Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Оценка 4.8

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
3 кл—11 кл +1
30.05.2017
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Проект раскрываент историю и значение деятельности уникального Оренбургского степного заповедника, где реализуется программа восстановления популяции дикой лошади Пржевальского. В нём также описываются интересные события из жизни заповедника и вклад известных учёных и деятелей Оренбургского края в дело сохранения природы степей.В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку, поэтому данный проект - это небольшой вклад школьников в дело защиты природы.
проект - оренбургский заповедник.docx
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Многопрофильный Центр Дополнительного Образования  Детей» Конкурс исследовательских  проектов                «Первый шаг к Нобелевской премии» Тема проекта « Оренбургский  государственный природный  заповедник: Люди. События. Факты »                                                                   Разработчики проекта:                                                                                    учащиеся 4 «А» и 5 «В» класса  МОБУ СОШ      № 52 и   учащиеся 3 «Б» класса  МОБУ СОШ № 72:                                                                                                                                                                                                         Руководитель:                                                                                       п.д.о. Ермизина Г. И. г. Оренбург  2016г 1 Список обучающихся участвовавших в разработке  проекта « Оренбургский государственный природный заповедник:  Люди. События. Факты» 1. Козлова Дарья ­ 3 «Б» класс школа № 72 2. Никитина Полина ­ 3 «Б» класс школа № 72 3. Крохина Софья  ­ 4 «А» класс школа № 52 4. Минокова Екатерина ­ 4 «А» класс школа № 52 5. Вдовенко Ангелина ­ 5 « В» класс школа № 52 6. Пащенко Светлана ­ 5 « В» класс школа № 52 7. Кулиев Артём ­ 5 « В» класс школа № 52 8. Турецков Алёша ­ 5 « В» класс школа № 52 9. Рудаков Алёша ­5 « В» класс школа № 52 10.  Черкасов Слава ­5 « В» класс школа № 52 11. Долгушин Денис – 5 «Б» класс школа № 52 12. Волков Дмитрий ­ 5 « В» класс школа № 52 13. Кожанов Ваня ­ 5 « В» класс школа № 52 14. Скуридина Вера –  5 « В» класс школа № 52 2 Содержание  I. Введение  1.Актуальность выбранной темы проекта.                  2. Паспорт проекта.     II         Основная часть. «Структура проекта».                 1 часть. Заповедники Оренбуржья на границе Европы и Азии.                1.1.Историческая справка об Оренбургском государственном            природном заповеднике.                1.2. Петр Иванович Рычков ­ "устроитель" Оренбургского края.      1.3. «Флаговые» виды животных и растений – их роль в сохранении     природных экосистем.               1.4. Тюльпан  Шренка ­ цветущий символ Оренбуржья.               1.5.А.И.Шренк ­  учёный ­ исследователь растительности степного края.                 2. часть.  Оренбургский государственный           природный  заповедник –  «союз степей и копыт». 2.1.  Легендарная  лошадь  Пржевальского  возвращается  в  Заповедник  «Оренбургская Тарпания». 2.2. Николай  Пржевальский  ­ первый исследователь природы  Центральной Азии. 2.3. Значимые события в  заповеднике  «Оренбургская  Тарпания».                   2.4. Судьба степи в наших руках.          III.часть.  Заключение.   Литература. 3 Приложение: 1.Газеты  про Оренбургский  степной заповедник. 2. Презентация к защите проекта про Оренбургский  степной  заповедник. 3. Мультфильм  «Маленькие истории большой степи».  4. Акция в защиту первоцветов. 5. Проект открытки  для акции. 6.Творческие литературные зарисовки. 4 Степной заповедник, — помимо того, что он даёт возможность видеть те природные  ландшафты,  с которыми  связана  вся  история  русского народа,   он,   кроме   того,   позволит   глубоко   заглянуть   в   самую   жизнь степи, в те сложные взаимоотношения, которые существуют между степным   растительным   покровом,   с   одной   стороны,   и   почвой, строением поверхности, животным миром и пр. – с другой… В.В. Алёхин 1.Актуальность. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Эти строки становятся  для всего человечества горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос!  