Историческое происхождение кумыкского народа
Оценка 5

Историческое происхождение кумыкского народа

Оценка 5
pdf
22.05.2021
Историческое происхождение кумыкского народа
img20210123_07255497.pdf

 

 

 

 

Н-Дженгутайская средняя школа

«Шаг в будущее» истопическое пооискождение

КУМЫКСКОГО народа

Выполнила: ученица 11 «А» класса» Солтанова СаиДа Руководитель: учитель истории Гусейнова Г.К.

 

 

 

 

Я живу в Дагестане. В стране, название которой переводиться как «горная страна», но еще Дагестан называют и «горой языков». Здесь в мире. и согласии проживают несколько десятков разных народов и национальностей. По национальности я кумычка. Родилась и выросла в селе, Нижний Дженгутай Буй акского района. Много доброго и хорошего вложили в меня мои ителя, они учили почитать старших, жалеть младших, уважать другие народы, любить свой язык и обычая, свою малую и большую Родину. Благодаря их помощи я изучила русский язык, познала их культуру, ознакомилась с сокровищницей мировой культуры. Изучая историю России я поняла, сколько бед и страданий выпало на долю простого народа. Но не ослабевало, поддерживало в испытаниях чувство братского единения. Дружба и сплоченность явились одним из решающих условий того, что мы выстояли в смертельной схватке с фашистами.

Дагестан издревле агавился своими мудрецами. Именно они закладывали основы дружбы между народами, бережно подходили к традициям Е вере других народов. Именно они учили с малолетства сдержанности в слове и в поступке. Утверждалась годами такая замечательная традиция, как добрососедство. Восточная мудрость гласит: «Соседей не выбирают, это дар Аллаха». С этим надо не только считаться, но и беречь. Люди старшего поколения рассказывают, что каждый уважающий себя дагестанец считал своим долом знать язык соседнего народа, отправляли детей на жительство к своим кунакам, то есть близким, знакомым из числа представителей не своей народности. В горах большим уважением пользовались люди, имевшие много кунаков.

но несмотря на все это, каждый человек должен гордиться своими историческими корнями, хорошо знать свою историю, язык и обычаи. Вот поэтому я хочу в этой работе сделать попытку исследовать историческое происхождение моего народа.

2

Прошлое моего народа - кумыков, богато обычаями, что неудивительно вследствик специфики зоны его проживания (на перекресте Востока и Запада, Севера и Юга) и многочисленных контактов кумыков с народами, странами, цивилизациями.

В современное время в науке проводилась мысль о том, что кумыки являются в Дагестане «элементом притдым». Она отнюдь не нова, ее выдвигали отдельные исследователи и в прошлом. Однако, сегодня есть все основания считать, что данная точка зрения не соответствует действительности. Территория обитания этноса оставалась неизменной с эпохи каменного века. Как подчеркивала в своем исследовании С.Ш. Гаджиева, кумыки являются аборигенами Дагестана. Как видно из материалов раскопок, при проникновении извне различных племенных групп как с север. так и с юга, их смещении с аборигенным населением, почти всегда местные признаки одерживали победу над привнесенными.

Наиболее ранние следы древнейших обитателей равнинного и предгорного Дагестана обнаружены в Северной части Дербентского района и в Кайтагском районе. Там и найдены каменные орудия труда, относящиеся к средней эпохе древнекаменного века (мустье), а также комплекс - орудий более раннего, ФИ.ЕЛЬСКОГО времени.

Стоянки эпохи энеолита обнаружены в местности Тар*йр, в 7 кме к северо-западу от Махачкалы и в окрестностях Буйнакска.

Исследованное А.П. Кругловым в 1939 году Каякентское поселение находится в 4 кме к юго-востоку от одноименного современного кумыкского селения на правом берегу реки Газри-Озень. При сооружении жилища обитатели этого поселения применяли камень и легкую плетенку, обмазанную глиной. Интересно, что легкие, хозяйственные постройки или внутренние перегородки из плетня, обмазанные глиной встречаются у кумыков и поныне, это несомненно свидетельствует о многовековой преемственности данного способа строительства жилищ,хозяйственных построек.

