ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ РАБОТУ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДОПРЕДЕЛИВШАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Актуальность данного раздела обусловлена тем, что анализ законодательной базы, регламентирующей работу с личным составом и предопределивший военно-политическую работу в пятилетний период освещаемый в предоставленном издании привнёс много нового в военно-политическую составляющею как Железнодорожных войск, так и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом.
Начиная с июня 2018 года из Военного университета имени князя Александра Невского начался регулярный выпуск специалистов сначала по работе с личным составом, а затем и по военно-политической работе тактического уровня. Наконец-то, за долгий период постсоветской истории, состоялся выпуск 235 заместителей командиров подразделений по работе с личным составом, завершивших обучение в Военном университете и продолживших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и Железнодорожных войсках.
Следующим значительным
событием в развитии военно-политических органов в 2018 году стало поручение
Президента Российской Федерации
от 6 июля 2018 г. № Пр-1160 в Вооруженных Силах Российской Федерации, определившее
создание военно-политических органов. В рамках реализации поручения Президента
Российской Федерации решением Министра обороны Российской Федерации в
Вооруженных Силах органы по работе с личным составом переформированы в
военно-политические органы,
а с 1 ноября 2018 г. сформировалось Главное военно-политическое управление
Вооруженных Сил Российской Федерации. Определены задачи и структура
военно-политических органов. Приказом Министра обороны от 16 октября
2018 г. № 585 утверждено положение о ГВПУ ВС.
Указаниями заместителя
Министра обороны – начальника ГВПУ ВС
от 15 октября 2018 г. № 172/1/1416 в войска силы направлено типовое положение о
военно-политическом управлении военного округа (военно-политическом отделе,
военно-политической группе, военно-политическом отделении). Данное указание
отразилось и на жизнедеятельности Железнодорожных войск, которые реализовали выше
указанные требования согласно утвержденной структуре.
На этом эволюция военно-политических органов не остановилась и стала подкрепляться другими законными актами, регламентирующими жизнедеятельность как войск, так и военно-политических органов.
Утратил силу приказ
Министра обороны Российской Федерации
от 12 октября 2016 г. № 655 «Об организации работы с личным составом в
Вооруженных Силах Российской Федерации», определяющий основные направления,
цели и задачи по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации
для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала. Также утратила свою
силу директива Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1993 г. № Д-64
«Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации».
В конце 2018 года были внесены
изменения и дополнения в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации, Федеральный закон
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановление
Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 854-43
«Об утверждении перечня военно-учетных специальностей».
На смену выше
перечисленных приказа и директивы вышел Приказ Министра Обороны Российской
Федерации № 404 от 22 июля
2019 г. «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации» внедривший в жизнь Вооруженных сил Российской Федерации ОСНОВЫ
организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно Основам задачами военно-политической работы являются: поддержание высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава; формирование у личного состава чувства патриотизма, военнополитического сознания и культуры, осознанного отношения к выполнению воинского долга, приказов командиров и начальников, трудовых (служебных) обязанностей, требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации; повышение мотивации профессионального мастерства военнослужащих, формирование у них стремления к добросовестной высокоэффективной служебной и боевой деятельности; обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях, формирование у личного состава правовой культуры; создание условий для удовлетворения военнослужащими, членами их семей и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил культурных и духовных потребностей, реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантии.
Основные усилия сосредотачиваются на формировании и развитии у личного состава: понимания и поддержки государственной политики в области обороны и военной безопасности Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации по вопросам строительства и подготовки Вооруженных Сил; чувства любви и верности своему Отечеству - Российской Федерации, ее истории, национальным, культурным и духовным ценностям, традициям Вооруженных Сил, воинской чести и чувства достоинства, гордости за свою профессию и службу в Вооруженных Силах; чувства личной ответственности за выполнение воинского долга, требований законодательства Российской Федерации и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации* (* Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.), должностных и специальных обязанностей, за личную подготовку, боевую готовность и подготовку подчиненных воинских частей (подразделений), умелое управление ими, обучение и воспитание подчиненных; стремления к совершенствованию профессионального мастерства, компетентности, правильной эксплуатации, сбережению вооружения, военной и специальной техники, их эффективному применению, соблюдению требований безопасности военной службы; психологической устойчивости и готовности к выполнению боевых (учебно-боевых) задач; высокой дисциплинированности, бдительности, умения хранить государственную тайну, постоянной готовности к вооруженной защите Российской Федерации и выполнению приказов командиров (начальников).
Военно-политическая работа осуществляется по следующим основным направлениям (мероприятиям):
· работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины;
· военно-политическая пропаганда и агитация; психологическая работа;
· военно-социальная работа; культурно-досуговая работа;
· взаимодействие с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работа с верующими военнослужащими;
· социологическое сопровождение мероприятии подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил; индивидуальная работа с личным составом;
· совершенствование навыков должностных лиц Вооруженных Сил по вопросам организации военно-политической работы; обеспечение техническими средствами военно-политической работы; геральдическое обеспечение* (* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 434 «О геральдическом обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации);
· иные мероприятия военно-политической работы.