Земля   –   наш   общий   дом,   нам   здесь   жить,   пить   эту   воду,   дышать   этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и степная   ковыль   и   яркий   тюльпан,   и   жаворонок   в   голубом   зените.   А   вокруг столько   жестокости   и   равнодушия   к   природе.   И     задача   подрастающего поколения, то есть нас – предотвратить это.  В   наше   время   актуальность   темы   охраны   природы   ясна   каждому здравомыслящему человеку.  Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас  годы, хотя в то время не было ни Чернобыля, ни 5 трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой воды, воздуха.   Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.  В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты   Земля,   осознаем,   что   наша   жизнь   протекает   в   экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим  причину  в  себе,  в  недостатке  нашей личной заинтересованности   в решении этих важных проблем.  Природа   –   наше   богатство:   сберечь   это   богатство   для   последующих поколений – наша задача и долг.   Писатель   Михаил   Пришвин   оставил   нам   своё   послание:   «Для   рыбы   нужна чистая   вода  –  будем   охранять   наши   водоемы.  В   лесах,   горах,  степях   живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице –   воздух,   зверю   –   лес,   степи,   горы.   А   человеку   нужна   Родина.   И   охранять природу – значит охранять Родину». Как актуальны его слова в наше время. В январе 2017 года исполнилось  100 лет с момента создания первого в России Баргузинского   государственного   заповедника.   С   него   началась   история заповедных   природных   территорий   нашей   страны.   В   настоящее   время заповедные системы России и сопредельных государств являются исторически сложившимся   продолжением   этой   «живой   сети»   и   преемниками   научной   и практической природоохранной работы. Границы между новыми независимыми государствами не создали границ для живой природы, охрана которой была и остается общим для всех нас делом. На   территории   России   есть   много   уникальных   по   своей   красоте   уголков природы   и   наше   Оренбуржье   не   исключение.   У   нас,   на   Южном   Урале,   есть прекрасное место – степи, которые являются частью огромного степного пояса Евразии.  А в центре этого пояса ­ Оренбургский край и город Оренбург,  который по воле ПетраI   стал вратами в  Азию. Именно здесь, в Оренбуржье, решается сегодня судьба степной Евразии, и решают её люди разных национальностей дружно и с любовью к родному краю. 6 Часто   мы   не   задумываемся   о   тех   богатствах,   которые   дала   нам   природа. Стремясь к более комфортной жизни, мы осваиваем целинные земли, вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе.   Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений, птиц   и   животных.   Увеличивается   и   количество   экологических   проблем     на земле.   Где   искать   решения?   Как   помочь   сохранить   территории,   природные богатства, уникальный животный и растительный мир?   Чем     могут     помочь   обучающиеся?       Прежде   всего   проводить   проектно   ­ исследовательскую   деятельность     в   плане   изучения   природы   родного оренбургского края. 2017 год объявлен Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий  в России.  Наш     оренбургский   край     имеет   уникальные   экосистемы,   где   ещё   пока сохранились     редкие   растения   и   животные,   красоту   которого   приумножить предстоит   теперь   нам   всем.   А   для   этого   нужно   хорошо   знать   природные богатства родного края. В связи с этим мы, обучающиеся творческого объединения «Наш проект»,    решили  изучить особенности нашего степного края  и выбрали тему проекта созвучную   проблеме   года   в   России   –   это   «   Оренбургский   государственный природный заповедник. Люди. События. Факты». В ходе проекта  мы хотим  познакомиться  с  оренбургским природным  заповедником, с его расположением, значением и особенностями, а так же будем учиться культуре поведения и общения с природой, то есть  своим примером  показывать, что природу надо беречь. А ещё мы хотим  создать мультфильм про наш заповедник, где  покажем его  уникальность и те  знаменательные события, которые в нём происходят. Проект является исследовательским и направлен на изучение природы, с целью доказать,   что     наш   заповедник   играет   исключительную   роль   в   сохранении   и восстановлении   редких   видов   животных   и   растений,   а   также   уникальных природных ландшафтов.  