Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
Оценка 4.8

Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций

Оценка 4.8
docx
06.11.2022
Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.docx

 

Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций межнационального характера

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.      Социально-педагогическая характеристика конфликтов в воинском коллективе возникающих на межнациональной, религиозной и этнической основе.

2.      Типы конфликтных ситуаций в воинском коллективе возникающих на межнациональной, религиозной и этнической основе.

 

Виды мирного существования

1.                 Этническое смешивание
– межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию.

2.                 Этническая ассимиляция
– поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму.

3.                 Формирование многонационального государства
– государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.

Причины межнациональных конфликтов ↑

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

·                     социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;

·                     экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;

·                     географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;

·                     политические формы поведения властей;

·                     культурно-языковые претензии народов;

·                     историческое прошлое, в котором существовали противоречия в отношениях между народами;

·                     этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);

·                     борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;

·                     религиозные и конфессиональные.

Волнует будущее человечества? Узнай о проблемах и методах управления глобальными конфликтами. О предотвращении и урегулировании конфликта интересов читай здесь.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Тенденции в развитии этносов

1.                 Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.

2.                 Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве — это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Формы межнациональных отношений

Этническаямиксация

– процесс соединения двух этносов в результате чего образуется новый.

Ассимиляция

– потеря национальных качеств и замена их чужими

Аккультурация

– взаимное частичное или полное заимствование черт разных культур, зачастую один этнос доминирует над другим.

Мультикультурализм

– политика, идея которой заключается в сохранении и развитии этнических черт, культурных особенностей.

Национализм

– жесткая политика, психология и идеология, согласно которой одна нация противопоставляется другим, осуществляется пропагандирование исключительности своего этноса. Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный.

Шовинизм

– идеология, которая ставит определённую нацию выше других. Происходит противопоставление традиции, интересов этносов. Результат шовинизма представлен неприязнью одного народа к другому, разжиганием ненависти между людьми разных конфессий и национальной принадлежности. Шовинизм – агрессивная стадия национализма.

Дискриминация

– ущемление одного этноса другим в зависимости от демографических признаков, конфессии и т.д.

Сегрегация

– отделение от общества какой-либо этнической группы по национальным признакам или расовой принадлежности.

Апартеид

– жестокая форма дискриминации, предполагает лишение этническеской группы гражданских прав, вплоть до территориального отделения.

Геноцид

– истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций.

Сепаратизм

– отделение этноса для формирования собственного государства или предоставление региону статуса автономности.

Межнациональный конфликт – противопоставление одного этноса другим, выраженное в соперничестве за ресурсы, когда противостоящая нация определяется с этнической принадлежностью группы людей. Выражается во взаимных упрёках, открытом конфликте этносов, которое перерастает в ненависть и, в крайней степени, — войны. Причинами конфликтов могут послужить: социальные, экономические, языковые, культурные, демографические, этнические, религиозные основания.

Пути преодоления ↑

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

В чем опасность: последствия

Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии.

Главная опасность заключается в том, что конфликт может перерасти в войну, когда будет применяться оружие, пострадает множество людей.

Будут разрушены дома, города, села.

Последствиями являются:

·                     тысячи, а порой и миллионы смертей;

·                     отпечаток конфликта на физическом и психологическом уровне;

·                     разрушение зданий, домов, материальный ущерб. На восстановление городов может уйти немало времени;

·                     выражение негатива по отношению к тому или иному этносу.

В чем смысл ролевых конфликтов? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятия: племя, народ, нация, национальность

Ученые выделяют разные этнические общности (этносы) – исторически сложившиеся устойчивые группы людей, отличающиеся между собой биологическими характеристиками, общей территорией проживания, языком, религией, традициями. К этническим общностям относят племена, народы, нации. Формирование этносов происходило поэтапно, по мере расселения людей по планете и в процессе развития общественных отношений между ними.

В первобытном обществе люди жили общинами — крупными кровнородственными группами. Общины состояли из нескольких десятков семей, проживавших совместно ради повышения шансов на выживание. Общины являлись первыми типами этноса, они представляли собой первые устойчивые общности людей.

В каждой общине были свои обычаи, люди в общине помнили о своих предках и почитали их. Со временем, некоторые общины вынуждены были объединяться друг с другом, чтобы защитить себя от воинственных соседей. Так появились племена — предшественники древних народов.

Племя — это относительно устойчивая группа людей, проживающая на общей территории, обладающая собственным языком, традициями, организацией власти. Племена в свою очередь стали объединяться в племенные союзы, из которых впоследствии сформировались древние государства.

