Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Оценка 4.9
Библиография +5
doc
Междисциплинарный 6
5 кл—7 кл
13.03.2019
Цели и задачи исследования:
расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
выявить меры, направленные на сохранение исторической памяти о конкретных событиях, героях и эпизодах Великой Отечественной войны – в частности, Герое Советского Союза Н.И. Борееве;
охарактеризовать роль сохранения исторической памяти о прошлом нашей страны для грядущих поколений;
привлечь внимание современных школьников к изучению истории родного края;
проанализировать знакомство и изучение музыки о войне в программе «Музыка» для 5 -7-ых классов общеобразовательных школ под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 2006 года;
изучить интерес к событиям Великой Отечественной войны через музыку и песни военных лет и через песни о войне, написанные в мирное время;
популяризировать военную музыку среди обучающихся МБОУ СОШ №2, обмениваться опытом через концерты и фестивали военной песни.
проект.doc
0
МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска
Тамбовской области
Городская научнопрактическая конференция исследовательских,
проектных и творческих работ учащихся «Грани творчества»
Направление: Эстетическое
Предмет: Краеведение. История. Музыка
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
«ПОДВИГ ЗЕМЛЯКАГЕРОЯ БУДЕТ ЖИТЬ В НАШИХ
СЕРДЦАХ!»
Выполнили:
Закусило Ангелина
Марина Дарья
Павлюченко Екатерина,
обучающиеся 5в класса
Научный руководитель:
Мокшанова Ираида Викторовна,
учитель музыки I квалификационной категории 1
2014 2015 уч. г. 2
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Великая Отечественная война ……………………………........…...6
Глава II. Остаётся память… …………………………………………………8
II. 1. Герой Советского Союза Николай Ильич Бореев……………..…..8
II. 2. «Дорогами мужества»……………………………………………....12
Глава III. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и
Победе в музыкальном искусстве ………………………………………...17
III. 1. Школьный фестиваль «Песни войны»…………………………....17
III. 2. Использование военнопатриотической тематики на уроках музыки в
общеобразовательной школе ………………………...…………….…….18
III. 3. Упоминание произведений литературы и искусства о Великой
Отечественной войне …………………………………………………..……21
Заключение……………………........................................................................23
Используемые источники………………………………………...………….25
Приложение
Таблица 1. Упоминание произведений литературы и искусства о Великой
Отечественной войне (Диаграмма) ……………………….………27
Таблица 2. Интерес к событиям Великой Отечественной войны
(Диаграмма) ………………………………………………………………….28
Анкета……………………………………..……………………………...29 3
ВВЕДЕНИЕ
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!..
Р. Рождественский. Послевоенная песня 1984 г.
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед
потомками. …». Д.С. Лихачёв
В этом году наша страна отмечает замечательную дату – 70летие
великой Победы. Чрезвычайно тяжёлой была Великая Отечественная война
для советских людей. Используя превосходство в силах и средствах, а также
внезапность нападения, немецкофашистские войска в начале войны нанесли
Красной Армии серьёзные удары. Наши войска несли большие потери и в
людях, и в боевой технике и были вынуждены отступать. Над советской
страной нависла смертельная опасность фашистского порабощения. И весь
советский народ встал на защиту своей горячо любимой Родины: ни один
город, ни один посёлок, ни одно село не остались в стороне.
Тамбовская область быстро и умело смогла использовать свои большие
мобилизационные возможности: в области проживало на тот момент почти 2 4
миллиона человек. Многие тысячи наших земляков отличились в этой
жестокой борьбе против немецкофашистских захватчиков и прославили
своими боевыми подвигами тамбовскую землю. Их имена чтит народ, их
ратные дела отмечены боевыми наградами.
Не было такого участка фронта, где бы ни сражались за Родину и наши
близкие земляки моршанцы. 20 из них удостоены высокого звания — Герой
Советского Союза за отвагу в боях против фашистов в годы Великой
Отечественной войны. Их дела, их подвиги переходят в легенды, становятся
частью памяти народной. Имя одного из таких героев носит школа, в которой
мы учимся, школа имени Героя Советского Союза Николая Ильича Бореева.
В наше мирное время трудно представить всю боль, тяготы и горести
того страшного времени. Но у поколения, не знающего своего прошлого,
нет будущего. Потому актуальность выбранной темы определяется не
только современной образовательной реформой школы, её значимостью
возрождения патриотических ценностей, но и сохранением в памяти имён
тех, кто отстаивал интересы Родины, подготовкой молодёжи в развитии
гражданского общества.
Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет
и не будет ничего дороже Отчизны. И потому образ её защитника всегда
будет воспеваться человечеством: героямзащитникам Родины будут
посвящать свои профессиональные творения художники и скульпторы,
поэты и композиторы. Новизной нашей работы является собственное
сочинение песни «Слава ветеранам» (на стихи Зинаиды Чеботарёвой),
прославляющей подвиг героев, защитивших нашу сегодняшнюю мирную
жизнь, и посвящённой их памяти. Кредо нашей целевой творческой группы:
«Подвиг землякагероя будет жить в наших сердцах!» 5
Цель работы: сохранение исторической памяти и культурного
наследия Отечества через деятельность школьных творческих объединений;
повышение интереса школьников к реальным событиям Великой
Отечественной войны и сохранение памяти имён земляков героев Великой
Отечественной войны.
Для достижения целей нами были определены следующие задачи:
• расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
•
направленные на сохранение исторической
выявить меры,
памяти о
и
эпизодах Великой Отечественной войны – в частности, Герое
конкретных
событиях,
героях
Советского Союза Н.И. Борееве;
• охарактеризовать роль сохранения исторической памяти о
прошлом нашей страны для грядущих поколений;
• привлечь внимание современных школьников к изучению
истории родного края;
• проанализировать знакомство и изучение музыки о войне в
программе «Музыка» для 5 7ых классов общеобразовательных
школ под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
2006 года;
• изучить интерес к событиям Великой Отечественной войны через
музыку и песни военных лет и через песни о войне, написанные в
мирное время;
• популяризировать военную музыку среди обучающихся МБОУ
СОШ №2, обмениваться опытом через концерты и фестивали
военной песни. 6
Объектом исследования мы выбрали вклад в Великую Победу 1945 г.
нашего земляка Героя Советского Союза Николая Ильича Бореева,
предметом исследования – отражение памяти о Героях Великой
Отечественной войны в представлениях, знаниях, образах, эмоциях, чувствах;
сопоставление событий, запечатлённых в опыте родных и знакомых героя
(так называемая «живая» память), и обобщённой, реконструированной
памяти, оставляющей след в произведениях искусства (так называемая
«писаная» память).
Гипотезы исследования: вопервых, с течением времени война
становится всё более далёким событием, участники её уходят из жизни,
следовательно, «живая» память ослабевает и ослабевает интерес к реальным
вследствие
событиям Великой Отечественной войны;
вовторых,
политических и идеологических причин в России наблюдается острая борьба
между правдой и фальсификациями в исторической памяти и знаниях о
войне; втретьих, на молодое поколение большое влияние оказывают
фальсификации, господствующие в современных средствах массовой
информации и коммуникации.
Выполняя научную работу по сбору необходимой информации, мы
использовали библиотечные и электронные информационные ресурсы, а
также собранные материалы школьного краеведческого музея.
В методике исследования опирались на анализ использования на
уроках музыки песен военной тематики, классической музыки о военных
событиях, предусмотренных программой «Музыка» (57е классы) под
редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак (2006 г.) и диагностику
интереса школьников к событиям Великой Отечественной войны.
Используемые методы:
изучение, исследование, анкетирование,
организация школьного фестиваля военной песни. 7
Практическая значимость работы, её апробация предполагает в
дальнейшем популяризацию музыки и песен военнопатриотической
тематики, обмен опытом через концерты и фестивали военной песни как
своей школы, так и через участие в подобных мероприятиях
муниципального, регионального уровней.
По своей структуре наша работа состоит из введения, 3 глав и
заключения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу.
Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились
Австрия и Чехословакия, Франция, Норвегия… Двенадцать европейских
стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200
военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну.
Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке –
от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на
«молниеносную» войну. Через полгода от Советского Союза должно было
остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было
сбыться.
Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на фронт,
а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках – ведь для
фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие.
Стойко сопротивлялись врагу советские солдаты, но приходилось и
отступать. На земле, занятой врагом, создавались партизанские отряды. 8
Партизаны взрывали поезда, минировали дороги – использовали малейшую
возможность ослабить военную мощь фашистов.
Планы «молниеносной» войны вдребезги разбились под Москвой
поздней осенью 1941 года. Столько солдат, танков, пушек, самолётов, как в
битве под Москвой, фашистам терять ещё не приходилось. Всему миру
стало ясно, что с нашей страной фашистам не справиться.
Война предстояла долгая и трудная, ведь врагу удалось очень далеко
продвинуться в глубь страны. Далеко в тылу, за Уралом, часто прямо под
открытым небом начинали работу предприятия, переведённые из районов,
занятых врагом.
Осенью и зимой 1942 года под Сталинградом советские солдаты
стояли насмерть, чтобы не пропустить врага за Волгу. В этом сражении
впервые вступили в бой знаменитые миномёты «Катюши».
Летом 1943 года грандиозное сражение развернулось под Курском. К
этому времени Советская Армия накопила уже достаточно сил, чтобы
погнать немцев с родной земли. К концу 1944 года Советская Армия вышла
к границам, а затем, освободив большую часть захваченных фашистами
стран Европы, вступила на землю Германии.
9 мая 1945 года война закончилась. Огромные потери понесла в ней
наша Родина – и сегодня ещё не известно точное число погибших.
