История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны
Оценка 5

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

Оценка 5
Библиография +1
doc
география +1
5 кл—11 кл
23.07.2019
История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны
История военного плена в годы первой мировой войны является важной политической, гуманитарной и морально — этической проблемой для современности. Наличие многих десятков военных конфликтов и разгул международного терроризма, в которых военнослужащие и обычные граждане продолжают оставаться заложниками политики и амбиций радикальных и террористических организаций, заставляет обратиться к печальному опыту первой мировой войны, требует дальнейшей разработки международно-правовых актов, защищающих безвинных жертв этих конфликтов, создающих гарантии для выполнения этих актов; а главное, этот печальный опыт прошлого взывает к недопущению повторения людских трагедий. XX век в истории нашей страны богат на эпохальные и судьбоносные события. И волей-неволей, население страны оказывалось вовлеченным во все происходящие события. Революция 1905 года, первая мировая война, гражданская война, коллективизация, индустриализация, репрессии, вторая мировая война, ставшая для нашей страны Великой Отечественной, японская война, послевоенное восстановление страны – вот лишь часть событий, которые довелось пережить и выстоять нашим предкам. По понятным для гражданина нашей страны причинам, люди зачастую многого не рассказывали о себе, тем более детям. Поэтому возникло желание дополнить скупые факты биографии событиями большой истории.
Мякишева Яна.doc
VII республиканская конференция исследовательских краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих…» Номинация «Военная история. Поиск» Тема работы: История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны Подготовила: Мякишева Яна Сергеевна ученица 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка»,  города Нижнекамска, Химиков 13, 423585 МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Нижнекамского муниципального района РТ Руководитель: Петрова Елена Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» города Нижнекамска, Химиков 13, 423585 телефон: 8­987­207­60­81                                                    Нижнекамск, 2019 1 Содержание  Введение………………………………………………………………………  3стр. I глава.  Из истории Первой мировой войны……..………………………....5 стр. 1.1. По следам исторических событий. Основные события 1892 года в мире  и в России………………………………………………………………… …..5 стр. 1.2. Первая мировая война …………………………………………………..8 стр.  1.3 Восточно­прусская операция 1914 года………………………………...9 стр. II глава. Плен………………………………………………………………..13 стр. 2.1.  Положение русских военнопленных в Германии …………………...13 стр. 2.2.  Вольный город Данциг ………………………………………………..17 стр. Заключение ………………………………………………………………….19 стр. Список  литературы ………………………………………………………...20 стр. Приложение № 1 ……………………………………………………………21 стр.  Приложение № 2…………………………………………………………….23 стр.                2 Введение  Изучение истории первой мировой войны является, по­прежнему, одной из актуальных задач современной исторической науки,   как в России, так и за рубежом.   Ни   одно   событие   начала   XX   века   не   хранит,   пожалуй,   столько непознанного, как история первой мировой войны; одни из ее страниц требуют нового "прочтения", новых оценок, другие — полузабытые или вырванные из Книги Истории требуют своего восстановления. К таким страницам относится и   история   военного   плена,   как   одно   из   трагических   последствий   первой мировой войны. Огромные массы военнопленных, солдаты и офицеры, до сих пор лишь частично присутствуют среди жертв войны и их история пребывания в плену не описана; даже абсолютная численность узников войны до сих пор окончательно не установлена.         История военного плена в годы первой мировой войны является важной политической,   гуманитарной   и   морально   —   этической   проблемой   для современности.   