Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
правоведение
Взрослым
22.02.2018
Итоговая письменная работа-исследование по курсу: «Современные проблемы образовательного права», в которой рассматривается проблема: фактическое отсутствие организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в период обучения и воспитания в образовательной организации органами исполнительной власти в сфере здравоохранения; предлагаются варианты решения проблемы как на федеральном, так и на муниципальном уровне.Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Право-1.docx
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Институт образования
Итоговая письменная работа
по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Студент группы № 7031
Бешлиян А. А.
Преподаватель
Матвеев В.Ю.
(к. ю. н. )
Москва, 2015 г. В «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Россиискои
Федерации на период до 2020 года» предусматривается «обеспечение возможности
получения качественного образования и медицинской помощи”.
В соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные
организации должны осуществлять деятельность по организации охраны здоровья
обучающихся, за исключением оказания первичной медикосанитарной помощи,
прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Организация оказания первичной медикосанитарной помощи обучающимся
возлагается на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная
организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы
медицинских работников (п. 15 ч. 3 ст. 28, части 2, 3 ст. 41 Федерального закона № 273
ФЗ).
Школа не имеет лицензии на медицинскую деятельность и штатных медицинских
работников. В связи с этим медицинское обслуживание в школе осуществляется
медицинской организацией, в штате которой состоят медицинские работники (лица,
имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в
трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности – п. 13
ст. 2 Федерального закона № 323ФЗ).
Исходя из требований закона,
наша ОО предоставила оборудованное
специализированное помещение для медицинского обслуживания обучающихся ОУ
медицинскому учреждению нашего района «Центральная районная больница» на основании
трехстороннего договора между Собственником (Администрацией района), Школой и
Больницей, заключаемого ежегодно.
В 2012 году Больница получила приложение к лицензии на осуществление
медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по
сестринскому делу в педиатрии на базе нашего медицинского кабинета (в приложении к
лицензии указан адрес нашей ОО).
Согласно данному договору, в разделе 2. «Права и обязанности сторон» в пункте 2.3.
«Учреждение здравоохранения обязано» в том числе говорится:
«А) оказывать первичную медикосанитарную помощь обучающимся ОУ во время
пребывания в ОУ; Б) ежегодно проводить плановые профилактические (прививки, диспансеризацию,
обследование на энтеробиоз и т.п.) и комплексные мероприятия по оздоровлению
обучающихся в соответствии с решениями МУЗ «ЦРБ Мясниковского района»;
В) регулярно информировать администрацию ОУ о состоянии и результатах лечебно
профилактической работы;
Г) проводить вакцинацию согласно Календаря прививок и национального проекта
«Здоровье»;
Д) при необходимости привлекать медицинского работника поликлиники,
амбулатории, ФАП в проведении контроля за питанием обучающихся в составе комиссии
под председательством руководителя ОУ».
До 1 декабря 2014 года в школе доврачебную медицинскую деятельность
осуществляла фельдшер, направленный Больницей. Работала она три раза в неделю с 9.00
до 12.00 в нашем ОУ и два раза в неделю – в другой ОО. С 12.00 фельдшер работала
участковой медсестрой в детской консультации больницы.
Никаких документов из МУЗ ЦРБ о том, что данный фельдшер закреплен за нашей
школой и имеет соответствующий график и объем работ администрации ОУ предоставлено
не было.
Свои обязанности она определяла как проведение прививок учащимся согласно
национального календаря прививок и оказание доврачебной помощи в случае обращения в
медпункт школьников. Таким образом, вышеуказанные подпункты договора В, Д и
частично А (так как медик был в школе через день и не на весь период времени учебного
процесса) не выполнялись.
Проблема: фактическое отсутствие организации оказания первичной медико
санитарной помощи обучающимся в период обучения и воспитания в ОО органами
исполнительной власти в сфере здравоохранения.
1. Первоначально мы попытались разрешить данную проблему обращением к
заведующей детской консультацией, в котором выразили свои претензии по поводу
невыполнения договора.