С зарождением государственности наступил новый этап развития этноса, на смену племенам пришли народы. Народы — это большие исторически сложившиеся группы людей с совместной территорией проживания, общими биологическими и социальными признаками. К биологическим признакам разных народов относят:

·                     Цвет кожи;

·                     Разрез глаз;

·                     Рост;

·                     Особенности строения тела.

Однако биологические свойства не являются определяющими, намного важнее социальные признаки, к которым относятся:

·                     Традиции и обычаи народов. У восточных народов сильны обычаи гостеприимства, почитания старших, традиционно мужчины пользуются большим уважением в обществе, нежели женщины. Западные народы так же чтят свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Однако со временем, народ может забыть о собственных традициях и перенять традиции другого народа или нации.

·                     Особенности быта. У разных народов мира свой быт, сформировавшийся в зависимости от местности, в которой проживали люди. К примеру, люди, жившие на побережьях рек и морей, традиционно стали заниматься рыболовством, в меню у них стали преобладать рыбные блюда, а среди всех видов транспорта развитие получили морские или речные суда.

·                     Общий язык народа. Хотя язык является отличительным признаком народа, разные народы могут использовать один и тот же язык. К примеру, народы, проживающие на территории России (казахи, татары, башкиры, болгары, буряты и другие) могут использовать русский язык для общения между собой.

·                     Манера поведения и манера общения.

·                     Национальное самосознание – это чувство духовного единства человека со своим народом, самоотождествление себя с ним.

Нацией называют совокупность народов, проживающих на территории определенной страны и являющихся ее гражданами. Нация является более многочисленной, чем отдельно взятый народ, главной объединяющей силой для нации становится единое политическое устройство страны, ее хозяйственный уклад.

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения. Развитие межнациональных отношений может принимать мирные формы, а может приводить к возникновению крупных военных конфликтов.

Понятие

Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.

В большинстве случаев это результат национализма.

Межнациональный конфликт , это более широкое понятие. Это вид социального конфликта. В его основе множество противоречий.

Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.

Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям.

Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

Вопрос 2

В современной России проблемы межэтнического взаимодействия распространены повсеместно, в том числе – в Вооруженных Силах. В российской армии служат представители всех национальных групп и связаны единой миссией – защитой Отечества. Все военнослужащие имеют равные права и обязанности, которые определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вне зависимости от этнической, религиозной и иной социальной принадлежности.

В Советском Союзе институт армии традиционно служил местом социализации, если не социальным лифтом для многонациональной страны. Здесь военнослужащие из разных регионов набирались опыта взаимодействия в коллективе, учили русский язык, учились трудолюбию. Формировалась культурная, языковая интеграция военнослужащих.

Как в советской армии, так и в современной российской армии религиозная и этническая принадлежность – важный маркер во взаимоотношениях военнослужащих. На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива. Такие микроколлективы обусловлены тем, что для призывников, впервые попавших на место службы в многонациональный коллектив, языковые, культурные, религиозные идентификаторы предстают важными отличительными чертами военнослужащего.

Воинские коллективы раз­личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более оснащенные части происходит призыв более подготовленных военнослужащих, владеющих достаточным уровнем технической и общеобразовательной подготовки, знания русского языка, без чего невозможно глубоко освоить аспекты военной специальности.

Неравномерность в подготовленности к военной службе призывников различных регионов страны приводит к распределению военнослужащих по национальности. К примеру, в подразделения связи, разведки попадает больше военнослужащих славянских нацио­нальностей; в военно-строительные, дорож­ные – воинов закавказских и среднеазиатских национальностей.

Дифференциация военнослужащих по этнической принадлежности, вызванная распределение призывников по родам и видам войск в зависимости от их подготовленности, влияет на межэтническое взаимодействие и на частоту возникновения конфликтных ситуаций на национальной почве. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межэтническое взаимодействие основано на принципиально различной основе:

·                     Первый тип отношений проявляется в коллективах, в которых преобладает число военнослужащих славянских национальностей. Взаимоотношения в них основаны на национально-психологических особенностях славян. В воинских коллективах данного типа воины неславянских национальностей сохраняют свою национальную уникальность, при этом принимают, осознают тип отношений и нормы поведения данного коллектива. Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности.

·                     Второй тип отношений свойственен воинским коллективам, в которых число представителей различных национальностей примерно одинаково. Межэтнические взаимоотношения в них формируются под воздействием национальных чертах воинов различных национальных групп. В коллективах данного типа соблюдается баланс в численности представителей славянских и иных национальностей.

