Итальянское искусство эпохи Возрождения и Нового времени

  • docx
  • 02.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала italii.docx

Синхронологическая таблица по Европейскому искусству эпохи возрождения и нового времени

 

Европейские центры культуры

Основные временные рубежи

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

Италия

дученто

треченто

кватроченто

высокое Возрождение

Барокко, классицизм

классицизм

Франция

Ранняя готика

«лучистая»  и «пламенеющая» готика

французский маньеризм, ранее барокко

Французский ренессанс

классицизм

рококо

Испания

Испанская готика

поздняя готика, мудехар

раннее Возрождение

позднее Возрождение, «золотой век»

борокко

 

позднее барокко

Англия

ранняя английская готика

английская готика «украшенный стиль»

"перпендикулярная готика"

стиль Тюдоров

Классицизм, раннее английское барокко

«золотой век»

Германия

немецкая готика

период высокой и поздней готики

ранний Ренессанс

Высший Ренессанс

барокко

 

переход барокко в рококо, классицизм

Фландрия

готический стиль

поздняя готика

зарождение эпохи Возрождения

эпоха Возрождения

«золотой век», барокко

поздний ренессанс

Голландия

готический стиль

поздняя готика

Интернациональная готика

ранее Возрождение

высокое  Возрождение ,Голландский классицизм

конец эпохи голландского реализма, барокко


 

13 век Италия

Сформировавшийся стиль – дученто.

Основные художники:

       Джотто ди Бондоне (1266–1337), по происхождению мальчик-пастух с холмов к северу от Флоренции, стал учеником живописца Чимабуэ и самым выдающимся художником своего времени. Считается, что в своём творчестве Джотто преодолел стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное с использованием светотени, создающей иллюзию глубины пространства. Фигуры на картинах Джотто кажутся трёхмерными; они стоят на земле, облачены в одежды со складками и структурой. Но больше всего характерно для Джотто то, что герои его картин испытывают эмоции. На лицах, изображаемых Джотто, видна радость, гнев, отчаяние, стыд, злость и любовь. У Джотто человеческие фигуры не отбрасывают теней, к изображаемым им сценам неприменимо понятие «освещённость». Светотень он использует для создания ощущения рельефности фигуры, используя при этом известный оптический эффект — глаз человека воспринимает более светлое — более близким, а тёмное — удалённым.

Сцены из жизни святого Франциска: 22 Подтверждение стигматов. Джотто ди Бондоне

       Ченни ди Пепо. Он происходил из знатной и богатой фамилии Ч. Гвальтьерн.
Работал в основном во Флоренции, а также в соседних Ассизи и Пизе. Чимабуэ был учителем 
Джотто. Ченни ди Пепо был очень требовательным к себе художником и безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились.

       Пьетро Каваллини(1240 — 1330) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса, автор мозаик и фресок.

https://i.pinimg.com/originals/87/54/cf/8754cf0307c6b7159c11d866ecc2faee.jpg

          О жизни художника известно очень мало. Дата его рождения определяется приблизительно между 1240 и 1250 годами. Несомненной является только информация о его римском происхождении, так как свои работы он нередко подписывал «pictor romanus». Каваллини жил и работал в Риме и, предположительно, там же и умер.

https://i.pinimg.com/originals/12/03/c3/1203c30c53c7162c40f0eaff8304ea87.jpg

          Первой известной работой Каваллини считаются фрески в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, созданные на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Фрески погибли при пожаре 1823 года; сохранились лишь копии.

Архитектура

Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. С середины 13 в. в культовом зодчестве начинают укореняться формы готики, в гражданском — продолжают сохраняться и развиваться элементы романской архитектуры.

В конце 13 в. началось возведение главного храмового сооружения Флоренции — собора Санта Мария дель Фьоре. Первый проект его был создан крупнейшим итальянским зодчим этого времени Арнольфо ди Камбио (ок. 1240 — ок. 1310); в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Характеристика стиля: Дученто сыграло большую роль в развитии итальянского искусства. В это переходное время был подготовлен будущий подъём ренессансного искусства, зародился особый интерес к античности, человека стали воспринимать как сознательную и мыслящую личность. В период дученто темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего искусство дученто проявилось в скульптуре, а именно в творчестве Никколо Пизано и его ученика Арнольфо ди Камбио. Однако ведущим видом изобразительного искусства дученто была архитектура.

http://s4.fotokto.ru/photo/full/362/3629143.jpg

14 век Италия

Сформировавшийся стиль – готическое искусство (треченто).

