Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
5 кл
13.02.2017
Цель работы (слайд № 3) – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.
Гипотеза (слайд № 4). Волк в баснях Крылова - олицетворение жадности, глупости, несправедливости и других пороков людей.
Задачи (слайд№ 5):
1) Прочитать не менее 15 басен Крылова, отобрать те из них, в которых есть персонаж - волк,
2) проанализировать выбранные басни,
3) обобщить аллегорические образы, сделать выводы,
Методы (слайд № 6): изучение, анализ, обобщение.
Объект изучения (слайд № 7): – басни И.А.Крылова.
Предмет изучения – образ Волка в баснях Крылова.
Основные результаты научного исследования (научные, практические): проведено сравнение нескольких басен, на основе которого выявлены разные характеры и образы аллегорического персонажа – Волка.Образ волка в баснях И. А. Крылова.
Рассмотрим индивидуально-авторское понимание аллегорического образа Волка, представленное в баснях И.А. Крылова. Вот их список (слайд№9):
1. «Волк и Ягненок»
2. «Волк на псарне»
3. «Волк и журавль»
4. «Волк и овцы»
5. «Волк и лисица»
Исследовательский проект Образ волка в баснях Крылова.doc
Выполнила: Мавлютова Азиза,
учащаяся 5 класса
Руководитель: Пахомова В.В.,
учитель литературы 2017
Оглавление
Введение с.23
Глава I. Аллегория как средство выразительности в басне с.4
Глава II. Образ волка в баснях И.А. Крылова с.58
Заключение с.9
Источники с.10
Приложение с.1121
Полное название темы работы
«Образы Волка в баснях И. А. Крылова»
Название направления
литература
Тип работы
исследовательская работа
ФИО (полностью) автора
Мавлютова Азиза
Место учебы
Класс
Руководитель
МКОУ «Лозовская СОШ»
5
Пахомова Валентина Васильевна
2 Введение
Актуальность (слайд№2). Еще в Древней Греции жанр басни прославил
остроумный Эзоп. В России в 18 веке басня стала одним из самых любимых жанров в
литературе. Крылатые выражения из басен расходились в народе. Мораль басни всегда
ненавязчиво поучала, передавала мудрость от старших поколений младшим.
Прославленным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов. Из большинства детских
сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и
возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками. Часто люди
могут сказать, что Крылов писал совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем
не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова
читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок. В наши дни нередко басни
используют сатирики для высмеивания какихлибо пороков в обществе, своих
политических соперников.
Цель работы (слайд № 3) – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов
изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и
т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.
Гипотеза (слайд № 4). Волк в баснях Крылова олицетворение жадности, глупости,
несправедливости и других пороков людей.
Задачи (слайд№ 5):
1) Прочитать не менее 15 басен Крылова, отобрать те из них, в которых есть персонаж
волк,
2) проанализировать выбранные басни,
3)
Методы (слайд № 6): изучение, анализ, обобщение.
обобщить аллегорические образы, сделать выводы,
Объект изучения (слайд № 7): – басни И.А.Крылова.
Предмет изучения – образ Волка в баснях Крылова.
Основные результаты научного исследования (научные, практические): проведено
сравнение нескольких басен, на основе которого выявлены разные характеры и образы
аллегорического персонажа – Волка.
3 Глава I. Аллегория как, средство выразительности в басне.
Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся
различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно
разных жизненных ситуациях, и, обращаясь к ним, мы не перестаем удивляться
таланту Крылова.
Что же такое басня? Согласно толковому словарю, это "краткий, в основном
стихотворный, нравоучительный текст", то есть сказка, содержащая в себе поучение,
имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности,
основанным на таких моральных идеалах, как добро, отзывчивость, долг, справедливость
и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы
или растения, которые наделяются различными человеческими качествами.
Все басни строятся на аллегории. Что же это такое? Аллег рияоо
(от др.
греч. ἀλληγορία — Сказание) (слайд № 8) — художественное сравнение идей (понятий)
посредством конкретного художественного образа или диалога. Так в образе животных
можно представить какиелибо качества людей.
Как троп, аллегория используется в стихах, притчах, баснях. Основным способом
изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления
раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных
персонажей, неживых предметах и обретают переносное значение.
4 Глава II. Образ волка в баснях И. А. Крылова.
Рассмотрим индивидуальноавторское понимание аллегорического образа Волка,
представленное в баснях И.А. Крылова. Вот их список (слайд№9):
1.
«Волк и Ягненок»
2. «Волк на псарне»
3. «Волк и журавль»
4. «Волк и овцы»
5. «Волк и лисица»
Выберем для анализа несколько наиболее известных басен.