Настоящий   проект   направлен   на   освоение     понятий   «заповедное   место», «заповедник», как особо охраняемая территория, на изучение особенностей и отличительных черт оренбургского степного заповедника и   знакомство с   его растительным и животным миром и понимание своей роли в целях сохранения природы. 7 В результате работы над проектом мы, школьники, приобретём умения и качества человека 21 века: этическое отношение к биоразнообразию жизни на Земле. Проект   рассчитан   на   нас,   то   есть   тех,   кто   заинтересован   в   сохранении природы в настоящее время и во имя будущих поколений. 1. Паспорт проекта. Вид проекта: коллективный, исследовательский.     Продукт:   Мультимедийная презентация и сценарий защиты проекта, которые помогут    при публичной защите на конкурсе  принять участие всем детям.  Газеты  про Оренбургский  степной заповедник.  Мультфильм  «Маленькие истории большой степи».   Акция в защиту первоцветов.  Творческие литературные зарисовки. Цель:  Через  изучение   особенностей оренбургского природного заповедника, его  программы по  сохранению  флоры  и фауны,   выяснить   причины проблем нашего степного края сейчас и подойти  к пониманию того, чем мы, учащиеся, можем помочь, а так же  вывести для себя девиз, что всё, что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять. Задачи:   Научиться собирать информацию из   литературы , периодической печати и интернета об истории,  событиях и проблемах оренбургского заповедника.  Использовать ее в практической и  исследовательской работе.  Проанализировать, систематизировать и обобщить все найденные сведения в процессе работы и выступить с презентацией на конкурсе в «МЦДОД». 8  Изучить  правила поведения на природе и меры по охране природы.  Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.  Наметить проектный продукт  Составить сценарий публичной защиты. Гипотеза: Если каждый из нас будет  знать об уникальности оренбургского  степного заповедника, о редких  представителях  его флоры и фауны, о  значимости этих  земельных степных  ресурсов, то:  Возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы,  Вырастим будущими биологами, экологами – защитниками родной  земли.  Станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого  в  нашей жизни часто не хватает,  Тогда  наша планета Земля и наш край станут ярче, красочней  и  прекрасней. Объект исследования: Оренбургский государственный природный заповедник Предмет   исследования: родного края и знаковые события в оренбургском заповеднике.  история   заповедника,  экологические   проблемы Ведущая идея: Показать  через изучение особенностей оренбургского степного заповедника, что его судьба в наших руках. Основополагающий вопрос:  «Кто, если не мы, будем  беречь природу родного края?» Методы и приёмы:  сбор  информации  работа с литературой  обработка собранной информации  практическая творческая работа по созданию презентации, мультфильма, газет и литературных зарисовок  в малых группах. Вывод:  Природа   ­   наше   богатство!   Сберечь   это   богатство   для   следующих поколений ­ наша задача и долг. 9 Всю работу мы разделили на 4 этапа. Информационный этап. 1. Задачи:  Изучить дополнительную литературу и определить  особенности и  уникальность оренбургского степного заповедника.  Выбрать доступную информацию, подобрать фотографии природы, флоры и фауны.  Выяснить  активных  исследователей, которые принимали и принимают  участие в изучении и сохранении  оренбургского  степного края.  2. Организационно ­ теоретический.   Задачи:  формулировка цели и задач проекта   выдвижение гипотезы и ее решение   планирование этапов деятельности  систематизация и анализ проделанной работы  3.Практический  этап. Задачи:  Создать презентацию.    Подготовить сценарий  к  защите проекта.  Создать мультик  про заповедник.  Написать творческие литературные зарисовки про степь и её обитателей. 4.Заключительный  этап.   Вывод, рекомендации. Мы   разделились на   группы по направлениям деятельности, где     были распределены обязанности между ребятами. Исследователи:  собирали интересную, занимательную информацию по теме. Литераторы:  отбирали   литературу   по   теме   и   писали   творческие литературные зарисовки и газеты. Изобретатели: создавали презентацию, мультфильм, проектировали их, вносили коррективы. Фотокорреспонденты:  представили   отчёт   в   виде   фотографий, необходимых для создания проекта. 