Исто́рия Ру́сской це́ркви — история православной церкви на территории исторической Руси, в частности, княжества Киевского, Великого княжества Московского, царства Русского, а впоследствии Российской империи, СССР, а после распада последнего в 1991 году — государств, образовавшихся на его территории, на которую продолжает простирать свою исключительную церковную юрисдикцию Московский патриархат.
Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения
П.В. Знаменский
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Учебное пособие
под редакцией профессора К.Е. СкуратаСергиев Посад
2006
2ОГЛАВЛЕНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ. Понятие о науке истории Русской Церкви……………………5
§ 1. Разделение на периоды……………………………………………………6
§ 2. Христианство в пределах России до X века……………………………..7
§ 3. Крещение великой княгини Ольги……………………………………….8
§ 4. Крещение святого Владимира…………………………………………....9
§ 5. Крещение жителей Киева………………………………………………..11
ПЕРИОД I. ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАШЕСТВИЯ
МОНГОЛОВ (9881237 годы)
ГЛАВА I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ…………….13
§ 1. Распространение христианства при святом князе Владимире………...13
§ 2. Распространение веры при преемниках святого Владимира
в XI–XII веках……………………………………………………………..13
§ 3. Христианство у инородцев………………………………………………15
§ 4. Причины успешного распространения христианства на Руси………...16
§ 5. Древняя языческая мифология славян………………………………….17
§ 6. Попытки католичества подчинить Русскую Церковь………………….19
§ 7. Орден Меченосцев……………………………………………………….20
§ 8. Распространение католичества в Галицком княжестве………………..21
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ЦЕРКВИ…………………………...22
§ 1. Начало русской митрополии…………………………………………….22
§ 2. Митрополиты — греки…………………………………………………..22
§ 3. Митрополиты из русских………………………………………………...22
§ 4. Зависимость киевских митрополитов от патриарха…………………...24
§ 5. Значение иерархии в гражданских делах……………………………….24
§ 6. Первые епархии на Руси…………………………………………………25
§ 7. Положение епископов……………………………………………………26
§ 8. Церковное законодательство…………………………………………….27
§ 9. Уставы русских князей…………………………………………………..28
§ 10. Источники содержания иерархии……………………………………...29
§ 11. Низшее духовенство, порядок его избрания и средства содержания.29
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………..30
§ 1. Начало просвещения при святом князе Владимире……………………304
§ 2. Духовное просвещение при преемниках святого князя Владимира….30
§ 3. Характер книг. Переводная письменность……………………………..31
§ 4. Самостоятельная русская письменность………………………………..32
ГЛАВА IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………
35
§ 1. Общий взгляд на богослужение…………………………………………35
§ 2. Первые храмы…………………………………………………………….35
§ 3. Святые иконы……………………………………………………………..36
§ 4. Святые мощи……………………………………………………………...37
§ 5. Значение храмов………………………………………………………….37
§ 6. Новые русские праздники………………………………………………..38
§ 7. Богослужебные уставы, книги и церковное пение……………………..38
§ 8. Особенности богослужения Русской Церкви…………………………..39
§ 9. Спор о постах……………………………………………………………..40
ГЛАВА V.
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА НРАВСТВЕННОСТЬ НАРОДА……..41
§ 1. Остатки язычества………………………………………………………..42
§ 2. Примеры благочестия……………………………………………………42
§ 3. Монашество………………………………………………………………43
§ 4. Преподобные Антоний и Феодосий…………………………………….44
§ 5. Устройство КиевоПечерского монастыря……………………………..45
§ 6. Значение КиевоПечерского монастыря………………………………..47
§ 7. Другие монастыри………………………………………………………..48
ПЕРИОД II. ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО
РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ (1237 1459 гг.)
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ПРИ ВЛАДЫЧЕСТВЕ
МОНГОЛОВ НА РУСИ…………………………………………...50
§ 1. Бедствия при нашествии монголов……………………………………..50
§ 2. Отношение монголов к христианству…………………………………..50
§ 3. Мученики за веру………………………………………………………...51
§ 4. Ханские ярлыки…………………………………………………………..51
§ 5. Распространение христианства среди татар……………………………52
§ 6. Христианство на Севере…………………………………………………52
§ 7. Христианство на СевереВостоке. Святой Стефан Пермский………...53
§ 8. Борьба православия с католичеством на Северозападе………………545
§ 9. Православие и католичество в ГалицкоВолынском княжестве……...55
§ 10. Православие и католичество в Литве………………………………….55
ГЛАВА II. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ………………………………………58
§ 1. Митрополит Кирилл II…………………………………………………...58
§ 2. Митрополит Максим……………………………………………………..59
§ 3. Святой митрополит Петр………………………………………………..59
§ 4. Святой митрополит Феогност…………………………………………...60
§ 5. Святой митрополит Алексий. Споры о единстве митрополии………..61
§ 6. Смуты в митрополии по кончине святого митрополита Алексия.
