Спецификация
итоговой контрольной (диагностической) работы
по русскому языку для 8 класса
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся 8 классов по усвоению предметного содержания курса русского языка по программе основной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Условия проведения диагностической работы
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.
3. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
4. Содержание и структура диагностической работы
Комплект содержит четыре варианта, разработанных по единому плану, представленному в Приложении 1. Каждый вариант состоит из 16 заданий: 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, 3 заданий с кратким ответом и 1 задания с развёрнутым ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 8 классах. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:
№ п/п |
Содержательные блоки |
Количество заданий в варианте
|
1. |
Лексика |
1 |
2. |
Грамматика. Синтаксис. |
3 |
3. |
Орфография |
4 |
4. |
Пунктуация |
3 |
5. |
Языковые нормы |
1 |
6. |
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
4 |
|
Всего: |
16 |
Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице:
№ п/п |
Блоки проверяемых умений
|
Количество заданий в варианте |
1. |
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
11 |
2. |
Уметь различать тему, основную мысль, функционально-смысловой тип текста |
1 |
3. |
Уметь различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль и язык художественной литературы |
1 |
4. |
Уметь адекватно понимать информацию сообщения |
1 |
5. |
Уметь воспроизводить текст с разной степенью свёрнутости |
1 |
6. |
Соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка |
1 |
7. |
Соблюдать нормы построения текста |
1 |
5. Система оценивания выполнения диагностической работы
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. За выполнение задания с кратким ответом
выставляется 1 балл. Тестовый балл за выполнение задания С1 с развёрнутым ответом определяется экспертом в соответствии с критериями оценивания и составляет максимально 3 балла. Максимальный тестовый балл за всю работу – 18 баллов. За выполнение диагностической работы учащиеся получают школьные
отметки по пятибалльной шкале.
В Приложении 1 приведен план диагностической работы.
В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант работы.
Приложение 1
План
Итоговой контрольной работы по русскому языку в 8 классах
Используются следующие условные обозначения: ВО – задание с выбором ответа,
КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом, Б – задание базового уровня сложности, П – задание повышенного уровня сложности.
№ задания |
Планируемые результаты обучения (ПРО) |
Тип задания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности |
Макс. балл |
1. |
Синтаксические грамматические нормы
|
ВО |
Соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка |
Б |
1 |
2. |
Комплексный орфографический анализ
|
ВО
|
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
3. |
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
|
ВО
|
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
4. |
Н/НН в суффиксах различных частей речи
|
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
5. |
Гласные в личных окончаниях глагола и суффиксах причастий настоящего времени |
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
6. |
Пунктуация в предложениях с причастными оборотами
|
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
7. |
Пунктуация в предложениях с деепричастными оборотами |
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
8. |
Пунктуация в простых и сложных предложениях с союзом И
|
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
9. |
Смысловая связь между предложениями текста |
ВО |
Соблюдать нормы построения текста |
Б |
1 |
10. |
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
ВО |
Адекватно понимать информацию сообщения |
Б |
1 |
11. |
Характеристика текста по стилю, типу речи, способам и средствам связи, средствам речевой выразительности
|
ВО |
Уметь различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль и язык художественной литературы |
П |
1 |
12. |
Грамматический анализ предложений и словосочетаний из текста
|
ВО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
П |
1 |
13. |
Грамматический анализ предложений и словосочетаний из текста
|
КО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
П |
1 |
14. |
Лексическая синонимия
|
КО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Б |
1 |
15. |
Грамматическая синонимия
|
КО |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
П |
1 |
16. |
Изложение текста
|
РО |
Воспроизведение текста разной степени свёрнутости |
П |
3 |
Всего: ВО – 12, КО – 3, РО – 1. |
|
16 |
Приложение 2
Демонстрационный вариант
итоговой контрольной работы для учащихся 8-х классов
по русскому языку
При выполнении заданий 1 – 8 обведите номер правильного ответа и напишите его в бланк тестирования.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) У меня около полтораста друзей.
2) Согласно школьным традициям мы приготовили для малышей праздничный концерт.
3) Под одиноко стоящим на опушке деревом я нашел семейку опят.
4) Выбрав тему сочинения по лирике А.С. Пушкина, я перечитал любимые
стихотворения поэта.
Ответ: __________________.
2. Какие из утверждений верны?
А. В словах предл..гать, заг..рать, прик..саться пишется чередующаяся гласная А.
Б. В словах пр..зирать (врага), пр..быть (в крепость), пр..любопытный использована приставка ПРЕ.
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ: __________________.
3. Укажите номер примера, неверно занесённого в таблицу.
Примеры написания НЕ со словами различных частей речи |
|
Слитно |
Раздельно |
1) ещё (не)покрашенные стены |
3) (не)высокий, а низкий |
2) (не)понятный сюжет |
4) (не)причесав волосы |
Ответ: __________________.
4. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
1) (нитки) запута..ы
2) скоше..ая (трава)
3) мочё..ые (яблоки)
4) журавли..ый (клин)
Ответ: __________________.
5. В каком примере на месте пропуска пишется буква Я?
1) стел..щаяся (по земле листва)
2) подта..вший (снежок)
3) (они) посе..т
4) скле..нный (конверт)
Ответ: __________________.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Слова, образованные от других слов, часто имеют внутреннюю форму, позволяющую понять мотивировку названия.
2) Изобретённый в конце XIX века трамвай, первоначально использовавший конную тягу, назывался конкой.