Находки кремневых вкладышей от серпов, зернотерок, отпечатки зерен, хлебных злаков свидетельствуют о земледельческом характере хозяйства.

Большое значение имело и скотоводство. Основываясь на найденных материалах, АЛ. КруглоВ отмечает, что обитатели Каякентского поселения занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота.

Было развито гончарное производство.

Все эти данные свидетельствуют об оседлом образе жизни населения прикаспийской равнины то время .

Прикаспийская полоса Дагестана была важнейшим торговым трактом, связывавшим страны Восточной Европы с Закавказьем, Передней Азией и населениемумыкской рарнины.

Население Дагестан? особенно его равнинной части, на „всем протяжении эпохи средневековья жило в обстановке постоянных вторжений кочевых племен и иноземных полчищ.

Одниу, из восточных племен, вторгшихся в 80-х годах IV в. на территории равнинного Дагестана, были г УННЫ, двигавшиеся от северокитайских границ в Восточную Европу после поражения, нанесенного им китайцами. В конце IV начале V вв. Р; унны создают большую конфедерцию племен на территории Восточной Европы. В эту конфеде\цию вошли и племена приморского Дагестана, где пребывание гуннов прослеживается по письменным и археологическим источникам. С г• уннами связываются некоторые катакомбные погребения близ сел. Манас и на джемикентском поселении.

Вхождение населения северо-кавказких степей в гухскую кон*ефию не прошло бесследно в истории народов 64666'Чрая. Тюркоязычные племена этой конфаефии, и в первую очередь болгарские племена, сыграли определенную роль в этногенезе современных ТЮРКО-язычных народов Северного Кавказа: кумыков, балкарцев, карачаевцев. Вполне возможно, что с этого момента и началась тюркизация местных племен равнинного Дагестана.

Значительно полнее имеются сведения о последующем периоде (VII-X вв.) истории Кумыкской равнины, когда она входила в состав другого раннефеодального политического объединения Хазарского каганата.

Достигнув в ШП в. значительного могущества Хазарское государство распространяет свое влияние на огромную территорию от нижеволжских степей на севере до Дербента и нагорного Дагестана на юге.

Благодаря своему географическому расположению на важнейших торговых путях и вхождению в состав Хазарского каганата, племена равнинного Дагестана оказались втянутыми в орбиту оживленных торговых связей и политических взаимоотношений населения юговосточной Европы с населением Закавказья и Передней Азии. Именно здесь, в Северном Дагестане, по свидетельству армянских и арабских источников, долгое время находилась и столица Хазарии город Семендер. Раннесредневековые источники указывают, что Семендер «большой приморский город, что в нем имеются рынки, купцы и он поддерживает торговые связи со многими странами».

В период раннего средневековья в Дагестане складывались феодальные отношения. Одним из раннесредневековых политических образований было царство Джидан, расположенное севернее Дербента и подвластное Хазарскому Каганату.

Через царство Джидан и Хазарский каганат племена Северного

Дагестана оказались втянутыми в сферу значительных военно-

политических столкновений с Сасанидской Персией, Византией и арабами.

И в послелазарский период территория Северного Кавказа и равнинного Дагестана еще долгое время являлись ареной нашествий восточных племен, сыгравших определенную роль в завершении процесса тюркизации некоторых местных племен.

Во второй половине Х в. на северо-кавказћие и южнорусские степи вновь нахлынули тюркские племена — печенеги, тюрки, а вслед за ними в в. половецко кыпча?кие племена, отстаёЮие большой след в языке кумыков, карачаевцев, и балкарцев, наконец в в. — в Дагестане появляются татаро-монгольские орды.