Наличие   многих   десятков   военных   конфликтов   и   разгул международного   терроризма,   в   которых   военнослужащие   и     обычные граждане     продолжают  оставаться заложниками политики и   амбиций   радикальных   и   террористических   организаций,   заставляет обратиться к печальному опыту первой мировой войны, требует дальнейшей разработки  международно­правовых  актов,  защищающих    безвинных    жертв конфликтов,   создающих   гарантии   для   выполнения   этих этих актов;   а   главное,   этот   печальный   опыт   прошлого   взывает   к   недопущению повторения людских трагедий. 3 XX  век   в   истории   нашей   страны   богат   на   эпохальные   и   судьбоносные события.  И волей­неволей, население страны оказывалось вовлеченным во все происходящие   события.   Революция   1905   года,   первая   мировая   война, гражданская   война,   коллективизация,   индустриализация,   репрессии,   вторая мировая война, ставшая для нашей страны Великой Отечественной, японская война,   послевоенное   восстановление   страны   –   вот   лишь   часть   событий, которые   довелось   пережить   и   выстоять   нашим   предкам.   По   понятным   для гражданина нашей страны причинам, люди зачастую многого не рассказывали о себе, тем более детям. Поэтому возникло желание дополнить скупые факты биографии событиями большой истории.                    Таким   образом,   определилась   и  цель  данной   работы   ­   воссоздать   на фактическом   материале   первой   мировой   войны   картины   событий, определивших   дальнейшее   развитие   как   всей   страны,   так   и   судьбу   ее отдельных   граждан.   Показать   неразрывную   связь   граждан   страны   со   своей страной,   ее   историей.   Во   избежание   несоответствия   хронологии   архивных документов с хронологией событий, описанных в послевоенных трудах, все даты в работе указаны по старому стилю. Задача,   которую   мы   оставили   перед   собой,   ­   заполнение   пробелов   в биографии   своего   прапрадеда   по   материнской   линии   ­   Иванова   Афанасия Наумовича.   Метод   исследования  будет   сравнительно­сопоставительный   анализ исторических фактов и семейного архивного материала.   Соответственно на протяжении   всей   работы   идет   сопоставление   фактов   истории   государства Российского   и   фактов   биографии   одного   российского   подданного,   а   затем гражданина   советской   республики  ­   Иванова   Афанасия   Наумовича   (1892  – 1954),   изложенных   им   собственноручно   в   1946   году   в   автобиографии, сохранившейся в семейном архиве.    4 I глава. Из истории Первой мировой войны 1.1 По следам исторических событий 1892 года  в мире и в России  Фото № 1 Мой прапрадед Иванов Афанасий Наумович родился 11 июля 1892 года в   православной   семье  отставного  солдата  3­го  гренадерского  Перновского Короля   Фридриха­Вильгельма   IV   полка.   Проживала   семья   в   Казанской губернии. Выдержка из автобиографии, расположенной в  Приложении № 1: «В 1902 году, когда мне исполнилось 10 лет, родители отдали меня учиться в Бичуринское   двухклассное   М.Н.П.  училище,  где  я  проучился  до  1909  г.  и окончил полный курс этого училища».[1] В те годы в России царствовал император Александр III Александрович (1845­   1894),   который   вошел   в историю   как царь­Миротворец —  в годы   его 5 правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно­политическом конфликте того времени. Александр   III   предпринял   меры   по охране   сословных   прав   дворян­ помещиков:   учредил   Дворянский   поземельный   банк,   принял   выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы, усилил административную   опеку   над крестьянством,   содействовал   укреплению общинности крестьян, формированию идеала большой патриархальной семьи.  [1] С 10 декабря 1867 года начинает действовать  Бичуринское  двухклассное  инородческое Министерства Народного просвещения училище Чебоксарского уезда Казанской губернии. Поэтому Афанасию Наумовичу и всем его 3 братьям удалось получить достойное   для   тех   времен   образование,   он   поступил   в   двухклассное Министерства Народного Просвещения Училище, которое успешно закончил в 1909 году в возрасте 17 лет.     