О́да Нобуна́га — военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку, один из наиболее выдающихся самураев в японской истории, посвятивших свою жизнь объединению страны. Ода Нобунага происходил из провинции Овари (современная префектура Айти). Он был вторым сыном мелкого феодала, и отец поселил его отдельно от семьи, построив небольшой замок в Нагоя. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Нобунага проявил немалое коварство, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни свойственников, ни соседей. Военным успехам Ода способствовало вооружение его дружины огнестрельным оружием. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью утратил политическое влияние. Для обеспечения войск продовольствием он ввел специальный рисовый налог, сохранившийся до конца феодального периода.
Ода Набунага - исторический портрет.docx
Содержание
Введение...................................................................................................................2
I. Биография Ода Нобунага......................................................................................4
II. Основные направления деятельности Ода Нобунаги........................................8
III. Результаты деятельности и ее оценка современниками и историками.......13
Заключение.............................................................................................................15
Список используемой литературы и источников:................................................16 Введение
ОО
аО
да Нобун га
— военнополитический лидер Японии периода Сэнгоку,
один из наиболее выдающихся самураев в японской истории, посвятивших
свою жизнь объединению страны. Ода Нобунага происходил из провинции
Овари (современная префектура Айти). Он был вторым сыном мелкого
феодала, и отец поселил его отдельно от семьи, построив небольшой замок в
Нагоя. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Нобунага проявил
немалое коварство, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни
свойственников, ни соседей. Военным успехам Ода способствовало
вооружение его дружины огнестрельным оружием. В 1573 г. он сверг
последнего сегуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью
утратил политическое влияние. Для обеспечения войск продовольствием он
ввел специальный рисовый налог, сохранившийся до конца феодального
периода.
Ода подчинил более половины территории и в завоеванных городах
упразднил заставы, отменил внутренние таможенные
поборы, что, в свою очередь, встретило ожесточенное сопротивление
феодалов и придворной аристократии, лишившихся главной статьи своих
доходов. Он стимулировал развитие торговли путем ужесточения наказаний
за разбой, создал «свободные рынки».
Упразднив частные меры жидких и сыпучих тел, Ода ввел
унифицированную киотскую меру, равнявшуюся 1,8 л. Был установлен
твердый обменный курс и было запрещено использовать рис в качестве
средства обмена. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и
серебра было еще мало для массового производства денег, хотя он и захватил
серебряные рудники Икуно.
Правдами и неправдами расширяя свои владения, жесточайшим образом
подавляя крестьянские восстания, Ода Нобунага положил начало «сёгунско княжескому» (бакухан) государству. Однако его возвышение заставило
объединиться в борьбе с ним многих враждовавших ранее между собой
феодалов, кроме того начались распри в лагере самого Ода. В 1582 г., будучи
окружен в одном из киотских храмов войсками противников, Ода покончил
жизнь самоубийством.
Цель работы: выявить этапы и особенности внутренней политики,
проводимой военнополитическим лидером Японии Ода Нобунага.
Задачи работы:
1)Рассмотреть основные этапы биографии Оды Нобунага;
2) Определить основные направления в деятельности Оды Нобунаги;
3) Проанализировать внутриполитическую деятельность Оды Нобунаги.
Историография:
В Японской историографии личность Оды Нобунаги практически не была
затронута, они его сочли простым средневековым феодалом.
В советской историографии Ода Набунава был затронут в работе А. А.
Искандеров в книге «Тоетоми Хидэеси».
Западные историки так же считают малую роль Оды Нобунаги в жизни
Японии и изображают в основном как человека злого и жестокого.
Источники:
При написании работы были использованы следующие виды источников:
воспоминания и мемуары (Три великих объединителя Японии. Ода
Набунага. – Режим доступа: http://greatzanuda.narod.ru/3s.htm; Горбылев А.М.
Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу. – Режим доступа:
http://bmsi.ru/doc/475a5a3683cd41aaa57189363533baf6.)
Методы.
Для достижения поставленной цели в работе был использован историко
генетический метод, который позволяет: раскрыть основные ключевые
моменты деятельности объекта исследования в ходе текущего исторического
процесса; выявить факторы, влияющие на его деятельность, установить
взаимосвязь между его деятельностью и предшествующими этому событиями,
рассмотреть динамику его деятельности на протяжении его жизни, карьеры. I. Биография Ода Нобунага
Биографические данные
1.1.
