Исследовательский проект "Сленг нашей школы"

  • Научно-исследовательская работа
  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательский проект "Сленг нашей школы"Молодежный сленг – социально значимое явление среди подростков. Подробное знакомство и изучение сленга поможет школьникам понять, положительно или негативно влияет на речь употребление сленговых выражений. Цель проекта: показать сущность подросткового жаргона (сленга) как социального и языкового явления; исследовать молодежный сленг в нашей школе.
Иконка файла материала конспект.docx
Исследовательский проект «Сленг нашей школы» Проект рассчитан на учащихся 7­8 классов в рамках учебных дисциплин  русский язык, литература Содержание Введение ………………………………………………………………..3 Основная часть …………………………………………………………4                  1. Теоретическая часть работы над проектом …………………...4                  2. Практическая часть работы над проектом …………………....5           Заключение ……………………………………………………………..8           Использованная литература …………………………………………...9 ВВЕДЕНИЕ Проблема: Что   такое   сленг?   Каковы   особенности   употребления   сленга   в   речи школьников? Актуальность: Молодежный   сленг   –   социально   значимое   явление   среди   подростков. Подробное   знакомство   и   изучение   сленга   поможет   школьникам   понять, положительно   или   негативно   влияет   на   речь   употребление   сленговых выражений. Цель проекта: показать   сущность   подросткового   жаргона   (сленга)   как   социального   и языкового явления; исследовать молодежный сленг в нашей школе. Задачи проекта: ­ раскрыть понятие сленга; ­ познакомиться с молодежным сленгом; ­ рассмотреть сленг как речевой пласт в среде учащихся; ­ выявить причины употребления сленга учениками; ­ узнать источники пополнения; ­провести анкетирование учащихся; ­ составить толковый словарь «Школьный сленг школы №47 г. Барабинска». Объект исследования: Речь учащихся МКОУ СОШ № 47. Предмет исследования: Устная речь, в которой присутствуют сленговые выражения. Гипотеза: Исследование   и   выявление   наиболее   частотных   речевых   сленговых   форм общения в ученической среде даст возможность наметить перспективные пути 1преодоления   появления   жаргонизмов   в   речи   школьников   и   овладение учащимися   норм   литературного   словоупотребления,   что   необходимо   для осмысления родного языка как общенационального достояния. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Теоретический этап работы над проектом Аннотация проекта           С самого детства мы начинаем изучать наш русский язык. Это один из богатейших языков мира, самый красивый, многообразный и в то же время, очень сложный и трудный. Сколько в нем правил, исключений, слов! Великий русский писатель И.С. Тургенев в своем знаменитом стихотворении в прозе так писал о родном языке: «… ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,   правдивый   и   свободный   русский   язык!».   Не   менее   известно   и высказывание Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно,   смягчается,   журчит   нежным   ручейком   и   сладостно   вливается   в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!».        Но на сегодняшний день современный мир устроен так, чторусский язык стал средством межнационального общения. Мы видим, как язык меняется каждый раз изо дня в день. В речи нашей молодежи все больше появляется новых   слов,  заимствованных   из  различных  источников:  компьютерной  сети интернет, телевидения, европейских и российских молодежных субкультур и т.д.        Используя различные методы исследования, мы доказали, что жаргонизмы засоряют   нашу   речь,   обедняют   ее.   Литературный   язык   делает   речь   ярче, красочней, богаче. Мы думаем, что у сверстников наша информация вызовет интерес. Возможно, поняв   комичность,   нелепость   употребляемых   слов,   многие   задумаются   о неуместности их употребления, что будет способствовать повышению речевой культуры учащихся. Изучение понятия «сленг». Его разновидности        Ознакомившись с методической литературой по данной теме, в том числе с толковым словарем В.И.Даля, мы выяснили, что изначально существовало слово   «просторечие».   Уже   в   19   веке   русские   лингвисты   стали   относить определение «жаргон» к данному стилю. В.И.Даль писал, что жаргон возник из   языка   коробейников­офеней.Отсюда   и   другое   название   жаргона   ­   феня (ботать по фене).         С течением времени язык все больше изменялся, претерпевал некоторые трансформации. С появлением новых различных слоев общества, а также с политическими изменениями в стране, язык подразделялся на разнообразные группы. Так, в начале и середине 20 века распространен был хулиганский, 2тюремный, воровской жаргон. Но уже в 90­е годы 20 века и по сегодняшние дни   в   речь   вошли   новомодные   молодежные   словечки,   которые   стали  широкоупотребительны в нашем современном обществе. В толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова изучаемого слова «сленг» нет. Дается   толкование   французского   слова  «жаргон».  Это   говорит   о   том,  что «сленг»   ­   совершенно   новое   слово,   вошедшее   в   нашу   жизнь   сравнительно недавно.        Мы выяснили, что слово «сленг» ­ английского происхождения. Вот какое толкование дает Интернет­ресурс «Википедия»: Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Сопоставив понятия «жаргон» и «сленг», мы пришли к выводу, что они являются синонимами.        Сленг имеет свои разновидности в зависимости от того, в какой среде он употребляется: 1)   Тюремный   сленг: малява   –   письмо,   косяк   –   проступок,   авторитет   – старший, смертник – осужденный пожизненно. 