Дата: 15.02.2024
Тема занятия: «Краткая история возникновения шахмат. Шахматная доска. Фигуры»
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения шахмат;
- познакомить с геометрией шахматной доски;
- познакомить с названиями шахматных фигур;
развивающие:
- способствовать развитию умственных способностей: памяти, внимания;
- расширить кругозор учащихся;
воспитательные:
- способствовать формированию познавательной активности, интереса к шахматам.
Используемые формы проведения занятия: индивидуально-групповые
Используемые методы: репродуктивный метод, метод игры, наглядный метод обучения Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая технология
- информационно-коммуникационная технология
- игровая технология
Ход занятия
1. Вводная часть. (Подготовительный)
Организация рабочего места. Постановка цели и задач занятия.
Настроить на тему, заинтересовать обучающихся, активизировать их внимание.
2. Основная часть. (Основной)
- История возникновения шахмат: Индия, Персия. Появление шахмат в России.
- Геометрия шахматной доски: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка. Сравнение древних и современных шахмат.
- Цель шахматной игры.
Физкультминутка
- Игра «Волшебный мешочек» (закрепление полученных знаний - узнавание шахматных фигур).
- Траектория перемещения шахматных фигур. Отрывок из мультфильма «Маша и Медведь»
3. Заключительная часть.
Ответы на вопросы по пройденному материалу. Подведение итогов.
Эмоциональная оценка работы детей. Настрой на дальнейшее успешное обучение.
Планируемый результат занятия
Обучающийся будет:
- знать историю возникновения шахмат;
- знать геометрию шахматной доски;
- узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
- иметь представление о цели и некоторых правилах игры;
- научится расставлять начальную позицию шахмат;
- иметь интерес к занятиям шахматами.
Дидактические материалы: таблички с шахматными терминами, изучаемыми на занятии Материально-техническое оснащение занятия: экран, проектор, компьютер (ноутбук), 16 комплектов шахмат, демонстрационная доска с комплектом магнитных шахмат, большие шахматные фигуры
Прикладные мультимедийные средства: шахматная программа Chess Base 11 (для набора диаграмм), программа Microsoft Power Point.
Электронные образовательные ресурсы:
электронная
презентация, фрагмент мультфильма «Ход конем».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1.
1. Цели и задачи занятия.
Сегодня мы познакомимся с этой древней игрой: с историей ее возникновения, с шахматной доской, фигурами.
Сели ровно. Спины выпрямили.
Поднимите руку, кто из вас умеет играть в шахматы или знаком с этой игрой? (Дети поднимают руки). Если все дети подняли руки, то педагог говорит: «Очень хорошо. У вас есть возможность (мы будем) совершенствовать свои знания»
Слайд 2.
Шахматы по праву называют одной из древнейших игр человечества. Посмотрите на иллюстрацию рукописи, сделанную 800 лет назад. Игра в шахматы пользовалась популярностью среди народов того времени.
Слайд.3
На картинах известных художников можно увидеть изображение игры в шахматы в различных частях света: в Египте,
Слайд 4
|
![]() |
России и других странах. Многие писатели, ученые, музыканты играли в шахматы.
Слайд 6.
Кто-нибудь из вас узнал поэт и писателя, изображенных на этом слайде? (Дети отвечают). Если дети не отвечает, педагог называет сам.
Слайд 7.
Учеными доказано, что шахматы способствуют развитию аналитических способностей и логического мышления. Русский ученый Дмитрий Менделеев писал: «Для меня наука - как игра в шахматы».
Слайд 8.
Мудрой игре отдавали свой досуг многие правители и полководцы: Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр Суворов.
В 19 веке преподавание шахмат даже было включено в учебные программы военных академий ряда стран (Дании, Пруссии), а в Аргентине входило в программу обучения генерального штаба вооруженных сил этой страны. Считалось, что игра в шахматы помогает планировать стратегию и тактику военных действий.
