Направление: психология/литературное чтение
Тема: «Виды памяти. Способы запоминания текста для дальнейшего устного
воспроизведения».
Назаретян Артур Аршакович
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 имени Ц. Л. Куникова»
2 «Б» класс
Муниципальное
образование город - курорт Геленджик
Научный руководитель:
Макарова И. И., учитель начальных классов
г. Геленджик
2012/2013 учебный год
Научный руководитель: Макарова Ирина Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Группа учащихся класса столкнулась с проблемой запоминания и воспроизведения текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и детской риторики. Возникло желание разобраться в механизмах работы человеческой памяти, выявить её виды, продиагностировать способы запоминания, характерные для учащихся данного возраста. Проект длился с 21.01.13 г. по 15.02.13 г.
Цель работы: выяснить, существует ли способ достаточно прочного запоминания текста для его дальнейшего устного воспроизведения.
Объект исследования: группа учащихся класса.
Задачи исследования:
1. В ходе работы продиагностировать способы запоминания учебного материала учащимися класса;
2. В процессе учебного труда воспроизводить небольшие тексты повествовательного содержания.
Метод исследования: эксперимент.
Предполагаемый результат: подробный пересказ текста- повествования.
Командой «Есть идея!» был предложен план работы, включающий не только диагностики способов запоминания учебного материала, но и удобные методики, способствующие достаточно быстрому и точному воспроизведению текстов различного содержания. Была проведена диагностика зрительного запоминания, запоминания на слух с обобщённым понятием и без обобщённого понятия. Учащиеся предлагают несколько удачных способов запоминания : применение ассоциаций, использование схематических рисунков, опорных слов, составление плана текста. Работая с разными текстами, учащиеся замечают, что проще пересказывать текст- повествование, где есть смена героев, событий, места действия, что даёт возможность составления плана текста, способствующего лучшему его воспроизведению.
Интересна задумка проведения урока самими детьми, где они ещё раз на практике подтверждают удобство использования плана текста, обучают одноклассников правилам его составления. При работе над презентацией к уроку включают в неё героев известных произведений Эдуарда Успенского, причём непосредственно участниками событий, происходящих в Простоквашино становятся сами дети. Используют раздаточный материал- памятки по составлению плана, предлагают игры для развития памяти.
В теоретической части рассматриваются следующие вопросы: что такое память и каковы её виды, приёмы запоминания, процессы повторения и забывания.
В практической части описываются проведённые диагностики памяти учащихся нашего класса, работа с разными видами текстов.
В результате приходим к выводам:
1. У человека существуют разные виды памяти: непроизвольная и произвольная; кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная. Человек может запоминать на слух, используя зрительную память, ассоциативно, при помощи пиктограмм, опорных слов, плана текста.
2. Лучше использовать логический пересказ или образные приёмы запоминания.
3. Повторение необходимо не только для того чтобы выучить, но и для того чтобы закрепить полученную информацию. Повторение должно быть рационально распределено.
4. При работе с текстом нужно его прочитать с целью восприятия и выделения основных мыслей. Повторное чтение должно быть внимательным, необходимо обратить внимание на подробности. Повторите по памяти основные мысли и связанные с ними подробности. Для осмысления текста задайте себе вопросы, дайте на них развёрнутые ответы. После этого перескажите текст.
5. Удобно использовать при пересказе текста его план. Текст делится на части, каждая новая часть определяется сменой событий, героев, места действия.
Оглавление.
Аннотация________________________________________стр.2
Введение.________________________________________ стр. 4
Глава 1. _________________________________________ стр. 6
Глава 2. _________________________________________ стр. 11
Выводы __________________________________________ стр. 12
Список литературы. ______________________________ стр. 13
Приложения. _____________________________________ стр. 14
Введение.
На уроках литературного чтения, окружающего мира и детской риторики мы столкнулись с проблемой: сложность пересказа прочитанного материала. Каким бы лёгким и запоминающимся ни был текст, воспроизвести его было не всегда просто. У нас возникло желание разобраться с этим вопросом и попытаться найти способ для запоминания и пересказа даже сложного текста.