1.Басня Крылова «Волк и Ягненок» (слайд №10), на первый взгляд, представляет
собой достаточно традиционное толкование известного сюжета. В басне два главных
героя, образы, которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. Если
вспомнить сюжет произведения, то уже в его элементах можно увидеть отчетливо
выраженное авторское начало: "голодный Волк" рыщет возле ручья, рассчитывая каким
то образом утолить свой голод, и в это время к тому же самому ручью приходит Ягненок,
который хочет напиться... "Голодный" хищник просто не может отказаться от
появившейся пищи! Не идти же, в самом деле, ему искать еще какуюнибудь "еду", если
она уже появилась? Самое страшное в его поведении, по мнению Крылова, не это. Автор,
вероятно, не нашел бы, за что ему следовало бы осудить Волка, если бы хищник сразу же
съел несчастного Ягненка? Тогда, собственно говоря, и басни бы не было. Для показа же
не просто силы, а силы безнравственной, лицемерной и этим особенно страшной в
моральном плане, Крылов изображает Волка, который настойчиво стремится оправдать
свое отношение к беззащитному Ягненку какимито, если и не моральными, то хотя бы
"законными" основаниями. Именно с помощью использования эпитета "законный" и
раскрывается нравственноэстетическая позиция Крылова.
сама "законность"
Само значение этого слова,
подразумевает, что Волк хочет с помощью высоких мотивов
оправдать свое поведение в глазах... того же самого
5 Ягненка. Ведь никто и никогда не узнает, что же именно произошло между Волком и
Ягненком, никому и дела не будет до того, что Волк съел последнего еще одна жертва
свирепого хищника... А если бы кто и узнал, разве ктолибо из той среды, в которой живут
герои басни, посмел бы осудить.
Персонаж Волка:
Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим
положением.
Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной
безнаказанности.
Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и
нечистым рылом.
Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж
тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.
Мораль басни «Волк и Ягненок»
«У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких
басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь.
Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на
самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив,
стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он
заговорит? Как Ягненок?
Какие можно сделать выводы?
Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие
простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из
общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей
заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем
оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление
справедливости.
2.
В басне "Волк на псарне" (слайд №11) уже можно говорить не столько об
аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается
Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер,
ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к
ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал
"на псарню" вместо "овчарни"...
6 Мораль басни «Волк на псарне»
Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных
исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже
подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не
покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».
В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и
настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и
образных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опасная
хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”.
Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.
Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает
волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя
волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом
появляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.
Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем
в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения
конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей
ценности и вне контекста эпохи.
3.
В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый и
коварный. А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость.
Мораль басни:
Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они
должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других
обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая
помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо
глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою
глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что
сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь,
рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и
жестокости.
4.
В басне “Волк и овцы” говорится о том, что правительство зверей решило
защитить овец и приняли закон:
Как скоро Волк у стада забуянит,
7 И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор.
Но волки всётаки овец таскали.
Мораль басни: Во времена Крылова было много законов, которые защищали права
лишь сильного сословия, а те, кто находился в крепостной зависимости, были абсолютно
бесправны. В этой басне высмеивается такой закон, который невозможно исполнить, и
каждому понятно, что он не защитит бесправного. Сильные, т.е. волки могут поступать,
как им вздумается, несмотря на то, что по закону слабым, т.е. овцам можно было самим
расправляться с обидчиками. В реальной жизни это невозможно осуществить, т.е. такой
закон – лишь лицемерие. Волк в этой басне – образ помещика, вельможи, который
понимает, что ему все дозволено.
5.
В басне «Волк и лисица» говорится о том, как лиса, насытившись в
курятнике, еще и прихватила про запас. Вдруг к ней приходит волк голодный, лисичка
хитрая ему ни слова про запас, но предложила ему поесть сена. Сбитый с толку
ласковыми словами лисы, Волк ушел одураченный и голодный.
Мораль:
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
Мы это басней поясним,
Затем что истина сноснее полуоткрыта.
Волк в этой басне – олицетворение неудачника, наивного и глупого человека,
которого легко одурачить. Он купится на любое ласковое слово или лесть.
” Волк и журавль “ (слайд 12)
“Волк и овцы” (слайд 13)
«Волк и лисица» (слайд 14)
8 Заключение
У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов.
Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так
тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий,
живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого (слайд №15).
Стихи Крылова, легко запоминаясь, сделались пословицами, вошли в золотой фонд
народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много:
«А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська!
Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест»
(«Кот и Повар») и многомного других, не менее замечательных и выразительных.
Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его
на русскую литературу было глубоким и положительным.
В баснях Крылова ненавязчиво через образы животных высмеиваются пороки
людей. В народных сказках Волк чаще всего – олицетворение зла. Следуя традиции
фольклора, Крылов также приписывает Волку разные злодеяния, коварство, жестокость.
Но у Крылова Волк еще и глупый, наивный.
Итак, в баснях Крылова встречается образ Волка – жадного, коварного, хитрого,
жестокого, наивного, глупого, и даже есть Волк в образе Наполеона.
9 Источники (слайд №16)
1.
И.А.Крылов. Басни. РостовнаДону: Торговая издательская компания
«Антураж» , 2014.
2.
3.
Википедия.
Интернет. Сайт «Детям»
10 11
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Исследовательский проект по литературе на тему "Образ волка в баснях И.А. Крылова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.