Историко-педагогический анализ опыта развития военного образования в России
Оценка 4.6

Историко-педагогический анализ опыта развития военного образования в России

Оценка 4.6
docx
06.11.2022
Историко-педагогический анализ опыта развития военного образования в России
ИСТОРИКО.docx

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Савченко Владимир Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Военного университета имени князя Александра Невского (Россия, Москва) E-mail: svm2108@yandex.ru

 

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе развития общества значительно усиливается роль военного образования как в военном строительстве, так и в обеспечении победы в специальной военной операции на территории Украины

Связано это с тем, что системный кризис цивилизации и переформатирование мироустройства обостряют противоречия всех уровней, повышают вероятность развязывания очередной мировой войны с осуществлением террористических актов. В современных условиях обострения конкуренции за место в мировой иерархии при разных геополитических стратегиях ведущих держав нет адекватных рецептов глобального управления - свои интересы они отстаивают любой ценой, что приводит к жёстким конфликтам, деградации отношений между странами, уменьшению безопасности, усилению глобального дисбаланса, нарастанию критической массы проблем в сфере глобальной безопасности, активизации экстремистских группировок, распространению анархии и хаоса в мире.

Во-вторых, под воздействием глубоких геополитических и внутриструктурных изменений социума, унификации культуры, влияния информатизации и глобализации, издержек образовательной политики происходит значительная трансформация военного образования в России. Эти изменения порождают тревожные тенденции снижения качественных параметров образовательного продукта военных вузов до критического уровня в обеспечении национальной безопасности и развитии военной науки.

В-третьих, актуальность темы значительно возрастает в связи с изменениями численности, структуры и функций вооруженных сил, состоянием и издержками реформирования военно-профессионального образования, с неадекватностью некоторых требований руководящих документов по реформированию всего российского профессионального образования[1].

Увеличение с января 2023 года численности Вооруженных сил Российской Федерации вызывает необходимость в оптимизации сети военно-образовательных учреждений. Новые потребности армии и флота, усложнение решаемых ими задач требуют коренных изменений всей системы - от управления до содержания образовательных стандартов и программ, их глубокого анализа. Основной вопрос заключается в том, как перестраивать, чтобы удовлетворить возросшие потребности перспективного облика Вооруженных сил Российской Федерации, обеспечив при этом единство новаций с сохранением лучших традиций русской и советской военной школы. Ответ на этот вопрос носит не только практико-политический, но и теоретико-методологический характер, требующий глубокой рефлексии процессов реформирования системы и путей оптимизации военного образования в России.

Современный российский военный историк Камнев А.И. об осмыслении исторического опыта сказал: «Русская военная школа прошла большой путь развития. В разные века, в разное время передовые люди России пытались все сделать для того, чтобы их Родина была могущественной и процветающей. Прекрасно понимая тот факт, что в условиях господства силы невозможно обойтись без армии, истинные патриоты нашей страны все делали для того, чтобы офицерский состав русской армии был на высоте положения защитника государства. На пути строительства армии и воспитания офицерских кадров, конечно же, были издержки и недочеты, которые неизбежны в любом деле и уж в таком сложном деле, как защита Отечества. На нашу долю выпала задача бережно сохранить все ценное в этом опыте, осмыслить причины издержек и недочетов, сделать надлежащие выводы для современной практики подготовки офицеров в нашей стране» [2].

Теоретическую основу статьи составили научные наработки последнего десятилетия по тематике функционирования и развития военно-образовательной системы. В работе также были использованы федеральные законодательные акты, определяющие политику обеспечения национальной безопасности, обороны и образовательную политику Российской Федерации.

К первой группе работ, которые были использованы, относятся труды ученых, развивающих философию образования как методологию исследования любого образовательного пространства (включая военно-профессиональное), исследующих систему общих принципов и способов научного познания человека в процессе его социализации, стратегию развития отечественного образования. К таким ученым относятся: Т. А. Арташкина, Б. О. Майер, Н. В. Наливайко, В. В. Петров, И. А. Пфаненштиль, Е. В. Ушакова и др. [3]

Вторая группа работ представлена философскими трудами И. С. Болотина, И. М. Ильинского, С. В. Камашева, А. С. Панарина, О. Н. Смолина, А. И. Субетто, С. И. Черных и др., в которых рассматриваются методологические и теоретические вопросы развития образовательной системы страны в связи с глобализацией и информатизацией и ее влиянием на обеспечение национальной безопасности России [4].

В третьей группе работ, рассматриваемых при подготовке статьи представлены труды, в которых осмысливаются традиционные и новые угрозы национальным интересам России, обосновывается необходимость укрепления военного потенциала, развития Вооруженных сил Российской Федерации, в т. ч. военно-образовательной системы. В онтологическом контексте диссертанту весьма полезным было обращение к работам А. В. Будаева, В. В. Карякина, С. А. Караганова, С. В. Кортунова, И. Н. Панарина, А. А. Романова и др. [5]

Заметим, что авторы глубоко анализируют напряженную обстановку в мире и нарастание угроз в проекции их влияния на национальную безопасность, редко и лишь частично увязывая эти вопросы с исследуемой проблематикой.

К четвертой группе относятся работы по вопросам, исключительно полезным в аспекте рассмотрения предмета нашей статьи: реформирование высшего ВПО, организация учебно-воспитательного процесса, содержание и технологии подготовки офицеров в военных вузах. Среди авторов таких работ - В. А. Акиндинов, А. В. Барабанщикова, В. И. Бессонов, Р. Е. Булат, В. П. Горемыкин, Г. В. Зибров, А. Н. Зыков, П. Ю. Наумов, В. Ю. Новожилов, О. Ю. Тарская и другие. [6]

Значительную долю здесь составляют педагогические труды профессорско-преподавательского состава военных вузов.