Цель работы: выяснить, существует ли способ достаточно прочного запоминания текста для его дальнейшего устного воспроизведения.
Объект исследования: группа учащихся класса.
Задачи исследования:
3. В ходе работы продиагностировать способы запоминания учебного материала учащимися класса;
4. В процессе учебного труда воспроизводить небольшие тексты повествовательного содержания.
Метод исследования: эксперимент.
Предполагаемый результат: подробный пересказ текста- повествования.
Наш опыт подсказывает, что приходится постоянно сталкиваться с большим количеством информации, которую надо не только понять, но и по возможности использовать в повседневной жизни. Человек, перерабатывая полученную информацию, при её дальнейшем использовании включает такой психический процесс как память.
Для достижения поставленных целей мы провели следующую работу: провели организационный сбор участников группы, определили цель и задачи исследовательского проекта, собирали интересующую нас информацию по теме проекта, провели диагностику способов запоминания информации, в том числе с использованием разных видов текстов (повествование, описание, рассуждение), выявили наиболее удачный способ запоминания текста- повествования.
Начало проекта: 21.01.2013 г.
Дата |
Мероприятие |
Промежуточный (конечный) результат Проведённая работа |
Примечания |
21.01.2013 |
Организационное собрание исследовательской группы «Есть идея!» |
Сбор группы, распределение обязанностей |
|
22.01.2013- 27.01.2013 |
Сбор информации по теме проекта |
Индивидуальная работа: подбор информации по теме проекта |
|
28.01.2013 |
Анализ и обработка информации |
Представление информации участниками проекта, выбор проводимых методик |
|
29.01.2013 |
Проведение диагностики зрительного запоминания |
Выявить количество учащихся, способных воспроизвести полученную информацию |
Использование картинок |
30.01.2013 |
Проведение диагностики запоминания на слух |
Выявить количество учащихся, способных воспроизвести полученную информацию |
Методика «Десять слов» (слова без обобщённого понятия) |
31.01.2013 |
Проведение диагностики запоминания на слух |
Выявить количество учащихся, способных воспроизвести полученную информацию |
Методика «Десять слов» (слова с обобщённым понятием) |
1-5.02.2013 |
Чтение и пересказ воспринятых на слух текстов (описание, рассуждение, повествование) |
Выявить количество учащихся, способных подробно пересказать тексты разного содержания |
Текст- описание, текст- рассуждение, текст- повествование |
1-5.02.2013 |
Обработка и анализ результатов (пересказ текстов) |
Выявить количество учащихся, способных подробно пересказать тексты разного содержания |
Работа в группах |
6.02.2013 |
Итоговое собрание группы для подведения итогов и обозначения конечных результатов |
Определение основных выводов проектной работы |
Работа в группе |
7- 14.02.2013 |
Подготовка урока по теме проекта |
Презентация к уроку |
Распределение обязанностей, подбор информации |
15.02.2013 |
Проведение урока- апробации, анализ проведённого урока |
|
Презентация |
Окончание проекта: 15.02.2013 г.
Глава 1.
Память- один важнейших компонентов учебной познавательной деятельности. Полученная информация различного содержания оставляет след, сохраняется, закрепляется и по необходимости воспроизводится. Младший школьник современной школы вынужден запоминать большой по объёму учебный материал и уметь его воспроизводить. Часто это механическое запоминание или включение кратковременной или ситуативной памяти. Эти методы запоминания малоэффективны, трудоёмки. Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность, тем лучше развивается в её ходе память. Лучше, быстрее и прочнее запоминается то, что пережито человеком на собственном опыте, практически проделано, воспроизведено в громкой речи. Запоминается то, что непосредственно связано с потребностями и интересами человека, осмыслено и объединено единой мыслью в логическое целое и эмоционально окрашено.
В основе памяти лежат ассоциации(связи) предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, с ним связанный. Запомнить что- то- значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.
