Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
doc
дефектология
Детсад
23.08.2018
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Чтобы вызвать заинтересованность, познавательную активность детей, я использую разнообразные формы организации занятий: занятия – путешествия, сюрпризные моменты, занятия – соревнования, проблемные ситуации.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение всех анализаторных систем.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, сострадание, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, помогать слабым и беззащитным, воспринимать чувство прекрасного.
Сюжетная линия проходит и через занятия по грамоте, звуковой культуре, и по формированию лексико-грамматических категорий.
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии» построено так, чтобы максимально показать те знания и умения, которые были получены детьми в течение двух лет занятий по грамоте. Причем, задания дают возможность продемонстрировать и средний, и высокий уровень подготовки. Занятие объемно, поэтому целесообразно разделить это «путешествие» на два дня.
конспект.doc
Итоговое фронтальное занятие по подготовке к обучению
грамоте (рассчитано на два занятия)
Цель:
Повторение и закрепление материала, пройденного за учебный год.
Задачи:
Характеристика согласных и гласных;
Анализ и синтез слов;
Закрепление навыка чтения;
Понятие о предложении, типы предложений;
Понятие о заглавной букве;
Деление слов на слоги;
Усвоение правил орфографии;
Формирование орфографической зоркости;
Развитие мелкой моторики;
Совершенствование пространственной ориентации;
Расширение знаний по страноведению;
Продолжить прививать интерес к русскому языку;
Придание занятию комплексный характер.
Оборудование; матрешки (6 штук); письмо; географическая карта земного
шара; аудиозаписи (шум моря, сигнал SOS); персонажи: Буквоед, Фея Синего
Замка, Фея Красного Замка, Фея Зеленого Замка, Принц Ударения, Буковка,
Звуковичок; звуковые символы; увеличенный вариант маршрута; тетради;
карандаши; плакат с зеркальными буквами; плакат потерянных букв; буквы
(А, А, И, И, У, У, О, Ю); звукослоговые схемы (по количеству детей); белые
мешочки по количеству детей с буквами от магнитной азбуки; сказочные
персонажи и их талисманы; схемы предложений; шкатулка; медали (по
количеству детей); макеты 4х домов с разным количеством окошек;
графический портрет кошки.
1. Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике д/с я обнаружила письмо от Королевы
Страны Златоустии. Вы ее знаете? (да) Что это за страна? (Страна красивой и правильной
речи). Правильно, ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и
красиво называли «человек золотые уста». Страна Златоустии – огромная страна, которая
охватывает всю нашу планету Земля. Ведь в каждой стране нашей планеты есть правила
правописания, чтения. Мы с вами целый год путешествовали по стане Златоустии,
заходили в каждый ее город правил, на каждую улицу звуков и букв. Да вот беда случилась у них.Злой волшебник Буквоед много наделал страшных бед. Помощи просят звуки и
буквы. Поможем? (да) Королева Златоустии прислала карту, по которой мы поплывем
вокруг земного шара, мавтрешки и шкатулку. Но открыть шкатулку Королева поручила
нам только после того, как мы освободим Страну Златоустии от Буквоеда.
Посмотрите на матрешки. Шесть кукол деревянных, круглолицых и румяных в
разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Вот поставленные в ряд сестры куколки
стоят. Давайте попробуем догадаться, для чего нам их прислала Королева. Наша речь
состоит из чего? (из звуков) Вот она первая матрешка, самая маленькая. Звуки мы слышим
и говорим , а что видим, пишем и читаем? (буквы) Вот и вторая матрешка. Подружились
буквы друг с другом и получился…? (слог) – третья матрешка (логопед вставляет
матрешки друг в друга). Соединились слоги вместе и получилось…? (слово) – 4я
матрешка. Слова подружились, соединились по смыслу и образовали…? (предложение) – 5
я матрешка. А что такое предложение? (законченная мысль). Одно предложение, другое
предложение, а вот и третье подбежало, продолжая начатый разговор и составился…
(текст, рассказ) Вот она самая большая шестая матрешка.
