СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной (диагностической) работы
по литературе для учащихся 6-х классов
1. Назначение итоговой контрольной работы
Итоговая работа по литературе предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 6-го класса знаний и умений по литературе в объёме обязательного минимума содержания образования
2. Структура КИМ
Работа включает в себя 13 заданий и состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 8 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности.
Часть 2 (В) содержит 4 задания с кратким ответом повышенного уровня сложности
Часть 3 (С) содержит 1 задание с развернутым ответом высокого уровня сложности
3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
Итоговая работа состоит из шести содержательных блоков.
Первый блок содержит материал по разделу «Устное народное творчество» (задание №1) проверяет умения определять понятия пословицы и поговорки.
Второй блок содержит задания по разделу «Теория литературы», задание А2, В1, В2, В3, В4, проверяющие умение находить в тексте жанр, литературные тропы, рифму, размеры стиха
Третий блок контролирует усвоение знаний по разделам «Литература 18 век» (задание3)-проверяет умение находить мораль басни, знание баснописцев.
В четвертом блоке «Произведения 19 века» (задание 4, 5,6) проверяется знание произведений писателей и поэтов 19 века.
Пятый блок «Произведения 20 века» проверяет знание текстов литературы 20 века.
Шестой блок проверяет умение рассуждать, составлять связанный текст, знание произведений.
Время выполнения работы - 40 минут
Распределение заданий работы по уровням сложности приводится в таблице.
№ |
Часть работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
1 |
часть 1 |
8 |
8 |
8 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных |
2 |
часть 2 |
4 |
4 |
4 задания с кратким ответом |
3 |
часть 3 |
1 |
8 |
1 задание с развернутым ответом |
Итого |
13 |
20 |
|
Таблица. Распределение заданий работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий
|
Количество заданий
|
Максимальный первичный балл
|
Базовый |
8 |
8 |
Повышенный |
4 |
4 |
Высокий |
1 |
8 |
Итого |
13 |
20 |
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового уровня работы учащиеся получают 1 балл. За выполнение заданий повышенного уровня по 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За верное выполнение задания высокого уровня работы задания учащиеся получают 8 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всей письменной работы - 20.
6. Система оценивая всей тестовой работы.
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части - 8 баллов. На выполнение части А – отводится 10-15 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется 1балл. Максимальное количество балов – 4. Примерное выполнение задания 10- 12 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 6-8 предложений(60-80 слов). Время выполнения части С – 15-20 минут.
Часть С:
- соответствие теме и вопросу - 2
- связность и последовательность изложения - 1
- точность и выразительность речи - 1
- соблюдение орфографических - 2, грамматических — 1, пунктуационных норм – 1 - всего – 7 баллов
Критерии оценивания ответа к заданию С1 |
Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. |
2 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Точность и выразительность речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. |
1 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Пунктуационных ошибок нет Допущено более 2 пунктуационных ошибок . |
2 0 1 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С |
8 |
План варианта КИМ
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа; В – задания с кратким ответом; С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания :В -высокий ,П- повышенный, Б – базовый.
№ |
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
1 |
А1 |
Умения определять понятия пословицы и поговорки |
Б |
1 |
2 |
А2 |
умение находить в тексте литературные тропы |
Б |
1 |
3 |
А3 |
умение находить мораль басни, знание баснописцев |
Б |
1 |
4 |
А4 |
знание произведений писателей и поэтов 19 века |
Б |
1 |
5 |
А5 |
знание произведений писателей и поэтов 19 века |
Б |
1 |
6 |
А6 |
знание произведений писателей и поэтов 19 века |
Б |
1 |
7 |
А7 |
проверяет знание текстов литературы 20 века |
Б |
1 |
8 |
А8 |
проверяет знание текстов литературы 20 века |
Б |
1 |
9 |
В1 |
Умение находить в тексте литературные тропы |
П |
1 |
10 |
В2 |
Умение находить в тексте рифму |
П |
1 |
11 |
В3 |
Умение определять в тексте жанр произведения |
П |
1 |
12 |
В4 |
Умение находить в тексте размеры стиха |
П |
1 |
13 |
С1 |
Умение рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал |
В |
8 |
Условия проведения
При проведении работы в аудитории не допускается использование школьниками учебников и рабочих тетрадей, а также мобильных телефонов.
Соотношение тестового балла и аттестационной отметки
Тестовый балл |
Аттестационная отметка |
20 -18 |
5 |
17-14 |
4 |
13-9 |
3 |
8-0 |
2 |
Демоверсия
итоговой контрольной (диагностической) работы
для 6 класса по литературе
Инструкция для обучающихся
На выполнение работы по литературе даётся 40 минут.
Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 13 заданий.
Часть 1 содержит 8 заданий (А1–А8). К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 выпишите в таблицу номер выбранного ответа напротив номера задания.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в таблицу.
Часть 3 содержит 1 задания (С1), на которое следует дать развёрнутый ответ (60-80 слов.)
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Содержание итоговой контрольной работы
Часть1.
А1. Пословица – это …
1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3.выражение насмешки.
4.меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения
А2.Основным художественным средством в стихотворении является эпитет. Найдите определение.
1.замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.
2.образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого предмета.
3.образное определение, характеризующее свойство, качество какого-то явления, предмета, лица.
4.повторение в строфе, строке, фразе однородных гласных звуков.
А3. Какова мораль басни И.А.Крылова «Осёл и соловей»?
1.Поощрение трудолюбия
2.Осуждение глупости
3.Сожаление об утраченном сыре
4.Осуждение лени
А5. Определите тему стихотворения М. Лермонтова «Утес»:
1. веселья и радости
2. тоски и одиночества
3. любви к жизни
4. поэта и поэзии
А5. Какая тема объединяет стихотворения М.Ю.Лермонтова
«На севере диком», «Листок», «Утёс»?
А.6. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Платов а) «Левша»
2) Грэй б) «Конь с розовой гривой»
3) Санька в) «Алые паруса»
4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
А.7. Из какого произведения цитата:
«Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески, кринки, обвязанные по горлу бечевками, у кого ковшики без ручек были. Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой,»
1.«Уроки французского»
2«Критики»
3«Тринадцатый подвиг Геракла»
4.«Конь с розовой гривой»
А-8. Левша в произведении Лескова символизирует:
1. Крепостное крестьянство
2. Русскую интеллигенцию
3. Русский народ
4. Русское дворянство
Часть 2.
В-1. Напишите, какой троп использован в данном отрывке из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля…
В-2.Какой вид рифмы используется в данном отрывке?
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С. Есенин)
В-3. Назовите литературный термин по данному определению:
краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
В-4 . Какой из этих размеров стиха является трехсложным:
1. хорей
2. амфибрахий
3. Ямб
Часть 3.
С-1. Какой нравственный урок извлёк герой рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.