Святой митрополит Киприан……………………………………………63
§ 7. Святой митрополит Фотий………………………………………………65
§ 8. Митрополит Григорий (Цамблак)……………………………………….66
§ 9. Митрополит Исидор……………………………………………………...68
§ 10. Святой митрополит Иона……………………………………………….68
§ 11. Разделение митрополии………………………………………………...68
ГЛАВА III. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………69
§ 1. Состояние богослужения после нашествия Батыя……………………..69
§ 2. Владимирский (1274) и Константинопольский (1276) соборы
о богослужении…………………………………………………………...70
§ 3. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению
богослужения……………………………………………………………..71
§ 4. Строительство храмов и их значение…………………………………...72
§ 5. Святые иконы……………………………………………………………..72
§ 6. Новые праздники…………………………………………………………73
§ 7. Ересь стригольников……………………………………………………..73
ГЛАВА IV. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ…………………………………….75
§ 1. Примеры благочестия……………………………………………………75
§ 2. Монашество………………………………………………………………75
§ 3. Значение ТроицеСергиева монастыря…………………………………77
§ 4. Другие монастыри и подвижники………………………………………77
§ 5. Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество……………..78
§ 6. Монастырские вотчины………………………………………………….78
§ 7. Значение монастырей…………………………………………………….79
ГЛАВА V. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………………………81
§ 1. Переводная письменность…………………………………………….....816
§ 2. Распространение апокрифов…………………………………………….81
§ 3. Отечественная оригинальная письменность……………………………82
§ 4. Поучения ХIII века……………………………………………………….82
§ 5. Поучения XIVXV веков…………………………………………………82
§
Жития
святых……………………………………………………………..83
6.
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….84ВВЕДЕНИЕ
Понятие о науке истории Русской Церкви
7
История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в
жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом
науки истории Русской Церкви является её историческая жизнь. Русская
церковная история, систематически изображающая ход постепенного
внешнего и внутреннего развития Православной Церкви Христовой в земле
Русской, должна рассказать в частности:
1) как распространялась Церковь Христова среди русских людей и
инородцев, преодолевая при этом разные препятствия или терпя ущерб со
стороны врагов Православия, внутренних и внешних;
2) как устраивался её иерархический строй и определялись
отношения к государству;
3) чему и как Русская Церковь учила народ, в какой степени
последний усваивал её учение, в каких особенных формах это учение
отражалось в его сознании, и как своим воспитательным влиянием она
постепенно сглаживала эти особенности, приближая христианское сознание
своей паствы к вселенскому пониманию православного учения;
4) как создавалось понятие народа о способах богоугождения, о
христианских святынях; какие национальные особенности обнаруживались
в православном богослужении;
5) как под влиянием Церкви совершенствовалась нравственная
жизнь народа.
Источники, из которых можно почерпнуть относящиеся сюда
сведения, двоякого рода; одни — общие у истории Русской Церкви с
русской историей вообще: хронографы, летописи, всякого рода
официальные акты и законы, записи современников, бытовые пажитники,
сказания иностранцев и прочее; другие — частные, относящиеся собственно
к церковной жизни России. Сюда относятся памятники церковного и
относящегося к Церкви законодательства, правила, грамоты, послания,
всякого рода распоряжения русских иерархов, постановления русских
соборов, дела архивов, летописи и акты церковных учреждений — церквей
и монастырей: синодики, каталоги иерархов, истории некоторых епархий,
написанные по местным первоисточникам, жития святых и сказания о
святынях, жизнеописания церковных деятелей, поучения, проповеди,
обличительные и назидательные послания и другие памятники духовной
словесности, в которых выражались религиозная мысль и чувство русского
человека; вещественные памятники: храмы, иконы, предметы церковной
утвари, богослужебные книги; невещественные памятники: устные
предания, народные верования, религиозные обычаи, обряды и другие
живые остатки народной религиозной жизни прежних времен, оживляющие8
и уясняющие скудные известия о ней из других источников и во многих
случаях заменяющие даже сами эти известия.
