Данный материал будет интересен для проведения классного часа по профориентации, по теме "История профессии - плотник". Целью классного часа является знакомство с профессией плотник, его особенностями.
В течение урока решались задачи по формированию у обучающихся представления о профессии плотник, а так же на протяжении всего урока происходит коррекция и развитие зрительного и слухового восприятий, прививается интерес к профессии.ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ – ПЛОТНИК.
Цель: Знакомство с профессиями плотник и столяр.
Задачи:
1.Формировать у обучающихся представления о профессиях плотника и столяра;
2. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятий.
3. Воспитывать интерес к профессии.
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ – ПЛОТНИК.
Цель: Знакомство с профессиями плотник и столяр.
Задачи:
1.Формировать у обучающихся представления о профессиях плотника и столяра;
2. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятий.
3. Воспитывать интерес к профессии.
Ход классного часа:
Организационный момент:
Проверка выполнения домашнего задания.
Обучающиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме: «Деревянные
изделия для дачи».
Сообщение темы и целей классного часа.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе? О какой профессии?
Сегодня мы поговорим о плотниках и столярах. Узнаем когда появились эти
профессии и чем они занимаются.
Рассказ обучающимся о профессии.
Люди, занятые этой профессией, были на земле с древних времён. Упоминание о них
находили в источниках, которым уже более пяти тысяч лет. Дерево могли
обрабатывать почти все цивилизации мира – Египет, Китай, Индия, европейские
племена. Тысячелетиями дерево обрабатывали только с помощью топора и
деревянных клиньев. Пила, как инструмент плотника, появилась только четыреста
лет назад. Этого благородного ремесла не стеснялись даже особы королевской
крови. Царь Пётр-1 лично принимал участие в строительстве деревянных кораблей.
Рассказывает обучающийся: Пётр1 был первым русским царём, который
отправился в заграничную поездку. Он мечтал собственными глазами увидеть работу
иностранных корабельщиков. В Голландии Пётр1 наряду с простыми мастерами
учился строить военные корабли. Поселился Пётр1 в маленьком домике около верфи
( это спец.место для строительства кораблей). Огромного роста, красивый, с
распущенными волосами, в рабочей одежде и кожаном фартуке он работал на верфи
как простой ПЛОТНИК. Он научился ловко пользоваться топором и другим
плотницким инструментом. Пётр был любознательным, быстро обучался каждому
новому для него делу. Любопытные голландцы съезжались со всей страны, чтобы
посмотреть на русского царя. Толпами они ходили за ним, еле успевая за быстро и
широко шагающим Петром.
( показать иллюстрации с портретами Петра1).
Профессия плотник была одной из самых востребованных в России. Рязанских
мужиков так и называли – косопузые. За то, что они топоры носили за кушаками (за
поясами). Целые деревни занимались этим ремеслом. Плотники путешествовали по
стране, строя и обычные избы и бани, и барские хоромы, и деревянные храмы.
Оплата за работу включала в себя деньги, да сверх того, как водится харчи (еду). И
мы до сих пор любуемся чудесами деревянного зодчества .Многие считают, что
плотник – это то же, что и столяр, однако не стоит путать эти две разные профессии.
Единственное, что их объединяет, так это то, что они работают с деревом. Столяр
изготавливает мебель и др. изделия из деревянных досок, фанеры, шпона и др.
материалов, также украшает их резьбой по дереву.
Беседа по теме с обучающимися:
Учитель: «А вы никогда не задумывались, откуда он берёт все эти материалы –
деревянные доски, бруски, панели и т.д. (показ образцов деревянных материалов:
досок, брусков, фанеры, шпона).
Ответы обучающихся.
Учитель. Все эти вещи изготавливает плотник. Материалом для них служит в
основном древесина хвойных пород (хвойные деревья: кедр, пихта, ель,
лиственница)из которой плотник делает брёвна, брусья, доски, пластины, фанерные листы,
деревянные плиты из которых потом столяр и будет мастерить различные изделия.
А какие деревянные изделия вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель. К мебели относятся те предметы, на которых мы спим, едим, сидим.
Поэтому та волчья шкура, на которой в своей пещере спал первобытный человек,
может называться его мебелью. Когда человек изготовил первый грубый ящик, в
котором он хранил свои костяные орудия труда, можно сказать, что он сделал свой
первый шкаф и стал столяром.
Наши предки очень любили красивую мебель, они украшали её резными спинками,
подлокотники кресел обивали бархатом, а шкафы и ножки столов украшали
изображениями животных. Столяры украшали мебель металлом, слоновой костью,
камнями, драгоценными камнями, кусочками панциря морской черепахи. Старинная
мебель была красивая, но не очень удобная. Например, первые кровати были
настолько высокими, что забраться на них можно было только по ступенькам.
