Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)
Оценка 4.8

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
естествознание
4 кл
26.03.2019
Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)
Исследовательский проект по естествознанию подготовлен учениками 4 класса. Целью данного проекта является - получить растительные краски и нарисовать ими картину. Ребята, проводя исследовательскую работу. ставили перед собой задачи: 1. Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования; 2. Расширить свои знания о красящих растениях; 3. Провести социологический опрос среди учащихся своего класса; 4. Подобрать растения, которые я смогу использовать; 5. Получить красящие вещества, разные по цвету; 6. Нарисовать рисунок, используя природные краски, в технике «пальчикового рисования».
проект краски.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю.В.Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области         ХИМИЯ НА СЛУЖБЕ ИСКУССТВА                                               КРАСКИ СВОИМИ РУКАМИ             секция «Естественные науки»                                                                  Мальцева Виктория Денисовна                                                                                  4­А класс ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань;                                                                     Кузина Виктория Александровна                                                                                4­А класс ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань                                                      Руководитель:                                                                                                                                     Зарубина Наталья Геннадьевна                                                                                      учитель начальных классов                                                                ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань  Сызрань 2019 г. 1 Оглавление Введение ……………………………………………………………. Обзор литературы………………………………………………….. Растительные краски…………………………………….. Из каких растений можно получить растительные краски? ……. Как получить красители?................................................... Рисование пальцами……………………………………... Выводы…...…………………………………………………………. Заключение………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………… 3 3 3 4 6 7 8 8 10 2 Введение Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.  Индейцы и негры, жившие среди природы, раскрашивали не только одежду, но и тело, подражая яркости раскраски цветов, насекомых и птиц. Конечно, мы не будем следовать их примеру и вымазывать свои лица. Но иногда и нам необходимо   выкрасить   нитки,   а   может   быть,   захочется   восстановить   цвет   выгоревшей   на солнце рубашки, нарисовать  картину… Добудем нужные краски из растений. Цель проекта:  получить растительные краски и нарисовать ими картину. Задачи: 1. Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования; 2. Расширить свои знания о красящих растениях; 3. Провести социологический опрос среди учащихся своего класса; 4. Подобрать растения, которые я смогу использовать; 5. Получить красящие вещества, разные по цвету; 6. Нарисовать   рисунок,   используя   природные   краски,   в   технике   «пальчикового рисования». Гипотеза: Можно ли нарисовать рисунок без красок, купленных в магазине? Предмет исследования: растения, растущие в нашем районе.                                Объект исследования:  способность растений  окрашивать.                                                   Обзор литературы 1.1. Растительные краски Краски щедро распределены в природе, как в животном, так и в растительном царстве.  Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем — из листьев, стеблей и корней растений. Стариннейшие краски, употреблявшиеся в глубокой древности, добывали: синюю (индиго) — из сока листьев и стеблей кустарника, растущего в Индии, красную (крапп) — из корней марены, растущей в Персии. В Мексике для получения синей, красной и черной краски использовали сандаловое дерево, которое с открытием Америки стали вывозить в 3 Европу.   Кармин   получали   из   высушенной   красной   мохнатой   тли,   живущей   на   кактусе опунции. Красную краску получают из цветков сафлор. С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из различных растений и сами окрашивали шерсть и льняные ткани. Для получения краски обычно кипятят в воде размельченные части растений. Полученный раствор выпаривают до густого или твердого осадка. Ткани окрашивают кипячением их в растворе краски, в который прибавляют для прочности окраски соду, квасцы или железный купорос. Растительные краски входят в набор красок на палитре художника. 1.2.  Из каких растений можно получить краски? Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски. Все они растут и в нашей местности: 1. Манжетка(рис.1).Из листьев и корней манжетки можно добыть серо­зеленую краску  2. Можжевельник(рис.2).Ягоды и кора можжевельника дают краску цвета хаки. 3. Конский щавель(рис.3).Желтую краску получают из корней всем известного конского щавеля. С  протравой  железным  купоросом   краска  щавеля  становится  черного  цвета. Такую же желтую и черную краску дает внутренняя часть коры яблони (луб). 4. Птичья гречишка (Травка­муравка) (рис. 4). Корни   птичьейгречишки   дают   синюю   краску.   Когда­то   синюю   краску   получали   из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете, и теперь этот рецепт утрачен. 5. Живокость(рис.5).На паровых полях часто встречается рогатый темно­синий василек, или живокость. Из   его   цветков   получают   синюю   краску,   в   прежние   времена употреблявшуюся для окраски домотканого сукна. 6. Ежевика (рис.6).Фиолетовую краску могут дать высушенные ягоды ежевики.Краску из ежевичных ягод получают таким же способом, как из манжетки. 