§ 1. Разделение на периоды
Разделение русской церковной истории на периоды близко
соответствует делению на периоды русской гражданской истории. В
продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России
развивается преимущественно на Юге, около своего Киевского центра,
среди междоусобиц и конфликтов удельного времени в борьбе с сильными
ещё остатками языческой жизни и под непосредственным руководством и
господствующим влиянием Греческой Церкви. Период этот продолжался
до монгольского нашествия, после которого гражданский и церковный
центры России переместились с Юга на Север, в пределы Великороссии.
Получив на Севере большую внешнюю устойчивость, Русская
Церковь начала яснее определять свои отношения к государству и народу,
всё более и более развивать в себе национальный характер и принимать
непосредственное участие во всех важных жизненных вопросах: в
облегчении тяжести монгольского ига, в объединении страны, в удержании
связи между разрывающимися двумя половинами Руси — Северной и
Южной, в ослаблении своей собственной зависимости от Византии.
Этот период завершается политическим разделением Русской
Церкви на две половины — Московскую и КиевоЛитовскую.
Затем наступает новый период — время внешнего и внутреннего
благополучия Московской Церкви и бедствий Киевской в пределах
иноверного государства. Этот период для Московской Церкви завершается
её возвышением на степень патриархата, для Киевской же —
присоединением её к Московскому Патриархату.
С начала XVIII века настало новое время для всей русской жизни —
время нового государственного строя и новых определений относительно
государственного положения и внешнего устройства Церкви, время
усвоения Россией плодов западной цивилизации, а вместе с тем и время
многих новых явлений в истории русской религиозности, новых отношений
к Церкви русского общества. Наступил Синодальный период русской
церковной истории.
Следующий период начинается с года восстановления
патриаршества в России, то есть с 1917 года и заканчивается в конце 80х
годов XX века. Новейший период начинается в начале 90х годов прошлого
столетия и продолжается по сей день.
Таким образом, всё течение русской церковной жизни можно
разделить на семь периодов:
* Условной датой окончания этого периода можно считать празднование 1000
летия Крещения Руси1) Киевский — от Крещения Руси до нашествии монголов
(9881237 гг.).
2) Монгольский — от нашествия монголов до разделения Русской
9
митрополии (12371459 гг.).
3)
МосковскоКиевский — период разделенной митрополии
(14591589 гг.).
4) Патриарший — от учреждения патриаршества до его
упразднения (15891700 гг.).
5) Синодальный — до восстановления патриаршества (17001917
гг.).
6) Советский период — с 1917 года до конца 80х гг. XX в.
7) Новейший период — с начала 90х гг. XX в. и до наших дней.
§ 2. Христианство в пределах России до Х века
Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что
начало христианства в России положено ещё во времена апостольские
святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью
Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он поднялся по Днепру до гор,
где впоследствии возник Киев, благословил их и предрек, что на них
воссияет благодать Божия: «имать град велик быти и церкви многи
имать Бог воздвигнути». Но после этого ещё долго мы не видим никаких
признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за
исключением только самых южных её пределов, где находились старинные
колонии греков и где есть очень древние следы христианства, может быть,
действительно относящиеся ко времени святого апостола Андрея. Так, в III
веке в низовье Дуная была епархия Скифская, или Томитанская, а в Таврии
(Крыму) христиане были уже во дни святого Климента Римского,
сосланного сюда из Рима в 94 году. В IV веке упоминаются таврические
епархии Херсонская и Босфорская, в VIII веке — Сурожская и
Фумская. Кроме того, в IV веке были епархии и у готов, живших между
Доном и Днестром. Из этих мест семена христианства хотя и могли быть
занесены на Русь, но едва ли могли привиться, потому что падали, так
сказать, при пути, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в
Европу разные азиатские орды.
Более благоприятные условия для евангельской проповеди настали
со времени поселения в пределах России оседлых славянских племен.
Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для
грабежа, торговли и службы в императорских войсках. Есть отрывочные
извести и о случаях принятия славянами христианства. В результате этого
знакомства такой пример имеем в житии святого Стефана Сурожского
(787). Некий славянский князь Бравалин вскоре после смерти святого10
напал с дружиной на Сурож, разграбил его и хотел ограбить и мощи святого
Стефана, но был поражен чудесной силой и крестился. Также и в житии
святого Георгия Амастридского передается подобный рассказ о россах,
напавших на Амастриду (в Пафлогонии) и хотевших раскопать гроб святого
Георгия. Пораженный чудом, совершившемся с воинами, их вождь просил
молитв христиан, освободил пленных и заключил с жителями союз. Во
второй половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали
проповедь первоучителей и просветителей славянских — святых братьев
Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла). Значение их
служения для славян далеко не исчерпывается тем, что они обратили ко
Христу многие славянские народы; чрезвычайно важная их заслуга в том,
что они создали славянскую письменность и перевели на славянский язык
Священное Писание и богослужебные книги. Около того же времени было
положено начало Русского государства, которое, по воле Божия Промысла,
воспользовалось трудами святых Кирилла и Мефодия более других
славянских народов. Княжеская власть стала соединять разрозненные
славянорусские племена в один народ и, таким образом, пролагать путь к
будущему всенародному крещению Руси.
Киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние
православной Византии и подготовили христианству путь на Русь. В 866
году они совершили набег на Царьград. Тогда после усердной молитвы
император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на
берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили её в воду.
Поднялась буря и стала топить суда руссов, и только немногим из них
удалось возвратиться домой. Пораженные чудом князья просили крещения.
Посланный в Киев епископ произвел на князей сильное впечатление своей
проповедью и особенно чудом, когда он вынул положенное в костёр
Евангелие невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно,
крестились и князья; по крайней мере, известно, что киевские христиане на
могиле Аскольда построили церковь Святителя Николая.
По убиении Аскольда и Дира князем в Киеве стал Олег,
переехавший сюда из Новгорода. Он тоже совершил поход на Царьград,
осадил этот город, а затем заключил с греками в 911 году выгодный мир.
Когда его послы находились в Греции для заключения мира. Их водили по
церквям, показывали святыни и наставляли в православной вере. После
заключения договора русские ещё чаще стали бывать в Византии для
торговли, жили там по несколько месяцев при монастыре св. Маммы и
ближе знакомились с Православием. Некоторые даже поступали на службу
к императору.
В 944 году преемник Олега, Игорь тоже заключил договор с
греками, в этом договоре Русь разделяется уже на крещеную и некрещеную,
первая клялась в соблюдении договора при киевской соборной церкви11
святого Илии.
§ 3. Крещение великой княгини Ольги
Вдова Игоря Ольга, «мудрейшая из всех людей», как её называет
летопись, сама пожелала креститься. В 957 году, в возрасте 67 лет, она
поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, ещё раньше просвещена
евангельским учением в Киеве православными пастырями (одного из них по
имени Григорий мы видим в числе её спутников). Крещение её совершил
патриарх Полиевкт, восприемником был император Константин
Багрянородный. С княгиней в Царьграде были её племянник, многие
знатные женщины, послы, переводчики. Некоторые из них тоже крестились.
По возвращении на Русь Ольга, в крещении Елена, до самой кончины своей
сияла благочестивой жизнью среди язычников, «аки луна в нощи».
Она уговаривала принять христианство и своего сына Святослава,
но он не хотел и слышать о крещении. Новая вера была вовсе не по
характеру воинственному князю и его дружине, и над теми, кто принимал
крещение, дружина и князь насмехались. Однако Ольга имела, вероятно,
немалое влияние на детей Святослава, при которых оставалась
воспитательницей в Киеве во время его отсутствия. И если после кончины
Ольги Святослав воздвиг на христиан гонение — знак того, что новая вера
обратила на себя серьёзное внимание язычников, то при его детях,
Ярополке и Олеге, помнивших наставления своей бабки, положение
христиан улучшилось. Надо заметить при этом, что у Ярополка и жена была
христианка
пленная монахинягречанка. В 1044 году великий князь
Ярослав крестил кости Ярополка и Олега. Факт странный, и объясняют его
именно тем, что Ярослав слышал о расположении своих дядей к
христианству. Оба князя погибли в усобицах.
Скончалась великая княгиня Ольга в 969 году. Есть известия, что до
самой смерти она ездила из Киева по городам и селениям Русской земли
для проповеди христианства. Сравнивая святую княгиню с её
равноапостольным внуком, летописец называет её «зарей утренней,
предваряющею солнце».
§ 4. Крещение святого Владимира
Младший брат Ярополка и Олега Владимир, ставший после них
князем в Киеве, был ещё ребёнком, когда умерла святая Ольга, и поэтому,
по сравнению с братьями, в меньшей степени испытал на себе её влияние. К
тому же в детстве его увезли в Новгород, где христианство было менее
распространено, чем в Киеве, и он вырос под влиянием язычества.Занятие Владимиром киевского престола являлось торжеством
12
языческой стороны в Киеве над христианской.