·                     Третий тип отношений характерен тем воинским коллективам, в которых доминирует по численности одна из национальных групп. Общественно-психологические особенности подобных коллективов проявляются под воздействием национальных черт воинов данной национальной принадлежности. В коллективах данного типа численность солдат славянских национальностей составляет меньшинство.

Частота возникновения конфликтных ситуаций проявляется в воинских коллективах по-разному, что необходимо учитывать в процессе работы по их предупреждению.

Было проведено исследование, в котором показана оценка межэтнических конфликтов демобилизовавшимися солдатами (см. табл. 1). Показано отношение славянского большинства к этническим меньшинствам. Отмечено, что внимание в основном концентрируется на представителях кавказских народностей. “… к представителям Северного Кавказа наблюдается выраженное негативное отношение, в котором значительную роль играет чувство страха. Однако при вопросе, чем же так плохи их северокавказские сослуживцы, самым частым ответом была мысль о том, что они занимаются самоуправством и устанавливают свои правила игры. В интервью отмечалось, что кавказцы в отличие от русских более сплоченные между собой, в их среде меньше тех, кто предаст или подставит…” [1]. В исследовании отмечено то, что при небольших группах представителей кавказских народностей среди военнослужащих происходит их адаптация с формальными и неформальными правилами воинской жизни, но при больших количествах воинов данных национальных принадлежностей их сплоченность оказывает давление и влияние на воинский коллектив.

В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность выполнения российской армией функции формирования “гражданской нации” при тщательном учете культурных, этнических, социальных особенностей военнослужащих, а также при повышении общего уровня патриотизма у всех призывников.

Таблица 1. Оценка состояния межэтнических отношений в Вооруженных Силах РФ (%)  

В Российской Армии

В части

В батальоне

неконфликтный, спокойный характер (толерантный)

26.0

31.7

44.7

тревожный характер

20.0

21.0

17.0

напряженный характер

15.0

19.0

12.3

конфликтный, кризисный характер

8.0

10.0

4.7

взрывоопасный характер

2.3

4.7

3.3

не поддается оценке

4.7

2.7

6.0

затрудняюсь ответить

23.3

9.7

10.3

нет ответа

0.7

1.3

1.7 

Налаживание работы с этническими группами отводится как офицеру и сержантам в части, так и институту военной полиции. Важно не допустить так называемой дедовщины среди военнослужащих путем грамотной работы с личным составом, а неправильно налаженное этническое взаимодействие в части может негативно способствовать дедовщине.

Одним из основных механизмов в преодолении конфликтных ситуаций при межэтническом взаимодействии военнослужащих является формирование культуры межнационального общения.

Культуру межнационального общения можно рассматривать как набор правил, следуя которым необходимо действовать в процессе межэтнического взаимодействия, в то же время как личную способность каждого военнослужащего разумно воспринимать представителей различных национальных групп.

Процесс выработки культуры межнационального общения является сложным и требует разностороннего подхода. Существует мнение, что самая важная роль в межэтнических конфликтах отводится собственно личности, человеческим страстям и противоречиям между людьми, а сами этнические отличия играют второстепенную роль. По этой причине для создания благоприятного климата отношений важно решение в первую очередь социальных проблем в воинском коллективе.

Целью формирования культуры межнационального общения в воинском коллективе является выработка уважительного и толерантного отношения к ценностям военнослужащих любых национальных групп, приобретение солдатами объективных знаний о других народах, способствование эффективному межэтническому взаимодействию, воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, определение актуальной модели поведения среди военнослужащих различной этнической принадлежности.

Основными функциями культуры межнационального общения являются[2]: побуждающаясмысловаяинформативнаявоспитательнаякоммуникативнаяинтегрирующая.

·                     побуждающая функция направлена на побуждение у военнослужащих желания и стремления в освоении культуры, традиций и обычаев других народов;

·                     смысловая функция формирует у воинов осознание необходимости выработки механизмов налаживания межэтнических конфликтов;

·                     информативная функция отражает процесс приобретения воинами объективных знаний в области межнационального общения;

·                     воспитательная функция способствует принятию воинами культуры межнационального общения в процессе взаимодействия в воинском коллективе, развитию духовно-нравственных и морально-психологических ценностей солдатами;

·                     коммуникативная функция направлена на социализацию личности военнослужащего, формирует устойчивую линию поведения, выработку навыков общения в многонациональном воинском коллективе;

·                     интегрирующая функция способствует осознанию того, что культура межнационального общения основана на таких нравственных и морально-этических ценностях, как честь, уважение, достоинство, взаимопомощь, справедливость, войсковое товарищество.

Культура межнационального общения у военнослужащих должна выступать в виде самостоятельного качества личности.

