История становления латинского языка
Оценка 4.7

История становления латинского языка

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
искусство +2
Взрослым
06.04.2023
История становления латинского языка
Латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания. Изучение латинского языка способствует выработке системного и ассоциативного мышления. Возможность проследить связь современных европейских языков и русского языка с латынью позволяет поднять их изучение на качественно иной уровень и увеличить словарный запас. Знание латинского языка помогает студентам-филологам осмысленно подходить к изучению ими исторических грамматик современных языков. Ознакомление с образцами классической древней литературы возможно только в подлиннике. Ведь понять всю красоту языка можно только при чтении оригинала. Латинская грамматика, отличающаяся большой стройностью, в значительной степени способствует развитию логического мышления. Приобщение к латинским крылатым выражениям расширяет кругозор и усиливает интеллектуальный потенциал студента. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков. Изучение латинского языка способствует тренировке памяти.
НТК Латынь.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

 

 

Утверждаю

зам. директора по УР

_______ Руденко И.П.

«___» _________  2022 г­

 

 

 

 

 

 

 

История становления латинского языка

 

 

Методическая разработка

студенческой научно-теоретической конференции

 

 

ОПД.01 Основы  латинского языка  с медицинской  терминологией.

Специальность: Сестринское дело

                          курс – II; семестр - III

 

 

 

 

 

                Согласовано

Методист ______ Л. В. Судина

«___»__________ 2022 г­

Рассмотрено на заседании ЦК № 1

Протокол №_ от «___» ______ 2022 г.

Председатель ЦК ______ О.В. Васильева

Разработал преподаватель___ О. А. Раздобарова

 

 

 

 

 

 

ст-ца Кущёвская

2022 г.

Мотивация

Латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания.

Изучение латинского языка способствует выработке системного и ассоциативного мышления. Возможность проследить связь современных европейских языков и русского языка с латынью позволяет поднять их изучение на качественно иной уровень и увеличить словарный запас. Знание латинского языка помогает студентам-филологам осмысленно подходить к изучению ими исторических грамматик современных языков.

Ознакомление с образцами классической древней литературы возможно только в подлиннике. Ведь понять всю красоту языка можно только при чтении оригинала.

Латинская грамматика, отличающаяся большой стройностью, в значительной степени способствует развитию логического мышления.

Приобщение к латинским крылатым выражениям расширяет кругозор и усиливает интеллектуальный потенциал студента. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков.

Изучение латинского языка способствует тренировке памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели конференции

1. Образовательные:

-  систематизировать знания истории становления латинского языка;

-  подчеркнуть важность изучения дисциплины;

-  привлечь внимание медицинской сестры к системности изучения дисциплин общегуманитарного цикла.

2. Воспитательные:

-  воспитывать познавательный интерес студентов, стремление применять полученные знания на практике;

-  воспитывать любовь к медицинской профессии.

3. Развивающие:

-  развивать умение пользоваться научной литературой для повышения профессионального роста;

-  прививать навыки самостоятельного мышления, обобщения данных, полученных из разных источников СМИ;

-  стимулировать профессиональный интерес к истории латыни;

-  развивать умения устанавливать связь рассматриваемого материала с имеющимися знаниями по другим дисциплинам;

-  активизировать познавательную деятельность у студентов.

4. Методическая:

-  помочь преподавателю в организации открытого внеаудиторного мероприятия с привлечением НИРС.

5. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности студентов

5.1. Перцептивные методы:

-  словесные: доклад;

-  наглядные: демонстрация.

5.2. Логические методы:

-  аналитико-синтетический, индуктивный, дедуктивный.

5.3. Гностические методы:

-    проблемнопоисковый.

5.4. Методы стимулирования и мотивации обучения

5.4.1. Методы формирования интереса к учению:

-    анализ жизненных ситуаций;

-    доказательное разъяснение.

5.4.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

-   метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения.

6. Продолжительность конференции – 60 минут.

7. Место проведения: аудитория.

Карта межпредметных связей

 

№ 

п/п

Дисциплина, ПМ

Тема

 

Обеспечивающие

 

1.

ОУД. 10. Химия

История становления

 

2.

ОУД. 15. Биология

 

Обеспечиваемые

 

1.

ОПД.07. Фармакология

История становления

 

2.

ОПД.02. Анатомия и физиология человека

 

3.

ОПД.03. Основы патологии

 

4.

Производственная практика, Преддипломная практика, Будущая профессиональная деятельность

 

 

Карта внутрипредметных связей

 

п/п

Темы

обеспечивающие Предмет

Связь

Темы

обеспечиваемые

1.

 

- базовые знания

 

 

Весь цикл

 

Карта наглядных пособий и ТСО

 

п/п

Вид

Наименование

1.

ТСО

- компьютер

- мультимедийный проектор

2.