2. История возникновения шахмат
Шахматы
возникли в древние времена, как военная игра, поэтому обоих игроков называют
противниками или соперниками. И прежде чем перейти к знакомству с шахматами,
давайте познакомимся с историей возникновения этой игры.
Слайд 9. ИНДИЯ
Игра эта очень старинная. Считается, что родилась она в далекой Индии около 2000 лет назад.
Слайд 10. Шахматы "чатуранга" и фигуры.
В то время шахматы назывались "чатуранга", что можно перевести на русский язык как «четыре ранга», то есть четыре рода войск.
Слайд 11. Шахматные фигуры "чатуранги".
Именно столько родов войск было в древнеиндийской армии: боевые колесницы, всадники, боевые слоны и пехотинцы.
На этом слайде мы видим более поздние фигуры и здесь уже появилась новая фигура, которой не было первоначально в шахматах - ферзь.
Слайд 12. Шахматы "чатуранга"
Чатуранга немного отличалась от наших шахмат. Попробуйте найти отличия. (Дети называют).
Правильно: поля были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе. В игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту, конницу, боевых слонов (слон) и колесницы. Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика. Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.
Сели ровно. Спины выпрямили.
Слайд 13. Карта.
Распространение шахмат в мире
Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китай, Японию, в Таиланд, в Персию. (Показать на карте страны и путь шахмат).
Слайд 14. Разные шахматы.
Разновидности шахматной игры
![]() |
Китайские шахматы Японские шахматы
Везде эта игра называлась по-разному, менялись правила и вид фигур. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур.
![]() |
![]() |
Персидские шахматы более похожи на современные. Одну из главных шахматных фигур в Персии стали называть "шах", как их правителя, а другую - ферзем.
Слайд 16. Карта. (Показать на карте страны)
Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу. В Россию эта игра попала двумя путями: первоначальный вариант - через Среднюю Азию и второй путь - из Европы. В результате такого путешествия шахмат многие фигуры в России получили двойное название - одно из старых русских шахмат, пришедших из Персии, второе - из Европы.
Прежде, чем мы перейдем к знакомству с шахматными фигурами, что нам еще необходимо для игры в шахматы? (Дети отвечают — доска)
3. Шахматная доска.
Слайд 17.
Действительно, для игры в шахматы нам потребуется, прежде всего, шахматная доска, на которой происходят все события.
Давайте посмотрим на современную шахматную доску.
Как выглядит шахматная доска?
(квадратной формы, разделена на клетки (квадраты), одни черные, другие — белые. По краям написаны цифры и буквы).
Шахматная доска представляет собой квадрат, состоящей из светлых (мы будем называть их белыми) и темных (черных) клеток. Клетка называется полем (ТАБЛИЧКА - ПОЛЕ).
Немаловажно, как располагается доска. Если доску расположить неправильно, то потом и фигуры будут неправильно расположены.
Правильное расположение доски - в левом нижнем углу должно быть черное поле.
Перед вами лежат шахматные доски. Давайте попробуем правильно их положить.
Как же правильно должна располагаться доска?
Покажите левый нижний угол на вашей доске. Какое должно быть здесь поле? (Дети отвечают — черное).
Положите правильно шахматную доску перед собой. (Педагог быстро подходит к каждому учащемуся и проверяет - или просит того, кто уже играет в шахматы /или того, у кого правильно/, пройти и посмотреть, как доски лежат у других.)
Давайте вспомним, как называются клетки на доске? (Дети отвечают - поле)
Как вы думаете, а сколько полей на шахматной доске? (Дети пытаются ответить)
Давайте проверим, кто из вас прав.
Сколько рядов клеток слева направо? Давайте посчитаем (Дети хором считают, педагог показывает: один, два, три...) - 8 рядов.
|
Ряды слева направо называются горизонтали (ТАБЛИЧКА - ГОРИЗОНТАЛЬ).
