История создания произведение И.С.Тургенева "Муму". Знакомство с героями
Оценка 4.8

История создания произведение И.С.Тургенева "Муму". Знакомство с героями

Оценка 4.8
doc
27.03.2023
История создания произведение И.С.Тургенева "Муму". Знакомство с героями
Технологическая карта урока Тургенев.doc

Демьянова И.В.

учитель русского  языка и литературы

высшей категории

 

Технологическая карта урока

1.      Педагогическое обоснование урока

Предмет, класс

Литература. 5 класс

Тема

История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями.

Тип учебного занятия

Урок первичного предъявления новых знаний

Дидактическая цель

 

Помочь постичь учащимся вершины классической литературы, показать неразрывную связь исторический событий и судьбы человека, произвести первичное знакомство с образом главного героя рассказ

И.С. Тургенева «Муму»

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

·  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

·  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные результаты

·      развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации;

·      развитие смыслового чтения, осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;

·      развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·      работать индивидуально и в группе;

·      развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей;

·      планирования и регуляции своей деятельности;

·      развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности  

Предметные результаты

·      умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы;

·      овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера;

·      умение структурировать полученные знания;

·      развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся

Структура занятия   

Оргмомент

Целеполагание и мотивация

Актуализация

Систематизация и обобщение

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Проверка уровня обученности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Основные понятия

жанр литературного произведения, рассказ, герой, способы характеристики литературного героя, синонимы

Ресурсы:

основные

 

 

 

дополнительные

ПК

мультимедийный проектор

Microsoft PowerPoint

Internet Explorer

Microsoft Word

Словарь литературоведческий, словарь синонимов, этимологический словарь

Организация пространства

(работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах)

работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах


2.Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

 

Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный этап

 

Создать позитивный эмоциональный настрой на урок

Слушают фрагмент Чайковского «Времена года» Апрель и смотрят на картины природы (слайд №1)

«Задаёт» настроение, отношение и мотивацию учения. (Приём «Ассоциации»)

Расширение кругозора учащихся (П)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

 

Ученики рассматривают слайды, на которых изображены собаки разных пород. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Ученики:

- Смотрят на глаза собак, пытаются понять, какой у них характер. Ученики анализируют образы собак (слайд 2).

Ученики:

- О животных, о собаках.

Ребята отвечают на поставленный вопрос

Предлагает ребятам предположить, какой характер у этих собак (приём «Понимай»)

Как человек должен относиться к животным, а особенно к собакам, которые являются друзьями людей?

Учитель:

-Как вы это определили?

Учитель:

-Я хочу, чтобы и наши отношения на уроке были чуткими, чтобы мы внимательно относились друг к другу, умели слушать и слышать друг друга. Животные не разговариваю, как мы можем понять, чего они хотят? Некоторые люди тоже от природы не могут разговаривать, потому что  они немые от рождения. Как вы думаете, почему им трудно найти собеседников?

А постарайтесь передать то, о чём думаете без слов своему собеседнику.

Давайте определим тему нашего разговора.

Учитель:

- Ребята, так о чем же сегодня мы будем говорить?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).  Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

3.Актуализация знаний.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

 

Работа в группах

Можно использовать планшеты для поиска информации о крепостном праве, прототипах героев рассказа: барыни и Герасима

 Ученики:

-Изучить историю создания рассказа И.С. Тургенева «Муму», поговорить о прототипах героев в произведении и о крепостном праве, охарактеризовать героев рассказа. Всё это можно сделать с помощью работы с художественным текстом

Учитель:

- Сейчас прозвучала мысль о бессловесном общении, а как вы думаете, как много может высказать человек, если он от природы не может говорить, но всё  понимаете?

Предварительно организует работу в группах.

Учитель:

-Как наш разговор о чутком отношении и бессловесном общении связан с вашим домашним заданием? Сформулируйте тему урока.

Учитель:

-Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как их добиться?

 

Целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с электронными справочниками; умение структурировать полученные знания (Р). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия  (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

4. Систематизация

и обобщение

 

Организация работы с историей создания рассказа «Муму», текстом художественного произведения.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Работа с презентацией.

Работа с историей создания.

 Работа с текстом. Начало  рассказа «Муму». Находят ключевые слова, оборотов.

Пересказывают начало  одним предложением. Работа в парах.

Учащиеся проводят опрос в парах, осуществляют осознанное построение высказывания. Представляет результаты опроса, осуществляют взаимопроверку. Проводят рефлексию деятельности, контролируют и оценивают пересказ

Учитель:

- Перед вами портрет И.С. Тургенева, автор «Муму», с этой историей вы познакомились дома. Какие ещё произведения писателя вы читали? О чем они? (Стихотворение в прозе «Русский язык»,  рассказ «Хорь и Калиныч»).

