Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—7 кл
20.06.2017
Данный проект был создан учащимися МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина, г. Таганрога в 2017 году Татаровой Софьей, 5 «В», Вишневецкой Викторией Вячеславовна, 6 «В» и научным руководителем Писаревой Юлией Александровной, учителем музыки.
С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. Всё это - эмоциональный мир человека, который невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов. Задумавшись об этом, мы работали над проектом: «Музыкальных инструментов в жизни человека».Объект исследования: музыка в жизни учащихся 5 – 7 классов, учителей школы.
Предмет исследования: музыкальные инструменты.
Цель работы: расширение знаний о роли музыкальных инструментов наших современников.
Задачи работы:
- изучить, проанализировать материал по выбранной теме;
- изучить историю зарождения музыкальных инструментов;
- познакомиться с основными группами музыкальных инструментов;
- установить значение музыки в жизни человека.
Методы работы: проблемный, поисковый, наблюдения, анализа и сравнения.
Актуальность темы: музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом. Новейшие технологии, интернет, социальные сети буквально овладели нашим миром. Слушая музыку в телефоне или на компьютере, иногда не осознавая, что эта музыка «не живая». А это мешает полноценному культурному развитию нашего поколения. Для учащихся средних классов важно показать, что есть и другая интересная и реальная музыкальная жизнь. А это полноценное звучание инструментов прошлого и настоящего.
Проект по музыке 2017.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 И.М. А.Г. ЛОМАКИНА
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА.
исследовательский проект по музыке
автор работы: Татарова Софья Максимовна,
ученица 5 «В» класса.
Вишневецкая Виктория Вячеславовна,
ученица 6 «В» класса.
научный руководитель: Писарева Юлия Александровна, учитель музыки
МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина
2
Г. Таганрог 2017
Оглавление
1. Введение……………………………………………………...………………..3
2. Теоретическая часть……………………………………………….…….……5
2.1.
2.2.
Зарождение музыкальных инструментов…………………….………5
Знакомство с музыкальными инструментами……………..………...6
2.3.
Значение музыки в жизни человека…………………………..………7
3. Практическая часть………………………………………...……………..…..…9
4. Заключение……………………………………………………………….……..12
5. Список литературы…………………………………………………………..…13
6. Приложение……………………………………………………………..………14 3
Введение
С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на
музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих
людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании
друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может
поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем
литература и живопись [4, с.3].
Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди
хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин,
генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире
нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка
служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни [3, с.3].
Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь
человека была бы скучной и не интересной.
Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она
необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души.
Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства,
но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных
возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир
человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство
окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень
отдельного человека и всего общества в целом [1, с.6].
Свою работу я посвящаю роли музыкальных инструментов в жизни
человека.
Цель исследовательской работы расширение знаний о роли музыкальных
инструментов в жизни человека.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
2. Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.
3. Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.
4. Установить значение музыки в жизни человека.
Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе
методы: беседа, анкетирование. 4
Предмет исследования – музыкальные инструменты.
Объект – музыка в жизни человека.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных
инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и
наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит
войти в огромный мир музыкальных инструментов!
1.1.
1.Теоретическая часть
Зарождение музыкальных инструментов
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с
самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.
У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной
высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий
голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в
ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не
ударные звуки?
Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал
приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы
[5, с.103].
Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали
«производителями» свистящих звуков.
Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой
тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и
певучего звука, как у струны, природа не знает [5, с.104].
Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку
несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для
флейты.
Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и
тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров [5,
с.105].
В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты.
Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий
звук.
Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный
инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание
шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие,
звучащие поразному музыкальные инструменты. 5
Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал
рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с
приключениями и удивительными превращениями.
Один когдато царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой,
наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на
музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга,
что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде,
борясь за место под солнцем…
У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они
исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба [5, с. 107].
1.2.
Знакомство с музыкальными инструментами
Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков.
Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных
групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.
Дружное семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт,
виолончель, контрабас. Эти инструменты словно продолжение друг друга.
Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент,
а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому [5,
с.254].
Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется,
арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли
– все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн.
Металлические трубы, или, как их называют, медные духовые, другое
семейство. Конечно, звучание маленькой трубыгорна отличается от звучания
валторны, а звук тромбона мы не спутаем со звуком огромной трубы. Но эти
музыкальные инструменты, в голосе которых слышен поющий металл, как бы
звуковое продолжение один другого.
Семейство деревянных духовых возглавляет флейта. Звук поющего дерева
– гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей
меди.
Ударные инструменты – тоже единая дружная семья. Их еще называют
самозвучащие. К ним относятся барабаны, бубны, тарелки, колокола,
металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами
молоточков, и многие другие.
Семейство пневматических инструментов – это группа инструментов, у
которых воздух, надуваемый мехами или гармошкой, будоражит тонкие
металлические пластинкиголоса. Баян, аккордеон – представители этого
семейства [5, с.255].
