Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК социально-экономических дисциплин Протокол № 10 от «30» апреля 2020 г. Председатель _________________ С.А.Ананьев
|
УТВЕРЖДЕНО на заседании Методического совета техникума Протокол № 10от «22» мая 2020 г. Председатель Методического совета Зам. директора по учебно-методической работе _________________ А.М.Коротеева |
|
|
СОГЛАСОВАНО Служба стандартизации _________________ В.Н.Шкарупа
Протокол № 9от «17» апреля 2020 г. |
|
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
«История»
Профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных
систем и оборудования
Курс 1,2
2020
|
|
|
|
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по 08.01.07 Мастер общестроительных работ 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (по отраслям) (приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 831).
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» (ГБ ПОУ «ВПТ»)
Разработчики:
Удалова Н.А. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБ ПОУ «ВПТ»
Грушевская С.Ю.- преподаватель первой квалификационной категории ГБ ПОУ «ВПТ»
Рецензенты:
Парецкова С.В.. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБ ПОУ «ВПТ»
Карпова С.А. – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права (ВИЭПП)
|
стр. |
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕНИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
19 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП |
23
25 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«история»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) / программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) / программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) на базе основного общего образования.
История изучается на основе ФГОС среднего общего образования и является базовой дисциплиной при освоении специальностей / профессий СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей: 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259 по организации получения среднего общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, а также на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (автор - В. В. Артемов), рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ / ППКРС на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ / ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ / ППКРС место учебной дисциплины «История» — в составе базовых общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей / профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Данная учебная дисциплина изучается на первом курсе специальностей / профессий СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.
|
|
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Перечень общих компетенций, элементы которых формируются в рамках
дисциплины
Код
|
Наименование общих компетенций
|
ОК 01. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личное развитие |
ОК 04. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами |
ОК 05. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 07. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08. |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности |
ОК 09. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11. |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
198 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
196 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение |
126 |
|
лабораторные работы (не предусмотрены) |
0 |
|
практические занятия |
70 |
|
контрольные работы |
4 |
|
индивидуальная работа (проект) |
2 |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
||
в том числе: |
|
|
консультации |
0 |
|
промежуточная аттестация |
0 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
|
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
4 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10. |
||
1 |
Появление человека современного вида. Палеолит. |
1 |
||||
2 |
Археологические памятники палеолита на территории России. |
1 |
||||
3 |
Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. |
1 |
||||
4 |
Возникновение элементов государственности. Древнейшие города. |
1 |
||||
Тема 2. Цивилизации Древнего мира. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
8 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10. |
||
1 |
Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. |
2 |
||||
2 |
Зарождение древнекитайской цивилизации. |
1 |
||||
3 |
Особенности географического положения и природы Греции |
2 |
||||
4 |
Рождение Римской республики и особенности управления в ней |
2 |
||||
Практические занятия: «Цивилизации Древнего мира» |
4 |
|
||||
1. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. |
1 |
|||||
2. Государства Индии. |
1 |
|||||
3. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. |
1 |
|||||
4. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. |
1 |
|||||
|
|
|
||||
Тема 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
11 |
|
||
1 |
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10. |
|||
2 |
Византийская империя. |
2 |
||||
3 |
Восток в Средние века. Средневековая Индия. |
1 |
||||
4 |
Католическая церковь в Средние века. |
1 |
||||
5 |
Крестовые походы. |
2 |
||||
6 |
Англия и Франция в Средние века. |
1 |
||||
7 |
Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса |
1 |
||||
Практические занятия: «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» |
4 |
|
||||
1. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. |
1 |
|||||
2. Турецкие завоевания и падение Византии. |
1 |
|||||
3. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. |
1 |
|||||
4. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. |
1 |
|||||
Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
13 |
|
||
1 |
Восточные славяне. |
2 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
|||
2 |
Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. |
2 |
||||
3 |
Крещение Руси. Христианство и язычество. |
2 |
||||
4 |
Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. |
1 |
||||
5 |
Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. |
1 |
||||
6 |
Монгольское нашествие. Сражение на Калке. |
1 |
||||
7 |
Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. |
2 |
||||
8 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. |
1 |
|
|||
9 |
Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. |
1 |
||||
Практические занятия: «От Древней Руси к Российскому государству» |
4 |
|
||||
1. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. |
1 |
|||||
2. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси. |
1 |
|||||
3. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. |
1 |
|||||
4. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. |
1 |
|||||
Тема 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
8 |
|
||
1 |
Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. |
1 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
|||
2 |
Расширение территории государства, его многонациональный характер. |
2 |
||||
3 |
Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. |
1 |
||||
4 |
Окончание Смуты и возрождение российской государственности. |
1 |
||||
5 |
Юридическое оформление крепостного права. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. |
2 |
||||
6 |
Дифференцированный зачет |
2 |
||||
Практические занятия: «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» |
2 |
|
||||
1. Опричнина, как средство удержания самодержавной деспотии. |
1 |
|||||
2. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. |
1 |
|||||
Тема 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
9 |
|
||
1 |
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10 |
|||
2 |
Буржуазные революции 17-19 веков. |
1 |
||||
3 |
Страны Востока в XVI — XVIII веках. |
|
||||
4 |
Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. |
1 |
||||
5 |
Международные отношения в XVII— XVIII веках. |
1 |
||||
6 |
Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках. Эпоха просве щения. |
2 |
||||
7 |
Война за независимость и образование США |
1 |
||||
Практические занятия: «Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке» |
2 |
|
||||
1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. |
1 |
|||||
2. От сословно-представительных монархий к Абсолютизму-эволюция европейской государственности. |
1 |
|||||
Тема 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи.