Вполне возможно, что проникновение кыпчаков в равнинный Дагестан усилилось после поражения, нанесенного монголами русским и половцам на реке Калке в 1223г. Академик ВВ. Бартольд, например, отмечает, что отряд кыпчаков, «разбитый монголами, подошел к Дербенту, и вступил в отношения с владельцем Дербента, прося о помощи, а когда тот отказал, кыпчаки захватили Дербент силой».

О длительном пребывании кыпчаков в районе Северного Дагестана свидетельствует язык кумыков, который относится именно к кыпчакской группе тюрских языков.

Говоря о прошлых кочевых племенах (гуннах, хазарах, кыпчаках и т.д.) следует отметить, что ко времени их появления здесь аборигены равнинного Дагестана уже имели многовековую самобытную культуру. Феодализирующиеся кочевые племена со своей примитивной культурой, сталкиваясь с аборигенами, многое заимствовали у них, постепенно переходили на оседлость, начинали заниматься земледелием.

Вслед за кыпчаками в начале XIII в. в Дагестан вторгаются татаромонгольские полчища: это вторжение явилось одним из самых тяжелых событий в истории народов Дагестана.

Судя по письменным источникам, равнинный Дагестан до самого Дербента на юге входил в состав Золотой Орды.

Не менее опустошительными для Дагестана были и походы Тимура, начавшиеся в конце XItB. /1З95г./. Кровопролитные бои происходили у селения Башли, Тарки, Доргели, Капчугай, Кадар, на Тереке. Хотя господство татаро-монгольских завоевателей весьма тяжело отразилось на общественно-экономическом и культурном развитии населения кумыкской равнины, все же здесь продолжали развиваться феодальные отношения.

После похода Тимура, некоторая часть кумыкского населения была вынуждена переселиться в Северное Причерноморье. Об этом свидетельствует сообщение французского миссионера Ионна Галифонтийского, посетившего в 1104 году этот район. Он пишет:

4



5. «Здесь много христиан, католиков, латинян, греков, армян, татар, кумыков и др. народов, где все говорят на татарском языке».

Основная масса кумыков осталась на своей родине. Об этом сообщает венецианский купец Иосаф Барбаро, посетивший в 1460 году побережье Каспийского моря.

В XIV — вв. в Дагестане наиболее крупным феодальным государством было Шамхальство. Оно занимало значительную по масштабам Северного Кавказа территорию, простиравшуюся от реки Терек до Кайтага и от Каспийского моря до Нагорного Дагестана. Резиденциями Шамхалов являлись Кумух и Тарки. Шамхальство располагало большими для того времени военными силами. Личная дружина Шамхала в Тарках состояла из 500КОННЫХ воинов.

Картина расселения народов на плоскости в те времена обнаруживала большую стабильность. Между этносами существовало разделение труда, имевшее определенно выраженную территориальную характеристику. Если жители равнины — кумыки, специализировались на обработке земли, выращивании сельхозпродуктов, торговле,т,а горцы на ремеслах, отгомом животноводстве и т.д. Взаимовыгодность сотрудничества проявилась во всех сферах взаимоотношений. Представитель гореского народа мог иметь в личной собственности участок земли на равнине, при этом он автоматически подпадал под местную юрисдикцию.

Но шамхалам не удавалось сохранить свое владение в неизменной форме. Постепенно из шамхальства выделились самостоятельные биймеки (княжества): Дженгутаевское, Баматулинское, Аквсаевское, Энреевское, Костековское.

Завоевав Казань и Астрахань, сблизившись с Кабардой, Россия предприняла активные военные действия против Тарковского Шамхальства.

С 1560г. по 1605гг. в целях покорения кумыкского населения Россия организовала десять походов.

В результате борьбы за влияние на Кавказе между Россией и Персией ) кумыкское население оказалось в разобщении. Согласно Ганджийского трактата, подписанного в 1 35 году между Россией и Персией, кумыки,„жившие на территории от Сулака до Терека оказались в составе России,САругая часть кумыкского населения, проживающая на территории от Сулака до Дербента вошла в состав Персии. По всей вероятности к этому времени относится разделение кумыков на ари якъ [потусторонние/ и бери якъ [здешние/.

