Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
религиоведение
4 кл
12.02.2017
Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Публикация является частью публикации:
проект Радуга имен.docx

 

 

 

 

                      Методическая разработка проект

 «Происхождение имен учащихся класса, характеристика

    по      имени»

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Содержание:

1.     Введение                                                           2-3

2.     Основная часть                                                 4-9

3.     Заключение                                                       11

4.     Литература                                                        12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

                                             Введение.

Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Однако, ясно, что образование не должно быть ограничено формированием лишь интеллектуальной стороны личности. В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач во многом способствуют занятия по ОРКСЭ.. Одно из направлений – проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Проект – исследовательская, совместно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата.

 

Проектная деятельность – это способ выстраивания эффективного действия. Она формирует навыки самообразования и самоконтроля, а также навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы. В ходе проектной деятельности происходит моделирование реальной технологической цепочки от целей и задач к результату, активизация познавательной деятельности и формирование оценочной деятельности. Развивается способность к рефлексии (формирование УУД).

Я предлагаю методическую разработку проекта, направленного на формирование таких духовно-нравственных ценностей личности как уважительного, толерантного отношения к другому человеку, к истории своей страны, к быту, верованиям своего народа, его историческим контактам, духовным ценностям; укрепление связи со своим родом, семьей.

Актуальность проекта обусловлена тем, что наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Узнавая происхождение и значение наших имен, мы укрепляем связь со своим родом, со своей страной, начинаем больше уважать традиции своей семьи и своей родины, помнить ее ценности.

 

 

 

 

 

                                         Основная часть.

 

Этапы проекта.

 

1.     Постановка проблемы.

 

При продумывании проекта, его описании особое внимание следует уделить способам создания личностной мотивации включения обучающегося в проектную деятельность. Необходимо педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Активное участие или самостоятельная работа по формулированию проблемы, а затем цели проекта формирует необходимую мотивацию дальнейшей проектной деятельности.

Положительную мотивацию включения в работу создает ситуация выбора партнера, темы проекта. Чем больше свободы для самоопределения, тем больше возможности проявить и выразить себя, тем личностно более значима для ученика становится сама деятельность, и ее результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Посильность работы над проектом и интерес учащихся во многом определяет успех.

 

Проблема должна идти от ребенка. Но толчком к возникновению проблемы будет деятельность учителя. В данном случае мотивацией послужит невозможность решить некоторые проблемные вопросы при проведении игры «Знаем ли мы свои традиции?». После окончания игры учитель, вместо того, чтобы дать готовые ответы, предлагает подготовить проекты по интересующим темам.  При выборе ребенок должен решить: «Почему для меня это важно?» Ответив на этот вопрос, ученик может определить конкретную тему исследования.

 

2.     Тема проекта.

 

Определение темы проекта.

Тема: «Происхождение имен учащихся класса, характеристика по имени»

3.     Цель проекта.

 

Определяется цель проекта. Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Учащийся отвечает на вопрос: «Зачем мы (я) делаем этот проект?»

Цель данного проекта: исследование  значений и происхождения имен и соответствия характеристики по имени психологическому портрету конкретного человека.

 

 

4.     Задачи проекта.

Ученик отвечает на вопрос: «Что для этого мы делаем?»

 

1)Исследовать актуальность данной проблемы.

2)Найти материал об истории возникновения имён и о значении своего имени;

3)Исследовать, соответствует ли характеристика  имени характеру его обладателя.

4)С помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость

    каждого человека;

5)Создать буклет «Имена нашего класса»

 

 

5.     Гипотеза.

 

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

Выдвигается гипотеза: люди с одинаковыми именами имеют общие черты характера.

 

6.     План работы (методы и способы).

 

Дети должны ответить на вопрос: «Как мы это можем делать?»

Прежде, чем начать практическую разработку проекта, мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

- метод выборочного опроса и анкетирования;

- аналитический (при изучении научных источников);

- метод сравнительного анализа (при обработке исследуемого материала);

- приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении результатов исследования).

1 этап: социологическое исследование, в ходе которого учащимся  класса и их педагогам предлагаются вопросы, касающиеся значения их имени и их отношения к нему. (Приложение № 1) Результаты анкетирования помогут осознать актуальность проектного исследования.

2 этап: изучение и анализ информации о происхождении русских имен. Классификация русских имен по происхождению.

3 этап: изучение происхождения имен учащихся класса. Классификация, построение диаграмм, показывающих преобладание тех или иных имен по происхождению.

4 этап: ознакомление с исследованиями ученых- антропонимистов, позволяющих выявить типичные характеристики людей, носящих одно и то же имя; опрос учащихся, педагогов, родителей на предмет соответствия типичных характеристик по имени характеру конкретных учащихся, результаты которого позволят выявить процент соответствия и доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале работы. (Приложние № 2)

 

 

7.     Продукт проекта.

