Актуальность.
Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
Объект исследования – Баба-Яга в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.
Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (2-4)
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить данные литературной энциклопедии
2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
3. Посмотреть художественные и мультфильмы
4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами.
5. Встретиться с работниками библиотеки
6. Провести анкетирование детей и взрослых.
7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.
8. Определить основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
9. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
10. Проанализировать и обобщить полученные данные.Методы исследования:
- анализ литературных и исторических источников информации;
- сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;
- обобщение полученных данных.
Исследование проводилось на основе русских народных сказок.
Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального
района Воронежской области»
Выполнила ученица 5 класса:
Шерудило Анна
Руководитель: Пахомова В.В.,
учитель литературы.2017 г.
Оглавление
Введение с.24
Глава I. Характеристика образа Бабы Яги с.56
Глава II. Основные типы БабыЯги в волшебных сказках с.79
Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги. с. 10
Глава IV. Анкетирование с. 11
Глава V. Выводы с. 12
Источники с. 13
Приложение с.1421
2Введение
Актуальность.
БабаЯга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но
в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к
ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше,
познакомиться с ней поближе.
Объект исследования – БабаЯга в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.
Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая
старушка или злая ведьма и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой
загадочной старушке?», проследить образ Бабы – Яги. слайд (24)
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить данные литературной энциклопедии
2. Прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из
персонажей является Баба Яга.
3. Посмотреть художественные и мультфильмы
4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными
ритуалами.
5. Встретиться с работниками библиотеки
6. Провести анкетирование детей и взрослых.
7. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.
8. Определить основные типы БабыЯги в волшебных сказках
39. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
10. Проанализировать и обобщить полученные данные.
Моё предположение: я считаю, что Баба Яга – злая ведьма, потому что:
–
–
–
–
–
она всем вредит;
создаёт на пути трудности;
Баба Яга похищает детей;
может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;
у неё страшный внешний вид, её боятся дети.
Методы исследования:
анализ литературных и исторических источников информации;
сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;
обобщение полученных данных.
Исследование проводилось на основе русских народных сказок.
Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка
используемой литературы и приложения.
4Глава I. Характеристика образа Бабы Яги
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в
предоставлении читателя – отрицательный персонаж.
Это впечатление усиливается описанием её жилища
(слайд 56)
Стоит в лесу
избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя
поворачивается. («Гуси лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка ягибабы; забор вокруг избы из
человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот
— ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами.
(«Василиса Прекрасная»)
Внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно
было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга костяная
нога».)
Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома
построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.
Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и
кровожадной.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги. (слайд 8)
5…входит в избушке сидит бабаяга костяная нога, старая, беззубая.
(«Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что»)
…сидит там бабаяга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а
нос к потолку прирос. (« Финист ясный сокол»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована
отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого
складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в
которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей,
которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.
… Выехала из леса Баба Яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом
заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след
заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом
понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.
…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
Бабаяга пошла баню топить. Она тебя вымоетвыпарит, в печь посадит, зажарит и
съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси лебеди»)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что
Баба Яга – отрицательный персонаж.
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества
характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки
персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его
внутреннем мире.
6Глава II. Основные типы БабыЯги в волшебных сказках
(презентация: слайды 813)
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1. Ягавоительница;
Яга – воительница, сражающая с героями и
побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама
ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать
– сила несметная». Ягавоительница, прилетев в избу и застав
в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…
Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех
ругать и колотить» («БабаЯга»).
2. Ягапохитительница – наиболее распространённый тип и характерен
северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует
бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с
двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд
«перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или
слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы
он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что
сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе
7древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в
определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10
12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям,
проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом
юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины
и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать»,
руководил, повидимому, мужчина, охотник.
3. Ягадарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие
Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот
тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется
нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).
4. Ягасоветчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому
обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по
тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса
Премудрая»).
5. Ягаповелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром,
вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):
«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба
Яга».
86. Ягаохранительница (покровительница), следящая с помощью своих
волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга
выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и
похитителя.
7. Ягапрародительница (матьбабка для нескольких своих дочерей внучек
ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).
Иногда функции Яги выполняют её женские заместителианалоги (колдунья или
бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).
Современная БабаЯга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных
ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина
БабаЯга занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно –
экспертакриминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Таким образом:
1. Баба Яга ведает судьбой:
–
–
дарит клубок (путеводную нить);
даёт советы, которые помогают достичь цели;
«Чует сердцем»;
испытывает людей.
