Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"
Оценка 5

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
естествознание
1 кл
06.12.2017
Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"
Проект составлен учеником 1 класса под руководством учителя, целью которого является познание самого себя. Выясняется причина леворукости, проводится исследование по выявлению леворуких учеников в классе, сравнительный анализ праворуких и леворуких учащихся. Проект опробирован на научно-практической конференции на областном уровне. Проект помогает познать причины леворукости.исследовательский проект
проект Левша.docx
Региональный этап XIV Всероссийского конкурса научно­исследовательских работ  имени Д.И. Менделеева обучающихся общеобразовательных учреждений                                                                                   Исследовательский проект «Я – левша: хорошо или плохо?» Выполнила: Толмач Иван, ученик 1 «б» класса МАОУ «СОШ № 8» руководитель:  Бурдина Наталья Сергеевна учитель начальных классов 1 г. Оренбург   2017  Оглавление Введение…………………………………………………………………………………… 4­5 1.Исследование   литературы……………………………………………............................6­7 1.1. Причины феномена леворукости…………………………………………………….....6 1.2. Таланты и просто гении…………………………………………... ……………………7 2. Практическая часть……………………….……………………………..........................8­10 1.2. Причина моей леворукости……………………………………………...........................8 2.2. Определение ведущей руки…………………………………………………………….9     2.3. леворукости способности…………………………………………...10 Влияние   на   мои 2.4. Мир «против» левшей…………………………………………………………………..10 Заключение…………………………………………………………………………………..11 Список использованной литературы ..……………………………………………………..12 Приложения ……………………………………………………………………………...13­21 2 Введение В суматохе дня я никогда не замечал, какой рукой держу, скажем, вилку или открываю дверь.  Когда я пришел в 1 класс, мне казалось, что я такой же, как и все. Но когда мы стали учиться писать, оказалось, мальчики и девочки из моего класса пишут не той рукой, которой пишу я. Потом оказалось, что они едят, играют, несут портфели и даже открывают дверь другой рукой.  Я – «левша».  Мне стало интересно «почему»?   Мне также интересно ответить на следующие вопросы:  Тяжело ли быть левшой?  Может ли леворукость быть препятствием для достижения успеха в жизни? Что может быть интереснее, чем изучать себя ­ с одной стороны, а с другой стороны, что может   быть   сложнее   этого!   В   целом,   тема   мне   показалась   очень   интересной   и актуальной не только для меня самого, так как я – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша.  Цель исследования: изучение феномена леворукости. Гипотеза: если изучить особенности левши, можно доказать, что леворукость является нормой или, даже, уникальностью.  Для этого мы поставили перед собой такие задачи: 1. Изучить литературу и другие источники по этому вопросу; 2. Провести опрос одноклассников по данной теме; 3. Организовать экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости; 4. Оформить работу в форме проекта; 5. Создать памятку для школьников­левшей и родителей. Методы исследования:  1.Чтение специализированной литературы и изучение интернет – источников; 2.Опрос одноклассников и сбор данных;  3.Практическая реализация экспериментов в классе;  4. Наблюдение за результатами и анализ; Этапы исследования: 1.Я изучу литературу по данному вопросу; 2.Проведу опрос одноклассников; 3. Организую экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости; 4. Оформлю работу в форме проекта; 3 5.Создам памятку для школьников­левшей и родителей. Предмет исследования: леворукость Объект – я (Толмач Иван) и одноклассники. Конечный продукт: Памятка для левшей­школьников. 4 1. Исследование литературы. 1.1. Причины феномена леворукости Объяснить происхождение левшей не могут до сих пор, ученые выдвигают гипотезы, одну невероятнее другой, но доказательств найти не могут.   Первая теория связана с учениями Дарвина. Наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту, шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использоваться для более точных движений – метания копья при охоте. Так как этим чаще занимались мужчины, то левшей среди них меньше.  Другая теория: женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался,   правой   рукой.     Еще   одна   очень   интересная   история,   «щита   и   меча» говорит о том, что в древние времена и левшей, и правшей было поровну, но поскольку леворукие держали щит в правой руке, а меч в левой, их сердце оставалось незащищено, и они в большинстве своем гибли на войнах сейчас. Левшей мало, но все они чем­то отличаются от правшей (не только тем, что пишут другой рукой).  