Для   хозяйственной   жизни   России   в годы   правления   Александра   III характерен   экономический   рост,   что   во многом   было   связано   с политикой   Страна усиленного   покровительства   отечественной   промышленности. перевооружила   армию   и флот,   стала   крупнейшим   в мире   экспортером сельскохозяйственной продукции.  Тем не менее 1891 ­1892 гг. в России были отмечены  экономическим и эпидемическим   кризисом,   охватившим   осенью   1891 ­   летом   1892   годов основную часть Черноземья  и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек).  Непосредственной причиной кризиса был сильнейший неурожай в этой зоне в 1891 году, который поразил именно те местности, где существенная часть   крестьянских   хозяйств   была   экономически   слабой.   Запасы   зерна   в государственно­общественной   системе   продовольственной   помощи, предназначенной   для   ликвидации   подобных   кризисов,   на   момент   неурожая практически   отсутствовали.   Цены   на   продовольствие   повсеместно   росли,   а 6 спрос и цены на труд крестьян в зоне неурожая — падали. Существенная часть населения, таким образом, не имела ни зерна текущего урожая, ни запасов от предшествующих урожаев, позволяющих дожить  до следующего урожая, ни возможности найти работу и жить на заработную плату. В результате создалась реальная   опасность   массового   голода   и   краха   сельского   хозяйства, потребовавшая организации государством помощи голодающим.           Недостаток   питания   в   поражённой   неурожаем   зоне   усугубился эпидемическим кризисом,   состоявшим   из   двух   фаз.   Для   первой фазы (зима 1891—1892 годов) были типичны эндемичные инфекции, прежде всего тиф. Увеличение передвижений (в поисках работы) и систематическое недоедание   большой   части   населения   стали   причиной   того,   что   и заболеваемость, и смертность от инфекций заметно возросли. Во второй фазе (лето 1892 года) в зону голода пришла пандемия холеры. Пик смертности от холеры пришёлся на июль и август, то есть на момент, когда собственно голод уже окончился.  Размер зоны, охваченной бедствием, был велик. Серьёзно пострадавшими   признаны Воронежская, Вятская, были  Казанская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская,  Пензеская,  Пермская, губерний 17        Рязанская,   Самарская,  Саратовская,   Симбирская, Тамбовская,  Тобольская,   Тульская,  Уфимская,  Херсонская,  в которых проживало 30,5 млн человек. Основной   зоной   неурожая   были Воронежская и   смежно   расположенные Казанская,   Самарская,  Саратовская  губернии, где и проживала в июле 1892 г. семья Афанасия Наумовича.   Вот в такое мирное, но голодное время родился в Казанской губернии мой прапрадед.   Чтобы лучше представить себе то время, в Приложении № 2  можно  посмотреть,  какие события, помимо упомянутого голода, произошли в мире и  в России в 1982 году.      7 1.2 Первая мировая война Выдержка из автобиографии Иванова Афанасия Наумовича:  «В 1913 г. был призван на военную службу и определен в 3­й гусарский полк в гор. Мариамполь Сувалкской губернии [1] (польск. Gubernia Suwalska, в настоящее время территория Польши и Литвы).      В сентябре 1914 г. с фронта 1­й империалистической войны попал в плен   в   Германию,   где   жил   в   городе   Данциге   и   работал   в   лагере военнопленных до 1918 года»  _______________________________________________________________ [1] 11 июля 1909 г. – переименован  в 3­й гусарский Елисаветградский Её Императорского  Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полк. Первая   мировая   война   стала   глобальной   по   своим   масштабам.   Она продолжалась с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года и охватила 38 государств.   В   начале   войны   мало   кто   отдавал   себе   отчет,   какая   трагедия, какие последствия ожидают европейские народы и мир в целом.   Основные тяготы войны пали на население Германии, Австро­Венгрии и России.  В последние годы, в связи со столетней годовщиной окончания Первой мировой   войны,   появилось   много   материала,   касающегося   этой   войны   и находящегося   в   свободном   доступе.   Но   нас   интересует   один   аспект   – положение   русских   военнопленных   в   годы   первой   мировой   войны   и   их возвращение в Советскую Россию.      