Видеоролики

- «Гаудеамус»

3.

Слайды

1–2. – Вступительное слово преподавателя

3–10. Доклад: Италийская группа языков

11–25. Доклад: Первый период развития латинского языка

26–31. Доклад: Период серебряной латыни

32–35. Доклад: Период поздней латыни

36–38. Доклад: Средневековая латынь

37. Видеоролик: «Гаудеамус»

39–42. Доклад: Латынь эпохи Возрождения

43–45. Доклад: Латынь Нового времени

46–47. Доклад: Латынь сегодня

48. Рефлексия

49. Спасибо за внимание (Заключительное слово)


 

 

 

 

План конференции

 

п/п

Содержание

Визуальное сопровождение

Приложение №

1.

Вступительное слово преподавателя

Слайд 1-2

 

2.

Доклад: Италийская группа языков

Слайды 3 – 10

1

3.

Доклад: Первый период развития латинского языка

Слайды 11 – 25

2

4.

Доклад: Период серебряной латыни

Слайды 26 – 31

3

5.

Доклад: Период поздней латыни

Слайды 32 – 35

4

6.

Доклад: Средневековая латынь

Слайды 36 – 38

5

7.

Видеоролик: «Гиадэамус»

Слайд 37

 

8.

Доклад: Латынь эпохи Возрождения

Слайды 39 – 42

6

9.

Доклад: Латынь Нового времени

Слайды 43 – 45

7

10.

Доклад: Латынь сегодня

Слайды 46 – 47

8

11.

Рефлексия

Слайд 48

 

12.

Заключительное слово

Слайды 49

 

 

Хронокарта

 

п/п

Содержание

 

Время

в минутах

1.

Вступительное слово преподавателя

 

2

2.

Доклад: Италийская группа языков

2

3.

Доклад: Первый период развития латинского языка

3

4.

Доклад: Период серебряной латыни

2

5.

Доклад: Период поздней латыни

2

6.

Доклад: Средневековая латынь

2

7.

Видеоролик: «Гиадэамус»

3

8.

Доклад: Латынь эпохи Возрождения

2

9.

Доклад: Латынь Нового времени

2

10.

Доклад: Латынь сегодня

2

11.

Рефлексия

16

12.

Заключительное слово

 

5

         Итого:

45

 

 

 

 

Ход конференции

Сегодня мы пробежимся по 3000 летней истории латыни. На латинском языке история нашей конференции будет звучать естория лингвэ лятинэ. Итак, начнём наше путешествие в глубь тысячелетий.

Латинский язык, или по латыни линвля лятина – это язык индоевропейской языковой семьи, который относится к италийской группе языков. Это ныне мёртвые языки, на которых говорили племена древней Италии в 1 тысячелетии до нашей эры. Италийская группа языков делилась на ветви.

- Вызнаете, что языковые группы языков делятся на ветви?

- Например, славянские языки имеют восточно-славянскую, южно-славянскую, западно-славянскую ветвь. Об италийской группе языков нам расскажет _________

Тем не менее, тексты на италийских языках можно почитать в библиотеке медуниверситета, например, на умбрском и фалийском языках. Об истории возникновения латинского языка нам расскажет _____________

В разных учебниках латинского языка могут быть незначительные отклонения в датировке этих периодов. Однако как вы можете заметить, начина со средневековой латыни, периоды развития латинского языка совпадают с периодами развития европейской истории. О первом периоде развития латинского языка нам расскажет ___________

Слова любви звучат красиво на всех языках. О периоде серебряной латыни нам расскажет ____________

Ребёнок является отражением своей семьи, своих родителей, так говорят психологи. Ну а мы продолжаем. О периоде поздней латыни нам расскажет ______

Теперь и мы относимся к этому кругу специалистов. О периоде средневековой латыни нам расскажет ____________

Итак, гимн всех студентов. Мы предлагаем вам присоединится и спеть. Внимание на экран.

Латынь эпохи Возрождения, о ней нам расскажет  _______________

О латыни Нового времени в своём докладе нам расскажет ________

Примером служит то, что сейчас происходит на Украине, на Донбассе. О латыни сегодня в своём докладе нам расскажет ________

В начале конференции мы задались вопросом: На какие ветви делится латинский язык? (Латино-фалийская и умбро-сабельская ветви).

- Племя латинян, пришли на Апенинский полуостров вместе с другими италиками и заселили область Лаций, а как она звучит по латыни? (Ляциум.).

- Этимология слова латины, лаций, латинский восходит к латинскому слову л`ятус л`ятэрис. Что это означает на русском? (Бок или сторона).

- Центром Лация был город `Альба Лёнга. Что это означает в переводе на русский? (Длинный белый город.).

- Как ещё называется классический период латыни? («Золотая» латынь).