Современные столяры делают мебель и красивой и удобной. Это настоящие
волшебники, в руках которых обычная деревяшка превращается в глубокое
удобное кресло, в мягкий диван или шкаф. Вот какая это замечательная
профессия! . (показ иллюстраций различных зданий, построек, мебели, поделок и
т.д.).
Обработкой древесины тоже занимается плотник, причём он может работать и при
помощи плотницких инструментов или пользоваться специальными машинами( всё
зависит от масштабов стройки)
Учитель. Кто знает, а какими инструментами пользуется плотник, и какие
использует материалы? А для того чтобы вы правильно ответили на этот вопрос
отгадаем кроссворд:
(инструменты и материалы плотника).
Кроссворд:
1 ТОПОР
2 ПИЛА
3 ГВОЗДЬ
4 МОЛОТОК
5 РУБАНОК
6 ПИХТА
7 ЁЛКА
Вопросы для кроссворда:
1. Кланяется, кланяется
Придёт домой – растянется, (ТОПОР)
2. Зубы имею, а головной боли не знаю. (ПИЛА)
3. Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога. (ГВОЗДЬ).
4. Сам худ - голова с пуд. (МОЛОТОК)
5. По деревянной речке
Плывёт кораблик новый,
Свивается в колечки дымок его сосновый. (РУБАНОК)
6. Хвойное дерево ( ПИХТА)
7. Новогоднее дерево (ЁЛКА)
Учитель: Сейчас один из вас прочитает вам небольшое стихотворение, а вы должны,
сказать о какой профессии идёт речь.
2Давно он с деревом знаком,
С пилой, рубанком, молотком.
Избу поставит и дворец
Прекрасный мастер- молодец!
Бревно к бревну подгонит ловко,
Все щели паклей подоткнёт,
Во всём видна его сноровка,
Он никогда не подведёт.
ПЛОТНИК.
РАБОТА С ВЫСТАВКОЙ КНИГ
Больше узнать о профессиях плотника, столяра и других проф. вам помогут книги.
На выставке книг – только некоторые из них. Взять их можно в библиотеке школы и
библиотеке им. Лихачёва.
В» Большой энциклопедии профессий» Г.Л. Шалаевой вы можете узнать о 237
профессиях, в том числе о плотниках и о столярах. Книга очень интересная,
красочная.
( показать иллюстрации из книги).
- В книге Джанни Родари вы сможете прочитать стихотворение «Чем пахнут
ремёсла?» ( читает учитель или обуч-ся).
- В книге Ю.С. Семендера «Чем пахнет работа?» вы можете узнать и вкус работы.
(читает учитель или обуч-ся).
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ.
На классном часе мы говорили, что плотника и столяра объединяют только то, что
они работают с древесиной, какие выполняют работы, какие используют
инструменты. А из стихов мы что узнали? ( У каждого дела есть свой запах, цвет и
вкус).
А кто ничем не пахнет? (Только бездельник не пахнет никак). Кто такой бездельник?
К этому стихотворению отлично подходит пословица: « Маленькое дело лучше
большого безделья».
Итог классного часа: Для строительства крупных объектов обрабатывают
древесину на деревообрабатывающих машинах, а при малом объёме плотник делает
всё сам. Обработав древесину, плотник приступает к изготовлению из неё
различных изделий и деталей. Он также ведёт работы по установке разных
деревянных конструкций, по закладке деревянных фундаментов, возведение
деревянных стен, перегородок, полов и крыш.
Вы, наверное, видели как красят и реставрируют фасады зданий - рабочие
передвигаются по специальным деревянным сооружениям, похожими на
многоэтажные мостики. Они называются строительными лесами, а изготавливает и
устанавливает их плотник. Так что профессия эта очень важная и без неё не
обойтись ни на одной стройке.
ПЛОТНИК должен знать: породы и пороки древесин, основные элементы
деревянных частей зданий и конструкций, требования к ним, способы разметки и
изготовления деревянных конструкций, правила пользования инструментом
Литература:
«Большая энциклопедия профессий» Г.Л. Шалаева. АСТ слово.Полиграфиздат.
Москва, 2010г.
«333 современные профессии и специальности» М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк.
СТР.268
«Человек и профессия» Лениздат 1986 г.
«Чем пахнет работа?» Ю.С. Семендер Москва «Детская литература» 1987г.
«Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?» Джанни Родари. Лениздат-1984г.
3.
45Зубастый зверёк
Грызёт со свистом дубок. (ПИЛА)
Две ручки, во всё брюхо зубки. (ПИЛА).
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога. (ГВОЗДЬ).
Сам деревянный, а голова железная. (МОЛОТОК)
Толстый тонкого побьёт
Тонкий что-нибудь прибьёт. (МОЛОТОК И ГВОЗДЬ).
Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет,
Только носик прячет. (ГВОЗДЬ).
Тит на работу вышел-
Каждый услышит. (МОЛОТОК).
6