Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
3 кл—11 кл +1
30.05.2017
Проект раскрываент историю и значение деятельности уникального Оренбургского степного заповедника, где реализуется программа восстановления популяции дикой лошади Пржевальского. В нём также описываются интересные события из жизни заповедника и вклад известных учёных и деятелей Оренбургского края в дело сохранения природы степей.В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку, поэтому данный проект - это небольшой вклад школьников в дело защиты природы.
проект - оренбургский заповедник.docx
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Многопрофильный Центр Дополнительного Образования Детей»
Конкурс исследовательских проектов
«Первый шаг к Нобелевской премии»
Тема проекта
« Оренбургский государственный природный заповедник:
Люди. События. Факты »
Разработчики проекта:
учащиеся 4 «А» и 5 «В»
класса МОБУ СОШ № 52 и
учащиеся 3 «Б» класса
МОБУ СОШ № 72:
Руководитель:
п.д.о. Ермизина Г. И.
г. Оренбург
2016г
1 Список обучающихся
участвовавших в разработке проекта
« Оренбургский государственный природный заповедник:
Люди. События. Факты»
1. Козлова Дарья 3 «Б» класс школа № 72
2. Никитина Полина 3 «Б» класс школа № 72
3. Крохина Софья 4 «А» класс школа № 52
4. Минокова Екатерина 4 «А» класс школа № 52
5. Вдовенко Ангелина 5 « В» класс школа № 52
6. Пащенко Светлана 5 « В» класс школа № 52
7. Кулиев Артём 5 « В» класс школа № 52
8. Турецков Алёша 5 « В» класс школа № 52
9. Рудаков Алёша 5 « В» класс школа № 52
10. Черкасов Слава 5 « В» класс школа № 52
11. Долгушин Денис – 5 «Б» класс школа № 52
12. Волков Дмитрий 5 « В» класс школа № 52
13. Кожанов Ваня 5 « В» класс школа № 52
14. Скуридина Вера – 5 « В» класс школа № 52
2 Содержание
I.
Введение
1.Актуальность выбранной темы проекта.
2. Паспорт проекта.
II Основная часть. «Структура проекта».
1 часть. Заповедники Оренбуржья на границе Европы и Азии.
1.1.Историческая справка об Оренбургском государственном
природном заповеднике.
1.2. Петр Иванович Рычков "устроитель" Оренбургского края.
1.3. «Флаговые» виды животных и растений – их роль в сохранении
природных экосистем.
1.4. Тюльпан Шренка цветущий символ Оренбуржья.
1.5.А.И.Шренк учёный исследователь растительности степного края.
2. часть. Оренбургский государственный природный
заповедник – «союз степей и копыт».
2.1. Легендарная лошадь Пржевальского возвращается в
Заповедник «Оренбургская Тарпания».
2.2. Николай Пржевальский первый исследователь природы
Центральной Азии.
2.3. Значимые события в заповеднике «Оренбургская Тарпания».
2.4. Судьба степи в наших руках.
III.часть. Заключение.
Литература.
3 Приложение:
1.Газеты про Оренбургский степной заповедник.
2. Презентация к защите проекта про Оренбургский степной
заповедник.
3. Мультфильм «Маленькие истории большой степи».
4. Акция в защиту первоцветов.
5. Проект открытки для акции.
6.Творческие литературные зарисовки.
4 Степной заповедник, — помимо того, что он даёт возможность видеть
те природные ландшафты, с которыми связана вся история русского
народа, он, кроме того, позволит глубоко заглянуть в самую жизнь
степи, в те сложные взаимоотношения, которые существуют между
степным растительным покровом, с одной стороны, и почвой,
строением поверхности, животным миром и пр. – с другой…
В.В. Алёхин
1.Актуальность.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Эти строки становятся для всего человечества горькой правдой. И об этом
надо говорить во весь голос!
Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим
воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и
степная ковыль и яркий тюльпан, и жаворонок в голубом зените. А вокруг
столько жестокости и равнодушия к природе. И задача подрастающего
поколения, то есть нас – предотвратить это.
В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому
здравомыслящему человеку. Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет
назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую
и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была
актуальна и в те далекие от нас годы, хотя в то время не было ни Чернобыля, ни
5 трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой
воды, воздуха. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и
понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.
В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители
планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически
неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия,
выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше
мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в
решении этих важных проблем.
Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих
поколений – наша задача и долг.
Писатель Михаил Пришвин оставил нам своё послание: «Для рыбы нужна
чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут
разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице
– воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу – значит охранять Родину».