|
Содержание учебного материала
|
Уровень освоения |
9 |
|
||
1 |
Петровские преобразования. Реформа в армии и на флоте. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10 |
|||
2 |
Северная война и её итоги. |
2 |
||||
3 |
Дворцовые перевороты. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. |
1 |
||||
4 |
Участие России в семилетней войне. |
1 |
||||
5 |
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. |
1 |
||||
6 |
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. |
2 |
||||
7 |
Характер и направленность реформ Екатерины Великой. |
2 |
||||
Практические занятия: «Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи» |
2 |
|
||||
1. Внешняя политика России во второй половине XVIIв. |
1 |
|||||
2. Выход России к Черному морю. |
1 |
|||||
Тема 8. Становление индустриальной цивилизации. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
|
||
1 |
Промышленный переворот, его причины и последствия. Важнейшие изобретения. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10 |
|||
2 |
Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало Антанты. |
1 |
||||
Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
|
||
1 |
Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока. |
1 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 . |
|||
2 |
Китай и Япония. |
2 |
||||
Тема 10. Российская империя в ХIХ веке |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
17 |
|
||
1 |
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. |
1 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
|||
2 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
||||
3 |
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации. |
2 |
||||
4 |
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. |
1 |
||||
5 |
Социально- экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. |
1 |
||||
6 |
Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. |
1 |
||||
7 |
Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. |
1 |
||||
8 |
Экономическое развитие во второй половине XIX века |
2 |
||||
9 |
Русско- турецкая война 1877—1878 годов. |
2 |
||||
10 |
Политика России на Дальнем Востоке. |
2 |
||||
11 |
Русская культура XIX века |
2 |
||||
Практические занятия: «Российская империя в ХIХ веке» |
6 |
|
||||
1. Общественное движение во второй четверти XIX века. |
1 |
|||||
2. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. |
1 |
|||||
3. Либеральные реформы 1860—1870-х годов. |
1 |
|||||
4. Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия. |
1 |
|||||
5. Общественное движение во второй половине XIX века. |
1 |
|||||
6. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. |
1 |
|||||
Тема 11. От Новой истории к Новейшей. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
18 |
|
||
1 |
Мир в начале ХХ века. |
1 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
|||
2 |
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. |
1 |
||||
1 |
||||||
3 |
Русско-японская война 1904 — 1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. |
2 |
||||
4 |
Революция 1905—1907 годов в России. |
2 |
||||
5 |
Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. |
2 |
||||
6 |
Первая мировая война. Восточный фронт и его роль в войне. |
1 |
||||
7 |
Антивоенные и национальные движения. Итоги Первой мировой войны. |
1 |
||||
8 |
Революция 1917 года . Причины и ход революции. |
1 |
||||
9 |
Повторительно-обобщающий урок. |
2 |
||||
Практические занятия: «От Новой истории к Новейшей» |
8 |
|
||||
1. Политическая и общественная жизнь в России в 1910 — 1914 годы. |
1 |
|||||
2. Серебряный век русской культуры. |
1 |
|||||
3. Временное правительство и Советы. |
1 |
|||||
4. Провозглашение и утверждение советской власти. |
1 |
|||||
5. Гражданская война и иностранная интервенция. |
1 |
|||||
6.Экономическая политика большевиков. |
1 |
|||||
7. Политические программы участвующих сторон. Красный и белый террор. |
1 |
|||||
8.Последствия и итоги Гражданской войны. |
1 |
|||||
Контрольные работы: «От Новой истории к Новейшей.» |
1 |
|
||||
Тема 12 Межвоенный период (1918-1939).