Ода Нобунага родился 1534 года, его отец Ода Нобухидэ был военным
правителем (дайме) из провинции Овари (совр. префектура Айти). Нобунага
был третьим сыном своего отца, но благодаря тому, что он был первенцем,
рожденным от главной жены, его считали преемником рода Ода. Именно
поэтому, он был назначен хозяином замка Нагоя уже в два года. Детства
Нобунага любил диковинные вещи и вел себя крайне ужасно, за что получил
прозвище «большой дурак»1.
В 1546 году он прошел церемонию совершеннолетия в замке
Фуруватари и получил имя «Ода Сабуро Кадзусаносуке Нобунага». Через два
года, при посредничестве своего наставника Хира Масахиде, он женился на
дочери Сайто Досана, обладателя соседней провинции Мино (совр.
префектура Гифу). В 1549 году Нобунага встретился со своим тестем в храме
Сётокудзи, где заключил с ним союз. По преданию, во время этой встречи
Сайто Досан был настолько поражен Нобунага, что предрек гибель
собственного рода от рук своего зятя.
1551 года отец Нобунаги, Ода Нобухидэ, умер. Его сын унаследовал
титул главы рода, но реального влияния на родственников Нобунага почти не
имел.
С невероятной жестокостью и хладнокровием 18летний Нобунага
расправился с возможными конкурентами, не остановившись даже перед
убийством младшего брата Нобуюки, обвиненного им в тайных связях с
врагами, и некоторых других членов семьи, которые могли представлять хоть
какуюто угрозу его монополии на единоличную власть. На это ушло ни много
1 Одна Набунага. – Режим доступа: http://www.waysamurai.ru/articles/Oda_Nobunaga/. ни мало — 7 лет, пока старая фамилия Ода не была почти полностью
истреблена, а Нобунага не подчинил своей власти всю провинцию Овари2.
Со временем репутация «дурака» стала рассеиваться, так как Ода
удалось объединить больше половины японских территорий. Так же он
прославился как полководец и реформатор Японии.
Умер Ода Нобунага в 1582 году, а произошло это так: Тоётоми Хидэёси
осадил замок Такамацу. На помощь к защитникам со всей своей армией
отправился Мори Тэрумото – даймё этих провинций. Хидэёси срочно
запросил подкрепления у Нобунага. Тот приказал Акэти Мицухидэ собрать
войска и двигаться на помощь к Тоётоми. А сам Нобунага, взяв маленький
отряд телохранителей (сотню, вместо нескольких тысяч, обычно его
сопровождавших) отправился в Киото.
Акэти Мицухиде отобрал наиболее преданные ему отряды и двинулся
с ними к Такамацу. Но дойдя до ближайшей реки, он повернул войско назад,
воскликнув: «Враг в Хоннодзи!». До воинов Акэти сразу же дошёл смысл его
слов – в храме Хоннодзи обычно останавливался Ода Нобунага. Одев на
лошадей мягкие сапожки и соблюдая полную тишину люди Мицухидэ вошли в
Киото на рассвете. С охраной быстро расправились и мятежники
стремительно проникли во внутренний двор храма. По легенде, услышав шум
Нобунага одел белое кимоно, схватил оружие, выбежал наружу и защищался
до тех пор, пока выстрелом из аркебузы ему не раздробило руку. Тогда он
отступил в комнаты, запер за собою дверь и сделал себе сэппуку (харакири).
Тело его сгорело в подожжённом мятежниками храме.
Причинами, побудившими Акэти Мицухидэ к подобным действиям,
историки называют разное. Одни говорят, что это была личная месть за
оскорбления, которым Нобунага подвергал своего полководца. Другие
утверждают, что Акэти мстил за свою мать, бывшую заложницей у врагов Ода
2 Горбылев А.М. Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу. – Режим доступа:
http://bmsi.ru/doc/475a5a3683cd41aaa57189363533baf6. и убитую ими после возобновления военных действий. Третьи считают, что
Нобунага отобрал у Мицухидэ его провинции и отдал их своему сыну,
пообещав взамен ещё не отвоёванные земли. А четвёртые полагают, что
отсутствие в тот момент Хидэёси и Токугава не было случайным
совпадением. Но вероятнее всего все эти причины были второстепенными, а
Акэти просто хотел устроить переворот с целью захвата власти3.
Описание внешности и психологический портрет.
I.2.