- Как называется пост классический период латыни? («Серебряная» латынь).

- Что является древнейшим археологическим памятником латыни? (Чёрный камень).

- Какой бог  в начале был главным богом римского пантеона? (Марс).

- Сколько имен было у римлян? (Три).

- Сюжет книги Марка Твена Принц и нищий очень напоминает сюжет комедии какого автора? (Плафта)

- Как она называется? («Менэхмы»).

- Чем Пампей Великий в своё время заслужил своё прозвище? (Подавил восстание Спартака).

- Какие знания можно найти в натурфилософской поэме Тита Лукреция Кара? (О природе вещей. о генетическом коде, об атомном строении  материи).

- Чьим воспитателем был Сенека? (Римского императора Нерона).

- Как называют отеца христианской этиологии – Августина Блаженного? (Христианский Цицерон).

- Почему средневековая латынь называется латынь кухарок? (В средневековый период на латыни составляются не только литургические, богослужебные тексты, но и всё на свете).  

- Как переводится «Урб солис»? (Город солнца).

- Какой самый знаменитый учёный за историю Швеции? (Эммануил Сведенборг).

- Латынь – мёртвый язык, но и является государственным языком какого государства? (Ватикана).

Сегодня латынь является важным элементом классического образования. Классическое образование необходимо тем, кто планирует быть не просто винтиком в системе, но и разобраться кто он, откуда пришел и куда идет.

На этом мы закончим наше краткое описание трёх тысячелетнего пути латинского языка. Этот язык напоминает мне нить. На которую нанизаны великие цивилизации, знаменитые личности и бессмертные произведения. 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.Ф. Панасенко. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, с. 21-28.

Приложение 1

Италийская группа языков

У италийских языков была латино-фалийская ветвь и оско-умборская или умбро-сабельская ветвь. Латынь, соответственно относилась к латино-фалийской ветви, родственным был фалийский язык. Язык ближайшего к Риму города – города Фалеии. 

Помимо этих языков, древняя Италия говорила на умборском, осском, сабельском, самнитском. Были в ходу говоры эсквов, пилигнов, марукинов. Так же к северу от Рима располагалась Этрурия, сегодня это итальянская область Тоскана, и в Этрурии жили этруски – ниндо-европейский народ, который говорил на этрусском ниндо-европейском языке. Он наукой до сих пор до конца не расшифрован. Этруски оказали большое культурное и политическое влияние на развитие носителей латинского языка. Сегодня из всех италийских языков нам известна только латынь, об остальных языках мы даже и не слышали. Как вы заметили и по их названиям. Тем не менее, тексты на италийских языках можно почитать в библиотеке медуниверситета, например, на умбрском и фалийском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

История возникновения латинского языка

Есть предположение, что латинский язык появился где-то в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Однако официальную историю он ведёт с начала 1-го тысячелетия до нашей эры, когда носители латинского языка, племя латинян, пришли на Апенинский полуостров вместе с другими италиками и заселили область Лаций по латыни Ляциум. Которая расположена на западе средней части Апенинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. И омывается Тирренским морем.

Давайте посмотрим на Апенинский полуостров на большой карте. Индоевропейские племена заселили Балканы, территорию современной Греции, уже за 2 тысячи лет до нашей эры. Апенины были заселены в начале 1го тысячелетия до нашей эры, то есть когда италики были только в начале своего цивилизационного пути, на Греческих островах уже сформировалась развитая крито-микенская цивилизация.

Племя, населявшее Лаций, называлось латинами. По латыни лятини, а его язык латинским. Это племя и было первым коллективным носителем рассматриваемого нами языка. Этимология слова латины, лаций, латинский восходит к латинскому слову л`ятус л`ятэрис – бок или сторона, то есть, если передавать значение этого слова русским языком – это будет звучать, как равнинный, боковой язык.

Центром Лация был город `Альба Лёнга – в переводе на русский длинный белый город. Но после основания Рима центр был перенесен в Рим. Вечный город был основан в 21 апреля 753 года до нашей эры. И эта дата важна для всех, кто интересуется историей. Например, римляне  вели своё летоисчисление именно с этой даты.

Таким образом по римскому летоисчислению мы живём в 2774 от основания города (абб`урбэ  к`ондита).

Со временем вокруг Рима объединяются италийские племена, и они начали называть себя римляне, по латыни – ром`ани.

Римляне и являются той древней нацией, которая разговаривала на латинском языке, как на своём родном. Поэтому латинский язык мы можем ещё называть древнеримским.

Мы можем выделить следующие периоды развития латинского  языка: доисторический период, архаический период, классический период – или «золотая» латынь, пост классический период – либо «серебряная» латынь, поздняя латынь, средневековая латынь, латынь эпохи возрождения, и латынь Нового времени.