10 1 часть. Заповедники Оренбуржья на границе Европы и Азии.                1.1.Историческая справка об Оренбургском государственном            природном заповеднике. Сколько солнца, бездонного неба. Степь без края… Белёсый ковыль. Словно горы чистейшего снега – Солончак средь зелёной травы. Море красных и жёлтых тюльпанов Разливается ранней весной. 11 Свежим утром от запахов пряных Сердце тает, находит покой. Т. Лаврова   В любой местности жители гордятся своими  природными ресурсами. Наша Оренбургская земля  богата хлебом, газом, нефтью и конечно степными  просторами.  Людям полезно знать свой край и  имена  тех, кто внёс большой  вклад в дело исследования Оренбуржья. Оренбургская область — это не только пуховые платки и Емельян Пугачев. Это удивительные места, истории и легенды. В каждом районе нашего края есть свои,   уникальные   «фишки»,   которыми   можно   удивить   не   только   заезжих туристов,   но   и   нас   самих.   Нужно   только   сесть   в   машину,   поехать   и приготовиться удивляться. Ведь большая степь полна маленьких историй. Для нас, поколения XXI века, очень важно знать и  понимать  значение нашего  степного края в общей экосистеме России. Поэтому мы остановили свой выбор на  данной теме  проекта, потому что нам  здесь жить и сохранять природу родного края для наших потомков. Степи Оренбуржья – это часть огромного степного пояса Евразии,  протянувшегося от Дуная до Маньчжурии. Урало­Каспийские степи – колыбель  казахского народа и родной ландшафт переселенцев Украины, южной и средней  12 полосы России, которые в течение трех последних веков поэтапно осваивали эти земли.    В центре этого пояса ­ Оренбургский край. Именно здесь, в Оренбуржье,  решается сегодня судьба степей Евразии. Здесь в 1989 году, через 35 лет после  начала освоения целины, был организован первый российский степной  заповедник. Именно распахивание  целинных земель повлияло на  экосистему  оренбургского степного края. Как и во всём мире, большая часть степей в России уничтожена. На их месте сейчас   поля,   населённые   пункты,   карьеры   и   отвалы.   Оставшиеся   степные территории   используются   в   качестве   пастбищ   и   сенокосов,   частично   заняты военными полигонами и охотугодьями. В   середине   прошлого   века   мало   кто   задумывался   о   том,   что   первозданные ковыльные степи станут здесь самым редким ландшафтом. А это действительно так. По   этой   причине   было   принято   решение   взять   под   охрану   государства небольшие степные участки и в 1989 году был организован  государственный природный заповедник «Оренбургский». Первые   планы   по   организации   заповедной   территории   стали   разрабатываться еще в двадцатых годах прошлого столетия. Но только в 1975 году они начали воплощаться в жизнь. Толчком послужили исследования одной из экспедиций, в результате которой был обнаружен первозданный участок степи в Оренбургской области.Для   этого   в   Оренбурге   в   1996   году   был   создан   единственный академический Институт Степи. Сегодня, через 50 лет после начала целинной эпопеи, здесь реализуется проект по реабилитации степей и возвращению в них диких лошадей, о чем мечтали многие поколения деятелей науки и культуры нашего Отечества. Из   103­х   российских   заповедников   только   в   10   степные   участки   занимают существенную долю площади и ещё в 12­14 имеются незначительные степные фрагменты, привязанные к специфическим субстратам или позициям рельефа. В заповеднике   «Оренбургский»   степи   занимают   более   90%   от   общей   площади ООПТ,   поэтому   его   по   праву   можно   назвать   самым   степным   заповедником России. 13 Общая площадь заповедника составляет 38191 га, в том числе:  — участок «Таловская степь» (3200 га) в Первомайском районе;  — участок «Буртинская степь» (4500 га) в Беляевском районе;  — участок «Айтуарская степь» (6753 га) в Кувандыкском районе;  — участок «Ащисайская степь» (7200 га) в Светлинском районе;  — участок «Предуральская степь» (16538 га) на границах Акбулакского и Беляевского районов Оренбургской области. Климатическая зона  ­ На территории царит континентальный, сухой климат. Средняя температура воздуха составляет 2.5 °С.  