   1  мл   на   1  кг   массы животного. Сколько препарата понадобится для кота массой 3,2 кг? Экономист, работник котельной 16 Для отопительного сезона в поселке заготовлено топлива на 180 дней при норме расхода 0,5 т в день. Сколько придется расходовать топлива в день, чтобы этого запаса хватило на 225 дней? Швея     Для танцевального ансамбля СДК из 8,4 м ткани сшили 6 юбок. Сколько ткани потребуется купить, чтобы сшить ещё 4 таких юбки? Руководитель транспортной службы, водитель   1)     Для   транспортировки   груза   автомобилем   грузоподъёмностью   3,5т придется выполнить 10 рейсов. Сколько рейсов выполнит водитель, если будет использовать другой автомобиль с грузоподъёмностью 5т?   2)  4 трактора расчищают дороги поселка за 3ч. Сколько тракторов нужно для выполнения  этой работы  за 2 часа? Глава  администрации МО    3 человека скосили спортивное поле за 1,5ч. За какое  время скосят это поле 2 человека? Секретарь     Секретарь набрала на компьютере 12 страниц за 3 часа. Сколько страниц она наберёт за 4 часа? Повар  Для приготовления плова по рецепту требуется: 1. рис 1 кг 2. морковь 800 гр, 17 3. мясо 800 грамм говядина, или свинина,  4. лук репчатый 400 гр  5. растительное масло 300 мл,       6. чеснок 200г       Соль, перец, барбарис по вкусу.            Сколько   потребуется   закупить   каждого   вида   продуктов   для приготовления 35 кг плова? Большинство   рецептов   дают   соотношение   продуктов,   пропорциональное числам, а повар рассчитывает сам необходимое количество продуктов. ΙΙΙ.   Заключение. 3.1  Выводы            Каждому   человеку   в   своей   жизни   приходится   выполнять   расчеты, решать   задачи,   возникающие   из   реальных   ситуаций.   В   результате исследования я установил ,что математика присутствует в любой науке. Математика нужна всем людям на земле. Математика позволяет человеку думать, нужна в каждой профессии и  в повседневной жизни. [3] 18 С задачами  на пропорции  встречаются  представители  самых  разных профессий, начиная с древности и до наших дней в строительстве, сельском хозяйстве, производстве, экономике, конструировании, быту, в искусстве. Знания   по   этой   теме   в   жизни   очень   востребованы,   значит,   имеют практическую значимость.  3.2  Рекомендации   Кем быть ­ решать вам. Но важно – как вы будете выполнять свою работу!      Чтобы быть успешным в своей профессии, надо много знать и умело применять знания!   Готовьте себя к профессии уже в школе, обогащайте себя знаниями, учите математику! ΙV . Список используемых источников. 1.http://shefdostal.org/najti­rabotu/obzor­rynka­truda/111­rynok­truda­ saratovskoj­oblasti.html 2. http://www.4vsar.ru/ 3. http://www.slideboom.com/presentations/536434/Математик 4.  В.В. Выговская «Сборник практических задач», Москва «ВАКО» 5. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов и др. учебник «Математика 6 класс» 19 6. Книга рецептов V.  Приложение  Итоги анкетирования родителей учащихся Вопросы: 1. Ваша профессия Бухгалтер  Продавец  Секретарь  Повар Медицинский работник 4 5 3 4 4 20 Руководитель  Водитель  Электрик  Строитель  Механик  Слесарь  Сварщик  Машинист  Домохозяйка  другие 3 6 2 4 2 3 2 2 3 3 2. Нужна ли математика и тема «Пропорции» в Вашей  работе? Все 100% ответили «да». 21

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"

Исследовательский проект "Кем быть или пропорции в мире профессий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017