В разных учебниках латинского языка могут быть незначительные отклонения в датировке этих периодов. Однако как вы можете заметить, начина со средневековой латыни, периоды развития латинского языка совпадают с периодами развития европейской истории.

 

 

 

 

Приложение 3

Первый период развития латинского языка

Первый период развития латыни – доисторический период, называется так в виду полного отсутствия археологических памятников, связанных с данным языком. Поэтому мы о нём нечего не знаем и сказать ничего не можем.

Детальное рассмотрение истории латинского языка мы начинаем с архаического периода, 7 – 2 ой века до нашей эры. Важно отметить, что архаическая латынь – это не какой-то фиксированный язык, а язык в динамике. Например, латынь 7 и 2-го веков до нашей эры сильно отличается. Практически, - это два разных языка.

Учёные изучали латинский язык данного периода по археологическим памятникам, самый ранний из которых датируется концом 6-го началом 5-го веков до нашей эры. Древнейшим памятником считается чёрный камень, найденный на римском форуме при раскопках 1899 года. Он датируется примерно 500 годом до нашей эры. И на нём можно увидеть надписи сакрального гимна богу Марсу. Именно бог Марс в начале был главным богом римского пантеона. И только потом его сместил с трона Юпитер. Так же к древнейшим памятникам относится принистинская фибула – заколка для женских волос, на которую тоже наносили латинские надписи.

Исключительно важным веком в истории латинского языка является 3 век до нашей эры. Именно тогда появляется древнеримская литература.

Здесь можно отметить выдающихся комедиографов: Тита Макция Плафта и Публия Теренция Афра.

У римлян было три имени – прэн`омен, н`омэн и когн`омэн, то есть предимя, имя и фамилия. Примерно как у нас, фамилия имя отчество. Однако прямого соответствия здесь не было. Сначала шло личное имя человека, присваивающее при рождении, примерно, как у нас Саша, Маша, Паша. Тит Макций Плафт, его имя было Тит. Потом шла фамилия Макций, родовая фамилия, родовое имя, а потом шёл когн`омэн, так называемое прозвище. Кстати, по белорусски фамилия и будет пр`озвищэ. Это была более индивидуальная фамилия.

Для краткости римлян мы и называем по одной из фамилий. По какой? Это зависит от сложившийся традиции. Например, Тит Макций Плафт, мы его называем по второй фамилии. Плафт – это великий римский комедиограф, который написал порядка 130 комедий, из которых 20 сохранились и дошли до нашего времени.

Если вы знакомы с романом Марка Твена Принц и нищий, то его сюжет очень напоминает сюжет комедии Плафта – «Менэхмы».

Что касается Публия Теренция Афра, то он успел написать только 9 комедий, потому, что умер в молодом возрасте. Теренций был уроженцем города Корфогена, злейшего врага Рима, и попал в Рим в качестве раба между 2-ой и 3-ей пуническими войнами. Всего было три пунические войны, это как мировые войны, охватывавшие всё цивилизационное средиземноморье. И они велись между Римом и Карфогеном. В результатете Рим одолел Карфоген. И стал единоличным владыкой Средиземного моря, и по сути, мировой империей.   

Тиренций был хорошо знаком с греческой литературой и в своих комедиях удачно сочетал сюжеты греческих авторов.

Так же можно отметить старейших поэтов Рима – Эния и Нэвия.

Язык Плафта уже приближается к нормам классической или золотой латыни, как её называют заточенность стилей и совершенство форм и морфологическую безупречность. Классическая латынь – это тот язык, который изучается в большинстве гуманитарных учебных заведениях мира.

Сформировался классический вариант латинского языка в 1 веке до нашей эры. Во многом благодаря тем великим философам, писателям, политическим деятелям, которые на нём творили в этот период. И, прежде всего нужно отметить, Марка Тулия Цицерона – политика, оратора, философа, стоика. Благодаря Цицерону словарный запас латинского языка заметно подрос. Количество абстрактных слов на – ция возросло с 2-х до 4-х тысяч.

И, конечно, здесь нужно упомянуть самого известного римлянина за всю историю этой нации, Гая Юлия Цезаря. Цезарь был воплощением земного царя, и наряду с воплощением идеала небесного царя, Исусом Христом, был супер звездой европейского субконтинента.

В божественной комедии Данте, на дне ледяного озера Кацит, в трёх паст`ях Люцефера кораются три самых страшных грешника за всю историю человечества – это Иуда, предатель Исуса Христа и Брут и Касий. Два предателя Гая Юлия Цезаря. Как видете, даже в аду, по версии Дантэ, мстят в два раза сильнее, чем за Исуса.

Цезарь надиктовал два бессмертных произведения – Дэ бэллё г`алико, о гальской войне. Он покорил миллионную Галлию, расширив римскую империю более, чем в два раза. И написал дэ бэллё цив`или, о гражданской войне.