Стрибога,
ХорсаДажбога,
Новый князь с дядей Добрынею сразу стали украшать Киев
идолами, утверждая таким образом язычество. На холме перед своим
двором князь поставил деревянного Перуна с серебряной головой и
Симаргла и других
золотыми устами,
идолов. По словам летописи, никогда ещё в русской земле не было такого
гнусного идолослужения, как теперь. В 983 году, после удачного похода на
ятвягов, решено было принести богам человеческую жертву. Жребий пал на
христианского юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не хотел выдать
сына и озлобил язычников смелым обличением их безумия. Яростная толпа
убила их обоих. Однако кончина этих мучениковисповедников
христианства дала импульс к обращению Владимира в новую веру. Судя по
многим известиям летописи, великий князь обладал широкою натурой,
склонной ко всяким излишествам. В народных былинах есть сведения о его
разгульных пирах с дружиной, а в летописи говорится о чрезмерном его
женолюбии, причем он сравнивается в этом отношении с Соломоном. Но та
же широта натуры делала Владимира способным, при содействии благодати
Божией, к коренному нравственному перевороту: как Савл из ревнители
иудейского закона преобразился в апостола Павла, так и поборник
язычества Владимир, изменив жизнь и всем сердцем приняв святую веру,
впоследствии стал равным апостолам.
Славянорусское язычество, несмотря на свое господство, не в
состоянии было конкурировать ни с одной из окружавших его религий: ни с
магометанством болгар, ни с иудейством хазар, ни католичеством Запада,
ни тем более с Православием греков — так что самая ревность князя к
языческой вере ещё больше обнаруживала её несостоятельность и ускорила
переворот в убеждениях князя и его окружения.
Начался выбор новой веры. Предание говорит нам о приходе к
Владимиру послов из многих стран с предложением разных вер. Выбор
князя, подробно изображенный в летописном сказании о беседе его с
миссионерами разных религий, склонился на сторону греческого
Православия. Греческий миссионер, согласно этому сказанию, произвел
сильное впечатление на Владимира своим учением об Искуплении и
будущей жизни и особенно иконой Страшного Суда, которую показал
князю. По уходу его, блин, князь, посоветовавшись с дружиной и
старейшинами, послал десять «разумнейших мужей» в разные страны для
испытания вер. Ничья вера так не понравилась русским послам, как
греческая. Когда они вернулись в Киев, то рассказали, что в храме святой
Софии в Константинополе «они не знали, где стояли, — на небе или на
земле». Нашлось и другое доказательство в пользу Православия — пример
великой княгини Ольги, которая была «мудрее всех человек». Решено было13
креститься, ждали только удобного к этому случая. «Подожду ещё
немного», — говорил князь, сердце которого уже начиналось проникаться
действием призывающей благодати Божией.
В 988 году войско Владимира осадило Корсунь. Подобно другим
языческим вождям в таких же обстоятельствах, князь дал обет креститься в
случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних византийских
итераторов Василия и Константина руки их сестры Анны и при этом
обещал принять их веру. Императоры согласились и склонили сестру к
этому браку. В ожидании невесты князь разболелся глазами. Прибывшая в
Корсунь Анна убедила его ускорить принятие святого крещения, если он
хочет избавиться от болезни.
И действительно, как только корсунский епископ крестил его, князь
прозрел и, дивясь своему исцелению, воскликнул: «Теперь только узрел я
Бога истинного!». Дружина его тоже крестилась. После крещения был
совершен брак Владимира с Анной. В память всего этого князь создал в
Корсуне церковь, вернул город грекам и возвратился в Киев, взяв с собой
пресвитеров корсунских и цареградских, мощи святого Климента Римского
и ученика его Фива, а также святые чаши, кресты, чудотворные иконы и
церковную утварь.
§ 5. Крещение жителей Киева
В Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр, а затем
велел истреблять идолов. Перуна привязали к конскому хвосту и потащили
в Днепр, по дороге ударяя его палками. По истреблении идолов
духовенство и князь ходили по городу с проповедью. Многие крестились с
радостью, другие не хотели и слушать проповеди, третьи колебались, как
колебался прежде и сам князь. Тогда от Владимира вышло повеление,
чтобы на другой же день все некрещеные явились к реке, а кто не явится,
будет считаться противником князя. Это решило недоумение тех, которые
колебались. «Если бы новая вера была нехороша, — думали они, — то
князь и бояре не приняли бы её», — и шли креститься, другие явились на
реку из страха, упорные же язычники бежали от княжеского гнева в степи и
леса. На другой день после княжеского повеления на Днепре произошло
общее Крещение народа. Тогда, по словам благочестивого летописца, земля
и небо ликовали, видя множество спасаемых. «Боже великий,
сотворивший небо и землю, — взывал в радости Владимир, — призри на
новых людей Своих, дай им, Господи, познать Тебя, как познали страны
христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую». Произошло
это в 988 году, который вошел в историю как год Крещения Руси.