Сколько горизонталей на шахматной доске? (Дети отвечают - 8)
Слева, а бывает слева и справа, на доске написаны цифры от 1 до 8. Покажите, где у вас на доске располагаются цифры? (Дети показывают)
Эти цифры обозначают номер горизонтали: первая горизонталь, 2-ая (педагог показывает) и т.д.
Покажите, пожалуйста, на своих досках 3 горизонталь, 7-ую? (Дети показывают, педагог с места смотрит, как показывают дети. Можно кому-то предложить показать на доске.)
Сколько полей в каждом ряду? (Дети отвечают - 8)
Сели ровно. Спины
выпрямили.
Слайд 19. Вертикали.
Столбцы снизу-вверх или сверху вниз называются вертикали (ТАБЛИЧКА - ВЕРТИКАЛЬ).
Покажите у себя на доске вертикаль. (Дети показывают)
Сколько вертикалей на шахматной доске? (Дети отвечают — 8)
Внизу доски нарисованы буквы латинского алфавита a, b и т.д. обозначающие вертикали.
Также буквы и цифры используются для записи событий (ходов), происходящих на доске.
Итак, как называются ряды на шахматной доске (педагог показывает)? (Дети отвечают — горизонтали)
Сколько горизонталей? (Дети отвечают — 8)
Как называются столбцы? (Дети отвечают — вертикали)
Сколько вертикалей на шахматной доске? (Дети отвечают — 8)
Как называется каждая клетка? (Дети отвечают — поле)
Как быстро узнать, сколько всего полей на шахматной доске? Вам поможет таблица умножения. (Дети отвечают - 8х8=64)
64 поля, 32 белых и 32 черных.
Слайд 20. Диагонали.
Кроме горизонталей и вертикалей на шахматной доске есть еще диагонали (ТАБЛИЧКА - ДИАГОНАЛЬ). Диагональ - это прямая линия полей одного и того же цвета, проходящая от одного края доски к смежному краю.
Кто может на демонстрационной доске показать диагонали? (Учащийся показывает).
Чем отличаются диагонали друг от друга? (Дети отвечают — одна состоит из белых полей, другая — из черных). (Если дети применяют в ответах слово клетка, педагог поправляет - поле).
Диагонали бывают разной длины. Кто может показать самую короткую диагональ? (Учащийся показывает).
Самую длинную? (Учащийся показывает).
Покажите у себя на доске самую длинную диагональ, диагональ, состоящую из черных полей, а теперь из - белых. (Учащийся показывают, педагог проверяет).
А сейчас я хочу проверить, как вы ориентируетесь на шахматной доске (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Встаньте, пожалуйста. Сейчас сделаем с вами небольшую зарядку, обозначая руками горизонтали, вертикали и диагонали шахматной доски.
Садитесь. Итак, мы с вами познакомились с шахматной доской. А теперь познакомимся с фигурами.
4. Фигуры
Слайд 21. Два игрока играют в шахматы.
Сколько человек играет в шахматы? (Дети отвечают - два)
Правильно, в наших современных шахматах играют два игрока. Под началом у каждого игрока находится целая армия фигур. Какого цвета фигуры в наших шахматах? (Дети отвечают — белые и черные)
Действительно, один игрок командует белыми фигурами, другой черными. Игроки делают ходы по очереди.
А кто начинает играть первым? (Дети отвечают — тот, у кого белые фигуры).
Правильно, белые
всегда начинают игру.
Слайд 22. Современные фигуры
У Вас на столах находятся современные фигуры. При игре в шахматы мы должны соблюдать некоторые правила безопасности, помнить, что нельзя брать фигуры в рот (это не гигиенично, ведь их до вас брали руками разные люди), нельзя кидаться фигурами - можно сильно поранить человека, если фигура упала на пол, ее надо сразу поднять, так как можно наступить на нее и упасть. Играть надо в хорошо освещенном месте, так как сильно напрягаются глаза, стараться следить за осанкой, так как приходится долго сидеть и устает спина.
