Исследовательский проект по литературе на тему "Загадочный образ Бабы Яги"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность. Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе. Объект исследования – Баба-Яга в волшебных сказках. Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках. Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (2-4) Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить данные литературной энциклопедии 2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга. 3. Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами. 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование детей и взрослых. 7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках. 8. Определить основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках 9. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей. 10. Проанализировать и обобщить полученные данные.Методы исследования: - анализ литературных и исторических источников информации; - сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках; - обобщение полученных данных. Исследование проводилось на основе русских народных сказок. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Иконка файла материала ЗАГАДОЧНЫЙ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»                                                      Выполнила ученица 5 класса:                                               Шерудило Анна                                                                       Руководитель: Пахомова В.В.,                                                       учитель литературы.2017 г. Оглавление Введение                                                                                                  с.2­4 Глава I. Характеристика образа Бабы Яги                                             с.5­6 Глава II. Основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках                  с.7­9 Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги.                                        с. 10 Глава IV. Анкетирование                                                                         с. 11  Глава V. Выводы                                                                                     с. 12 Источники                                                                                                с. 13 Приложение                                                                                              с.14­21 2Введение Актуальность.  Баба­Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней.   Так   кто   же   она,   эта   загадочная   старушка?   Мне   захотелось   узнать   больше, познакомиться с ней поближе. Объект исследования – Баба­Яга в волшебных сказках.  Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.  Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая  старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой  загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (2­4) Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить данные литературной энциклопедии 2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из  персонажей является Баба Яга. 3. Посмотреть художественные и мультфильмы   4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами. 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование детей и взрослых. 7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках. 8. Определить основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках 39. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей. 10. Проанализировать и обобщить полученные данные. Моё предположение: я считаю, что Баба Яга – злая ведьма, потому что: – – – – – она всем вредит; создаёт на пути трудности; Баба Яга похищает детей; может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть; у неё страшный внешний вид, её боятся дети. Методы исследования: ­ анализ литературных и исторических источников информации; ­ сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках; ­ обобщение полученных данных. Исследование проводилось на основе русских народных сказок. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 4Глава I. Характеристика образа Бабы Яги Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в  предоставлении читателя – отрицательный персонаж. Это впечатление усиливается описанием её жилища  (слайд 5­6) Стоит в лесу  избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга») …стоит   избушка   на   курьей   ножке,   об   одном   окошке,   кругом   себя поворачивается. («Гуси ­ лебеди») …вышла   на   полянку,   где   стояла   избушка   яги­бабы;   забор   вокруг   избы   из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная») Внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга ­ костяная нога».) Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной. Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги. (слайд 8) 5…входит ­ в избушке сидит баба­яга костяная нога, старая, беззубая.  («Заколдованная королевна») …на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.   («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что») …сидит там баба­яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист ­ ясный сокол») Как   мы   видим,   в   описании   портрета   этой   героини   чаще   всего   использована отрицательная   лексика:   беззубая,   костяная   нога,   нос   крючком.   Уже   из   этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа. Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой   она   может   летать   в   поисках   своей   излюбленной   пищи:   маленьких   детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.  …   Выехала   из   леса   Баба   Яга     ­   в   ступе   едет,   пестом   погоняет,   помелом заметает. («Василиса Прекрасная») …Во   весь   дух   на   железной   ступе   скачет,   пестом   погоняет,   помелом   след заметает. («Марья Моревна») Яга   –   баба   схватила   жихаря,   села   в   ступу,   поехала;   едет   в   ступе,   пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь») Отрицательным  оказывается и отношение к Бабе Яге  её окружающих. …Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:   ­Баба­яга пошла баню топить. Она тебя вымоет­выпарит, в печь посадит, зажарит и  съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси ­ лебеди») Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж. Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню. В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа   и   его   речь,   так   как   по   ним   можно   сделать   вывод   о   характере   и   его внутреннем мире. 6Глава II. Основные типы Бабы­Яги в волшебных сказках (презентация: слайды 8­13) Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:  1. Яга­воительница;   Яга   –   воительница,   сражающая   с   героями   и побеждающая   многих   из   них.   Во   многих   сказках   Яга   сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга­воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «… Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба­Яга»). 2.   Яга­похитительница  –   наиболее   распространённый   тип   и   характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство   и   спасение).  Это   образ   связан,   возможно,   связан   с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «перепекания   ребёнка»,   совершавшийся   над   больными   или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что сказки   о   «Яге   –   похитительнице»   возникли   на   основе 7древнего   колдовского   обряда,   посвящения   юношей   в   охотники,   введения   их   в определённую возрастную группу. Обряд  заключался обычно в том, что мальчиков 10­ 12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны   были «сдать», руководил, по­видимому, мужчина, охотник. 3. Яга­дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»). 4. Яга­советчица  (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»). 