Основные виды памяти- непроизвольная и произвольная. Непроизвольная- когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а входе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Такая память сильно развита в детстве. Во взрослом возрасте ослабевает. Произвольная- когда информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приёмов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания. Информация мало забывается, если нужно выучить надолго или для будущей профессии.
Существуют следующие приёмы заучивания:
1. Механическое многословное многократное повторение, здесь память основана на повторении без осмысления материала.
2. Логический пересказ- логическое осмысление материала, систематизация, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической.
3. Образные приёмы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки)- работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно- двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Также выделяют кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Всякая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 мин.), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2- кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объёму, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7+2. Это формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная, в свою очередь, обеспечивает длительное сохранение информации. Она может быть с сознательным доступом (человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию) и закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания картины всей жизни человека).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приёму новой информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Забывание - естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию оно имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным При полном забывании закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также, когда узнаёт, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание - их угасанием. Процесс забывания протекает неравномерно : вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивание забывание идёт быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2- 3 дня.
Повторение – важный этап
закрепления изучаемого материала, который необходим для длительного и крепкого
запоминания.
Но нужно знать некоторые закономерности процесса повторения:
Повторение должно быть активным и
разнообразным, например: пересказ устный или письменный после прочтения материала
(таблица, вопросы к этому материалу).
Чтобы лучше усвоить заучиваемое, нужно обязательно его пересказать, что не
только улучшит знания по данной теме, но и послужит прекрасной тренировкой
памяти, надолго закрепит изученное.
Можно выделить два уровня повторения:
1.Когда мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций (ключи), например, на каждый вопрос ассоциативно строится список ключевых моментов, по которым будет формироваться ответ.
2.Повторение с припоминанием всей
информации, весь материал повторяется от начала до конца, при этом лучше
материал разделить на части, чтобы хватило сил и терпения повторить все сразу.
При этом материал повторяется последовательно частями с небольшими перерывами
между ними, но без возвращения к началу.
Повторение должно быть рационально распределено, т.е. повторение
должно быть через определенное время, но и при этом повторения должны быть
разнообразными и активными, например: при заучивании стиха лучше повторять то,
что учишь устно и письменно. Заучивать материал сразу, до конца и полностью не
стоит, полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все, и лишь
спустя некоторое время можно обратиться к нему уже с целью заучивания.
В психологии существует такое понятие - реминисценция, т.е. через некоторое
время вспоминается больше, чем вспоминалось ранее. Но если зазубрить текст
намертво, то улучшаться отсроченное воспроизведение не будет, а вот ухудшаться
может. Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации)
самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если запоминаемый
материал изучался без повторения. Вот почему так важно первое мысленное
повторение проделать сразу после запоминания. Остальные мысленные повторения
текстовой или речевой информации (запоминание текста) можно проводить по схеме:
Для запоминания точной информации следует придерживаться следующего графика мысленных повторений:
4. Четвертое
повторение проводят в любое время следующего дня.
Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять, но число
повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени
информация не пропадала.
Можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется
предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п. Можно
запоминать комплексным методом, например, текст сначала запоминается целиком, в
общих чертах, а затем уже повторяется как одно целое. При работе с большим объемом
материала хорошо запомнить его целиком достаточно сложно, поэтому информация
дробится и запоминается частями. Перед заучиванием лучше быстренько просмотреть
или прочитать текст, и только затем приступать к изучению.
При первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается
следующая. При втором повторяются первые части и запоминаются следующие, и так
далее до полного запоминания.
Говорить однозначно о методах запоминании текста сложно. И в первую
очередь потому, что тексты бывают разных типов, разной сложности и т.д.
Во-вторых, важное значение при выборе способа запоминания имеет и то, насколько
подробно необходимо запомнить текст, а также и то, на какое время, насколько
формально вам нужно его знать (например, только для того, чтобы сдать экзамен
или для того, чтобы понимать и разбираться).
Важно знать и
то, какие трудности обычно возникают при запоминании текстов. Имеет большое
значение и то, как предъявляется текст, который необходимо запомнить: на слух
(текст лекции, содержание конференции, доклада) или же имеется текст в
написанном виде и можно обращаться к нему неоднократно, работая с ним. Тем не
менее некоторые общие рекомендации по запоминанию текста могут выглядеть
следующим образом.