Длительность   безморозного   периода   в   заповеднике   составляет   130   суток. Среднегодовой объем осадков равен 390 мм. 14 Основная   цель  создания   заповедника «Оренбургский» ­   изучение, восстановление   и   охрана   типичных   ландшафтов   приуральских,   южно­ уральских   и   зауральских   степей,   учитывая   наличие   в   регионе   уникальных ценных и исчезающих видов животных и растений. Организация и проведение экологического   просвещения   населения,   разработка   и   внедре­ние   научных методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга.  Заповедник «Оренбургский» особо   охраняемая   природная   территория, включающая   в   себя   природные   комплексы   и   объекты,   имеющие   особую экологическую ценность.   Он является единственным крупным природным резерватом в степной зоне Заволжья   и  Южного   Урала,  территория   которого  никогда   не  подвергалась распашке. Для заповедника характерно богатство и разнообразие бионты и ландшафтов.   Заповедник   выступает   как   носитель   эталонной   функции   той природной обстановки, которая существовала здесь до начала интенсивного антропогенного вмешательства.  Особая уникальность заповедника в том, что на его территории охраняются степные экосистемы, в том числе зональные плакорные ландшафты.  Заповедник   ­   ценный   резерват   естественного   фонда   настоящих   ковыльных степей, эталонной флоры и фауны. Основными направлениями деятельности заповедника являются: ­ осуществление охраны природных территорий; ­ организация и проведение научных исследований; ­ экологическое просвещение. Заповедник   сохраняет  48,7%,   а   вместе   с   охранной   зоной   ­   83,7% флористического   богатства,   61%   млекопитающих,   до   79%   птиц,   67% представителей герпетофауны и брахиофауны Оренбургской области. Из   общего   числа   животных   и  растений,  обитающих   в   заповеднике,  89  видов занесены   в   Красные   книги   разных   рангов   (МСОП,   России   и   Оренбургской области). Помимо   биоты,   на   территории   заповедника   охраняются   историко­ археологические   памятники   ­   курганы   и   курганные   могильники   сарматской культуры. 13   июля   2015   года  постановлением   Правительства   РФ   «О   расширении территории государственного природного заповедника «Оренбургский» в состав заповедника   включён   пятый   участок   –   «Предуральская   степь».   Участок расположен на границе Беляевского и Акбулакского районов, имеет площадь более 16 тыс. га. 15 Управление заповедником осуществляет ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 460001, г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 2/2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС: 460001, г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 2/2 ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: zapoved@mail.orb.ru Директор – Бакирова Рафиля Талгатовна Телефон: (3532) 30­13­90, 30­13­92 Более   подробную   информацию   можно   получить   на   официальном   сайте заповедника http://orenzap 1.2. Петр Иванович Рычков ­ "устроитель" Оренбургского края.       Когда мы изучали материалы, то нас поразила личность Петра Ивановича Рычкова своей  неординарностью, честностью, искренней и преданной любовью к нашему степному краю. Петр Иванович Рычков   (1712—1777) Петр Иванович Рычков родился в Вологде 1 октября 1712 г. Его отец занимался в ту пору торговым промыслом — сплавом хлеба по рекам Сухоне и Северной Двине  к Архангельску  для отпуска  его  за границу.  Но  дела шли неважно, он разорился, и семья переехала в Москву. Здесь молодой Рычков обучался   иностранным   языкам   (немецкому   и   голландскому),  бухгалтерии   и торговому делу.  Службу начал в 1730 году правителем стекольных заводов в Ямбурге под Петербургом. После четырех лет пребывания на заводах он, владевший иностранными   языками   и   бухгалтерией,   при   содействии И.К.   Кирилова был 16 принят   на   службу   в   Петербургскую   портовую   таможню   переводчиком   и помощником бухгалтера.  Затем в 1734 г. по рекомендации и под началом того же Кирилова Петр Рычков приступил к работе в Оренбургской экспедиции, занимаясь поначалу правлением канцелярских дел. С 1737 работает в Оренбургской комиссии под руководством крупнейшего историка и географа В.Н. Татищева. Во все эти дела Рычков, молодой и энергичный, привносит многое сам личным   участием.   Он   привыкает   к   краю.   