Основные художники:

                  Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), основатель сиенской школы, будучи учеником византийских мастеров, соединил в своем искусстве старую греческую манеру с готикой. Его лучшей работой, вызвавшей множество подражаний, явилась огромная икона-полиптих, служившая некогда главным алтарным образом сиенского собора. Изображение Богоматери с младенцем Христом, окруженной ангелами и святыми, «Маэста» («Величание Богоматери») - занимало лицевую сторону. На оборотной стороне иконы в клеймах были представлены различные евангельские сюжеты. Эта работа Дуччо дает самое лучшее и самое полное из всех существующих изображение евангельской легенды. Но она поражает и своей изумительной декоративной роскошью: краски сияют, как драгоценные камни, на фоне матового золота и слоновой кости. В Сиене было сильно влияние французской готики, элементы которой впоследствии получили распространение и в других городах Италии. https://www.wikiart.org/en/duccio/madonna-and-child-no-593.;

              Симоне Мартини (1284-1344) работал при дворе герцога Анжуйского в Неаполе и в папском дворце в Авиньоне. Он и привнес в итальянское искусство черты готики, которая культивировалась при дворах королей и дворянской знати и получила название «интернациональной». Это был высший уровень развития готического стиля, рафинированное и аристократически-утонченное течение. Ему была присуща определенная цветовая гамма, построенная на сочетании синего и красного цветов с широким использованием золота; золотой фон и плоскостное изображение; размещение композиции на досках либо двухстворчатых(диптихи), либо трехстворчатых (триптихи) с завершением в виде стрельчатой аркиили треугольного вимперга и резной золоченой рамой с готическим орнаментом: крестоцветами, краббами, трилистниками.

       Андреа да Буонайути уподобил композицию великолепному сияющему иконостасу, состоящему из двух ярусов. В верхнем изображался трон с восседающим на нем Фомой Аквинским, который покоился на нижнем, служащем ему как бы пьедесталом, с аллегорическими фигурами семи христианских добродетелей и семи свободных искусств, на которые в своем учении опирался видный схоласт. На противоположной стене на фреске «Триумф покаяния» в аллегорической форме были представлены устав и деятельность ордена в борьбе с еретиками. Согласно доминиканской доктрине, еретики - волки, нападающие на овец, которых защищают многочисленные псы, отгоняющие и убивающие волков. Вовремя вспомнившие о спасении души обращаются с покаянием к доминиканскому монаху, который отпускает грехи, и раскаявшиеся души, проходя через врата рая, пополняют число спасенных (см. цв. вкл.). Художник ввел в композицию жанровые элементы - пляску девушек, игры детей в кронах деревьев, здание Флорентийского собора, что придавало событию особую достоверность. Этому же способствовали и портреты современников. Так, среди изображенных пап, кардиналов, епископов, королей, рыцарей, христианских князей художник поместил Петрарку. Располагая сцены уступами друг над другом, как на склоне холма, поворачивая их под различными углами, разделяя пространственными паузами, Андреа да Буонайути создал ощущение свободно расстилающегося, чуть вогнутого или чуть выпуклого пространства. Эта ступенчатая пространственная композиция уподоблена многоцветному роскошному «ковру», переливающемуся розовыми, сиреневыми, белыми, изумрудно-зелеными бликами. https://www.wga.hu/art/a/andrea/firenze/spanish/1north.jpg;

       Веронский мастер Алътикъеро Его фрески в базилике Сант-Антонио в Падуе свидетельствуют об использовании и развитии основных художественных принципов, заложенных Джотто. Альтикьеро чрезвычайно умело и точно изображает окружающий мир. Созданные им образы исполнены огромной человеческой значительности и очень правдивы, но в то же время в их облике преобладает некое общее начало - массивность фигур, подчёркнутая тяжёлыми продольными складками тканей, величавая сдержанность жестов, спокойствие широкоскулых лиц с характерным удлинённым разрезом глаз. И при всем интересе к человеческой фигуре, световой моделировке, к правдивому изображению натуры росписи кажутся состоящими из однородной, плотной, тяжеловесной материи, будь то скалистая гора, здание или складки плаща. Однако благодаря реальному, усложнённому подробностями пейзажу, чёткости рисунка, большому количеству действующих лиц, многие из которых узнаваемы, Альтикьеро предвосхищает мастеров раннего Возрождения и является своеобразной переходной фигурой, соединяющей две художественные эпохи .

Характеристика стиля: 14 век – это время распространения в Италии готического стиля, связанного с избранием на папский престол француза. «Авиньонское пленение» римских пап -перенос папской резиденции в Авиньон - обусловило не только зависимость католической церкви от французского престола, но также экономический и культурный обмен между Францией и Италией.

Для Италии готика была своеобразным возвратом к прошлому. Применение и распространение готических форм в Италии в XIV столетии свидетельствуют о соседстве гуманизма с мистикой.

В период Треченто крупным центром художественной культуры выступает город Сиена. Сиенское искусство отличается от флорентийского искусства – именно в Сиене готический стиль и нашёл признание. Культура Сиены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, римско-католическим духом.

