Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"
Оценка 4.7

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
естествознание
3 кл
20.01.2017
Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"
Зубы зеркало здоровья. Шевчик А. 3 Б.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Орган местного самоуправления                                                                                   «Управления образования г. Каменска – Уральского»                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   «Средняя общеобразовательная школа №35» Окружающий мир Зубы – зеркало здоровья                                                                    Исполнитель:                                                                     Шевчик Анна                                                                                    Учащаяся  3 «Б» класса                                                                                                     Руководитель:                                                                                                     Слободина Елена Валентиновна                                                                                              Учитель начальных классов Каменск – Уральский 1 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1  Зубы – живые организмы 1.1  Строение зуба человека……………………………………………………...4 1.2  Виды зубов и их функции…………………………………………................6 Глава 2   Заболевания зубов…………………………………………………....7  Глава 3   Кариес – болезнь XXI века 3.1 Что такое кариес?..............................................................................................9 3.2 Изучение состояния зубов в обществе……………………………………..10 Глава 4  Мероприятия по профилактике заболеваний зубов 4.1 Изучение популярности зубных паст………………………………………12 4.2 Зубная щётка №1 в мире…………………………………………………….14 Заключение……………………………………………………………………...15 Список литературы…………………………………………………………….16 Приложение  1 Приложение  2 Приложение  3 Приложение  4 Приложение  5 2 Приложение  6 Приложение  7 Введение             Во все времена человек всегда хотел быть здоровым и защищённым  от всего негативного в мире. Ещё в глубокой древности человек боролся, чтобы выжить,   затем,   чтобы   добиться   более   высокого   положения   среди соплеменников.   Люди   всегда   тянулись   к   здоровью,   силе,   красоте.  А   как стать здоровым, сильным, красивым?  Я задумался над этим вопросом 2 года назад, когда у меня заболел зуб и мы с мамой ходили к зубному врачу.                       Я выделила  проблему: в нашем обществе у многих людей очень больные зубы. Я выдвинула гипотезу: состояние зубов можно улучшить, если правильно ухаживать за зубами.           Цель моей работы: выяснить, как сохранить здоровье зубов.           Чтобы решить проблему, я составила план моего исследования: 1.Собрать научные сведения о зубах. 2.Изучить состояние зубов моих родственников, знакомых, одноклассников и их родителей. 3.Провести опыты с зубами и выяснить, что влияет на здоровье зубов. 4.Изучить популярность зубных паст. 5.Узнать у зубного врача, как правильно ухаживать за зубами. 6.Разработать модель своей зубной щетки.                  Чтобы  провести  своё  исследование, мне  пришлось  обратиться  за помощью в библиотеку, просмотреть словари, энциклопедии, воспользоваться интернетом.     В   работе   мне   помогали   родители,   учитель,   медицинский работник,   ученики   моего   класса   и   их   родители,   продавцы   магазинов.   Я 3 поняла, насколько это трудная работа исследовать, изучать, искать, делать выводы, пропагандировать. Глава 1  Зубы – живые организмы 1.1 Строение зуба человека                    Нормальное развитие и рост организма зависят от полноценного питания.   В   свою   очередь,   хорошее   усвоение   пищи   зависит   от     хорошего состояния жевательного аппарата. В понятие «жевательный аппарат» входят нижняя и верхняя челюсти, жевательные мышцы, зубы, язык, губы и щеки. Зубы расположены в  отростках верхней и нижней челюсти.           Зубы, находящиеся в ротовой полости, принимают активное участие в основных жизненных функциях организма: питании, дыхании и формировании звуков. Полость рта является начальным пунктом пищеварения. С помощью зубов   пища   подвергается   первичной   механической   обработке.   Плохо пережеванная нераздробленная пища хуже усваивается организмом и может привести к нарушению нормальной деятельности желудка и кишечника.[6]                       В каждом зубе различают  три части  : коронку зуба, шейку зуба и корень   зуба.  Коронка   зуба  возвышается   над  десной.   Она   покрыта   очень прочной   тканью   –  эмалью,  в   которой   содержится   96­97%   неорганических веществ и лишь 3­4% органических. Основная масса коронки зуба и корня зуба состоит из дентина – костного вещества, пропитанного солями кальция. Дентин   содержит   70%   неорганических   веществ   и   пронизан   мельчайшими канальцами, в которых находятся питающие волокна и нервные окончания.  