Цель лекции:
Учебные вопросы:
Учебный вопрос №1. Соотношения житейской и научной форм психологического знания.
Учебный вопрос № 2. История развития психологии как науки.
2-й этап (17 век) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (19 век) – в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными предметом психологии становится поведение. Основным ученым психологии в данном направлении является Джон Уотсон. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение). В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
гештальтпсихология – Вольфганг Келер, Макс Вертгеймер. Предметом изучения являются особенности восприятия.
Психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Предмет изучения – бессознательное.
Когнитивная психология – Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер. Предметом изучения стали познавательные процессы.
Генетическая психология – Жан Пиаже. Предмет психологии – развитие мышления.
Гештальтпсихология
Психоаналитический подход
Когнитивная психология
Бихевиоризм
Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка, который, основываясь на изучение поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения».
Закон упражнения гласит, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются.
Закон эффекта указывает на роль наград и наказаний в построении или разрушении различных форм поведения.
При этом Торндайк считал, награды оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем наказания. Настоящим отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон. Он видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. В центр интересов психологов данного направления стала педагогика. Правильное воспитание может направить формирование ребенка по любому строго направленному пути.
4-й этап (20 век) знаменуется появлением в психологии диалектико-материалистической концепции, которая базируется на философской теории отражения. Предметом изучения стала психика. В это время большой вклад в развитие науки внесли Павел Петрович Блонский, Константин Николаевич Корнилов. Одним из наиболее важных направлений, сформировавшемся в 20-30-х годах, стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским, затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Предметом изучения являлась психическая деятельность.
Культурно-исторический подход в психологии
Деятельностный подход в психологии
Гуманистическая психология
Учебный вопрос № 3. Связь психологии с другими науками. Психология возникла много веков назад в недрах философии как ее составная часть. По происхождению и основным понятиям психология тесно связана с философией. Некоторые разделы философии, например теория познания, изучают закономерности процесса познания и основные его этапы, связанные с психическими процессами.
Этика, как учение о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о личности, об эмоциях и чувствах.
Эстетика – учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторов, которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично – материя или сознание – по своему существу является также психологическим.
Психология тесно связана с педагогическими науками по своим целям: оптимальная реализация возможностей человека, его формирование, воспитание.
Задача сохранения психического здоровья человека связывает психологию с медицинскими науками: психогигиеной, неврологией, психиатрией, педиатрией, общей терапией и др.
В познании человека психология тесно связана с естественными науками: анатомией, общей физиологией, биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и тд.
Учебный вопрос № 4. Структура психологии.
Учебный вопрос № 5. Задачи общей психологии.
Задачей психологии является исследование психических явлений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.