В 1783-1786гг. владения шамхалов окончательно вошли в состав Российской империи. В 1847 году власть шамкалр[была упразднена и на подвластную им территорию распространилась юрисдикция царской администрации.

По завершению Кавказской войны, в 1860 году территория Кумыкил«вновь была разделена. Население, жившее между Дербентом и Сулаком было искусственно, не считаясь с волей кумыкского народа, отнесено Дагестанской области. Другая часть (от Сулака до Терека), оказалась в составе Терской области. Царские чиновники судьбу кумыкского народа решали за спиной кумыков.

Утрата государственности не вызвала волны национальноосвободительной борьбы, поскольку население в этот период было втянуто в интенсивный процесс становления РЫНОЧНЫХ отношений.

На этой почве у кумыков„ раньше, чем у других народов возникле своя национальная буржуазия, в первую очередь торговля, собственная интеллигенция, создавшая национальную литературу, театр.

Период от революции 1905 года до октября 1917г. в истории кумыков можно назвать периодом «бури и натиска», борьбы за национальный путь развития, язык и культуру. Именно тогда появляются Д. Коркмасов , У. Буйнакский, А.Акаев, Н. Батырмурзаев, А. Ибрагимов, Т. Бейбулатов и др.

За годы советской власти кумыкский этнос понес значительные потери. Прежде всего следует отметить три направления репрессивных действий Советской власти, которые казалось бы, весьма различны между собой, но ОН&В своей СОВОКУПНОСТИКДО сих пор в значительной мере определяют состояние «ртофонда» кумыкского этноса:

*         переход к социалистическим формам хозяйствования повлек за собой не только физическое уничтожение представителей молодой кумыкской буржуазии, во многом обеспечивающей развитие региональной экономики, но и многих тысяч мелких предпринимателей,воплотивших в себе, в известной степени, образ кумыкского этноса в городской среде, определивших места кумыков в региональном разделении труда:

*         до—революционная интеллигенция уже в первые годи Советской власти была подвергнута ликвидации, как «буржуазный элемент»;  была осуществлена двухступенчатая реформа письменности [сначала ввели латинскую графику, затем кириллицу/.

В результате кумыки оказались отрезанными от огромного исторического пласта литературного наследия, национального и общетюр€кого. Без освоения этого культурного наследия нельзя понять кумыкскую историю, культуру, ее прошлое и современность.

В результате происшедших за период советских десятилетий событий кумыкская интеллигенция является лишь новой «по?.ослью», не имеющей связи с предшествующими поколениями.

4

Бедой обернулась для народа, специализировавшегося на земледелии, проведенная здесь коллективизация. Коллективизация привела к отчуждению населения от земли, что позволило органам власти практически беспрепятственно манипулировать земельной собственностью. Вероятно с этого момента земли народов Дагестана, в собственности в его равной части, стали превращаться в «некий правительственный

Власти произвольно «укрупняли» хозяйство, директивно меняли их специализацию, сопровождая это компаниями по ликвидации прежних топонимов и т.д. Имели месте акции, носившие репрессивный характер: всего было выселено, разрушено, уничтожено 60 кумыкских сел, 500/0 кумыкской земли переданы под кутаны гораских хозяйств.

Миграция людей с места на место была всегда, но никак невозможно оправдать искусственно организованное властями в 40-70-е годы ХХ» Массовое переселение на равнину.

На равнине,в результате интенсивной переселенческой политики, свободных земель не осталось, И кумыкские селения, такие как Нижний Дженгутай, Нижнее Казанище, Верхнее Казанище, Аксай, Карабудахкент и другие «неестественным образом раздулись вокруг самих себя». На современной карте Дагестана нет ни одного кумыкского селения, возникшего за годы советской власти, в то время как для переселенцев с гор построены и еще фоятся десятки сел и поселков.

