Содержание
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК ЗНАКОВ
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
3.1 Предупреждающие знаки
3.2 Знаки приоритета
3.3 Запрещающие знаки
3.4 Предписывающие знаки
3.5 Знаки особых предписаний
3.6 Информационные знаки
3.7 Знаки сервиса
3.8 Знаки дополнительной информации (таблички)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали.
Так в древнем Риме в третьем веке до нашей эры вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы-указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.
О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
Первые дорожные знаки были установлены в 1903 году на улицах Парижа. Они были квадратной формы и имели чёрный фон. Таким образом, создатели пытались сделать знаки заметными издалека.
В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.
В то время законодательно было утверждено к установке всего девять знаков. В наше время все они утратили свою актуальность.
При царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами».
Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста».
Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога».
Дороги, на которых устанавливались столбы, назывались столбовыми, в отличие от второстепенных дорог, на которых столбов не было.
Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли. Когда же появились автомобили, вытеснившие с дорог и улиц конные экипажи, скорости резко возросли и встал вопрос об организации движения, введении дорожных знаков, которые бы более подробно рассказывали водителям о предстоящем пути, предупреждали об опасностях.
Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.
Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение можно было терпеть.
Сейчас же автомобильные сообщения между странами получили большое развитие. Тысячи зарубежных автотуристов приезжают в нашу страну, многие российские автолюбители выезжают в другие государства. Стала нужна международная информация на дорогах, которая была бы понятна любому водителю в любой стране. Возникла необходимость введения международных дорожных знаков.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЯЗЫК ЗНАКОВ
В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению.
На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации.
Конференция утвердила четыре предупреждающих знака:
«Неровная дорога»,
«Извилистая дорога»,
«Пересечение с железной дорогой»,
«Пересечение дорог»,
которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.
В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств, в том числе и СССР.
На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками:
«Неохраняемый железнодорожный переезд»,
«Остановка обязательна»
и приняла «Международную конвенцию о дорожном транспорте».
Стандарт на шесть первых знаков был введён в действие в 1927 году.
В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах».
Количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы:
предупреждающие,
предписывающие,
указательные.
Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.
В 1933 году количество знаков увеличилось до 22. Дальнейшее увеличение количества дорожных знаков до 39 происходило уже в 1953 году.
В 1964 году знаков, регламентирующих дорожное движение в нашей стране, стало уже 78.
В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят
«Протокол о дорожных знаках и сигналах».
В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон - белый или желтый, для предписывающих знаков - синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака:
22 - предупреждающих,
18 - запрещающих,
2 - предписывающих ,
9 - указательных.
В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года.
В 1968 году в Вене собралась Международная конференция с участием представителей СССР, где была принята «Конвенция о дорожных знаках и сигналах», отдающая предпочтение символам, а не надписям.
Объяснялось это тем, что символы воспринимаются быстрее, чем надписи. К тому же они больше понятны ночью и в условиях плохой видимости. Новый стандарт так же максимально учитывал положения ранее заключённых международных соглашений.
США конвенцию тогда не подписали, не захотев отказываться от множества словесных пояснений на своих дорожных знаках. В те годы надписи типа:
«Не та дорога! Поворачивайте назад!»
или
«Этот мост не ремонтировался сорок лет, ездить опасно!»,
были в Штатах явлением обычным.
На основании этой конвенции и Европейского соглашения, дополняющего «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах», был утвержден Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные». Этот ГОСТ предусматривал установку на наших улицах и дорогах 126 видов дорожных знаков.
В 1978 году был принят новый ГОСТ 10807-78, который установил семь групп дорожных знаков:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
информационно- указательные знаки;
знаки сервиса;
знаки дополнительной информации (таблички).
Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.
Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.
В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
знаки особых предписаний;
информационные знаки;
знаки сервиса;
знаки дополнительной информации (таблички).
В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения:
«Автомагистраль»,
«Дорога для автомобилей»,
«Дорога с односторонним движением»,
«Реверсивное движение»
и другие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.