Тема: « Исторический калейдоскоп».
Тип методического пособия: методическая разработка.
Автор: Пенигина М.И.; учитель истории.
Аннотация.
Методическая разработка урока «Калейдоскоп истории» подготовлена для проведение урока в рамках недели истории. Урок проводится с целью развития интереса к предмету и обучению.
Данная разработка рассчитана на один урок, предусмотрена работа обучающихся с применением игровых технологий. В начале урока рекомендуется класс разделить на команды, за каждый правильный ответ или верно выполненное задание команда получает один балл (жетон). В конце урока определяется победитель по количеству полученных жетонов. Также урок нацелен на развитие коммуникативных способностей.
Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении вводных уроков.
Пояснительная записка.
Данный урок проводится в рамках недели истории. На уроке используются игровые технологии.
Во время проведения урока обучающиеся называют основные события из истории страны и края, определяют значение истории как науки. Весь урок нацелен на воспитание патриотизма и гражданской позиции. На уроке применяются наглядные пособия-альбомы: «Дни воинской славы», «Великие полководцы России». Игровые технологии и работа в группах обеспечивают ситуацию успеха у обучающихся. На уроке используются конкурсные задания, поэтому целесообразно заранее подготовить цветные жетоны и подготовить ассистента из числа старшеклассников.
ТЕМА: Исторический калейдоскоп.
Цели урока:
Методическая: применение на практике нетрадиционных форм урока; формирование интереса к предмету.
Образовательная: развитие любознательности, внимания, кругозора обучающихся по предмету, формирование навыков анализа, обобщения, использования на практике имеющихся знаний
Воспитательная: создание условий для сплочения коллектива в группе, развитие коммуникабельности, патриотизма; развитие интереса к истории государства.
Комплексно-методическое обеспечение урока: Альбомы: «Дни воинской славы», «Портреты русских полководцев», раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока: 1. Краткий рассказ о науке «история», разъяснение критериев для проведения конкурса.
2. Работа в группах на основе полученных заданий.
Первый тур: РАЗМИНКА
- древнекитайский полководец Суньцзы писал: «Возможность победы заключается в противнике», а где находится непобедимость?
- что завершилось раньше: ВОВ или вторая мировая война?
- на фронтах ВОВ сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры». О чём идёт речь?
- в начале 1944г. окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших городов. Сколько дней она длилась и какой это был город?
- в тёплое время советские солдаты свёртывали её в трубку и носили через плечо, на привалах использовали как подушку или одеяло, называли её скаткой. Что это такое?
-назовите маршала ВОВ, не проигравшего ни одного сражения.
- основной закон страны.
- Иван Грозный, он же Иван…
-первый президент СССР
- настоящая фамилия И.В. Сталина
- первый президент России
Второй тур: «УДАЧНОЕ НАЧАЛО» (работа групп по определению исторических понятий через решение шарады)
Шарада.
1).Первое – нота, второе – установленный образец одежды, в целом – изменение, преобразование. РЕФОРМА
2).Первое – небольшой ресторан с обслуживанием за стойкой; второе – национальное русское блюдо; третье – предлог; в целом – одна из феодальных повинностей. БАРЩИНА
3).Первое - деталь автомобиля, освещает дорогу, второе- местоимение; в целом – правитель Египта в древности. ФАРАОН
4).Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женской одежды в целом – правитель стран Востока в средние века. ХАЛИФ
Крылатые фразы (необходимо установить соответствие между фразой и ее объяснением, критерием успешности является скорость и точность)
Б) Точить лясы
В) Бить баклуши
Г) Подлинная правда
Д) Зарубить на носу
Е) Положить в долгий ящик
Ж) Кричать во всю ивановскую
З) Остаться с носом
И) Работать спустя рукава
1. В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами неразобранными. Фраза употребляется в разговоре, когда решение откладывается на неопределённый срок.
2.Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает: работать плохо, неаккуратно.
3. Нос- памятная дощечка для записей, выполняла роль блокнота. Её нсили с собой и делали на ней зарубки на память. Означает «запомнить надолго».