Серьезную обеспокоенность у кумыкского населения вызывает проблема кутанных пастбищ, которые еще с 30-х годов предоставлялись советской властью горским сельским советам без всякого согласования с населением плоскостных земель. Согласно некоторым оценкам, более одного миллиона гектаров земли на Кумыкской равнине было распределено между горными районами республики в качестве прикутанских хозяйств.

Уже сегодня на кутанных землях не только интенсивно ведется индивидуальное строительство и т.д. но и создаются сельские советы власти. Иными словами, идет административно-правовое закрепление территории за опускающимся с гор населением. Кутанные хозяйства превратились в своеобразные «государства в государстве», контролируемые администрациями горских сельских советов, расположенных от них на расстоянии 200-300 км.

Если такая практика будет продолжаться, то в каждом административном районе Дагестана, расположенном на равнине,  возникает большое количество «территориальных выделов».

К концу 80-х годов стало совершенно очевидным критическое положение кумыкского этноса: разрушены формы, регулировавшие хозяйственные отношения на протяжении многих веков и обеспечивавшие передачу навыков земледелия и торговли последующим поколениям; ликвидирована специфическая нища, которую занимали кумыки в региональном разделении труда; по существу уничтожена национальная интеллигенция; отторгнуты значительные территории, что повлекло за собой не только разграбление природных ресурсов, но и привело к «размыванию естественного жизненного пространства этноса».

Крушение тоталитарного режима сделало возможным становление гражданского общества. Переход к рыночным отношениям предлагает глубокую ломку социальной структуры, когда у каждого этноса формируется собственная национальная элита. Последняя, особенно на начальной стадии зарождения, нуждается в мобилизации всех имеющихся ресурсов: людских, земельных, сырьевых и т.д.

В этих условиях возникшее национальное движение не могло не апеллировать к широким массам кумыков, подчеркивая, что в «данном случае речь идет не просто об ущемлении каких — либо социальноэкономических, национально-культурных прав, а отсутствии в настоящем и будущем гарантий физической безопасности кумыкского народа.

ИСТОРИИ КУМЫКСКОГО НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Кумыки, как и другие народы Дагестана в самые переломные моменты своей истории, когда решался вопрос быть или не быть их самостоятельному этнополитическому государственному образованию, когда дело доходило до крайней черты, всегда находили в себе мужество и мудрость для внутреннего сплочения и консолидации с другими народами, собирались на свои национальнре форумы и решали важнейшие проблемы своего исторического развития.

Кумыкам это удавалось не потому, что они наделены какими-то особыми этническими качествами, а потому что им отводилась такая роль самой историей и в силу характера географического места его родины на Прикаспийской равнине.

Это нашло яркое отражение в национальной культуре — устнополитическом творчестве народа, музыке, в древнейшей и современной песне, языке, литературе.

Так было в древности и средневековье, когда кумыки были частью Киммерийского, Скифекого, Гу#ского государственных (образованные образований. Так было в эпоху Хазарского каганата, когда кумыки, как корневой элемент этого политического объединения, вместе с другими  народами региона на протяжении столетия отстаивали свободу родной земли от притязаний Арабского халифата, а затем Тимура, Надиршаха и других завоевателей.

Достоверные исторические документы свидетельствует о том, что в начале XVII века, когда общенациональной целостности кумыкского 9 народа, грозила опасность, когда было налицо распадение родной земли на княжеские уделы, кумыки шесть раз — в 1615, 1617, 1618,16f632, 1633 годах, собирались на свои общенародные съезды, где решались важнейшие вопросы их истории.

На последнем съезде, состоявшемся в 1633 году на берегу Койсув, трудовой народ решительно потребовал от феодалов «распри забыв, заботиться о сохранении и упрочении целостности народа и Родины». Ибо ослабевали традиции древнедагестанского джамаатства, решение народного консенсуса и это тяжело переживал народ.

В эпоху революции эти традиции получили новое звучание, что привело массы к социалистической революции, победе Советской власти, наконец, к общедагестанскому съезду Советов (1920), на котором было объявлено о создании дагестанской Автономной советской Социалистической Республики, то была автономия, унитарная, объявленная без учета национальной специфики населяющих Дагестан народов.

