Историко-культурный стандарт как основа современного школьного исторического образования
Оценка 5

Историко-культурный стандарт как основа современного школьного исторического образования

Оценка 5
docx
19.08.2022
Историко-культурный стандарт как основа  современного школьного исторического образования
Историко-культурный стандарт.docx

Историко-культурный стандарт как основа

современного школьного исторического образования

 

Историко-культурный стандарт   включает  в    себя  принципиальные оценки     ключевых      событий     прошлого,     основные     подходы     к  преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для  изучения  тем,  понятий  и  терминов,  событий  и  персоналий  и  сопровождается  перечнем «трудных  вопросов  истории»,  которые  вызывают  острые  дискуссии  в  обществе  и  для  многих учителей – объективные сложности в преподавании.

       Стандарт     направлен     на   повышение       качества    школьного      исторического  образования,  развитие  исследовательских  компетенций  учащихся  общеобразовательных  школ, формирование      единого     культурно-исторического       пространства     Российской  Федерации. 

       Реализация Стандарта предполагает подготовку  учебно-методического комплекса,  состоящего  из  учебной  программы  курса,  учебника,  методических  пособий,  книг  для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

       Перечень     «трудных     вопросов    истории»    составлен    с   целью    включения  в методические  пособия  и  книги  для  учителя  дополнительных  справочных  материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. 

1.  Культурно-антропологический  подход.  

2.  Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной 

и  культурной  жизни  России. 

3.  Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов .

4.  Выработка      сознательного       оценочного      отношения       к   историческим  деятелям,  процессам  и  явлениям  –      важнейшая  задача  преподавания  истории  в  школе. 

Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность  учеников  на  уроках,  нежели  это  было  несколько  десятилетий назад.  Поэтому  школьный  курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в  себя,  помимо  учебника,  хрестоматии,  сборники  исторических  текстов,  атласы.  Работа  ученика  может  быть  полноценной  и  минимально  трудоемкой  только  при  постоянном  использовании информационно-компьютерных технологий.

5.  Учебник  как  навигатор.   

 

Способы повышения эффективности преподавания истории в школе посредством внедрения ИКС:

1.     Изложение     материала    в  учебнике    должно    формировать      у  учащихся  ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и  межнациональной   толерантности.   При   этом   изложение   исторического   материала   не  следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами,  незначительными событиями.

       2.      Патриотическая  основа  исторического  изложения  имеет  цель  воспитать  у  молодого  поколения  чувство  гордости  за  свою  страну,  за  ее  роль  в  мировой  истории,  с  одновременным  пониманием,  что  в  историческом  прошлом  России  были  и  огромные  достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного  курса  истории  является  формирование  гражданской  общероссийской  идентичности,  при  этом  необходимо  сделать  в  новом  учебнике  акцент  на  идее  гражданственности,  прежде 

всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти. 

       3.      С  подобным     подходом     имманентно     связана  и   проблема    гражданской  активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует  уделить  внимание  (особенно  для  старшеклассников)  историческому  опыту  гражданской  активности,  местного  самоуправления  (общины,  посадское  самоуправлении,  гильдии,  научные  общества,  общественные  организации  и  ассоциации,  политические  партии  и  организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить  четкую  грань  между  «нормальными  проявлениями»  гражданской  активности  и  всякого  рода     экстремизмом,      терроризмом,       шовинизмом,       проповедью       национальной 

исключительности и т.п. 

       4.      При  формировании  у  школьников  на  материале  отечественной  истории  чувства  патриотизма  нужно  иметь  в  виду,  что  гордость  военными  победами  предков  – часть  отечественного  исторического  сознания.  Желательно  акцентировать  внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных  1812   и   1941-1945   гг.  Важно   подчеркнуть    подвиг    народа   как  пример    высокой  гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. 

       Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный  пафос    исторического    сознания,    самое   пристальное    внимание     следует   уделить  достижениям     страны    в  других    областях.   Предметом     патриотической    гордости,  несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии  с   ее   суровой    природой,     формирование      российского    социума     на   сложной  многонациональной  и  поликонфессиональной  основе,  в  рамках  которого  преобладали  начала  взаимовыручки,  толерантности  и  веротерпимости,  создание  науки  и  культуры  мирового значения.