Исторический аспект генезиса подготовки военных кадров в России представлен военно-историческими и историко-педагогическими исследованиями И. А. Алехина, Н. И. Алпатова, Л. Г. Бескровного, П. О. Бобровского, С. В. Волкова, Ю. А. Голушко, А. П. Емельянова, А. А. Керсновского, В. М. Коровина, В. А. Свиридова и др.6 Здесь мы находим значительный эмпирический материал для социально-философского обобщения и развития теории ВПО. Однако анализ развития военного образования здесь осуществляется на эмпирическом уровне, в большинстве случаев в отрыве от военного реформирования и геополитических факторов развития России.[7]

Рассматривая опыт военного образования в России необходимо осуществить его периодизацию с уточнением временных параметров и основных событий данного времени.

При этом не стоит забывать о государственной политики в области военного образования, её зависимости от уровня развития социума, вооружения и военной техники, а также военного искусства; содержания, руководства, решения возникающих проблем военного образования и конечно же развитие сети военных образовательных учреждений.

Проведя анализ различных литературных и электронных источников периодизация опыта развития военного образования с которой можно согласиться после небольшой корректировки отражена в издании Министерства обороны России: «Военно-исторический журнал» представленную кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого Пестовым Валерием Алексеевичем и адъюнктом кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого,   капитаном Дробот Игорем Сергеевичем в статье «Исторический опыт развития военного образования в России».

По мнению авторов, процесс развития системы военного образования в России можно разделить на несколько исторических периодов:

I период – зарождение военного об­разования (до 2-й четверти 18 века);

II период – становление системы военного образования (1726-1860 годы);

III период – совершенствование системы военного образования в дореволюционной России (1860-1917 годы);

IV период – развитие системы подготовки офи­церских кадров в СССР (1917-1990 годы).

Стоит отметить что IV период можно было бы разделить на под периоды в следующих временных рамках это 1917-1930; 1930-1941; 1941-1945; 1945-1980; 1980-1990 годы.

Также стоит добавить еще как минимум два периода связанных с реформами и стабилизацией военного образования в России это

V период – преобразование в системе военного образования (1990 – 2000 годы);

VI период – стабилизация системы военного образования (2000 – н/в)

Рассматривая более подробно каждый из периодов можно сказать следующее: I период – зарождение военного об­разования (до 2-й четверти 18 века) включает в себя элементарное военное образование берущее свое начало с глубокой древности. Его необходимость вызвана участием особой группы лю­дей (дружинников, дворян) в многочисленных войнах и битвах того времени. Его эволюция тесно связана с целями и задачами госу­дарственной политики, развитием экономики, образования и науки и, как следствие, развитием вооруженных сил, вооружения и воен­ной техники.

Период до 18 века характеризуется борьбой русских князей за власть, за территории, за создание централизованного государс­тва, защиту и расширение его границ. В экономике преобладает сельскохозяйственное производство и развиваются мелкие ремесла в городах.

Армии того периода немногочисленные и непостоянные (15-50 тысяч в 9-12 веках, 40-200 тысяч в 15-17 веках). На воо­ружении армии преобладает холодное оружие, с 14 века появляется огнестрельное оружие и артиллерийские орудия. К концу этого пе­риода основную часть вооруженных сил России составляют поместные войска, собираемые в случае необходимости и, как правило, плохо обученные, не организованные, не дисциплинированные.

В тоже вре­мя в этот период у людей, стоящих у власти, нарастает сознание того, что с развитием огнестрельного оружия искусство вести вой­ну предъявляет новые требования, ставит новые задачи, достижение которых медленно мобилизуемыми, плохо обученными, почти совсем не сплоченными войсками является делом невозможным, в особенности, когда противник обладает как раз противоположными качествами. Однако, вследствие многочисленных войн, внутренних противоречий, экономической отсталости и неимения материальных средств, в пе­риод царствования первых трех Романовых (Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича) только начинают осу­ществляться первые попытки в преобразовании русского войска. По­являются постоянные войска: пехота — стрельцы, конница — городс­кие казаки и артиллерия — пушкарский цех. Организуются полки «иноземного строя». Системы подготовки командных кадров и военно-учебных заведе­ний в этот период не существовало.

В древней Руси в основе военного обучения лежал навык, передаваемый от отцовых сынов. Дворянские дети с молодых лет готовились к военной службе соответственным воспита­нием (гимнастические и военные упражнения, охота на диких зве­рей), которое имело целью развить и укрепить физические и нравс­твенные силы юноши, сделать его мужественным и храбрым, способ­ным к военному делу. Военное искусство сыновья познавали от сво­их отцов. Светское воспитание и образование в этот период своди­лось к научению читать и писать, а дальше умственное развитие продолжалось на основе чтения книг религиозного содержания. В 17 веке появляются первые военные книги: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки…» (1621 год) и «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1648 год).

В 80-х годах XVII столетия начинает складываться система взглядов на вопросы военного образования, которая связана с именем Петра I и созданным им «потешными войсками». Цель, которую преследовал Петр I при создании «потешных войск», — подготовка воинов к тому, что потребуется на войне.  Программа реализации данной цели включала:

·        развитие физической силы и ловкости путем игр на воздухе и гимнастических упражнений;

·        развитие смелости и предприимчивости путем ввода в игры неко­торой доли опасности и риска. Постижение сторожевой службы, раз­ведки, сознания того, что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;

·        обучение владеть оружием, не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть;

·        ознакомление с военной техникой и приучение пользоваться ею;

·        выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

·        познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

·        развитие любви к государю и отечеству;

·        привитие любви к армии.[8]

Начало организованного военного образования в России было положено Петром I, который проводя государственные и военные реформы пер­вый понял, что для нужд Отечества необходимы специалисты в раз­личных отраслях государственного практического знания. Период его царствования характеризуется проведением внешней политики, направленной на удовлетворение интересов России: расширение границ государства, борьба за выход к морю (Азовские походы — 1695- 1696 гг., Северная война — 1700-1721 гг., война с Турцией — 1711-1713 гг., Персидский поход — 1722-1723 гг.). Внутренняя по­литика направлена на укрепление государственной власти, строительство промышленных предприятий, развитие просвещения, литера­туры, искусства, профессионального образования. Учреждена акаде­мия наук, возросло книгопечатание.