Как актуальны его слова в наше время.
В январе 2017 года исполнилось 100 лет с момента создания первого в России
Баргузинского государственного заповедника. С него началась история
заповедных природных территорий нашей страны. В настоящее время
заповедные системы России и сопредельных государств являются исторически
сложившимся продолжением этой «живой сети» и преемниками научной и
практической природоохранной работы. Границы между новыми независимыми
государствами не создали границ для живой природы, охрана которой была и
остается общим для всех нас делом.
На территории России есть много уникальных по своей красоте уголков
природы и наше Оренбуржье не исключение. У нас, на Южном Урале, есть
прекрасное место – степи, которые являются частью огромного степного пояса
Евразии.
А в центре этого пояса Оренбургский край и город Оренбург, который по воле
ПетраI стал вратами в Азию. Именно здесь, в Оренбуржье, решается сегодня
судьба степной Евразии, и решают её люди разных национальностей дружно и с
любовью к родному краю.
6 Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа.
Стремясь к более комфортной жизни, мы осваиваем целинные земли, вырубаем
леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб
природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений,
птиц и животных. Увеличивается и количество экологических проблем на
земле. Где искать решения? Как помочь сохранить территории, природные
богатства, уникальный животный и растительный мир?
Чем могут помочь обучающиеся? Прежде всего проводить проектно
исследовательскую деятельность
в плане изучения природы родного
оренбургского края.
2017 год объявлен Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых
природных территорий в России.
Наш оренбургский край имеет уникальные экосистемы, где ещё пока
сохранились редкие растения и животные, красоту которого приумножить
предстоит теперь нам всем. А для этого нужно хорошо знать природные
богатства родного края.
В связи с этим мы, обучающиеся творческого объединения «Наш проект»,
решили изучить особенности нашего степного края и выбрали тему проекта
созвучную проблеме года в России – это « Оренбургский государственный
природный заповедник. Люди. События. Факты».
В ходе проекта мы хотим познакомиться с оренбургским природным
заповедником, с его расположением, значением и особенностями, а так же будем
учиться культуре поведения и общения с природой, то есть своим примером
показывать, что природу надо беречь.
А ещё мы хотим создать мультфильм про наш заповедник, где покажем его
уникальность и те знаменательные события, которые в нём происходят.
Проект является исследовательским и направлен на изучение природы, с целью
доказать, что наш заповедник играет исключительную роль в сохранении и
восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных
природных ландшафтов.
Настоящий проект направлен на освоение понятий «заповедное место»,
«заповедник», как особо охраняемая территория, на изучение особенностей и
отличительных черт оренбургского степного заповедника и знакомство с его
растительным и животным миром и понимание своей роли в целях сохранения
природы.
7 В результате работы над проектом мы, школьники, приобретём умения и
качества человека 21 века: этическое отношение к биоразнообразию жизни на
Земле.
Проект рассчитан на нас, то есть тех, кто заинтересован в сохранении
природы в настоящее время и во имя будущих поколений.
1. Паспорт проекта.
Вид проекта: коллективный, исследовательский.
Продукт:
Мультимедийная презентация и сценарий защиты проекта, которые помогут
при публичной защите на конкурсе принять участие всем детям.
Газеты про Оренбургский степной заповедник.
Мультфильм «Маленькие истории большой степи».
Акция в защиту первоцветов.
Творческие литературные зарисовки.
Цель: Через изучение особенностей оренбургского природного заповедника,
его программы по сохранению флоры и фауны, выяснить причины проблем
нашего степного края сейчас и подойти к пониманию того, чем мы, учащиеся,
можем помочь, а так же вывести для себя девиз, что всё, что нас окружает, мы
должны научиться любить, беречь и охранять.
Задачи:
Научиться собирать информацию из литературы , периодической печати и
интернета об истории, событиях и проблемах оренбургского заповедника.
Использовать ее в практической и исследовательской работе.
Проанализировать, систематизировать и обобщить все найденные сведения в
процессе работы и выступить с презентацией на конкурсе в «МЦДОД».
8 Изучить правила поведения на природе и меры по охране природы.
Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать
правильные решения и активно участвовать в охране природы.
Наметить проектный продукт
Составить сценарий публичной защиты.
Гипотеза: Если каждый из нас будет знать об уникальности оренбургского
степного заповедника, о редких представителях его флоры и фауны, о
значимости этих земельных степных ресурсов, то:
Возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы,
Вырастим будущими биологами, экологами – защитниками родной
земли.
Станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в
нашей жизни часто не хватает,
Тогда наша планета Земля и наш край станут ярче, красочней и
прекрасней.
