Итоговое тестирование по родной литературе (русской) 11 класс
Вариант 1
1. Притча —это:
А) Малый повествовательный жанр, иносказательный рассказ, содержащий нравственное или религиозное наставление;
Б ) Народное творчество, чаще всего устное;
В) Прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом;
Г) Литературный и музыкальный жанр. Крупное или среднее по объёму стихотворное произведение.
2. Б. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» поднимает проблемы:
А) Взаимоотношения родителей и их детей;
Б ) Роль матери в жизни человека;
В) Недостаточное внимание детей к своим матерям, родителям;
Г) Проблема разрушения семейного очага.
3. Дедушка Лены в повести Железникова В. «Чучело» коллекционировал:
А) Книги;
Б ) Посуду;
В ) Картины;
Г) Марки.
4. В рассказе А. Грина «По закону» доктор предлагал раненому:
А) Не винить себя за все, что с вами происходит. Не сожалеть, что нельзя вернуть время, чтобы что-то изменить;
Б) Выбирать то окружение людей, чьи черты вам интересны;
В ) Поступить "по человечеству" - простить раскаявшегося виновника, а можно поступить "по закону" - отдать виновника под суд;
Г) Попробовать относиться к симптомам беспокойства как к простуде. Нужно время и терпение, чтобы заставить их пройти.
5. Повесть А.Алексина «Безумная Евдокия» дает нравственные уроки:
А) Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью;
Б) Эгоистичное, легкомысленное отношение к близким людям чревато болью, обидой, иногда бедой;
В) Нужно всегда соблюдать правила этикета;
Г) Желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
6. Авторская позиция А. И. Куприна в рассказе «Святая ложь» выражена мыслью, что:
А) Ложь может быть оправдана, если она «святая», во благо близкого человека. «Святая» ложь всегда имеет благие цели;
Б) Речь человека свидетельствует о его отношении к окружающему миру, самому себе;
В) Дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям;
Г) Ложь оправдать нельзя ни при каких обстоятельствах.
7. Определите одну из основных мыслей повести Тендрякова В. «Люди или нелюди»:
А) Друзья помогут преодолеть любые трудности;
Б) Жизнь многогранна, она может быть суровой или благополучной, бедной или богатой, счастливой или не очень, но она прекрасна;
В) Всех нас жизнь учит через малое сознавать большое: через упавшее яблоко - закон всемирного тяготения, через детское "пожалуйста" - нормы человеческого общения. Всех учит, но, право же, не все одинаково способны учиться;
Г) Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
8. Главная героиня Валя Зайцева с Васильевского острова в рассказе Яковлева Ю. «Девочка с Васильевского острова» прочитала:
А) Мемуары солдата;
Б )Газету военного времени;
В )Дневник Тани Савичевой;
Г ) Записки врача.
9. Особое место в очерках К. Симонова занимает тема:
А) Взаимной выгоды;
Б ) Счастья в личной жизни;
В) Труда;
Г) Дружбы, взаимной поддержки в бою.
10. К.Паустовский в рассказах «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик» поднимает проблему:
А) Заботливого отношения к животным;
Б) Милосердия, уважения к людям, любви по отношению к природе, помощи друзьям;
В ) Недоверчивости по отношению к незнакомым людям;
Г) Доброты, часто приводящей к разочарованию в людях.
11. Установите соответствие отрывка произведению: «Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно! Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей»:
А) Бунин И. «Слепой»;
Б ) Паустовский К. «Бакенщик»;
В) Солоухин В. «Летний паводок»;
Г) Грин А. «По закону».
12. Установите соответствие отрывка и произведения:
А) Это было на фронте. Кормили плохо, вечно хотелось есть. Ах, как хотелось есть! Вдруг видим: без гимнастёрки, что-то держа в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ. Подбежал. Лицо сияющее. Свёрток – это гимнастёрка, а в неё что-то завёрнуто. |
1 Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» |
Б) Никого не было сейчас на земле меж нами и противником. Но одно странное существо спокойно брело по той пустой, никем сейчас не обитаемой земле. Юхов всмотрелся в отдаление. По земле тихо шла маленькая серая русская лошадь |
2 Астафьев В. «Худого слова и растение боится» |
В) У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. |
3 Платонов А. «Иван Великий» |
Г) Осенью дело было. Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. Я обрубил, вычистил землю вокруг дикой рябинки, и давай она расти, крепнуть одним стволом. |
4 Розов В. «Дикая утка». |
13. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении
противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора— это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы
слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка
слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном
расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке
усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
14. Соотнесите тропы и их определения.