 Учащиеся отвечают на вопрос: «Что получится?» (как решение проблемы). Продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

В данном случае продуктом будет являться презентация проекта «Радуга имен» и буклет «Имена нашего класса».

 

 

8.     Выводы (итог) проекта.

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой, получился ли продукт значимым. Можно озвучить планы на будущее.

Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

                        Методический паспорт проекта

 

Адресация

Проект выполнятся в рамках программы по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 классе.

 

Тема: «Происхождение имен учащихся класса, характеристика по имени».

Цели: создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к такой категории как имя человека, его истории и значении в жизни людей.

 

·        Задачи: формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей: уважительного, толерантного отношения к другому человеку, к истории своей страны, к быту, верованиям своего народа, его историческим контактам, духовным ценностям; укрепление связи со своим родом, семьей;

·        формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

·        способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

·        расширение активного словарного запаса и кругозора детей;

·        формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

Тип проекта: парный, среднесрочный, внутришкольный, исследовательский.

Время работы над проектом: 3 недели.

Режим работы : внеурочно, домашняя работа

Учебно-методическое обеспечение данного проекта содержит:

- Памятка «Юным исследователям».(приложение № 3)

-Правила работы в парном проекте;(приложение № 4)

-Требования к оформлению текстового варианта проектной работы (приложение № 5)

-Требования к презентации (приложение № 6)

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

-ТСО, которыми располагает школа.

-Технические средства выбранные учащимся в связи с созданием творческого продукта (фото и видео техника, канц. товары и т. д.)

 

Информационное обеспечение проекта:

-интернет-ресурс

-литература по теме исследования.

 

 

Мотивация к работе:

 После прохождения темы «Россия – наша Родина» в 4 классе проводится игра «Знаем ли мы свои традиции?» с открытыми проблемными вопросами. По вопросам, где нет готовых решений или не хватает информации, учащимся предлагаются темы для проектной деятельности (по желанию).

 

Итоговый продукт:

Презентация «Радуга имен», словарик «Имена нашего класса».(приложения № 7, 8)

Опыт использования.

Данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предмета ОРКСЭ, на различных конференциях и ученических диспутах. Полученные продукты могут стать достойным оснащением школьного методического кабинета. (приложение № 9)

                            

 

                                             Заключение.

Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную, созидательную творческую работу.

Проект имеет большое воспитательное значение: формирует духовно-нравственные ценности.

А также данный учебный проект предоставляет возможность обучить:

-Проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы, постановке вытекающих из нее задач)

- Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика

-Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта)

-Представлению результатов своей деятельности и хода работы

- Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания

-Практическому применению школьных знаний в различных ситуациях.

-Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Полученный результат, найденный способ решения носит практический характер и, что весьма важно, интересен и значим для ученика.

Важен он и для учителя, так как это одна из наиболее эффективных форм духовно-нравственного воспитания и образования по программе ОРКСЭ .

 

 

                                          Литература.

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

4.     Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

5.   Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -   №9.

6.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

7.   Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

8.   Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

9.   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

11. Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru;  www.eidos.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка проект «Происхождение имен учащихся класса, характеристика по имени»

Методическая разработка проект «Происхождение имен учащихся класса, характеристика по имени»

Содержание: 1. Введение 2-3 2

Содержание: 1. Введение 2-3 2

Введение. Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание

Введение. Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание

Проектная деятельность – это способ выстраивания эффективного действия

Проектная деятельность – это способ выстраивания эффективного действия

Основная часть. Этапы проекта

Основная часть. Этапы проекта

Знаем ли мы свои традиции?». После окончания игры учитель, вместо того, чтобы дать готовые ответы, предлагает подготовить проекты по интересующим темам

Знаем ли мы свои традиции?». После окончания игры учитель, вместо того, чтобы дать готовые ответы, предлагает подготовить проекты по интересующим темам

Найти материал об истории возникновения имён и о значении своего имени; 3)Исследовать, соответствует ли характеристика имени характеру его обладателя

Найти материал об истории возникновения имён и о значении своего имени; 3)Исследовать, соответствует ли характеристика имени характеру его обладателя

Приложение № 1) Результаты анкетирования помогут осознать актуальность проектного исследования

Приложение № 1) Результаты анкетирования помогут осознать актуальность проектного исследования

Выводы (итог) проекта. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой,…

Выводы (итог) проекта. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой,…

Тип проекта: парный, среднесрочный, внутришкольный, исследовательский

Тип проекта: парный, среднесрочный, внутришкольный, исследовательский

Технические средства выбранные учащимся в связи с созданием творческого продукта (фото и видео техника, канц

Технические средства выбранные учащимся в связи с созданием творческого продукта (фото и видео техника, канц

Заключение. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную, созидательную творческую работу

Заключение. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную, созидательную творческую работу

Литература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

Литература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)

Исследовательский проект "Радуга имен" (4-5 класс. ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017