Советские воины – и выдающиеся полководцы, такие, как маршал Жуков, и
рядовые солдаты, каких было несколько миллионов – отстаивали землю
своих отцов, своё Отечество. Поэтому и война эта вошла в историю как
Великая Отечественная война.
Именами её бесстрашных героев названы улицы в городах и сёлах, в их
честь возведены мемориальные комплексы и памятники.
Каждый год 9 мая наша страна отмечает особенный праздник «со
слезами на глазах»: весна, победа, память его неразлучные спутники. 9
Вывод: Память о страшной войне и Великой Победе должна жить в
каждом доме, в каждой семье, в каждом уголке России.
Уходит человек. Уходит целое поколение…
Но должна оставаться память. Должна оставаться память…
Глава II. ОСТАЁТСЯ ПАМЯТЬ…
1. Герой Советского Союза Николай Ильич Бореев
Школа, в которой мы учимся, с 2011 года носит имя нашего земляка
Николая Ильича Бореева. Это – дань памяти Героя.
Бореев Николай Ильич командир батареи 1958го истребительного
противотанкового артиллерийского полка
(41я истребительная
противотанковая артиллерийская бригада, 65я армия, Белорусский фронт),
старший лейтенант.
Родился 27 февраля 1922 года в селе Кутли ныне Пичаевского района
Тамбовской области в семье рабочего. По национальности русский. Учился
в Кутлинской неполной средней школе, рано увлёкся техникой. В
1935 году семья Бореевых переехала
Николай
закончил среднюю школу № 2, шофёрские курсы. Отец Коли был шофёром, и
в Моршанск.
Здесь
мальчик с 10 лет освоил вождение автомобиля. Желание связать судьбу с
техникой пришло само собой. 10
Но жизнь распорядилась иначе. В 1939 году Николай Бореев поступил в
Моршанское педагогическое училище. Занимался успешно, много читал. Как
и герои любимых книг «Овод» и «Как закалялась сталь», он мечтал сам
совершить подвиг.
Успешно закончив учёбу в педагогическом училище, Николай Бореев в
мае 1941 года поступил в Подольское военное артиллерийское училище.
Начало Великой Отечественной войны Николай Бореев встретил, будучи
курсантом. В октябре 1941 года курсанты училища были брошены на защиту
Москвы, участвовали в боях на подступах к столице. Вот тогда Николай и
принял свой первый бой. Потом он продолжил учёбу.
В ноябре 1942 года Николай Бореев успешно окончил училище, и в
звании лейтенанта был направлен на фронт.
Молодой офицер получил назначение командиром артиллерийской
батареи в 1958м истребительном противотанковом артиллерийском полку, с
которым прошёл всю войну. Зимой 1942 года полк располагался севернее
города Мценска. Чтобы улучшить позиции, в один из дней была предпринята
разведка боем. Заметив скопление немецкой пехоты, артиллеристы Бореева
открыли по ней беглый огонь. В результате этих действий был сорван
готовившийся контрудар врага. В бою отлично проявила себя батарея
лейтенанта Бореева. Её командир был награждён орденом Красной Звезды.
Самый памятный для Николая Ильича бой состоялся у села Короватичи,
что под белорусским городом Речица. Здесь 18 ноября 1943 года гитлеровцы
бросили в бой танковую дивизию с целью окружить наши части. Вражеские
танки в сопровождении автоматчиков атаковали позиции батареи под
командованием старшего лейтенанта Бореева. И батарея Бореева попала в
окружение. Артиллеристы открыли огонь, но бронированные громадины всё
же ворвались на улицы села и пытались с ходу раздавить артиллерийские
расчёты, преградившие им путь. 11
Бореев вспоминал: «Я понимал, что от меня сейчас зависит очень
многое, что бойцы смотрят на меня и ждут моего приказа. От меня, быть
может, зависела судьба этих людей, и я не мог допустить ошибки».
Бореев заметил сосредоточение танков в лощине и решил перевести
огонь батареи туда, чтобы уничтожить вражеские машины, не дав им
развернуться. Зазвучал гром орудий. Точными выстрелами артиллеристы
выводили из строя фашистские танки один за другим. Целый день
продолжался ожесточённый бой, а к вечеру несколько подбитых и сгоревших
немецких танков и сотни трупов гитлеровцев остались на улицах села. Ночью
наступила короткая передышка.
Утром, едва забрезжил рассвет, наши бойцы заметили движение со
стороны противника. На этот раз в атаку пошли автоматчики. Тут вступили в
бой наши расчёты. Выстрелы картечью следовали один за другим. Но у наших
артиллеристов вышло из строя большинство расчётов. Немецкое
командование бросало в бой всё новые подкрепления, в том числе и танки.
Когда одно из орудий оказалось без расчёта, Бореев бросился к пушке и
открыл огонь по врагу.