Для повышения качества и профессионализма личного состава им введена обязательная, личная, пожизненная служба дворян   и   рекрутская   повинность других сословий. Русская армия стала регулярной. К 1725 году в Сухопут­ных войсках России насчитывалось 225 тысяч военнослужащих — по­жизненных профессионалов. Организационно они разделялись на действующую армию, гарнизонные войска, ландмилицию и казаков[iii]. [7]

С целью подготовки профессиональных военных кадров для создаваемой армии нового типа и военно-морского флота открывается целый ряд военных школ. В 1698 году были открыты первая артиллерийская (бомбардирская) и пехотная военные школы при Преображенском и Семеновском полках в Москве, мореходная школа в Азове. В 1701 году учреждена Школа математических и навигацких наук, более известная как Навигацкая школа.

Северная война 1700-1721 годов показала потребность русской армии в военных специалистах, в связи с чем создаются еще целый ряд специальных средних военно-учебных заведений: артиллерийская (1712)   и   инженерная   (1719)   в   Петербурге;   хирургическая   (1707), инженерная (1712) школы и школа переводчиков (1708) в Москве. Петр I, положив начало системе военного образования в России, разработал и внедрил систему стимулирования потребности в образовании, то есть поставил продвижение по службе в зависи­мость от образования и реальных заслуг офицера, а не от принципа родовитости[iv]. [8]

Анализ исторических материалов по вопросам подготовки офи­церских кадров позволяет выделить следующие характерные особен­ности системы военного образования этого периода:

1. Выпускники военных школ предназначались не только для во­енной службы, но и, в мирное время, использовались в гражданских целях как чиновники, организаторы инженерных, строительных работ и т.п.

2. Перед военной школой ставилась задача подготавливать воен­ных специалистов, профессионалов, которые могли получить офицерские  звания  только  после приобретения практических знаний, умений и навыков в войсках  и  сдачи  экзаменов специальным комис­сиям в полках.

3. Сравнение численности и состава русской армии и имеющихся военных школ показывает, что, во-первых, подготов­ка военных специалистов велась только для артиллерии, инженерных войск и морского флота и, во-вторых, не обеспечивала комплекто­вание всех офицерских должностей в войсках.

4. Учитывая низкую грамотность населения России военная школа давала не только специальное, но начальное и среднее общее обра­зование.

В то же время этим первым военно-учебным заведениям были присущи ряд недостатков:

принудительный характер обучения, всесословность обучаемых, жесткие порядки, культивировавшиеся в них, вызывали непопулярность обучения в военных школах среди дворянства;

организация и содержание подготовки офицерских кадров значительно отставали от западноевропейского уровня;

численность и качество подготовки военных специалистов не отвечало требованиям войск, военного искусства и состоянию вооружения[v]. [9]

Внешняя поли­тика в период с 1726 по 1860 годы направлена на расширение и укрепление Российской Империи, ее положения в мире. Войны этого периода связаны как с защитой интересов России, так и в угоду внешней политике государственной власти.

Претерпевает структурные, организационные и численные измене­ния российская армия, которая в 1862 году насчитывала уже 800 тысяч человек (на период военных действий численность вооружен­ных сил России достигала 2,3 млн. человек)[vi]. [10]

Развивается и сис­тема военного образования. Потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах становится всё большей. В связи с этим  на смену петровским специ­альным школам приходят кадетские корпуса: Сухопутный, позднее 1 Кадетский (1732), Морской (1752), Артиллерийская и инженерная дворянская школа, позднее 2 Кадетский (1758), иностранных единоверцев (1775), 1 Московский (1778), Павловский (1798), Пажеский (1802), Финляндский (1812) и другие. Кадетские корпуса предназначались для подготовки не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений. В первых кадетских корпусах обучалось от 150 до 600 дворянских детей. В развитии этих военно-учебных заведений наметился уклон в сторону их большей кастовой замкнутости по составу воспитанников и универсализма в содержании обучения.

Появляются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая академия (1798), Николаевская академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. В академии принимались на основе тщательного конкурсного отбора лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило не менее двух лет. Офицеры сдавали до 18 вступительных экзаменов и поступившие обучались  от 2 до 3 лет. Созданные на базе лучших военных училищ и школ военные  академии  в  короткие сроки стали центрами русской военно-теоретической и военно-инженерной мысли.

Елизавета Петровна в 1758 году поддерживает предложения гене­рал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова и учреждает Артилле­рийскую и инженерную дворянскую школу под его начальством. Ека­терина II уже в первый год своего царствования (1762) преобразу­ет  ее  в  Артиллерийский  и  инженерный  шляхетский кадетский корпус и утверждает его устав. В 1765 году становится шефом сухопутного корпуса, назначает главным директором этого корпуса И.И.Бецкого, поддерживает все его преобразования и в 1766 году утверждает разработанный им устав корпуса.

Большой вклад в развитие системы военного образования в рассмат­риваемый период внесли Александр I и Николай I, которые не толь­ко значительно увеличили сеть и численность военно-учебных заве­дений, но и создали подчиненную непосредственно императору сис­тему управления ими, внесли существенные коррективы в содержание и организацию учебного процесса кадетских корпусов[vii]. [10]

До начала XIX века каждое военно-учебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. С целью введения единства в обучении и воспитании, осуществления контроля за деятельностью военно-учебных заведений в 1805 году Александром I учреждается особый «Совет о военно-учебных заведе­ниях». Дальнейшую централизацию управления деятельностью военно-учебных заведений проводит Николай I.

Николаем I был создан специальный комитет под председательст­вом министра народного просвещения Л.Шишкова, перед которым была поставлена цель «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы» [viii]. [11] Стремясь не допустить про­никновения в военно-учебные заведения того образования и воспи­тания, которые, по мнению правительства, могли вызвать рецидивы 14 декабря 1825 года, их стали превращать в своеобразную школу муштры и дрессировки.