Более   того,   судьбе   было   угодно, чтобы с Оренбуржьем оказался связанным почти 43­летний период его жизни. Полюбив   дикий   край,   Рычков   работает   увлеченно,   много   ездит,   изучает архивы.   Кстати,   сегодня   архивы,   особенно   Тургайские,   Оренбургские   и Екатеринбургские, хранят немало сведений и о его деяниях.   являются «История     Оренбургская» и Главными научными трудами П.И. Рычкова, принесшими ему широкую «Топография известность, Оренбургская». В этих трудах П.И. Рычкова собран почерпнутый из различных источников богатый фактический материал по истории народов Южного Урала и прилегающих к  нему  областей,  об их занятиях,  быте,  взаимоотношениях; обстоятельно   освещена   деятельность   Оренбургской   экспедиции;   даются справки о строительстве крепостей, переселении русских на Южный Урал и хозяйственном освоении ими этого края, развитии земледелия, имущественном состоянии и повинностях крестьян. Большой интерес представляют собранные Рычковым данные о возникновении яицкого казачества и основании Яицкого городка — первого города на Южном Урале. П.И. Рычков приводит сведения о появлении многих населенных пунктов, указывает даже время сооружения и характер отдельных, наиболее значительных зданий, подробно останавливается при этом на торговле. В 1741 Рычков возглавил Географический департамент, созданный при Оренбургской   комиссии.   В   1752   по   инициативе   П.И.   Рычкова   группа геодезистов   во   главе   с   прапорщиком   И.   Красильниковым   приступает   к составлению   новой   генеральной   карты   Оренбургской   губернии   и   десяти частных карт. Составление первого атласа края было завершено в 1755. В качестве пояснительной записки к Атласу Рычков пишет капитальный труд   «Топография   Оренбургская»   (первая   часть   —   1755,   вторая   часть   — 1760). В 1762 труд издается в академическом журнале в Санкт­Петербурге. Труд   получил   высокую   оценку   М.В.   Ломоносова,   русских   ученых, академиков П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера. «Топография Оренбургская» имела большое значение для географической науки. Она являлась трудом, намного, 17 опережавшим  свое время; в русской и мировой географической литературе долгое   время   не   было   подобных   работ.  Труд   П.И.  Рычкова   до   сих   пор   не утратил своего историко­географического значения. Попутно   с   работой   над   «Оренбургской   топографией»   и   «Историей Оренбургского   края»   Рычков   разрешал   целый   ряд   других   проблем,   слал сообщения   в   Академию   наук.   Так,   он   досконально   изучил   вопрос   «о сбережении   и   размножении   лесов»,   «о   способе   к   умножению   земледелия   в Оренбургской губернии», составил «Описание урожая хлеба в Оренбургской губернии», «О содержании пчел», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии» и пр. Работая в канцелярии Оренбурского края, Рычков заведовал перепиской своих   начальников,   выполнял   по   службе   функции   бухгалтера,   секретаря, помощника   губернатора,   а   порой   исполнял   и   обязанности   губернатора. Начальников же в его бытность сменилось немало. Известно,   что   такие   выдающиеся   правители   Оренбургского   края,   как Кирилов, Татищев, Неплюев, относились к Рычкову доброжелательно и тепло. Они ценили его, дорожили им как специалистом, хорошо знавшим край. Его   исключительная   работоспособность   и   любовь   к   исследованиям     придаёт большую значимость, проделанного П.И. Рычковым для освоения и процветания Оренбургского края, ставшего его второй Родиной.  Труды и заботы Рычкова, осуществленные им мероприятия, имевшие значение, как для настоящего, так и для будущего развития края, ­ заслуженно позволяют назвать его истинным "радетелем и устроителем края Оренбургского"! 1.3. «Флаговые» виды животных и растений – их роль в сохранении     природных экосистем. заповедника   характеризуется   высоким   биологическим Территория   разнообразием.   Флора   заповедника   и   его   окрестностей   (охранная   зона) насчитывает   1350   видов   высших   сосудистых   растений,   относящихся   к   110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около   800   видов   высших   сосудистых   растений,   что   составляет   48,7% флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов­макромицетов. 18

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс

Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017