В общей сложности 15 часов сражались артиллеристы против
превосходящих сил противника, подбили 3 танка, уничтожили несколько
десятков гитлеровцев. Командир батареи сам становился к орудию, заменяя
погибших бойцов, был ранен, но остался в строю. В один из самых
напряжённых моментов схватки, когда фашистам удалось совсем близко
подойти к батарее, кончились снаряды. Орудия замолкли. Тогда командир
батареи Бореев повёл оставшихся в живых артиллеристов в рукопашной
схватке на прорыв и смог вывести их из окружения. Фашисты не выдержали
натиска и отступили. В рукопашной схватке Бореев лично уничтожил 11
гитлеровцев. Батарея выстояла, но сам Бореев был тяжело ранен. 12
За совершённый подвиг мужество, отвагу и героизм, проявленные в
борьбе с немецкофашистскими захватчиками, Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 9 февраля 1944 года старшему лейтенанту
Борееву Николаю Ильичу было присвоено звание Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3304).
О высокой награде Николай Ильич узнал уже, находясь в госпитале.
«Помню, вспоминал ветеран, как ктото из товарищей в палате читал
газету и вдруг закричал: «Николай Бореев! Тебе звание Героя присвоили!» Я
не поверил, а товарищи начали меня поздравлять. Когда сам прочитал в
газете, конечно, очень обрадовался и понял, что теперь мне ещё необходимее
быть на фронте. Надо оправдать своё звание».
Николай пишет письмо командиру полка, в котором воевал, с просьбой
помочь ему вернуться в родной полк. После выписки из госпиталя Н. Бореев
возвращается в свою батарею.
И вновь военные дороги, вновь сражения не на жизнь, а на смерть. В
одном из боёв Николай был вторично ранен, лечился в медсанбате, затем в
госпитале в Калуге. Когда Борееву сделали переливание крови, врач подал
ему листок, вырванный из ученической тетради. Красивым почерком было
написано: «Если Вам захочется после этого вливания веселиться, петь или
танцевать не удивляйтесь, так как этому виной кровь вашего донора,
артистки оперетты Валентины Алексеевны Ильинской. Но она, кроме
весёлого нрава, имеет ещё очень доброе сердце, которым она очень сильно
желает Вам полнейшего и скорейшего выздоровления. Сердечный привет. В.
Ильинская».
После войны Николай Ильич разыскал В. Ильинскую. Они постоянно
переписывались, неоднократно встречались. Но это после войны, а пока после
выздоровления, выписавшись из госпиталя, Н. Бореев вновь надел военную
форму и вновь вернулся в свою батарею. 13
В составе своего 1958го артиллерийского полка с жестокими и
нескончаемыми боями он прошёл полЕвропы. Был ещё раз ранен и снова
смог вернуться в свою часть. Николай Ильич принимал участие и в штурме
Берлина.
В августе 1946 года Н.И. Бореев был уволен в запас в звании
подполковника, вернулся на родную Тамбовщину. Жил в городе Моршанске
и трудился на автотранспортном предприятии. Исполнилась его давняя мечта
быть поближе к машинам: многие годы, до выхода на пенсию в 1984 году, он
проработал начальником Моршанского автотранспортного предприятия.
А с 1984 года Николай Ильич ушёл на заслуженный отдых. Будучи на
пенсии, Н.И. Бореев помогал своим двум дочерям и сыну – военному лётчику
воспитывать внуков.
Умер Бореев Н.И. 11 марта 2003 года, похоронен в городе Моршанске.
На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
За проявленные мужество, героизм в борьбе с немецкофашистскими
захватчиками Николай Ильич Бореев был награждён высшей наградой
Золотой Звездой Героя Советского Союза, а также орденами Ленина,
Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, множеством медалей.
2. «Дорогами мужества»
так много лет назад учёный и краевед Л. Дьячков назвал свой очерк о
нашем отважном земляке, Герое Советского Союза, жителе города
Моршанска Николае Борееве. Когда Лев Григорьевич в 1990х работал над
этим материалом для книги «За Родину!», Николай Ильич был ещё жив.
Учёный встречался с ним, записывал рассказы героя о дорогах Великой 14
Отечественной, что начались для Бореева в 1941 году и завершились лишь в
1946м.
Прошли годы. Н. Бореев ушёл из жизни. Но в Моршанском
автотранспортном предприятии, которым Николай Ильич руководил не одно
десятилетие, его помнят и чтят. В сквере у проходной предприятия был
открыт памятник герою.
Инициатива создания памятника исходила от нынешнего директора
автотранспортного предприятия И. Николотова. Часть средств выделило
предприятие. Члены трудового коллектива приняли.самое активное участие в
сборе денег. Люди по сей день чтят память о Николае Борееве, который
пришёл на Моршанское автотранспортное предприятие после войны,
возглавил его и вскоре вывел его коллектив в передовые.
Спустя годы своё общение с Николаем Ильичом Бореевым автор книги
«За Родину!» Лев Дьячков описал так: «Навстречу мне поднялся небольшого
роста плотный человек с усталым лицом и очень добрыми глазами. Он
говорил негромко и неторопливо, как бы стараясь припомнить всё до
мелочей... С большой теплотой вспоминал о своих боевых товарищах...
