1)Развитие неправительственных организаций, профсоюзов, институтов гражданского общества. Гражданские форумы и их значение.
2)Внешнеэкономическое сотрудничество и инвестиционная деятельность независимого Казахстана. Казахстан в системе мировых экономических связей.
3)Архитектура независимого Казахстана. Архитектурные памятники. Генеральный план Астаны .Кисе Мурокава . Монументы :Независимости , «Казак ели».
1) Анализ развития неправительственного сектора показывает, что процесс становления неправительственных организаций в Казахстане прошел несколько этапов.
Первый этап становления неправительственного сектора охватывает период с конца 80-х по 1994 годы. За это время, по оценкам отечественных и международных экспертов, было организовано более 400 неправительственных организаций (далее – НПО). При этом они были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости и суверенитета Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований.
Самыми первыми в конце 80-х гг. ХХ века в Казахстане начали возникать экологические организации – «Общественный Комитет спасения Арала и Балхаша», «Зеленый фронт», «Зеленое спасение», Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск».
27 июня 1991 года вступил в действие Закон Казахской Советской Социалистической Республики «Об общественных объединениях в Казахской ССР», который узаконил создание объединений граждан на добровольных началах.
Общественным объединением признавалось добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.
Согласно статье 6 Закона «Об общественных объединениях в Казахской ССР» государство обязалось обеспечивать соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывать им помощь и поддержку, но финансирование деятельности общественных объединений должно было производиться за счет этих объединений.
К общественным объединениям были отнесены политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, ассоциации и другие объединения граждан.
Однако в начале 1990-х гг. в условиях развала и приватизации предприятий в суверенном Казахстане фактически единственной функционирующей НПО, за исключением общественных объединений ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн, ликвидаторов Чернобыльской аварии, инвалидов и некоторые других, и то стремительно терявшей свое влияние был унаследованный с советских времен профсоюз.
Основной характеристикой данного этапа было отсутствие системности, стихийность в создании НПО. Кроме того, в рассматриваемый период со стороны государства шел процесс выработки общих подходов и приоритетов по отношению к неправительственному сектору. Приходило понимание того, что для социальной модернизации казахстанского общества определяющее значение имеют политико-правовые инструменты.
Однако к концу этого этапа в стране появились партии «Народный конгресс Казахстана», «Алаш», Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Социалистическая партия Казахстана, Республиканская партия Казахстана, Республиканское славянское движение «Лад» и Гражданское движение Казахстана «Азат», филиал общественно-просветительского общества «Мемориал», Алматинская Хельсинская группа, движение «Единство», историко-просветительское общество «Адилет», движение пенсионеров «Поколение» и другие.
***
Второй этап охватывает временные рамки с 1994 по 2001 годы и характеризуется качественным и количественным ростом неправительственных организаций.
Численность НПО за этот период возросла с 400 до 1600. Рост НПО в первую очередь можно объяснить массированной финансовой поддержкой со стороны международных фондов и организаций через систему грантов, которые были направлены в основном на проведение семинаров, «круглых столов», тренингов, носили организационно-технический, обучающий и методический характер.
Основными центрами развития НПО были крупные города, особенно Алматы, а с переездом столицы в Астане стал активно развиваться неправительственный сектор.
Например, при финансовой поддержке Milleukontakt-Ost-Europa, ISAR-Central Asia, Фонда «Сорос-Казахстан», Центра ОБСЕ в Алматы и Регионального экологического центра Центральной Азии в декабре 2001 года в Алматы прошел III Экологический форум НПО Казахстана. В его работе приняли участие 73 общественные организации, работающие в сфере экологических проблем, а также ученые, государственные природоохранные организации, координаторы национальных программ, международные структуры, НПО из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Участники форума обсудили наиболее острые проблемы Казахстана и решили сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений. В том числе, на экологическом образовании, сохранении биоразнообразия, проблемах деградации земель и опустынивания, использовании трансграничных вод, радиоактивных загрязнениях и др [4].