Годы застоя, управленческого диктата фактически привели к забвению естественно сложившихся в Дагестане общенародных Советов — очаров, годеканов, веками проверенных адатов: обычаев, традиций древне-дагестанского джамаатства.

демократия, перестройка изменили Дагестан до основания, люди постепенно начали высвобождаться от исторического беспамятства, навязанного им национальным нигилизмом, вступили на путь поиска, самопознания, самоопределения. Народ больше не желает, чтобы за него вопросы жизни решала административно-бюрократическая система, которая свела традиции народовластия, авторитет на нет...

               В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:         

В прошлом Дагестан был фактически федеральным образованием — общностью нескольких самостоятельных этнотерриториальных

государств ( кумыков, аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин и т.д.).

В годы советской власти Дагестан был превращен в унитарное государственное образование без учета ее многонациональности.

В 50-е годы было организовано массовое переселение на С2С ?

           Кумыкскую равнину,          превратившее кумыков           в национальное

меньшинство в зоне исторического обитания кумыкского этноса. Все это привело в наши дни к серьезным демографическим и экономическим трудностям.

С началом перестройки в 1985 году, с крушением тоталитарного режима все народы Дагестана приобрели, наконец, возможность участвовать в решении вопросов, касающихся их судеб.

4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Гаджиева С.Ш. Кумыки: историко-этнографическое исследование. - М: АН СССР, 1961 - с.386.

2.                 История народов северного Кавказа с древнейших времен до конца ХИП в. - М, 1988.

              з.       Круглов А.П. Северо — восточный Кавказ во II-I тысячелетиях до

н.э. - МИА. 58, 1958.

4.                 Лавров ЛИ. Шамхалы Казикумухские и Тарковские. /l Иточникаведение истории досоветского Дагестана. — Махачкала; 1987.

5.                 Очерки и$ории СССР. ПЫХ вв. - М, 1958.

6.                 Тенглик: кумыкское народное движение за перестройку. Махачкала, 1990-93е.

ДЖЕНГУТАЙ

В Дагестане известны два села под таким названием: Нижний Дженгутай (огромное село величиной с иной райцентр! — К.М) и Верхний. Оба находятся в Буйнакском районе, в предгорной его части. В нижнем Джентутае издревле живут кумыки, в Верхнем — аварцы.

Аварцы — верхнедженгутаевцы совершенно свободно с малых лет говорят не только поаварски. но и по-кумыкски. Впрочем. это касается жителей буквально всех населенных пунктов Буйнакского района, не только аварцев, но и даргинцев. Иудеев — татов. азербайджанцев. этнических персов (в Буйнакске и окружающих его селах кумыки называют их къажар-лар, а аварцы - гъажарал, т.е. кажары — это по правящей династиии Каджар-ов в средневековой Персии) и даже русских. издавна живуши.х или родившихся здесь.

По-кумыкски этот ойконим звучит как Дженгх;тей (на конечное --ей повлиял начальный, т.е. опорный гласный —е). Аварцы же оба Дженгутая называют Жунгут-си-и(-б, -6. -й, -р). В аварском, как видим, присутствуют ”ЛИШНие” суффиксы —а.т-

( показатель множественного числа, который как раз и помог мне в разгадке этого названия), - Ий, ив, -ир. Но это специфика аварского языка. суть которой поймут только аварцы или ЛИНГВИСТЫдагестановеды. Остается чистый корень Дженгут. но и он искажает исходную форму Дженгутай. Выходит, что кумыкское название Дженгхтай более соответствует истинному положению вещей?

Да! Это именно так!