Героизм русских воинов в годы мировой войны имел свои особенности.  Зачастую на полях первой мировой так складывалась ситуация, что в плен к противнику попадали большие массы русских солдат и офицеров – как это было в Восточной Пруссии в августе ­ сентябре 1914 г. и в январе ­ феврале 1915 г. для армий Северо­Западного фронта и почти для всех армий в ходе Великого  отступления  в  мaе   ­ августе  1915 г. Многие  попадали   в плен   в безвыходной   ситуации   либо   будучи   ранеными.  В  ходе   боев   в   «котлах»,   во 8 время отхода и арьергардных боев своевременная эвакуация раненых в тыл была практически невозможна – и массы раненых, как находящихся на полях сражений,   так   и   в   полевых   госпиталях,   становились   военнопленными.        Из 9 млн. 350 тыс. узников плена первой мировой — 6 млн. 710 тыс. военнопленных Германии, Австро­Венгрии и России. 1.3 Восточно­Прусская операция Восточно­Прусская операция — наступательная операция русских войск Северо­Западного   фронта   под командованием   генерала   Якова   Жилинского, проводившаяся с 4 августа по 2 сентября 1914 года. Основной целью операции был   захват   Восточной   Пруссии,   который   бы   позволил   развить   наступление вглубь территории Германии.  Главной непосредственной задачей являлся разгром 8­й немецкой армии под  командованием Максимилиана фон Притвица (с 23 августа перешло к генералу Паулю фон Гинденбургу) силами 1­й и 2­й русских армий.                               Соотношение сил на момент начала наступательных действий было в пользу русской армии. 1­я русская армия под командованием генерала Павла Ренненкампфа состояла  из 6,5   пехотных   и 5,5   кавалерийских   дивизий,   492 орудий. В состав 2­й армии во главе с генералом Александром Самсоновым входили   11,5   пехотных   и 3   кавалерийских   дивизии,   720   орудий.   Однако германские войска обладали более мощной артиллерией, также у них имелось большое преимущество в маневренных возможностях.        С началом мобилизации 3­й армейский корпус вошел в состав 1­й русской армии генерала от кавалерии П. К. фон Ренненкампфа. скриншот № 1 с сайта  http://elisavetgrad.ho.ua/View_history.php?id=12 9 3­й   армейский   корпус —  общевойсковое  оперативное  соединение (армейский   корпус)  Русской   императорской   армии  в   составе  1­й   русской армии  генерала   от   кавалерии   П.   К.     фон   Ренненкампфа.   В   составе   3­й кавалерийской   дивизии,   во   Елисаветградский полк.   2   бригаде   находился  3­й   гусарский скриншот   №   2.     Состав  3­й   кавалерийской   дивизии,  3­го   армейского корпуса 1­й русской армии                1­я русская армия должна была наступать в обход Мазурских озер с севера и занять позиции на линии Ангербург — Инстербург, отрезав немцев от Кенигсберга (ныне – Калининград). 2­й армии следовало вести наступление в обход озер с запада — на фронт Руджаны — Пассенгейм и далее на Зеебург и Растенбург. Главная идея операции состояла в охвате немецкой армейской группировки с обоих флангов. Операция началась наступлением трех армейских корпусов 1­й русской армии, которая заставило 1­й немецкий корпус под командованием генерал­ лейтенанта   Германа   фон   Франсуа   отступить,   оставив   Шталлупенен   (в некоторых   источниках   –   Сталлупенен,   ныне —   Нестеров,   Калининградская область). 10 6     августа   русские   вступили   в бой   сразу   на нескольких   участках   фронта. Особенно чувствительный удар нанесла русская кавалерия в районе Каушена.  7     августа   на фронте   Гумбиннен­Гольдап   развернулось  встречное сражение между главными силами 1­й русской и 8­й немецкой армий, в ходе   несмотря   на численное   и тактическое которого   немецкие   войска, превосходство,   потерпели   поражение.   Общие   потери   немцев   убитыми, ранеными и пленными превысили 14 тысяч человек.  В книге участника Первой мировой войны, комдива, советского военного историка  А. К. Коленковского «Маневренный период первой мировой  империалистической войны 1914», в разделе  «Операции на Восточно­ европейском театре войны» в  Главе XI Наступление 1­й русской армии в  Восточную Пруссию со стороны р. Немана  находится схема 55. Действия в  Восточной Пруссии. Планы сторон Далее идет описание направления действий дивизий, корпусов и бригад. Здесь определено и направление действий 3­го армейского корпуса, в котором в то время находился и мой прапрадед Иванов Афанасий Наумович. 