Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"
Оценка 5

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
5 кл
13.02.2017
Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"
Актуальность. Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе. Объект исследования – Баба-Яга в волшебных сказках. Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках. Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (2-4) Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить данные литературной энциклопедии 2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга. 3. Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами. 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование детей и взрослых. 7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках. 8. Определить основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках 9. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей. 10. Проанализировать и обобщить полученные данные.Методы исследования: - анализ литературных и исторических источников информации; - сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках; - обобщение полученных данных. Исследование проводилось на основе русских народных сказок. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ЗАГАДОЧНЫЙ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»                                                      Выполнила ученица 5 класса:                                               Шерудило Анна                                                                       Руководитель: Пахомова В.В.,                                                       учитель литературы. 2017 г. Оглавление Введение                                                                                                  с.2­4 Глава I. Характеристика образа Бабы Яги                                             с.5­6 Глава II. Основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках                  с.7­9 Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги.                                        с. 10 Глава IV. Анкетирование                                                                         с. 11  Глава V. Выводы                                                                                     с. 12 Источники                                                                                                с. 13 Приложение                                                                                              с.14­21 2 Введение Актуальность.  Баба­Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней.   Так   кто   же   она,   эта   загадочная   старушка?   Мне   захотелось   узнать   больше, познакомиться с ней поближе. Объект исследования – Баба­Яга в волшебных сказках.  Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.  Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая  старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой  загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (2­4) Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить данные литературной энциклопедии 2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из  персонажей является Баба Яга. 3. Посмотреть художественные и мультфильмы   4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами. 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование детей и взрослых. 7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках. 8. Определить основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках 3 9. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей. 10. Проанализировать и обобщить полученные данные. Моё предположение: я считаю, что Баба Яга – злая ведьма, потому что: – – – – – она всем вредит; создаёт на пути трудности; Баба Яга похищает детей; может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть; у неё страшный внешний вид, её боятся дети. Методы исследования: ­ анализ литературных и исторических источников информации; ­ сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках; ­ обобщение полученных данных. Исследование проводилось на основе русских народных сказок. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 4 Глава I. Характеристика образа Бабы Яги Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в  предоставлении читателя – отрицательный персонаж. Это впечатление усиливается описанием её жилища  (слайд 5­6) Стоит в лесу  избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга») …стоит   избушка   на   курьей   ножке,   об   одном   окошке,   кругом   себя поворачивается. («Гуси ­ лебеди») …вышла   на   полянку,   где   стояла   избушка   яги­бабы;   забор   вокруг   избы   из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная») Внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга ­ костяная нога».) Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной. Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги. (слайд 8) 5 …входит ­ в избушке сидит баба­яга костяная нога, старая, беззубая.  («Заколдованная королевна») …на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.   («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что») …сидит там баба­яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист ­ ясный сокол») Как   мы   видим,   в   описании   портрета   этой   героини   чаще   всего   использована отрицательная   лексика:   беззубая,   костяная   нога,   нос   крючком.   Уже   из   этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа. Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой   она   может   летать   в   поисках   своей   излюбленной   пищи:   маленьких   детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.  …   Выехала   из   леса   Баба   Яга     ­   в   ступе   едет,   пестом   погоняет,   помелом заметает. («Василиса Прекрасная») …Во   весь   дух   на   железной   ступе   скачет,   пестом   погоняет,   помелом   след заметает. («Марья Моревна») Яга   –   баба   схватила   жихаря,   села   в   ступу,   поехала;   едет   в   ступе,   пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь») Отрицательным  оказывается и отношение к Бабе Яге  её окружающих. …Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:   ­Баба­яга пошла баню топить. Она тебя вымоет­выпарит, в печь посадит, зажарит и  съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси ­ лебеди») Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж. Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню. В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа   и   его   речь,   так   как   по   ним   можно   сделать   вывод   о   характере   и   его внутреннем мире. 6 Глава II. Основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках (презентация: слайды 8­13) Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:  1. Яга­воительница;   Яга   –   воительница,   сражающая   с   героями   и побеждающая   многих   из   них.   Во   многих   сказках   Яга   сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга­воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «… Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба­Яга»). 2.   Яга­похитительница  –   наиболее   распространённый   тип   и   характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство   и   спасение).  Это   образ   связан,   возможно,   связан   с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «перепекания   ребёнка»,   совершавшийся   над   больными   или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что сказки   о   «Яге   –   похитительнице»   возникли   на   основе 7 древнего   колдовского   обряда,   посвящения   юношей   в   охотники,   введения   их   в определённую возрастную группу. Обряд  заключался обычно в том, что мальчиков 10­ 12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны   были «сдать», руководил, по­видимому, мужчина, охотник. 3. Яга­дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»). 4. Яга­советчица  (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»). 