Многие из читателей не хуже знают, что где-то в Азии жил народ под названием “чагатайцы“. Непонятно ЛИШЬ одно: какого роду-племени они были. Заглянем в словари- энциклопедии. Нашелтаки своих чагатайцев. Но словарь отсылает меня к... джагатайцам. А они кто? И это нашел! Провожу дословно: ”Джагатайский (чагатайский) углус“: ” Наследственное владение монгольских ханов из рода ( который был вторым сыном Чингис-хана, умер в 1242 г. —К.М.). Выделился из монгольской империи в 1221 г. и включал среднеазиатские земли и Кашгар- это река Кызылсу и область на западе Китая. —К.М.)”. Историки знают, что этот самый Джагатай был участником большинства походов Чингис-хана.

Значит, названия обоих Дженгутаев идут из древнемонгольского языка — теперь я в этом не сомневаюсь. Но уверен два села основаны как минимум на тысячу лет раньше. чем получили свои теперешние названия. Уж очень удобны эти места для заселения. Скорее всего, им не менее двух тысяч лет. И основали Нижний Дженгпай. я уже уверен в этом. не кумыки-половцы (половцы — одно из древних кыпчакских племен). а- повидимому. хазары, которые почти все первое тысячелетие господствов&ли не только на Прикаспийской йизменности. но и в прилегающих к ней районах. Да возьмите хотя бы название сел. Къадар в том же Буйнакском районе — это ведь то же слово Хазар (kbathar). А название селений в Казбековском районе? Там практически нет аварских ойконимов. Так и веет порской ойконимией и топонимией  Алмак, Гортма и т.д. и т.п.).

Спросят: «А почему Дженгутай, а не Джагатай?». И правильно сделают. Отвечу. Филологи знают, что в древнерусском языке ЕН переходил в Я. Тот же фонетический закон стал действовать и в древнемонгольском языке. но уже после их вторжения в Дагестан (XlV-XVBB.). Вот почему мы и получили форму чагатай. Отсюда и ч — д.ус. т.е. имя Дженгатай перешло в Джягатай — вспромни,м чагатайцев, - а уж этот закон при хане Джагатае (бывшем Дженгатае. — К.М.) еще не действовал. Вот почему мы и имеем формы кум. Джекгутей и авар.Жунгутииб.

ВЕРСИЯ

• Казбека МИКАИЛОВА.

Историческое происхождение кумыкского народа

Историческое происхождение кумыкского народа

Историческое происхождение кумыкского народа

Историческое происхождение кумыкского народа

КУМЫКСКОГО народа Выполнила: ученица 11 «А» класса»

КУМЫКСКОГО народа Выполнила: ученица 11 «А» класса»

Я живу в Дагестане. В стране, название которой переводиться как «горная страна», но еще

Я живу в Дагестане. В стране, название которой переводиться как «горная страна», но еще

Гаджиева, кумыки являются аборигенами

Гаджиева, кумыки являются аборигенами

Вхождение населения северо-кавказких степей в гухскую кон*ефию не прошло бесследно в истории народов 64666'Чрая

Вхождение населения северо-кавказких степей в гухскую кон*ефию не прошло бесследно в истории народов 64666'Чрая

Сасанидской Персией, Византией и арабами

Сасанидской Персией, Византией и арабами

Историческое происхождение кумыкского народа

Историческое происхождение кумыкского народа

Здесь много христиан, католиков, латинян, греков, армян, татар, кумыков и др

Здесь много христиан, католиков, латинян, греков, армян, татар, кумыков и др

По завершению Кавказской войны, в 1860 году территория

По завершению Кавказской войны, в 1860 году территория

Вероятно с этого момента земли народов

Вероятно с этого момента земли народов

Крушение тоталитарного режима сделало возможным становление гражданского общества

Крушение тоталитарного режима сделало возможным становление гражданского общества

На последнем съезде, состоявшемся в 1633 году на берегу

На последнем съезде, состоявшемся в 1633 году на берегу

С началом перестройки в 1985 году, с крушением тоталитарного режима все народы

С началом перестройки в 1985 году, с крушением тоталитарного режима все народы

ДЖЕНГУТАЙ В Дагестане известны два села под таким названием:

ДЖЕНГУТАЙ В Дагестане известны два села под таким названием:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021