Объект исследования: Оренбургский государственный природный заповедник
Предмет исследования:
родного края и знаковые события в оренбургском заповеднике.
история заповедника,
экологические проблемы
Ведущая идея: Показать через изучение особенностей оренбургского степного
заповедника, что его судьба в наших руках.
Основополагающий вопрос: «Кто, если не мы, будем беречь природу родного
края?»
Методы и приёмы:
сбор информации
работа с литературой
обработка собранной информации
практическая творческая работа по созданию презентации, мультфильма,
газет и литературных зарисовок в малых группах.
Вывод: Природа наше богатство! Сберечь это богатство для следующих
поколений наша задача и долг.
9 Всю работу мы разделили на 4 этапа.
Информационный этап.
1.
Задачи:
Изучить дополнительную литературу и определить особенности и
уникальность оренбургского степного заповедника.
Выбрать доступную информацию, подобрать фотографии природы, флоры
и фауны.
Выяснить активных исследователей, которые принимали и принимают
участие в изучении и сохранении оренбургского степного края.
2. Организационно теоретический.
Задачи:
формулировка цели и задач проекта
выдвижение гипотезы и ее решение
планирование этапов деятельности
систематизация и анализ проделанной работы
3.Практический этап.
Задачи:
Создать презентацию.
Подготовить сценарий к защите проекта.
Создать мультик про заповедник.
Написать творческие литературные зарисовки про степь и её обитателей.
4.Заключительный этап.
Вывод, рекомендации.
Мы разделились на группы по направлениям деятельности, где были
распределены обязанности между ребятами.
Исследователи: собирали интересную, занимательную информацию
по теме.
Литераторы: отбирали литературу по теме и писали творческие
литературные зарисовки и газеты.
Изобретатели: создавали презентацию, мультфильм, проектировали
их, вносили коррективы.
Фотокорреспонденты: представили отчёт в виде фотографий,
необходимых для создания проекта.
10 1 часть. Заповедники Оренбуржья на границе Европы и Азии.
1.1.Историческая справка об Оренбургском государственном
природном заповеднике.
Сколько солнца, бездонного неба.
Степь без края… Белёсый ковыль.
Словно горы чистейшего снега –
Солончак средь зелёной травы.
Море красных и жёлтых тюльпанов
Разливается ранней весной.
11 Свежим утром от запахов пряных
Сердце тает, находит покой.
Т. Лаврова
В любой местности жители гордятся своими природными ресурсами.
Наша Оренбургская земля богата хлебом, газом, нефтью и конечно степными
просторами. Людям полезно знать свой край и имена тех, кто внёс большой
вклад в дело исследования Оренбуржья.
Оренбургская область — это не только пуховые платки и Емельян Пугачев. Это
удивительные места, истории и легенды. В каждом районе нашего края есть
свои, уникальные «фишки», которыми можно удивить не только заезжих
туристов, но и нас самих. Нужно только сесть в машину, поехать и
приготовиться удивляться. Ведь большая степь полна маленьких историй.
Для нас, поколения XXI века, очень важно знать и понимать значение нашего
степного края в общей экосистеме России.
Поэтому мы остановили свой выбор на данной теме проекта, потому что нам
здесь жить и сохранять природу родного края для наших потомков.
Степи Оренбуржья – это часть огромного степного пояса Евразии,
протянувшегося от Дуная до Маньчжурии. УралоКаспийские степи – колыбель
казахского народа и родной ландшафт переселенцев Украины, южной и средней
12 полосы России, которые в течение трех последних веков поэтапно осваивали эти
земли.
В центре этого пояса Оренбургский край. Именно здесь, в Оренбуржье,
решается сегодня судьба степей Евразии. Здесь в 1989 году, через 35 лет после
начала освоения целины, был организован первый российский степной
заповедник. Именно распахивание целинных земель повлияло на экосистему
оренбургского степного края.
Как и во всём мире, большая часть степей в России уничтожена. На их месте
сейчас поля, населённые пункты, карьеры и отвалы. Оставшиеся степные
территории используются в качестве пастбищ и сенокосов, частично заняты
военными полигонами и охотугодьями.
В середине прошлого века мало кто задумывался о том, что первозданные
ковыльные степи станут здесь самым редким ландшафтом. А это действительно
так.
По этой причине было принято решение взять под охрану государства
небольшие степные участки и в 1989 году был организован государственный
природный заповедник «Оренбургский».
