Исторические сведения о сольфеджио

  • Занимательные материалы
  • Памятки
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исторические сведения о сольфеджио. В историческом процессе развития музыкального искусства большое место занимает вопрос нотации. Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е. исполнения нотного текста голосом) во все времена были тесно связаны с различными системами нотации. Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на любой высоте (Древний Китай, Греция, Индия, «крюки» в России). Условность и неточность относительных систем нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической реформы Гвидо Аретинского появился точный и удобный способ записи высоты звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек. Система сольмизации: ут – ре- ми – фа – соль – ля – в основе была также относительной, обозначающей место этих звуков в ладу и интервалов между ними на любой высоте, но звуки-ноты уже получили свое название, и отсюда возникла абсолютная система сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и было неотъемлемой частью обучения певцов. До XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста – относительный и абсолютный. В церковных хорах в основном использовалась относительная система. Развитие инструментальной музыки, требовавшее точной фиксации каждого звука привело к тому, что абсолютная система вытесняла относительную. В 1709 году в Париже возникает натуральное сольфеджирование, т. е. применение наряду с буквенными аретинских слогов названий к соответствующей абсолютной высоте звуков До мажора. В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской консерватории (1802 год), были сочинены выдающимися композиторами того времени: Л. Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным аккомпанементов, нотированным в виде цифрованного баса. Однако относительное сольфеджирование не было окончательно вытеснено абсолютным. С одной стороны, в профессиональном обучении прочно утвердилась абсолютная система, с другой – продолжали возникать разновидности относительной системы. Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо предложил «цифровую методу», заменив слоговые названия ступеней цифрами. В Англии в этот же период развивалась система «Тоника-соль-фа», созданная С. Товер и Дж. Кервином. В ней относительная высота выражалась несколько измененными аретинскими слогами, а абсолютная – буквенными названиями, которыми пользовались для определения тональностей и в дальнейшем для связи с абсолютной нотацией. Кервин предлагает разнообразные и оригинальные приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, на которых показывают отдельные ступени, короткие мотивы и движение звуков в целых мелодиях; характеристики ступеней – «умственные эффекты», ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе преобладает мажорный лад. В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника-до» или система подвижного «до». В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио имеют в своей основе те же два направления – абсолютное и относительное. Из всего сказанного можно сделать вывод, что история развития сольфеджио характеризуется борьбой двух направлений: первое берет за основу абсолютную высоту звуков в той или другой нотации и изучает сперва До мажор, а затем альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к другим тональностям. И второе – относительное – изучение соотношений ступеней в ладу на любой относительной высоте.
Иконка файла материала 1.docx
Исторические сведения о сольфеджио. В историческом процессе развития музыкального  искусства большое место занимает вопрос нотации.  Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е.  исполнения нотного текста голосом) во все времена  были тесно связаны с различными системами  нотации. Первые нотные записи были относительными,  обозначали не абсолютную высоту звуков, а  отношение между звуками в различных попевках,исполняемых на любой высоте (Древний Китай,  Греция, Индия, «крюки» в России). Условность и неточность относительных систем  нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической  реформы Гвидо Аретинского появился точный и  удобный способ записи высоты звуков при помощи  нотоносца и букв, обозначающих высотное значение  нотных линеек.Система сольмизации: ут – ре­ ми – фа – соль – ля –  в основе была также относительной, обозначающей  место этих звуков в ладу и интервалов между ними  на любой высоте, но звуки­ноты уже получили свое  название, и отсюда возникла абсолютная система  сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио  предназначалось только вокалистам и было  неотъемлемой частью обучения певцов.До XVIII века существовали два способа прочтения  нотного текста – относительный и абсолютный. В церковных хорах в основном использовалась  относительная система. Развитие инструментальной  музыки, требовавшее точной фиксации каждого  звука привело к тому, что абсолютная система  вытесняла относительную. В 1709 году в Париже возникает натуральное  сольфеджирование, т. е. применение наряду сбуквенными аретинских слогов названий к  соответствующей абсолютной высоте звуков До  мажора. В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской  консерватории (1802 год), были сочинены  выдающимися композиторами того времени: Л.  Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они  предназначались для исполнения голосом с  обязательным инструментальным аккомпанементов,  нотированным в виде цифрованного баса.Однако относительное сольфеджирование не было  окончательно вытеснено абсолютным. С одной  стороны, в профессиональном обучении прочно  утвердилась абсолютная система, с другой –  продолжали возникать разновидности  относительной системы. Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо  предложил «цифровую методу», заменив слоговые  названия ступеней цифрами.В Англии в этот же период развивалась система  «Тоника­соль­фа», созданная С. Товер и Дж.  Кервином. В ней относительная высота выражалась  несколько измененными аретинскими слогами, а  абсолютная – буквенными названиями, которыми  пользовались для определения тональностей и в  дальнейшем для связи с абсолютной нотацией. Кервин предлагает разнообразные и оригинальные  приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, накоторых показывают отдельные ступени, короткие  мотивы и движение звуков в целых мелодиях;  характеристики ступеней – «умственные эффекты»,  ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе  преобладает мажорный лад. В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника­до» или система подвижного  «до».В настоящее время различные системы и методы  преподавания сольфеджио имеют в своей основе те  же два направления – абсолютное и относительное. Из всего сказанного можно сделать вывод, что  история развития сольфеджио характеризуется  борьбой двух направлений: первое берет за основу  абсолютную высоту звуков в той или другой  нотации и изучает сперва До мажор, а затем  альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к  другим тональностям. И второе – относительное –изучение соотношений ступеней в ладу на любой  относительной высоте.