В декабре 1994 года Президентом Республики Казахстан было подписано постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений, которое положило начало развитию конструктивных трехсторонних отношений и созданию системы социального партнерства.
Большое влияние на становление всего гражданского общества оказало принятие на республиканском референдуме 30 августа 1995 года в Республике Казахстан Конституции Республики Казахстан.
Согласно статье 5 Конституции в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов. Также пунктом 3 статьи 5 Конституции запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
2) Внешнеэкономические связи представляют собой
совокупность производственных, торгово-экономических, кооперационных,
валютно-финансовых и кредитных отношений между государствами. Их характер,
структура и динамика определяются местом национальной экономики в системе
международного разделения труда, такими ее характеристиками, как
производительность труда, качество продукции и услуг, стоимость продукции,
научно-технический потенциал и т. д.
По своей сущности государственное управление в
области внешнеэкономических связей представляет собой непрерывную деятельность
исполнительно-распорядительных органов, на которые возложена обязанность
осуществления внешней политики государства.
Развитие регулирования внешнеэкономических
связей неразрывно связано с совершенствованием законодательства о юридических
лицах, договорах и т. п., которое должно распространяться и на отношения с
участием зарубежных партнеров, что отвечает сложившейся мировой практике.
Возможность его регулирующего воздействия на указанные отношения в современных
условиях возрастает. Недостатки законодательства во внешнеэкономической сфере
относятся к числу факторов, сдерживающих поток иностранных инвестиций. Важно,
чтобы при его совершенствовании не были забыты нужды внешнеэкономической
деятельности. В целом ряде случаев нужно исходить из того, что специальной
регламентации внешнеэкономических отношений должно предшествовать адекватное
урегулирование соответствующих аспектов хозяйственной деятельности внутри
страны.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность
— это одна из сфер хозяйственной деятельности, которая связана с международной
производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом товаров
и услуг, выходом предприятий и организаций на внешний рынок.
Внешнеэкономическая деятельность — это
взаимодействие Республики Казахстан в лице органов управления, организаций с
зарубежными субъектами права, правомочными осуществлять внешнеэкономическую
деятельность на основе международных договоров, соглашений.
Традиционными формами осуществления
внешнеэкономической деятельности являются установление дипломатических
отношений между государствами; открытие представительств государства при
всемирных и региональных международных организациях или членство в них;
сотрудничество с зарубежными организациями в сфере торговли.
Наличие устойчивых связей с зарубежными
партнерами позволяет государству сочетать различные методы и средства
внешнеэкономической деятельности: подготовку и заключение многосторонних и
двухсторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов; обмен
визитами на разных уровнях; регулярный обмен информацией.
Цель таких договоров, порядок и условия
заключения которых определяются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим
силу Закона, "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных
договоров Республики Казахстан" от 12 декабря 1995 года, состоит в том,
чтобы обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав
граждан одного государства на территории другого. Договоры строго исходят из
принципа равенства и уважения суверенитета каждой страны. В них регулируются
отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты,
определения и разграничения компетенции судов и применения права,
процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи,
признания исполнения решений по гражданским и семейным делам, признания и
пересылки документов. Международные договоры Республики Казахстан заключаются с
иностранными государствами от имени:
Республики Казахстан (межгосударственные
договоры);
Правительства Республики Казахстан
(межправительственные договоры);
министерств, государственных комитетов и иных
центральных исполнительных органов Казахстана, а также государственных органов,
непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту (межведомственные
договоры).
Решения о
проведении переговоров и о подписании международных договоров принимаются:
Президентом Республики Казахстан — в отношении
международных договоров межгосударственного характера, а также в отношении международных
договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается
необходимостью;
Правительством Республики Казахстан—в отношении
международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства;
министерствами, председателями государственных
комитетов и руководителями иных центральных исполнительных органов, а также
руководителями государственных органов, непосредственно подчиненных и
подотчетных Президенту, — в отношении международных договоров межведомственного
характера по согласованию с Правительством.