11 скриншот № 3 Фон Притвиц, получив сообщение о тяжелом положении на фронте и о том,   что   2­я   русская   армия   генерала   Самсонова   уже   пересекла   границу, отдал приказ к отступлению. Отход   немецких   войск   на 3апад   создавал   благоприятные   условия для организации   преследования   и полного   разгрома   частей   8­й   германской армии, однако 8­9 августа 1­я русская армия бездействовала. Ее дальнейшее наступление велось медленно. При этом войска продвигались не на соединение со 2­й армией, а в сторону Кенигсберга.     Воспользовавшись   разрывом   между   русскими   армиями,   германское командование,   используя   развитую   железнодорожную   сеть,   произвело перегруппировку войск. Оставив против 1­й армии заслон из двух дивизий, оно направило   главные   силы   против   2­й   русской   армии.   Так   как фронт продвижения армии генерала Самсонова после перехода прусской границы был сильно растянут, оперативного взаимодействия между корпусами не было. 17   августа   13­й   и 15­й,   а также   часть   23­го   корпуса   2­й   армии   были по отдельности окружены и разгромлены немецкими войсками. 25   августа     –   2   сентября   германские   войска   провели   наступательную операцию против 1­й русской армии, отбросив ее к 9  сентября за реку Неман. Однако предпринятые попытки окружить армию успехом не увенчалась. 12 В   целом   наступательная   операция   Северо­Западного   фронта   в Восточной Пруссии   окончилась   неудачей.   В   ходе   боев   российские   войска   потеряли около 245 тысяч человек, в том числе 135 тысяч пленными, а также большое количество вооружения. Это было первое в истории столь крупное поражение русских армий в битвах с немцами.   Существенное   влияние   на   построение   и   ведение   обороны   армейскими корпусами, особенно в маневренный период войны 1914­1915 гг., оказывали предвоенные взгляды, составлявшие теоретическую основу применения их сил и средств.  Изучив   боевой   путь   3­й   гусарского   полка,   мы   узнали,     что   полк принимал   участие   в   Восточно­Прусской   операции   1914   года   и   велика вероятность того, что в плен Афанасий Наумович попал в ходе именно этой операции. II глава.  Плен 2.1  Положение русских военнопленных в Германии   Начавшаяся первая мировая война существенно изменила общую картину плена,   отразилась   на   условиях   содержания   военнопленных   в   государствах пленения и создала новый опыт в деле правового регулирования жизни и быта узников плена всех воевавших стран. Расширилось понятие «военного плена» и фактически   распространилось   на   всех   подданных,   оказавшихся   во   власти враждебного государства. До   сих   пор   неизвестно   абсолютно   точное   количество   военнопленных Германии,   Австро­Венгрии   и   России   за   годы   первой   мировой   войны. Объясняется   это   не   только   несовершенным   тогда   учетом   пленников,   но   и откровенным   нежеланием  военных   властей   «обнародовать»   свои   потери, стремлением  скрыть  точное   число   пленных  стран —  противников   на своей 13 территории, чтобы избежать отчасти ненужного для властей внимания к этим пленным международных гуманитарных организаций. Известные на сегодня потери военнопленными Германии, Австро­Венгрии и России таковы: Кайзеровская империя на Восточном фронте потеряло около 190 тыс. человек; значительные людские потери Германии связаны с Западным фронтом, где им противостояли в основном Франция, Англия, Бельгия и США. Причем эти потери падают на 1917—1918 годы, когда масштабных военных операций   Россия   не   вела   в   силу   известных   событий,   а   затем   их   вовсе прекратила. Во Франции в плену оказалось около 400 тыс. немецких солдат и офицеров. Англичане взяли в плен 329 тыс. человек, американцы — 48,3 тыс., бельгийцы — 14,5 тыс. человек. Всего более 1 млн. немецких узников плена оказались в руках Антанты. Фактически, как в Центрально — европейских странах, так и в России «нормальной»   формой   содержания   военнопленных   было   постоянное заключение со строгим режимом, во многих отношениях носивший характер тюремного.   