Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Оценка 4.6

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—7 кл
20.06.2017
Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Данный проект был создан учащимися МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина, г. Таганрога в 2017 году Татаровой Софьей, 5 «В», Вишневецкой Викторией Вячеславовна, 6 «В» и научным руководителем Писаревой Юлией Александровной, учителем музыки. С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. Всё это - эмоциональный мир человека, который невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов. Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов. Задумавшись об этом, мы работали над проектом: «Музыкальных инструментов в жизни человека».Объект исследования: музыка в жизни учащихся 5 – 7 классов, учителей школы. Предмет исследования: музыкальные инструменты. Цель работы: расширение знаний о роли музыкальных инструментов наших современников. Задачи работы: - изучить, проанализировать материал по выбранной теме; - изучить историю зарождения музыкальных инструментов; - познакомиться с основными группами музыкальных инструментов; - установить значение музыки в жизни человека. Методы работы: проблемный, поисковый, наблюдения, анализа и сравнения. Актуальность темы: музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом. Новейшие технологии, интернет, социальные сети буквально овладели нашим миром. Слушая музыку в телефоне или на компьютере, иногда не осознавая, что эта музыка «не живая». А это мешает полноценному культурному развитию нашего поколения. Для учащихся средних классов важно показать, что есть и другая интересная и реальная музыкальная жизнь. А это полноценное звучание инструментов прошлого и настоящего.
Проект по музыке 2017.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 И.М. А.Г. ЛОМАКИНА РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. исследовательский проект по музыке                                                  автор работы:  Татарова Софья Максимовна,                                                                     ученица 5 «В» класса.                                                                     Вишневецкая Виктория Вячеславовна,                                                                    ученица 6 «В» класса.                                        научный   руководитель: Писарева Юлия Александровна, учитель музыки                                                                         МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина 2 Г. Таганрог 2017 Оглавление 1. Введение……………………………………………………...………………..3 2. Теоретическая часть……………………………………………….…….……5 2.1. 2.2. Зарождение музыкальных инструментов…………………….………5 Знакомство с музыкальными инструментами……………..………...6 2.3. Значение музыки в жизни человека…………………………..………7 3. Практическая часть………………………………………...……………..…..…9 4. Заключение……………………………………………………………….……..12 5. Список литературы…………………………………………………………..…13 6. Приложение……………………………………………………………..………14 3 Введение С   незапамятных   времен   во   всех   уголках   света   люди   поют   и   играют   на музыкальных   инструментах,   танцуют   и   создают   новую   музыку.   Для   многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать   другим   людям   о   твоих   мыслях   и   чувствах   ничуть   не   хуже,   чем литература и живопись [4, с.3]. Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят   жить   интересно,   красочно.   Космонавт   и   рабочий,   врач   и   крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет   никакой   музыки.   Интересной   была   бы   жизнь?   Безусловно,   нет!   Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни [3, с.3]. Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной. Эмоциональный   мир   человека   невозможно   представить   без   музыки.   Она необходима   людям   всех   возрастов   и   профессий.   Музыка   –   это   язык   души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но   и   от   качества   звучания   музыкальных   инструментов,   их   функциональных возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека,   воспитывают   в   нем   способности   воспринимать   все   богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом  [1, с.6]. Свою   работу   я   посвящаю   роли   музыкальных   инструментов   в   жизни человека. Цель исследовательской работы ­  расширение знаний о роли музыкальных инструментов в жизни человека. Задачи исследования: 1. Изучить, проанализировать материал по выбранной теме. 2. Изучить историю зарождения музыкальных инструментов. 3. Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов. 4. Установить значение музыки в жизни человека. Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: беседа, анкетирование. 4 Предмет исследования – музыкальные инструменты.  Объект – музыка в жизни человека. Чтобы   сформировать   интерес   к   истории   возникновения   музыкальных инструментов   и  их   разнообразию,  активизировать   желание   слушать   и наслаждаться   музыкой,  возникла   идея   данного   проекта,   который   позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов! 1.1. 1.Теоретическая часть Зарождение  музыкальных инструментов Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.  