Данная исследовательская работа может пригодиться учителю для организации внеклассного мероприятия
Цель:
Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского фольклора.
Задачи:
1. Понять, чем частушка отличается от других малых жанров фольклора.
2. Выявить характерные особенности частушки.
3. Уметь оценивать значение школьной частушки в нашей жизни
4. применить на практике
МБОУ Комсомольская СОШ
проект
Школьная частушка
как малый жанр русского фольклора
Выполнил 7 класса
Руководитель: Т.А. Войнич, учитель русского языка
и литературыОглавление:
1. Введение
2. Глава 1. Частушка как малый жанр фольклора.
3. Глава 2. Частушки в стенах нашей школы.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение.Введение
«Я частушку на частушку как на ниточку вяжу»
Народное искусство, фольклор – коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и
бытующие в народных массах. Народное творчество, зародившееся в глубокой
древности, историческая основа всей мировой художественной культуры,
источник художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды
непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе
народные театры)
Вместо слов УНТ иногда говорят фольклор, что в переводе с английского
языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин
по – разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство –
танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые
традиционно называют фольклором только словесное творчество.
Дореволюционные исследователи говорили еще «живая старина», «народная
словесность», «народная поэзия». Три слова – три характеристики, три
качества: устное, народное и творчество.
Цель:
Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского
фольклора.
Задачи:
1. Понять, чем частушка отличается от других малых жанров
фольклора.
2. Выявить характерные особенности частушки.
3. Уметь оценивать значение школьной частушки в нашей жизни.
Устное… Это свойство определяет коренные особенности народного
искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно
непосредственно общаться с читателем, его произведение дойдет до них и
через несколько столетий. Произведения УНТ существует только тогда, когда
слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать или
запечатлеть на пленку, но эффект будет не тот.В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие
мир, сохранявшие историю племени, передававшие правила и нормы
поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы,
основанные на народных приметах и т. д.) Есть в фольклоре жанры
продуктивные, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые
произведения. В 20 веке в числе таких жанров частушки, поговорки,
городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть
непродуктивные жанры, которые продолжают свое существование. Новые
народные сказки не появляются, а старые попрежнему рассказывают. Поют и
многие песни – лирические, свадебные, обрядовые. А вот былины, когда – то
имевшие значение исторического документа, и исторические песни в живом
исполнении практически не звучат.
Глава 1. Частушка – малый жанр фольклора
Именно о частушках мы поговорим сегодня подробнее. Среди малых форм
фольклора частушка – самая молодая и самая озорная. Что же такое
частушка? Частушка – короткая, обычно рифмованная четырехстрочная
(иногда двухстрочная) песенка разнообразного содержания. Она неотделима
от музыкального сопровождения, которое и определяет ее ритм, обычно
сопровождается в сопровождении жалейки, рожка, балалайки и гармоники.
Частушка как самостоятельный жанр возникла во второй половине 19
века. Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и
каждая местность не только придала песенки свой колорит, но зачастую
наделила ее названием, определяющим ее характер (коротелька, скакуха,
цыганочка, Семеновна, припевка, собирушка, топтушка)
Частушку интересует все: личные отношения и новости общественной жизни,
события мирового и местного масштаба.
А остановимся мы на частушках, которые поют школьники о школьной
жизни, о друзьях и учителях, о своих интересах и проблемах. Все ребята, это
ни для кого ни секрет, любят проводить вечера, посвященные именинникам,
Новому году, осени. После проведенных мероприятий хочется спеть:
Очень любим именины,
Любим веселиться.
После праздника такого
Хочется учиться.
Хорошо отдохнув, мы приходим в школу с настроением, с желанием. А
иногда, опять же с помощью частушки, можем посмеяться над собой:
Ученик сидит икает,Зуб на зуб не попадает.
Поделом, не будет впредь
На ночь ужасы смотреть.
А когда мы возвращаемся из школы домой, то хочется все успеть: сделать
уроки, помочь маме, сходить на секцию, сделать уроки. Иногда получается, а
иногда и нет:
Я умею блины стряпать,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости –
Всех блинами угощу.
Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Вот почистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
Ну а тот, кто умеет трудиться, умеет и веселиться: песню затянуть, частушку,
которая настроение поднимет, спеть:
Я читаю быстро, быстро,
Девочки гордятся мной,
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
«Чемпионом прозванный
Антон кидает в цель
Желтый неопознанный
Летающий портфель
Как видим, частушка – это маленькая лирическая песенка, словесно –
музыкальная миниатюра, которая интересна своим содержанием.Глава 2. Частушки в стенах нашей школы
И нашу школу частушка не обошла стороной, ее поют, но не часто. Жалко, что
такой жанр не очень популярен. Так о чем же частушки, которые были спеты в
стенах нашей школы?
Темы различные: отношение друг к другу, дружба, любовь, учителя.
Своеобразны частушки о педагогах:
Час другой прошел и третий,
Что творится, дай ответ.
Тише, тише, это в школе
Заседает педсовет.
Что за охи, что за вздохи
Из учительской летят?
Это наши педагоги
Про детишек говорят.
Их учительская доля
Непроста, ох, непроста.
Ведь учить детишек в школе
Это вам не просто так.
А как метко подчеркивает частушка все то, что происходит с нами в школе:Как начнется перемена –
В коридоре толкотня.
Ну, а мне какое дело,
Лишь не сбили бы меня.
Что за грохот, что за шум?!
Стены все качаются!
Это наш четвертый класс
Спортом занимается.
Оля мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила – то, мучила
Да получилось чучело
Много частушек сочинили сами ребята из нашей школы, и они очень
актуальны:
Хоть и крыша протекает
Но нам очень хорошо.
Выльем с тазиков и снова
Занимаемся еще.
Здесь живет и МША
Академиков страна
По закону, по сему
Мы главнее МГУ.Заключение
Исследуя данную форму школьного фольклора, можно сделать вывод,
что частушка – это очень интересная и познавательная тема, которой мне
было интересно заниматься. Знакомясь с данным жанром, приходишь к
выводу, что частушка может решить многие проблемы, поднять настроение,
вселить уверенность.
А школьная частушка затрагивает и раскрывает мир детской души во
всех отношениях, веселит и бодрит, не дает унывать в различных ситуациях.
Чтобы этот жанр стал популярнее в нашей школе, предлагаем провести
вечер, посвященный частушке.
Литература:1. М. Аксенова «От былин и летописей до классики 19 века», Москва,
2001 год.
2. Л.В. Барзунова «О частушках», Москва, 2004 год.
3. В.И. Даль «Напутное», Москва, 1994год.