Изобразительное искусство:

В изобразительном искусстве черты готики проявлялись в стремлении к аллегорическим символам, к изысканным цветовым решениям. Отличие же состояло в том, что в Италии готике предшествовал Проторенессанс, искусство которого сделало уже первые шаги к разрыву со средневековыми художественными системами. Поэтому итальянская готика не аналогична готике в других странах Европы.

Рисунки, над которыми лучшие сиенские художники работали на протяжении двух столетий, выполнены в технике граффити, т.е. состоят из тонких черных линий со вставками из цветного мрамора на общем фоне белого, являя собой колоссальную гравюру на мраморе.

Если живопись Дученто выражала демократические и перспективные тенденции развития итальянской культуры, то треченто – аристократические и ретроспективные.

Поскольку готический стиль был тесно связан с рыцарской этикой и придворной куртуазностью, он и получил наиболее яркое развитие в Сиене, где у власти находились аристократы.

 

 

Архитектура:

В итальянской архитектуре готический стиль применялся в основном во внешнем декорировании фасадов храмов. Остроконечные щипцы, стрельчатые очертания арок, башни, окно-роза – всего лишь графический рисунок на плоскости. Таковы церкви Сан-Дзено в Вероне, Санта-Кроче и Санта-Мария Новелла во Флоренции, Дворец Дожей и фасад собора св. Марка в Венеции.

Но высшим достижением треченто в Сиене является Дуомо, кафедральный собор, которому нет равных по завершенности во всей Италии. Гармоничность архитектурных пропорций, пестрота мраморных полос, мерцающая мозаика на щипцах и тимпанах порталов сообщают ему волшебную элегантность. Настоящее художественное чудо -мраморная инкрустация пола в Сиенском соборе, представляющая собой живопись в мраморе светотенью, начало которой, как писал Вазари, положил сиенский живописец Дуччо ди Буонинсенья, за что он «заслуживает одобрения и похвалы.

 http://img.mirandalina.ru/var/albums/Italy/Siena_Duomo_27sent2014_01big.jpg

15 век Италия

Сформировавшийся стиль – раннее Возрождение или Кватроченто, сохраняются средневековые и готические черты.

Основные художники:

·               Филиппо Брунелле́ски  — флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер. Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс. Наиболее значимые постройки: перестройка церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи (1422-1446), Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421-1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции. Брунеллески стал одним из "отцов" Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.


·          Мазаччо - полное имя художника: Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. Родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана. Известен как один из лучших художников своего времени, мастер флорентийской школы живописи. Он работал на самой заре расцвета живописи и внёс немалый вклад в становлении основных живописных законов и принципов. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески  и Донателло. Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Современные исследователи считают, что самым первым произведением Мазаччо был Триптих Святого Ювеналия, который сегодня хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль. Самыми знаменитыми картинами итальянского живописца 15 века Мазаччо стали такие произведения, как: фрески для капеллы Бранкаччи, «Изгнание из рая», «Чудо с сатиром», «Крещение неофитов», «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Анании», «Мадонна с младенцем», «Св. Иероним и Иоанн Креститель» и многие другие. Великий художник флорентийской школы умер в Риме осенью madonna-kassini-mazachcho_1.jpg1428 года.

·          Донате́лло — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.В 1444 году мастер уехал  в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что  падуйский период   – вершина творчества мастера. В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы  скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии. Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали,  не

Колокольня_Джотто_во_Флоренции.jpg

доведенные им до конца, проекты.

 

·          Сандро Боттичелли (1444 – 1510) – флорентийский художник эпохи ренессанса, чьим настоящим именем было Алессандро ди Мариано Филипепи, Сандро - это сокращение от Алессандро, а вот прозвище Боттичелли прилипло к нему, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочоночек». Родился он во Флоренции в 1445.  Отец будущего художника был кожевником. Примерно в 1458 году маленький Сандро уже работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и уже в начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи. Первый свой заказ Боттичелли выполнил для зала суда. Это было в 1470 году. К 1475 году Сандро Боттичелли был вполне известным и востребованным мастером. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – «Весна» и «Рождение Венеры».  К 1481 году Боттичелли отправился в Рим по приглашению папы Сикста IV. Он принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, которую только-только закончили строить. Заказчики толпами шли в его мастерскую, поэтому некоторые работы выполняли ученика мастера, а он же брался только за более сложные и престижные заказы. Это время было пиком славы Сандро Боттичелли. Он слыл самым лучшим художником Италии. Но через десять лет власть сменилась. На трон взошел Савонарола, который презирал Медичей, их роскошь, продажность. Боттичелли пришлось нелегко.