Все   лагеря   военнопленных   были   окружены   проволочным заграждениями; за пленными устанавливался постоянный надзор со стороны часовых, караульных и надзирателей. Фото № 2. https://brodaga­2.livejournal.com/750891.html Военнопленные   подвергались   жестокому   обращению,   истязанию   со стороны   военных   властей,   караульных,   обывателей   и   даже   врачей.   Точка 14 зрения, имевшая место в прежней исторической литературе, о «понимающем», даже «теплом» отношении населения к пленным, таким же «простым людям» как   они,   —   далека   от   истины.   На   пленных   солдатах   и   офицерах,   этих беззащитных   представителях   вражеских   армий,   вымещалось   все   озлобление против государства — противника.   И все­таки, нельзя не заметить, ссылаясь на документальные описания, мнения   многих   представителей   различных   гуманитарных   организаций,   на воспоминания   самих   узников   плена   —   положение   русских   пленных   было значительно хуже, чем военнопленных других наций. Их драматическая судьба определялась   не   только   обстоятельствами   пленения,   но   и   сложными психологическими переживаниями. Положения,   касающиеся   обращения   с   военнопленными   содержатся   в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. В ходе  Первой мировой войны  эти правила   обнаружили   ряд   недостатков   и   неточностей.   Эти   недостатки   и неточности   были   частично   преодолены   путём   специальных   Соглашений, заключенных между воюющими сторонами в Берне в 1917 и 1918 году. К тому времени мой прапрадед Иванов Афанасий Наумович  уже вернулся из плена совершив побег. Он не любил рассказывать о том, как пережил плен, но из   различных   источников   мы   знаем,  что   использование   пленных   в   качестве рабочей   силы   являлось   характерной   особенностью   военного   плена   в   годы Первой мировой войны. А немецкий и австрийский плен отличался еще и тем,   в   них   человеческое   достоинство,   являясь   основой что   подавлялось   неуважительного отношения к русским пленным, как к людям низшей расы, бесправных и обреченных в ожидании своей судьбы. В   1921 году   на   Женевской   конференции   Международного   Красного Креста   было   выражено   пожелание   принять   специальную   конвенцию   об обращении   с   военнопленными.   Международный   Красный   Крест   подготовил проект   конвенции,   который   был   представлен   на   Дипломатической 15 конференции в Женеве в 1929 году. Конвенция не заменяла, но завершала и собирала воедино положения Гаагских правил. Наиболее важные нововведения состояли   в   запрещении   репрессий   и   коллективных   наказаний   для военнопленных,   правила   организации   работы   военнопленных,   назначение представителей и контроль со стороны держав­покровительниц. Русские военнопленные вылавливают из реки бревна и строят из них  Фото  № 3      мосты. [1]     Источник: topwar.ru [1] Немецкие фотооткрытки времен Первой Мировой Войны Объем работ, выполненных русскими пленными, был огромен. Их силами были проложены сотни километров шоссейных и железных дорог, возведены мосты,  освоены  огромные  земельные   участки,  осушено   большое  количество болот.   Из­за   нежелания   терять   дешевую   рабочую   силу   германские   власти удерживали русских военнопленных вплоть до начала октябрьской революции. Идеологическое и психологическое воздействие официальных властей на пленных,   «промывание   им   мозгов»   повлекло   значительные   изменения   в умонастроениях военнопленных. Так, если в начале войны русские солдаты и офицеры бросались в бой с призывом «За Веру, Царя и Отечество», то к концу войны   в   условиях   пребывания   в   плену   мало   кто   из   них   испытывал патриотические чувства к Родине. 16 Такое   изменение   в   поведении   пленных   русских   солдат   и   офицеров объясняется   еще   и  бездушным,  преступным   отношением   к   ним   со   стороны официальных   властей   России.   