Первая из них касается запоминания текста, к которому есть зрительный доступ и
возможность неоднократного его прочтения. Этот способ позволяет качественно
запомнить материал достаточно высокой сложности. Это так называемая формула ОВОД.
Названа она так по первым буквам четырех ступеней этого метода — Основные
мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка. Метод основан на повторном чтении,
содержащем элементы активного повторения, пересказа, а не на повторном,
бессистемном, недифференцированном перечитывании текста, к которому прибегает
большинство людей, когда хотят запомнить текст. (И читают, читают текст до тех
пор, пока он не запомнится... одним словом, зубрят его). Метод ОВОД позволяет
запомнить текст за 4 повторения.
1.Основные мысли:
Прочитайте текст с целью восприятия и выделения основных мыслей (и их
взаимосвязи). Это очень важно — читать текст, задавшись именно такой целью, а
не целью постараться запомнить все, что запомнится (в последнем случае
происходит и слишком большая нагрузка, и рассеивание внимания, что в итоге
сводит усилия на нет). Если это необходимо (и есть возможность), подчеркните
основные мысли или выпишите их. Постарайтесь, не подглядывая в текст, ответить
сами себе на вопрос, каковы основные мысли текста.
2.Внимательное чтение:
Прочитайте текст еще раз. На этот раз читайте очень внимательно, обращая внимание
на подробности. Читайте, не торопясь, ваша задача — увязать подробности с
основными мыслями, как бы нанизывать подробности на основные нити текста.
Кстати, на этом этапе можно воспользоваться известными техниками запоминания.
(Главное слово основной мысли свяжите методом ассоциаций со
словами-подробностями.) Повторите по памяти основные мысли и связанные с ними
подробности.
3.Обзор:
Теперь просмотрите текст еще раз, просмотрите бегло, особенно не углубляясь в
него. На этот раз начните свой просмотр текста с конца. Проверьте, насколько
правильно вы связали основные мысли со связанными с ними подробностями. Внесите
необходимые изменения и добавления. Для более глубокого осмысления текста
задайте себе вопросы (и, естественно, ответьте на них) по существенным пунктам
текста. Проведите параллели с уже имеющимися у вас знаниями. Составьте также
приблизительный план текста. Очередность главных мыслей тоже необходимо
запомнить. Для этого можно воспользоваться методом последовательных ассоциаций,
составив ассоциативный сюжет из ключевых слов главных мыслей, который вполне
подойдет в качестве плана. Если же запоминаемый текст очень большой, то можете
запомнить ключевые слова при помощи метода связанных ассоциаций, в качестве
хорошо усвоенного списка можете использовать словесно-числовой список.
4.Доводка:
Повторите по памяти текст (можете рассказывать его самому себе, но еще лучше
будет рассказать его кому-нибудь другому). Начинайте рассказ с существенных
моментов, постепенно вспоминая подробности, к ним относящиеся. Подглядывайте в
текст только в самых крайних случаях, сначала попробуйте вспомнить все свои
ассоциации (и те, которые вы использовали для запоминания, и ассоциации с уже
имеющимися знаниями), которые у вас возникали при чтении текста.
Перечитайте текст еще раз. Отметьте, что
вы упустили в своем рассказе. Подумайте, почему это произошло? Если это
существенные моменты, обязательно проработайте их, найдите способы для их
запоминания. Попробуйте поработать и над упущенными вами второстепенными
моментами. Всегда стремитесь запомнить немножко больше того, что, по вашему
предположению, требуется.
Помните, что усвоенная информация особенно быстро забывается сразу после
запоминания, затем темп забывания значительно замедляется, поэтому имеет смысл
повторить материал спустя несколько часов после запоминания, а затем уже
придерживаться правил рационального повторения.