Конечно, я понимала, что «Договор о предоставлении медицинскому учреждению в
пользование имущества для медицинского обслуживания обучающихся ОУ» прежде
всего – договор об аренде, а не об обслуживании. Но он был объявлен Администрацией
района «типовым» и Больница никакого другого договора признавать не хотела. 2. Администрация школы обратилась в отдел кадров МУЗ ЦРБ с просьбой
предоставить ОУ копию должностных обязанностей нашего фельдшера в соответствии
с ее трудовым договором. После неоднократных звонков по разным инстанциям,
запрашиваемый документ нам был предоставлен. И хотя под текстом должностных
обязанностей фельдшера школы было собственноручно ею написано «ознакомлена» и
проставлены дата и подпись, мне пришлось еще раз ей объяснять, что это такое и для чего.
И снова ничего не изменилось.
3. Совместно с другими директорами школ района организовали встречу с
заведующей детской консультацией МУЗ ЦРБ, в непосредственном подчинении которой
состоят фельдшеры школ, задали ей свои вопросы по поводу неполноценного
медицинского обслуживания и получили ответ, что наши фельдшеры очень загружены
бумажной работой в детской консультации и поэтому «делают, что могут».
4. На совещаниях директоров ОУ (во всех школах района положение с медицинским
обслуживанием одинаковое или вообще отсутствует) мы высказывали свои претензии
начальнику отдела образования района, которая доводила наши претензии до Главного
врача МУЗ ЦРБ и Главы Администрации района. Так продолжалось последние 7 лет.
Ничего не менялось. Главврач отвечал, что у него в штатном расписании нет ставок
медработников для ОО, а закон 273ФЗ касается ОО, а не медучреждений.
С 1 декабря наш фельдшер уволилась. На два месяца школа полностью лишилась
медработника. Педагоги, родители и школьники неоднократно жаловались на отсутствие
медработника.
В феврале 2014 года вступил в силу приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н,
утвердивший Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в
период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее Порядок). Приказ
разработан в соответствии с Федеральными законами "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".
Обучающиеся проводят в школе много времени. Редко, но бывает, что ктото из них
порезался, ушибся, внезапно потерял сознание или получил травму. В этом случае
работники школы должны быстро и грамотно оказать ему первую доврачебную помощь.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323ФЗ "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первая помощь может оказываться
лицами, обязанными оказывать такую помощь в соответствии с федеральным законом или
со специальным правилом и прошедшими соответствующую подготовку, при состояниях и заболеваниях,
угрожающих
жизни
и
здоровью
человека.
Первую доврачебную помощь следует отличать от медицинской помощи – ее в
соответствии с законодательством могут оказывать только медицинские организации.
Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния
здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи.
5. Еще раз пересмотрев вышеназванные законодательные акты, касающиеся
медицинского обслуживания школьников в феврале 2015 года мною было составлено
письмо на имя Главного врача МУЗ ЦРБ, в котором излагались требования исполнения
данного приказа в части:
п. 5 «Первичная медикосанитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18
обучающимся в образовательных организациях,
реализующих основные
лет,
образовательные программы, в целях оказания им первичной медикосанитарной помощи в
экстренной и неотложной форме…оказывается в отделении организации медицинской
помощи несовершеннолетним в образовательных организациях»;
п. 13 «Первичная медикосанитарная помощь обучающимся оказывается врачами
педиатрами,…фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи
обучающимся».
В рекомендуемых штатных нормативах медицинских работников отделения
организации медицинской помощи несовершеннолетним в ОО (приложение 2 к Порядку)
говорится, что медицинская сестра (фельдшер) – 1 ставка на 100500 обучающихся в ОО
( у нас в школе их 530 человек).
Администрация и Совет школы требовали обеспечить ОУ первичной медико
санитарной помощью.
Ответа на свое обращение мы не получили, но фельдшер соседней школы стала
приходить к нам в дни проведения прививок и после проведения прививок уходила в свою
школу. Таким образом, один фельдшер стал частично обслуживать (проведение прививок)
три школы и появляться в школе тричетыре раза в месяц.