Основными направлениями работы в процессе формирования культуры межнационального общения в воинских коллективах являются:

·                     освещение героических достижений всех братских республик, пропаганда дружбы и сотрудничества;

·                     аргументированная борьба против проявлений национализма, шовинизма;

·                     способствование осознания необходимости сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки для решения боевых задач;

Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения. Со стороны офицеров необходимо быть осведомленным о культуре, истории тех субъектов или республик, откуда призваны их подчиненные. Важно рассматривать вопросы укрепления дружбы, создания высокой нравственной атмосферы в коллективе, войскового товарищества и дружбы на общих собраниях военнослужащих.

Для обеспечения продуктивной работы по выработке культуры межнационального общения, необходимо, чтобы офицерский состав овладел методами изучения психического мира личности, способами и механизмами управляющих воздействий на характер отношений в военно-профессиональной, морально-политической и межличностно-бытовой сферах.

Вооруженные Силы в любых условиях должны оставаться оплотом уверенности и стабильности. Товарищеская выручка, дружба, взаимопомощь сплачивают воинский коллектив. Развитие взаимоотношений в воинском коллективе – способ улучшения условий службы воинов, повышения качества деятельности коллектива.

 

Методика работы должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений и других насильственных преступлений в подразделении, воинской части

 

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений — комплексная задача, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются и командирами подразделений, и военно-политическими органами.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими включает:

диагностику (выявление) фактов нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими;

проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, социологический опрос и др.

Наблюдение — целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам. В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию о личности, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники и другие.

При анализе биографических данных необходимо обращать внимание, прежде всего, на условия, в которых воспитывался призывник. В диагностике важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего, допускающего конфликтные выпады по отношению к сослуживцам.

Получить ценную информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики их поведения. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории личного состава подразделения.

Одна из целей опроса состоит в том, чтобы в период поступления молодого пополнения в подразделение выяснить суть отношения уже прослуживших какое-то время военнослужащих к новичкам. Важно узнать также и настрой самих молодых солдат, их готовность, способность и возможность служить. Опрос обычно проводится в форме собеседования. Надо спрашивать, как бы советуясь с собеседником.

Необходимо узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы, используя для этого знакомство с документами, личные беседы. Нужно постараться выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они есть на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут юношам из дома, какое у них настроение.

В повседневном общении с подчиненными необходимо тщательно учитывать сложившиеся особенности их характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, имеющими неопределенные или непостоянные взгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность, поэтому командир должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

Основные элементы работы по профилактике нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими таковы:

наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;

последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействия между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;

повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно разобраться с проблемой нарушений правил взаимоотношений между военнослужащими:

всесторонний учет специфики решаемых подразделениями задач;

правильное, равномерное распределение военнослужащих разных призывов по подразделениям;

знание офицерами, прапорщиками своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей подчиненных;

тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение стопроцентного участия в них личного состава;

повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими возможно при создании такого уклада воинской службы, который бы исключал возможность их проявления.

Для профилактики такого рода нарушений необходимо:

объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;

не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств одних военнослужащих над другими;

вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия негативных явлений, искривлениями дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих. Исключить применение антипедагогических методов воспитания;

поддерживать и возрождать сложившиеся за многие десятилетия в воинских частях и подразделениях положительные традиции и ритуалы воинской службы.

Целесообразно раз в квартал с офицерами и ежемесячно с сержантами проводить занятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.

Основой изучения взаимоотношений в воинском коллективе служит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Индивидуально-воспитательная работа — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Основными формами индивидуальной работы являются индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, наставничество, постановка индивидуальных заданий и поручений, персональная оценка.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

выявить мотивы поведения, отношения военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;

полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;

учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, уровень физического развития, вероисповедание и т. д.;

постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;

правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:

изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;

выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;

практическое осуществление спланированного воздействия;

анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно относящихся к воинской службе, а также тех, кто склонен поддерживать негативные тенденции в коллективе.

Главная цель индивидуальной работы — изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.

В ходе изучения системы взаимоотношений военнослужащих необходимо:

анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, внимательно следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлениями отчужденности и недовольства;

изучать стиль поведения военнослужащих в ситуациях разногласий и конфликтов;

знать способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;

анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности;

анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;

наблюдать за поведением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования и т. д.

Для каждого командира и его заместителя по военно-политической работе при изучении подчиненных особое внимание следует обратить на их социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение.

Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации жизненных потребностей каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя в погонах здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота, прежде всего командиров, о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундированием и имуществом, об отдыхе и здоровье военнослужащих.

Опыт показывает, что в частях и подразделениях, где не уделяют должного внимания созданию хороших бытовых условий, вопросам тылового и медицинского обеспечений, страдает морально-психологический климат.

Вопросы социальной защищенности военнослужащих также должны находиться в поле зрения командиров подразделений.

Проблема социальной защищенности чаще всего возникает в подразделениях, где со стороны командиров формально предъявляются требования к личному составу, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.

Эти просчеты ведут к тому, что некоторые военнослужащие, которые являются объектом оскорблений, унижений, насмешек, оказываются в относительной социально-психологической изоляции.

В социальной защищенности нуждаются, прежде всего, военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.

Эти категории лиц требуют повседневного индивидуального воздействия. Одним нужна психологическая поддержка, другим — постоянный контроль, третьих надо переубеждать, перевоспитывать.

 

Методические рекомендации

 

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на сущность конфликтов как психологического явления, выделить основные причины их возникновения и типы.

Во втором вопросе следует отметить, что успех в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений во многом зависит от стиля работы офицерских кадров. К сожалению, как это ни печально, многим из них недостает профессионализма в этом сложном деле. Не теряя времени, офицерам нужно критически пересматривать прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.

 Разработать в часы самостоятельной подготовки:

         Информирование на тему: «_День в истории»

         Доклад на тему: «Роль социально-педагогических методов в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих на межнациональной основе»

Краткое сообщение на тему: «Анализ войсковой практики предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих на межнациональной основе»

 


Библиографический список

1.                 Савинов Л.В. Этнополитика в региональном измерении – Новосибирск: СибАГС, 2012. – 387 с.

2.                Николаева Г.А. Сущностные характеристики культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/ped11.html (дата обращения 18.05.2017)

3.                Самойленко В. Ф. Основа боевого союза: интернационализм как фактор оборонной мощи Советского государства. М.: Воениздат, 1981.


 

Скачано с www.znanio.ru

Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций межнационального характера

Социально-педагогическая методика предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций межнационального характера

Волнует будущее человечества? Узнай о проблемах и методах управления глобальными конфликтами

Волнует будущее человечества? Узнай о проблемах и методах управления глобальными конфликтами

После того как распался Советский

После того как распался Советский

Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный

Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный

Геноцид – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций

Геноцид – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю

На восстановление городов может уйти немало времени; · выражение негатива по отношению к тому или иному этносу

На восстановление городов может уйти немало времени; · выражение негатива по отношению к тому или иному этносу

К биологическим признакам разных народов относят: ·

К биологическим признакам разных народов относят: ·

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения

После распада Советского Союза

После распада Советского Союза

На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива

На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива

Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности

Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности

В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность…

В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность…

Налаживание работы с этническими группами отводится как офицеру и сержантам в части, так и институту военной полиции

Налаживание работы с этническими группами отводится как офицеру и сержантам в части, так и институту военной полиции

Основными функциями культуры межнационального общения являются[2]: побуждающая , смысловая , информативная , воспитательная , коммуникативная , интегрирующая

Основными функциями культуры межнационального общения являются[2]: побуждающая , смысловая , информативная , воспитательная , коммуникативная , интегрирующая

Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения

Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими включает: диагностику (выявление) фактов нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими; проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих…

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими включает: диагностику (выявление) фактов нарушений правил взаимоотношения между военнослужащими; проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих…

Получить ценную информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих

Получить ценную информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции

Исключить применение антипедагогических методов воспитания; поддерживать и возрождать сложившиеся за многие десятилетия в воинских частях и подразделениях положительные традиции и ритуалы воинской службы

Исключить применение антипедагогических методов воспитания; поддерживать и возрождать сложившиеся за многие десятилетия в воинских частях и подразделениях положительные традиции и ритуалы воинской службы

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически

В ходе изучения системы взаимоотношений военнослужащих необходимо: анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, внимательно следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлениями отчужденности…

В ходе изучения системы взаимоотношений военнослужащих необходимо: анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, внимательно следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлениями отчужденности…

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота, прежде всего командиров,…

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами, является повседневная забота, прежде всего командиров,…

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на сущность конфликтов как психологического явления, выделить основные причины их возникновения и типы

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на сущность конфликтов как психологического явления, выделить основные причины их возникновения и типы

Самойленко В. Ф. Основа боевого союза: интернационализм как фактор оборонной мощи

Самойленко В. Ф. Основа боевого союза: интернационализм как фактор оборонной мощи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022