ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕРДЯНСКОГО РАЙОНА
Выступление на педсовете:
«Итоги адаптационного периода в 1 классе»
Подготовила
классный руководитель 1 класса
Гажева Анастасия Андреевна
с.Орловка 2023
Итоги адаптационного периода первоклассников. «Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации».
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Анализируя особенности адаптации первоклассников к школе выявляются следующие проблемы:
· В отличие от детского сада, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
· В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и дисциплина.
· Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
· Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
Ребенку, пришедшего впервые в школу, надо научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. . В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5-2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
Условия адаптации:
а) Физиологические:
· изменение режима дня;
· необходимость игры;
· правильная посадка;
· организация правильного питания;
· развитие двигательной активности.
б) Психологические:
· психологический климат в семье;
· формирование интереса к школе;
· недопустимость физического воздействия;
· предоставление самостоятельности;
· учёт темперамента ребёнка;
· организация контроля за учёбой;
· поощрение за успехи и достижения;
· моральное стимулирование;
· развитие самоконтроля и объективной самооценки.
Большинство детей в основном не готовы к школе, в силу недостаточного уровня интеллектуального развития, плохой памяти, низкого уровня саморегуляции, развития произвольного внимания, воли и др. качеств, необходимых при обучении. У них нет осознания важности статуса « ученик!". Сложность состоит еще и в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности, а у многих первоклассников ведущей остаётся игра, и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.
Трудности также связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Для формирования положительного отношения к учению важно создавать доброжелательную атмосферу на уроке. Для развития познавательных интересов стоит активно включать в учебный процесс дидактические игры, пособия и др.
В моём 1 классе в этом учебном году 7 учащихся: 1 мальчиков и 6 девочек. В помощи логопеда и дефектолога нуждаются все обучающиеся класса. С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия:
· учебные занятия проводятся в первую смену;
· пятидневная учебная неделя;
· продолжительность уроков первое полугодие - 35 минут;
· в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки;
· дети получают горячее питание.
Истекший период обучения (конец I четверти) показал, что социально-психологическая адаптация прошла успешно не у всех детей.
На мой взгляд, высокий уровень адаптации у 3 учеников. Эти ребята активны на уроке, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, могут выполнить задания самостоятельно, но они испытывают затруднения при решении усложнённых заданий.
Остальных учащихся, к сожалению, можно отнести к низкому уровню адаптации. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания. У этих учеников низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
Я, как учитель, стараюсь обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Для успешного обучения на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность учащихся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физ-минутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Использую словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.
Как классный руководитель, я систематически проводила индивидуальные беседы с родителями, обсуждала вопросы по поводу возникающих трудностей. В октябре месяце на в индивидуальном порядке родителям указывалось на трудности прохождения адаптационного периода каждым учеником и давались чёткие указания и рекомендации по устранению этих трудностей. На всём протяжении адаптационного периода я помогала обучающимся преодолеть возникающие затруднения, создавала необходимые условия для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь. Администрация школы контролировала прохождение адаптационного периода у первоклассников. Посещались уроки и классные часы. Было отмечено, что к концу первой четверти многие первоклассники хорошо адаптировались к учебно-воспитательному процессу в школе.
С первых дней посещения школы дети знакомились с правилами поведения в классе, столовой и т.д.; учились организовывать свои рабочие места; проводились тренировочные занятия при пожаре и сигналах ГО по эвакуации; была проведена ознакомительная экскурсия по школе; дети знакомились со своими правами и обязанностями.
Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.