На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию.
Они создали десятки всевозможных инструментов, которые способны
вылепить из звука тысячи разнообразных музыкальных фигур. В руках хорошего
музыканта звук способен до неузнаваемости менять «походку», или как говорят
музыканты, «штрихи». 6
Звуки могут прыгать, шагать, выплывать один из другого. Они могут быть,
острыми, мягкими, звонкими, глухими тысячи звуковых красок…
Вот и получается, что оркестр – это самый большой и самый совершенный
инструментальный ансамбль, звуковое сообщество, где инструменты подобраны
по семейному признаку [5, с.256].
Значение музыки в жизни человека
1.3.
Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка
всегда сопровождала человека [6, с.5].
Много произведений, написанных много веков назад, исполняют и слушают
по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а
также их описания и изображения.
Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на
хлеб тем, что ходили по деревням и исполняли песни под аккомпанемент
инструментов или развлекали богачей во время пиров. Бродячие музыканты
были еще и акробатами и жонглерами.
Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях,
виолах – стали учиться не только люди, избравшие профессию музыканта.
Музыка стала важным элементом образования, люди полюбили играть в
компании друзей. Инструментальная музыка стала так же популярна, как и
вокальная [4, с.38].
Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную,
классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную
и серьезную. Мы слушаем ее от момента пробуждения, мы слышим ее в течение
дня, мы засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в
дороге, когда сосредоточенно работаем, когда отправляемся в поездку. Мы
слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни [6, с.22].
Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты
печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что
музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от
фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно
влияют на систему кровообращения. А ещё на фоне музыки активизируется
мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно
воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка
величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать [2,
с.25]. 7
2. Практическая часть
Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных
инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о
своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.
Познакомились с основными группами музыкальных инструментов
(ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.
Всем ребятам запомнилась игра в детском шумовом оркестре, где каждый
побывал в роли музыканта или дирижера. Мальчики на уроках технологии
сделали своими руками музыкальные инструменты (гитары, балалайки,
скрипки), которые мы будем использовать на уроках музыки.
различные творческие задания:
Нам очень понравилось изучение музыкальных инструментов, мы решили
выполнить
нарисовали музыкальные
инструменты (Приложение 1), совместно с родителями сделали подборку
загадок и стихов о музыкальных инструментах (Приложение 2), приняли участие
в дистанционных всероссийских познавательных викторинах «Музыкальные
инструменты» и «Музыкальный турнир» (сайт Центра развития образования
«Страна вопросов», заняли 1 место), посетили концерт в детской музыкальной
школе «Дарите музыку друг другу».
После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение
моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости
музыкальных инструментов в их жизни. Мною было проведено анкетирование,
где основной целью являлось выявить их предпочтения в области музыки и
музыкальных инструментов.
Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:
1.
Какую музыку вы любите слушать: современную, классическую,
народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)?
8
Звучание каких музыкальных инструментов вам нравится больше
2.
всего?
3.
Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.
На вопрос, какую музыку вы любите слушать:
Играете ли вы на музыкальных инструментах?
современную музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов;
классическую музыку 30 % детей, 87 % педагогов;
народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.
Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Показатель
предпочтения музыки».
Диаграмма 1.
Показатель предпочтения музыки
педагоги
87%
учащиеся
87%
60%
30%
37%
30%
современная музыка
классическая музыка
народная музыка
На вопрос, звучание каких музыкальных инструментов вам нравится,
ответы были разные. Особенной популярностью у всех пользуется гитара и
фортепиано. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Показатель
предпочтения музыкальных инструментов».
Диаграмма 2. 9
Показатель предпочтения музыкальных инструментов
40%
28%
14%
педагоги
42%
учащиеся
45%
28%
20%
28%
фортепиано
аккордеон
0%
гитара
скрипка
саксофон
0%
И на последний вопрос анкеты: «Играете ли на музыкальных
инструментах?» были получены следующие результаты: все учащиеся отметили
игру в детском шумовом оркестре (бубен, деревянные ложки, металлофон, т.д.),
одна ученица и один педагог умеют играть на музыкальном инструменте
(фортепиано).
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята и педагоги 100 %
любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент и многие ребята
захотели научиться играть на фортепиано и гитаре.
В своей работе я рассказала о том, какую роль играют музыкальные
Заключение
инструменты в жизни человека.
Завершая исследование по теме, я узнала много нового о музыкальных
вкусах моих одноклассников и педагогах, работающих в моем классе.
Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой,
ещё больше заинтересуются удивительным миром музыкальных инструментов.
Я знаю, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого
требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к
музыке.
Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал
работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки,
мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.
Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования,
опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками
и педагогами. 10
Список литературы
1. Володихин Д. М. Музыка наших дней М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г.,
220 с.
3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1 7
классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с.
4. Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс – М., издательство
«Махаон», 1993 г., 47 с.
5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред.
О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с.
6. Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.:
АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с. 11
Приложение 1 12
Приложение 2 13
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.