Итоговое декабрьское сочинение. Время перемен

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разбор направления "Время перемен" для итогового декабрьского сочинения для 11 классов
Иконка файла материала Время перемен ЕГЭ.pptx

Итоговое сочинение. Направление «Время перемен».

Аспекты направления: «время перемен»

Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
Эволюция, революция, деградация. Перемены  к лучшему и худшему. Великие перемены.
Сложный герой сложной эпохи.

Примерные темы к направлению «время перемен»

ТЕМА 1. Почему люди боятся перемен? ​ ТЕМА 2. Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?  ТЕМА 3. В чем причины изменений, происходящих в душе человека? ТЕМА 4. Можно ли меняться, оставаясь собой? ТЕМА 5. Всегда ли перемены бывают к лучшему? ТЕМА 6. Может ли человек жить без перемен? ТЕМА 7. Что способно изменить человека? ТЕМА 8. Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека? ТЕМА 9. Всегда ли перемены к лучшему? ТЕМА 10. К каким последствиям могут привести перемены? ТЕМА 11. Согласны ли вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»? ТЕМА 12. Когда заканчивается детство? ТЕМА 13. Может ли один человек изменить мир? ТЕМА 14. Как вы понимаете словосочетание «время перемен»? ТЕМА 15. К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь? ТЕМА 16. Как меняется человек, когда влюблен? ТЕМА 17. Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»? ТЕМА 18. Выбор, который меняет человека. ТЕМА 19. Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир? ТЕМА 20. Какие исторические события меняют судьбы людей? ТЕМА 21. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Цитаты к направлению  «Время перемен»

Я не верю в политические движения, я верю в личное движение, в движение души, когда человек, взглянувши на себя, устыдится настолько, что попытается заняться какими-нибудь переменами: в себе самом, а не снаружи.(Иосиф Бродский) 
Бывают времена, когда люди живут лишь надеждами и ожиданием перемены своей судьбы; бывает время, когда только воспоминание о прошлом утешает живущее поколение, и бывает счастливое время, когда историческое развитие мира совпадает в людях с движением их сердец. (Андрей Платонов, "Афродита")
Совершенно ясно, что я не могу быть прежним не потому, что изменился, а потому, что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться. (Андрей Тарковский)
Так уж устроена жизнь, что мы счастливы лишь предвкушением перемен; сами же перемены для нас ничего не значат; они только что произошли, а мы уже жаждем новых. (Сэмюэл Джонсон)
Перемены – это неизменность в меняющихся обстоятельствах. (Сэмюэл Батлер)
Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились. (Блез Паскаль)
Все хотят, чтобы что нибудь произошло, и все боятся, как бы чего нибудь не случилось. (Булат Окуджава)
В мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства. (Джонатан Свифт)
Все должно измениться, чтобы все осталось по старому. (Джузеппе Томази ди Лампедуза)
Чем больше все меняется, тем больше все остается по старому. (Альфонс Карр)

Список литературы к направлению  «Время перемен»

Список произведений к направлению "Время перемен". Зарубежная литература.
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
Р. Йейтс «Дорога перемен» 
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
Х. Ли «Убить пересмешника»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
А. Азимов «Позитронный человек»
Д. Тартт «Щегол»
Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»
И. Шоу «Богач, бедняк»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Ч. Диккенс «Повесть о двух городах» 
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» 
А. Камю «Чума»

Список книг к направлению "Время перемен". Русская литература.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
А.Н. Островский «Гроза»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне»
Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность»
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
А. Блок «Двенадцать»
В. Маяковский «Во весь голос»
С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Примеры итоговых сочинений 

Почему люди боятся перемен?