4 Корень зуба  расположен в ячейке челюстной кости и состоит из дентина, который, в свою очередь, снаружи покрыт более мягкой тканью – цементом  (46%   неорганических   соединений).   Между   корнем   и   альвеолой (лункой)   имеется   узкое, соединительной тканью.   щелевидное   пространство,   заполненное           В середине каждого зуба имеется полость, которая переходит в узкий канал,   заканчивающийся   отверстием   на   верхушке   корня.   В   этой   полости коронки зуба находится мякоть –  пульпа  зуба, которая питает ткани зуба. Пульпа  зуба  соединена  с  остальными   тканями  челюсти   нервно­сосудистым пучком, который проходит через отверстие в верхушке корня зуба. Между корнем и коронкой зуба располагается  шейка  зуба, покрытая цементом, и сверху прикрытая десневым краем. [6]   5 Рис.1. Строение зуба 1.2   Виды зубов и их функции                      Пища бывает жидкой и твёрдой. Поэтому и зубы  у человека  тоже разные. По основной своей функции зубы делятся 6 на   4   типа.   Спереди   расположено   8   острых   зубов,   которые   называются резцами  – 4 на верхней челюсти и 4 на нижней. С помощью резцов легко можно   откусить   кусочек   моркови   или   яблока.   За   резцами   расположены клыки.   Их   у   человека   четыре.   Клыки   хищных   зверей   обычно   бывают большими.  «Вспомним, как выглядит рычащий тигр! У него не клыки, а клычищи! Клыки человека не такие большие, но они всё же есть. Ими удобно впиваться в кусок жаренного мяса  или сдавливать  аппетитную котлету»1.                    Все остальные наши зубы называются  коренными.  Их у нас 20 – 8 малых   коренных  (премоляров)  и   12  больших   (моляров).   Плоскими поверхностями коренных зубов легко перетирать твёрдую пищу.                                                                        Зубы украшают человека и                              Рис. 2.  Виды зубов      сохраняют ему здоровье. Примерно в 6    месяцев у  детей  появляются  первые  молочные  зубы. К  12 годам  они  выпадают. У взрослого человека 32 зуба. У детей до 12 лет 20 зубов. В детстве молочные зубы   выпадают   постепенно.   Им   на   смену   появляются   постоянные   зубы.   4 постоянных зуба появляются поздно – лишь к 20­22 годам. Не случайно их называют «зубами мудрости»! 1Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2006г. Стр. 56. Глава 2   Заболевания зубов            После приёма пищи в промежутках зубов остаются частички пищи. В них очень быстро размножаются бактерии. На зубах образуется зубной налёт. От   бактерий   зуб   разрушается,   разъедается,   чернеет.   Образуется   сначала трещина, а потом маленькое дупло. Если зуб не лечить, дупло увеличивается. Если   микробы   добираются   до   пульпы,   то   боль   пронизывает   десну,   как иголкой. Это заболевание называется кариес. 1 7 Кариес опасен не только как самостоятельное заболевание. Он опасен тем, что вызывает осложнения и вызывает другие заболевания зубов. Одно из таких   заболеваний  –   пульпит.   Пульпит   —   воспаление   сосудисто­нервного пучка зуба (пульпы). Пульпиты бывают острые и хронические. Под острым пульпитом   понимают   состояние,   когда   инфекция   проникла   в   пульпу.   Он может перейти в гнойный пульпит, при этом появляются очень сильные боли. Хронические пульпиты являются исходом острого.                     Без надлежащего лечения хронический пульпит может перейти в периодонтит.   Периодонтит   –  это   воспаление,   характеризующееся нарушением   целостности   связок,   удерживающих   зуб.   Он   характеризуется интенсивной, рвущей и пульсирующей болью. Периодонтит может привести к гнойному воспалению и потере зуба.                    Пародонтит  —  это   воспалительное   заболевание   тканей  десны, окружающих   и   удерживающих   зуб   (пародонта).   Среди   причин   развития пародонтита выделяют общие и местные. К общим относят такое заболевание, как сахарный диабет, иммунодефициты, заболевания системы крови и т. д. Кроме   того,   многие   хронические   заболевания,   не   обладая   специфическим влиянием   на   пародонт,   предрасполагают   к   возникновению   хронического пародонтита. Наиболее   актуальной  местной причиной  является  микробный агент, первичным источником которого служит зубная бляшка.  1Естествознание:   Учеб.­   хрестоматия   для   3   кл.   Авт.­сост.   И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева. –М.: Просвещение, 1999. Стр. 78. Профилактика: высокий уровень личной гигиены полости рта, употребление жёсткой,   растительной   пищи,   равномерное   участие   всех   зубов   в   жевании, своевременное удаление зубных отложений и пломбирование зубов.           