Для запоминания текстов есть и другая формула — ОЧОГ, также названная по первым
буквам своих четырех составных частей: Ориентировка в тексте с целью выделения
основной мысли, повторное и внимательное Чтение, Обзор текста с целью его более
глубокого осмысления (осознание главного и второстепенного и т.п.), мысленный
пересказ текста с выделением Главной мысли.
Обе эти формулы запоминания текста (ОВОД и ОЧОГ) похожи между собой, но ОВОД
кажется более рационален, формулы запоминания больше являются формулами изучения
текста. И хотя ОВОД значительно экономит время по сравнению с обыкновенным
заучиванием и дает лучший результат, он все же связан с повторениями, и поэтому
его никак нельзя назвать техникой быстрого запоминания.
Запоминание текста при помощи пиктограмм —
тоже весьма эффективный метод быстрого запоминания текста, особенно для людей
"зрительного" типа, или так называемых визуалов. Пиктограмма (от лат.
pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — это рисуночное письмо,
используется в психологии для изучения опосредованного запоминания, то есть
запоминания при помощи средства. Пиктограмма — это совокупность графических
образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего
воспроизведения каких-либо слов и выражений.
При проведении психологического исследования испытуемому зачитывают слова и
выражения и просят нарисовать для каждого из них такую картинку, которая
впоследствии помогла бы вспомнить (воспроизвести) эти слова или выражения.
Такое исследование может проводиться с различными целями (от прямого
исследования запоминания до скрытой от испытуемого диагностики многих особенностей
личности).
Однако оказалось, что метод пиктограмм эффективно применять в качестве
вспомогательного средства при запоминании текстов (в том числе стихотворных).
Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом.
1. Прежде всего в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения
(подчеркнуть или выписать).
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нужно нарисовать
пиктограмму — то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить именно
это слово (в некотором смысле эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией
на слово). Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком
подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных
художественных навыков, она не должна содержать буквы и цифры. (Каждый рисунок
не должен занимать у вас больше 10-20 секунд.) Например, к словосочетанию
"тяжелая работа" многие рисуют большой молоток или же человека,
согнувшегося под тяжелым мешком. Для словосочетания "веселый праздник"
обычно рисуют флажок, салют или же хоровод и т.д. Пиктограмма не может быть
правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово
или выражение, к которому она была нарисована.
Глава 2.
В соответствии с планом нашей работы мы провели эксперимент, где выявили способы запоминания учебного материала учащимися нашего класса.
При проведении методики по определению качества запоминания на слух были зачитаны 10 слов с обобщённым понятием и 10 слов без обобщённого понятия. Мы выявили следующее: от 8 до 10 верных ответов дали 33- 36 % учащихся класса, от 5 до 7 – 43- 59 %, менее 5- 5- 24 %. При диагностике зрительной памяти определили, что 8- 10 верных ответов у 52 % учащихся класса, 5- 7- 48 %. Из этих данных делаем следующие выводы: учащиеся нашего класса лучше запоминают то, что увидели, а не то, что услышали.
При подборе текстов для последующего воспроизведения отобрали текст- рассуждение (Николай Сладков. «По грибы»), текст- описание (Георгий Скребицкий. «На пороге весны») и текст- повествование (Лев Толстой «Котёнок»). Провели анализ пересказанных текстов- описания и рассуждения учащимися класса. Не поняли основную мысль текстов и не передали содержание 41- 43 % учащихся класса, определили основную мысль текстов 41- 48 % опрошенных, и только 9- 18 % справились с заданием. Не удивительными для нас показались результаты исследования при пересказе текста- повествования. Безупречно справились с работой 54 % учащихся класса, 46 % выполнили задание с недочётами (упущены некоторые подробности, смещены части в пересказе, недостаточно хорошая лексика). Выбор текста был достаточно обоснованным: рассказ соответствует нашим возрастным особенностям, герои текста- дети, интересен сюжет были, несложно определить основную мысль произведения, текст легко запоминаем и воспроизводим, не смотря на наличие в нём слов устаревших, очень поучителен. Также мы убедились в том, что наиболее сложными для пересказа оказались текст- описание и текст- рассуждение. В тексте- описании сложно передать лексику автора, используемую для описания чего- либо. В тексте- рассуждении трудно повторить авторские мысли- рассуждения относительно какого- либо предмета, явления в силу их субъективности. Наиболее простым для пересказа показался текст- повествование. И тем не менее, на наш взгляд, только воспринятые на слух тексты, были переданы недостаточно точно, упущены некоторые важные подробности, выявлены небольшие искажения. Возникло желание помочь нашим одноклассникам научиться пересказывать текст, не упуская значимого и важного. Мы предложили использовать ассоциации (связи), пиктограммы (зарисовки), опорные слова, формулы ОВОД и ОЧОГ, план текста.