2)   Студенческий   сленг:   хвост   –   задолженность,   госы   –   государственные экзамены, автомат – получение оценки без дачи экзамена. 3)   Врачебный   сленг:лежак   –   лежачий   больной,   непруха   –   кишечная непроходимость, дискотека – включенные сирена или мигалка машины скорой помощи. 4)Компьютерный сленг: мыло – электронная почта, дрова – драйвера, клава – клавиатура, винда–Windows. 2. Практический этап работы над проектом         Перечисленные в первой части разновидности сленга составляют далеко не все его содержание. Мы решили более подробно рассмотреть и изучить школьный сленг. Для этого мы перешли к этапу сбора информации. Мы   ознакомились   с   методической   литературой,   обратились   к   Интернет­ ресурсам,   составили   анкеты   и   провели   опрос   учащихся.   Проанализировав собранные материалы, нами был составлен словарь сленга наших школьников, а также выпущена стенгазета с самыми популярными словами современной молодежи.              Таковы   результаты   анкетирования   и   опроса   учащихся   среднего   и старшего звена нашей школы: 1. Употребляете ли вы в своей речи сленг (модные молодежные словечки)? А) часто – 192 человека Б) иногда – 68 человек В) никогда – 10 человек 2. С какой целью вы употребляете сленг? А. самоутвердиться – 110 человек 3Б.поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе – 40 человек В. обмениваться информацией и узнавать новое – 20 человек Г. придать своей речи живость и юмор – 100 человек 3. Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг? А) чтобы было смешно, не скучно – 80 человек Б) чтобы быть интересным рассказчиком – 45 человек В) с трудом удается выражать свои мысли литературным языком – 41 человек Г) не желают выделяться – 14 человек Д) модно – 90 человек 4. Из каких источников молодые люди узнают слова молодежного сленга? А) из речи взрослых ­ 11 человек Б) из теле­ и радиопередач – 18 человек В) из книг – 0 человек Г) из модных песенных хитов – 43 человека Д) других (укажите каких) – 198 человек указали Интернет 5. Является ли употребление сленга в общении со сверстниками  нарушением норм речевой культуры? а) да – 258 человек          б) нет–12 человек 6.   Является   ли   употребление   сленга в   общении   с   взрослыми,   в   школьных сочинениях  нарушением норм речевой культуры? а) да – 160 человек           б) нет – 110 человек         Вывод:             Как видим, современные молодежные слова очень распространены в среде подростков. Употребляя их в своей речи, школьники таким образом пытаются   в   большинстве   случаев   самоутвердиться   в   обществе,   так   как считают   это   модным   и   ярким. Самыми   многочисленными   и распространенными   в   речи   школьников   являются   слова,   называющие современные   понятия   в   сети   Интернет.   И   более   того,   подростки   даже   не задумываются над тем, что такие модные слова все же являются показателем низкой   речевой   культуры,   вытесняя   при   этом   постепенно   наш   великий литературный язык.              По   итогам   опроса   у   нас   получилась   вот   такая классификация школьного сленга: 1) слова с положительной оценкой: найс, тема, круто, изи, няшно, угарный, респект, ржач, зачетно.           2) слова с ярко выраженной отрицательной оценкой: пипец, депресняк, 4печалька, пофиг, ничёси, жесть, люто.        3) сленговые слова, называющие современные понятия в сети Интернет: лайк, хайп, репост, хайпить, мем, аффтар, фейк, регаться, загуглить.           4) слова,   называющие   межличностные   отношения   и   события   в   жизни человека: жиза, кэп, фишка, халява, туса.           5) слова, называющие различные действия: дратути, двигануть, тусить, харэ, рубить бабло, замётано, не вкурил, сори.           6) сленговые слова, затрагивающие сферу школы: байбл, зачетно, тича, домашка, столовка. Итоги. Результатом всей нашей проведенной работы стало: 1)  Составление толкового  словаря  школьного  сленга,  в  который  вошло 50 слов. При объяснении лексических значений жаргонных слов мы использовали анкеты   наших   респондентов,   а   также   Интернет­ресурсы.   Обсуждая   с учениками нашей школы эту проблему, мы выяснили, что в школьном сленге ежегодно появляются новые слова (приложение 1) 2)   Также   выпущена   стенгазета   с   самыми   популярными,   по   итогам анкетирования, молодежными словами (приложение 2) 3) Создана презентация по данной теме проекта (приложение 3) 4) Все материалы по окончании работы опубликованы на сайте … ЗАКЛЮЧЕНИЕ           Нами был сделан вывод, что школьный сленг – это важное языковое явление для общения в подростковой среде, поэтому используются в речи учащихся разного возраста. ­ 71% учащихся нашей школы применяют в своей речи сленг; ­ 74%   школьников   употребляют   сленг,  для  того  чтобы   самоутвердиться  и быть модным; ­ 73% учащихся находят такие слова в Интернете; ­ 96% подростков не считают сленг нарушением нормы речи при общении.          Конечно, некоторые видят в школьном сленге некую угрозу, так как с каждым днем он активно вытесняет из речи молодежи русские литературные слова. Но в то же время и запретить школьный сленг бессмысленно. Использованная литература 1) Горбачевич К.С. Особенности молодёжного жаргона. РЯШ: 2001г. 2)   Даль   В.И.   Толковый   словарь   живого   великорусского   языка. Государственное            издательство иностранных и национальных словарей, Москва: 1956г. 3) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс: 2011. 4) Стенин И.А. Словарь молодёжного жаргона. Воронеж: 2004г. 5) ru.wikipedia.org 5