А теперь, давайте рассмотрим фигуры.
У каждого из играющих есть войско, состоящее из шестнадцати фигур (16 белых и 16 черных). Сейчас мы познакомимся с этими фигурами, их правильной расстановкой на доске. Но для начала определим, где расставляются фигуры. Белые фигуры в начале игры располагаются на 1 и 2 горизонтали (педагог показывает), а черные - на 7 и 8 горизонтали (педагог показывает).
Вместе со мной вы будете сейчас расставлять на доске только белые фигуры. Итак, покажите, на каких горизонталях вы будете расставлять белые фигуры? (Дети показывают или отвечают: «На первой и второй») (Если дети стали самостоятельно расставлять все фигуры - педагог останавливает их).
4.1. Ладья
Слайд 23. Ладья
Начнем с ладьи. В Индии эту фигуру изображали в виде боевой колесницы, а в Персии - в виде птицы. На Руси птицу приняли за носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое название.
В игре участвуют четыре ладьи, по две с каждой стороны и располагаются они на угловых полях доски (по первой - белые и восьмой горизонтали - черные).
Кто может показать на демонстрационной доске, где располагаются белые ладьи? (Учащийся расставляет ладьи на демонстрационной доске).
Найдите белые ладьи на своем столе, покажите мне и поставьте их на доску. (Педагог проверяет).
Давайте посмотрим на внешний вид ладьи. На что она похожа? (Дети отвечают - на башню). Да, действительно, она похожа на башню. И в России у ладьи появилось еще одно европейское название - тура, что по-французски означает "башня" (tour).
Сейчас же в России употребляется только одно официальное название этой фигуры - ладья. (ТАБЛИЧКА - ЛАДЬЯ).
Сели ровно. Спины выпрямили.
4.2. Конь
Слайд 24. Конь
Рядом с ладьей на шахматной доске располагается конь. В игре участвуют также четыре коня, по две с каждой стороны.
В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. (ТАБЛИЧКА - КОНЬ).
Кто может показать на демонстрационной доске, где располагаются белые кони? (Учащийся расставляет коней на демонстрационной доске).
Давайте найдем белых
коней и поставим их на доску. (Педагог проверяет расстановку.)
4.3. Слон
Слайд 25. Слон
СЛОН
Рядом с конем располагается слон. В игре участвуют также четыре слона, по две с каждой стороны. Давайте найдем белых слонов и поставим их на доску.
В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон". Давайте посмотрим на эту фигуру. Похожа она на слона? Нет. По-разному называли эту фигуру в разных странах.
В России до революции эту фигуру называли "офицер". Потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". (ТАБЛИЧКА - СЛОН)
А вид фигурки оставили прежний. Поэтому шахматный слон похож не на настоящего слона, а на фигурку в высокой шляпе (епископа, офицера).
4.4. Ферзь
Слайд 26. Ферзь
Следующая фигура - ферзь.
В игре участвуют два ферзя, по одному у каждого из соперников. Ферзь располагается рядом со слоном на поле такого же цвета, что и он сам. Про ферзя говорят, что он любит свой цвет.
Ферзь похож на короля. Как же отличить его от короля?
Король выше всех фигур и выше ферзя.
Давайте найдем белого ферзя и поставим его на доску. Вспомним, на каком поле стоит ферзь. Какого он цвета, на таком поле и стоит. (Педагог размещает ферзя на демонстрационной доске. Может случайно ошибиться).
Если дети сразу не заметили ошибки, педагог может сказать, чтобы они и на демонстрационной доске проверили, правильно ли расставлены фигуры)
Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского и означает оно "визирь" (первый министр).
В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой.
В нашей стране официальное название этой фигуры - ферзь. (ТАБЛИЧКА - ФЕРЗЬ).