После похода в Галию он захватил власть в Риме, выиграв гражданскую войну у своего зятя, Пампея великого. Пампей великий в своё время подавил восстание Спартака, чем и заслужил данное прозвище. Он считался самым и крупным полководцем Древнего Рима. Но Цезарь, несмотря на численный перевес армии Помпея, смог его одолеть.

Так же в первом веке до нашей эры творили величайшие римские поэты: Публий Вергилий Марун, или Вергилий, и Квинт Гораций Флак, или просто Гораций. Вергилий – это великий эпический поэт, который написал знаменитую Энэиду. По сути римский миф, римская библия, которая повествует о мифическом происхождении римского народа от героя Энэя. Виргилий начинает своё повествование там, где его заканчивает Гомэр в Илиаде. Энэй бежал из Трои, после её падения. И в результате многочисленных странствий оказался на Аппенинском полуострове, где и основал династию.

Смысл жизни Энэя был явлен ему, как повествует Вергилий, в подземном царстве, вход в которое открывался в Кумр`анской долине. Там Инэю показали, что он должен основать самую великую нацию на планете Земля. Так римляне оправдывали своё господство над другими народами.

Гораций, в отличие от Вергилия, был лирическим поэтом. Вы хорошо его знаете по «Памятнику» Пушкина, потому что это произведение является вольным переложением оды Горация «Адм`эль п`омэнэн». К Мэльпом`ене.

«`Эксиди монум`энтум `эрэ пэрэни`ус

Рэгэ` ликвэ  сит`у  пирами`дус `альтиус» - сказал Гораций.

Я воздвиг памятник долговечнее меди,

Который вознёсся выше пирамид.

Далее, Публия Види Назон – великий автор «Метаморфоз», где собрана в стихах римская мифология. Такие мифы, как «Амур и Психея», «Динар Икар», там же излагается миф о Цезаре. Дело в том, что в год убийства Цезаря над Римом пролетала комета, и люди поверили, что душа Цезаря после смерти стала звездой.

Тит Лукреций Кар, или просто Лукреций. Был не просто поэтом, но и наблюдательным учёным. Он написал в стихах натурфилософскую поэму Дэр`эрум нат`ура, О природе вещей. В которой можно найти знания о генетическом коде, об атомном строении  материи и многое другое.

Кстати, Лукреций умер в год, когда Публий Вергилий Марон только родился. Поэтому Вергилия некоторые считали перевоплощением гения Лукреция.

Также в классический период творила тройка великих римских поэтов: Катулл, Тибулл и Проперций. Самая заметная фигура из троих – это, конечно, Гай Валирий Катул, который посвящал стихи своей возлюбленной – Клодии. В стихах он называл её Лесбий, чтоб никто не догадался, потому, что Клодия была женой сенатора Метелла. Но эта любовь была для Катула не очень счастливой, потому что Клодия отличалась распутным нравом и изменяла мужу не только с Катулом, но и с другими римлянами. Самое пронзительное стихотворение содержит всего три строки:

«`Одэ   там`олк    вар`ид    фоцэ`ам  форт`ас  сэрэ`квирис 

М`эсцэр   с`апфэри

С`энти эт  эксюци`ор».

«И ненавижу её и люблю. Почему же? Сам я не знаю, но так чувствую я и томлюсь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Период постклассической, или серебряной латыни

Период постклассической, или серебряной латыни охватывает 1-й 2-ой века нашей эры. По сути это тот же язык, что и классическая латынь.

С 1-го века до нашей эры латынь особенно и не изменялась. Развитие латинского языка можно сравнить с ростом дерева. Сначала вырастает ствол, т.е. язык уже созрел, достиг какого-то пика, верхней планки, но потом этот ствол раскидывает крону. То есть появляются разные стили, словарный состав обогащается новой лексикой. То есть деление на золотую и серебряную латынь является более литературоведческим, чем лингвистическим.

Так же и русскую поэзию мы делим на золотой и серебряный века, что бы отделить авторов одного периода от другого.

В период серебряной латыни появляется художественная римская проза. Это роман Петрония «Сатирикон» и «Золотой осёл» Апулея. Роман «Сатирикон», вернее то, что от него осталось, был экранизирован всемирно известным кинорежисёром, Федерико Феиллини в одноимённом фильме.

В этот период Марциал пишет свои эпиграммы, Ювенал сатиры, а историк Тацид описывает нам нравы Германии.