4. Лясы или балясы- резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы было делом несложным, но требующим особого внимания. Работающий мог одновременно с работой вести посторонние разговоры. Выражение употребляется в смысле пустого времяпрепровождения.
5.Из медной проволоки тянули очень тонкую нить – волокиту (канитель). Работа была медленной и трудоёмкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время».
6. Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку – баклушу. Это лёгкое дело поручалось подмастерьям, так как не требовалось особого умения. Употребляется в значении «делать пустоедело, заниматься ерундой».
7. Проситель в царской Руси при обращении в суд приносил подношение для ускорения рассмотрения дела. Если его подарок не принимался, то он уходил со своим подношением (носом) обратно. Означает «уйти ни с чем, ничего не добившись».
8. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь, на ней во всеуслышание объявлялись важные государевы указы. Употребляется в в смысле осуждения, когда человек громко разговаривает.
9. Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду.
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Третий тур: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ (прочитать отрывок из исторического документа и вставить географические названия, используя подсказки)
Впишите в исторический документ вместо точек географические названия:
«Его величество Император Всероссийский сим обязуется уступить … (название государства) всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его Величеством на … (название) материке, а также прилегающие к ней острова. Западная граница проходит через точку в … (название) проливе по 65градусов северной широты в её пересечении с меридианом. На основании этой уступки … (название государства) обязуются заплатить семь миллионов двести тыс. долларов золотой монетой…»
Какая территория была уступлена согласно этому договору?
1 США; 2Американский; 3Берингов; 4 Аляска
Четвёртый тур: ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (подсчитать какую сумму выручит купец и перевести её в рубли)
Представьте московский базар XVII века. Какую сумму выручил продавец в привычных нам рублях и копейках, продав следующие товары:
Наименование товара |
цена |
Расчёты, сумма |
10 пудов коровьего масла |
60 коп. за пуд |
60*10=600=6 руб |
20 пудов солёной рыбы |
37 коп. за пуд |
37*20=740=7.4 |
2 воза сёмги |
10 р. 25 алтын за воз |
10+(25*3)*2)= 21,50 |
20 голов сахара |
40 гривен за голову |
20*40=800=8руб |
1000 штук яиц |
1 коп. за десяток |
1*100=100=1 руб |
10 шуб из овчины |
1 полуполтина за шубу |
25*10=250=2,5 руб |
2 бархатные шубы |
70 руб. за шубу |
70*2=140 руб |
5 пар штанов из сукна |
40 алтын за пару |
(40*3)*5=600=6 руб |
Итого: |
|
192,4 |
Нужно помнить: 1 рубль=2 полтины= 10 гривен=100копеек; 1
алтын=3копейки
Пятый тур: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ (определить какому событию посвящены стихотворные строки)
- …скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французам отдана...
(Бородинское сражение)
- Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья
(Куликовская битва)
- В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
На шапках – перья птиц весёлых,
На шлемах – конские хвосты,
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты…
Под нами лёд, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять им никогда.
(Ледовое побоище)
Заключение: подведение итогов, выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки "Шарады"
1).Первое – нота, второе – установленный образец одежды, в целом – изменение, преобразование.
2).Первое – небольшой ресторан с обслуживанием за стойкой; второе – национальное русское блюдо; третье – предлог; в целом – одна из феодальных повинностей.
3).Первое - деталь автомобиля, освещает дорогу, второе- местоимение; в целом – правитель Египта в древности.
4).Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женской одежды в целом – правитель стран Востока в средние века.
1).Первое – нота, второе – установленный образец одежды, в целом – изменение, преобразование.
2).Первое – небольшой ресторан с обслуживанием за стойкой; второе – национальное русское блюдо; третье – предлог; в целом – одна из феодальных повинностей.
3).Первое - деталь автомобиля, освещает дорогу, второе- местоимение; в целом – правитель Египта в древности.
4).Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женской одежды в целом – правитель стран Востока в средние века.
1).Первое – нота, второе – установленный образец одежды, в целом – изменение, преобразование.