Как следствие такой политики резко ухуд­шился состав преподавательского состава (лучшие преподаватели стали уходить в гражданские учебные заведения), на первое место ставилась строевая подготовка, а такие предметы, как тактика, артиллерия, фортификация отошли на задний план. Прогрессивные формы и методы воспитания времен Бецкого, Кутузова стали забы­ваться, а взамен их внедрялись методы принудительного воспитания с применением телесных наказаний.

В результате российская армия получала профессионально малограмотных подпоручиков, считавших кулачную расправу лучшим средством воспитания, привыкшим повино­ваться не авторитету старшего командира, а страху перед наказа­нием, усвоивших принцип: «Главное — не попасться». Все эти ка­чества выпускников военно-учебных заведений того периода в пол­ной мере проявились во время Крымской войны, когда наряду с героическими поступками, подвигами офицеров, была масса  случаев трусости, невыполнения приказов, казнокрадства, боязни и нежела­ния взять на себя ответственность, принять командование, прийти на помощь товарищу[ix]. [12]

Цель военного вос­питания того времени  сформулирована в «Наставлении для образования выпускни­ков военно-учебных заведений», разработанном Я.И.Ростовцевым по непосредственным указаниям Главного начальника военно-учебных заведений Великого князя Михаила Павловича: «Христианин, верно­подданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и об­разованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офи­цер, — вот качества, с которыми выпускник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды армии с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честною службою, честною жизнью и честною смертью»[x].[13]  Сообразно этой цели основное внимание в кадетских корпусах обращалось на воспитание нравс­твенности, краеугольным камнем всего воспитания была религия.

Актуальна и по нынешний день сформулированная Я.И.Ростовцевым в Наставлении главная цель обучения: «…дать воспитаннику проч­ное основание в науке, дабы при любви к труду, когда ум его впоследствии и летами, и опытом разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней; для чего и надобно все­ми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к наукам. Не следует упускать из виду, что способности и склонности воспитанников, как и вообще всех людей, не одинаковы, а потому во всех науках по мере воз­можности (в языках и искусстве непременно), распределяя препода­вание по классам, не сдерживать тех воспитанников, которые выры­ваются из общего уровня классной массы и заслуживают идти далее и шире предметов, программою для их класса назначенных» [xi]. [14]

В этот период продолжается процесс увеличения сети воен­но-учебных заведений. Все военно-учебные заведения к 1850 году разделяются на 3 класса:

1-й класс — все губернские кадетские корпуса (кроме Финлянд­ского, Оренбургского и Сибирского) и Александровский кадетский корпус для малолетних;

2-й класс — Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, 1,2 С-Петербургские, Павловский, Финляндский, 1 и 2 Московские, Александринский Сиротский, Оренбургский, Сибирский кадетские корпуса, Дворянский полк;

3-й класс — Императорская военная академия, Главное инженер­ное училище (с 1855 г. Николаевское ИУ), Главное артиллерийское училище (с 1849 г. Михайловское АУ), Морской кадетский корпус.

Период 1860-1881 годов характеризуется укреплением позиций России на Дальнем Востоке, Черном море, в Средней Азии (походы в Среднюю Азию (1865-67), война с Турцией (1877-78). Во внутренней политике — это период демократических и либеральных реформ, отмены крепостного права, развития капиталистических отношений. Произошел промышленный переворот в обрабатывающей промышленности, идет строительство железных дорог, развитие тяжелой индустрии, внедрение машинного способа производства, рост банков.

В этих условиях проводятся преобразования и в системе военно­го образования, в первую очередь связанные с военной реформой 1860-1880 годов.       В 1863 году было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое подчинялось военному министру и главному начальнику военно-учеб­ных заведений.

ГУВУЗ имел статус министерства с большими властными полномочиями. В его ведении находились военные и юнкерские училища, кадетские корпуса, военные гимназии и прогим­назии, Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-й Петербургской гимназии.

В результате проведенных реформ были созданы благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных за­ведений. Этот факт подтверждается и тем, что система военного образо­вания практически осталась неизменной до Октябрьской революции 1917 года, не считая переименований военно-учебных заведений, дальнейшего увеличения их сети, совершенствования организации и содержания учебно-воспитательного процесса.

С приходом на трон Александра III кончился период демокра­тических преобразований. Решением императора военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса. Военные прогимназии, часть юн­керских училищ, Педагогические курсы и Учительская семинария ликвидированы.  Всему строю их внутренней жизни придавался военный порядок, должности воспитателей замеща­лись только офицерами, группы воспитанников по возрастам своди­лись в роты, все они уравнивались в средствах содержания. Такая организа­ция кадетских корпусов сохранилась до конца периода. В дальнейшем, в период царствования Николая II, наблюдается рост емкости и числа военно-учебных заведений, ослабление режима кадетских корпусов.

Сложившаяся сеть военно-учебных заведений обеспечи­вала подготовку для армии офицерских кадров со средним и высшим специальным образованием, их переподготовку и повышение квалификации, а также подготовку техников и рабочих для артиллерийского и морского ведомств, военных фельдшеров.

Было уменьшено количество часов по ряду предметов, продолжительность урока установлена в 50 минут (вместо 60 минут), а высвободившиеся 5 часов в неделю отданы на занятие физкультурой. Классные занятия предписывалось планировать так, чтобы воспитан­ники ежедневно готовили уроки не более, чем по трем предметам. По каждому предмету был разработан единый для всех кадетских корпусов учебник.

В ведении военного министерства находились и заведения, под­готавливающие специалистов-техников для артиллерийского ведомс­тва и военных фельдшеров.

Заслуживает внимания опыт управления деятельностью артилле­рийских военно-учебных заведений. Научное, организационное и ме­тодическое руководство всей системой подготовки артиллерийских специалистов (офицеров, техников, фейерверкеров) осуществляла Михайловская артиллерийская академия. Должность ее начальника именовалась: начальник Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ и ему были присвоены права вице-директора Главного артиллерийского управления. К 1917 году начальнику ака­демии подчинялись начальники Михайловского, Константиновского, Сергиевского, Николаевского артиллерийских и Технического учи­лищ, артиллерийской офицерской школы. Такая организация управле­ния артиллерийскими военно-учебными заведениями позволяла коор­динировать их деятельность, в первую очередь по учебной части. Все программы обучения разрабатывались в академии, что обеспечи­вало их преемственность, дифференциацию по уровням и задачам об­разования, учет как последних достижений науки и техники, так и требований войсковой практики. Этому же способствовала практика комплектования преподавательского состава училищ выпускниками академии.