А теперь посмотрим на карту, присланную Королевой. Ребята, вы знаете, что на
свете много островов, так много, что не счесть, а вот больших материков мы насчитаем
шесть (помним, что материки – огромные пространства суши): Африка, Америка Северная
и Южная, Австралия, Евразия и Антарктида (Вьюжная). На чем можно совершить
путешествие? (ответы детей) Давайте остановимся на водном транспорте – корабле. Но
чтобы не заблудиться, нужно проложить курс, маршрут, по которому поплывут наши
корабли. Море любит умных, смелых, если ты сумеешь делом ум и смелость доказать,
капитаном сможешь стать. Для нашей эскадры давайте проложим маршруты.
2. Графический диктант: 2 клетки вниз, 3вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо, 2
вверх, 3 вправо, 2 вверх, 4 влево, 3 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево
Логопед: теперь мы готовы в путь. На карте он отмечен пунктирной линией, остановки на
всех шести материках.
(аудиозапись «Шум моря») Ходят волны кругом вот такие, вот такие большие как дом. Мы
бесстрашные волки морские, смело в бурное море плывем. (В.ЛебедевКумач)
Приготовили свои бинокли (изображают с помощью пальцев рук).
3. Логопед: Первая остановка – Северная Америка. (звучит сигнал SOS). Сигнал помощи
подает Звуковичок. Злой буквоед сделал невидимыми звуки, но если отгадать хотя бы
несколько из них, чары рассеются над всеми.
Но сначала мы должны вспомнить:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, а бывают звуки речи, мы
их точно знать должны. Звуки четко произносим, слушаем внимательно, буквы
правильно читаем, пишем их старательно.
Речевые звуки какие бывают? (гласные и согласные)
Чем они отличаются (у гласных во рту нет преграды, у согласных – есть)
Что может быть преградой во рту? (кончик языка, спинка языка, губы, зубы)
Чем отличается простой гласный от сложного? (у простого – один звук, у сложного
– два)
Какие бывают согласные? (звонкие и глухие, твердые и мягкие)
Какие согласные всегда твердые? (ш, ж, ц)
Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й) Какой звук никогда не живет в начале слова? (ы)
Какие буквы не имеют звуков? (ь, ъ)
А теперь, давайте расколдуем звуки (дети по карточкамсимволам отгадывают звуки)
Ш – губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашечки, кончик языка вверху,
воздушная струя удлиненная и теплая, во рту преграда – звук согласный, глухой (горлышко
молчит), бывает только твердым, шипящий (змея).
З – губы улыбаются, кончик языка упирается в передние нижние зубы, во рту преграда –
звук согласный, воздушная струя удлиненная и холодная, звук звонкий) горлышко звенит),
бывает и твердым , и мягким, свистящий (свисток)
М – губы смыкаются, язык внизу, воздушная струя коротка (взрывчики), во рту преграда –
звук согласный, звук звонкий (горлышко звенит), бывает и твердым, и мягким, носовой
(нос).
И – губы улыбаются, язык внизу, воздушная струя длинная и горячая, преграды во рту нет
– звук гласный.
4. Логопед: Плывем к следующему материку. Ваши бинокли. Это Южная Америка.
Посмотрите, кто это? Буковка. Грустная она. Всех ее буквподруг Буквоед с помощью
кривых зеркал превратил в перевертыши, заразил зеркальной болезнью. Давайте их
расколдуем (дети «лечат» буквы и читают получившиеся предложения).
5. Логопед: И снова в путь! Плывем к Африке. Что еще натворил Буквоед? Ктото плачет!
Это Фея Красного Замка. Какие звуки здесь живут? (гласные). Буквоед украл у Феи ее
жильцов, изза этого слова сломались и их нельзя прочитать. Давайте, ребята, вставим
нужную гласную и «отремонтируем» слова. (одновременно дети повторяют правила: ЖИ –
ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ).
Ч…СЫ РОЩ… МАШ…НА Ж…ВОТ Щ…КА ВОРЧ…Н …БКА СТ…ЛЫ
Почему мы в слове СТОЛЫ пишем О, а не А? (Это Буквоед нас путает. Чтоб не
сделать нам ошибку, мы отыщем словорыбку. Это слово не простое: для проверки
золотое! Безударный гласный в нем без труда с тобой найдем. Встанет он под
ударенье и рассеет все сомненья)
А вот еще одно превращение! В слове ЮБКА мы слышим после Ю звук П, а
написана буква Б. Как же нам решить эту проблему? (Изменить слово, сказать его
ласково. Часто в слове звук согласный очень нечеткий, очень неясный. Быстро
уверенность он обретет, как только гласный к нему подойдет)
А вы заметили, что у слова ЮБКА Буквоед забрал краски, цвет и теперь она
выглядит чернобелой. Давайте поможем этому слову, составив для него звуковою
схему (зеленый кружок, красный, синий, синий, красный).