7. Зверобой(рис.7).Красная краска может быть получена из цветков зверобоя.Зверобой в старину   считали   чудодейственным   из­за   кроваво­красного   сока,   вытекающего   при надломе   цветоножки.   Горячий   настой   цветков,   слегка   подкисленный   уксусом   или другой кислотой, окрашивает ткань в красный цвет.  8. Стеннаязолотянка(рис.8). Вишневого цвета краску получают из оранжевого лишайника — стеннойзолотянки. Брать   золотянку   следует   с   ярко   освещенных   солнцем   мест (заборов, коры деревьев).  4 9. Ольха(рис.9). Коричневую краску в деревнях получают из коры ольхи. Наструганную кору  настаивают   два  дня, а  затем настой  процеживают и  в  нем  кипятят   материю  в течение двадцати минут. 10. Черника(рис.10).Из сока черники получают фиолетовую краску[1].                                     Таблица. Растения ­ красители Рис.1. Манжетка Рис.6. Ежевика Рис.2. Можжевельник Рис.7. Зверобой Рис. 3. Конский щавель Рис.8. Стенная золотянка Рис.4. Птичья гречишка Рис.9. Ольха 5 Рис.5. Живокость Рис.10.Черника   1.3 Как получить красители? Эксперимент 1. Получение черной краски. В качестве пигмента мы взяли древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.  Древесный уголь растер в порошок, просеяли и смешали с яичным желтком. У нас получилась черная краска. Эксперимент 2. Получение коричневой  краски. В качестве пигмента мы взяли кофе, а связующим веществом ­  яичный желток.  6 Кофе размололи в кофемолке, просеяли   и смешали с яичным желтком. Получилась коричневая краска. Эксперимент 3. Получение оранжевой  краски. В качестве пигмента мы взяли порошок куркумы, а связующим веществом ­   яичный желток.  Смешали   пигмент   (куркуму)   со   связующим   веществом   (яичный   желток).   У   нас получилась оранжевая краска. Эксперимент 4. Получение красной краски. 1 красную свеклу протереть через крупную терку, поместить в эмалированную  кастрюлю и залить водой так,  чтобы последняя покрывала свеклу. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и кипятить  на медленном огне в течение 1 часа. Затем жидкость слить, мякоть отжать, в раствор  добавить щепотку лимонной кислоты, чтобы раствор не поменял цвет и был ярче,  процедить, охладить. Эксперимент 5. Рисунок  красками домашнего приготовления. Получив краски, мы решили попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными гуашью. Домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении краски, густые   и   вязкие,   на   кисточку   берутся   не   очень   легко,   на   бумагу   ложатся   неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу.                                   Рисование пальцами Мы  решили предложить попробовать своим одноклассникам порисовать натуральными  красками, но используя технику пальчикового рисования. Так как краски состоят из  7 натуральных компонентов, то они безвредные для человека. Ребята с удовольствием  согласились порисовать. Потом мы провели опрос:  Понравилось ли вам рисовать натуральными красками Интересна ли была техника пальчикового  рисования Попробуете ли вы сами изготовить  натуральные краски 19 чел.­да 2 чел.­ нет 20 чел.­ да 1чел.­ нет 15 чел.­ да 6 чел.­ нет Выводы Изучив различные источники и обобщив собранную информацию, мы сделали выводы: Огромное   количество   растений   содержат   пигменты     и   могут   являться   источником 1. натуральных красителей. Но лучше рисовать растениями, имеющими насыщенный оттенок. 2. цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.  3. технике рисования пальцами.  Это очень увлекательно. Моя гипотеза подтвердилась. Органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их Растительными красками  можно рисовать в  любой технике,  но предпочтительнее в Заключение Своей работой мы хотели показать возможность получения и использования (рисование) природных красителей в домашних условиях.  Приобретение природных красителей доступно и не требует больших затрат. При помощи природных красителей можно можно окрашивать яйца на пасху, можно добавлять в кондитерские изделия. Наша работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых   красителей   в   быту   уменьшает   риск   возникновения   многих   кожных   заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте. Натуральные,   самодельные   краски   безопасны,   позволяют   воплотить   наши   творческие замыслы, используя непривычный для рисования материал и нетрадиционные техники. Работа  над    темой  оказалась  очень увлекательной  и  полезной,  помогла   узнать много нового. Думаем, ее результаты будут интересны  и полезны не только нам. Надеемся, что и вас мы заразили желанием поэкспериментировать с природными красителями.  8 Желаемвсем удачи! Список использованных источников 1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: Для учащихся сред.и ст. шк. возраста. – М.:  просвещение, 1994. – 218 с.:ил. 2. Гроссе Э,  Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».Л.:Химия,1980г.­ 392с.  Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? Минск, БЭСТ, 2008. 3. 4. Калашников В. И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. М., 2002. 5. Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. – М.:Дет. лит., 1997. – 142  с.:ил. – (Знай и умей). 6. http://survinat.ru/2010/10/rastitelnye_kraski/ (дата обращения 29.03.2016г.) 7. https://ru.wikisource.org/wiki(дата обращения 29.03. 2016г.) 8. http://razvitiedetei.info/tvorcheskoe­razvitie/palchikovoe­risovanie­dlya­malyshej.html  (дата обращения 5.04.16 г.) 9. http://www.masiki.net/vosp/CHto­takoe­palchikovye­kraski­ (дата обращения 5.04.16 г.) 10. http://7ya­mama.ru/recept­palchikovyx­krasok­dlya­detej­v­domashnix­usloviyax.html  (дата обращения 5.04.16г.) 9 Приложение  10 11 12 13

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)

Исследовательский проект по естествознанию "химия на службе искусства. Краски своими руками" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019