К середине XIX века численность обучаемых в военно-учебных заведениях, готовивших офицеров, составляла 7315 кадет и юнкеров, а годовой выпуск был увеличен до 950 офицеров, что по оценке комиссии великого князя Михаила Николаевича (1862 год) позволяло   пополнять   офицерские вакансии только на одну треть. Емкость военно-учебных заведений 80-х годов XIX столетия позволяла выпускать до 2,4 тысяч офицеров в год, а к 1913 году — до 3250 офицеров, что позволяло обеспечи­вать до 80 процентов офицерских вакансий в войсках. То есть, при реальной естественной убыли офицерского состава 9-12% подготовка офицеров в военных училищах была запланирована исходя из 7-8-процентной убыли. Недостающее число офицеров компенсировалось за счет приема в старшие классы военных училищ студентов или выпускников граж­данских вузов, платного обучения части юнкеров (своекоштных) и экстерната. Имевшиеся кадетс­кие корпуса не обеспечивали потребность военных училищ, поэтому в училища разрешалось принимать и молодых людей с гимназическим ат­тестатом[xii]. [15]

Технологическая схема военного образования предусматривала получение общего среднего образования в кадетских корпусах или гражданских гимназиях, среднего   военно-специального в военных училищах, служба в войсках и получение высшего военного (военно-специального) образования в академиях. Исключение составляла только военно-медицинская академия, в ко­торую, как и в гражданские вузы, принимали юношей с общим средним образованием. Поэтому и срок обучения в военных академиях был меньше, чем в университетах и технических вузах.

К началу XX века образование уже воспринималось как жизненная необходимость и меры по его стимулированию уже направлялись на повышение заинтересованности обучающихся в высоком качестве своей учебы.

Таким образом, анализ исторического опыта развития системы военного образования в России до 1917 года позволяет сделать следующие выводы:

— дело подготовки офицерских кадров в России  всегда  находилось в ведении высших органов государственной власти — императоров,  занимавших высшие государственные  посты  великих  князей, высших правительственных чиновников,  которые устанавливали требования к офицерским кадрам,  порядок,  организацию и содержание их подготовки,  сеть военно-учебных заведений и численность обучаемых в них,  определяли порядок и уровень финансирования военного образования;

— строгой, научно обоснованной системы перспективного  планирования развития военного образования не существовало. Создание, ликвидация или реорганизация военно-учебных заведений,  установление специальностей, уровней образования, программ и численности подготовки офицерских кадров находились в прямой  зависимости от  внешних  и  внутренних политических,  экономических условий, состояния армии, развития вооружения, уровня образования в стране,  интересов господствующего класса. Для развития военного образования решающее значение имели взгляды  и  отношение  к  нему царствующих особ, руководителей соответствующих ведомств, их понимание и желание поддержать и реализовать на практике передовые идеи,  предложения  и  начинания  прогрессивно мыслящих деятелей своей эпохи

— система военного образования существовала отдельно от   системы  образования  России,  но,  в тоже время,  обе  системы взаимно влияли на развитие содержания,  форм, методов и организации обучения и воспитания;

— перед военно-учебными заведениями ставилась задача  морального,  нравственного,  эстетического, духовного, патриотического воспитания дворянских детей, подготовки преданных своему императору, Отечеству и вере офицеров, обладающих необходимыми для военной или гражданской службы общими и  специальными  знаниями  и умениями. Выполнение этой задачи контролировалось на самом высоком  уровне  —  императором,   великими князьями, руководителями военного министерства и военных ведомств[xiii]. [15]

В целом к началу 1-й мировой войны система военного образования России приобрела строгую логическую последовательность и единообразие в основных ее звеньях. По своему педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников она заняла одно из ведущих мест в мире.

В советский  период  развитие  системы военного образования происходило в совершенно иных социально-политических, национальных и межнациональных,  экономических, военно-политических внутренних и внешних условиях.

В первые  же дни Советской власти ставится задача на кардинальное изменение системы  и  содержания  подготовки  командного состава  новой  армии,  направленных на учет военно-политической обстановки и контингента обучаемых, обновление профессорско-преподавательского  состава,  введения в учебные планы общественных наук,  системы военно-политического воспитания.

 Приказом наркома по  военным  делам от 14 ноября 1917 года были закрыты все военно-учебные заведения дореволюционной России. В результате сложившаяся к 1917 году российская система военного образования была почти полностью разрушена. Были ликвидированы большинство военных училищ. В какой-то мере сохранились только военные академии, проявившие лояльность к новой власти (Артиллерийская, Военно-медицинская, Инженерная, Интендантская и Морская), а также специальные офицерские школы: авиационная, автомобильная, электротехническая и др. Педагогический потенциал, материальная база, традиции обучения и воспитания российской военной школы в значительной мере были утрачены. Строительство системы советского военного образования практически было начато заново с выборочным использованием  предыдущего  опыта  российской военной  школы.

С началом Гражданской войны молодая советская республика столкнулась с острым недостатком командных кадров. Поэтому в срочном порядке создается  сеть  военно-учебных заведений,  включающая курсы и школы подготовки и усовершенствования младшего,  среднего и старшего командного состава, военных специалистов среднего звена.

В дальнейшем сеть таких курсов расширяется за счет  их организации во фронтах, армиях и дивизиях. Одновременно для подготовки командных кадров технического и специального профиля организуются специальные (авиационные, артиллерийские, инженерные, топографические, железнодорожные, медицинские и другие) и высшие (стрелковые,  артиллерийские,  электротехнические, автоброневые, кавалерийские и другие) военные школы и Военно-авиационный  техникум. Срок обучения в создаваемых курсах и школах составлял от 3 до 10 месяцев. Комплектовались они солдатами, унтер-офицерами, рабочими и крестьянами, большинство из которых были малограмотными.