После крещения князя, дружины и всего стольного города
христианство на Руси сделалось господствующей религией. Последовало14
образование поместной Русской Церкви, для существования которой уже
созрели все условия. Она имела в Киеве значительную паству, которая
вскоре начала увеличиваться через распространение истинной веры и вне
Киева, среди разных славянских и инородческих племен Руси, она имела
свою иерархию, состоящую из митрополита Михаила, епископов и
священников, прибывших из Константинополя и Корсуня, и, вероятно,
нескольких прежних, местных. Непосредственно после крещения народа
великий князь стал повсюду для богослужения строить святые храмы.
Постепенно стали определяться и отношения новой Церкви к её матери —
Церкви Греческой, а также местные внутренние её отношения
государственного и общественного характера; началось спасительное
руководство новых людей Божиих на пути внутреннего совершенствования,
— одним словом, началась историческая жизнь Русской Православной
Церкви.15
ПЕРИОД I
ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
ДО НАШЕСТВИЯ
МОНГОЛОВ (9881237 гг.)ГЛАВА I
16
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
§ 1. Распространение христианства
при святом князе Владимире
После крещения киевлян христианство стало распространяться по
всей Руси. Крестив народ по городам и сёлам около Киева, митрополит
Михаил с шестью епископами и дядей князя Владимира Добрынею в 990
году ходили в Новгород, где произошло такое же низвержение Перуна в
реку Волхов, как в Киеве в Днепр, и общее крещение народа. Из Новгорода
проповедники отправились на Восток по Волге и крестили народ в Ростове
и Ростовской земле. Сам князь Владимир проповедовал и крестил в земле
Волынской и даже обратил к вере несколько князей болгарских и
печенежских.
Дети великого князя, разосланные по уделам, вероятно, тоже
заботились о распространении христианства между подвластным народом.
Христианство утвердилось в главных удельных городах — в Муроме,
Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани.
Вообще новая вера распространялась преимущественно около Киева и по
великому водному пути от Киева до Новгорода, а в местах, где жили
племена, мало зависевшие от Киевского князя, она встречала большие
препятствия. Даже в Новгороде язычество было все ещё господствующим:
когда в 992 году явился туда первый новгородской епископ Иоаким, он
был встречен очень сильным сопротивлением придерживавшегося
язычества народа, которое нужно было преодолевать оружием. Тысяцкий
князь Путята вместе с Добрынею усмирил город после «злой сечи» и
пожара, вследствие чего про новгородцев составилась пословица.
«Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
В Ростове народ изгнал первых епископов Феодора и Илариона, в
Муроме же противодействие христианству дошло до того, что заставило
удалиться из города самого князя Глеба.
В целом наибольшее сопротивление христианство встретило на
севере в среде финских племен. Славянские племена легче поддавались
евангельской проповеди, с одной стороны, потому, что были более
подготовлены к принятию её, с другой — по большему влиянию на них
княжеской власти, которая стояла за новую веру.
§ 2. Распространение веры при преемниках
святого Владимира в XIXII веках17
После Владимира христианская вера продолжала распространяться
по всем местам, которых прежде не коснулась или коснулась слабо. Этому
способствовало раздробление Руси на уделы.
Теперь каждый князь заботился утвердить христианство в своем
уделе, и потому каждый стольный княжеский город становился центром
христианства, каким прежде был один Киев для целой Руси.
В Ростове все ещё продолжалась борьба с язычеством. Первые
епископы — греки бежали от ярости язычников в Грецию. Третий епископ,
родом русский, святой Леонтий не бежал от вверенного ему стада, хотя
язычники и его выгнали из города. Оставив старое поколение, закореневшее
в язычестве, он обратился к молодому и, поселившись за городом, стал
ласками привлекать детей и учить их. Язычники были раздражены против
него и однажды большой толпой пошли убить святого. Но, когда он вышел
к ним в своем святительском облачении с крестом в руках, окруженный
клиром, они не дерзнули исполнить своё намерения. Сильное наставление
святителя так подействовало на толпу, что многие изъявили готовность
креститься. После этого святой Леонтий стал известен не только в Ростове,
но и в окрестностях. Подвиги его, однако, увенчались мученической
смертью (около 1070 года). Его преемник святой Исайя, киевской
уроженец и постриженик Печерского монастыря, ходил с проповедью по
всей Ростовской и Суздальской земле, крестил народ, ниспровергал идолов
и строил церкви ( 1090).