Но и, конечно, философ С`энэка пишет свои письма к Луцилию. По-русски, С`энэку, часто, называют Сен`ека. Однако римляне ставили ударение именно на первый слог.  Сенека был воспитателем римского императора Нерона, одного из самых чудовищных императоров. Это очень интересная педагогическая история о том, как один из величайших умов своего времени воспитал, против своего желания, одного из самых страшных чудовищ своего времени. Возможно, вы слышали, что апокалептическое число зверя, 666, связывают с именем Нерона. Числовое значение букв его имени в греческом варианте равно 666.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Период поздней латыни

Период поздней латыни охватывает 3-6ой века нашей эры. Этот период связан с кризисом Рима. Разделением на Западную и Восточную части в 395 году нашей эры император Феодосий оставил наследство двум своим сыновьям, две части империи. Восточная часть нам известна из курса истории под именем Византия. Византийская империя.

Вскоре, после раздела, Западная римская империя пала, в 476 году нашей эры. В общем-то, весь 5 век Западная римская империя испытывала перманентный кризис. Главным образом он был вызван первым великим переселением народов, потому что у границ Китая «задышало» кочевое племя гунов и потеснило германские племена, которые жили в Крыму, в Пречерноморье. И те стали искать убежище на территории Римской империи. Однако совместного проживания римлян с германцами не вышло.

Именно в поздний период развивается христианство, как мировая религия будущего.

В этот период творит отец христианской этиологии – Августин Блаженный, как его называют, христианский Цицерон. Дело в том, что он получил неплохое светское образование. И как сам каялся в своём произведении исповедь, любил читать языческих авторов. Так называли христиане римских классиков.

Так же можно отметить имена Тертуллиана, именно он сказал известную фразу: «Кр`эду     кв`ия     абс`урдум». «Я верю, потому что абсурдно». И святого Иеронима Стред`омского – покровителя всех переводчиков.

Дело в том, что святой Иероним в одиночку перевёл всю библию на латинский язык. Сравните, греческий вариант библии, субт`о  аг`интас с древнееврейского на древнегреческий переводили 70 мудрецов. А перевод на латынь сделал один святой Иероним.

Латинская библия называется вульг`ата, от латинского глагола вульг`ари - распространять. Очевидно отсюда русское слово вульгарный.

Так же нужно отметить поэта Клавдиана. Он жил уже на излёте империи. И поэтому его называют последним великим поэтом империи. Кстати, и при жизни его ценили наряду с Вергилием. Но в современном мире, если имя Вергилия более менее на устах, то имя Клавдиана известно только узкому кругу специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Средневековая (вульгарная, кухонная) латынь

После падения римской империи образуются 10 новых государств, но латынь никуда не уходит. Она становится новым интегративным языком Европы.

Вместе с Западной Римской империей уходят в небытие и Античный мир и начинается новая эпоха – Средневековье.

Латынь этого периода так и называется средневековая, ну и, метафорически, вульгарная или к`ухонная латынь, т.е. латынь кухарок.

Дело в том, что основной идеологией латиноязычного средневековья является каталицизм. Следовательно чтение светских или языческих авторов не поощрялось. Многие произведения древности для нас бесследно исчезли в этот период. А так как люди перестают читать классиков, они лишаются доступа к высоким образцам чистой классической латыни.

В средневековый период на латыни составляются не только литургические, богослужебные тексты, но и всё на свете. Трактаты по архитектуре и сельскому хозяйству, вся научная литература.

В контексте средневековой латыни надо отметить лирику вагантов. Ваганты – это бродячие студенты. От латинского причастия ваганс – блуждающий. Отсюда русское вагун. Они бродили по Европе, пели разные жизнеутверждающие песни. В том числе студенческий гимн - Гаадеамус.  Он назван по первому слову – гаадеамус – давайте радоваться или давайте веселиться.

Так же нужно отметить развитие философии схоластов или схоластической философии. Это каталическое философское направление, главным представителем которого был Фома Аквинский. Он жил в 13 веке, в самом конце средневековья. И посвятил свою жизнь теологической работе.

Главное его произведение – Сумм этиологии насчитывает порядка 6 000 станиц. Если Августин Блаженный определил развитие христианской мысли на тысячу лет, то Фома Аквинский задал тон теологии следующего тысячелетия.

Именно неотомизм, обновлённая философия Фомы Аквинского является и сегодня официальной богословской и мировозренческой доктриной Ватикана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Латынь Эпохи Возрождения

Вслед за средневековьем следует Эпоха Возрождения. Латынь эпохи Возрождения 14 – 16 века.

Именно на латыни итальянский гуманист и философ Пико Дело Мирандоло пишет свой манифест гуманизма дэ дигигнит`атэ  гум`ана – о человеческом достоинстве.

Данная эпоха получила своё название по причине возрождения интереса к античному миру и к античной культуре во всей его полноте. К философии, архитектуре, мировозрению, и, разумеется, к языкам – латинскому и древнегреческому.

На латинском языке пишутся важные произведения. Томазо Компанэлло написал свой «Урб солис» - город солнца. Томас Мор - «Утопию». Эразм Роттердамский – «Похвалу глупости».