 

 

Характеристика стиля - мировоззренческие принципы и тенденции кватроченто оказали несомненное влияние на искусство последующих веков — от классицизма и романтизма до определённой направленности в развитии культуры вообще.

Изобразительно искусство - период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто),— к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.

Архитектура - новый стиль, который появился в результате переработки и осмысления средневековыми зодчими античных традиций применительно к местным условиям, ярче всего проявился в архитектура. Основными постройками того времени были храмы (центрально-купольный и базикальный) и дворцы аристократии (палаццо) - новый тип городского дворца. Во Флоренции сохранились палаццо Питти и палаццо Пацци, которые относят к постройкам круга Брунеллески; палаццо Медичи-Рикарди архитектора Микеллоци ди Батоломео (1396-1472). Все эти палаццо имели общие черты: квадратный план с открытым внутренним двором, вокруг которого группируются все помещения; довольно суровый внешний облик; укладка стен грубо отесанным (рустованным) камнем или кирпичам; горизонтальное, трехэтажное членение фасада; использование аркады вдоль стен внутреннего двора.


 

16 век Италия

Сформировавшийся стиль - Высокое Возрождение или Римский классицизм.

Основные художники:

·       

1280px-Santa_Maria_delle_Grazie_Milano_07-08-2007.jpg

Донато Браманте - итальянский архитектор эпохи ренессанса, родился в городе Урбино. Сооружения Браманте, находящиеся в Риме, рассматриваются как наиболее характерные примеры высокого стиля ренессанса. В 1477 году Донато Браманте рисовал фрески в городском дворце Бергамо. В Милане, а также близлежащих городках (Павиа, Виджевано) художник создал картины, возвращающие к работам Пьера Делла Франческа, Мантегна. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Знаменитый хор, нарисованный в перспективе, дает иллюзию объемности и глубины, не смотря на то, что невелик размерами. Браманте также проектировал восточную часть Санта-Мария деле Грацие, обширную куполовидную часть старой церкви в готическом стиле. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. До этого момента он работал над простым, но красивым монастырем Санта-Мария делла  Паче, изысканным Темпьетто с округлыми формами в Монторио. Другими работами архитектора в Риме являются внутренний двор Бельведере, массивный дворец суда, церковь Санта-Мария дел Пополо, а также другие церкви. Кроме того Браманте спроектировал собственный громадный дом  с ритмично расположенными дорическими колоннами. Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера. Позже здание  было переделано, получило более вытянутую форму. Замыслы великого архитектора оказывали влияние также на ряд более мелких церквей.

 

·        raffaello01.jpgРафаэ́ль Са́нти— итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Его картина «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых в истории. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

С 1504 года Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

В последних флорентийских работах живописца (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные живописцем во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца. В последние годы жизни итальянский живописец был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам , обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “Лоджии Психеи виллы Фарнезина”,  фрески в Лоджиях Ватикана,; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэля как архитектора, представляющая собой

raffaello91.jpg

связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

 

·               Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения  и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать пап римских — он выполнял заказы для девяти из них Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале XVI века. В статуях и картинах отразилась его мечта о человеке - борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины. Он изображал людей с могучим телом и сильной волей. Из огромной глыбы мрамора скульптор высек статую «Давид» высотой 5,5 метра. Современники прозвали эту статую «Гигантом». Скульптор изобразил легендарного юношу-пастуха, который вышел на поединок с грозным великаном и уложил его метким ударом камня. «Давид» был установлен на центральной площади Флоренции и считался с тех пор покровителем города. Микеланджело принял участие в сооружении собора св. Петра в Риме. Этот собор в течение нескольких десятилетий строили самые знаменитые итальянские архитекторы. Микеланджело разработал проект главной части храма - его огромного купола. Храм св. Петра является лучшим образцом архитектуры Возрождения. В творчестве Микеланджело проявились лучшие черты культуры

Давид - Микеланджело.

Возрождения: прославление силы и мужества человека, вера в его разум.

 

·          Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» . Одним из наиболее великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи  флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)(1452-1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать - простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом. Леонардо да Винчи с детства воспитал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его - они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил: «Счастье приходит к тому, кто много трудится». В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался понять строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его, на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности. Леонардо да Винчи как художника больше всего интересовал человек и его переживания. Всему миру известна картина Леонардо «Джоконда» Джоконда  Леонардо да Винчи. - портрет молодой женщины. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение женщины. Лицо, руки, вся фигура нарисованы с таким мастерством, что кажутся живыми. Леонардо да Винчи был и великим учёным. В своих открытиях он на несколько столетий опередил современников. Научные выводы Леонардо да Винчи строил на наблюдении и опыте. «Мудрость - дочь опыта»,- любил говорить учёный. Он мечтал с помощью науки облегчить труд человека. Современники высоко ценили его как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь и металлорежущие и ткацкие станки, и прялка, и землечерпалка. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолёта. Леонардо да Винчи выступал против учения церкви. За это духовенство преследовало его. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

800px-Mona_Lisa,_by_Leonardo_da_Vinci,_from_C2RMF_retouched.jpg

800px-The_Lady_with_an_Ermine.jpg

Характеристика стиля - гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Изобразительно искусство - идейной основой итальянской культуры эпохи Возрождения был гуманизм, а одной из его важнейших составляющих - открытие и глубокое творческое освоение античного наследия. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы, изучали анатомию человека и законы освещения.