Нами был разработан и проведён урок по теме «Составление плана к тексту». Предложили учащимся информацию об авторе Э.Успенском, поскольку, чтобы заинтересовать их и вовлечь в ход урока в презентацию включили героев его произведений. Необычное путешествие наших одноклассников в Простоквашино их увлекло. Герои произведения получают письмо от второклассников, желающих к ним приехать на каникулах. Гостеприимные хозяева предлагают план приёма гостей, что очень близко к теме нашего урока. Учащиеся открывают знание, что для того, чтобы пересказать текст, необходимо правильно составить его план. Мы выбрали текст К.Паустовского «Жильцы старого дома», который очень интересен, познавателен, лёгок для восприятия. В нём легко уловить части, прочувствовать характеры героев. Учащиеся достаточно хорошо справились с поставленной задачей, и в ходе урока пересказывали текст с опорой на план. В конце урока наши одноклассники получили задание, нарисовать героев пересказанного произведения. Конечно, мы не могли не поставить точку в нашем проекте, и с удовольствием вручили каждому ученику памятку по запоминанию текстов. Думаем, наш проект, реализованный в нашем классе, раскроет для его участников большие возможности, и детям будет проще справляться с подобного рода заданиями.
3.Выводы.
Работая над проектом, мы ставили цель - выяснить, существует ли способ достаточно прочного запоминания текста для его дальнейшего устного воспроизведения. Объектом нашего исследования стала группа учащихся нашего класса. В ходе работы решались следующие задачи: диагностика способов запоминания учебного материала учащимися класса, нахождение способов запоминания текстов, воспроизведение небольших текстов повествовательного содержания. Мы воспользовались методом исследования эксперимент, в ходе которого реализовали поставленные задачи и получили предполагаемый результат - подробный пересказ текста- повествования.
На основании сказанного ранее мы сделали следующие выводы:
1. У человека существуют разные виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная. Человек может запоминать на слух, используя зрительную память, ассоциативно, при помощи пиктограмм, опорных слов, плана текста.
2. Лучше использовать логический пересказ или образные приёмы запоминания.
3. Повторение необходимо не только для того чтобы выучить, но и для того чтобы закрепить полученную информацию. Повторение должно быть рационально распределено.
4. При работе с текстом нужно его прочитать с целью восприятия и выделения основных мыслей. Повторное чтение должно быть внимательным, необходимо обратить внимание на подробности. Повторите по памяти основные мысли и связанные с ними подробности. Для осмысления текста задайте себе вопросы, дайте на них развёрнутые ответы. После этого перескажите текст.
5. Удобно использовать при пересказе текста его план. Текст делится на части, каждая новая часть определяется сменой событий, героев, места действия.
4.Список литературы.
1.Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. Рига, 2001
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- М., 2000
3.Паустовский К. «Заячьи лапы». М.: Детская литература, 1987
4.Рассказы о животных 1- 4 классы. Реутов: Омега, 2009
5.Рассказы о природе. Реутов: Омега, 2008
6.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. М. Питер, 2002
7.Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. М. : Экзамен, 2004
8.Скребицкий Г. Лесное эхо. М.: Стрекоза, 2012
9.Соколова Ю. Тесты на готовность к школе.- М.: Эксмо, 2010
Приложение 1.
Черченко Виктория проводит диагностику запоминания на слух (слова без обобщённого понятия).
Борисюк Меланья проводит диагностику запоминания на слух (слова с обобщённым понятием).