На Руси, левшей тоже не особо любили, ведь по библейским канонам за левым плечом стоял черт, а за правым ангел. (Отсюда привычка плевать через левое плечо). Тех, кто крестился левой рукой, называли   богохульниками,   а   ребенок,   тянувшийся   к   миске   «не   той»   рукой,  получал ложкой   по   лбу.   А   вот   в   древней   Греции   левшей   считали   счастливчиками.  Вообще относительно   происхождения   левшества   существует   множество   теорий.   От полуфантастических   до   вполне   научных.   Праворукость   объяснялась   правосторонним расположением   печени,   смещающим   центр   тяжести   тела,   а   леворукость   –   сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге. Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию. Термины "левша" и "правша" применимы не только к людям, но и к животным. Все белые медведи — левши, среди кошек большинство — правши, среди мышей попадается много амбидекстров. Сотрудница зоопарка Линкольна в Чикаго опубликовала данные, согласно которым две трети диких шимпанзе, выуживая термитов из гнезд, держали прутики в левой руке. 5 Приматы, находящиеся в неволе, обычно орудуют правой рукой. Вероятно, при этом они попросту "обезьянничают", перенимая эту привычку у человечества. Отмечено, что левши появляются чаще всего в семьях, где, кто ­ либо из родителей – левша.   Доподлинно   известно   следующее:   среди   детей   праворуких   родителей   левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук – 17 %, у двух левшей – 46 %. В мире насчитывается примерно 9–11 % леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 %.  В чем причина феномена леворукости ­ достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет   существует   множество   любопытных   мнений.   Но   наиболее   научно   обоснованной является   теория   функциональной   асимметрии   полушарий   мозга.   Это   значит,   что   в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. 1.2. Таланты и просто гении Александр   Македонский,   Юлий   Цезарь,   Наполеон,   Чарли   Чаплин,   Льюис   Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.  В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, в литературе – А.С. Пушкин.  Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Мэрилин Монро, непобедимый Сильвестр Сталлоне – тоже из категории левшей.  Все последние президенты США – и Рейган, и Буш, и Клинтон – сплошь леворукие. Даже   Альберт   Гор,   один   из   лидеров   президентской   гонки,   пишет   левой   рукой. Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой. Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.  Вывод:  причины  леворукости   на  данный  момент  научно  не  доказаны,  но  сопоставив различные источники, можно выделить 3 основные предположения.  (см.  приложение 1) 6 2. Практическая часть 1.2. Причина моей леворукости Почему некоторые люди предпочитают левую или правую руку? Может им так удобно? Я предположил, что праворукость – это результат тренировок. Возможно, маленькому ребенку   все   равно,   какой   рукой   брать   предметы,   и   поэтому   его   учат   пользоваться правой рукой. Так может, меня попросту не научили с раннего детства работать нужной рукой? Хотя я могу держать ложку и в правой руке, но это не очень удобно. Чтобы доказать это я провел эксперимент с моим младшим братом Михаилом. Ему 2 года 4 месяца.  Он  с рождения всё  делает  правой  рукой. А  ведь  его  этому никто  не учил. Проведём   небольшой   эксперимент.   Прошу   брата   порисовать   и   даю   ему   карандаш   в левую руку, но он быстро отправляет его в правую руку.                                               (см. приложение 2) Вывод: человек рождается уже левшой или правшой.             А теперь попробую разобраться в вопросе: что определяет ведущую руку человека.  Из литературы я узнал, что левое полушарие мозга управляет движениями правой руки и правой ноги. Правое полушарие мозга управляет движениями левой ноги и левой руки.  Вывод: я – левша, потому что у меня главным является правое полушарие головного мозга. Каковы же причины этого? Почему мои полушария «поменялись ролями»?  Может моя леворукость признак наследственности? Я провел исследование на наличие в моей родне левшей. Мама говорит, что она, сестра и папа ­ правши. Наблюдал за мамой и за сестрой. Они действительно все делают правой рукой. Папа тоже, вроде, пишет правой. Зная теперь свою наследственность, прихожу к выводу:  Вывод:     Я первый в семье левша.  7 2.2.        