Первые планы по организации заповедной территории стали разрабатываться
еще в двадцатых годах прошлого столетия. Но только в 1975 году они начали
воплощаться в жизнь. Толчком послужили исследования одной из экспедиций, в
результате которой был обнаружен первозданный участок степи в Оренбургской
области.Для этого в Оренбурге в 1996 году был создан единственный
академический Институт Степи. Сегодня, через 50 лет после начала целинной
эпопеи, здесь реализуется проект по реабилитации степей и возвращению в них
диких лошадей, о чем мечтали многие поколения деятелей науки и культуры
нашего Отечества.
Из 103х российских заповедников только в 10 степные участки занимают
существенную долю площади и ещё в 1214 имеются незначительные степные
фрагменты, привязанные к специфическим субстратам или позициям рельефа. В
заповеднике «Оренбургский» степи занимают более 90% от общей площади
ООПТ, поэтому его по праву можно назвать самым степным заповедником
России.
13 Общая площадь заповедника составляет 38191 га, в том числе:
— участок «Таловская степь» (3200 га) в Первомайском районе;
— участок «Буртинская степь» (4500 га) в Беляевском районе;
— участок «Айтуарская степь» (6753 га) в Кувандыкском районе;
— участок «Ащисайская степь» (7200 га) в Светлинском районе;
— участок «Предуральская степь» (16538 га) на границах Акбулакского
и Беляевского районов Оренбургской области.
Климатическая зона На территории царит континентальный, сухой климат.
Средняя температура воздуха составляет 2.5 °С.
Длительность безморозного периода в заповеднике составляет 130 суток.
Среднегодовой объем осадков равен 390 мм.
14 Основная цель
создания заповедника «Оренбургский» изучение,
восстановление и охрана типичных ландшафтов приуральских, южно
уральских и зауральских степей, учитывая наличие в регионе уникальных
ценных и исчезающих видов животных и растений. Организация и проведение
экологического просвещения населения, разработка и внедрение научных
методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга.
Заповедник «Оренбургский» особо охраняемая природная территория,
включающая в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую
экологическую ценность.
Он является единственным крупным природным резерватом в степной зоне
Заволжья и Южного Урала, территория которого никогда не подвергалась
распашке. Для заповедника характерно богатство и разнообразие бионты и
ландшафтов. Заповедник выступает как носитель эталонной функции той
природной обстановки, которая существовала здесь до начала интенсивного
антропогенного вмешательства.
Особая уникальность заповедника в том, что на его территории охраняются
степные экосистемы, в том числе зональные плакорные ландшафты.
Заповедник ценный резерват естественного фонда настоящих ковыльных
степей, эталонной флоры и фауны.
Основными направлениями деятельности заповедника являются:
осуществление охраны природных территорий;
организация и проведение научных исследований;
экологическое просвещение.
Заповедник сохраняет 48,7%, а вместе с охранной зоной 83,7%
флористического богатства, 61% млекопитающих, до 79% птиц, 67%
представителей герпетофауны и брахиофауны Оренбургской области.
Из общего числа животных и растений, обитающих в заповеднике, 89 видов
занесены в Красные книги разных рангов (МСОП, России и Оренбургской
области).
Помимо биоты,
на территории заповедника охраняются историко
археологические памятники курганы и курганные могильники сарматской
культуры.
13 июля 2015 года постановлением Правительства РФ «О расширении
территории государственного природного заповедника «Оренбургский» в состав
заповедника включён пятый участок – «Предуральская степь». Участок
расположен на границе Беляевского и Акбулакского районов, имеет площадь
более 16 тыс. га.
15 Управление заповедником осуществляет ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 460001, г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 2/2
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС: 460001, г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 2/2
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: zapoved@mail.orb.ru
Директор – Бакирова Рафиля Талгатовна
Телефон: (3532) 301390, 301392
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте
заповедника http://orenzap
1.2. Петр Иванович Рычков "устроитель" Оренбургского края.
Когда мы изучали материалы, то нас поразила личность Петра Ивановича
Рычкова своей неординарностью, честностью, искренней и преданной любовью
к нашему степному краю.
Петр Иванович Рычков
(1712—1777)
Петр Иванович Рычков родился в Вологде 1 октября 1712 г. Его отец
занимался в ту пору торговым промыслом — сплавом хлеба по рекам Сухоне и
Северной Двине к Архангельску для отпуска его за границу. Но дела шли
неважно, он разорился, и семья переехала в Москву. Здесь молодой Рычков
обучался иностранным языкам (немецкому и голландскому), бухгалтерии и
торговому делу.