Он много писал о крепостных крестьянах, этому и посв. «Записки охотника».

Кто такие крепостные крестьяне?

К числу таких произведений относится рассказ «Муму». Если бы вам понадобилось пересказать начало произведении одним предложением, как бы вы это сделали?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П)

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

 

Чтение и работа с текстом.  Организация работы с электронной версией школьного литературоведческого словаря и этимологического.

Просмотр эпизода фильма

 

Учащиеся работают самостоятельно, читают текст, находят сравнения для характеристики Герасима.

Проводят самооценку. Анализируют поведение Герасима и барыни.

Приём «Этимологические изыски». (Что обозначает имя Герасим?) Герасим – имя греч. «уважаемый»

Учитель организует самостоятельную работу с текстом рассказа. Организует работу со словарными статьями

 

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

Физминутка

 

Без слов, одними движениями покажите, какое у вас сейчас настроение, у вашего соседа. Покажите, какая погода на улице, какое настроение у всего класса.

6.Проверка уровня обученности

Самостоятельная работа.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности

 

Работают с презентацией (слайд 5). Находят материал для ответа на проблемный вопрос в тексте И.С.Тургенева «Муму»

Проблемная ситуация.

Учитель:

Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

«Барыня взяла его из деревни… »

Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём? Почему ей это удаётся? (Дело не в сказочной силе, просто она помещица, а Герасим — крепостной, который полностью находится в её власти)

Поиск и выделение необходимой информации (Р); умение структурировать полученные знания (Р). Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

(По выбору учащихся)

1. Написать сочинение-миниатюру «О чем я  задумался, прочитав произведение И.С. Тургенева «Муму». (Высокий уровень)

2. Составить список вопросов, которые помогли бы понять характер Герасима. (Базовый уровень)

 

1.Учащиеся знакомятся с домашним заданием

1.Учитель обращает внимание учащихся на  домашнее задание. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объёма той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома

Способность к самооценке (Л)

8.Рефлексия (подведение итогов)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Оценивают с помощью разноцветных карточек

Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность и свои эмоции от урока  (положительные, никаких эмоций, отрицательные эмоции) с помощью разноцветных карточек. Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу.

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями.

 

Цель урока:

Помочь учащимся постичь вершины классической литературы, показать неразрывную связь исторический событий и судьбы человека, произвести первичное знакомство с образом главного героя рассказ И.С. Тургенева «Муму»

 

Ход урока

 

1. Организационный этап

 

Слушают фрагмент Чайковского «Времена года» Апрель и смотрят на картины природы (слайд №1)

 

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ученики рассматривают слайды, на которых изображены собаки разных пород. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Ученики:

- Смотрят на глаза собак, пытаются понять, какой у них характер. Ученики анализируют образы собак (слайд 2).

Ученики:

- О животных, о собаках.

Ребята отвечают на поставленный вопрос

Предлагает ребятам подумать над тем, какой характер у этих собак (приём «Понимай»)

Как человек должен относиться к животным, а особенно к собакам, которые являются друзьями людей?

Учитель:

-Как вы это определили?

Учитель:

-Я хочу, чтобы и наши отношения на уроке были чуткими, чтобы мы внимательно относились друг к другу, умели слушать и слышать друг друга. Животные не разговариваю, как мы можем понять, чего они хотят? Некоторые люди тоже от природы не могут разговаривать, потому что  они немые от рождения. Как вы думаете, почему им трудно найти собеседников?

А постарайтесь передать то, о чём думаете без слов своему собеседнику.

Давайте определим тему нашего разговора.

Учитель:

- Ребята, так, о чем же сегодня мы будем говорить? (о Крепостном праве, истории создания «Муму», о первичном знакомстве с героем)

 

3. Актуализация знаний.

Работа в группах

Можно использовать планшеты для поиска информации о крепостном праве, прототипах героев рассказа: барыни и Герасима

 Ученики:

-Изучить историю создания рассказа И.С. Тургенева «Муму», поговорить о прототипах героев в произведении и о крепостном праве, охарактеризовать героев рассказа. Всё это можно сделать с помощью работы с художественным текстом

Учитель:

- Сейчас прозвучала мысль о бессловесном общении, а как вы думаете, как много может высказать человек, если он от природы не может говорить, но всё  понимаете?

Предварительно организует работу в группах.

Учитель:

-Как наш разговор о чутком отношении и бессловесном общении связан с вашим домашним заданием? Сформулируйте тему урока.

Учитель:

-Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как их добиться?