01.09.2015 года наша ОО становится базовой (что определено приказами МО
образования Ростовской области и Учредителем) для участия в федеральной программе
«Доступная среда». Мы будем обучать детей слабовидящих и с ДЦП. Оборудован кабинет
на 10 мест.
На сегодняшний день в ОУ уже обучается в инклюзивной форме 13 детейинвалидов.
Статья 19 “Образование инвалидов” Федерального закона от 24 ноября 1995 г. 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что
“Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных
общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в
осуществляющих образовательную деятельность по
отдельных организациях,
адаптированным основным общеобразовательным программам”. Одним из таких условий
является первичная медикосанитарная помощь, предоставить которую школа не может
без медицинского работника.
Проблема обеспечения школы медицинским работником становится для нашего ОУ
первостепенной.
6. Решила обратиться к опыту работы ОО других регионов нашей страны, где
медицинское обслуживание школьников поставлено в соответствии с требованиями,
установленными законодательством. Так как в п. 16 вышеназванного приказа Минздрава
России от 05.11.2013 № 822н говорится: «В образовательных организациях могут быть
предусмотрены должности медицинских работников», посмотреть каким образом
возможен такой вариант, если медицинский работник, работающий вне медицинского
учреждения теряет выслугу лет для начисления льготной пенсии по старости.
Статья 28. “Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации” 273ФЗ относит к компетенции ОО: “4) установление штатного расписания,
если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации”.
Следовательно можно включить в штатное расписание школы должность медицинского
работника.
Однако, Постановление Правительства от 29 октября 2002 года № 781 "О списках
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации”, подробно раскрывает перечень работников, имеющих право на
льготную пенсию. Медицинская сестра (фельдшер) школы такого права не имеют.
Поэтому, введя соответствующую должность в штатное расписание школы, необходимо
искать работника, для которого эта льгота неактуальна по какимлибо причинам. Проблемным является так же:
получение лицензии на медицинский кабинет вне договора с МУЗ ЦРБ;
оплата курсов повышения квалификации медицинскому работнику.
Выводы:
1.
2.
Организация медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных
учреждений законодательно не доработана. Обязанности в этом отношении
возлагаются на ОУ, которое не имеет право оказывать медицинскую помощь.
Администрации школы необходимо:
2.1. продолжить работу по налаживанию организации медицинского
обслуживания школьников через заключение договора о медицинском
обслуживании обучающихся ОУ между ОО и МУЗ ЦРБ.
2.2.
обратиться с аргументированным письмом к Главе Администрации
Мясниковского района с просьбой оказать содействие в решении данного
вопроса.
в случае отказа, начать процедуру лицензирования медицинского
2.3.
кабинета ОУ, ввести в штатное расписание должность фельдшера и
осуществить поиски медработника, для которого льготная пенсия не
является актуальной.
Предшествующий опыт показал, что возможность решения данной проблемы вызывает
обоснованные сомнения. ИСТОЧНИКИ
1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Россиискои
Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Россиискои
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662р. //электронный ресурс//режим доступа:
http://base.garant.ru/194365/
2. Федеральныи закон Россиискои Федерации «Об образовании в Россиискои
Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от
ресурс//режим доступа:
23.07.2013 N 203ФЗ)
//электронный
http://base.garant.ru/70291362/
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской
http://base.garant.ru/12191967/
Федерации"//электронный
ресурс//режим
доступа:
4. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка
оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения
и воспитания в образовательных организациях» //электронный ресурс//режим
доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70471454/
5.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в
доступа:
Российской
Федерации"//электронный
ресурс//режим
http://base.garant.ru/10164504/
6. Постановление Правительства от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об
утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации”//электронный ресурс//режим
доступа: http://base.garant.ru/185191/
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Итоговая письменная работа по курсу: «Современные проблемы образовательного права»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.