–
–
2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:
– поднимает ветер помелом, свистом;
– летает на ступе;
– лежит на печи.
3. Связана со смертью и подземным миром:
– связана с ночью и тьмой;
– всегда старая (костяная нога);
– слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);
– живёт в избушке без окон и дверей (домовине);
– вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);
– огонь, данный ею, может убить;
9–
похищает детей;
– Яга – язвить, мучить.
Выводы:
в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга
Яга
Ягапохитительница,
воительница,
Ягадарительница,
Ягасоветчица,
повелительница, Ягаохранительница, Ягапрародительница;
образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;
в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;
сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро
всегда побеждает.
Глава III. Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси лебеди», «Бабаяга и Заморышек» Баба Яга совершает злые
поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси лебеди»), пытается убить братьев («Баба
яга и Заморышек»).
Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает
солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью –
царевну («Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что»), Марьюшке – Финиста –
ясного сокола (« Финист ясный сокол»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда не
знаю куда, принеси то не знаю что»)
…Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Бабаяга
и Заморышек»)
10В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как
доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к
пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Бабаяга и Заморышек»), «красная девица»
(« Финист ясный сокол»), «девица» («Гуси лебеди»), «голубчик» («Заколдованная
королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иванцаревич, Василиса
Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
Глава IV. Анкетирование
• Анкетирование проводилось в 2 этапа:
• 1 этап – опрос детей;
• 2 этап – опрос взрослых.
• Общее число опрошенных20человек.
• Возраст опрашиваемых:
11• 1 группа – дети от 6 до 8 лет;
• 2 группа – взрослые от 22 до 63 лет
• Результаты анкетирования
Средний возраст Бабы Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в
восприятии детей – 200 лет.
Глава V. Выводы
(слайд 14)
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы
Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы
спорили так много, как о БабеЯге? В большинстве сюжетов она представлена в
обличии ведьмы – старой и злой старухиколдуньи, пытающейся всячески навредить
герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она
предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт
12богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема
исследовательской работы.
Объект исследования является БабаЯга в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок,
касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней
настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–
Ягу.
Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:
– БабаЯга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
– она может быть разной – и доброй, и злой;
– часто она помогает герою, спасает его;
– БабаЯга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Но всётаки, БабаЯга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному
герою.
Источники. (слайд 14)
•
•
•
•
•
•
http
:// nakedscience
. ru / sites
/ default
/ files
/ People
_ Children
_ Little
_ gamer
Children
___
_
jpg
012777_.
http://rebus1.com
https://youtu.be/U4kqPbfydu0
http
http
http
sch
:// yagod
. ucoz
. metod
:// www
kopilka
. brk
. econom
:// www
. ru /_ bl /0/67932125.
png
/1/475/19/
/ doc
img
risunok
6.
/16_02_2016/
_ vozd
_ reg
/ ocenka
. ru / images
. ru / bank
0. jpg
jpg
13•
http
:// g 01.
a . alicdn
. com
/ kf / HTB
1 ESv
7 IpXXXXbXXXXXq
6 xXFXXXH
/%
CD
% EE
% E 2%
% E 93
% E 94%
FB
D PCI
E 7%
EA
E 2%
% E 0%
F 3%
%
ED
EA
% E 0%
%
E 0%
51%
EB
E 4%
F 3%
EE
E 8%
% E 1%
EE
FA
%
EA
% E 5%
EC
% ED
% FB
F 0%
F 2%
E 0%
% E 0%
. jpg
• Интерактивный ресурс. Словарь Википедия. http://ru.wikipedia
• Интернет. Сайт «Детям»
Windows
Vista
% EA
% FF
E 4%
XP
EB
EF
%
Приложение
Моя сказка:
Сказка «Волшебная амфора»
14В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители
всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек
далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,
знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина
мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что
расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко
подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то
ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и
попросил сковать ему топорсаморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху
хлеба, топорсаморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,
руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет:
«Топорсаморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к
оврагу, набрал глины и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли
ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только
15главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других
выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»
Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз
пробили часы прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому
времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд.
Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как
становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках
навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг.
Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет
волшебного сосуда настиг их в пути.
С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и
в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а
сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо
солнца пробуждает.
Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!
Шерудило Анна, 5класс
16