4.5. Король
Слайд 27. Король
Рядом с ферзем располагается король - главная фигура в шахматной игре. Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя. (ТАБЛИЧКА - КОРОЛЬ).
Давайте найдем белого короля и поставим его на доску рядом с ферзем. Проверить расстановку.
4.6. Пешка
Слайд 28. Пешка
И, наконец, пешка. В игре участвуют шестнадцать пешек: у каждого из соперников их по восемь. Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат". (ТАБЛИЧКА - ПЕШКА).
Кто знает, где располагаются пешки? (Дети отвечают, кто-то может показать)
Располагаются они на 2 (у белых) и 7 (у черных) горизонталях.
Кто из вас может показать, где располагаются белые пешки? (Учащийся показывает).
Давайте поставим белые пешки на доску.
Взаимопроверка. Теперь поменяйтесь с соседом местами и проверьте расстановку белых фигур. У кого фигуры расставлены правильно?
А теперь расставьте самостоятельно черные фигуры.
Вернитесь на свои места.
Проверьте, правильно ли расставили фигуры на вашей доске ваши товарищи.
(Педагог в это время проходит по рядам, замечает, у кого фигуры стоят неправильно).
Молодцы, все справились с этим заданием.
4.7. Слайд 29. Шах и мат. Главная фигура в шахматной игре - король.
Его отличает от других фигур то, что его нельзя «съесть». Оба короля находятся на доске до конца игры. Само название игры «Шахматы» означает «смерть государя» («шах» (ТАБЛИЧКА - ШАХ) по-персидски - государь, «мат» (ТАБЛИЧКА - МАТ) по-арабски - умер). Пленение короля соперника - цель шахматной игры. Гибель короля означает проигрыш всего шахматного сражения, немедленный конец игры.
4.8. А теперь давайте проверим, запомнили - ли вы названия фигур.
Чтобы немного отдохнуть, давайте мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек. (Педагог объясняет правила игры)
В непрозрачном
мешке шахматные фигуры. Дети наощупь стараются определить, какую фигуру держат
в руках. Отгадав, учащийся достает фигуру и снова называет ее. Если участник
называет фигуру неправильно - помогают остальные участники.
5. Ходы фигур
А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Маша и Медведь», где вы увидите, что каждая фигура ходит по-своему, имеет свое правило передвижения по доске с одного поля на другое. Это передвижение называется ходом.
Слайд 30. Отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» (1 минуту).
Мы увидели, что все фигуры ходят по-разному. А о том, по каким правилам они ходят, Вы узнаете на других занятиях.
Многие думают, что достаточно просто выучить ходы фигур, тогда сразу будешь хорошо играть. Но это не так. Для победы необходимы постоянные тренировки.
Занимаясь шахматами, Вы сможете участвовать в соревнованиях, выполнить разряд, побывать в разных городах и странах, и даже стать чемпионом.
6. Подведение итогов
Сегодня в шахматы играют почти все. Даже герои ваших любимых мультфильмов играют в шахматы.
Слайды 31-36 с иллюстрациями из мультфильмов.
Слайд 37 |
Сегодня с вами мы познакомились с игрой в шахматы, с историей ее возникновения, шахматной доской и фигурами. |
Давайте же вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Сколько человек играет в современные шахматы? Что необходимо для того, чтобы играть в шахматы? В какой стране зародилась эта игра? Кто ходит первым? (Какие фигуры ходят первыми?) Как правильно расположить шахматную доску? Как называются клетки на шахматной доске? Как называются столбцы на шахматной доске? (педагог показывает на доске) Как называются ряды? (педагог показывает на доске) Как называются косые линии полей одного цвета? (педагог показывает на доске) Какие фигуры есть в шахматах? Педагог показывает большие фигуры |
(Дети хором отвечают)
Что нового для себя узнали сегодня на занятии о шахматах?
Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. До встречи на следующем занятии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.