|
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
18 |
|
||
1 |
Воздействие Первой мировой войны и российской революции на страны Азии |
1 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
|||
2 |
Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. |
1 |
||||
3 |
Образование СССР. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. |
2 |
||||
4 |
Успехи противоречия и кризисы НЭПа |
1 |
||||
5 |
Советское государство и общество в 1920-1930 годы. |
2 |
||||
6 |
Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. |
2 |
||||
7 |
Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. |
1 |
||||
8 |
Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года. |
1 |
||||
9 |
Советская культура в 20-30е годы. |
1 |
||||
10 |
Идеологический контроль над духовной жизнью общества. |
1 |
||||
Практические занятия: «Межвоенный период (1918-1939)» |
8 |
|
||||
1. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. |
1 |
|||||
2. Причины мирового экономического кризиса 1929-1933гг. |
1 |
|||||
3. Недемократические режимы. Рост фашистских движений в Западной Европе. |
1 |
|||||
4. Гражданская война в Испании. |
1 |
|||||
5. Индустриализация , её источники и результаты. |
1 |
|||||
6. Коллективизация , её социальные и экономические последствия. |
1 |
|||||
7. Задачи и итоги культурной революции. |
1 |
|||||
8. Достижения и потери в сфере науки и искусства. |
1 |
|||||
Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
20 |
ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 07. ОК 09 |
||
1 |
Мир в конце 1930-х годов. Нарастание угрозы войны. |
1 |
||||
2 |
Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. |
1 |
||||
3 |
Нападение Германии на СССР. |
2 |
||||
4 |
Великая Отечественная война: основные этапы военных действий |
2 |
||||
5 |
Смоленское сражение. |
1 |
||||
6 |
Блокада Ленинграда. |
1 |
||||
7 |
Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. |
1 |
||||
8 |
Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. |
2 |
||||
9 |
Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. |
1 |
||||
10 |
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. |
1 |
||||
11 |
Участие СССР в войне с Японией. |
1 |
||||
12 |
Вклад в победу деятелей науки и культуры. |
2 |
||||
13 |
Повторительно обобщающий урок. |
2 |
||||
Практические занятия: «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» |
6 |
|
||||
1. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. |
1 |
|||||
2. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война. |
1 |
|||||
3. Разгром войск агрессоров под Сталинградом. |
1 |
|||||
4. Орловско-Курская дуга: коренной перелом в ходе войны. |
1 |
|||||
5. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги ВОВ. |
1 |
|||||
6. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон. |
1 |
|||||
Контрольные работы: «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» |
1 |
|
||||
Тема 14. Соревнование социальных систем. Современный мир. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
18 |
|
||
1 |
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10 |
|||
2 |
Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. |
1 |
||||
3 |
Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного мира. Создание НАТО и ОВД. |
2 |
||||
4 |
Берлинский кризис. Раскол Германии |
1 |
||||
5 |
Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. |
1 |
||||
6 |
Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960—1970-е годы. |
2 |
||||
7 |
Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. |
1 |
||||
8 |
Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. |
1 |
||||
9 |
Повторительно обобщающий урок. |
2 |
||||
|
Практические занятия: «Соревнование социальных систем. Современный мир» |
8 |
|
|||
|
1. Превращение США в ведущую мировую державу. |
1 |
||||
2. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. |
1 |
|||||
«План Маршалла». |
1 |
|||||
3. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии. Деколонизация Африки |
1 |
|||||
4. Индия, Пакистан, Китай. |
1 |
|||||
5. Особенности экономического и политического раз вития стран Латинской Америки. |
1 |
|||||
6. Карибский кризис — порог ядерной войны. |
1 |
|||||
7. Разрядка международной напряженности в 1970е годы. |
1 |
|||||
8.Глобализация и национальные культуры в конце ХХ- начале ХХI века. |
1 |
|||||
|
Контрольные работы: «Соревнование социальных систем. Современный мир» |
|
1 |
|
||
Тема 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
22 |
|
||
1 |
Начало «холодной войны». |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10 |
|||
2 |
Атомная монополия США. |
1 |
||||
3 |
Положение в сельском хозяйстве. Послевоенное общество, духовный подъем людей. |
2 |
||||
4 |
Идеология и культура в послевоенный период. |
1 |
||||
5 |
Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. |
2 |
||||
6 |
Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. |
1 |
||||
7 |
Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. |
1 |
||||
8 |
Власть и общество. Усиление позиций партийно- государственной номенклатуры. |
2 |
||||
9 |
Переход к политике разрядки международной напряженности. |
1 |
||||
10 |
Участие СССР в военных действиях в Афганистане. |
1 |
||||
11 |
Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. |
2 |
||||
12 |
Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку. Развитие советской культуры (1945 — 1991 годы). |
1 |
||||
Практические занятия: «Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы» |
10 |
|
||||
1. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. |
1 |
|||||
2. Курс на строительство коммунизма. |
1 |
|||||
3. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. |
1 |
|||||
4. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. |
1 |
|||||
5. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. |
1 |
|||||