Архитектура - основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и ясностью пропорций, изяществом деталей, изысканной отделкой, орнаментацией карнизов, окон, дверей, фресковыми росписями в интерьерах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к величию, подобающему столице Католического мира. Поэтому период первой четверти XVI века в истории итальянской архитектуры именуют римским классицизмом. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты.

Сформировавшийся стиль - поздний ренессанс и маньеризм (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Основные художники:

·          Андреа Палладио — итальянский архитектор позднего Возрождения и раннего маньеризма. Основоположник палладианства и европейского классицизма. Будущий мастер появился на свет в Падуе – городе на юге Италии. По одним данным родился он в семье каменщика, по другим - мельника. В 1524 году переехал в Виченцу, где устроился в мастерскую сеньора Кавацца, печально знаменитую в то время своими нечеловеческими условиями труда. Два раза пробовал бежать, и со второй попытки ему это удалось. После побега он устроился подмастерьем в другую мастерскую, где можно было понемногу развиваться как мастеру. В этой мастерской Палладио сначала выполнял самую простую работу, придавая форму различным каменным поделкам. Очень сильно повлиял на становление Палладио как мастера и как личности известный гуманист того времени Дж.Дж. Триссино, ставшего близким другом и советчиком еще юного мастера. Именно Триссино посоветовал будущему архитектору поменять имя на Палладио, взяв название статуи Афины Паллады. Впоследствии его друг и стал первым заказчиком и учителем Палладио. По совету Триссино зодчий объездил всю Италию, изучая памятники скульптуры и строительства Древнего Рима, также побывал в Хорватии и Франции. Поэтому его искусство основано на глубоком знании правил античных приемов в строительстве и являет собой образец культуры Позднего Возрождения. Его первое масштабное произведение - это Базилика в Виченце – дворец 13 века постройки архитектор обложил мраморной аркадой, состоящей из 2-х ярусов. В этой же местности появились его знаменитые дворцы: палаццо Тьене и Кьерикати в 1550 году, Американо-Вальмарана и другие знаменитые роскошные постройки. Визитной карточкой Палладио при создании этих дворцов стал оштукатуренный фасад. Занимаясь проектированием и строительством этих зданий мастер развивает архитектурный образ существовавших до него видов палаццо, добавляя к их облику новые штрихи. К примеру, добивался максимально гармоничной связи фасада с планом местности, а всего здания в целом — с городской застройкой. Придерживался концепции открытой архитектуры. С 1558 года Палладио работал в Венеции, где создал несколько роскошных церквей, дворцов, общественных построек, а также, выполняя заказы местной аристократии, создавал виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 года получил титул «виднейшего гражданина Венеции» за свои архитектурные и общественные заслуги.

 Самая обширная и известная часть наследия Палаццо - сельские дома венецианской знати, спроектированные архитектором по закону симметрии. В Венеции был построен ряд церквей, в том числе Сан-Пьетро ин Кастелло, в 1558 году, фасад церкви Сан-Франческо делла Винья в 1562 году, Санта-Мария делла Презентационе и другие прекрасные шедевры архитектуры. И если виллы его рук несут на себе печать покоя и стабильности, то церкви наоборот, патетичны и навевают мысли о динамике и прогрессе. Поздние постройки Палладио близки по духу стилевым решениям барокко. К примеру, Лоджия дель Капитаньо, построенная в 1571 году напоминает классическую античную триумфальную арку, а полуколонны, соединяющие два этажа дополняют торжественный облик всего здания. Шедевр его мастерства - театр Олимпико в Виченце. Здесь архитектор переосмыслил проект античного театрального сооружения. Амфитеатр небольшого размера, рассчитанный на 1000 человек с каменными ступенями, выполняющими роль и скамей одновременно, обнесенный сверху кол  оннами, увенчанными статуями.

 

А. Палладио. Театр Олимпико в Виченце. 1580-1585 : stilarhitekturi ...