На латинском языке создаются литературы во всех частях Европы.

На латыни пишет об астрономии пишет уроженец польского города Тору Николай Коперник. Так же на латыни пишут свои отдельные произведения Дантэ, Петрарка и Бокаччо.

Франческо Петрарка – католический монах, который сделал очень многое для сохранения памятников древней литературы. Именно его усилиями до нас дошёл Цицерон. Он собирал его рукописи по всей Италии. Последнюю рукопись поэта Гая Валерия Катула нашли в каком-то винном погребе. Ей была заткнута вместо пробки винная бочка.

Петрарка писал на латыни письма в прошлое. Например, Цицерону. Так же он прославился как автор сонетов на итальянском языке девушке Лауре. Она была прихожанкой храма, в котором он служил. Он в неё тайно влюбился и всю жизнь посвящал ей стихи. Вот такой католический монах. Вложил много сил в сохранение классического, считай языческого наследия и писал сонеты о любви.

Эразм Роттердамский – великий учёный, гуманист, профессор кембриджского университета. Он признавался, что владеет латинским языком лучше, чем родным нидерландским языком. Эразм Роттердамский оставил латинскую книгу колёквия фомель`ярия – как бы мы её назвали сейчас, учебник устной практики латинского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Латынь Нового времени

Латынь Нового времени -  это латинский язык 17-19 веков. В это время на латыни создаются важнейшие для человечества произведения. Это классическая механика Исаака Ньтона. Высшая математика Готфрида Лейбница. Философия Рене Декарта и Бенедикта Спинозы. Научные и мистические откровения Эммануила Сведенборга.

Так же нужно отметить произведения Н`овум органон великого английского философа Френсиса Бекона. В этом произведении он открыл новый метод научного познания, который помог человечеству построить современную цивилизацию.

По своему главному роду деятельности Исаак Ньютон был гуманитарием, историком библии. Так же всю жизнь на его столе лежала книжка – к`абаля  денуд`ата – раскрытая кабала, древнееврейская мистика. Где он своей гуманитарно мистической деятельности нашёл законы классической механики – остаётся секретом. На его примере мы видим важность духовного развития для любого серьёзного учёного.

Эммануил Сведенборг – самый знаменитый, за историю Швеции. Он был одним из трёх универсальных ученых вслед за Аристотелем – отцом всех наук и Леонардо Давинчи. Но если имена первых двух мы знаем с вами достаточно хорошо, то имя Сведенборга нам практически не известно. Так же оно не упоминается и в учебниках. Он совершил много открытий в самых разных отраслях научного знания – это горнорудное дело, алгебра, экономика, военное дело, анатомия, астрономия. Например теория Канта Лапласа о происхождении солнечной системы, на самом деле, является теорией Сведенборга. Он был садоводом любителем, играл на органе, знал два сборника стихов на латыни. Пожалуй нет ни одной сферы человеческой жизни, к которой бы не прикоснулась рука шведского гения. Однако мы его не знаем и вот почему. Последние 27 лет жизни шведский ученый отошел от научных занятий и посвятил это время общению с ангелами. Да, ему за ужином явился Исус Христос, а потом постоянно начали приходить ангелы. Он испытывал определенные ведения и описал потусторонний мир, устройство вселенной. Описал свои беседы с духами. И всё это заняло десятки тысяч страниц на латыни.

Несмотря на то, что его учение было в принципе христианским, оно не понравилось не православным ни протестантам, ни католикам. При жизни даже были попытки отдать его под суд. В дело вмешался лично шведский король, что бы оградить величайшего ученого от гонений. Благодаря Сведенбургу возникла поэзия символизма, потому что автор манифеста символизма нобелевский лауреат бельгийский поэт Метэрлинк был его последователем. Так же сторонниками Сведергбеанского учения были Онорэ Де Бальзак и Алексей Толстой. Чешский писатель нобелевский лауреат Чеслав Милош. Очень большое влияние оказало учение Сведенбурга и на Фёдора Достоевского.

В эпиграфе к 6 главе пиковой дамы Александр Сергеевич Пушкин пишет: «Прав, ты, прав, ты, Шведенборг». Конечно он был знаком с его трудам, а его сестра была сведенборгинкой. О Сведенберге писал французский поэт символист Жан Поль Валери, а его влияние угадывается в сихотворениях другого французского символиста Шарля Бодлера. Великий шведский ученый был не только одуховитцем, но и экстросэнсом. Причём его экстросенсорные способности были зафиксированы внушающими доверие свидетельствовами современников. Однажды сидя с друзьями за ужином Сведенбург побелел и сказал, что в Гётэборге начался пожар и огонь подбирается к его дому, но потом успокоился и сказал, что пламя удалось потушить в нескольких кварталах. Когда пришли вести из Гетерорга, то оказалось, что так и было.