В конце XI века прибыл в Ростов русский инок, преподобный
Авраамий и поселился в хижине на берегу озера Неро. Многие жители
Ростова ещё поклонялись тогда идолу Волоса. Авраамий долго учил народ
и молился о его обращении. Святой Иоанн Богослов, явившись ему в
видении, дал преподобному жезл на сокрушение идола. На месте
сверженного истукана Авраамий основал монастырь во имя святого Иоанна
Богослова, в котором и был первым архимандритом.
В XII веке, благодаря трудам святых Леонтия, Исаии и Авраамия,
Ростов был уже весь христианским городом. Вместе с тем христианство
утвердилось по всей Ростовской земле и в Суздале.
В Муроме сопротивление язычников было ещё серьезнее. Язычеству
благоприятствовала глушь этого края, населенного племенами муромой и
мордвой.
После святого Глеба здесь не было князяхристианина до конца XI
века, когда на МуромскоРязанское княжение приехал сын Святослава
Черниговского Константин, родоначальник рязанских князей и
просветитель этого края. Он прибыл в Муром с детьми Михаилом и
Феодором, с духовенством и целой колонией христиан. Язычники
встретили его с оружием и убили княжича Михаила. Когда Константин18
занял город, то велел строить в нем церковь. Однако его усердие только
усиливало упорство в язычестве.
Однажды раздраженная ревностью князя толпа язычников собралась
к его двору с намерением убить его. Святой князь один неустрашимо вышел
навстречу толпе с иконою в руках. Мятежники были поражены его
смелостью и просили крещения. В назначенный день на Оке произошло
такое же крещение народа, как в Киеве при святом Владимире. После этого
труды Константина по просвещению народа стали успешнее. До самой
смерти ( 1129) он занимался обращением язычников и строительством по
своему княжеству церквей и монастырей.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя
вятичей. Просветителем их был в ХII веке преподобный Кукша, —
печерский инок, принявший у них мученическую смерть.
§ 3. Христианство у инородцев
Племена, жившие по соседству и на окраинах Руси, просвещались
Христовой верой уже русскими, с которыми имели тесные связи. Есть
известия о крещении некоторых половецких князей, крестились также
половецкие княжны, на которых женились русские князья, крестились
пленники из степных кочевников и вообще разные люди, поступавшие на
службу к русским князьям.
С другой стороны, просветителями степных народов были иногда
их русские пленники. Так, например, в конце XI века крестился со всем
семейством один знатный половец, пораженный чудесным освобождением
своего пленника, печерского инока, преподобного Никона Сухого,
которого он три года томил в заключении и которому, опасаясь, как бы тот
не совершил побег, подрезал жилы (на ногах). Преподобный Евстратий,
другой печерский инок, попал в плен к крымским евреям с пятьюдесятью
своими собратьямихристианами. Всех его товарищей иудеи уморили
голодом, а самого в день Пасхи распяли на кресте. По предсказанию
преподобного, всех евреев в Крыму в скором времени постигла кара от
греков. Пораженные исполнением пророчества и чудесами от мощей
преподобного Евстратия, многие иудеи приняли крещение.
Сильно влияли на инородцев северные славяне, селившиеся между
финскими племенами. Здесь следует отметить роль Новгорода, который
раскинул свои колонии по всему финскому северу. Ближайшие к
Новгороду финские племена стали креститься ещё со времен святого
Владимира (например, Ижора и Корела). В 1227 году новгородский князь
Ярослав Всеволодович посылал к корелам миссию, и они все
беспрекословно крестились. Более отдаленные от Новгорода племена (водь
и другие) держались языческой веры до XVI века.19
Просветителем Вологодского края был преподобный Герасим из
Киева. В 1147 году он поселился около небольшого новгородского торжка
Вологды, основал монастырь Святой Троицы и 30 лет проповедовал
Евангелие жителям этой дикой страны.
Семена святой веры разносили во время своих разъездов по Северу
новгородские «повольники», хотя совсем не для её интересов совершали
они свои путешествия. В 1174 году две партии повольников проникли в
область реки Камы, где с течением времени посредством строительства
храмов и проповеди утвердилось христианство.
