История возникновения авторской (бардовской) песни в России
Оценка 5

История возникновения авторской (бардовской) песни в России

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
5 кл—8 кл
25.06.2023
История возникновения авторской (бардовской) песни в России
Возникновение бардов в России. История авторской песни.
истоки в России.docx

История возникновения авторской (бардовской) песни в России

 

Истоками авторской песни в России по праву считаются: городской романс, кант (бытовая многоголосная песня), крестьянские песни, творчество декабристов, революционные молодёжные песни 20-х годов ХХ века, песни беспризорников и студенческий фольклор.

Во второй половине 50-х и в начале 60-х годов 20 века у русской поэзии появилось новое параллельное русло. Его создали «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары.

Как же родилась первая бардовская песня?

В один из осенних дней 1937 года два друга - школьник и студент первокурсник - собрались вместе и решили сочинить песню. Один любил рисовать и умел немного на слух играть на рояле. Другой - писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних путешествиях, о людях мужественных, сильных духом, непохожих на тех, кому больше всего дорог домашний уют. Об этом они читали в комсомольской газете и в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.

Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку храбро прикоснулся к клавишам. Через два часа «Бригантина», подняв паруса, отправилась в длительное путешествие по Океану романтики надежд, поиска и открытий.

По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Коган - военный переводчик, молодой талантливый поэт - погиб в 1942-м под Новороссийском, выводя свой разведывательный отряд из окружения. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с войны живым, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристские походы.

И разве могли представить создатели «Бригантины», сколь долгой и счастливой окажется судьба их песни. Ее быстро подхватили студенты Московского университета и Литературного института (там учился Павел Коган), а в 50-е годы уже пели во многих других ВУЗах - и в центре страны , и на периферии. В то время как раз развивался туризм, и конечно любителем долгих походов «Бригантина» пришлась по душе. Песня ни кем не записанная передавалась из уст в уста, и считалась народной.

А вместе с ней у привальных костров звучали и другие самодеятельные песни, назывались фамилии Анчарова, Визбора, Окуджавы, Якушевой, Дулова, Сухарева, Шингина-Березовского.

Песни такого рода исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях. Зачастую они предназначались для узкого круга.

Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными). Магнитофонные записи, сделанные на таких концертах, расширили аудиторию.

Вскоре начались споры о том, как обозначить, как назвать новое общественно-художественное явление. Называли по-разному, туристская, поэтическая, наконец, появилось выражение «самодеятельная песня». Возникли клубы самодеятельной песни - КСП, стали проводиться слеты и фестивали.

Когда поющие поэты появились на радио, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила полушутливое наименование «Барды». Однако самым общепринятым стало выражение «Авторская песня», впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность».

Авторскую песню родило время – время событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк.

Авторская песня возникла как альтернатива «советской песне». Один человек сочетает в себе, как правило, автора стихов, автора мелодии, исполнителя и аккомпаниатора - вот признак авторской песни, как культурного феномена. А главным здесь является стихотворный текст: ему подчинены и музыкальная сторона и манера исполнения.

До появления авторской песни существовало множество хороших советских песен, которые все пели и любили. Вот только все эти песни были о безликой массе: пионерах, комсомоле, рабочих, девчатах, монтажниках-высотниках и т.д. Самодеятельная же песня – это песня о личностных переживаниях, чувствах, эмоциях.

Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества некоторым моментам жизни, тоталитарному режиму. Всех творцов авторской песни объединяет уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией. Тоталитарный режим, господствующий в то время в нашей стране относился к таким песням враждебно, поэтому в конце 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: её вытеснили из радио-эфира, почти не допускали на телеэкран.

 

Список использованных источников

1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Издательство «Наука», 1973. - 285 с.

2. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Издательство «Сов. композитор», 1986. - 205 с.

3. Левин Л.И. Авторская песня. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. - М.: Издательство «ОЛМА-Пресс», 2004. - 861 с.

4. Новиков В.И.Авторская песня. - М.: Издательство «Олимп», 2000. - 408 с.

5. Окуджава Б. Наполним музыкой сердца. - М.: Издательство «Сов. композитор», 1989. - 252 с.

6. Беленький Л.П. Авторская песня и творческий метод ее создания Беленький [Электронный ресурс]. URL: https://rucont.ru/efd/447252

7. Чумаченко О. Барды [Электронный ресурс]. URL: http://bards.ru/press/press_show.php?id=909HYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"&HYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"show=authorHYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"&HYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"letter=HYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"ЧHYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"&HYPERLINK "http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&pa"pa

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

История возникновения авторской (бардовской) песни в

История возникновения авторской (бардовской) песни в

Московского университета и Литературного института (там учился

Московского университета и Литературного института (там учился

А главным здесь является стихотворный текст: ему подчинены и музыкальная сторона и манера исполнения

А главным здесь является стихотворный текст: ему подчинены и музыкальная сторона и манера исполнения

Чумаченко О. Барды [Электронный ресурс]

Чумаченко О. Барды [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023