·          Джулио Романо (Пиппи) – самый известный среди учеников Рафаэля представитель итальянской живописи и архитектуры, один из основателей маньеризма, работавший в этом стиле наиболее самобытно. Самое известное оригинальностью исполнения его произведение – роспись в Палаццо дель Те – располагается в Мантуе. Он сам спроектировал это здание, придерживаясь принципов маньеризма, а затем в той же характерной манере расписал стены этого дворца. «Низвержение Гигантов» – это огромная фреска, созданная для украшения стен Палаццо дель Те, и ее можно считать воплощением стиля, выработавшегося к тому моменту у Романо. Палаццо дель Те в итальянском городе Мантуя стал первым самостоятельным творением Романо. На этом полотне явно просматривается его склонность к гиперболизации: манерность и вычурность поз, обращающих на себя внимание зрителя крайней неестественностью, граничит с рискованностью. Таков и есть фирменный стиль Романо второго периода его творчества, в котором он совершенно лишился влияния Рафаэля. На смену легкой естественности, присущей рафаэлевскому периоду творчества живописца, пришла надуманность композиции, склонность к преувеличенной пышности, вплоть до помпезности.

tmpCgEFPc.jpeg

Особенно сильно это видно по фрескам, созданным Джулио Романо в 30-х годах в Зале Гигантов. Стены и плафон в этом помещении благодаря мастерству живописца являются единой композицией, изображающей грандиозную катастрофу с мифологическим сюжетом, в котором задействован карающий молниями Юпитер.

·       

caprarolla_villa_farnese.jpg

Перуцци Бальдассаре - итальянский архитектор и живописец. Сотрудничал с Донато Браманте и Рафаэлем; после смерти последнего руководил строительством собора святого Петра в Риме. В творчестве Перуцци-архитектора принципы Высокого Возрождения сочетаются с тенденциями раннего маньеризма. Для его ранних построек (вилла Фарнезина в Риме, 1509–1511) характерны изысканная легкость и своего рода интимность форм. По планам Бальдассаре Перуцци был также возведен собор Сагра Нуова в Карпи близ Модены (1514–1522).

  Постройки Бальдассаре Перуцци, вошедшие в число классических образцов ренессансного стиля, ознаменовали переход от гармонически уравновешенных решений к более динамичным маньеристическим постройкам. Резкими контрастами несущих и несомых элементов, динамичной связью композиции здания с городской средой отличаются произведения Перуцци 1530–х годов (Палаццо Массими в Риме, 1536). С 1535 года Бальдассаре Перуцци участвовал в постройке одного из шедевров архитектурного маньеризма – дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо.

·        4big.gifСебастьяно Серлио - итальянский архитектор-маньерист позднего Ренессанса из Школы Фонтенбло. Один из ведущих теоретиков архитектуры своей эпохи. В 1514 году переехал в Рим, где работал в мастерской Бальдассаре Перуцци. В свои позднейшие проекты и постройки Серлио вводил причудливые рустованные колонны, чередуя поверхности гладкого и необработанного камня, что сближало его произведения с распространёнными в окрестностях Рима постройками в «сельском стиле». Его именем названа ордерная ячейка оконного или дверного проёма — серлиана. В 1540 году Серлио был приглашён во Францию, в частности для работ во дворце Фонтенбло. В 1537—1551 гг. Себастьяно Серлио работал над шестью «Книгами об архитектуре» (было задумано восемь) с посвящением французскому королю Франциску I и гравюрами, представлявшими «знаменитые памятники древней и новой архитектуры», детали оформления интерьера, вазы, камины, зеркала. Трактат Серлио и его деятельность во Франции оказали влияние на формирование европейского и, прежде всего, французского классицизма, а также маньеризма и барокко XVII в. Серлио является автором трактата, в котором описан опыт проектирования и строительства закрытого театрального здания итальянского типа. Также он впервые со времён античности дал изображение египетского Большого сфинкса. Из документов художник известен как один из родоначальников жанра фигур-обманок.

 

 

Характеристика стиля - утрата ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.  изысканная техника; напряженность образов; уход в мир фантастический, полный тревоги и беспокойства; резкая игра световых и цветовых контрастов; удлинение фигур.

Изобразительно искусство - повышенный спиритуализм, сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему, взвинченность и изломанность линий, в частности, частое использование так называемой «змеевидной» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз. Необычные или причудливые эффекты, связанные с разномасштабностью фигур, освещением или усиленной перспективой, использование резкой, контрастной цветовой палитры, перегруженность композиции деталями.

Архитектура - Маньеризм в архитектуре выражен в нарушениях ренессансной целостности композиции и сбалансированности форм, использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. Декоративные элементы недостаточно связаны со структурой здания и часто кажутся "причудливым ковром, наброшенным на фасад постройки" (определение Виппера в отношении Казино папы Пия IV в садах Ватикана; П. Лигорио, 1559 - 1562). Одним из проявлений маньеризма в архитектуре, скульптуре и садово-парковом искусстве был сельский стиль.

 


17 век Италия

Сформировавшийся стиль - барокко (странный, вычурный), и классицизм.