Ода Нобунага был непопулярен среди своего рода правителем, поэтому
имел имидж «дурака». В документах есть следующее описание его внешности:
«Нобунага вышел вперед, чтобы зажечь ладан для своего отца. На
нем даже не было официальных шароваров (хакама), но при этом на поясе
у него висели длинный меч с большой рукоятью, кинжал, обернутый грубой
веревкой из соломы, а волосы его были повязаны хвостом пони. Он прошел
к алтарю, затем вдруг схватил горсть благовоний, бросил ее на алтарь и
пошел прочь»4.
Надо сказать, что со временем имидж «дурака» рассеялся, и в
документах можно встретить уже совсем другие описания. Например,
Маффеи (1544 – 1605), давая сведения о Набунага, опирался на письма,
написанные и отосланные в Европу литописцем Луисом Фройсом (1532 –
1597). Маффери был хорошо знаком с Фройсом, или, как минимум, с его
письмами, и очень высоко оценивал его. Фройс был первым европейцем,
встретившимся с Нобунага в японской столице Киото в 1569 году. Вскоре
после встречи Фройс дал следующую характеристику военному гегемону
Японии:
«Правителю Овари около 37 лет лет, он высок ростом, худощав, с
редкой бородой, необычайно звучным голосом, словно предназначенным
3 Три великих объединителя Японии. Ода Набунага. – Режим доступа:
http://greatzanuda.narod.ru/3s.htm.
4 Ламерс, Й. П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода набунага. – СПб. :
ЕВРАЗИЯ, 2012. — с. 26 – 27. для командования войсками, неутомим, склонен к справедливости
состраданию, надменный и честолюбивы, необычайно скрытен в своих
замыслах, большой знаток стратегий, едва ли или совсем не обращающий
внимания на замечания и советы своих подчиненных; его все очень боятся
и уважают. Он не пьет вина, бесцеремонен в манерах, смотрит сверху вниз
на всех остальных правителей и принцев Японии и разговаривает с ними
пренебрежительно, словно со своими подчиненными. Ему беспрекословно
повинуются все как единовластному правителю, он обладает хорошей
проницательностью и резкостью в суждениях, он презирает всех божеств
будд, а также все иные виды идолопоклонничеств. <…> Он ненавидит все
промедления и уклончивые речи, и даже принципы не появляются перед
ним с мечом…»5.
Интересен тот факт, что в других местах можно встретить другое
описание Ода Набунага:
«Был он среднего роста, хрупкого телосложения, голос имел
высокий. Тем не менее отличался ловкостью, выносливостью, купался в
реке с сентября по март, дважды в день упражнялся в верховой езде,
постоянно совершенствовался во владении различными видами оружия.
Спал мало, в еде, вине и женщинах был умерен, даже аскетичен. Ему
свойственно было честолюбие, высокомерие, скрытность, вспыльчивость,
резкость в гневе, но и отходчивость. Подчинённые его уважали и боялись.
Презирал всех императоров, князей, богов, духов, демонов. Не верил в
какиелибо суеверия, пророчества и знамения» 6.
I.3.
Мировоззрение, идеалы, система внутренних ценностей личности.
5 Ламерс, Й. П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода набунага. – СПб. :
ЕВРАЗИЯ, 2012. — с. 8.
6 Три великих объединителя Японии. Ода Набунага. – Режим доступа:
http://greatzanuda.narod.ru/3s.htm. Ода Нобунага жестокий и безжалостный человек и в то же время
хитрый и изворотливый. Для того чтобы достичь своей цели, он пользовался
всеми возможными способами, не боялся ничего и никого.
Португальский миссионер очень точно Луиш Фройш писал о Нобунаге:
«Он действовал всегда скрытно… Он почти никогда не следовал
советам подчиненных. Презирал японских императоров и князей, ни во что
не ставил богов и идолов, не верил ни в какие пророчества и суеверия. И
хотя сам принадлежал к буддийской секте Нитирэн, тем не менее твердо
считал, что нет ни бога, ни бессмертия души, ни потусторонней жизни»7.
II. Основные направления деятельности Ода Нобунаги
2.1. Ода Нобунага – первый объединитель Японии.
Но надо отметить, что первые военные сражения, которые вел Нобунага,
носили локальный характер, они еще не ставили целью объединение страны.
Идея объединения Японии и создания единого централизованного государства
родилась у него значительно позже. Как справедливо отмечал акад. Е. М.