1.Синекдоха |
А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
2. Аллегория |
Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними |
3. Сравнение |
В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола |
Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. |
5 .Олицетворение |
Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления. |
Итоговое тестирование по родной литературе (русской) 11 класс
Вариант 2
1. Тема «маленького человека» в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный» выражена в том, что:
А) Нужно верить в чудеса;
Б) Все люди на земле должны жить в мире;
В) Нужно уважать людей;
Г) Писатель призывает своих современников к сострадательности, к ощущению чувства вины перед «маленьким человеком» за нежелание прийти к нему на помощь, за его бедственное положение.
2. Определите тему повести Железникова В. «Чучело»:
А) Драма детских взаимоотношений, жестокость, бесчувствие юных созданий;
Б ) Семейные отношения на широком историческом фоне;
В ) Изображение жизни людей, их труда, событий в окружающей действительности.
Г) События, судьбы героев на протяжении всей жизни.
3. Основная мысль в рассказе Бондарева Ю. «Взгляд» состоит том, что:
А) Красота душевная гораздо важнее красоты внешней;
Б) Поступками люди дарят друг другу счастье;
В) Необдуманные поступки приводят к трагическим последствиям;
Г ) Нужно всегда иметь собственный взгляд на проблему.
4. Главная мысль рассказа В.Солоухина «Под одной крышей» состоит в том, что:
А) Добро сильнее зла;
Б ) Красота спасёт мир;
В ) Нет худа без добра;
Г ) У страха глаза велики.
5. Описание внешности литературного персонажа называется:
А ) Пейзаж
Б ) Натюрморт
В ) Портрет
Г ) Сюжет
6. Неразрывную связь малой родины с Россией в повести «Летят мои кони» писатель Б. Васильев видит:
А) В любви к матери, к родному дому, природе, к собственной семье и к малой родине.
Б) В любви к животным;
В ) В знании фольклора;
Г ) В интересе к другим странам.
7. В сборник «Затеси» В. Астафьева не входит рассказ:
А) «Биение сердца»;
Б ) «Худого слова и растение боится»;
В ) «Мелодия»;
Г ) «Слепой».
8. Повествование в рассказе Крупина В. « Сбрось мешок» ведется:
А) От лица автора;
Б ) От лица Вари, дочери грузчика;
В) От лица братьев;
Г ) От третьего лица, не являющегося героем.
9. Эпитет — это:
А) Это прием намеренного использования противоречивых понятий вместе, до нелепости острое выражение, специальная стилистическая ошибка или фигура речи, сочетание несочетаемого;
Б) Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения;
В) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака;
Г) Сюжет произведения.
10. Основная мысль в рассказах К.Паустовского «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик» состоит в том, что:
А) Нельзя заплывать за буйки;
Б) Нельзя быть доверчивым по отношению к незнакомым людям;
В) Доброта часто приводит к разочарованию в людях;
Г) Нужно быть милосердным, уважать людей, любить природу, помогать друзьям.
11. Установите соответствие отрывка произведению: «Зато на другой день Зинаида встала пораньше и собралась в храм. День опять был не простой, с хорошим праздником, Иоанна Богослова, и погода была солнечная – теплая для этого времени необыкновенно. Опять надела Зинаида свой огненный халат, хорошую кофту, опять не дотумкала одеться победнее. Повязала платок розовый холодный и заколыхала через проспект»:
А) Солоухин В. «Летний паводок»;
Б ) Л. Улицкая «Народ избранный»;
В) Железников В. «Чучело»;
Г ) Грин А. «По закону».
12. Установите соответствие название произведения и автора:
А) Алексин А. |
1 «Еще не лето». |
Б) Екимов Б. |
2 «Домашний совет» |
В) Паустовский К. |
3 «Балерина политотдела» |
Г) Яковлев Ю. |
4«Нет ли у вас молока?» |
Д) Симонов К. |
5 «Взгляд» |
Е) Толстая Т. |
6 «Солдатская слава». |
Ж) Бондарев Ю. |
7 «Слепой» |
З) Бунин И. |
8 «Лёгкие миры» |
13. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно
несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение
какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста:
рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают
единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или
словосочетания.
14. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора |
А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. |
2.Оксюморон |
Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. |
3. Инверсия |
В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). |
4. Парцелляция |
Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. |
5. Риторический вопрос |
Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.