Службу начал в 1730 году правителем стекольных заводов в Ямбурге
под Петербургом. После четырех лет пребывания на заводах он, владевший
иностранными языками и бухгалтерией, при содействии И.К. Кирилова был
16 принят на службу в Петербургскую портовую таможню переводчиком и
помощником бухгалтера.
Затем в 1734 г. по рекомендации и под началом того же Кирилова Петр
Рычков приступил к работе в Оренбургской экспедиции, занимаясь поначалу
правлением канцелярских дел. С 1737 работает в Оренбургской комиссии под
руководством крупнейшего историка и географа В.Н. Татищева.
Во все эти дела Рычков, молодой и энергичный, привносит многое сам
личным участием. Он привыкает к краю. Более того, судьбе было угодно,
чтобы с Оренбуржьем оказался связанным почти 43летний период его жизни.
Полюбив дикий край, Рычков работает увлеченно, много ездит, изучает
архивы. Кстати, сегодня архивы, особенно Тургайские, Оренбургские и
Екатеринбургские, хранят немало сведений и о его деяниях.
являются «История
Оренбургская» и
Главными научными трудами П.И. Рычкова, принесшими ему широкую
«Топография
известность,
Оренбургская». В этих трудах П.И. Рычкова собран почерпнутый из различных
источников богатый фактический материал по истории народов Южного Урала
и прилегающих к нему областей, об их занятиях, быте, взаимоотношениях;
обстоятельно освещена деятельность Оренбургской экспедиции; даются
справки о строительстве крепостей, переселении русских на Южный Урал и
хозяйственном освоении ими этого края, развитии земледелия, имущественном
состоянии и повинностях крестьян. Большой интерес представляют собранные
Рычковым данные о возникновении яицкого казачества и основании Яицкого
городка — первого города на Южном Урале. П.И. Рычков приводит сведения о
появлении многих населенных пунктов, указывает даже время сооружения и
характер отдельных, наиболее значительных зданий, подробно останавливается
при этом на торговле.
В 1741 Рычков возглавил Географический департамент, созданный при
Оренбургской комиссии. В 1752 по инициативе П.И. Рычкова группа
геодезистов во главе с прапорщиком И. Красильниковым приступает к
составлению новой генеральной карты Оренбургской губернии и десяти
частных карт. Составление первого атласа края было завершено в 1755.
В качестве пояснительной записки к Атласу Рычков пишет капитальный
труд «Топография Оренбургская» (первая часть — 1755, вторая часть —
1760). В 1762 труд издается в академическом журнале в СанктПетербурге.
Труд получил высокую оценку М.В. Ломоносова, русских ученых,
академиков П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера. «Топография Оренбургская» имела
большое значение для географической науки. Она являлась трудом, намного,
17 опережавшим свое время; в русской и мировой географической литературе
долгое время не было подобных работ. Труд П.И. Рычкова до сих пор не
утратил своего историкогеографического значения.
Попутно с работой над «Оренбургской топографией» и «Историей
Оренбургского края» Рычков разрешал целый ряд других проблем, слал
сообщения в Академию наук. Так, он досконально изучил вопрос «о
сбережении и размножении лесов», «о способе к умножению земледелия в
Оренбургской губернии», составил «Описание урожая хлеба в Оренбургской
губернии», «О содержании пчел», «О медных рудах и минералах, находящихся
в Оренбургской губернии» и пр.
Работая в канцелярии Оренбурского края, Рычков заведовал перепиской
своих начальников, выполнял по службе функции бухгалтера, секретаря,
помощника губернатора, а порой исполнял и обязанности губернатора.
Начальников же в его бытность сменилось немало.
Известно, что такие выдающиеся правители Оренбургского края, как
Кирилов, Татищев, Неплюев, относились к Рычкову доброжелательно и тепло.
Они ценили его, дорожили им как специалистом, хорошо знавшим край.
Его исключительная работоспособность и любовь к исследованиям придаёт
большую значимость, проделанного П.И. Рычковым для освоения и процветания
Оренбургского края, ставшего его второй Родиной.
Труды и заботы Рычкова, осуществленные им мероприятия, имевшие значение,
как для настоящего, так и для будущего развития края, заслуженно позволяют
назвать его истинным "радетелем и устроителем края Оренбургского"!
1.3. «Флаговые» виды животных и растений – их роль в сохранении
природных экосистем.
заповедника характеризуется высоким биологическим
Территория
разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона)
насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110
семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено
около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7%
флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180
видов лишайников и 58 видов грибовмакромицетов.
18
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Исследовательский проект" Оренбургский степной заповедник. Люди. События. Факты" 3-4-5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.