ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024045.docx

 ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент,          как     научная     дисциплина,          окончательно

сформировался только к середине ХХ века. Фундаментом этой науки является вся многовековая история развития человечества, с момента появления первых сообществ (племен) и по настоящее время. В табл. 1.1 отмечены основные исторические вехи развития менеджмента.


 

Таблица 1.1

4000 лет до н.э.

Египет

Концепция планирования и контроля

1000 лет до н.э.

Китай

Концепция планирования и контроля

600 лет до н.э.

Халдейская империя

Контроль выпуска продукции и стимулирование

труда

500 лет до н.э.

Китай

Стандартизация труда и систем измерения.

Специализация.

400 лет до н.э.

Кипр

Изучение трудовых движений.

Нормирование труда.

15 век

Италия

Стандартизация производства.

Сборочные линии.

18 век

Англия

Стандартизация производства

19 век

Англия

Стандартизация труда. Нормы выработки.

 

Исторически прослеживается, что развитие менеджмента, как науки и самостоятельного вида деятельности, обусловлено общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Различают три стадии эволюционного развития менеджмента, которые представлены в табл. 1.2


 

Табл.1.2

Стадии

Содержание методов

Управления

Характеристика и критерии

Управления

Пионерская, 1820-1890 гг.

Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя

Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта

управления, обучения профессии менеджера.

Организационная начало ХХ в.

Научный подход к организации управления, администрирование

Возникновение научной организации управления. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с

нанятым персоналом.

Интеграционная, начиная с 30-х годов

Поведенческие подходы к организации управления

Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека.

Предприятие существует как для человека в качестве покупателя, так и для человека в качестве партнера в производственной и

предпринимательской деятельности.

 

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основные фазы:

-эпоха массового производства;

-эпоха массового сбыта;

-постиндустриальная эпоха.


Табл. 1.3

Фаза массового

производства (начало ХХ века до 30-х годов)

Фаза массового сбыта (30-60-е годы)

Постиндустриальная фаза

с середины 60-х годов

-выпуск стандартной продукции;

-рынок неограничен;

-критерий низкая себестоимость;

-все внимание внутрь фирмы

-выпуск дифференцированной продукции;

-всплеск конкуренции;

-развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт;

-внимание на имидж фирмы.

-жесткая конкуренция;

-быстрое устаревание основного капитала;

-интернационализация предпринимательства;

-курс решение стратегических задач, стратегический

маркетинг.

 

 

Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые "школы управленческой мысли". Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

школа научного управления (1885 1930 г.г.), административная (классическая) школа (1920 – 1950 г.г.), школа психологии и человеческих  отношений (1930 г. по

настоящее время),

школа науки управления (количественная школа) (1950 г. по настоящее время).

Каждая  из   них   внесла   значительный  вклад   в                       эволюцию управленческой мысли.