       5.     Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как  неотъемлемой  части  мирового  исторического  процесса.  Россия  –  крупнейшая  страна  в  мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного  исторического сознания –  мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис  должен  стать  опорным  пунктом  учебника,  что  позволит  логично  и  непротиворечиво  рассмотреть  вопросы  межнациональных  взаимоотношений.  В  связи  с  этим  необходимо  расширить  объем  учебного   материала  по  истории  народов  России,  делая  акцент  на  взаимодействии  культур,  на  укреплении  экономических,  социальных,  политических  и  других   связей   между   народами.   Речь   должна   идти   об   истории   межнациональных  отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание  в  составе   Российской    империи    имело   положительное    значение    для  ее  народов:  безопасность   от   внешних    врагов,  прекращение    внутренних    смут   и  междоусобиц,  экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и  др.  В  школьном  курсе  должен  превалировать  пафос  созидания,  позитивный  настрой  в  восприятии    отечественной    истории.  Трагедии,   разумеется,   нельзя   замалчивать,   но  необходимо  подчеркивать,  что  русский  и  другие  народы  нашей  страны  находили  силы  вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

       6.     Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея  в  виду  в  первую  очередь  социокультурный  материал,  историю  повседневности.  Сейчас  культура,  как  и  в  прежние  времена,  снова  оказалась  на  периферии  школьного  курса  отечественной  истории.  Школьники  непременно  должны  знать  и  понимать  достижения  русской   культуры    Средневековья,    Нового    времени   и   советской   эпохи,   великие  произведения  художественной  литературы,  музыкальной  культуры,  живописи,  театра,  кино,  выдающиеся  открытия  российских  ученых  и  т.д.  Важно  отметить  неразрывную  связь русской и мировой культуры.

       7.     История    религий,  в  первую    очередь   православия,   должна   излагаться  системно  и  пронизывать  собой  все  содержание  учебника.  Обязательно  также  в  учебник  включать  сведения  о  распространении  основных  нехристианских  конфессий  (ислама,  иудаизма и буддизма) на российской территории.

       8.     Концептуально важно сформировать у  учащихся представление о процессе  исторического  развития  как  многофакторном  явлении.  При  этом  на  различных  стадиях  исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо  внутриполитические   или   внешнеполитические   факторы.   Следует   создать   отчетливое  представление    у  школьников,    что  революции    и  гражданские    войны    являются   не  результатом    внешнего     или    внутреннего    заговора,    но   следствием    объективно  существующих противоречий внутри страны. 

       9.     В  соответствии  с  ФЗ  «Об  образовании»  и  новыми  ФГОС,  в  условиях  т.н.  «концентрической»  системы  преподавания  истории,  следует  кардинально  пересмотреть  содержание  курса  истории  в  старшей  школе.  Знакомство        с  отечественной  историей  происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен  быть   более   насыщен     историческим     материалом.    На   первом    уровне   школьного  исторического     образования     (5–9    классы)    изучение     программного      материала  осуществляется  в  хронологической  последовательности  в  соответствии  с  возрастными  возможностями   учащихся.   Изучение   материала   об   основных   событиях   и   личностях  отечественной истории  необходимо  строить  на  основе  широкого  привлечения  текстов  исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить  школьникам  интерес  к  истории  (прежде  всего,  отечественной).  Вместе  с  тем,  работа  с  текстами  источников  должна  заложить  основы  грамотной  работы  с  ретроспективной  информацией, ее анализом —  и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе  проанализированной      информации.     На    втором    уровне   школьного     исторического  образования  (10–11  классы)  знания,  которые  учащиеся  получили  в  основной  школе,  должны  служить  основой  для  аналитического  разбора  исторического  процесса -  с  общими  характеристиками  и  оценками,  включая  элементы  компаративного  анализа  в  курсе «Россия в мире».


 

Историко-культурный стандарт как основа современного школьного исторического образования

Историко-культурный стандарт как основа современного школьного исторического образования

С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества

С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества

Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания

Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2022