Все университеты этого времени работали на латыни – это диспуты, лекции, экзамены, даже общение.

Так же латынь была языком дипломатов.

До середины 19 века на латинском языке работали польский сейм  и венгерский парламент. В этот период латынь была не просто под европейским языком. Например, первый договор между Россией и Китаем, Нерчинский договор, 1689 года, был написан на латинском языке.

Однако, в 19 веке латынь практически вытисняется из важнейших сфер человеческой жизни. В 19 веке европейская аристократия практически растворяется, а именно она являлась носителем латинского языка. На смену ей приходит буржуазия. Гуманизм уступает место техницизму, и, соответственно, в 20 веке мы получили две мировые войны, газовые камеры, Халокост, массу геноцидов и последствия всего этого мы расхлёбывать будем ещё очен долго. Примером служит то, что сейчас происходит на Украине, на Донбассе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Латынь сегодня

В 21 веке мы знаем, что латынь – это мёртвый язык, государственный язык Ватикана, наряду с итальянским. Ну, конечно итальянский язык доминирует. В 60-е годы 20 века в Ватикане прошел второй Вселенский собор и была принята политика адж`ор   ном`енто. Латынь вытисняется как язык богослужений, его заменяют национальные языки. В Ватикане его всё больше заменяет итальянский. Латынь – это язык научной терминологии. Нет такой сферы человеческих знаний, где бы не было латинских терминов. Знание латинского языка помогает в понимании научных проблем. Так же латынь – это язык интернационализма, очень много латинизмов в каждом латинском языке. Латынь, наряду с древнегреческим – это язык неологизмов, это языки доноры, которые помогают создавать новые слова. Словообразование в латыни очень точное, чёткое. Латынь – это универсальный язык конструктор, благодаря ему можно придумать много новых слов.

Латынь – это один из священных языков христианства, наряду с древнееврейским и древнегреческим. Латинский язык – это язык основа романской группы языков. По сути романские языки являлись диалектами латыни, языка римлян, языка захватчиков. Сегодня латынь является важным элементом классического образования. Классическое образование необходимо тем, кто планирует быть не просто винтиком в системе, но и разобраться кто он, откуда пришел и куда идет.

На этом мы закончим наше краткое описание трёх тысячелетнего пути латинского языка. Этот язык напоминает мне нить. На которую нанизаны великие цивилизации, знаменитые личности и бессмертные произведения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

 

 

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

 

 

История становления латинского языка

 

 

 

 

 

 

СТУДЕНТ(КА) ______________________________________________________

 

 

 

ВЫСТУПИЛ(А) С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Руководитель СНТК ________________  Раздобарова О.А

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

Мотивация Латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания

Мотивация Латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания

Цели конференции 1. Образовательные: - систематизировать знания истории становления латинского языка; - подчеркнуть важность изучения дисциплины; - привлечь внимание медицинской сестры к системности изучения дисциплин…

Цели конференции 1. Образовательные: - систематизировать знания истории становления латинского языка; - подчеркнуть важность изучения дисциплины; - привлечь внимание медицинской сестры к системности изучения дисциплин…

Карта межпредметных связей № п/п

Карта межпредметных связей № п/п

План конференции № п/п

План конференции № п/п

Ход конференции Сегодня мы пробежимся по 3000 летней истории латыни

Ход конференции Сегодня мы пробежимся по 3000 летней истории латыни

Как ещё называется классический период латыни? («Золотая» латынь)

Как ещё называется классический период латыни? («Золотая» латынь)

Приложение 1 Италийская группа языков

Приложение 1 Италийская группа языков

Приложение 2 История возникновения латинского языка

Приложение 2 История возникновения латинского языка

Приложение 3 Первый период развития латинского языка

Приложение 3 Первый период развития латинского языка

Так же можно отметить старейших поэтов

Так же можно отметить старейших поэтов

Который вознёсся выше пирамид.

Который вознёсся выше пирамид.

Приложение 4 Период постклассической, или серебряной латыни

Приложение 4 Период постклассической, или серебряной латыни

Приложение 5 Период поздней латыни

Приложение 5 Период поздней латыни

Приложение 6 Средневековая (вульгарная, кухонная) латынь

Приложение 6 Средневековая (вульгарная, кухонная) латынь

Приложение 7 Латынь Эпохи Возрождения

Приложение 7 Латынь Эпохи Возрождения

Приложение 8 Латынь Нового времени

Приложение 8 Латынь Нового времени

Шарля Бодлера. Великий шведский ученый был не только одуховитцем, но и экстросэнсом

Шарля Бодлера. Великий шведский ученый был не только одуховитцем, но и экстросэнсом

Приложение 8 Латынь сегодня

Приложение 8 Латынь сегодня

Приложение 9 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

Приложение 9 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023