6. Физкультминутка: Раз мы в Африке, то девочки и мальчики теперь вы попугайчики.
Быстро все на пальму сели, друг на друга поглядели. Встали, головами повертели, на
лиану полетели. Крылья хорошо иметь, сидеть можно и лететь.
7. Логопед: теперь снова в путь. 4 й материк – Антарктида – ждет нас. Ваши бинокли.
Вот она суша, покрытая снегом. Какую же пакость совершил здесь Буквоед? Расскажет
нам об этом Фея Синего Замка. Оказывается Буквоед заморозил буквы, превратил их в
комочки, сосульки, и слова распались на части – ледяные осколки. Поможет им только
тепло. А какое тепло есть у нас с вами? (тепло наших рук, ладошек).Каждому из вас
нужно опустить руку в свой мешочек, на ощупь определить букву и вместе с соседом
по парте составить слово из отгаданных букв (слова: туфля, шарик, ключ, сапог, сумка,
шляпа, дом, банка, баян). Посмотрите, вот некоторые из этих предметов, слова которые
у вас получились. Вы узнали их? (да) Кому они принадлежат? (Незнайке, Буратино,
Печкину и т.д.) (Звучит сигнал SOS). Оказывается мало того, что Буквоед украл талисманы у сказочных героев, но чтото случилось и с ними самими. Поплывем их
выручать? (да)
8. Логопед: Ваши бинокли. Вот и Австралия. Посмотрите как много героев сказок
здесь. У них слет сказочных персонажей. Но беда в том, что Буквоед заколдовал вход
во все гостиницы. Можно расселить героев, если только правильно разделить их имена
и названия по слогам. В гостинице с одним окошком живут герои, в названии которых
один слог и т.д. (каждый ребенок подходит к столу, выбирает сказочного персонажа,
делит его имя на слоги и ставит около домика с соответствующим числом окошек).
9. Логопед: Отправляемся к конечной остановке нашего пути – к Евразии. А вот и
Принц Ударения. В руке у него волшебная палочка, с помощью которой он выделяет
ударную гласную в слове или ударное слово в предложении. Да вот беда, все
предложения исчезли (так все устроил Буквоед). Остались только схемы. Давайте
вспомним, о чем они нам говорят.
Дети определяют словапредметы, слова – действия, слова – признаки.
Вспоминают какие типы предложений бывают (Если мысль закончил ты, записал
все в строчку, не забудь, в конце поставь кругленькую точку. Чувства сыплются
наружу! Восхищение в глазах? Торжество, тревога, ужас! Восклицательный
здесь знак! С почемучкой дружишь ты? Значит и в тетрадке, знак вопроса смело
ставь, будет все в порядке!)
О чем говорит нам заглавная буква? (Нам понять бы главное – когда писать
заглавные. Не оставим без вниманья ни единого названья. Люди носят имена – в
них заглавная нужна. И живет она свободно в кличках всяческих животных.
Ставится буква в предложении в начале, чтобы начало все замечали).
Логопед: Буквоед так все запутал, что для того, чтобы к этой схеме подобрать
предложение, нужно проделать долгий путь.
Сначала находим зашумленные буквы в портрете любимой кошки Буквоеда
(М, Р, И).
Теперь из отгаданных букв составляем слово (МИР).
Далее на первую букву этого слова придумайте словопредмет, на вторую
букву – словодействие, на третью – словопризнак. Из придуманных слов
составляем предложения. И, наконец, самое ответственное, подбираем к составленным предложениям
нужную схему.
10. Логопед: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, освободили от
колдовства Буквоеда всех жителей страны Златоустии. Наступил момент для
открытия шкатулки. Давайте посмотрим, что там. Так ведь это медали для вас,
ребята, за то, что вы своими знаниями и умениями смогли победить Буквоеда.
Каждый из вас сегодня награждается медалью «Почетный Грамотей Златоустии».
На этом наше кругосветное путешествие по стране Златоустии сегодня
заканчивается, но вновь оно у вас начнется в школе в первом классе.
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе «Кругосветное путешествие по стране Златоустии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.