Жуков, «трудно предположить, что Ода Нобунага имел какуюто ясно
осознанную идею необходимости борьбы за объединение Японии, для чего и
начал свои кампании против соседних феодальных князей. Скорее можно
считать, что первоначальным побудительным мотивом для походов Ода было
личное честолюбие и желание увеличить собственную территорию»8. Прежде
чем предпринять крупные военные кампании в целях расширения своих
владений, он сам выдержал суровое испытание: неоднократно подвергался
нападению со стороны такого сильного феодального магната, каким был
Имагава Ёсимото, владелец провинций Микава, Тотоми и Суруга9.
7 Горбылев А.М. Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу. – Режим доступа:
http://bmsi.ru/doc/475a5a3683cd41aaa57189363533baf6.
8 Жуков, Е. История Японии. Краткий очерк. М.: 1939. с. 36. В мае 1560 года Нобунага завершил объединение земель провинции
Овари. После этого в его владения вторглась 25тысячная армия Имагава
Ёсимото, обладателя провинции Суруга, которую Ода Нобунага, сохраняя
хладнокровие, разгромил в тот момент, когда она остановилась передохнуть.
В этом бою Имагава Ёсимото был убит.
После долгих сопротивлений в 1567 году Нобунага захватил вражескую
цитадель, замок Инабаяма, прогнал Сайто Тацуоки, и завладел Мино. Он
перенес свою резиденцию в этот замок, переименовав его в «Гифу». Со
времени захвата провинции Мино, Нобунага начал использовать печать с
надписью « Тэнка фубу» ( 天 天 天 天 распространение военной власти в
Поднебесной), который стал девизом его политики объединения Японии.
В 1569 году Нобунага получил контроль над одним из крупнейших
торговых центров тогдашней Японии город Сакаи. В том же году Нобунага
завершил завоевание провинции Исэ (совр. префектура Мие), приняв
капитуляцию рода Китабатаке, и распространил свою власть на весь
столичный район Киннай (совр. Киото, Сига, Нара, Мие, Осака).
В мае 1575 года 15тысячное войско рода Такэда вторглось во владения
союзника Нобунаги Токугавы Иэясу и окружило замок Нагасино. Вскоре
прибыло 30тысячное войско Нобунаги. Битва при Ногасино это был первый
бой в истории Японии, победа в котором была одержана огнестрельным
оружием. Род Такэда потерял многих выдающихся генералов и не смог
восстановить свои силы в будущем.
В августе, после битвы при Нагасино, Нобунага атаковал восставшую
провинцию Этидзэн. К тому времени, между мятежниками произошел раскол
изза злоупотребления их высокопоставленных и часть недовольных перешла
на сторону Нобунаги. Войска Оды истребили около 12 тысяч буддистских
повстанцев, а еще 40 тысяч захватили живьем, которых превратили в рабов и
9 Искандеров, А. А. Тоётоми Хидэеси. – М.: Наука, 1984. Режим доступа:
http://annales.info/japan/iskenderov/04.htm. продали японским и европейским работорговцам. Провинция Этидзэн второй
раз стала владением Нобунаги. Он поручил управление ею одному из своих
выдающихся командиров Сибата Кацуиэ10.
Таким образом Ода Нобунага удалось объединить около половины
территорий страны.
полководческому таланту и смелости.
Несомненно,
нужно отдать должное его
Так же для объединения он использовал систему шпионажа за врагами
(например, выдал свою младшую сестру замуж за даймё Асаи Нагамасойи
ничем не брезгал для достижения своей цели, для того чтобы шпионить за
даймё Асаи Нагамасой из соседней провинции Оми), а так же всеми
возможными способами хитрил и обманывал: к излюбленным хитростям Оды
относились использование его войсками знамен и гербов врага, неожиданные
атаки в самый неподходящий для противника момент: под покровом ночи, во
время ливней с ураганными ветрами и т. д.
2.2. Социальноэкономическое положение Японии.
Реформирование страны во время правления Ода Нобунага было
насущной необходимостью, так как страна переживала глубокие социальные и
политические потрясения. Япония – типично феодальная страна. Основа ее
социально экономического строя было крупное феодальное землевладение,
Главной
сочетавшееся с мелким крестьянским хозяйством.