Харлампиди Эвелина диагностирует зрительную память.
Маша подготовила текст- описание
Анжелика работает с текстом- рассуждением
Артур читает текст- повествование
Обработка и анализ результатов.
Работа в группах по проверке воспринятых текстов.
Подготовка к уроку- апробации.
Проведение урока.
Приложение 2.
Проведённые методики:
1.Диагностика зрительной памяти.
2.Диагностика запоминания слов без обобщённого понятия.
Ослик, бабушка, словарь, стол, пол, деньги, листва, диван, строитель, свет.
3.Диагностика запоминания слов с обобщённым понятием.
Воздух, небо, самолёт, птица, дождь, облака, солнце, звёзды, космос, лучи.
Приложение 3.
Диагностика |
8- 10 верных ответов |
5- 7 верных ответов |
Менее 5 |
На слух с обобщ.понятием |
36% |
59% |
5% |
На слух без обобщ.понятия |
33% |
43% |
24% |
Зрительная память |
52% |
48% |
0% |
Диагностика |
Передано содержание текста |
Определена основная мысль, допущены недочёты, искажения |
Не справились с заданием |
Текст- описание |
18% |
41% |
41% |
Текст- рассуждение |
9% |
48% |
43% |
Текст- повествование |
54% |
46% |
0% |
Приложение 4.
Тексты для проведения уровня понимания и запоминания.
Николай Сладков. «По грибы»
Мы, жители равнин, за грибами ходим, а горцы за грибами… ползают! Такая в горах везде крутизна, такие скаты- уклоны, что на двух ногах не пройдёшь. Только- только прокарабкаешься на четвереньках.
И в горах грибы подберёзовики растут под берёзами. Только под горными берёзами, кручеными- перекрученными. И подосиновики под осинками, только од горными, торчащими между камней.
Найдёшь гриб- срезай его осторожно.
Срежешь- держи крепче.
Чуть отпустишь – гриб, словно белка, сразу ускачет вниз!
Сядешь передохнуть- корзинку просто так рядом не ставь, а зажми в ногах. А то корзинка умчится вниз, как санки с горы.
И шапку рядом с собой не клади: сейчас же покатится колесом под уклон.
И не вздумай только грибы рассыпать! Разбегутся, запрыгают- не догонишь и не поймаешь. Да и ловить осторожно надо, а то не только грибов- и костей не соберёшь!
Опасно в горах за грибами ползать.
Георгий Скребицкий. «На пороге весны» (отрывок)
Я шёл по лесной тропинке, глядя по сторонам. Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. А сколько здесь заячьих следов! Весь снег истоптан. Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.
А вот ещё один признак приближающейся весны: около старого пня, на самом солнцепёке, уже виднеется крошечная проталинка. Я наклонился и стал осматривать этот первый клочок оттаявшей земли.
Он был покрыт серой прошлогодней травой. Среди неё копошились какие- то жучки. Они проспали всю зиму под корой старого пня или под опавшими листьями и теперь выбрались на проталинку.
Лев Толстой «Котёнок»
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что- то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
- Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять.
Когда они выросли немножко и стали вылезать из- под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто- то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки – увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.
Константин Паустовский «Жильцы старого дома» (отрывок)
Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и , не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пёс тянулся мокрым носом к Степану – хотел обнюхать этого загадочного зверя.
- Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое -нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
У Степана, как у всех котов, были твёрдые привычки. Он любил о утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек- капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временам Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком- и всё сошло, Степан даже не заболел. Но никогда ему ещё не приходилось унижаться из- за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.
Один только раз за всё лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. Фунтик подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный «Горлачом», пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что- то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярился.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул её в сторону – должно быть, от корки пахло псиной.
Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.
Приложение 5.
Памятка при работе над пересказом текста повествовательного содержания.
Ò 1. Прочитайте весь рассказ;
Ò 2. Разделите рассказ на части;
Ò 3. Перечитайте часть, выделяя в ней главное ;
Ò 4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении);
Ò 5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей;
Ò 6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.