В жизни каждого из нас рано или поздно наступает время перемен. Однако по разным причинам не все из нас к ним готовы.
Иногда люди боятся перемен из-за особенностей своего характера. Об этом писал Николай Васильевич Гоголь в повести "Шинель". Главный герой произведения Акакий Акакиевич Башмачкин боится даже перемен к лучшему. Он занимает низкую должность титулярного советника, его работа заключается в простом переписывании бумаг. Однако переписывать бумаги Башмачкин искренне любит: он занимается этим даже в свободное время. Поэтому когда герою предлагают повышение, он отказывается, хотя его работа монотонная и низкооплачиваемая. Такой поступок, как и любовь к переписыванию, говорит об ограниченности героя. Весь его мир - это маленькая квартирка и рабочее место, и в этом мире ему комфортно. Именно из-за  нерешительности, отсутствия амбиций и склонности к самоанализу герой боится любых изменений.
Не только черты характера влияют на отношение человека к изменениям. Многие люди боятся перемен, потому что они часто связаны с неопределённостью или даже полным хаосом. Социальные потрясения, вызванные масштабными переменами, отражены в романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон". Описанные в произведении события охватывают период с 1912 по 1922 год. В эти годы Россия пережила революцию, мировую и гражданскую войны. Главный герой произведения Григорий Мелехов готов к переменам, однако его история показывает, почему их боятся другие люди. Во время гражданской войны, начавшейся в результате смены власти, его брат погиб от руки товарища, а любимая женщина - от шальной пули. Неслучайно Шолохов описывает персонажа с такой трагичной судьбой, ведь в эти нелёгкие годы каждый житель нашей страны многое потерял. Помня об этих и многих других социальных потрясениях, многие люди до сих пор боятся любых перемен.
Итак, люди боятся как масштабных, так и незначительных перемен по разным причинам. Кто-то считает, что они сулят хаос и разруху, а кто-то не готов к ним просто в силу своего характера.

Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

Время перемен – черта, которая разделяет старое и новое, вчера и завтра. В такое нелёгкое время каждому человеку приходится выбирать между прошлым и будущим.
Человека в эпоху стремительных перемен описал Антон Павлович Чехов в комедии «Вишнёвый сад». В начале ХХ века некогда процветавшие дворянские усадьбы приходили в упадок, а их хозяева не могли приспособиться к жизни без доходов от крепостного труда. Именно от этого явления пострадали герои комедии. Семья Раневских разорилась, а фамильное поместье вместе с принадлежавшим ему вишнёвым садом собирались продавать за долги. Любовь Раневская, как и другие члены семейства, привыкла к красивой и беззаботной жизни и не была готова принять такие перемены. Поэтому, когда Лопахин предлагает ей приспособить сад под дачи, чтобы расплатиться с долгами, она отказывается, а дом вместе с садом продают. Так, не желая прощаться с прошлым своей семьи, Раневская теряет всё имение. Оказавшись перед выбором между прошлым и будущим, героиня выбирает прошлое и в конце концов остаётся ни с чем.
К этой теме также обращался Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии «Горе от ума» изображён период социальных конфликтов – первая четверть XIX века. Часть российского дворянства считала унизительным наличие крепостного права в стране, победившей Наполеона. Дворяне, привыкшие к старым порядкам, наоборот противились переменам, желая и дальше извлекать выгоду из своего социального положения. Подобно персонажам «Вишнёвого сада», герои Грибоедова оказываются перед выбором между прошлым и будущим. Чацкий придерживается передовых взглядов: он осуждает чинопочитание и приспособленчество, глупость и необразованность московского высшего света. Фамусов, напротив, является типичным представителем консервативного дворянства. Для него главное в жизни – звание и достаток. Александр Сергеевич показывает, что сделать выбор в пользу будущего могут лишь достойные и благородные люди.
Итак, в эпоху перемен люди оказываются перед невероятно сложным выбором, ведь прошлое уже не вернуть, а будущее не даёт никаких гарантий. Тем не менее, добиться развития можно только смотря вперёд.

В чем причины изменений, происходящих в душе человека? 