В   1914—1917   гг.   эти   власти   не   признавали необходимости осуществления помощи пленным, полагая, что эта помощь шла бы   на   «пользу   врагу».   И   как   следствие   этого,   в   России   отсутствовала государственная программа помощи своим соотечественникам, оказавшимся в плену. Более того, пленные военнослужащие рассматривались властями как дезертиры   и   предатели   Родины.   И   для   русского  общества,  в   целом   было характерно пассивное и безучастное отношение к пленным соотечественникам. Из воспоминаний моего прапрадеда Иванова Афанасия Наумовича:          «Бежал из германского плена. Мысль о побеге пришла после известия об Октябрьской революции в России. Возможно, способствовала побегу и революционная   ситуация   в   самой   Германии,   а   также   в   вольном   городе Данциге  в 1918 году.  Бежал к своим через линию фронта. Полз по ночам. Чтобы   не   попасть   под   обстрел   со   стороны   русских   окопов,   кричал: «Братцы! Не стреляйте,  братцы, свои!».     Возвращаясь на родину, шел через Москву, где слушал выступления Ленина». В результате, ушедший в армию   21­летний   провинциальный   человек   с   психологией   частного собственника, пройдя армию, войну и плен, вернулся на родину зрелым человеком с коммунистическими взглядами.          2.2  Плен моего прапрадедушки  Иванова Афанасия Наумовича О   своем   плене   Иванов   Афанасий   Наумович   всегда   вспоминал   крайне скупо. Но в его семье знали, что мой прапрадед попал в лагерь военнопленных, расположенный   возле   города   Данциг   (Dantzig   ou   Dantzig­Troyl)    — административно­территориальной   единице   второго   уровня   в Пруссии, существовавшей   в   1815—1919   годы.   Административный   центр   округа 17 располагался в городе Данциг (Гданьск). Сегодня территория бывшего округа целиком расположена в Польше.  Наши поиски показали, что возле  города Данцинг был  концентрационный лагерь Тухоля. Лагерь был построен немцами в 1914 году,  во время Первой мировой войны. В нём сначала содержались военнопленные из стран Антанты: в основном русские и румынские, а также французские,  английские и итальянские военнопленные. Возможно,  именно здесь и был мой  прапрадедушка. скриншот № 4. Современная карта местности Но из разговоров с родственниками мы знаем, что прапрадедушка говорил, что пленных отправляли батрачить и в отдельные семьи. И что он сам позже жил   в   одной   из   немецких   семей.   Возможно   это,   по   нашему   мнению,   и способствовало его побегу. Хотелось бы отметить, что автобиография продолжается до 1947 года.  Нас  интересует еще один фрагмент.         Выдержка из автобиографии:  «В   1918   году   приехал   домой   и   поступил   на   работу   в   Порезский Волвоенкомат в качестве делопроизводителя.  18 В  1919  году   добровольно   вступил  в   ряды   РККА  в   257  стр.   полк   и сражался на восточном фронте против Колчака.  В августе 1919 г. выбыл из рядов РККА по ранению и был назначен заведующим   и   учителем   Чувашевской   школы   1ой  ступени,   Порезской волости, Глазовского уезда, Вятской губернии». Моего прапрадедушку Иванова Афанасия Наумовича не остановили потрясения, происходящие в нашем государстве.   Пройдя все испытания, связанные   с   первой   мировой   войной,   Иванов   Афанасий   Наумович   не остался   в  стороне   от   исторических   процессов,   происходящих   в  стране. Уже  в  1919  году  он  добровольно  вступил  в   ряды   РККА,  сражался  на восточном фронте против Колчака. Всю свою мирную жизнь Афанасий Наумович   проработал   учителем,   заведующим   и   директором   в   школах Сибири и Татарстана.    Заключение   Первая   мировая   война   буквально   потрясла   мировое   общественное сознание,   явилась   психологическим   стрессом   для   всей   современной цивилизации,   показав,   что   весь   достигнутый   людьми   научный,  технический, культурный   и   якобы   нравственный   прогресс   не   способен   предотвратить 19 мгновенное   скатывание   человечества   к   состоянию   кровавого   варварства   и дикости. Итак,   мы   дополнили   биографию   своего   родственника   историческими фактами, что привносит определенную ясность в имеющуюся информацию.  