Заговорили о его работе. «Работу свою люблю очень и не мыслю жизни без
неё», — говорит Николай Ильич. Во время нашего разговора в кабинет
заходят люди. Каждого из них Бореев выслушивает и каждому ответит так,
что человек уходит удовлетворённым. После разговора с Николаем Ильичом
я беседовал с некоторыми работниками предприятия. И вот что от них
услышал: «Николай Ильич — замечательный человек. Это настоящий
руководитель. Во всём поможет разобраться, всё объяснит. Он отличный
товарищ». Л. Дьячков из бесед с работниками предприятия понял, что их
героический директор и в мирное время помимо высокого профессионализма
проявлял самые лучшие душевные качества. 15
Член Союза художников России тамбовский скульптор Михаил Салычев,
к которому моршанцы обратились с просьбой создать памятник Борееву,
отметил, какую глубокую и добрую память о себе оставил Николай Ильич.
Этот человек был красив и внешне, и внутренне. Скульптор лепил бюст Героя
Советского Союза почти год. Сделал пять скульптурных портретов.
Художник использовал не только фотографии Николая Ильича. Ему
позировал и сын Бореева, который необыкновенно похож на отца.
Памятник Николаю Борееву очень хорошо вписался в выбранное в
сквере у автотранспортного предприятия место. Монумент высотою более
трех метров: на гранитной стеле — бюст Героя Советского Союза,
выполненный из стеклопласта, тонированного под бронзу. На открытие
памятника 22 июня 2012 года собрался не только коллектив АТП, но и
близкие, родственники Н. Бореева, первые лица города, ветераны войны,
сотрудники МВД, представители духовенства, а также моршанцы, которые
хорошо знали Николая Ильича. Всего на торжественной церемонии
присутствовало около 300 жителей города. С тех пор гордый облик
замечательного человека, героя Отечества, талантливо запечатлённый
скульптором М. Салычевым, напоминает землякам, каких сильных, красивых
людей дала Родине наша тамбовская земля.
Двумя годами ранее, в 2010 году, в честь землякагероя на территории,
прилегающей к Моршанскому автотранспортному предприятию, была
заложена памятная плита с указанием даты основания парка им. Героя
Советского Союза Н.И. Бореева, возглавлявшего Моршанское ПАТП с 1971
г. по 1984 г.
В 2011 году открыт парк имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева,
который с удовольствием посещают жители города Моршанска. Работа по
благоустройству территории парка продолжается по настоящее время. 16
И в этом же году имя герояземляка было присвоено
общеобразовательной школе №2, выпускником которой он являлся.
В 2012 году отремонтирован спортивный зал, названный также в честь
Героя Советского Союза Н.И. Бореева, в котором в настоящее время
спортсмены занимаются армейским рукопашным боем, культуризмом,
настольным теннисом.
Турниры по армейскому рукопашному бою, в которых участвуют более
100 спортсменов из города Моршанска, Моршанского района и Тамбовской
области, стали проводиться в честь Героя Советского Союза Н.И. Бореева с
2007 года. Юные спортсмены, выступая на таких турнирах, приобретают не
только спортивный опыт в ходе боёв, но благодаря сопровождающей турниры
наглядной агитации (видеоролики, баннеры, плакаты, наградная атрибутика) ,
у них формируются высокие нравственные качества личности: патриотизм,
гордость за наших земляков, за нашу малую Родину Моршанскую землю, за
Россию.
Тамбовская область явилась одним из первых регионов Российской
Федерации, который стал организовывать международные и межрегиональные
автопробеги, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне.
В мае 2014 года прошёл XIV по счёту Международный автопробег.
Автопробег проходил в республику Беларусь и был посвящён 70летию
совершения подвига Героем Советского Союза Бореевым Николаем Ильичом.
Старт автопробегу был дан 13 мая. Участниками этого автопробега стали
директора автопредприятий Тамбовской области, кадеты и молодёжь,
журналисты, представители администрации Тамбовской области.
Николай Ильич в пору своего руководства АТП являлся одним из
инициаторов проведения автопробегов. Во время автопробега участники
посетили воинскую часть, расположенную в городе Марьина Горка Минской
области, где навечно занесён в списки части также наш земляк, Герой 17
Советского Союза Николай Анатольевич Кузнецов. В состав участников
автопробега входили представители моршанской молодёжи, ставшие
победителями конкурса сочинений «Наши земляки герои Советского
Союза», организатором которого выступило управление по связям с
общественностью администрации Тамбовской области. Участниками
автопробега стали авторы трёх лучших сочинений. Символично, что в число
победителей этого конкурса и, соответственно, участников XIV автопробега
вошёл обучающийся 10 «а» класса МБОУ СОШ №2 имени Н.И. Бореева
Фоминых Ян.