Боевая подготовка так же не осталась без внимания военно-политических органов и на смену Общественно-государственной подготовки утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 170 "Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации" в войска пришла Военно-политическая подготовка, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 22 февраля 2019 года. Данный приказ утвердил Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Заключительным приказом определяющим жизнедеятельность военно-политических органов и военно-политической работы в описываемый ниже пятилетний период времени стал Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» вступивший в действие с 1 июня 2022 года регламентировал признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 1800дсп и от 22 июля 2019 г. № 404, и внес изменения в Инструкция по организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 30)
Руководство по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации определило следующие задачи:
обеспечение глубокого понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны;
изучение и анализ морально-политических и психологических качеств личного состава, выработка и участие в реализации мер по их совершенствованию;
воспитание у личного состава патриотизма, верности воинскому долгу, нравственности и высокой культуры, развитие высокого уровня интеллектуальных и творческих способностей;
формирование у личного состава высокой мотивации к совершенствованию профессионального мастерства, эффективной служебной (трудовой) и боевой деятельности;
укрепление правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях;
организация взаимодействия в установленном порядке с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями по вопросам военно-патриотического воспитания граждан;
создание условий для удовлетворения военнослужащими, членами их семей и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил культурных и религиозных потребностей, реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий.
По мимо задач в Руководстве распределены обязанности и задачи командиров, штабов и военно-политических органов. Также определены Центральные органы военного управления, воинские части и должностные лица, не входящие в состав военно-политических органов, осуществляющие в пределах своих полномочий деятельность в системе военно-политической работы в Вооруженных Силах:
· Департамент культуры Министерства обороны;
· Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан (общественная приемная Министра обороны Российской Федерации);
· психологическая служба Вооруженных Сил;
· федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны;
· федеральное государственное казенное учреждение «Рекламно-информационное агентство «АРМИЯ РОССИИ» Министерства обороны;
· центр военно-патриотической работы Вооруженных Сил;
· 49 центр технических средств;
· помощники командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими;
· организации, подразделения и должностные лица, подчиненные по специальным вопросам должностным лицам военно-политических органов.
Основные усилия военно-политической работы согласно Руководства сосредоточиваются:
1. с офицерами – на развитии чувства офицерского (воинского) долга, чести, личной примерности, повышении уровня компетентности и профессионального мастерства в выполнении обязанностей военной службы; формировании готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный подчиненным приказ; повышении уровня педагогической культуры, личной ответственности за обучение, воспитание и военно-политическую подготовку подчиненного личного состава, заботливое и уважительное отношение к нему;
2. с прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами) – на формировании и развитии высокой дисциплинированности и личной примерности в выполнении обязанностей военной службы, стремления к повышению профессионализма и мастерства, грамотной эксплуатации и сбережению вверенных вооружения, военной техники и иного имущества; развитии лидерских и организаторских способностей, методических навыков в обучении и воспитании подчиненных, сплочении воинских коллективов, заботливого и уважительного отношения к подчиненным;
3. с солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту, – на формировании и поддержании постоянной готовности к вооруженной защите Российской Федерации, беспрекословному выполнению приказов командиров (начальников), высокой бдительности, дисциплинированности и личной ответственности за исполнение обязанностей военной службы, грамотной эксплуатации и сбережению вверенных вооружения, военной техники и иного имущества; формировании уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества;
4. с солдатами (матросами), проходящими военную службу по призыву, – на формировании мотивации и добросовестного отношения к службе в Вооруженных Силах, верности Военной присяге, готовности к беспрекословному выполнению приказов командиров (начальников); формировании и развитии необходимых морально-политических и психологических качеств, способствующих преодо-лению трудностей военной службы, освоению военной специальности и качественному выполнению служебных обязанностей, высокой дисциплинированности, уважительного отношения к сослуживцам, войскового товарищества;
5. с переменным составом военно-учебных заведений, обучающимися военных учебных центров – на формировании и развитии государственно-патриотического сознания, стремления в совершенстве овладеть избранной воинской специальностью, морально-политических и психологических качеств, необходимых в военно-профессиональной деятельности, совершенствовании уровня профессиональной подготовки по вопросам теории и практики воспитания военнослужащих, навыков проведения военно-политической работы с личным составом;
6. с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил – на формировании добросовестного отношения к исполнению служебных (трудовых) обязанностей, соблюдению служебной (трудовой) дисциплины, норм служебной (профессиональной) этики.
7. Работа с членами семей военнослужащих направлена на формирование и развитие у них государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к Вооруженным Силам, поддержание традиционных семейных ценностей, в том числе направленных на продолжение военных династий, обеспечение реализации их прав и социальных гарантий.
Не забыты и основные направления военно-политической работы к коим относятся:
1. военно-политическая пропаганда и агитация;
2. военно-патриотическая работа;
3. военно-социальная работа;
4. культурно-досуговая работа;
5. духовно-просветительская работа и работа с верующими военнослужащими;
6. работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Каждое из выше перечисленных направлений подробнейшим образом раскрыто в Руководстве по военно-политической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Примечательно то, что Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» вступивший в действие с 1 июня 2022 года вобрал в себя не только предшествующие приказы, регламентирующие сначала работу с личным составом, а затем и военно-политическую работу, но и пополнился выдержками и переработками из Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации изложенной ранее в приложении № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004г. № 70.
Таким образом проведя анализ законодательной базы, регламентирующей работу с личным составом и предопределившей военно-политическую работу, можно с уверенностью сказать, что жизнедеятельность Железнодорожных войск за указанный период времени способствовала поддержанию морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед войсками задач.
Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (военно-исторической работы) Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр Железнодорожных войск» Министерства обороны Российской Федерации,
кандидат педагогических наук
В. Савченко
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.