Работа с историей создания.

 

4. Систематизация и обобщение

Работа с текстом. Начало  рассказа «Муму». Находят ключевые слова, оборотов.

Пересказывают начало  одним предложением.

Работа в парах.

Учащиеся проводят опрос в парах, осуществляют осознанное построение высказывания. Представляет результаты опроса, осуществляют взаимопроверку. Проводят рефлексию деятельности, контролируют и оценивают пересказ

- Перед вами портрет И.С. Тургенева, автор «Муму», с этой историей вы познакомились дома. Какие ещё произведения писателя вы читали? О чем они? (Стихотворение в прозе «Русский язык»,  рассказ «Хорь и Калиныч»).

Он много писал о крепостных крестьянах, этому и посв. «Записки охотника».

Кто такие крепостные крестьяне?

К числу таких произведений относится рассказ «Муму». Если бы вам понадобилось пересказать начало произведения одним предложением, как бы вы это сделали?

 

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Учащиеся работают самостоятельно, читают текст, находят сравнения для характеристики Герасима.

Проводят самооценку. Анализируют поведение Герасима и барыни.

Прием «Этимологические изыски». (Что обозначает имя Герасим?) Герасим – имя греч. «уважаемый»

Учитель организует самостоятельную работу с текстом рассказа. Организует работу со словарными статьями

Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них?

(Анализируем начало рассказа до слов «Так прошёл год… »)

Это настоящий богатырь, он работает за четверых, пашет, косит, молотит.

 

Физминутка

Без слов, одними движениями покажите, какое у вас сейчас настроение, у вашего соседа. Покажите, какая погода на улице, какое настроение у всего класса.

 

6. Проверка уровня обученности

Работают с презентацией (слайд 5). Находят материал для ответа на проблемный вопрос в тексте И.С.Тургенева «Муму»

Проблемная ситуация.

Учитель:

Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

«Барыня взяла его из деревни… »

Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? Почему ей это удаётся? (Дело не в сказочной силе, просто она помещица, а Герасим — крепостной, который полностью находится в ее власти)

Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие?

Герасим не знает усталости, хотя работает с утра до вечера Крестьянский труд ему по сердцу, он занимает все его свободное время и не даёт скучать.

Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни? Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.

Читателю трудно судить, что думал по этому поводу сам Герасим, наверное, поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений, позволяющих почувствовать состояние глухонемого.

- Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним.

«Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... »

А ведь здесь обозначена цена потери. Герасим лишался той почвы, которая питала его всю жизнь, — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком и не оставлявшей мыслей об одиночестве. Только разве не хватит у него сил, чтобы приспособиться к переменам и пустить корни в новой почве? Конечно, хватит, но зачем? Невысказанность этого вопроса подчеркнёт сравнение Герасима с молодым здоровым быком, которого перевозят по железной дороге: «...мчат со стуком и визгом, а куда мчат — Бог весть!»

 

Это мучительное недоумение Герасим носил в душе, изнемогая под его тяжестью, но никого не интересовало, почему новый дворник «вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал, неподвижно, как пойманный зверь».

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель обращает внимание учащихся на  домашнее задание. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объёма той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома

(По выбору учащихся)

1. Написать сочинение-миниатюру «О чем я  задумался, прочитав произведение И.С. Тургенева «Муму». (Высокий уровень)

2. Составить список вопросов, которые помогли бы понять характер Герасима. (Базовый уровень)

 

8. Рефлексия (подведение итогов)

Оценивают с помощью разноцветных карточек

Учитель просит оценить свой результат работы, свою деятельность и свои эмоции от урока  (положительные, никаких эмоций, отрицательные эмоции) с помощью разноцветных карточек. Ставит оценки за урок. Подводит итог. Благодарит ребят за работу.


Демьянова И.В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Демьянова И.В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Структура занятия

Структура занятия

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

А постарайтесь передать то, о чём думаете без слов своему собеседнику

А постарайтесь передать то, о чём думаете без слов своему собеседнику

Организация работы с историей создания рассказа «Муму», текстом художественного произведения

Организация работы с историей создания рассказа «Муму», текстом художественного произведения

Проверка уровня обученности Самостоятельная работа

Проверка уровня обученности Самостоятельная работа

Рефлексия (подведение итогов)

Рефлексия (подведение итогов)

Тема урока: История создания рассказа

Тема урока: История создания рассказа

Давайте определим тему нашего разговора

Давайте определим тему нашего разговора

Он много писал о крепостных крестьянах, этому и посв

Он много писал о крепостных крестьянах, этому и посв

Читателю трудно судить, что думал по этому поводу сам

Читателю трудно судить, что думал по этому поводу сам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023