Бартоломео Виварини ( Мурано , ок. 1432 — Венеция , 1499 ) — итальянский художник раннего Возрождения , работавший в Венеции. Он принадлежал к семье, которая дала несколько известных художников венецианскому Возрождению .
«Христос на троне», 1450 год
Он начал сотрудничать со своим старшим братом Антонио Виварини в 1450 году, после смерти своего зятя Джованни д'Алеманья , заменив его в общей мастерской. С 1459 года он начал выпускать сольные произведения.
Св. Иоанн Капистранский
После смерти Антонио он заботился о своем племяннике Альвизе , у которого был учителем. Виварини часто сотрудничал со своим земляком Андреа да Мурано , для которого он, вероятно, был учителем.
Виварини любит архаические золотые небеса, жесткие золототканые штофы, неподвижный иератический стиль, аскетическую суровость ликов. Но в то же время перенимает "новые античные" мотивы в декоровке, схему падуйского пейзажа, необычайную виртуозность в имитации камня, широкие приемы драпировать свои фигуры на античный лад.
«Полиптих» 1464
Дерево, темпера, 132 x 41 см (центр), 109 x 33 см (боковые панели)
Галерея академии художеств. Венеция
Бартоломео Виварини в большинстве случаев ограничивается, в смысле обстановки своих картин, одними лишь "реквизитами" - тронами, занавесками, кустами, гирляндами или небольшой стенкой, и именно игнорирование пространства придает его торжественным иконам архаичеcкий, несколько уже "отсталый" для времени характер
Триптих «Милосердие»
Пейзаж в настоящем смысле почти отсутствует в его творении. Там же, где он появляется (чаще всего в виде полоски пустынной земли под ногами фигур), он являет примеры чисто падуйского понимания природы. Таков кусочек безотрадного пейзажа у ног св. Иоанна Крестителя на триптихе Бартоломео 1478 года в церкви S. Giovanni in Bragora (Венеция)
Благовещение
Говорят, что он был первым венецианским художником, написавшим картину маслом в 1473 году, технику, которой он научился непосредственно у Антонелло да Мессины , тогда жителя Венеции. Его шедевром является Мадонна с младенцем и святыми, хранящиеся в Музее Каподимонте в Неаполе , где Виварини, наконец, решает порвать с готической традицией и размещает своих персонажей не разделенными на сектора, а расположенными в перспективе. Замечательно хроматическое богатство этого произведения, которое благодаря своей композиции очень сближает его с падуанским искусством.
Заметное влияние Андреа Мантеньи можно наблюдать в его поздних работах , с которыми он познакомился, когда братья Виварини были наняты ( 1448 г.) для украшения половины часовни Оветари в Эремитани Падуи , в то время как Мантенья взял на себя ответственность за другую половину. Отсюда его фигуры с мощными мазками, полными живости. Он был хорошим колористом, хотя и не мог полностью уйти от архаичного стиля, которому научился в семейной мастерской. Иногда он подписывал свои работы эмблемой в виде щеголя (« виварино » по-итальянски)
«Дева с ребенком» 1475
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.