Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. Капиталистическом обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода уравновешивающим началом — развитой системой поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой
школы и её главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для
буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже
недостаточно. Капиталистическом обществе, где все строится на власти
денежного мешка, на основе «свободной» куплипродажи стимулы
повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло
свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы
наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода
уравновешивающим началом — развитой системой поощрений.
Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и
пряника».
Наряду с постепенно отходящими на задний план, но не
снимаемыми вовсе с вооружения физическими наказаниями, буржуазная
школа унаследовала от старой школы и разного рода
«мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. «С
ослаблением страха телесных наказаний, — писал П. Ф. Каптерев, —
вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали
совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и
деликатный — страх духовных страданий, страх мучений уязвленного
самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук
соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной
стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с
другой — множество наград...
Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в
лишении какойлибо части костюма (например, передника в женских
школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в
ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка
на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за
последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании
в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или
служительниц и т. п.» [11, стр. 8]
В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести
грани, отделяющие педагогические представления о наказании и
поощрении от правовых. «Награждение, с точки зрения педагогики, не
есть воздаяние за заслуги». [27, стр. 83] «Наказание педагогическое не
есть средство устрашения. Воспитание не может избрать одноговоспитанника для того, чтобы на его примере учить других». [27, стр. 92]
«Главная цель юридических наказаний — возмездие (или воздаяние), а
главная цель педагогических наказаний — исправление». [22, стр. 322]
Подобных высказываний из старых пособий и учебников педагогики
можно привести немало. Но они были призваны играть роль лишь декла
рации, никак не подтверждавшихся практикой. В условиях воспитания в
буржуазном обществе поощрения и наказания никогда не были и не
могли быть не чем иным, как средствами «устрашения», «воздаяния»,
«кары», «платы за услуги» и т. п.
Идею о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без
наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений
учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и
красоты, высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова
была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского
писавшего: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то
это показывает несовершенство нашего искусств воспитания. Лучше,
если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут
ненужными». [26, стр. 151]
Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит
детям наказаниями за свою неспособность [4, стр. 334], и Н. А. Доб
ролюбов, и Л. Н. Толстой, и многие замечательные умы России и
Западной Европы. А. Дистервег, например, считал, что меры наказания
«большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется
правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета
обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение
наказаний». [10, стр. 212]
Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной
при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт
отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной
стороны, и наградами за успехи и благонравие — с другой, с ее насилием
я лицемерной ложью о справедливом «воздаянии» каждому по его
заслугам был, бесспорно, прогрессивным явлением.
В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых
как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны,
честолюбия детей, а с другой — их страха, в буржуазной педагогике
получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и
наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский
просветитель Ж.Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнегозадания, то «естественным следствием» этого проступка явится
наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого
задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения:
скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это
родители дарят ему новые книги. [3, стр. 264]
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять
принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания,
но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в
системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.
Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно
должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать
новых конфликтов». С таким пониманием тёсно связана его идея о
необходимости индивидуализации наказания и недопустимости, каких
бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с
тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе
определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь
против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без
анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных
особенностей, А. С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен
располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и
наказания. [19]
Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и
всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей,
тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных
ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость
использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае
вытекает не из какойто «шкалы» пороков и добродетелей, за которые
следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально
проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в
коррекции поведения детей. [9, стр. 52]