5.   Яга­повелительница    сил   природы   и   животного   мира   (Яга   повелевает   утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):  «… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:   ­ Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба­ Яга». 86.   Яга­охранительница  (покровительница),   следящая   с   помощью   своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.  В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает   в   роли   покровительницы   и   дарительницы,   а   Кощей  –  в   роли   воителя   и похитителя. 7. Яга­прародительница   (мать­бабка для нескольких своих дочерей­ внучек­ ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»). Иногда функции Яги выполняют её женские заместители­аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун,   леший). Современная Баба­Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных  ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина  Баба­Яга занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно –  эксперта­криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.  Таким образом: 1. Баба Яга ведает судьбой: – – дарит клубок (путеводную нить); даёт советы, которые помогают достичь цели; «Чует сердцем»; испытывает людей. – – 2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией: – поднимает ветер помелом, свистом; – летает на ступе; – лежит на печи. 3. Связана со смертью и подземным миром: – связана с ночью и тьмой; – всегда  старая (костяная нога); – слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»); – живёт в избушке без окон и дверей (домовине); – вокруг её дома ограда из черепов (12 +1); – огонь, данный ею, может убить; 9– похищает детей; – Яга – язвить, мучить. Выводы:  в   волшебных   сказках   описывается   несколько   образов   Бабы   Яги:   Яга­   Яга­   Яга­похитительница, воительница,   Яга­дарительница,   Яга­советчица, повелительница, Яга­охранительница, Яга­прародительница;    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;  в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;  сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.    Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги. В сказках «Гуси ­ лебеди», «Баба­яга и Заморышек» ­ Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси ­ лебеди»), пытается убить братьев («Баба­ яга и Заморышек»). Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну  («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист ­ ясный сокол»). Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы. …Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что») …­Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба­яга  и Заморышек») 10В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго   человека,   близкого   к   народной   культуре.  Ласково   она   обращается   к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба­яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист ­ ясный сокол»), «девица» («Гуси ­ лебеди»), «голубчик»  («Заколдованная королевна»). С   той   же   лаской   относятся   к   ней   и   герои   сказок:   Иван­царевич,   Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой». Глава IV. Анкетирование    • Анкетирование проводилось в 2 этапа: • 1 этап – опрос детей; • 2 этап – опрос взрослых. • Общее число опрошенных­20человек.       •             Возраст опрашиваемых: 11• 1 группа – дети от 6 до 8 лет; • 2 группа – взрослые от 22 до 63 лет • Результаты анкетирования Средний  возраст Бабы ­ Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в  восприятии детей – 200 лет. Глава V. Выводы (слайд 14) Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы­ Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили   так   много,   как   о   Бабе­Яге?   В   большинстве   сюжетов   она   представлена   в обличии ведьмы  –  старой и злой старухи­колдуньи, пытающейся всячески навредить герою.   Но   сквозь   этот   «негатив»   просвечивают   и   совсем   иные   её   качества:   она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт 12богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.  Объект исследования является Баба­Яга в волшебных сказках. Предмет исследования – роль Бабы Яги в  волшебных сказках. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.  В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся   выбранной   темы.   Во   время   работы   пришлось   познакомиться   с   ней настолько близко, что  это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу– Ягу. Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма: – Баба­Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма; – она может быть разной – и доброй, и злой; – часто она помогает герою, спасает его; – Баба­Яга может быть  весёлой и смешной, а иногда даже красавицей. Но всё­таки, Баба­Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.   Источники.   (слайд 14)    • • • • • • http   ://   nakedscience  .  ru   /  sites  /  default    /  files        /  People    _  Children  _  Little  _  gamer  Children  ___     _        jpg 012777_.   http://rebus1.com https://youtu.be/U4kqPbfydu0 http  http  http   ­  sch   ://   yagod  .  ucoz    .  metod    ://   www   ­  kopilka    .  brk   .  econom  ://   www           .  ru   /_   bl   /0/67932125.  png  /1/475/19/    /  doc   img   risunok  ­6.    /16_02_2016/    _  vozd  _  reg   /  ocenka      .  ru   /  images    .  ru   /  bank  0.   jpg    jpg 13• http   ://   g  01.  a  .  alicdn  .  com   /  kf   /  HTB   1  ESv   7  IpXXXXbXXXXXq      6  xXFXXXH  /%   CD     %   EE   %   E  2%  %   E  9­3   %   E  9­4­%   FB     D   ­  PCI  E  7%   EA   E  2%   %   E  0%   F  3%   ­%   ED   EA   %   E  0%   ­%   E  0%   ­5­1­%  EB     E  4%   F  3%   EE   E  8%   %   E  1%   EE   FA   ­%   EA  %   E  5%   EC   %   ED   %   FB  F  0%   F  2%   E  0­%  %   E  0%   .  jpg • Интерактивный   ресурс.   Словарь   Википедия. http://ru.wikipedia • Интернет. Сайт «Детям»  ­  Windows    ­  Vista    %   EA   %   FF   E  4%   ­  XP   EB   EF   ­%  Приложение Моя сказка: Сказка «Волшебная амфора» 14В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители  всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек  далеко от дома не отпускали.  Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,  знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина  мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что  расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко  подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то  ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и  попросил сковать ему топор­саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху  хлеба, топор­саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.  Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,  руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет:  «Топор­саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к  оврагу, набрал глины ­ и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли  ставни, а топор хозяину рассказывает:    «Перебил я почти всю нечисть, да только  15главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других  выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!» Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз  пробили часы ­ прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому  времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд.  Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как  становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках  навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг.  Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути.  С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает.  Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!                                         Шерудило Анна, 5класс  16