Но   это   лишь   один   эпизод   из   недолгой,   но   наполненной   историческими событиями жизни моего прапрадеда. К сожалению, первая мировая война стала лишь прологом в события 20­ го     века,     богатого   на   кровопролитные   войны   и   переломные   исторические события в нашей стране.  В настоящее время мы составляем генеалогическое древо нашей семьи. И продолжаем поиски информации. Мы сделали запросы в государственные архивы. Хотелось  бы проследить   боевой путь  деда  в  гражданской войне, а также найти информацию и о других родственниках.             Список литературы  20 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Коленковский А. К.   Маневренный период первой мировой  империалистической войны 1914, — М. 1940.     Первой   История   / под редакцией И.   И.   Ростунова. — М.: Наука, 1975. —Т. 2. — 608 с.     1914—1918     мировой       войны         гг.  Зайончковский   878 с. — ISBN      А.   М. Первая     5­89173­082­0       мировая       война. — СПб.: Полигон, 2000. —  Мировые войны XX века: В 4 кн. Ин­ т всеобщей истории. — М.: Наука, 2002 Белова И.Б. Возвращение русских военнопленных Первой мировой  войны в Советскую Россию: историографический аспект. Вестник  Вятского государственного гуманитарного университета, 2014г.        Васильева С.Н. Военнопленные Германии, Австро­Венгрии и России в  годы Первой мировой войны: дис. … канд. ист. наук. М., 1998;  Игнатьев А. А. 50 лет в строю. Петрозаводск, 1964. С. 157. Ронге М. Разведка и контрразведка. СПб., 2004. С. 222 Семейные архивы.   10. Электронная энциклопедия Википедия.   11. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  http://www.dissercat.com/content/postroenie­i­vedenie­oborony­russkimi­ armeiskimi­korpusami­v­pervoi­mirovoi­voine­1914­1918­#ixzz5bfB19VNf 21 Приложение № 1. Автобиография 22 23 Приложение № 2. События, которые, произошли в мире и в России в 1982  году     01   Января  ­   на   острове   Эллис   в   Нью­Йорке   открывается   иммиграционный пункт,   на   который   прибывает   большая   часть   людей,   ищущих   счастья   за океаном, вплоть до 1943 года 29 января — основана компания The Coca­Cola Company   15   Марта  ­   Американский   изобретатель   Jesse   Reno   запатентовал   первый эскалатор 08   Мая ­   наложен   запрет   на   природные   богатства   Конго,   не   позволяющий расплачиваться каучуком и слоновой костью с другими государствами  21 Мая ­ пуск первого в России электрического трамвая. Не в Петербурге, не в Москве – в Киеве 01 Октября ­ открывается Чикагский университет 18   Октября ­   открывается   первая   коммерческая   протяженная   телефонная линия Чикаго ­ Нью­Йорк 03   Ноября   ­   первая   удачная   автоматическая   телефонная   система представляется в Ла­Порте. (шт. Индиана, США) 06   Декабря  ­   премьеры   оперы   «Иоланта»   и   балета   «Щелкунчик»   П.   И. Чайковского 08 ноября ­ в США прошли 27­е президентские выборы 22   Декабря Высочайшее   повеление   о   строительстве   Транссибирской магистрали. А   в   этом   списке   ровесники   моего   прапрадеда,   известные   люди, родившиеся в 1892 году: 3 января — Джон Рональд Руэл Толкин, английский писатель, лингвист,  филолог, автор знаменитой трилогии «Властелин Колец» и сказки «Хоббит»  (ум. в 1973) 24 6 февраля — Иван Лойко, русский лётчик­ас Первой мировой войны 6 апреля — Дональд Дуглас, знаменитый американский авиаконструктор (ум.  в 1981). 8 апреля — Мэри Пикфорд, американская актриса, звезда немого кино (ум.  в 1979 ) 13 апреля — Роберт Уотсон­Уатт, шотландский физик, изобретатель радара  (ум. 1935) 2 мая — Манфред фон Рихтгофен, немецкий лётчик­ас Первой мировой  войны (ум. в 1918) 7 мая — Иосип Броз Тито, президент Югославии  (ум. в 1980) 2 июля — Джек Леонард Уорнер, младший из братьев­основателей  кинокорпорации Warner Brothers 8 октября — Марина Цветаева, русская поэтесса (ум. в 1941) 31 октября — Александр Алехин, 4­й чемпион мира по шахматам (ум. в 1946) 25

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны

История моей семьи в истории страны: мой прапрадедушка участник Первой Мировой войны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.