Определение ведущей руки Я выяснил, что левша. Но мне стало интересно мнение одноклассников по этому  вопросу. Ребятам были заданы вопросы: 1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой? 2. Отличаются ли левши чем­то особенным? Если да, то чем? 3. Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении? (см.  приложение 3) После такого опроса у меня возник вопрос к ребятам: а вдруг ты тоже левша? Мы решили провести эксперименты.                      Эксперименты для определения ведущей руки. 1. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.                                              (см.  приложение 4) 2.   «Аплодирование».   При   аплодировании   более   активна   и   более         подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки.  (см.  приложение 5)                      Эксперименты для определения ведущего глаза. 1.«Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.  (см.  приложение 6)                      Эксперименты для определения ведущего уха. 1. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.  (см.  приложение 7)                      Эксперимент для определения ведущей ноги. 1. Посмотреть, с какой ноги начинает идти, прыгать, приготовился к бегу.  2. Закидывание ноги на ногу ­ ведущая нога сверху.                              (см.  приложение 8) Результаты экспериментов мы внесли в таблицу и проанализировали.  (см.  приложение 9) Вывод: захотели участвовать в исследовании – 7 учеников. 8 «правши» – 3 ученика.  «левши» – 3 ученика. «частичный левша» ­ 1 ученица Я – не полный левша. У меня ведущая левая рука. Но мел, ложку могу держать как левой, так и правой рукой. Но левой удобнее.  Я выяснил, что у меня ведущим является левый глаз, левая нога, но правое ухо. 2.3.        Влияние леворукости на мои способности. Выяснив, что в классе я, «левша», не один, мне стало интересно: зависят ли мои успехи в учебе и успехи моих одноклассников от того левша человек или правша?  Чтобы ответить на этот вопрос, мы с классным руководителем провели сравнительный анализ успеваемости учеников. Рассматривались тетради учащихся и навык чтения.  (см.  приложение 10) Вывод  . Из данного исследования получается, что умственные способности ученика не зависят   от   того   левша   он   или   правша.   множество   других   факторов.           Думаю,   на   успеваемость   оказывает   влияние    Леворукость   не   может   быть   причиной   каких­то отклонений в развитии или снижении умственных         способностей.   2.4.       Мир «против» левшей. Но мир вокруг  нас создан  правшой.  Кто не согласен, пусть попробует левой рукой открыть   дверь   или,   скажем,   окно.   Или   нажать   спусковую   кнопку   на   фотоаппарате, которая в ста процентах случаев находится справа. Еще одно испытание ­ возьмите в левую руку ножницы и попробуйте разрезать ими бумагу ­ лист загибается, мнется ­ что угодно, только не режется. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к проблемам левшей, был объявлен «Международный День левшей» ­ 13 августа. Целью являются такие   проблемы:  переучивание   детей­левшей   (учителями   или   родителями)   к   письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам; производство бытовых товаров, приспособленных для левшей.  Поэтому хотелось бы отметить, что в Америке, Японии и некоторых европейских 9 странах есть специальные магазины для леворуких. В нашей же стране этому вопросу пока   уделяется   недостаточно   внимания.   Но   и   в   этом   мире   мы   научились приспосабливаться.  Заключение В ходе данного исследования был проведен анализ литературы и интернет­источники по проблеме   леворукости.   Я   сделал   вывод,   что   леворукость   –   это   один   из   вариантов нормального   развития   организма,   часто   зависящего   от   врожденных   особенностей строения мозга. Леворукость ­ не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость. Левша – настоящая загадка природы. В ходе исследования я установил:           1. Я ­ левша, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону моего тела. 2.Леворукость   не   может   быть   причиной   снижения   умственных   способностей,   если, только, левшу не переучивать.  3. Я такой в мире не один. Нас много, и мы уникальны.  Тем самым моя гипотеза подтвердилась.  Изучив особенности левшей, мы создали памятку для школьника­ первоклассника. (см.  приложение 11) К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Поэтому, я буду продолжать вести свою работу, буду следить за новыми открытиями в этой области. 10 В   заключении,   хочу   добавить:   Мир   был   бы   не   интересен,   если   бы   все   были   бы одинаковыми. Поэтому каждый человек имеет право на существование. Такими нас создала природа. Еще древние философы говорили: «Познай себя!».  