К концу 1918 года в стране действовало 63 таких военно-учебных заведения (13 тысяч курсантов),  к сентябрю 1919 года –107, а в ноябре 1920 — 153 (54 тысячи курсантов)[xiv]. [16]

Для подготовки начальствующего состава в этот период начали функционировать Артиллерийская (с 1926 г.  — ВА им. Ф.Э.Дзержинского), Военно-инженерная, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная (в настоящее время ВА тыла и транспорта)  и Военно-морская академии,  заново создается Академия Генерального штаба (с 1925 г. — ВА им. М.В.Фрунзе). Срок обучения в них составлял от 6 до 12 месяцев.

В период мирного строительства между Гражданской и  Великой Отечественной  войнами,  в связи с совершенствованием Вооруженных Сил на базе новой боевой техники и созданием новых родов  войск, система  военного образования претерпевает неоднократные изменения по содержанию и срокам обучения,  структуре,  составу и численности военно-учебных заведений, организации управления ими.

Дальнейшее развитие военно-учебных заведений (1929-1941 годы) связано с техническим перевооружением Вооруженных Сил,  созданием новых родов войск,  возрастающей угрозой войны. В результате возникает  необходимость  обучения  командных  кадров  всех уровней новым образцам вооружения и военной техники, способам их боевого применения и эксплуатации.

В этот период открывается ряд новых военных академий: Генерального штаба, военно-транспортная, механизации и моторизации,  военно-химическая,   Ленинградская  военно-воздушная. Вновь реорганизуются в самостоятельные вузы военно-хозяйственная, военно-инженерная и электротехническая академии. Военно-воздушная академия в Москве разделяется на две: военно-воздушную инженерную и командного и штурманского состава ВВС. Академии становятся крупными учебными и научными центрами, обеспечивающими наряду с основной задачей, подготовкой командных и инженерных кадров, и  подготовку необходимых для Вооруженных Сил научных и научно-педагогических кадров. Значительно увеличивается их вклад в разработку новых образцов вооружения и военной техники.

С 1937 года средние военные школы преобразуются в военные училища, которые являлись средними военными учебными заведениями со сроком обучения вначале три,  а затем  два года.  В них принимается молодежь с образованием не ниже 7-10 классов.

В результате этих преобразований в 1938 году командный и начальствующий состав для Сухопутных войск,  ВВС и ВМФ готовили 13 военных академий,  один  военный институт,  5 военных факультетов при гражданских вузах, 75 военных училищ (в т.ч. 18 авиационных, 7 военно-морских, 11 артиллерийских, 9 бронетанковых и др.)[xv]. [16]

В 1939-1940 годах, в связи с угрозой войны и развертыванием кадровой армии происходит значительное увеличение сети и емкости военно-учебных заведений. Формируются десятки новых училищ, в том числе по совершенно новым специальностям.

В 1941 году, перед началом Великой Отечественной войны, подготовку офицеров для армии и флота в стране осуществляли: 15 военных академий,  10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 средних военных училища (240 тысяч курсантов) и ряд других. Для переподготовки и усовершенствования офицеров, в том числе и офицеров запаса, функционировало более 100 курсов.

С началом Великой Отечественной войны военно-учебные  заведения переводятся на сокращенные сроки обучения: в военных академиях – 6-12 месяцев;  в военных училищах —  4-10  месяцев;  на курсах усовершенствования – 2-6 месяцев. Дополнительно создаются ряд новых военных училищ – пехотных, пулеметно-минометных, войск ПВО, береговой обороны, парашютных частей и др. Численность курсантов в сухопутных и летных училищах увеличивается почти вдвое. Непосредственно фронтами развернуто свыше 200 различных краткосрочных курсов младших офицеров. Всего  в годы войны действовало свыше 220 различных военных училищ.  Расширяется сеть курсов усовершенствования начальствующего состава.  Так, в 1941 году такие курсы были созданы при 11 военных академиях,   при  штабах  фронтов,  при  6  военных  округах[xvi]. [17]

Таким образом, увеличение сети и емкости военно-учебных заведений,  сокращение сроков и оптимизация содержания обучения  в них,  позволили обеспечить потребность действующей армии и флота в командных кадрах и даже к концу войны создать определенный резерв.

Всего за годы войны военно-учебные заведения дали армии и флоту около двух миллионов офицеров.  С улучшением обстановки на фронтах, в целях повышения качества подготовки военных кадров с 1 декабря 1942 года были переведены на довоенные сроки обучения военно-технические академии, а с 1 июля 1943 года – все остальные высшие военно-учебные заведения. Увеличилась продолжительность обучения в военных училищах (до 2-х лет) и на курсах.

В послевоенный период непрерывный рост технической оснащенности Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием, сложной военной техникой, создание новых видов и родов войск предъявило к военным кадрам и системе их подготовки новые, повышенные требования.  От офицеров потребовалось знание основ ядерной физики, радиотехники, электроники, высшей математики и других наук.

В связи с этим, начиная с 1948 года, расширяются масштабы подготовки офицеров по новым специальностям, реорганизуются старые и формируются новые академии, средние и высшие военные училища. В 1946 году создается Военная академия артиллерийской радиолокации (с 1948 года Артиллерийская радиотехническая академия), в 1956 году – Военная командная академия ПВО. В связи с переориентацией Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского на подготовку военных специалистов в области ракетно-ядерного оружия и для создаваемых Ракетных войск стратегического назначения, она переименовывается сначала в артиллерийскую инженерную, а затем в военно-инженерную академию. На базе ее командного факультета в 1953 году в Ленинграде создается Военная артиллерийская командная академия (позднее Военная артиллерийская академия).  