Основные художники:

·       

santa-susanna-7.jpg

Карло Модерна (1556–1629) — итальянский архитектор. С 1588 г. работал в Риме. Создал церковь Санта-Сусанна (1596–1606 гг.), палаццо Барберини (1625 г., закончили Л. Бернини и Ф. Борромини). С 1603 г. Модерна руководил постройкой собора св. Петра, коренным образом изменив план Микеланджело, удлинил главный неф, соорудил притвор и главный фасад собора.

 

·        1-1.jpgФранческо Борромини (1599–1667) — итальянский архитектор. Учился в Милане, работал в основном в Риме. Он заменял прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. Свободно используя классический ордер, Борромини изобретал все новые декоративные детали, с безудержной фантазией усложнял планы своих построек. На чередование вогнутых и выпуклых линий, расположенных в форме ромба, построил он церковь Сан-Карло у четырех фонтанов, дворец Фальконьери, закончил палаццо Барберини в Риме.

 

 

 

·        1402294_original.jpgЛоренцо Бернини (1598–1680) — итальянский архитектор и скульптор, живописец, декоратор. Работал в Риме, в 1665 г. посетил Париж. Его работы выделяются размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами. Его работы: церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653–1658 гг.), оформление парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане (для соединения Папского дворца с собором) (1663–1666 гг.), окончание строительства собора Святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1657–1663 гг.). 284 колонны, 80 столбов высотой по 19 м, 96 статуй образуют четырехрядную крытую колоннаду, замыкающую пространство площади. Два фонтана и Египетский обелиск между ними образуют середину площади.

Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой, а также отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации блеска и мягкости кожи, фактуры тканей. Его скульптурам присущи текучая стремительность движения — алтарная кафедра собора св. Петра, «Экстаз св. Терезы», «Давид», «Аполлон и Дафна». В творчестве Бернини сформировались типы парадного портрета: бюсты эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью; римского скульптурного фонтана; барочной гробницы с обилием аллегорических фигур — фонтан Тритона на Пьяцца Барберини, фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона.

·          Микеланджело да Караваджо (1573–1610) — итальянский живописец, человек неуживчивого характера, неистового темперамента, он сделал простого человека своим героем. Караваджо, считал главным индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы — «Юноша с лютней». Новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы — «Отдых на пути в Египет», «Неверие Фомы». Отрицая господство жанров, художник внес большой вклад в становление натюрморта и бытового жанра, как самостоятельных Michelangelo_Caravaggio_020.jpgвидов станковой живописи — «Корзина с фруктами», «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов». Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», «Св. Матфей и ангел» (1602 г.), «Положение во гроб», «Смерть Марии», «Обращение Савла» (1600–1601 гг.). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом. Последователи Караваджо в Италии и за рубежом получили название караваджистов.

Характеристика стиля – Барокко — движение, экспрессия форм. События трактуются в грандиозном плане, сцены мучений, триумфов, экстазов. Прекрасным, с точки зрения классицизма, является лишь то, что разумно, гармонично. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения всех частей целого. Часто черты этих стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника.

Изобразительно искусство - свободные темы, изображались простые люди, асимметрия композиции, контраст, декоративность. В Италии сильно развита живопись классицизма — братья Карачи, Микеланджело Караваджо.

Архитектура –  формы становятся динамичные, закругленные. Архитекторы барокко создали систему планирования, упорядочив застройку городов, сделали улицы прямоугольными, завершив их площадями. Барочный сад итальянского типа — логическое продолжение сада эпохи Возрождения. Сады Возрождения были ещё небольшие по размерам, лишенные великолепия. Использовали фонтан со скульптурой, скамьи, горшки с лимонными деревьями. Над всем доминировал дворец или вилла. Образцом развитого барочного сада итальянского типа стал ансамбль виллы Альдобрандини в Фраскати под Римом.


 

18 век Италия

Сформировавшийся стиль барокко окончательно вытесняется классическими мотивами.

Основные художники:

·        Джованни Батиста Тьеполо (1696–1770) — итальянский живописец–декоратор. Создавал фрески для дворцовых построек. Расписал Большой зал палаццо Лабна в Венеции — «Встреча Антония и Клеопатры» или «Пир Клеопатры», «Клеопатра и М. Антонио входят на корабль» (1745–1748 гг.). Росписи резиденции архиепископа–корфюрста Франконии в Вюрцбурге — «Свадьба Фридриха I Барбароссы», «Олимп и четыре части света» (1750–1753 гг.). Создал росписи королевского дворца в Мадриде, сделав небо главным в композиции. Тьеполо писал картины на исторические темы — «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» (ок. 1745 г.).