На протяжении всей человеческой жизни происходят возрастные изменения. Жизненный опыт, столкновение с окружающей действительностью формируют характер человека, его мировоззрение, привычки. Это естественный процесс. Но рано или поздно случается событие, которое перевернёт всю душу человека, и оставит в ней неизгладимый след. Главный герой рассказа В.Распутина “Уроки французского” получил сильнейшее впечатление и один из главных жизненных уроков после встречи со своей учительницей французского языка. Рассказ автобиографичен. Наверное, поэтому у главного героя нет имени. В нём автор описывает своё послевоенное голодное детство. Мальчик из деревни приезжает в город, чтобы учиться. Ему приходится жить у чужих людей и даже зарабатывать себе на еду. Герой постоянно недоедает, но тяга к знаниям так сильна, что он не уезжает домой, несмотря на все трудности. Иногда он играет с мальчишками в “чику” на деньги, часто выигрывает и сразу идёт покупать молоко. Но старшим ребятам не нравится, когда кто-то оказывается удачливее их, и они избивают своего соперника. Учительница заметила синяки на лице мальчика и выяснила причину драк. Когда Лидия Михайловна поняла, что её ученик голодает, она всеми силами старалась его накормить. Но гордость и стеснение не позволяют герою принять помощь учительницы. Тогда Лидия Михайловна решила применить хитрость. Она начинает играть со своим учеником в “пристенок” тоже на деньги. Понимая, что от выигранных денег ученик не откажется, женщина поддаётся ему и проигрывает. За этим занятием их и застаёт директор школы. Он возмущается поведением учительницы и прогоняет её. Этот случай стал настоящим уроком доброты для будущего писателя, и с тех пор, как он сам признаётся, он постоянно испытывает чувство вины перед учителями, относится к ним с благодарностью и уважением.
Ещё пример того, как одно событие может изменить мировоззрение человека, весь его внутренний мир, я нашла на страницах произведений Л.Н.Толстого. Князь Андрей Болконский, герой романа“Война и мир”, хочет посвятить свою жизнь служению Отечеству, пользе обществу. Он мечтает прославиться на военном поприще, совершить подвиг. Судьба предоставила ему такую возможность. В одном из боёв Андрей подхватывает знамя из рук раненого знаменосца и ведёт за собой солдат. Но сам князь тоже получает серьёзное ранение. Бой для него заканчивается. Когда Болконский открывает глаза, то видит перед собой лишь огромное, бесконечное небо. В этот момент герой понимает, что всё, происходившее с ним до этого, было лишь пустой суетой, а настоящая жизнь более значима и глубока. Даже его кумир Наполеон кажется ему мелким и ничтожным на фоне этого бездонного неба. После возвращения домой князь меняет свои взгляды и образ жизни. Эти примеры показывают, что в формировании характера играют роль не только воспитание и среда, в которой человек обитает. Случайные события или встречи тоже могут существенно изменить душу человека и всю его дальнейшую жизнь. 

Можно ли меняться, оставаясь собой? 

Люди на протяжении всей своей жизни меняются не только внешне, но и внутренне. У них появляются новые привычки, интересы, взгляды на окружающую действительность. Эти изменения происходят в результате воспитания, новых знакомств, полученной информации, сильных эмоциональных потрясений. Иногда кому-то приходится даже смиряться с тем, что ему не нравится, приспосабливаться, менять свои убеждения. Это очень мучительный процесс. Но гораздо тяжелее, по-моему, когда приходится делать вид, что ты приспособился, смирился, а на самом деле остался при своём мнении, не изменил своему внутреннему “я”. Можно ли совместить эти процессы, меняться и при этом оставаться собой?
В связи с этим мне вспоминается судьба Галилео Галилея, итальянского учёного, жившего в шестнадцатом веке. Он совершил множество научных открытий, проповедовал гелиоцентрическую систему Коперника, которая официально в то время считалась еретической. Учёного могла постигнуть участь Джордано Бруно, сожжённого на костре по решению суда инквизиции за то, что он до конца остался собой - не отрёкся от своих “еретических” взглядов. Галилей тоже был арестован, и в 1633 году состоялся процесс, в результате которого учёный публично отрёкся от утверждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Остаток жизни Галилею пришлось жить вдали от больших городов и не проповедовать свои научные взгляды. Конечно же, великий учёный, будучи разумным человеком, не стал рисковать жизнью и благополучием своих близких. Я думаю, что и большинство его современников понимали, что такой поступок был не отречением от собственных научных взглядов, а вынужденной мерой. Смирясь с тем, что он не в силах изменить, Галилей остался собой и, хоть и без всеобщего признания, но продолжил свои научные изыскания. А история позже расставила всё на свои места и подтвердила правоту опального учёного.
Очень показательна также история, описанная в пьесе В.Шекспира. Гамлет, принц Датского королевства, узнаёт, что его отец был предательски убит собственным братом. После смерти короля Клавдий женился на матери юноши и стал властителем Дании. Гамлет решает отомстить за смерть отца. Но Клавдий чувствует угрозу, его очень трудно разоблачить. Для усыпления бдительности дяди юноша придумывает хитроумный план. Принцу в прямом смысле приходится измениться, чтобы добиться своей цели. Он переполнен жаждой мести. Теперь это для него единственный смысл жизни. Иногда по его поступкам даже невозможно понять, изображает ли он из себя умалишённого, что являлось одним из важнейших пунктов его плана, или он действительно потерял рассудок. Оставаясь человеком, способным на большую любовь, Гамлет становится личностью, вмещающею в себе безграничную ненависть. Он не жалеет даже тех, кто по-настоящему предан ему, кого сам любил и уважал. Мне кажется, что, изменившись ради мести, этот герой потерял своё настоящее “я”. Но, потеряв себя, он лишился всего: родных и любимых людей, радости жизни и даже самой жизни.
Я думаю, что оставаться собой в различных ситуациях совсем непросто. На это способен не каждый. Иногда жизнь преподносит жестокие уроки, меняет судьбы, характеры и убеждения. Чтобы достойно воспринимать эти уроки, вливаться в бурную и непростую жизнь, меняться вместе с ней и при этом не потерять себя, нужно быть по-настоящему сильным человеком. 