Опасным для зубов в настоящее время является заболевание, которое называют   Зубной   камень.  Зубной   камень  —   отвердевший   зубной   налёт, образующийся на поверхности зубов. Зубной камень достаточно тёмный, что объясняется тем, что в его состав входят остатки пищи, отмершие клетки, 8 бактерии,   соли   фосфора,   железа   и   кальция.   Причинами   возникновения зубного   камня   являются:   нерегулярная   и   неправильная   чистка   зубов, преобладание   мягкой   пищи,   жевание   только   одной   стороной   челюсти, использование   некачественных   зубных   щёток   и   паст,   нарушение   обмена веществ в организме человека. [5]           Все заболевания зубов человек может избежать, если будет ухаживать за своими зубами, правильно чистить зубы, посещать вовремя зубного врача (раз в полгода).               Рис. 3. Кариес                                   Рис. 4. Пародонтит    Глава 3   Кариес – болезнь XXI века 3.1   Что такое кариес?           Кариес — очень распространённое заболевание. В детском возрасте оно занимает первое место среди хронических заболеваний и встречается в 5­8 раз чаще, чем заболевание, занимающее второе место по распространённости, — бронхиальная   астма.   По   данным   разных   авторов   от   80   до   90   %   детей   с молочным прикусом, около 80 % подростков на момент окончания школы имеют кариозные полости, а 95­98 % взрослых имеют запломбированные зубы. Статистические данные показывают, что в экваториальных регионах (Африка, Азия)   кариес   менее   распространён,   чем   в   приполярных   областях 9 (Скандинавия, Северная Америка). В развивающихся странах также отмечен более высокий уровень распространения кариеса. Следы кариеса находили у людей, живших 5 тыс. лет назад. [5] В настоящее время возникновение кариеса зубов связывают с локальным изменением   pH   на   поверхности   зуба   под   зубным   налётом   вследствие брожения углеводов, осуществляемого микроорганизмами. При рассмотрении механизмов   возникновения   кариеса   зуба   обращает   на   себя   внимание многообразие различных факторов, взаимодействие которых и обуславливает возникновение   очага   деминерализации:   микроорганизмы   полости   рта, характер   питания   (количество   углеводов),   режим   питания,   количество   и качество   слюноотделения,     количество   фтора,   поступающего   в   организм, влияние   окружающей   среды   и   т.   д.   Однако   основные   факторы   для возникновения   кариеса   следующие: поверхности, кариесогенные бактерии, углеводы и время.    кариесвосприимчивость   зубной                                  Рис. 5. Этапы возникновения кариеса 3.2   Изучение состояния зубов в обществе           После изучения научной литературы, я начала проводить практическую часть   работы.   Мне   пришлось   опросить   своих   одноклассников,   родителей, родственников,   знакомых,   чтобы   выяснить   состояние   зубов   в   обществе.   Я провела  анкетирование  своих   одноклассников   и   членов   их   семей (Приложение 1). В анкетировании приняло участие 12 моих одноклассников, родители – 24 человека и 12 бабушек и дедушек. Результаты я заносила в таблицу   (Приложение   2).   Самые   здоровые   зубы   оказались   у   моих 10 одноклассниц: Щипачёвой Лены, Гайнуллиной Леры и Мыльниковой Даши. Но даже у них обнаружено по 1 больному зубу. А у некоторых бабушек и дедушек   (их   оказалось   3   человека)   потеряны   все   зубы   и   они   пользуются зубными протезами.   в) а) б)                Фото 1  Обладатели самых здоровых зубов в 3 «Б» классе               а)Щипачёва Лена; б)Гайнуллина Лера; в)Мыльникова Даша 3.3   Изучение причин возникновения кариеса и других зубных болезней                    Подсчёт вылеченных, потерянных и здоровых зубов показал, что у большинства людей больные зубы. Мне захотелось узнать, отчего у людей так много больных зубов. Так как зубы ежедневно соприкасаются с пищей, то возможно они портятся из­за каких­то продуктов?                      Мне захотелось провести  опыты с зубами.  У ребят моего класса меняются зубы. Я попросила их не выбрасывать, а принести их мне. Зубы я 11 положила в разные стаканы и залила разными жидкостями: водой, газировкой, минеральной водой  и уксусной кислотой. Зубы лежали в растворах 3 недели (Приложение 3). Результат:  в стакане с водой с зубом ничего не случилось;  в стакане с минеральной водой с зубом так же ничего не случилось;  в стакане с уксусной кислотой зуб рассыпался на маленькие кусочки, часть зуба растворилась;  в стакане с газировкой он покрылся краской под цвет газировки.           