2).Первое – небольшой ресторан с обслуживанием за стойкой; второе – национальное русское блюдо; третье – предлог; в целом – одна из феодальных повинностей.
3).Первое - деталь автомобиля, освещает дорогу, второе- местоимение; в целом – правитель Египта в древности.
4).Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женской одежды в целом – правитель стран Востока в средние века.
Карточки "Крылатые выражения"
Б) Точить лясы
В) Бить баклуши
Г) Подлинная правда
Д) Зарубить на носу
Е) Положить в долгий ящик
Ж) Кричать во всю ивановскую
З) Остаться с носом
И) Работать спустя рукава
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) Точить лясы
В) Бить баклуши
Г) Подлинная правда
Д) Зарубить на носу
Е) Положить в долгий ящик
Ж) Кричать во всю ивановскую
З) Остаться с носом
И) Работать спустя рукава
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами неразобранными. Фраза употребляется в разговоре, когда решение откладывается на неопределённый срок.
2.Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает: работать плохо, неаккуратно.
3. Нос- памятная дощечка для записей, выполняла роль блокнота. Её нсили с собой и делали на ней зарубки на память. Означает «запомнить надолго».
4. Лясы или балясы- резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы было делом несложным, но требующим особого внимания. Работающий мог одновременно с работой вести посторонние разговоры. Выражение употребляется в смысле пустого времяпрепровождения.
5.Из медной проволоки тянули очень тонкую нить – волокиту (канитель). Работа была медленной и трудоёмкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время».
6. Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку – баклушу. Это лёгкое дело поручалось подмастерьям, так как не требовалось особого умения. Употребляется в значении «делать пустоедело, заниматься ерундой».
7. Проситель в царской Руси при обращении в суд приносил подношение для ускорения рассмотрения дела. Если его подарок не принимался, то он уходил со своим подношением (носом) обратно. Означает «уйти ни с чем, ничего не добившись».
8. В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь, на ней во всеуслышание объявлялись важные государевы указы. Употребляется в в смысле осуждения, когда человек громко разговаривает.
9. Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду.
Карточки на третий тур
Третий тур: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ (прочитать отрывок из исторического документа и вставить географические названия)
Впишите в исторический документ вместо точек географические названия:
«Его величество Император Всероссийский сим обязуется уступить …(название государства) всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его Величеством на …материке, а также прилегающие к ней острова. Западная граница проходит через точку в … проливе по 65градусов северной широты в её пересечении с меридианом. На основании этой уступки …(название государства) обязуются заплатить семь миллионов двести тыс. долларов золотой монетой…»
Какая территория была уступлена согласно этому договору?
Третий тур: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ (прочитать отрывок из исторического документа и вставить географические названия)
Впишите в исторический документ вместо точек географические названия:
«Его величество Император Всероссийский сим обязуется уступить …(название государства) всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его Величеством на …материке, а также прилегающие к ней острова. Западная граница проходит через точку в … проливе по 65градусов северной широты в её пересечении с меридианом. На основании этой уступки …(название государства) обязуются заплатить семь миллионов двести тыс. долларов золотой монетой…»
Какая территория была уступлена согласно этому договору?
Карточки на четвертый тур
Четвёртый тур: ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (подсчитать какую сумму выручит купец и перевести её в рубли)
Представьте московский базар XVII века. Какую сумму выручил продавец в привычных нам рублях и копейках, продав следующие товары:
Наименование товара |
цена |
Расчёты, сумма |
10 пудов коровьего масла |
60 коп. за пуд |
|
20 пудов солёной рыбы |
37 коп. за пуд |
|
2 воза сёмги |
10 р. 25 алтын за воз |
|
20 голов сахара |
4 гривны за голову |
|
1000 штук яиц |
1 коп. за десяток |
|
10 шуб из овчины |
1 полуполтина за шубу |
|
2 бархатные шубы |
70 руб. за шубу |
|
5 пар штанов из сукна |
40 алтын за пару |
|
Итого: |
|
|
Нужно помнить: 1 рубль=2 полтины= 10 гривен=100копеек; 1 алтын=3копейки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.