Аргументы к направлению время перемен 

А.П. Чехов "Вишневый сад" 

Раневская. Нежелание, боязнь перемен
Действие в пьесе происходит в имении Раневской, которое назначено к продаже за долги. В России она не была пять лет, проведя эти годы в Париже. Обстоятельства, заставившие ее покинуть родину, были драматическими (в реке утонул ее сын, Гриша) Первые минуты пребывания Раневской в родном доме омрачены известием о продаже имения, назначена дата торгов. Свыкнуться с этой вестью Раневской еще предстоит, но весь драматизм положения она ощутила. С продажей усадьбы для нее рушится мир.
Выхода из создавшегося положения она не видит. Предложение Лопахина об отдаче земли в аренду под дачи она отвергает: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Раневская и мыслями и душой находится за пределами усадьбы, которую будут продавать, в ее репликах заключено неосознанное желание отбросить от себя решение вопроса, нежелание принимать перемены. Наступает день, когда откладывать нельзя, но Раневская медлит. Трагичен финал жизни Раневской: она уезжает в Париж, где будет жить за счет денег, отправленных бабушкой, которых надолго не хватит. В финале пьесы Раневскую ожидает разочарование и жизненный крах.

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»  
Юрий Живаго. Духовные искания в эпоху перемен.
Размышлениями о причинах и следствиях изменений, происходящих в стране, наполнен роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Писатель создал произведение о русской революции и гражданской войне и показал духовные искания Юрия Живаго, проходящего путь от романтического ожидания революции до глубокого разочарования в самой ее идее, от восхищения свершившийся революцией до протеста против духовного и физического насилия над народом, которое последовало за ней. Перед героем постепенно открывалось истинное значение событий Октября семнадцатого года. В первые месяцы после революции Юрий Живаго с женой ещё надеялись пережить трудное время, предполагая, что всё происходящее разрушение временно, но очень скоро наступило прозрение.  Для героя романа в послереволюционной жизни не может быть выхода ни в профессиональной деятельности, ни в занятии искусством, ни в семейном счастье, он обречен на гибель.
Впервые в советской литературе роман «Доктор Живаго» подвергал сомнению справедливость и историческую закономерность кровавых войн и революций. «Переделка жизни…. Да она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий», — заявляет Юрий Живаго.
Б.Л. Пастернак пытается как можно объективнее показать и реальность гражданской войны, которая предстает в романе как кровавая неразбериха, непонятное месиво, где по разную сторону баррикад мальчики, иногда воспитанные в одном дворе, неистово истребляют друг друга. Гражданская война, с точки зрения Пастернака, — это закономерное следствие революции с её бессмысленной жестокостью. Две ладанки с одним и тем же изречением у двух погибших молодых людей, которые находит после боя Живаго, становятся символом трагедии русской нации, расколотой на две части.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 
Время перемен
Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим творениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе.
Бессмертное произведение А. С. Грибоедова своим содержанием и персонажами принадлежит эпохе декабристов начала 1820-х годов. В. Г. Белинский писал, что «в комедии звучит протест против чиновников взяточников, против невежества добровольного холопства». Словом, против всего что в русской действительности после Отечественной войны 1812 года возбуждало дух преобразований, что привело в 1825 году к восстанию на Сенатской площади.
В «гениальнейшей русской драме» противопоставлены «век нынешний и век минувший». Драматург, изобразив целостную картину жизни барской Москвы убедительно показал, чем порождены пороки людей их взгляды отношение к жизни. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни. Оружие Чацкого меткое пламенное свободное слово. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу... Его выслушивали среди молчания, так как общество, к которому он обращается, принимает его за сумасшедшего».
Великий создатель «Горя от ума» наш союзник в борьбе со всем отживающим отсталым что встречается еще в нашей жизни. Образ же Чацкого с неувядающей силой говорит нам о любви к родине, о непримиримости ко всему низкому и косному, о честности и гуманности, необходимых качествах настоящего человека.
«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных», - предсказал А. А. Бестужев. А М. Горький говорил, что «образы „Горя от ума“, в которых исторически точно отразилась эпоха, вышли далеко за пределы своего времени».