Маршрут 14го международного автопробега стартовал из Тамбова под
девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» и проходил через города Тула,
Орёл, Брянск, а также Гомель. В общей сложности почти две тысячи
километров.
Город Моршанск стал первой остановкой тамбовской делегации.
Участникам автопробега передали бюст Николая Бореева и альбом с его
фотографиями, чтобы учащиеся школы в белорусском селе Короватичи
помнили, кто защищал их.
Говорит Валерий Бореев, сын Н. Бореева:
«Он очень подробно рассказывал, это страшное дело, он был в резерве
ставки главного командования, их бросали в самые горячие точки, я с ним
был в Белоруссии, в Речицком районе, село Короватичи, за что ему было
присвоено звание Героя Советского Союза, так вот, там бабушки старенькие
в ноги падали. Там улица есть, названная его именем».
Держа курс на Беларусь, участники автопробега сделали две остановки в
крупных городах, которые не обошла стороной Великая Отечественная
война. В городегерое Туле участники автопробега почтили память местных
жителей, отдавших свои жизни в борьбе с нацистскими оккупантами, минутой
молчания. А при въезде в Брянск тамбовская колонна остановилась у 18
монумента воинамводителям. Традиция, которую соблюдает каждый
водитель, проезжая мимо этого памятника – обязательно сигналить.
И вот заветная Республика Беларусь.
Здесь на границе тамбовскую делегацию ждал теплый приём. Всем
участникам вручили символические паспорта Гомельской области, чтобы
гости не чувствовали себя здесь чужими. Первым важным событием стало
посещение 5й отдельной бригады специального назначения в городе Марьина
Горка Минской области. Здесь служил уроженец Моршанска, Герой
Советского Союза Николай Кузнецов. В годы Афганской войны он, в числе 3
с половиной тысяч тамбовчан, стал участником боевых действий.
А главная цель визита 14го тамбовского автопробега была достигнута в
деревне Короватичи Речицкого района. Именно здесь с немецкими войсками
сражался наш земляк Николай Бореев. За бой на этой земле он получил
звание Героя Советского Союза.
Вывод: Никто не забыт и ничто не забыто, пока жива память. Участники
14 автопробега, посвящённого годовщине победы в Великой Отечественной
войне и подвигу землякагероя, это доказали. Преодолев не одну тысячу
километров, 36 тамбовчан вместе со съёмочной группой вспомнили тех, кого
сейчас с нами нет, но кого с гордостью можно назвать героем.
Глава III. СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ И ПОБЕДЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ
1. Школьный фестиваль «Песни войны»
«Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна. 19
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война», писал Роберт Рождественский.
Именно понимание важности исторической памяти, повышение интереса
к событиям Великой Отечественной войны у подрастающего поколения
явилось целью организации школьного фестиваля «Песни войны»,
организованного по инициативе нашей творческой группы под руководством
администрации школы. Девизом фестиваля мы выбрали слова Лебедева
Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце
просит музыки вдвойне!»
Фестиваль проводился в течение недели 610 апреля 2015 года в
концертном зале школы. На фестивале участники рассказывали историю
сопровождая некоторые выступления
создания разученной песни,
компьютерными презентациями, а затем исполняли эту песню. Звучали песни:
«Катюша» (музыка М. Блантера), «В землянке» (музыка К. Листова),
«Москвичи» (муз. А. Эшпая), «Песенка фронтового шофёра» (музыка Б.
Мокроусова), «Синий платочек» (муз. Е. Петербуржского), «На безымянной
высоте» (муз. В. Баснера), а также песни современных авторов: «Битва под
Москвой», «Шли солдаты на войну», «Снегири».
Авторы данного проекта также внесли свой посильный вклад в
популяризацию военной музыки среди школьников исполнили песню
«Соловьи». Авторами была исполнена и песня собственного сочинения
«Слава ветеранам!» на стихи Зинаиды Чеботарёвой. Этой песней мы
пытались донести до зрителей, слушателей, что тема подвига человека на
войне, тема светлой памяти ветеранов Великой Отечественной войны
получает своё развитие в мыслях и чувствах нашего поколения:
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами, 20
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них. Они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно ктото:
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят
Те, кто жизни своей не щадили.
В тех далёких жестоких боях
От фашистов страну защитили.
Не померкнет их слава в сердцах,
Укрепляется память с годами
У народа жить будет в веках
Тот, кто бился жестоко с врагами.
2. Использование военнопатриотической тематики на уроках
музыки в общеобразовательной школе
Анализ программы «Музыка» (57 классы) под редакцией Т.И.
Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак показал использование на уроках музыки
разнообразного музыкального
теоретического
(вокального)
и
(слушательского) материала, вносящего в атмосферу урока эмоциональный
колорит и влекущего за собой эстетическое отношение к миру
патриотической музыки, а через её воздействие на чувства человека – 21
серьёзное отношение к памяти павших героев, к их подвигу и, в целом, – к
окружающей нас жизни.