Создаются радиотехнические, ракетные, зенитно-ракетные и другие училища, в том числе инженерные и командно-инженерные со сроком обучения 5-6 лет.  К 1954 году было вновь сформировано 28 высших военных училищ, увеличена вдвое численность слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений[xvii]. [18]

В итоге всех преобразований к 1973 году в стране действовало 153 военно-учебных заведения: 18 военных академий, 1 военный инсти­тут, 105 высших военных училищ (из них 79 со сроком обучения 4 года и 26 – со сроком обучения 5 лет), 7 военных факультетов при граж­данских вузах и 22 средних военных училища. Кроме того, довузовская подготовка молодежи осуществлялась в 7 суворовских военных и Нахимовском военно-морс­ком училищах.

В 70-х – 80-х годах продолжаются преобразования системы военного образования, направленные на повышение уровня образования офицерских кадров, приближение содержания высшего профессионального образования к общегосударственным требованиям, увеличение масштабов подготовки военных специалистов. В 1973 году были впервые введены принятые в настоящее время уровни военного образования: среднее военно-специальное, высшее во­енно-специальное и высшее военное. Уточнены предназначения воен­но-учебных заведений. К 1976 году все средние училища, кроме авиаци­онно-технических, преобразованы в высшие.   Значительное число высших командных училищ преобразовано в высшие командно-инженерные или ин­женерные со сроком обучения 5 лет. Создан ряд новых инженерных учи­лищ. Пересмотрены программы обучения в сторону усиления фундамен­тальной естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в со­ответствии с требованиями высшей школы. Военные академии практически полностью переведены на подготовку командных и инженерных кадров для средних и высших звеньев управления (с высшим военным образованием), со сроком обучения 2 (позднее 3) года.

Необходимо отметить, что наряду с позитивными результатами проводимые преобразования имели и отрицательный эффект. На инженерных факультетах академий полностью прекращена первич­ная подготовка инженеров с высшим военно-специальным образованием, кроме Военной академии имени Дзержинского и Военно-воздушной инженерной академии, где продолжалась подготовка инженеров из числа авиационных техников. Последовавшее за этим об­вальное сокращение или даже ликвидация общенаучных и общеинженерных кафедр привели к резкому падению научно-педагогического потенциала инженерных факультетов академий, снижению уровня научных исследова­ний.

В середине 80-х годов перед Министерством обороны встала проблема недостаточности высококвалифицированных инже­неров для науко­емкой и научно-педагогической деятельности в научно-исследователь­ских, испытательных учреждениях, в вузах и военной приемке. Высшие военные училища не могли обеспечить такого образования своим выпускникам из-за преимущественно эксплуатационной направленности их учебных планов и программ.  В связи с этим в 1989 году возобновляется подготовка инженеров из числа курсантов по наиболее сложным наукоемким специальностям на инженерных факультетах военных академий со сроком обучения 5-6 лет.

В итоге к 1991 году страна располагала вполне сложив­шейся системой военного образования. Действовало 166 военно-учебных заведения: 18 военных академий, 3 военных института, 130 высших во­енных училищ (из них 48 со сроком обучения 5 лет), 7 военных факуль­тетов при гражданских вузах и 8 средних военных училищ (из них 2 — для подготовки военнослужащих иностранных армий) [xviii]. [19]

В целом, сложившаяся к 90-м годам XX столетия система военного образования обеспечивала решение задач подготовки офицерских кадров, восстановила позиции, утраченные после 1917 года, вновь вышла на одно из ведущих мест в мире.

 

1.                 Полич Виктор Валентинович автореферат на соискание степени кандидата философских наук, Современное состояние и тенденции развития отечественного высшего военно-профессионального образования: социально-философский анализ 2018 г.

2.                 См,: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990.  с. 184

3.                 Арташкина, Т. А. Образование в контексте культуры: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 600 с.; Майер, Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 213 с.; Наливайко, Н. В. Философия образования: формирование концепции: монография / Н. В. Наливайко; отв. ред. Б. О. Майер. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - Т. XXV. - 238 с.; Петров, В. В. Российская образовательная политика: основные принципы управления развитием знания // Профессиональное образование. - 2012.- № 4. - С. 67-74; Пфаненштиль, И. А. Современное образование в Европе // Проблемы образования, 2010. - №3. - С.214-218; Ушакова, Е. В. Качество подготовки специалиста высшего профессионального экономического образования (научно-философский аспект) / Е. В. Ушакова, Ю. И. Орлов, Н.П. Орлова, С. В. Шлегель. - Барнаул: Концепт, 2011. - 378 с. и др.

4.                 Болотин, И. С. Образование и национальная безопасность России / И. С. Болотин, Б. С. Митин // Высшее образование в России. - 1997. - № 1. - С. 14-20; Ильинский, И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 4. - С. 8-15.; Камашев, С.В. Методологические проблемы исследования безопасности образования // Философия образования.- 2013. - № 2(47) - С.114-118; Панарин, А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. - М. : Эдиториал УРСС, 1998. - 352 с.; Смолин, О. Н. Системные проблемы российского образования // Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ: материалы междунар. учеб.-методич. конф. - Омск, 2016. - С. 3-7.; Субетто, А. И. Образование: будущее России и человечества // Стандарты и качество. - 1994. - № 5. - С. 53-55.; Черных, С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества: монография. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. - Т. XXXIX. - 254 с. и др.

5.                 Будаев, А. В. Основные подходы к использованию «мягкой силы» в интересах реализации внешней политики Российской Федерации // Тренды и управление. - 2014. - № 2. -С. 175-187; Карякин, В. В. Современные кризисы и конфликты: особенности, сценарии развития и предотвращения // Международные отношения. - 2014. - № 3. -С. 446-457; Караганов, С. А. Новая эпоха противостояния // Россия в глобальной политике. - 2017. - №6. - С. 114127.; Кортунов, С. В. Концептуальные основы национальной и международной безопасности: учеб. пособие. -М.: ГУ ВШЭ. - 2007. - 307 с.; Панарин, А. С. Искушение глобализмом. - М.: Русский Национальный Фонд, 2011. - 374с.; Романов, А. А. Геостратегия: Россия и мир в XXI веке. - М.: «Тривола», 2012. - 136 с.