Ратификация договоров производится Парламентом
Республики Казахстан. Международные договоры, ратифицированные Казахстаном,
имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, кроме
случаев, когда из международного договора следует, что для его применения
требуется издание закона.
Комитет финансово-валютного контроля — специальный
исполнительный орган Казахстана, осуществляющий контроль за кредитными и
валютными средствами, за внешнеэкономической деятельностью министерств, за
целевым использованием кредитов, предоставляемых Казахстану на основе
международных договоров, а также за внешнеэкономической деятельностью
предприятий.
Данный Комитет и непосредственно подчиненные ему
управления в областях и городе Алматы, отделения в районах и городах областного
подчинения составляют единую систему финансово-валютного контроля.
Территориальные органы Комитета координируют свою деятельность с местными
исполнительными органами.
3) Актуальное искусство Казахстана, или «con-temporary art по-казахски», как его принято называть в кругах творческой интеллигенции страны, зародилось еще в 80-х годах ХХ века, но только с обретением Республикой независимости оно получило реальные возможности развиваться и выступать активным средством модернизации культурного облика государства.
Национальному самосознанию казахского народа на протяжении всей его истории была свойственна особая диалогичность, способность идти на контакт, воспринимать и творчески перерабатывать влияния внешних воздействий с одновременным сохранением собственного культурного облика, сути традиционной национальной духовной культуры. Именно подобная специфичная способность явилась сущностным основанием для формирования современного актуального искусства Казахстана во всем его многообразии проявлений и форм. XX век с его динамичными процессами развития, трансформации и угасания различных эстетических концепций «произвел тотальную интерпретацию всех возможных стилистик, принципов и способов артистического обобщения. Но так сложилось исторически, что именно сейчас казахские художники выносят на широкую мировую арену искусства свою национальную художественную версию или свою живописную картину мира»
С падением «железного занавеса» у художников появился выбор творческого пути. Казахстан в плане генезиса искусств лишен был времени на эволюцию, которое с избытком было дано искусству Запада. У казахстанского искусства не было возможности и времени развиваться поэтапно, прочувствованно. Искусство как «лакмусовая бумажка» эпохи испытывает на себе и эффектно репродуцирует абсолютно все потрясения в политике, экономике, во всех сферах жизни государства. Искусство Казахстана в этом отношении не представляет собой исключения из этого проверенного временем правила. «Исторический опыт каждой нации уникален, трансформируясь в ткань художественной культуры, он становится общечеловеческим достоянием. В настоящее время Казахстан является мощным культурным очагом, эпицентром новейших художественных течений. Время нашей истории, пространство нашей земли сформировало свое особое мировоззрение. Многие его принципы и свойства стали наиболее актуальны именно сейчас, найдя свое преломление в профессиональном изобразительном искусстве. Живопись и скульптура Казахстана выходят на новые, глубочайшие уровни познания мира, человека, Вселенной»
"Казах ели"
Министр иностранных дел - госсекретарь Казахстана Канат Саудабаев, выступая в Ак Орде во вторник, поздравил с открытием памятника "Казах ели".
По его словам, "Казах ели" олицетворяет давнюю мечту казахского народа о независимости. В нижней части памятника установлен барельеф основателя суверенного Казахстана, лидера нации Нурсултана Назарбаева.
"Мир знает Эйфелеву башню, мир знает Статую Свободы, и теперь их ряды пополнились новым монументом независимости - "Казак ели", - сказал Саудабаев.
Монумент "Казак ели" является частью единого архитектурно-строительного комплекса, включающего Дворец Независимости, возведенного по инициативе президента Нурсултана Назарбаева.
Высота монумента, олицетворяющего собой символ государственности, 91 метр. Это символично: в 1991 году Казахстан стал самостоятельным государством. Подножие памятника украшено четырьмя барельефами: "Будущее", "Созидание", "Мужество", но главный из них – «Народ и президент»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.