сельскохозяйственной культурой и мерилом был рис. Однако немалое
экономическое значение имели и технические культуры. Появляются новые
города, усиливается обмен внутри страны и расширяются внешнеторговые
связи. С середины XVI в. Япония переживала период междоусобных войн. В
результате обнищания населения происходит увеличение числа пиратов и
разбойников. Феодалы пользовались их услугами для расширения своих
владений. Центральная власть ослабела. Императоры и сегуны были
10 Одна Набунага. – Режим доступа: http://www.waysamurai.ru/articles/Oda_Nobunaga/. игрушками в руках крупных феодалов и могущественных монастырей. Росло
число крестьянских восстаний.
2.3. Религиозная политика.
Ода сумел нанести сокрушительный удар по церковной оппозиции,
которая стремилась сохранить свою независимость от светской власти. В 1571
году более четырехсот храмов и святилищ, полторы тысячи монахов горы
Хиэй исчезли в гиганском пожаре, в котором фактически сгорело
тысячелетие политического могущества буддизма. В следующем году Ода
Нобунага уничтожил правление монахов Икко в провинции Кага.
Беспощадное приследование им монахов продолжалось до 1580 года, когда
была разрушена крепость Исияма. Ода Нобунага ненавидел буддистов и делал
все, чтобы избавится от них и их притязаний на власть. Неблагонадежностью
буддистского духовенства нередко объясняется лояльное отношение
Нобунага к христианским проповедникам. В 1569 году отец Луиш Фроэс
получил разрешение произносить проповедь в Кинки, затем было получено
позволение на строительство церквей в Киото и Адзути, появлялись
семинарии. Не следует заблуждаться: эти меры были мотивированы скорее
поиском новой идеологии, которая могла бы благоприятствовать
установлению мира и порядка, давно утраченных Японией, чем чисто
религиозными чувствами.
Против буддийских храмов и враждебных дайме Ода Нобунага
проводил кэнти (переписи) с 1568 по 1582. При проведении кэнти
ограничивались только сведениями от владельцев о проведенных ими кэнти.
При подозрении об утаивании земель представитель Ода Нобунага проводили
обследования, и если подоздения оправдывались, то все владения
провинившегося феодала конфисковывались. Посредством конфискации
земель Ода Нобунага стремился оторвать от дайме слой мелких феодалов.
Кэнти сыграли важную роль в борьбе за объединение страны.
2.4. Социальноэкономическая политика. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог,
наказания за разбой, создавал "свободные рынки", однако последние были
территориально ограничены призамковыми городами, а в прочих местах
продолжала господствовать монополия дза. Упразднив частные меры
жидких и сыпучих тел, Ода ввел унифицированную "киотоскую меру",
равную 1,8 л.
Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование риса в
качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при
импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать
золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания
массового производства денег хотя он захватил серебряные рудники Икуно
(в современной префектуре Хёго) в результате победы над князем Ямана.
Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предложил
пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен
предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу
(юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Оцу) и в Сакаи. Ода стремился
поставить под контроль города, имевшие самоуправление. В 1568 г. он
обложил Сакаи тяжелым военным налогом, что встретило сильное
сопротивление горожан, однако оппозиция была подавлена и городу было
запрещено держать наемное войско. Когда жители северной части Киото и
Амагасаки (город к западу от Осака) отказались вносить военный налог
рисом, они были разгромлены, а их жилища преданы огню. Город Хирано за
союз с Сакаи, направленный против Ода, был поставлен под
непосредственный контроль объединителя, а горожане подверглись
репрессиям11.
11 Кузнецов, Ю. Д. История Японии: учеб. для студ. вузов. / Ю. Д. Кузнецов, И. М. Сырицын и др.
– М.: высш. шк., 1988. – С. 101. III. Результаты деятельности и ее оценка современниками и историками
Надо сказать, что Нобунага был популярен, он «владел умами»
в равной степени как японцев‚ так и иностранцев. Это достаточно очевидно
уже из того‚ насколько часто он фигурирует в сочинениях своих
современников — его описывают самые разные люди с самых различных
точек зрения.
Японские историки считают, что в период правления Ода Нобунаги
многое из задуманного и осуществленного содержало элементы того
общества, развитие которого было ускорено благодаря усилиям его
преемников, прежде всего Хидэёси, и которое выводило Японию на новый
исторический рубеж перехода от средневековья к новому времени.
Некоторые японские историки не без основания обращают внимание на то,
что при всей прогрессивности некоторых из них они тем не менее не
выходили за рамки средневековья и, по существу, не меняли характера
социальных отношений, существовавших в японском обществе XVI века. Да
и сам Ода Нобунага оставался типичным средневековым феодалом.