По результатам опыта я сделала вывод, что для зубов вредно: кислое, острое, сладкое. Это не значит, что подобные продукты нельзя совсем есть. Просто после еды надо хорошо прополоскать зубы водой или жидкость для ополаскивания которые продают в магазинах. Для зубов полезны продукты, которые содержат кальций и фосфор: молоко, творог, рыба, орехи, овощи, каши (Приложение 4). Глава 4 Мероприятия по профилактике заболеваний зубов  4.1 Изучение популярности зубных паст           После приёма пищи в промежутках зубов остаются частицы пищи. В них очень быстро размножаются бактерии, вызывающие болезни зубов. От налёта 12 и бактерий, образующихся за день, зубы   необходимо   обязательно   По   словам   врача очищать. Черновой   Е.А.   (Приложение   5) зубы   следует   чистить   утром   до еды и перед сном. А днём после каждого приёма пищи следует обязательно прополоскать рот.              Я решила изучить популярность зубных паст в нашем классе. Чтобы узнать, какими пастами люди чистят зубы, я попросила ребят моего класса принести   коробочки   от   зубных   паст,   которыми   в   их   семье   чистят   зубы (Приложение 6).             Самой популярной оказалась зубная паста «Colgate», так как она не очень   дорогая.   Но   она   не   совсем   отвечает   современным   требованиям.   На втором   месте   оказалась   паста   «Blend­a­med».   Я   решила   посоветоваться   с продавцами   магазинов   по   продаже   зубных паст   и   с   врачом.   Продавцы   магазина «Магнит­косметик»   объяснили,   что   сейчас на   рынке   существует   около   100 наименований зубных паст.            По совету продавцов и врача я чищу зубы современной зубной пастой  «Roks».  Она удобна тем, что пасту можно нанести на зубы и оставить на 3 минуты. Налёт на зубах растворится сам. При этом эмаль зубов не повреждается, а наоборот укрепляется, потому что паста содержит достаточное Рис.6. Лучшая зубная паста        количество кальция. Она хороша ещё и тем,                                                           что не содержит фтор. Этого вещества много в воздухе, которым мы дышим.           Вторая по качеству зубная паста на сегодняшний день это «Lacalut». Эта зубная   паста   так   же   очень   бережно   очищает   зубы.   Данная   серия   паст 13 различается                                                            Рис.   7.   Зубная   паста   №   1 большим разнообразием.                                  Я провела в классе  классный час  по теме «Зубы ­ зеркало здоровья», на котором объяснила одноклассникам, что такое кариес, какие ещё есть опасные заболевания зубов, как ухаживать за своими зубами, чтобы они не болели. 4.2  Зубная щётка №1 в мире 14 Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно за ними ухаживать и беречь от повреждений. В этом нам поможет правильно выбранная зубная щётка. По рекомендациям зубных врачей щётка для чистки зубов должна быть средней жёсткости   и   небольшого   размера.  Слишком   жёсткая   щётка   может повредить эмаль зуба, что приведёт к возникновению кариеса. Но и слишком мягкую щётку выбирать нельзя. Она не сможет качественно прочистить зубы.            Головка щётки должна захватывать 2­3 зуба. Средняя щетина должна быть короче крайней.            Самая хорошая щётка для детей – это щётка фирмы Oral – B. В центре её щетина имеет голубой цвет, и когда через   2­3   месяца   голубая щетина   побелеет,   щётку нужно менять. Рис. 5. Зубная щётка фирмы Oral­B           Я провела опрос в классе и выяснила какими зубными щётками ребята чистят зубы (Приложение 7). Самая популярная зубная щётка – это «Colgate». Она   не  совсем   отвечает   современным  требованиям   по   уходу  за   зубами.  Я порекомендовала ребятам чистить зубы зубной пастой  Oral­B  и разработала свою модель зубной щётки (Приложение 8).Она поможет людям качественно чистить зубы. В ней содержится:  щетина разной длины;  шарики для чистки языка;  гибкая головка для мягкой чистки зубов;  углубления для пальцев, чтобы не соскальзывала рука. 15 Заключение           От здоровья и состояния наших зубов зависит здоровье других наших органов и организма в целом. Микробы и бактерии попадающие на зубы и вызывающие болезни зубов, попадают и во внутрь организма. Чтобы зубы всю жизнь   оставались   здоровыми,   о   них   необходимо   постоянно   заботиться: правильно   питаться,  полоскать   зубы   после   каждого   приёма   пищи,  чистить зубы   качественными   зубными   пастами   и   зубными   щётками,   регулярно посещать стоматолога. Только тогда у нас будут здоровые зубы. 16 Список литературы 1.Большая школьная энциклопедия. Москва. «Махаон», 2006. 2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. Просвещение, 2006. 3.Естествознание:   учеб.­христоматия   для   3   кл.   Авт.­сост.   И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева. – Москва, Просвещение, 1999. 4.Курляндский В.Ю. О зубах. Москва. «Медицина», 1974. Интернет­ресурсы: 5.wikipedia.org./Зубы человека. 6.www.doktorate.ru/zubj/Сайт здоровья. 17

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"

Исследовательский проект учащегося по теме "Зубы-зеркало здоровья"
Скачать файл