В приведённой здесь таблице показано последовательное изучение
используемого на уроках музыки вокального и слушательского репертуара:
I ЧЕТВЕРТЬ
5 классы
6 классы
7 классы
1. Опера С.
Прокофьева «Повесть
1.Опера «А зори здесь
тихие» , муз. К.
1.«Всё преодолеем»,
сл. и муз. Пита
о настоящем человеке»
Молчанова
2.«Дороги» , муз. А.
Сигера, рус. текст С.
Болотина и Т.
Новикова, сл. Л.
Ошанина
Сикорской
2.Роксюита «Утро
3.«До свидания,
мальчики», сл. и муз.
планеты», муз. А.
Морозова
Б. Окуджавы
4.Симфония №7
3.«Во имя любви»,
муз. В. Раинчика, сл.
«Ленинградская»
(Эпизод нашествия),
В. Некляева
4.«Снегири», муз. Ю.
муз. Д. Шостаковича
Антонова, сл. М.
Дудина 22
II ЧЕТВЕРТЬ
2.«Интернационал»,
муз. П. Дегейтера, ст.
5.«Гимн
демократической
5.А. Шёнберг
«Уцелевший из
Э. Потье, рус. перевод
А. Коца (Данина) – как
молодёжи мира», муз.
А. Новикова
Варшавы»
(произведение для
советский Гимн до
1944 г.
6.«Бухенвальский
набат», муз. В.
чтеца, оркестра и
хора)
6.«Надежды
маленький
оркестрик», сл. и муз.
Б. Окуджавы
7.«Концерт Земле»,
муз. Пола Уинтера
8.«Хатынь», муз. И.
Лученка
9.«А сыновья уходят
в бой», сл. и муз. В.
Высоцкого
Мурадели
III ЧЕТВЕРТЬ
3.«Баллада о солдате» ,
муз. В.Соловьева
7.«Песни наших
отцов», муз. Я.
Седого, сл. М.
Матусовского
Дубравина, сл. В.
Суслова
4.«Лакримоза» (из
«Реквиема»), муз. В.А.
8.«Звёзды», сл. и муз.
В. Высоцкого
Моцарта –
музыкальная тема слёз,
используемая для
почитания памяти
погибших 23
IV ЧЕТВЕРТЬ
5.«Реквием», муз. Д.Б.
Кабалевского
9.«День Победы», муз.
Д. Тухманова, сл. В.
6.«Песня о солдате»,
муз. В. Мигули, сл. М.
Харитонова
10.«Победа», муз. Л.
Агашиной
Захлевного, сл. М.
Ясеня
11.Симфония №7
«Ленинградская»
( полная) , муз. Д.
Шостаковича
12.«Священная
война», муз. А.
Александрова
13.«Облака», сл. и
муз. В. Егорова
3.Упоминание произведений литературы и искусства о Великой
Отечественной войне (в % от числа респондентов)
Среди 3ёх возрастных групп обучающихся МБОУ СОШ №2 им. Героя
Советского Союза был проведён письменный опрос. Обучающиеся ответили
на вопросы анкеты. Результаты ответов указаны в таблице. Таблица 1
Популярность песен о Великой Отечественной войне столь же велика,
сколь и фильмов, причём у всех возрастных групп школьников. Количество
названных песен при опросе респондентов показало, что младшие школьники
также любят исполнять военные песни.
Есть песни, которые можно назвать «золотым запасом» песен о войне.
Они играют огромную роль в сохранении исторической памяти россиян и
объединяют их, независимо от национальности, пола, возраста. Перечислим
те, которые упомянуты не менее чем 5% участников опроса: «Катюша» 24
(названа 57,1% респондентов), «Священная война» (6,4%), «В землянке»
(12,0%), «Синий платочек» (20,9%), «День Победы» (21,3%), «Смуглянка»
(35,6%), «Дороги» (37,0%), «Три танкиста» (41,4%).
Вывод: Помнить трудности военного лихолетья, не забывать подвиг
советских людей помогают как музыка и песни военных лет, так и песни,
написанные уже в мирное, послевоенное время. Военная песня сама является
народной памятью и одновременно помогает воспитанию лучших
патриотических чувств у нашего поколения, не знавшего войны, т.к.
воздействует на чувства и эмоции человека. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи… Десятки и сотни
тысяч…
Сохранение в памяти подвигов героев помогает вырастить поколение
настоящих патриотов, любящих свою Родину. Патриотизм призван дать
новый импульс духовному оздоровлению народа, вырастить поколение,
которое возведёт Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные
богатства. Современная молодёжь должна быть, прежде всего, здоровой как
физически, так и духовно. Потому так необходимо чтить память героев
Великой Отечественной войны.
Итак, в работе была поставлена цель повышения интереса школьников
к реальным событиям Великой Отечественной войны, сохранения
исторической памяти и сохранение памяти имён земляков героев Великой
Отечественной войны.