Giovanni_Battista_Tiepolo_-_Il_trionfo_di_Aureliano.jpg

·        Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) — итальянский живописец, график и архитектор. Он создавал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самыми загадочными среди них были «Тюрьмы», впервые изданные в 1745 г. и повторно ок. 1760 г. На этих гравюрах изображен странный мир. Сначала кажется, что это интерьеры каких-то гигантских зданий, но нет ни одного окна. Награможденные друг на друга подвесные мосты, башенки, непонятные конструкции заполнены орудиями пыток и крошечными фигурками людей, которые карабкаются по стенам и лестницам или снуют в разных направлениях. «Тюрьмы» освещены загадочным светом, источник его не ясен. Особую роль играют лестницы — зритель не видит, куда они ведут, где начинаются и где заканчиваются. Вместе с тем они, образуя множество пересекающихся перспектив, запутывают пространство подобно лабиринту. Лестницы Пиранези несут в себе глубокий смысл: они обозначают рай и преисподнюю; лестница, неустойчивая сама по себе, является символом неопределенности и страха.

13.jpg

 

·        Никколо Сальви - итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге. В 1719—1723 годах был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах. Долгое время учился у Карло Фонтана, крупнейшего мастера римского барокко, работал у него помощником на строительстве базилики Святых Апостолов. После смерти Фонтана достраивал, спроектированный последним, большой комплекс «San Michele a Ripa» в Риме. В числе самостоятельных проектов этого времени: Фонтан Треви . В 1715 году Никола Микетти принял участие, вместе с Филиппо Юварра, Антонио Каневари и другими в конкурсе для сакристии Собора Святого Петра.B тех же годах он построил часовню  для церкви Санта Марии в Транспонтине в Риме и капеллу Роспильози в церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Между 1718 и 1723 годами Микетти работает в России, куда был приглашен царем Петром I в качестве придворного архитектора. Прежде всего, ему поручают продолжить работы, начатые архитектором Леблоном: в Летнем саду он заканчивает Грот, который был в дальнейшем перестроен архитектором Росси в Кофейный домик, и оранжереи; в Петергофе он заканчивает Монплезир, продолжает Марли и строит Эрмитаж, с 1720 года начинает возводить дворец в Стрельне. Из его построек одна сохранилась целиком, это — Екатеринентальский дворец (Кадриорг) в

346630_306_i_214.jpg

Ревеле, который он, впрочем, только начал, поручив его достраивать своему ученику Михаилу Земцову.

 

·          Алессандро Галилеи – итальянский математик, архитектор и теоретик, член большой патрицианской семьи Галилеев. Учился архитектуре и инженерным наукам во Флорентийской академии  у А. М. Ферри, известного специалиста по фортификации, перспективе, стереометрии, гидравлике и артиллерии.С 1714 года Алессандро Галилей работал в Лондоне, занимался архитектурным и инженерным проектированием, изучал достижения английских архитекторов-палладианцев. В Ирландии Галилей спроектировал фасад Кастлтаун Хаус  близ Дублина в палладианском стиле. В 1719 году Галилей вернулся в Италию. В родной Флоренции был назначен «Инженером придворных зданий и крепостей Великих герцогов Тосканских». Однако архитектурных заказов в Италии, а тем более в Тоскане, в XVIII веке было мало. Поэтому Галилей более занимался теорией проектирования и строительной техники. В 1730 году флорентийский патриций Лоренцо Корсини был избран папой римским под именем Климента XII. В 1731 году он призвал Галилея в Рим, чтобы построить капеллу своей семьи в Базилике Сан-Джованни-ин-Латерано, которую Галилей завершил к 1732 году. В течение следующих шести лет Галилей создавал свои самые важные архитектурные работы в переходном стиле того времени. Среди них главное произведение — восточный фасад базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (1733—1736). Эта композиция, необычная для итальянской архитектуры, позднее была признана французскими и английскими зодчими в качестве образцового примера архитектуры неоклассицизма. Галилей также построил более традиционный фасад в стиле римского барокко, или стиля контрреформации, для римской церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини .

346630_306_i_213.jpg

 

Характеристика стиля –  гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы, ритм, уравновешенность планировки, четкие и спокойные пропорции, использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен.

Изобразительно искусство - Ведущий стиль итальянской живописи XVIII в. — барокко.

Архитектура – В Риме завершается строительство ряда раннехристианских базилик (Санта-Мария Маджоре и др.), к ним пристраиваются пышные барочные фасады. Сложностью композиции и эффектностью динамичных форм выделяется фонтан Треви, созданный в это время Никколо Сальви. Этот великолепный фонтан с барельефами и статуями на скалистых выступах стоит перед фасадом Большого дворца. Во второй трети 18 века в итальянскую архитектуру постепенно проникает классицизм.



 

Скачано с www.znanio.ru