«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»
Оценка 4.7

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.11.2017
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»
Мероприятие проходит в форме дефиле, которое требует предварительной подготовки и пошива костюмов. В дефиле могут участвовать как учащиеся, так и педагоги. Каждому найдётся дело по душе. А в результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.word.doc
История костюма на Руси.10-21вв..doc
Управление образования и науки Липецкой области Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка История костюма на Руси. X­XXI вв.  (интеграция истории, технологии, МХК и ДО) Автор Кудашева Людмила Ивановна, Методист, педагог ДО внеурочное мероприятие для 2­11 классов Автор идеи и постановщик: Кудашева Людмила Ивановна, руководитель детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Липецк ­ 2017 1 История костюма на Руси. X­XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО) ЦЕЛЬ:  внеурочную деятельность посредством интегративного подхода. Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через  Задачи: Предоставление   школьникам   возможности   попробовать   свои   силы   в   различных   видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.  Использование   подиума   театра   моды   исторического   костюма   как   средства   для   развития аналитического образа мышления обучающихся. Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма. Воспитание эмоционально­эстетического вкуса обучающихся. Оборудование:  1. 2. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели. Акустическая система. Оформление:  Импровизированный подиум.  Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и  садятся в конце зала на отведённые места) Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену). Ведущий 1:  Д о б р ы й    д е н ь,   дорогие  гости! Ведущий 2:  З д р а в с т в у й т е!  Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень    в а ж н о е   путешествие: путешествие в  и с т о р и ю  русского костюма.  Ведущий 1:  Мы постараемся  рассказать и показать вам, какую одежду носили наши предки,  какой фасон  складывался и почему. Ведущий 2:  Итак, смотрите и слушайте!  (Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф  и начинают своё повествование).  Ведущий 1:  К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство со  столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой  определили характер русского костюма, который, несмотря на свою самобытность, развивался в  русле общего направления.  (1 модель на сцене:   мальчик в  грубо связанной домотканной  рубахе, но искусно вышитой, в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ). Ведущий 2:  На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказала суровая  русская зима, занятия землепашеством и скотоводством. Поэтому основным материалом для  изготовления одежды были льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен.  (Модель проходит по залу, поворачивается). Ведущий 1:  Домотканная шерсть грубой выделки называлась  с е р м я г а, а цветные ткани  получили название  к р а ш е н и н ы. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой,  бахромой из ниток разного цвета, называемой  п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили   онучи  с  л а п т я м и, обувь из лыка и берёзовой коры.  Ведущий 2: Основой мужского костюма была  р у б а х а, подпоясанная узким поясом.  (Уход). 2 (2 модель:  мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты  из шёлка, заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом). Ведущий 1:  Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги. Почти все одежды надевались  через голову, то есть, не были  р а с п а ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез.  (Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается). Ведущий 2:   Если бедные люди носили одежду из холстины и лапти, то богатые крестьяне  использовали дорогие шёлковые ткани и высокие сапоги без каблуков.  (Уходит). Ведущий 1:  Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к о р з н о,  который на правом  плече застёгивался  ф и б у л о й.  (3 модель: мальчик в длинной оранжевой  рубахе, на левом плече – корзно,  на голове – обруч, на  ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк). Ведущий 2:  В Новгороде и Владимире корзно заменялся  шубой, которую носили внакидку.  К поясу подвешивался   к о ш е л ё к – к а л и т а.  (Уходит).  Ведущий 1:  Шло время. Русь освободилась от монгольского ига. (Звучит «Скоморох»). Росли  границы государства, налаживались  экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче и тяжелее. Появляется удлинённый  кафтан – т я г и л я й   со   стоячим воротником –  к о з ы р е м. (4 модель: мальчик  в кафтане,  в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.). Ведущий 2:   Как следствие монгольского ига в русском костюме появились предметы  восточного обихода: тюбетейка  (т а ф ь я)  и  пояса  (к у ш а к и).  (Модель проходит по залу, поворачивается). Ведущий 1:  Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для  народного костюма использовались ткани, изготовлявшиеся дома.  (Уходит). Ведущий 2:  Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая отличалась от мужской лишь  длиной.  (5 модель: девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной  рубахе, в душегрее, в туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек). Ведущий 1:  Отличием женского костюма являлась  д у ш е г р е я, пошитая из дорогих тканей и  отороченная мехом  Её носили  женщины всех  сословий и только в праздник. Вышивку  исполняли  шёлком  и   к а н и т е л ь ю,  кручёной золотой и серебряной нитью. (Модель проходит по залу. Поворачивается). Ведущий 2:  Женские причёски довольно просты. У девушек ­ длинные распущенные  волосы, подхваченные тесьмой  или  лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке.   На голове – к о к о ш н и к.  (Ждёт  следующую  модель).  Ведущий 1:  Замужние женщины полностью скрывают свои волосы под головным убором:  ч е п ч  и к о м ­ п о в о й н и к о м,  нарядным  к и к у,   платком ­ у б р у с о м.  (6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная кофта, в руках – крынка, на ногах – сапоги на широком устойчивом каблучке). Ведущий 2:  Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали  п о н ё в у – юбку, которая  закреплялась на талии шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей.  (Модели делают круг по залу и уходят). Ведущий 1:  Модель, которую вы видите, была продемонстрирована в Москве на выставке  достижений народного хозяйства в 1997 году. Этот костюм принадлежит уроженке села  Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области. (Уходит).  (Мелодия на выход боярыни, царя и царевны). 3 Ведущий 2:  убирался мехом. Иногда костюм весил 15­20 килограммов. Это придавало походке плавность  и гордую осанку.  Костюм боярыни отличался пышностью и богатством.  Л е т н и к   (7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки ­ в муфте, бордовые сапожки)  Ведущий 1:   Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки. Чело  к и ч н  о е,  украшено  р я с н ы м и   жемчужными прядями с подвесками вдоль щек, спадающими на  плечи.  (Модель проходит по залу и уходит). Ведущий 2:  Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с «солнцем,  убранным звёздами».  (8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна  выходят на сцену). Ведущий 1:  Царское облачение состояло из  п л а т н а – длинного одеяния без воротника, с  широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – б а р м ы.  (Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц). Ведущий 2:  Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку, обтянутую  бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом сверху. По­видимому это  был подарок хана Узбека Ивану Калите.  (Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба  начинают движение по кругу). Ведущий 1:  Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта, низ рукавов  обшивались декоративной полосой. Голову украшал  убор, расшитый золотом, жемчугом,  драгоценными камнями и самоцветами. (Оба уходят). Ведущий 2:  Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.  (10 модель:  Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках). Ведущий 1:  Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости от сана)  к л  о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII века чёрный цвет стал  считаться траурным.  (Священник медленно проходит через зал и уходит). Ведущий 2:  Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском,  лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.  Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!  (11 модель:  Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает). Ведущий 2:  Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в начале XVIII  столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое значение. Это было одним из  средств борьбы со старозаветным боярством. С трудом, со скрипом приживается новое.  Иноземный костюм, спущенный сверху петровским указом, не пошёл дальше дворянского  сословия.  (ПетрI проходит через зал. Останавливается). Ведущий 1:  Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным  ж а б о,  и   к а ф т а н а  с расширенными полами. Наиболее распространённой  формой шляпы была  т р е у г о л к а.   (Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины). Ведущий 2:   Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 70­90 годы XVIII  века характерны особая пышность и богатство.  (12 модель:  Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер). 4 Ведущий 1:  Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные платья на  каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось новое платье.  (Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят). Ведущий 2:  В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные наряды  царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч парадных платьев.  (Петр I и Екатерина  уходят). Ведущий 1:  В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под влиянием  французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.  (13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в юбке и вышитой рубахе, у обеих в руках  корзинки, на  ногах полусапожки). Ведущий 2:   Русская аристократия тоже увлеклась  античностью. Дамы носили прямые  платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий  рукав ­ фонарик  и  перчатки, на ногах туфельки без каблука.  (14 модель:  Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль). Ведущий 1:  С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы  привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.  (Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит). Ведущий 2:    Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской – вобрал  в себя военный дух того времени. В моде на балах –  вальс и  мазурка.  (Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят). Ведущий 1:  Атрибуты и аксессуары  женского костюма несут дополнительную информацию о  хозяйке платья, подчеркивая её вкус и индивидуальность.  (15 модель: (Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»).  девочка в серебряном платье и шляпке­капоре, в руках ридикюль). Ведущий 2:  В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки, перчатки, платки и сумочки. Лицо  обрамляют локоны. Всё очень  женственно и возвышенно.  Ведущий 1:  Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 года привело к поражению  французской моды в России.  (Делает круг и уходит) (Девочка проходит через зал). Ведущий 2:  В 30­е годы  XIX  века утверждается пышность и помпезность русского  аристократического костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в  общественной жизни после расправы с декабристами.  (Звучит «Романс» из к/ф «Метель»). (16 модель:  девушка в пышном голубом платье медленно идёт по залу и читает роман). Ведущий 1:  Снова в моде – приталенный  с и л у э т.  Платье украшено кружевом, бантами,  воланами.  В моде – мечтательность и увлечение сентиментальными романами.  (Ждёт).    Украшение кружевами и искусственными цветами делает светскую красавицу  Ведущий 2:  ослепительной. Тонкую талию подчёркивают пышность юбок и особый крой рукавов   б и д  е р м е й  е р. (Продолжает звучать мелодия «Романса»). (17 модель: девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов). Ведущий 1:   Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго стянутых волос и  свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши украшения! Как не вспомнить слова   А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейшей образец».  (Обе модели делают круг и уходят). 5 Ведущий 2:  Вторая половина  XIX  века. В моду входит  т у р н ю р,  женский  силуэт в  профиль S­образной формы.  (Звучит «Вальс» из к/ф «Метель»). (18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком  и в зимнем наряде с муфтой. Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт девушка в розовом платье). Ведущий 1:  Талия сзади несколько завышена и прямо от неё начинаются сборки, украшенные  воланами. Огромную роль в костюме играют дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка.  (Модель проходит через зал и останавливается). Ведущий 2:  В зимнем костюме турнюр заменён мягкой драпировкой. Костюм дополняют  головные уборы, украшенные бантами или вуалью.  (Обе девушки поворачиваются и уходят).        Ведущий 1:   Мода начала  XX  века – это новый ритм жизни. Стиль  м о д е р н,  то есть,  новейший, современный. Появляются автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые  оркестры. (Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра). (20 модель:  Появляется девушка в чёрно­оранжевом платье с цветком в руке. На голове большая шляпа с газовым шлейфом, украшенная цветами). Ведущий 2:  Идеалом моды становится  женщина–цветок, женщина – украшение салонов и  театров.  Ведущий 1:  В начале XX века формируется тип самостоятельной женщины и костюм русской  интеллигенции.   (Проходит через зал. Уходит).  (21 модель:  Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три марксистки,  в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге, читают).    Ведущий 2:  скромная, строгая, которая следовала общепризнанной моде, но при этом была удобной и  доступной.  У женщин –  п а р о ч к а: тёмная юбка и светлая блузка. Одежда  (Девушки­марксистки  пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает звучать). Ведущий 1:  Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные  туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.  (22 модель:  появляется девушка­революционерка в кожаной куртке, в красной косынке, в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.). Ведущий 2:  Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время важнейшее символическое  значение в декоративном решении костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные  косынки, повязанные на лоб – одежда женщин.  (Модель решительно пересекает зал и останавливается). Ведущий 1:  В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец­буденновец!  (23 модель:  мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в руках чётко выполняет команду «кругом», пересекает зал и останавливается рядом с революционеркой). Ведущий 2:  Форма красноармейца – матерчатый   ш л е м,   ш и н е л ь,   с а п о г и.  Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с красным цветом звезды на  шлеме. Скромность и строгость  пролетарского народного костюма объяснялась тем, что,  разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в  какой­то мере напоминало о нём.  (Уходят, делая круг по залу).  6 Ведущий 1:  Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились едва ли не в  первозданном виде.  Ведущий 2:  Поэтому   русский  к у т ю р ь е   Вячеслав Зайцев советует: «Нам в наследство  оставлена жемчужина  народной мудрости – народный костюм. И его надо использовать  повсеместно!».   Ведущий 1:  И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль нашего современника,  ваших ровесников, учеников  г и м н а з и и  № 19!  (24 – 33 модели:  Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит шеренга старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена. Становятся в два ряда. Выходят по одному на центр сцены, поворачиваются, проходят через зал, останавливаются).  Ведущий 2:  Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость и элегантность.  Ведущий 1:  Брюки – это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века. Брюки определяют  свободу движений, а брючный костюм делает стройной любую фигуру.  Ведущий 2:    Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь делового стиля. Ведущий 1:    Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды деловых мужчин Ведущий 2:   стиль делового.      Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк сохраняют за мужским костюмом  Ведущий 1:   прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет блузок всегда делает костюм парадным.       Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили женщины: появились  Ведущий 2:  Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом делового стиля.       Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного вида и ношение  Ведущий 1:   одежды делового стиля.  Ведущий 2:  Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой воспитывает человека  нового тысячелетия.  (Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются на сцену). Ведущий 1:  Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в историю русского костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много нового и интересного.  Ведущий 2:  В показе моделей участвовали учащиеся 2­11 классов!  Ведущий 1:  Художники по костюмам  педагог дополнительного образования и учитель  технологии! Ведущий 2:    Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса ____________________,   Ведущий 2: И ученица 11 класса  Ведущие оба: До новых встреч,  друзья!     Постановщик и музыкальный редактор педагог дополнительного образования! __________________________________________________________________________  (Звучит мелодия «Всегда») Список использованной литературы 7 1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА­ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.  2. Захаржевская   Р.В.   История   костюма.   От   античности   до   современности   /   Раиса Владимировна Захаржевская.­3­е изд.доп.­М.: РИПОЛ классик, 2007.­288 с.: ил. 3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с. 4. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил. 5. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова.   –  М.:  ООО  «Издательство   АСТ»:   ООО  «Издательство  Астрель»:  ЗАО  НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил. 8

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий дефиле»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017