Итоговое занятие по кружку «Шахматная азбука» для детей 5-7 лет на тему
«Шахматы в плену у Снежной Королевы»
Цель: формировать устойчивый интерес к игре в шахматы.
Задачи:
-Закрепить навык работы с шахматной доской, с шахматными фигурами (направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", правильно передвигать фигуры по шахматной доске), представления об организационных правилах игры в шахматы.
-Развивать логическое мышление, внимание, память, речь,
пространственную ориентацию; вырабатывать позитивное отношение к
процессу обучения.
-Воспитывать навыки работы в команде, повышать
шахматную культуру.
Ход игры:
Дети заходят в зал играть в шахматы, подходят к столам, где лежат
шахматы, раскрывают, а фигурок нет.
В. - А что случилось? (Предлагает поискать фигуры. Ребята
ищут фигуры, не находят).
Раздается стук, на экране появляется Шахматная королева.
-Ребята, в нашем шахматном королевстве объявилась Снежная
Королева.
-Вы знаете, что она сделала?
-Она заморозила шахматные фигуры
-Скажите, сможем ли мы играть без них?
(ответы детей)
-Ребята, а может поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной
королевы? (ответы детей). Для этого нам надо выполнить все её задания.
Чтобы выполнить все ее задания, нам нужно сначала разделиться на две команды. Подходите к столу, и выбирайте любую фишку (на фишке изображены белые и черные шахматные фигуры, команды образуются в соответствии с цветом). Наши команды готовы, приступим!
Смотрите внимательно на экран и сейчас мы узнаем первое задание от Снежной королевы.
Первое задание «Шахматные загадки». По очереди команды слушают загадку и стараются найти на нее правильный ответ. Если команда отвечает неправильно, шанс ответить правильно получает другая команда.
1. Она маленький солдат,
Храбрый и отважный
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (пешка)
2. Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же название
У фигуры этой (слон)
3. Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок. (ферзь)
4. Стою на самом краю,
Путь откроют-я пойду.
Только прямо я хожу,
Как зовут не скажу. (ладья)
5. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой «г» ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить. (конь)
6. Это- важная фигура
И она незаменима.
Выполняет свою роль-
Царствует в игре (король).
В. – Молодцы, вы отлично справились с первым заданием от Снежной королевы. Но Снежная Королева, просто так нам не отдаст шахматные фигуры, поэтому мы переходим к следующему заданию.
Второе задание «Шахматные пазлы». Задача каждой команды правильно собрать пазлы шахматной доски.
Кто быстрее выполнит.
В. – Я вижу, вы немного устали, и предлагаю вам немного отдохнуть
Физминутка
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
А теперь, мы переходим к следующему третьему заданию: «Расставь фигуры правильно»
Посмотрите, перед вами на столе находятся шахматные фигуры в соответствии с цветом вашей команды. Сейчас по очереди, мы подходим к столу, берем шахматную фигуру, и крепим её на правильное место на магнитном шахматном поле.
Правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
- Ну, а теперь проверим, все ли фигуры вы правильно расставили?
А мы переходим к четвертому заданию - «Блиц-вопрос».
По очереди я будем задавать вопросы каждой команде, за правильный ответ, команда получает фишку.
– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
– Без какой фигуры не бывает игры? (король)
– Где возникли шахматы? (Индия)
– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
– Что такое шах?
– Что такое мат?
– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Замечательно, и с этим заданием от Снежной королевы мы справились. Переходим к пятому заданию «Что изменилось?». Снежная Королева хочет проверить, какая команда же самая внимательная. Сейчас на экране вы увидите шахматные фигуры, потом вы отворачиваетесь, на слайде в это время что-то меняется, а вы должны сказать, что же на нем изменилось. В этом задании победит самая внимательная команда.
На экране – 6 фигур, дети закрывают глаза, в это время на экране меняется местами,
две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного
цвета, либо ничего не меняет.
- Отлично справились с заданием, все команды очень внимательные.
- И мы приступаем к шестому заданию. «Чьи следы?» (задания на экране)
Задача каждой команды, по очереди отгадать, след какой фигуры изображен на экране. За каждый правильный ответ, команда получит фишку.
Задание №7 Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчик и шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма,
Ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на
столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Рефлексия
- Ребята, вы так здорово справились со всеми заданиями Снежной Королевы! Давайте посчитаем, какая же команда у нас станет победителем? (подсчет фишек)
Снежная Королева вновь стала доброй и решила вернуть нам все шахматные фигуры, и теперь мы сможем поиграть в шахматы!
- Вам понравились задания Снежной Королевы?
-Какое задание показалось для Вас самым трудным?
-А какое самым легким?
- Проходите к столу, выбирайте себе партнёра и играйте. Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют и играют.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.