Изучив
теоретические
материалы,
проведя
собственную
исследовательскую работу и получив результаты проведённого опроса среди
обучающихся МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза, мы не
выявили зависимости в интересе к событиям Великой Отечественной войны
от пола, национальности, уровня образования.
Однако в возрастных группах интерес распределился поразному: если в
возрастной категории 710 лет тех, кого война мало интересует,
насчитывается 10%, то к более старшему возрасту % таких обучающихся
возрастает. Те респонденты, которых мало интересуют события войны,
ссылаются на то, что «это было давно, их больше волнует сегодняшний день».
Таблица 2 26
Гипотезы данного исследования подтвердились. На основе проведённого
исследования мы сделали следующие выводы:
Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на
фронте и в тылу, их любви и нравственности. Война против исторической
памяти о Великой Отечественной войне есть не только диверсия против
наших отцов и матерей, бабушек и дедушек. Это и удар по будущему каждой
семьи и России в целом.
Современное поколение молодых людей следует убеждать, что глубокий
интерес к событиям Великой Отечественной, как и вообще к родной истории,
не противоречит успешному решению проблем сегодняшнего дня, а,
напротив, помогает их решать. И повышать интерес помогает музыка, песня.
Песня — одно из самых правдивых и самых эмоциональных свидетельств о
Великой Отечественной войне. Она, как сплав музыкальнопоэтического
творчества, оказывает сильное влияние как на исполнителей, так и на
слушателей.
В будущей перспективе также можно рассмотреть вопросы
формирования интереса к реальным событиям Великой Отечественной войны
на основе других видов искусств, как, например, киноискусства, обратить
пристальное внимание на источники знаний о войне. И, конечно, чтить память
всех героев, отдавших свои жизни за мир, за победную весну 1945 года.
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива! З. Чеботарёва 27
Поклонимся героям Великой Отечественной войны. Героям великой
войны с фашистами.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т. 1 /
Пред. ред. коллегии И.Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987;
2) Материалы школьного историкокраеведческого музея;
3) Музыка. 5 – 7 кл. / Программы для образовательных учреждений / под
ред. В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2006;
4) Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста.
Сост. О. Очаковская. – М.: Музыка, 1985;
5) Соколова М.В. Что такое историческая память. Преподавание
истории в школе: 2008, № 6;
6) Топер П. Ради жизни на земле: Литература и война / Традиции.
Решения. Герои. Изд. третье. – М.: Советский писатель, 1985;
7) Я познаю мир: Детская энциклопедия: История / Сост. Н.В. Чудакова,
А.В. Громов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма Издательство
АСТ, 1999;
8) Виртуальная книга памяти «ПомниПро»: http://pomnipro.ru/
9) Городской сайт «Моршанск.ру»: http://morshansk.ru/
10)
Информационный
ресурс «Методическая
копилка»:
http://zanimatika.narod.ru/index.htm
11)
Областная общественнополитическая газета «Тамбовская жизнь»:
http://www.tamlife.ru/index.php/20100814095113.html
12)
Официальный сайт «Моршанское городское казачье общество»:
http://mgko.ru/
13)
Российский литературный портал «Стихи.ру»: http://www.stihi.ru/ 28
14)
15)
Сайт «Герои страны»: http://www.warheroes.ru/main.asp
Сайт литературного портала «Русская Дубрава»:
http://literature.do.am/
16)
17)
Сайт «Тамбовград» :http://tambovgrad.ru/index.php?tmp=old_city
Свободная
энциклопедия
«Википедия»:
электронная
https://ru.wikipedia.org/wiki/
18)
Тамбовский областной портал.
Газета
«Согласие»:
http://www.top68.ru/ 29
Приложение 1
Таблица 1.
Упоминание произведений литературы и искусства о Великой Отечественной войне (в % от
числа респондентов)
710лет
1114 лет
1517 лет
В среднем
Песни
Кинофильмы
Книги
75
67
42
76
73
48
84
82
61
78,3
74,0
50,3 30
Таблица 2.
Интерес к событиям Великой Отечественной войны (в % от числа респондентов)
710лет
1114 лет
1517 лет
В среднем
Очень интересуют
Скорее интересуют, чем
нет
Мало интересуют
Совсем не интересуют
40
50
10
36
45
19
28
58
14
34,7
51,0
14,3
31
АНКЕТА
Приложение 2
1) Нужна
ли
была
песня
на
войне?
Зачем?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2) Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания?
Да Нет
3) Что
такое
патриотизм?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4) Как ты считаешь, есть ли чувство патриотизма у современной молодежи?
Да Нет
5) Какие
знаешь?
_________________________________________________________________
военные
песни
ты
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________ 32
6) Знаешь ли ты современные патриотические песни? Назови их.
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________
7) О
чём
твои
любимые
современные
песни?
_____________________________________________________________
8) Будут
70 лет?
ли они известны через
Почему?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Исследовательский проект "Память сердца" ("Подвиг земляка-героя будет жить в наших сердцах!")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.