Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения" рассчитана на разный уровень обучения ребят. Для сильных обучающихся имеется дополнительное задание. Данный материал помогает подготовиться к итоговой аттестации, так как содержит ряд заданий, который встречается в тестах ГИА, ОГЭ
Итоговая контрольная работа по русскому языку (9 класс) по теме
«Сложноподчинённое предложение»
1. Найдите сложноподчинённое предложение.
ВАРИАНТ 1.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещёрском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней
полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение «Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском
огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мезансценами, а идеями
драматурга» Придаточное предложение в нём стоит :
А. перед главным Б. после главного В. в середине главного
3.Сделайте синонимичную замену простого предложения с причастным оборотом
сложноподчинённым предложением. Составьте схему.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
5. Определите вид придаточного в предложении
Надо поймать тот час когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное обстоятельственное времени Б. придаточное определительное
В. придаточное обстоятельственное условия
6. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным
места
А. Я рассказал, где прошло моё детство Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.
В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти образ.
Б. Особенно мне нравится пение соловья, когда над головой светят звёзды и всё в лесу
примолкает.В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается
кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
8. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, как будто хотел мне чтото сказать.
Б. …, что слушали, не проронив ни слова.
ВАРИАНТ 2
1. Найдите сложноподчинённое предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
Б. Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось вернуться.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение « Только исследуя какойнибудь клочок нашей земли,
можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и
даже робкому попискиванию лесной пичуги». Придаточное стоит:
А. перед главным предложением Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимичную замену простого предложения с обособленными членами
сложноподчинённым. Составьте схему.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложноподчинённое с придаточным
времени. Составьте схему.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Определите вид придаточного в сложноподчинённом предложении «Когда
командир не робеет, бойцы за ним в огонь и воду пойдут»
А.сравнительное Б. условное
В. времени
6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным
обстоятельственным места
А. Это и была школа, куда меня направили
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, нчальник отряда договаривался с
проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу её о чёмлибо, она опять
отвлечётся в сторону.
8. Спишите предложение, расставив знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и
усталости и пошёл искать машину.
Составьте схему.
Дополнительные задания.
1. Укажите СПП с определительными придаточными:
1) А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его
самостоятельная жизнь. (И.Г.)
2) Лыжин стоял и думал о том, что вот он, Лыжин, уедет рано или поздно опять в Москву...
(А.Ч.)
3) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна
должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.П.)
2. Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки
знаков препинания:
Совершенная праздность (1) эти поцелуи среди белого дня (2) с оглядкой и страхом (3) как
бы кто не увидел (4) жара (5) запах моря (6) и постоянное мелькание перед глазами
праздных (7) нарядных (8) сытых людей (9) точно переродили его. (А.Ч.)
А – СПП, состоит из 3 частей
Б – СПП, состоит из 2 частей
В – в состав СПП входит определительное придаточное
Г – придаточная часть присоединяется союзным словом как бы
Д – первая часть осложнена обособленным несогласованным определением
Е – 1, 5, 7, 8 – запятые между однородными членами
Ж – 3, 4 – выделение придаточной части, ставятся запятые3 – 6 – запятая не ставится, т. к. однородные члены соединены одиночным союзом И
И – 9 – выделение сравнительного оборота, ставится запятая
3. Укажите СПП с изъяснительными придаточными:
1) Ничего в спокойной наружности его не говорило о том напряжении чувств, гул
которого, подобно гулу огромного колокола, бьющего над головой, мчался во всём его
существе оглушительным нервным стоном. (А.Г.)
2) Но с этого времени она только и думала о том, как увидеть своего племянника женатым
и понянчить маленьких внучков. (Н.Г.)
3) Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя. (А.Т.)
4) Раздумывая, я был теперь крайне недоволен собой за то, что оборвал разговор с
гостиницей. (А.Г.)
5) Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались
воры... (А.Ч.)
4. Укажите места постановки запятых:
1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали
говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний.
(А.П.) ______________________________
2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4)
по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________
5. Выделите придаточные части, укажите их тип:
1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли
гуси. (А.Ч.)
2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и
только махнул рукой. (А.Ч.)
3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня
должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.)
5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не
располагать ни одной копейкою. (А.П.)
6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил
приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)