Исторические сведения о сольфеджио.
В историческом процессе развития музыкального искусства большое место занимает вопрос нотации. Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е. исполнения нотного текста голосом) во все времена были тесно связаны с различными системами нотации.
Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на любой высоте (Древний Китай, Греция, Индия, «крюки» в России).
Условность и неточность относительных систем нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической реформы Гвидо Аретинского появился точный и удобный способ записи высоты звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек.
Система сольмизации: ут – ре- ми – фа – соль – ля – в основе была также относительной, обозначающей место этих звуков в ладу и интервалов между ними на любой высоте, но звуки-ноты уже получили свое название, и отсюда возникла абсолютная система сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и было неотъемлемой частью обучения певцов.
До XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста – относительный и абсолютный.
В церковных хорах в основном использовалась относительная система. Развитие инструментальной музыки, требовавшее точной фиксации каждого звука привело к тому, что абсолютная система вытесняла относительную.
В 1709 году в Париже возникает натуральное сольфеджирование, т. е. применение наряду с буквенными аретинских слогов названий к соответствующей абсолютной высоте звуков До мажора.
В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской консерватории (1802 год), были сочинены выдающимися композиторами того времени: Л. Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным аккомпанементов, нотированным в виде цифрованного баса.
Однако относительное сольфеджирование не было окончательно вытеснено абсолютным. С одной стороны, в профессиональном обучении прочно утвердилась абсолютная система, с другой – продолжали возникать разновидности относительной системы.
Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо предложил «цифровую методу», заменив слоговые названия ступеней цифрами.
В Англии в этот же период развивалась система «Тоника-соль-фа», созданная С. Товер и Дж. Кервином. В ней относительная высота выражалась несколько измененными аретинскими слогами, а абсолютная – буквенными названиями, которыми пользовались для определения тональностей и в дальнейшем для связи с абсолютной нотацией.
Кервин предлагает разнообразные и оригинальные приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, на которых показывают отдельные ступени, короткие мотивы и движение звуков в целых мелодиях; характеристики ступеней – «умственные эффекты», ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе преобладает мажорный лад.
В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника-до» или система подвижного «до».
В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио имеют в своей основе те же два направления – абсолютное и относительное.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что история развития сольфеджио характеризуется борьбой двух направлений: первое берет за основу абсолютную высоту звуков в той или другой нотации и изучает сперва До мажор, а затем альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к другим тональностям. И второе – относительное – изучение соотношений ступеней в ладу на любой относительной высоте.
1.docx
Исторические сведения о сольфеджио.
В историческом процессе развития музыкального
искусства большое место занимает вопрос нотации.
Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е.
исполнения нотного текста голосом) во все времена
были тесно связаны с различными системами
нотации.
Первые нотные записи были относительными,
обозначали не абсолютную высоту звуков, а
отношение между звуками в различных попевках,исполняемых на любой высоте (Древний Китай,
Греция, Индия, «крюки» в России).
Условность и неточность относительных систем
нотации привели к необходимости разработки более
совершенной системы. В результате исторической
реформы Гвидо Аретинского появился точный и
удобный способ записи высоты звуков при помощи
нотоносца и букв, обозначающих высотное значение
нотных линеек.Система сольмизации: ут – ре ми – фа – соль – ля –
в основе была также относительной, обозначающей
место этих звуков в ладу и интервалов между ними
на любой высоте, но звукиноты уже получили свое
название, и отсюда возникла абсолютная система
сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал.
«сольфеджио». Первоначально сольфеджио
предназначалось только вокалистам и было
неотъемлемой частью обучения певцов.До XVIII века существовали два способа прочтения
нотного текста – относительный и абсолютный.
В церковных хорах в основном использовалась
относительная система. Развитие инструментальной
музыки, требовавшее точной фиксации каждого
звука привело к тому, что абсолютная система
вытесняла относительную.
В 1709 году в Париже возникает натуральное
сольфеджирование, т. е. применение наряду сбуквенными аретинских слогов названий к
соответствующей абсолютной высоте звуков До
мажора.
В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской
консерватории (1802 год), были сочинены
выдающимися композиторами того времени: Л.
Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они
предназначались для исполнения голосом с
обязательным инструментальным аккомпанементов,
нотированным в виде цифрованного баса.Однако относительное сольфеджирование не было
окончательно вытеснено абсолютным. С одной
стороны, в профессиональном обучении прочно
утвердилась абсолютная система, с другой –
продолжали возникать разновидности
относительной системы.
Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо
предложил «цифровую методу», заменив слоговые
названия ступеней цифрами.В Англии в этот же период развивалась система
«Тоникасольфа», созданная С. Товер и Дж.
Кервином. В ней относительная высота выражалась
несколько измененными аретинскими слогами, а
абсолютная – буквенными названиями, которыми
пользовались для определения тональностей и в
дальнейшем для связи с абсолютной нотацией.
Кервин предлагает разнообразные и оригинальные
приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, накоторых показывают отдельные ступени, короткие
мотивы и движение звуков в целых мелодиях;
характеристики ступеней – «умственные эффекты»,
ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе
преобладает мажорный лад.
В Германии разновидностью относительной системы
была система «Тоникадо» или система подвижного
«до».В настоящее время различные системы и методы
преподавания сольфеджио имеют в своей основе те
же два направления – абсолютное и относительное.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что
история развития сольфеджио характеризуется
борьбой двух направлений: первое берет за основу
абсолютную высоту звуков в той или другой
нотации и изучает сперва До мажор, а затем
альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к
другим тональностям. И второе – относительное –изучение соотношений ступеней в ладу на любой
относительной высоте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.