Значит, написав эту работу, я сделал шаг по дороге познания себя. Думаю, что это поможет мне в жизни стать хорошим человеком. Список использованной литературы. 1. Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2010.  2. Безруких.М.М. «Если ваш ребёнок левша». – М.; Генезис, 2011 3. Брагина Н. Н. «Левши». – М.; 2009 4. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».; ­ М.; 2009 5. Маркина Н. «Мозг правшей и левшей ­ в чем разница?» ­ М.: Аверсеф, 2010 6. Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» ­ М.: Аверсеф, 2007. 7. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе). ­ 2­е изд. дораб. ­ М.: Вентана­Граф, 2008. ­ 64 с. 8. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развытие навыков письма у детей 6­8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. ­ 2­е изд. ­ М.: АРКТИ, 2008. ­ 88 с.  9.   Воробьёва   Т.А.,   Гузенко   Т.В.   Леворукий   ребёнок:   50   уроков   для   подготовки   к письму (Готовимся к школе).  ­ Спб.: Издательский дом «Литера», 2011.­ 80 с.  10. https://ru.wikipedia.org/wiki    11.  https://psychology.academic.ru/    12. http://veselajashkola.ru/interesno/rebenok­levsha­problemy­v­shkole/    11 Приложение (приложение 1) (приложение 2) 12 (приложение 3) 1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой? 16 14 12 10 8 6 4 2 0 т акими родились научили привычка от клонение 13 Из 27 одноклассников – 15 считают, что левши такими родились, 8 человек – их так научили,   трое   считают,   что   это   просто   привычка,   а   1   одноклассник   думает,   это отклонение от нормы. 2. Отличаются ли левши чем­то особенным? Если да, то чем?  да: редкост ь, уникальные способност и нет 14 Мнения   разделились   так:   18   человек   считают,   что   левши   обладают   уникальными способностями, 9 человек утверждают, что левши ничем не отличаются от других. 3. Испытывает ли левша трудности, имеет ли проблемы в общении? Продажи нет да Результаты таковы: 20 человек считают, что нет 7 человек утверждают, что да. (приложение 4) 15 (приложение 5) (приложение 5) 16 (приложение 6) (приложение 7) (приложение 8) 17 (приложение 9) Фамилия ученика Толмач Иван Зазулин Иван Ковалевский Дмитрий Шелков Стас Трофимова Валерия Павлова Виктория Васютин Леонид Результаты эксперимента Ведущая рука Л П Л Ведущее ухо П П Л Ведущий глаз Л П Л Ведущая нога Л П Л Л П П П Л П П П Л П Л П Л П Л П Результат Левша Правша Левша Левша Правша Частичный левша Правша (приложение 10) № Фамилия ученика 1. Толмач Иван Навык чтения 40 Левша или правша Левша 18 2. Зазулин Иван 3. Ковалевский Дмитрий 4. Шелков Стас 5. Трофимова Валерия 6. Павлова Виктория 7. Васютин Леонид 13 18 5 12 31 41 Правша Левша Левша Правша Частичный левша Правша                                                             Правши                                                             Левши (приложение 11)                                                                 Памятка 19 1. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же нужно располагать   необходимые   образцы   для   копирования,   а   необходимые   канцелярские принадлежности – слева.  2. Для правильной позы при письме необходимо:  ­ сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула;  ­ не касаться грудью стола;  ­ ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;  ­   обе   руки   в   области   предплечья   опереть   о   край   стола,   при   этом   локти   должны выступать за край. Рабочее место леворукого ребенка должно располагаться с левой стороны, чтобы сталкиваться с локтем соседа. Правильно!                                                                                  Неправильно! 20 3. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу ­ сверху.  Правильно!                                                                               Неправильно! 4.Для   того,   чтобы   легче   запомнить   правильное   расположение   принадлежностей   при письме, можно использовать коврик­помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому. 5.Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. 21 6.Если   есть   возможность,   то   советуем   Вам   приобрести   специальные   канцелярские принадлежности   для   левшей.   Например,   шариковая   ручка   со   специальными углублениями для правильной фиксации пальцев. Ножницы для леворуких, благодаря перевернутым лезвиям, легко режут бумагу. Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы. В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.   22

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"

Исследовательский проект ученика 1 класса "Я левша: хорошо или плохо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017