ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент, как научная дисциплина, окончательно
сформировался только к середине ХХ века. Фундаментом этой науки является вся многовековая история развития человечества, с момента появления первых сообществ (племен) и по настоящее время. В табл. 1.1 отмечены основные исторические вехи развития менеджмента.
Таблица 1.1
4000 лет до н.э. |
Египет |
Концепция планирования и контроля |
1000 лет до н.э. |
Китай |
Концепция планирования и контроля |
600 лет до н.э. |
Халдейская империя |
Контроль выпуска продукции и стимулирование труда |
500 лет до н.э. |
Китай |
Стандартизация труда и систем измерения. Специализация. |
400 лет до н.э. |
Кипр |
Изучение трудовых движений. Нормирование труда. |
15 век |
Италия |
Стандартизация производства. Сборочные линии. |
18 век |
Англия |
Стандартизация производства |
19 век |
Англия |
Стандартизация труда. Нормы выработки. |
Исторически прослеживается, что развитие менеджмента, как науки и самостоятельного вида деятельности, обусловлено общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Различают три стадии эволюционного развития менеджмента, которые представлены в табл. 1.2
Табл.1.2
Стадии |
Содержание методов Управления |
Характеристика и критерии Управления |
Пионерская, 1820-1890 гг. |
Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя |
Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера. |
Организационная начало ХХ в. |
Научный подход к организации управления, администрирование |
Возникновение научной организации управления. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом. |
Интеграционная, начиная с 30-х годов |
Поведенческие подходы к организации управления |
Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует как для человека в качестве покупателя, так и для человека в качестве партнера в производственной и предпринимательской деятельности. |
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основные фазы:
-эпоха массового производства;
-эпоха массового сбыта;
-постиндустриальная эпоха.
Табл. 1.3
Фаза массового производства (начало ХХ века до 30-х годов) |
Фаза массового сбыта (30-60-е годы) |
Постиндустриальная фаза с середины 60-х годов |
-выпуск стандартной продукции; -рынок неограничен; -критерий – низкая себестоимость; -все внимание внутрь фирмы |
-выпуск дифференцированной продукции; -всплеск конкуренции; -развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт; -внимание на имидж фирмы. |
-жесткая конкуренция; -быстрое устаревание основного капитала; -интернационализация предпринимательства; -курс – решение стратегических задач, стратегический маркетинг. |
Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.
В первой половине XX века получили развитие четыре четко различимые "школы управленческой мысли". Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
школа научного управления (1885 – 1930 г.г.), административная (классическая) школа (1920 – 1950 г.г.), школа психологии и человеческих отношений (1930 г. – по
настоящее время),
школа науки управления (количественная школа) (1950 г. – по настоящее время).
Каждая из них внесла значительный вклад в эволюцию управленческой мысли.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.