5.   Яга­повелительница    сил   природы   и   животного   мира   (Яга   повелевает   утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):  «… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:   ­ Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба­ Яга». 8 6.   Яга­охранительница  (покровительница),   следящая   с   помощью   своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.  В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает   в   роли   покровительницы   и   дарительницы,   а   Кощей  –  в   роли   воителя   и похитителя. 7. Яга­прародительница   (мать­бабка для нескольких своих дочерей­ внучек­ ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»). Иногда функции Яги выполняют её женские заместители­аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун,   леший). Современная Баба­Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных  ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина  Баба­Яга занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно –  эксперта­криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.  Таким образом: 1. Баба Яга ведает судьбой: – – дарит клубок (путеводную нить); даёт советы, которые помогают достичь цели; «Чует сердцем»; испытывает людей. – – 2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией: – поднимает ветер помелом, свистом; – летает на ступе; – лежит на печи. 3. Связана со смертью и подземным миром: – связана с ночью и тьмой; – всегда  старая (костяная нога); – слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»); – живёт в избушке без окон и дверей (домовине); – вокруг её дома ограда из черепов (12 +1); – огонь, данный ею, может убить; 9 – похищает детей; – Яга – язвить, мучить. Выводы:  в   волшебных   сказках   описывается   несколько   образов   Бабы   Яги:   Яга­   Яга­   Яга­похитительница, воительница,   Яга­дарительница,   Яга­советчица, повелительница, Яга­охранительница, Яга­прародительница;    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;  в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;  сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.    Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги. В сказках «Гуси ­ лебеди», «Баба­яга и Заморышек» ­ Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси ­ лебеди»), пытается убить братьев («Баба­ яга и Заморышек»). Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну  («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист ­ ясный сокол»). Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы. …Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что») …­Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба­яга  и Заморышек») 10 В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго   человека,   близкого   к   народной   культуре.  Ласково   она   обращается   к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба­яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист ­ ясный сокол»), «девица» («Гуси ­ лебеди»), «голубчик»  («Заколдованная королевна»). С   той   же   лаской   относятся   к   ней   и   герои   сказок:   Иван­царевич,   Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой». Глава IV. Анкетирование    • Анкетирование проводилось в 2 этапа: • 1 этап – опрос детей; • 2 этап – опрос взрослых. • Общее число опрошенных­20человек.       •             Возраст опрашиваемых: 11 • 1 группа – дети от 6 до 8 лет; • 2 группа – взрослые от 22 до 63 лет • Результаты анкетирования Средний  возраст Бабы ­ Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в  восприятии детей – 200 лет. Глава V. Выводы (слайд 14) Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы­ Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили   так   много,   как   о   Бабе­Яге?   В   большинстве   сюжетов   она   представлена   в обличии ведьмы  –  старой и злой старухи­колдуньи, пытающейся всячески навредить герою.   Но   сквозь   этот   «негатив»   просвечивают   и   совсем   иные   её   качества:   она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт 12 богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.  Объект исследования является Баба­Яга в волшебных сказках. Предмет исследования – роль Бабы Яги в  волшебных сказках. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.  В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся   выбранной   темы.   Во   время   работы   пришлось   познакомиться   с   ней настолько близко, что  это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу– Ягу. Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма: – Баба­Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма; – она может быть разной – и доброй, и злой; – часто она помогает герою, спасает его; – Баба­Яга может быть  весёлой и смешной, а иногда даже красавицей. Но всё­таки, Баба­Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.   Источники.   (слайд 14)    • • • • • • http   ://   nakedscience  .  ru   /  sites  /  default    /  files        /  People    _  Children  _  Little  _  gamer  Children  ___     _        jpg 012777_.   http://rebus1.com https://youtu.be/U4kqPbfydu0 http  http  http   ­  sch   ://   yagod  .  ucoz    .  metod    ://   www   ­  kopilka    .  brk   .  econom  ://   www           .  ru   /_   bl   /0/67932125.  png  /1/475/19/    /  doc   img   risunok  ­6.    /16_02_2016/    _  vozd  _  reg   /  ocenka      .  ru   /  images    .  ru   /  bank  0.   jpg    jpg 13 • http   ://   g  01.  a  .  alicdn  .  com   /  kf   /  HTB   1  ESv   7  IpXXXXbXXXXXq      6  xXFXXXH  /%   CD     %   EE   %   E  2%  %   E  9­3   %   E  9­4­%   FB     D   ­  PCI  E  7%   EA   E  2%   %   E  0%   F  3%   ­%   ED   EA   %   E  0%   ­%   E  0%   ­5­1­%  EB     E  4%   F  3%   EE   E  8%   %   E  1%   EE   FA   ­%   EA  %   E  5%   EC   %   ED   %   FB  F  0%   F  2%   E  0­%  %   E  0%   .  jpg • Интерактивный   ресурс.   Словарь   Википедия. http://ru.wikipedia • Интернет. Сайт «Детям»  ­  Windows    ­  Vista    %   EA   %   FF   E  4%   ­  XP   EB   EF   ­%  Приложение Моя сказка: Сказка «Волшебная амфора» 14 В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители  всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек  далеко от дома не отпускали.  Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,  знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина  мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что  расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко  подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то  ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и  попросил сковать ему топор­саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху  хлеба, топор­саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.  Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,  руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет:  «Топор­саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к  оврагу, набрал глины ­ и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли  ставни, а топор хозяину рассказывает:    «Перебил я почти всю нечисть, да только  15 главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других  выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!» Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз  пробили часы ­ прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому  времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд.  Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как  становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках  навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг.  Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути.  С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает.  Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!                                         Шерудило Анна, 5класс  16

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017