В Приволжском крае ещё в ХII веке успело сформироваться крепкое
великорусское племя, в которое влилось и несколько неславянских
поволжских племен. Уже в первой половине ХIII века мы не слышим о
существовании здесь старого племени мери; все Поволжье до самых
селений мордвы было уже чисто русское и православное.
В 1221 году русская колонизация по Волге приостановилась в
Нижнем Новгороде. В его окрестностях русские вступили в долгую борьбу
с воинственной мордвой, в резерве которой стояли сильное черемисское
племя и волжские болгары. За Нижним Новгородом можно найти только
частные примеры обращения инородцев. Например, князь Андрей
Боголюбский крестил у себя во Владимире много болгар и евреев. Из
болгар известен святой мученик Авраамий, богатый купец, пострадавший у
себя на родине за веру в 1229 году. Мощи его в этом же году были
перенесены во Владимир.
На Западе русское влияние было не столь значительным. Здесь оно
встретилось с другим сильным влиянием, которое шло с Запада от
латинской церкви. В Финляндии просветительская деятельность Новгорода
ограничилась племенами ижоры и корелы. Другие, жившие западнее,
племена были крещены уже миссионерами из Швеции (в ХII веке). Южнее
Финского залива русские князья утвердили христианство среди чуди. В
1030 году Ярослав построил здесь город Юрьев (Дерпт). Преемники
Ярослава не оставили просветительской деятельности, посылали к чуди
священников. Однако вскоре и здесь началась деятельность латинских
миссионеров. В 1070 году Эстонией завладели датчане, а в Ливонии в конце
ХII века был основан орден Меченосцев. Орден стремился к подчинению и
литовских племен по реке Неман, но Литва выстояла и сдержала
распространение его владычества. Слабые лучи христианства проникли из
русской земли и в Литву, население которой находилось тогда в состоянии
самого упорного язычества. До конца ХII века в Литве было только четыре
православных князя. Более других влияло на Литву ГалицкоВолынское
княжество.
§ 4. Причины успешного распространенияхристианства на Руси
20
Православие, таким образом, распространилось по всей русской
земле и утвердилось в некоторых неславянских племенах. Язычество не без
борьбы сдавало свои позиции. Но о борьбе открытой, какова была,
например, борьба христианства с язычеством в грекоримском мире, до нас
дошло очень мало известий, и притом только, относительно распро
странения христианства на Севере в Новгороде, Ростове, Муроме. К север
ному краю относятся главным образом сведения о некоторых попытках
произвести против новой веры народные волнения со стороны главных
представителей язычества — волхвов. Волхвы возбуждали противление
Христовой вере, особенно во времена народных бедствий, которые
суеверный народ был склонен приписывать гневу покинутых богов.
Более решительное сопротивление христианству оказали инород
ческие племена финнов на Севере, литовцев на Западе и половцев на Юге.
Воюя с русскими, они наносили христианству много вреда — грабили и
разоряли его святыни. Так, в 1095 году половцами была разграблена и
опустошена главная святыня Руси — КиевоПечерский монастырь.
Славянские и подчиненные им инородческие племена принимали
христианство большей частью без сопротивления, вопервых, потому что
были уже несколько с ним знакомы, а также и вследствие покровительства
государственной власти новой религии. Особенно помогало успехам
христианства то обстоятельство, что оно само распространялось мирными
средствами: проповедью, убеждением и притом на родном славянском
языке.
Для этого Русская Церковь воспользовалась всем, что греческие
миссионеры успели выработать для просвещения славян ещё раньше в
других странах; славянской Библией и богослужением, письменными
трудами славянских пастырей и учителей. Вместе с тем с самого начала
своего существования Русская Церковь была церковью национальной. Для
русского народа было великой милостью Божией то, что он принял
христианство не от римокатоличества, а от Греческой Церкви, которая
всемерно способствовала становлению богослужения и переводу
Священного Писания на национальные языки в просвещаемых ею странах.
Но, говоря о мирном и быстром распространении христианства на Руси,
нужно понимать распространение его, скорее всего количественное,
которое было ещё очень далеко от истинного, внутреннего усвоения
Христовой веры всей массой крещенных тогда людей. К такому внутреннее
перевоспитанию своих чад Русская Православная Церковь не имела ещё ни
времени, ни сил. Именно поэтому наша церковная история характеризуется
длинным периодом двоеверия — смешения христианства с язычеством, в
котором язычество сначала даже преобладало над христианством. Двоевер