У   человека   есть   голос,   который   может   издавать   певучие   звуки   разной высоты.   И   первую   в   мире   мелодию   воспроизвел,   конечно   же,   человеческий голос.   А   для   того   чтобы   мелодия   звучала   ритмично,   человек   то   хлопал   в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не ударные звуки? Итак,   сначала   был   человеческий   голос.   А   уже   потом   человек   стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы [5, с.103]. Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков. Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает [5, с.104]. Из   козьей   шкуры   мастер   сшил   пузырь,   надул   его,   приладил   к   мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты. Дерево,   стекло,   металл,   звериные   шкуры   и   жилки,   морские   раковины   и тростник –  всё  это  обрело  голос  в умелых  руках   музыкальных  мастеров  [5, с.105]. В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.  Случалось,   в   роли   подсказчика   выступала   природа.   Один   музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму   морской   волны,  третий  –   завыванию   ветра.   Так   появились   непохожие, звучащие по­разному музыкальные инструменты. 5 Если   бы   вдруг   музыкальные   инструменты   заговорили,   и   каждый   стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.  Один когда­то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот,   выбился   из   «золушки»   в   «королевы»   и   поныне   восседает   на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем… У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба [5, с. 107]. 1.2. Знакомство с музыкальными инструментами Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков. Существует   разделение   музыкальных   инструментов   на   несколько   основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука. Дружное семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель,   контрабас.   Эти   инструменты   словно   продолжение   друг   друга. Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент, а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому  [5, с.254]. Семейство   струнных   щипковых   инструментов   возглавляет,   разумеется, арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли – все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн. Металлические   трубы,  или,  как   их   называют,  медные   духовые, ­   другое семейство. Конечно, звучание маленькой трубы­горна отличается от звучания валторны, а звук тромбона мы не спутаем со звуком огромной трубы. Но эти музыкальные инструменты, в голосе которых слышен поющий металл, ­ как бы звуковое продолжение один другого. Семейство деревянных духовых возглавляет флейта. Звук поющего дерева – гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей меди. Ударные   инструменты   –   тоже   единая   дружная   семья.  Их   еще   называют самозвучащие.   К   ним   относятся   барабаны,   бубны,   тарелки,   колокола, металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами молоточков, и многие другие. Семейство   пневматических   инструментов   –   это   группа   инструментов,   у которых   воздух,   надуваемый   мехами   или   гармошкой,   будоражит   тонкие металлические   пластинки­голоса.   Баян,   аккордеон   –   представители   этого семейства [5, с.255]. На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию. Они   создали   десятки   всевозможных   инструментов,   которые   способны вылепить из звука тысячи разнообразных музыкальных фигур. В руках хорошего музыканта звук способен до неузнаваемости менять «походку», или как говорят музыканты, «штрихи». 6 Звуки могут прыгать, шагать, выплывать один из другого. Они могут быть, острыми, мягкими, звонкими, глухими ­ тысячи звуковых красок… Вот и получается, что оркестр – это самый большой и самый совершенный инструментальный ансамбль, звуковое сообщество, где инструменты подобраны по семейному признаку [5, с.256]. Значение музыки в жизни человека 1.3. Музыка   существует   на   земле   тысячи   лет.  С  древнейших   времен   музыка всегда сопровождала человека [6, с.5]. Много произведений, написанных много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения. Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на хлеб   тем,   что   ходили   по   деревням   и   исполняли   песни   под   аккомпанемент инструментов   или   развлекали   богачей   во   время   пиров.   Бродячие   музыканты были еще и акробатами и жонглерами. Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах   –   стали   учиться   не   только   люди,   избравшие   профессию   музыканта. Музыка   стала   важным   элементом   образования,   люди   полюбили   играть   в компании   друзей.   Инструментальная   музыка   стала   так   же   популярна,   как   и вокальная [4, с.38]. Музыка   вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную и серьезную.  Мы слушаем ее от момента пробуждения, мы слышим ее в течение дня, мы засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге,   когда   сосредоточенно   работаем,   когда   отправляемся   в   поездку.   Мы слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни [6, с.22]. Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали  и  даёт   в  полной   мере  насладиться  радостью.  