6.                 Акиндинов, В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов МО РФ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005; Барабанщиков, А. В. Педагогическая культура офицера : научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. - М. : Воениздат, 1985. - 159 с.; Бессонов, В. И. Анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки будущих офицеров: Аналитический обзор. - М. : ЦОТИ ГКВВ МВД России, 2013г. - 64 с.; Булат, Р. Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015.- № 4 (232). - С. 137-143.; Горемыкин, В. П. Военное образование - цель на развитие // Вестник военного образования. - 2017. - № 4. - С. 4-12.; Зибров, Г. В. Научные и прикладные основы в военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в вузах Вооружённых Сил РФ. - Воронеж: ВГУ, 2005. - 122 с.; Зыков, А. Н. Факторы, влияющие на реформирование военного образования в Российской Федерации // Военная мысль. - 2014.

- №12. - С. 59-65.; Наумов, П.Ю. Понятие, содержание и структура системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Философия образования - 2013 - №1 - С. 206-215.; 155.; Новожилов, В. Ю. Использование интеграционных процессов для совершенствования образовательной деятельности войск // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 1. - С. 75-78.; Тарская О. Ю. Модернизация российского военного образования: культурно-информационный аспект. - Саратов: ПАГС, 2011. - 160 с. и др.

7.                 Алехин, И. А., Эволюция подготовки военных кадров / И. А. Алехин, В. К. Новик, В. В. Сильванский // Военная мысль. - 2016. - №4. - С.59-66; Алпатов, Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: дис. докт. пед. наук. - М., - 1945-1946. - 256 с.; Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX века. -М., 1986. - 226 с.; Бобровский, П. О. Переход России к регулярной. - СПб. : Тип. В. С. Балашева. - 1885. - 229 с. -иКЬ: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003545159#?page=1.; Волков, С. В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 367 с.; Галушко Ю. А. Школа российского офицерства / Ю.А. Галушко, А. А. Колесников. - М.: Русский мир, 1993. - 224 с.; Емельянов, А. П. Непрерывная военно-профессиональная подготовка офицерских кадров в России: исторический опыт и актуальные проблемы // Военно-академический журнал. - 2016. - №2 (10). - С. 122128; Керсновский, А. А. История русской армии : 1881-1916. - М.: Русич, 2004. - 512 с.; Коровин, В. М. Военное образование в Российской империи (середина Х1Х-начало XX века): монография. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2009. - 704 с.; Свиридов, В. А. Становление и развитие военного образования в Российской империи. -Воронеж : Истоки, 2010. - 386 с. и др.

8.                 Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990с.13-14


 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Основной вопрос заключается в том, как перестраивать, чтобы удовлетворить возросшие потребности перспективного облика

Основной вопрос заключается в том, как перестраивать, чтобы удовлетворить возросшие потребности перспективного облика

России, обосновывается необходимость укрепления военного потенциала, развития

России, обосновывается необходимость укрепления военного потенциала, развития

ВА РВСН имени Петра Великого Пестовым

ВА РВСН имени Петра Великого Пестовым

Однако, вследствие многочисленных войн, внутренних противоречий, экономической отсталости и неимения материальных средств, в пе­риод царствования первых трех

Однако, вследствие многочисленных войн, внутренних противоречий, экономической отсталости и неимения материальных средств, в пе­риод царствования первых трех

Начало организованного военного образования в

Начало организованного военного образования в

Сравнение численности и состава русской армии и имеющихся военных школ показывает, что, во-первых, подготов­ка военных специалистов велась только для артиллерии, инженерных войск и морского флота…

Сравнение численности и состава русской армии и имеющихся военных школ показывает, что, во-первых, подготов­ка военных специалистов велась только для артиллерии, инженерных войск и морского флота…

Главного артиллерийского (1820) училищ

Главного артиллерийского (1820) училищ

Кутузова стали забы­ваться, а взамен их внедрялись методы принудительного воспитания с применением телесных наказаний

Кутузова стали забы­ваться, а взамен их внедрялись методы принудительного воспитания с применением телесных наказаний

Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, 1,2

Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, 1,2

Было уменьшено количество часов по ряду предметов, продолжительность урока установлена в 50 минут (вместо 60 минут), а высвободившиеся 5 часов в неделю отданы на занятие…

Было уменьшено количество часов по ряду предметов, продолжительность урока установлена в 50 минут (вместо 60 минут), а высвободившиеся 5 часов в неделю отданы на занятие…

Имевшиеся кадетс­кие корпуса не обеспечивали потребность военных училищ, поэтому в училища разрешалось принимать и молодых людей с гимназическим ат­тестатом[xii]

Имевшиеся кадетс­кие корпуса не обеспечивали потребность военных училищ, поэтому в училища разрешалось принимать и молодых людей с гимназическим ат­тестатом[xii]

Отечеству и вере офицеров, обладающих необходимыми для военной или гражданской службы общими и специальными знаниями и умениями

Отечеству и вере офицеров, обладающих необходимыми для военной или гражданской службы общими и специальными знаниями и умениями

Военно-авиационный техникум. Срок обучения в создаваемых курсах и школах составлял от 3 до 10 месяцев

Военно-авиационный техникум. Срок обучения в создаваемых курсах и школах составлял от 3 до 10 месяцев

В результате этих преобразований в 1938 году командный и начальствующий состав для

В результате этих преобразований в 1938 году командный и начальствующий состав для

От офицеров потребовалось знание основ ядерной физики, радиотехники, электроники, высшей математики и других наук

От офицеров потребовалось знание основ ядерной физики, радиотехники, электроники, высшей математики и других наук

Необходимо отметить, что наряду с позитивными результатами проводимые преобразования имели и отрицательный эффект

Необходимо отметить, что наряду с позитивными результатами проводимые преобразования имели и отрицательный эффект

Майер. - Новосибирск: Изд-во СО

Майер. - Новосибирск: Изд-во СО

С. 4-12.; Зибров, Г. В. Научные и прикладные основы в военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в вузах

С. 4-12.; Зибров, Г. В. Научные и прикладные основы в военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в вузах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022