3) Слово "подоконник", не утратившее связи со словом "окно", позволяет сразу понять лексическое значение.
4) Слово "окно", утратившее свою внутреннюю форму, и не связанное в сознании современного человека со словом "око", когда-то обозначало "глаз дома".
Ответ: __________________.
7. В каком варианте ответа перечислены все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы часто [1] говоря о непроглядной тьме [2] используем выражение [3]
"не видно ни зги" [4] не понимая лексического значения слова "зга".
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
Ответ: __________________.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом И.
1) Первый российский букварь был издан Иваном Фёдоровым и имя первопечатника вошло в историю русской культуры.
2) Первый букварь представлял собой небольшую книжечку и состоял из 80 страниц.
3) Слово "азбука" представляет собой сложение названий первой буквы древнерусского алфавита "аз" и второй буквы "буки".
4) Аз – первая буква русского алфавита и местоимение 1-го лица, единственного числа.
Ответ: __________________.
Прочитайте текст 1 и выполните задания 9 – 15.
При выполнении заданий 9 – 12 обведите номер правильного ответа. Ответом к заданиям 13 – 15 являются цифра, слово или словосочетание. Запишите ответ в указанном месте в тесте. Перенесите все ответы в бланк тестирования, начиная с первой клеточки, без пробелов и запятых. Каждую цифру и букву пишите в отдельной клеточке по образцу.
Текст 1
(1)Японская чайная церемония – традиция, уходящая корнями в глубь веков. (2)Известно, что чашку гостю подают стороной, считающейся наиболее красивой. (3)… гость, приняв чашку, должен повернуть её к себе противоположной стороной. (4)Выпив чай, он обязан внимательно рассмотреть сосуд, из которого пил. (5)Вероятно, это связано с тем, что чайная посуда у японцев – настоящее произведение искусства. (6)Эта церемония – дань уважения хозяев к своему гостю и гостя к ним.
9. Какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении 3?
1) Следовательно,
2) Действительно,
3) А
4) Например,
Ответ: __________________.
10. В каком предложении содержится главная информация текста?
1) Чайная церемония в Японии – это традиция, имеющая многовековую историю.
2) Традиции чаепития в каждой стране разные и связаны с культурой народа.
3) Японская церемония чаепития отражает взаимное уважение хозяев и гостей друг к другу.
4) Чайная посуда у японцев – настоящее произведение искусства.
Ответ: __________________.
11. Укажите неверное утверждение.
1) Текст публицистический.
2) Предложение 6 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.
3) Предложение 5 поясняет предложение 4.
4) В предложениях 2 – 3 представлено рассуждение.
Ответ: __________________.
12. Укажите неверное утверждение.
1) Сказуемое в предложении 1 – «традиция».
2) Предложение 2 сложное.
3) В предложении 3 можно выделить только одно словосочетание со способом подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.
4) «Уходящая корнями в глубь веков» – деепричастный оборот в предложении 1.
Ответ: __________________.
13. Среди предложений 2 – 6 найдите простое предложение, осложнённое деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________.
14. Замените выражение УХОДЯЩАЯ КОРНЯМИ В ГЛУБЬ ВЕКОВ из предложения 1 синонимом (одним словом). Напишите это слово.
Ответ: __________________.
15. Замените словосочетание ЧАЙНАЯ ПОСУДА из предложения 5, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования!
Прочитайте текст 2.
Текст 2
Изменения в русском языке ярко видны на примере лексики, связанной с обозначением родственных связей. Уже забыты славные вуй, стрый.
Вместо них мы говорим дядя. В пассивную лексику перебрались слова золовка, деверь, шурин, свояк. Семейная лексика современного человека связана только с ближайшим кровным родством: мать/отец, сын/дочь, бабушка/дедушка. Это говорит об изменениях, происходящих в нашей жизни. Большая русская семья сократилась до скромной ячейки общества.
С1. Передайте сжато основное содержание текста. Объём изложения – не менее 15 слов.
Работа, представляющая собой полностью переписанный текст, не оценивается.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования.
Система оценивания
итоговой контрольной работы по русскому языку
Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.
№ задания |
Ответ |
Балл |
1. |
1 |
1 |
2. |
4 |
1 |
3. |
1 |
1 |
4. |
2 |
1 |
5. |
2 |
1 |
6. |
4 |
1 |
7. |
1 |
1 |
8. |
1 |
1 |
9. |
3 |
1 |
10. |
3 |
1 |
11. |
4 |
1 |
12. |
4 |
1 |
13. |
3 |
1 |
14. |
старая<или>древняя<или>давняя 3 |
1 |
15. |
Посуда для чая |
1 |
Критерии оценивания для задания С1.
Указания к оцениванию |
Баллы |
1.Содержание изложения |
|
Ученик точно передал основное содержание исходного текста |
2 |
Ученик передал основное содержание исходного текста, но допустил одну фактическую ошибку, связанную с пониманием текста |
0 |
2. Сжатие исходного текста |
|
Ученик верно применил приём (приёмы) сжатия |
1 |
Ученик не использовал приёмы сжатия или использовал неверно |
0 |
3. Грамотность |
|
Ученик не допустил орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок |
1 |
Ученик допустил одну орфографическую, или пунктуационную, или грамматическую, или речевую ошибку |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Примечания 1) Работа, представляющая собой полностью переписанный текст, оценивается 0 баллов. 2) Если в тексте ученика менее 15 слов, то по критерию 3 ставится 0 баллов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.