Учеными   доказано,  что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано   дарит   гармонию   психике,   духовые   инструменты   благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё   на фоне музыки активизируется мозговая   деятельность,   что   даёт   возможность   более   чётко   и   конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка ­ величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать  [2, с.25]. 7 2. Практическая часть Познакомившись   с   разнообразным   материалом   о   музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.  Познакомились   с   основными   группами   музыкальных   инструментов (ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.  Всем ребятам запомнилась игра в детском шумовом оркестре, где каждый побывал   в   роли   музыканта   или   дирижера.  Мальчики   на   уроках   технологии сделали   своими   руками   музыкальные   инструменты   (гитары,   балалайки, скрипки), которые мы будем использовать на уроках музыки.   различные   творческие   задания: Нам очень понравилось изучение музыкальных инструментов, мы решили выполнить   нарисовали   музыкальные инструменты   (Приложение   1),   совместно   с   родителями   сделали   подборку загадок и стихов о музыкальных инструментах (Приложение 2), приняли участие в   дистанционных   всероссийских   познавательных   викторинах   «Музыкальные инструменты»   и   «Музыкальный   турнир»   (сайт   Центра   развития   образования «Страна вопросов», заняли 1 место), посетили концерт в детской музыкальной школе «Дарите музыку друг другу». После выполнения всех творческих заданий  мне захотелось узнать мнение моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости музыкальных инструментов в их жизни.   Мною было проведено анкетирование, где   основной   целью   являлось   выявить   их   предпочтения   в  области   музыки   и музыкальных инструментов.    Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:    1. Какую   музыку   вы   любите   слушать:   современную,   классическую, народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)? 8 Звучание   каких   музыкальных   инструментов   вам   нравится   больше 2. всего? 3. Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.  На вопрос, какую музыку вы любите слушать: Играете ли вы на музыкальных инструментах?                              современную  музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов; классическую музыку ­ 30 % детей, 87 % педагогов; народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.  Результаты   наглядно   представлены   на   диаграмме   1   «Показатель предпочтения музыки». Диаграмма 1. Показатель предпочтения музыки  педагоги 87% учащиеся 87% 60% 30% 37% 30% современная музыка классическая музыка народная музыка На     вопрос,   звучание   каких   музыкальных   инструментов   вам   нравится, ответы   были   разные.   Особенной   популярностью   у   всех   пользуется   гитара   и фортепиано.  Результаты  наглядно  представлены  на  диаграмме  2 «Показатель предпочтения музыкальных инструментов». Диаграмма 2. 9 Показатель предпочтения музыкальных инструментов 40% 28% 14% педагоги 42% учащиеся 45% 28% 20% 28% фортепиано аккордеон 0% гитара скрипка саксофон 0% И   на   последний   вопрос   анкеты:   «Играете   ли   на   музыкальных инструментах?» были получены следующие результаты: все учащиеся отметили игру в детском шумовом оркестре (бубен, деревянные ложки, металлофон, т.д.), одна   ученица   и   один   педагог   умеют   играть   на   музыкальном   инструменте (фортепиано).  Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята и педагоги 100 % любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент и многие ребята захотели научиться играть на фортепиано и гитаре.  В   своей   работе   я   рассказала   о   том,   какую   роль   играют   музыкальные Заключение инструменты в жизни человека.  Завершая   исследование   по   теме,   я   узнала   много   нового   о   музыкальных вкусах моих одноклассников и педагогах, работающих в моем классе.  Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром музыкальных инструментов. Я   знаю,   что   играть   на   музыкальных   инструментах   очень   нелегко.   Для   этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.   Считаю,   что   цели   и   задачи   данной   работы   были   выполнены,   материал работы   может   быть   использован   учителями   и   учащимися   на   уроках   музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.   Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса,  работе с литературой, ну и самое главное  общению с  одноклассниками и педагогами. 10 Список литературы 1. Володихин Д. М. Музыка наших дней ­  М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с. 2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с. 3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1­ 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с. 4. Первая энциклопедия музыки. Автор  Эмма Дейнс  – М., издательство «Махаон», 1993 г., 47 с. 5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с. 6. Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с. 11 Приложение 1 12 Приложение 2 13

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».

Исследовательский проект по музыке  «Роль музыкальных инструментов в жизни человека».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017