В советское время, когда с Японией были установлены дружественные
отношения. Советские историки этого времени не подчеркивали негативные
стороны правления Оды Нобунага, а пытаются прослеживать основные этапы
жизни его личности, деятельности, анализируют сложный и противоречивый
характер, взаимоотношения с окружающими, причины взлетов и падений.
Например, А. А. Искандеров в книге «Тоетоми Хидэеси»12 рассказывает о
главных событиях и фактах, второй половины XVI в., имевших переломное
значение для страны. Главным итогом деятельности Ода Нобунага за
непродолжительный период его пребывания у власти он считает то, что ему
удалось значительно продвинуть процесс объединения страны, который
12 Искандеров, А. А. Тоётоми Хидэеси. – М.: Наука, 1984. - Режим доступа:
http://annales.info/japan/iskenderov/04.htm. неумолимо вел к прекращению беспрерывных феодальных войн и феодальной
междоусобицы. Дело шло к образованию единого централизованного
японского государства. Далеко не все реформы Ода Нобунага получили
практическую реализацию при его жизни. История слишком мало отпустила
ему времени для этого.
Западные исследователи, как правило, не обращают внимания на эти
моменты в политике и деятельности Ода Нобунага, который в известной мере
тоже отражали черты, свойственные его противоречивой натуре и характеру
самой эпохи, сознательно подчеркивая лишь негативные стороны, изображая
его как варварски жестокого человека, от которого, собственно, ничего
положительного исходить не могло. Далеко не все реформы Ода Нобунага
получили практическую реализацию при его жизни. История слишком мало
отпустила ему времени для этого.
Современный историк И. П. Ламерс 13 пытается избежать как ставших
монархизмом моральных суждений, так и психологического анализа.
Основное внимание он уделяет действиям Нобунага, а не его душе. В
монографии личность представлена как результат его собственных амбиций, с
одной стороны, и существовавших в его время социально политических
условий, с другой.
Ода Нобунага – первый объединитель Японии, который отличался своей
жестокостью и смелостью, имел полководческий талант, хотя сперва имел
прозвище «большого дурака». Присоединяя новые земли он стремился
объединить их, и закрепить с помощью экономических и политических
преобразований.
13 Ламерс, Й. П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода набунага. – СПб. :
ЕВРАЗИЯ, 2012. — с. 262. Заключение
К 1582 году Ода Нобунага контролировал большую часть центральной
Японии, в том числе Киото и стратегически важные дороги Токайдо и
Накасендо, ведшие на восток. После падения Исияамы Хонгандзи Нобунага
началраспространять свое влияние на запад. Два его наиболее опытных
полководца начали две отдельные, но разворачивающиеся параллелься вдоль
южного побережья на западе Хонсю у Внутреннего моря, тогда как Акечи
Мицухиде продвигался вдоль побережья Японского моря. Хидеёси в
основном приходилось сражаться с кланом Мори.
Организаторское мастерство, тактическое чутье и, прежде всего,
умение использовать технологические новинки, выдвигает Оду Нобунагу в
первый ряд японских полководцев. Список используемой литературы и источников:
1. Елисеефф, В. Японская цивилизация/ В. Елисеефф, Д. Елисеефф. –
Екатеринбург : УФактория, 2006. – 527 с.
2. Одна
Набунага.
–
Режим
доступа:
http://www.waysamurai.ru/articles/Oda_Nobunaga/.
3. Горбылев А.М. Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу. – Режим
доступа: http://bmsi.ru/doc/475a5a3683cd41aaa57189363533baf6.
4. Кузнецов, Ю. Д. История Японии: учеб. для студ. вузов. / Ю. Д. Кузнецов,
И. М. Сырицын и др. – М.: высш. шк., 1988. – 432 с.
5. Ламерс, Й. П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца
Ода набунага. – СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2012. — 350 с.
6. Жуков, Е. История Японии. Краткий очерк. М.: 1939. 659 с.
7. Три великих объединителя Японии. Ода Набунага. – Режим доступа:
http://greatzanuda.narod.ru/3s.htm.
8. Искандеров, А. А. Тоётоми Хидэеси. – М.: Наука, 1984. Режим доступа:
http://annales.info/japan/iskenderov/04.htm.
9. Япония: вопросы истории. – Москва : издво восточной литературы, 1959.
– 336 с.
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Исторический портрет О́да Нобуна́га
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.