6. Конституция СССР 1977 года. |
1 |
|||||
7. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. |
1 |
|||||
8. Национальная политика и межнациональные отношения. |
1 |
|||||
9. Власть и церковь в годы перестройки. |
1 |
|||||
10. Августовские события 1991 года. Распад СССР |
1 |
|||||
Тема 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
17 |
|
||
1 |
Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин. |
1 |
ОК 02. ОК 04. ОК 06. ОК 08. ОК 10. ОК 11. |
|||
2 |
Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. |
1 |
||||
3 |
Нарастание противоречий между центром и регионами. |
1 |
||||
4 |
Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина. |
1 |
||||
5 |
Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ. |
2 |
||||
6 |
Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. |
1 |
||||
7 |
Политические лидеры и общественные деятели современной России. |
1 |
||||
8 |
Президентские выборы 2008 года. Президент России Д.А.Медведев. |
1 |
||||
9 |
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990 годы |
1 |
||||
10 |
Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. |
2 |
||||
11 |
Дифференцированный зачет. |
|
||||
Практические занятия: «Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков» |
6 |
|
||||
1. Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин. |
1 |
|||||
2. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. |
1 |
|||||
3.Новые государственные символы России. |
1 |
|||||
4.Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. |
1 |
|||||
5.Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. |
1 |
|||||
6. Культурная и духовная жизнь общества в конце ХХ-начале ХХI века. |
1 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся - Индивидуальный проект
|
2 |
|
||||
|
Всего: |
198 |
|
|||
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете (в
соответствии с ФГОС) «Социально-экономических дисциплин»;
мастерских (не предусмотрено); лабораторий (не предусмотрено).
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено (в случае
необходимости) дистанционное обучение с оснащением рабочего места
обучающихся и преподавателей: персональным компьютером либо
мобильным техническим устройством (устройство сотовой связи, планшет и
т.п.) с выходом в сеть Интернет, комплектом электронных учебных карт,
комплектом интерактивных тестовых заданий для проверочных работ по
всем темам, в т.ч. в ПО EasyQuisy, ….
Мастерских не предусмотрено.
Лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
в кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской (не предусмотрено).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории (не предусмотрено).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2017.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2017.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.
Дополнительные источники:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 —124.
Периодические издания:
Журнал «История». Издательский дом «1 сентября».
Журнал «Преподавание истории в школе».
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
Журнал «Родина».
Интернет-ресурсы:
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
3.3. Организация образовательного процесса
Общеобразовательная учебная дисциплина изучается в 1-4 семестрах (1,2 курс).
Освоение учебной дисциплины история начинается, параллельно с другими общеобразовательными дисциплинами.
На 1 курс обучающиеся приходят уже с определенными знаниями и умениями по истории, т.к. этот предмет изучался ими ранее в школе.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация учебной дисциплины история, являющейся составной частью ОПОП ППКРС по профессиям 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, 08.01.07 Мастер общестроительных работ обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а так же лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу могут осуществлять профессиональную деятельность.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности в которой выпускники, освоившие образовательную программу могут осуществлять профессиональную деятельность.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения формулируются
с учетом возможной организации дистанционного обучения.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
|
- уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - уметь критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - уметь различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - уметь участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - уметь представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; |
Формы контроля: текущий, предварительный, итоговый
Методы контроля и оценки: устный опрос и оценка его результатов, выполнение индивидуальных заданий и их оценивание, проведение учебных исследований и их оценивание, защита проекта и его оценивание, дифференцированный зачет |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
- знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - знать периодизацию всемирной и отечественной истории; - знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - знать историческую обусловленность современных общественных процессов;
|
Формы контроля: текущий, предварительный, итоговый
Методы контроля и оценки: устный опрос и оценка его результатов, тестирование и оценка его результатов, выполнение индивидуальных заданий и их оценивание, проведение учебных исследований и их оценивание, подготовка и защита проекта и его оценивание, контрольная работа, дифференцированный зачет
|
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Программа общеобразовательной дисциплины история может быть использована при освоении ОПОП по профессиям: 26.01.01 Судостроитель и судоремонтник металлических судов; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.